">
Прикладные науки Социология
Информация о работе

Тема: Современные концепции лидерства и их использование

Описание: Харизматическим лидер. Менеджер. Интеллектуальные способности. Черты характера личности. Приобретенные умения. Неэстетический. Природа и определение понятия. Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Социология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 31.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 90
Поднять уникальность

Похожие работы:

Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации (публикации, речь, жесты, позы и т.п.) последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятие на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера-преобразователя или лидера-реформатора.

2.4. Концепция преобразующего лидерства или лидерство для изменений.

Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно иначе. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель. Он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.

Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации. Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы/организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя.

Вывод:

Традиционный подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.

Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

Заключение.

Традиционные и ситуационные концепции лидерства в своей основе имеют предположение, заключающееся в том, что лидерство и его управленческий эффект могут быть измерены и легко определены. К сожалению, на практике это не всегда так. Потребность в разработке новых подходов к изучению лидерства была вызвана также еще тем, что традиционные и ситуационные подходы делали односторонний упор либо на черты и поведение лидера, либо на ситуацию, в которой он выбирал нужный ему стиль. Поэтому появившиеся в последнее время концепции лидерства пытаются соединить эти две хорошо изученные стороны вместе, т.е. провести ситуационный анализ эффективного лидерства как совокупности лидерских черт и их проявления в поведении.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой - лидерство - это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер - последователи», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

Список использованных источников и литературы.

Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Т.Д. 2004. – 440 с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 528 с.: ил.

Вайсман А., Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Экономика, 2005

Казначевская Г. Б., Чуев И. Н., Матросова О. В., Менеджмент. - М., 2006.

Веснин В. Р., Основы менеджмента. М.: ИМП, 2006

Виханский О. С., Наумов А.И. // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2. № 3. С. 105-126.

Гончаров В. И. Менеджмент. – Минск, 2005 г.

Косолапов А.Б. Менеджмент. Учебное пособие. - М., 2007 г.

Лапин А. Н. Управление современной организацией/ А. Н. Лапин // Управление персоналом, 2005г.

Любимова Н. Г. Менеджмент — путь к успеху. — М.: 2004.

Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение. - Минск: Новое знание, 2004.

Панов. А.И. Менеджмент. М.: ЮНИТИ 2004г.

Румянцева З. П., Саломатина Н. А., Менеджмент организации. Учебное пособие. М.: Инфра-М,2004.

Уткин Э. А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М., 2005 г. Цай Т.Н. Конкуренция и управление предприятием в условиях рынка: М, 2004г

Хасби Д. Менеджмент / Д. Хосби. – М.: Контур, 2002г.

Фатхутдинов Р.А. Менеджмент / М.:Интел- Синтез, 2000г.

Ансофф. С. Стратегическое управление / с. Ансофф. – м: Экономика. 2003г.

Боумен К. Основы менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 175 с.

Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2005.

Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. –М.: РДЛ, 2004

Приложение 1.

Таблица. Отличие менеджера от лидера. Менеджер  Лидер  Администратор

Инноватор  Поручает Вдохновляет  Работает по целям других Работает по своим целям  План - основа действий Видение - основа действий  Полагается на систему Полагается на людей  Использует доводы Использует эмоции  Контролирует Доверяет  Поддерживает движение Дает импульс движению  Профессионален Энтузиаст  Принимает решения Превращает решения в реальность  Делает дело правильно Делает правильное дело  Уважаем Обожаем  

Приложение 2.

Таблица. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров. Интеллектуальные

способности  Черты характера

личности  Приобретенные умения  

• Ум и логика

• Рассудительность

• Проницательность

• Оригинальность

• Концептуальность

• Образованность

• Знание дела

• Речевая развитость

• Любопытство

и познавательность

• Интуитивность 

• Инициативность

• Гибкость

• Бдительность

• Созидательность

и творчество

• Честность

• Личностная целостность

• Смелость

• Самоуверенность

•Уравновешенность

• Независимость

•Самостоятельность

• Амбициозность

• Потребность

в достижениях

• Настойчивость

и упорство

• Энергичность

• Властность

•Работоспособность

• Агрессивность

• Стремление к превосходству

• Обязательность

• Участливость 

• Умение заручаться

поддержкой

• Умение кооперироваться

• Умение завоевывать

популярность и престиж

• Такт и дипломатичность

• Умение брать на себя

риск и ответственность

• Умение организовывать

• Умение убеждать

• Умение менять себя

• Умение быть надежным

• Умение шутить

и понимать юмор

• Умение разбираться

в людях  

Приложение 3.

Таблица. Этика и харизма. Неэстетический харизматический лидер  Эстетический харизматитеский лидер  Использует власть только в личных интересах Использует власть в интересах других  Продвигает только свое личное видение Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей  Пресекает критику в свой адрес Считается с критикой и извлекает из нее уроки  Требует беспрекословного выполнения своих решений Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам  Коммуницирует только в одном направлении: от себя вниз Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию  Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей Научает, развивает и поддерживает последователей, делит свою славу с другими  Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов Полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения организационных и общественных интересов  

1 2