">
Прикладные науки Социология
Информация о работе

Тема: Социализация личности в современной России

Описание: Личность как социальный феномен и ее социализация. Теоретико методологическая база. Личность как объект изучения отечественными учеными. Макро, мезо и микрофакторы социализации личности в условиях трансформации современного российского общества.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Социология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 11.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 282
Поднять уникальность

Похожие работы:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарно-педагогический институт

Кафедра журналистики и социологии

Курсовая работа по дисциплине

«Основы социологии»

«Социализация личности в современной России»

Тольятти 2012

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Личность как социальный феномен……………………………….6

1.1. Теоретико-методологические основы исследования личности в трудах зарубежных исследователей……………………………………………………...6

1.2. Личность как объект изучения отечественными учеными………………15

Глава 2. Социализация личности в современном российском обществе…………………………………………………………………………21

2.1. Социализация личности как социокультурное явление: определение, агенты и этапы……………………………………………………………...……21

2.2. Макро, мезо и микрофакторы социализации личности в условиях трансформации современного российского общества………………………..25

Заключение ………………………………………………………………………37

Список литературы……………………………………………………...……….39

Введение

Актуальность проблемы. Проблема социализации относится к разряду тех проблем общественного развития, которые никогда не потеряют свою актуальность, так как отражают сущность, закономерности и особенности существующего в обществе механизма наследования, обеспечивающего сохранение и передачу новым поколениям накопленного социального опыта, ценностей и институтов.

Социализация это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социальные изменения, происходящие в последние десятилетия во всех сферах жизни российского общества, выдвинули в ряд актуальных проблем тему социализации личности в условиях социетальной трансформации.

При этом немаловажно и то, что направленность процесса социализации индивидов в том или ином обществе как межпоколенной трансляции накопленного опыта человечества, влияет на функционирование и развитие социальных отношений во всех областях общественной жизни: экономической и управленческой, медицинской и художественной, педагогической и научной, информационной и технической.

Процесс социализации личности изучается с разнообразных точек зрения и позиций в ряде социально гуманитарных наук, что порождает определенные трудности при попытке целостного анализа изучаемых социальных явлений. В связи с этим в рамках данной курсовой работы необходимо систематизировать накопленные знания, используя интегративный подход к анализу социализации личности в современной России.

В настоящее время в условиях модернизации российского общества, с одной стороны, социального дисбаланса, с другой стороны, изучение проблемы социализации личности имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью общества, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения. Главное заключается в том, чтобы личные интересы, потребности людей в основном не расходились с требованиями общества, с индивидуальными возможностями и способностями личности. Из этого вытекает необходимость социального исследования проблем социализации человека, факторов влияния на его формирование как личности.

И как следствие этого процесс социализации не только не приостановился, но продолжается развиваться. Таким образом, мы являемся свидетелями зарождения принципиально иной модели российского общества, где происходит ломка менталитета, постепенно исчезают старые нормы и возникают инновационные установки, т.е. происходит смена парадигмы ценностного мышления в направлении приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей, признании прав, свободы и достоинства каждой личности. В этом также проявляется актуальность исследуемой темы.

Целью данного исследования является анализ процесса социализации личности в современной России.

Задачи исследования:

1) Изучить личность как объект воздействия социальных институтов и групп, основных агентов социализации;

2) Охарактеризовать этапы и факторы социализации личности на макро, мезо и микроуровнях в условиях динамичных социальных изменений;

3) Представить перспективы развития процесса социализации личности в современном российском обществе.

Объектом данного исследования является личность как социальный феномен, предметом – социализация личности в современном российском обществе.

Теоретико-методологическая база. В курсовой работе были использованы классические и современные концепции социализации личности, разработанные в рамках психологического направления – З. Фрейда, Э. Фромма, К.Г. Юнга; социологические теории Э. Дюркгейма, Ч.Х. Кули, Т. Парсонса, П. Бергера и Т. Лукмана.

Целостный анализ психологического аспекта социализации личности представлен в трудах отечественных ученых. Среди них – К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов.

Глава 1. Личность как социальный феномен

Теоретико-методологические основы исследования личности в трудах зарубежных исследователей

Личность выступает объектом изучения многих наук социально гуманитарного направления философии, психологии, культурологии и социологии. С точки зрения последней, личность рассматривается как социальный феномен, выступающий с одной стороны, как объект воздействия агентов, социальных групп и институтов в процессе социализации, с другой как субъект, вступающий в разнообразные социальные отношения, используя накопленный социальный опыт.

Далее в данной работе будет рассматриваться теории и концепции в направлении психологии. Рассмотрим анализ психологических аспектов развития личности представленных в концепциях 3. Фрейда, Э. Фромма, К.Г. Юнга.

Под влиянием идей З. Фрейда, возник образ личности как системы нужд. При этом общество в его теории выступает как система запретов, табу.

Выделенные австрийским психологом психические системы собственно бессознательного и предсознательного он объединяет в одну в тех случаях, когда анализирует взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре психики личности.

Но во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное лишь особой инстанцией, настраивающейся над бессознательным; своим происхождением сознательное обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики.

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, З. Фрейд исходит из того, что выделенный им глубинный, природный ее слой «Оно» – функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей и вожделений индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения.

На первый взгляд может даже показаться, что именно «Я», это сознательное начало, является той движущей силой, которая заставляет «Оно» изменять направление своей деятельности в соответствии с санкциообразующими нормативами социального бытия. Однако во фрейдовской структуре личности дело обстоит иначе: не «Я» управляет «Оно», а наоборот, «Оно» исподволь, не властно диктует свои условия «Я».

По убеждению Э. Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. Немецкий ученый стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура  страсти человека и тревоги его  продукт культуры».

«Дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчужденность, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними все эти и многие другие стремления, и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни. Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. Образ жизни, обусловленный особенностям экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить».

В своей книге «Бегство от свободы» (1941) немецкий психоаналитик исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провел анализ периода становления личности эры капитализма периода формирования новой философии, нового мировоззрения на человека и смысл его жизни. На примере психологического анализа мировоззрений Лютера и Кальвина Э. Фромм пытается дать более развернутую и полную картину исторических процессов и их влияния на человека, определить причины бегства человека от самого себя и от собственной свободы. Во второй своей книге «Человек для самого себя» (1947), которая, по сути, является продолжением «Бегства от свободы», Э. Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие. Согласно с последними данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя «приспособление» никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия)».

Моральная проблема по Э. Фромму, – это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

По мнению известного ученого К.Г. Юнга, личность чрезвычайно сложная структура. Сложность не только в том, что в нее входит огромное количество компонентов, но и в том, что отношения между ними очень запутаны. Ни у одного другого теоретика личности нет столь сложного описания структуры личности.

Личность (душа, психика, «психологическая личность») состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки интроверсия и экстраверсия, и функции мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость центр всей личности.

Переходим к рассмотрению концепции социальной самости Ч.Х. Кули. Под словом «самость» (self) в данном контексте «подразумевается попросту то, что в обыденном языке обозначается местоимениями первого лица единственного числа «я» (I), «меня» (me), «мое» (my), «я сам» (myself)». 

Отличительной чертой идеи, именами которой являются местоимения первого лица, выступает, очевидно, некий характерный тип чувства, которое можно назвать «чувством моего (my-feeling)» или «чувством присвоения (sense of appropriation)». Почти все виды идей могут быть связаны с этим чувством и быть, поэтому названы «я» или «мое».

Американский ученый имеет в виду не то, что чувственный аспект самости обязательно важнее любых других, но что он есть непосредственный и решающий признак и доказательство того, чем является «я».

Чувство, или ощущение, самости можно рассматривать как инстинктивное, оно, несомненно, развивалось в связи с его важной функцией по стимулированию и объединению всевозможных особых деятельностей индивидов.

Социальная самость это просто какая-то идея или система идей, извлеченная из коммуникационной жизни и взлелеянная разумом как своя собственная. Главным образом самоощущение располагается внутри общей жизни, а не вне ее; то особое стремление или тенденция, эмоциональным аспектом которого оно является, находится в основном в мире личностных сил, отраженном в сознании миром личностных впечатлений.

Будучи связанной с мыслью о других людях, идея самости всегда есть сознание человеком особого дифференцированного аспекта своей собственной жизни, потому что это тот аспект, который должен поддерживаться целенаправленностью и стремлением; и его более агрессивные формы имеют тенденцию присоединяться ко всему тому, что человек находит одновременно благоприятствующим его собственным намерениям и расходящимся с намерениями других людей, с которыми он находится в состоянии ментального контакта.

Самоощущение есть одно из средств, с помощью которого достигается это разнообразие.

Так же, самоощущение можно рассматривать как в известном смысле антитезу, или, скорее, как дополнение той бескорыстной и созерцательной любви, которая имеет тенденцию стирать ощущение какой-то отличающейся индивидуальности. Любовь такого рода не предполагает никаких границ, она есть то, что мы ощущаем, когда наше сознание расширяется и усваивает новый неопределенный опыт, тогда как самоощущение сопровождает присвоение, ограничение и отстаивание какой-то определенной части опыта; первая побуждает нас принимать жизнь, а второе индивидуализировать ее. Самость с этой точки зрения можно рассматривать как своего рода цитадель сознания, укрепленную снаружи и хранящую отборные сокровища внутри, в то время как любовь является безраздельным участием в жизни остальной вселенной. В здоровом сознании одно способствует росту другого: то, что мы любим сильно и в течение долгого времени, мы, скорее всего, вносим внутрь цитадели и утверждаем в качестве части нас самих. С другой стороны, только базируясь на прочной самости, личность способна проявлять постепенно возрастающие сочувствие и любовь.

Переходим к рассмотрению социологических взглядов о личности. Рассмотрим социологический анализ теории Э. Дюркгейма.

При всей приоритетности общества над индивидом, признание которой было характерно для Э. Дюркгейма, французский ученый стремился показать в своем анализе их взаимозависимость, когда каждая из сторон оказывается заинтересованной в развитии другой. Смысл его подхода заключался в подчеркивании того, что общество не может развиваться и процветать, если человек угнетается и низводится до уровня машины. Превращение индивида в придаток машины явление в высшей степени нежелательное для общества, считал французский социолог.

Поэтому он выступал за проявление индивидуальных способностей каждого человека. Именно в создании условий для этого, по мнению ученого, должна заключаться подлинная дифференциация общества. Она должна основываться не на социальных привилегиях, а на возможностях многообразных индивидуальных проявлений личности. По мнению Э. Дюркгейма, «быть личностью  это значит быть самостоятельным источником действия. Человек приобретает это качество только постольку, поскольку в нем есть нечто, принадлежащее лично ему и индивидуализирующее его...».

С одной стороны, человек становится свободным в своем собственном поведении и независимым от влияния окружающей социальной среды вследствие разделения труда. Как отмечает социолог, последнее «проникает» в личность, и «индивид все более становится независимым фактором своего собственного поведения. Разделение труда само способствует этому освобождению, ибо индивидуальные натуры, специализируясь, становятся сложнее и, в силу этого, отчасти избавлены от коллективного воздействия и от наследственных влияний...».

С другой стороны, демонстрируемая человеком деятельность «не его деятельность. Это общество, раса, действующая в нем и через него; он только посредник, через которого они осуществляются. Его свобода только кажущаяся, а его личность заимствована». Как видно, проблему взаимодействия общества и личности Э. Дюркгейм связывает с диалектикой свободы и несвободы последней, а роль связующего звена между ними играют разделение труда и социальная солидарность. Эти общественные явления (а также отражающие их соответствующие научные категории) и здесь выступают ключевыми.

Постоянно подчеркивая ведущую роль общества в его отношениях с личностью, французский социолог, тем не менее, стремился к выявлению реального места человека в системе его взаимосвязей с многочисленными социальными институтами. Более того, он говорил даже о существовании культа человека и возвеличивании личности. Ученый считал, что «так как возвеличивание личности является единственной целью, которую можно преследовать коллективно, то она не может не приобрести в глазах всех исключительной важности». Но при этом он постоянно предупреждает о недопустимости эгоистического индивидуализма и отрыва личности от общества. Крайний индивидуализм, по его мнению, не только благоприятствует возникновению причин, вызывающих самоубийство, но может сам считаться одной из причин такого рода. «Дело идет ведь не о том, пишет он чуть ниже, чтобы сосредоточить каждую отдельную личность на самой себе и на ее личных интересах, но о том, чтобы подчинить ее всеобщим интересам человеческого рода». 

Взаимоотношение между обществом и личностью социально по своей природе, а характер его таков, что может способствовать либо укреплению, либо разрушению социальных связей. Первое осуществляется на базе действия разделения труда, моральных факторов, принципов социальной солидарности. Разрушение социальных связей происходит в процессе общественных болезней. В качестве одной из них Э. Дюркгейм анализировал самоубийство. 

Перейдем к рассмотрению структурно-функционального анализа Т. Парсонса.

Концепция личности получила широкое распространение в структурно - функциональном анализе. Видный представитель данного направления Т. Парсонс рассматривает личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Система личности по американскому ученому контролируется системой культуры, а также социальной системой. Но это не означает, что Т. Парсонс не признавал определенную независимость системы личности: «Будем считать, что, несмотря на то, что основное содержание структуры личности исходит из социальных систем и культуры путем социализации, личность становится независимой системой через отношения с собственным организмом и неповторимость собственного жизненного опыта; и это не просто побочное явление».

Личность определяется как организованная система ориентации и мотивации к действию индивидуального агента. Основным элементом личности является «потребностная диспозиция». Т. Парсонс и Э. Шилз определяли потребностные диспозиции как «важнейшие элементы мотивации к действию». Ученые отличали потребностные диспозиции от побуждений, представляющих собой врожденные тенденции - «психологическую энергию, которая делает действие возможным». Другими словами, побуждения являются скорее частью биологического организма. Потребностные диспозиции становятся как «эти же тенденции, когда они имеют не врожденный характер, а приобретаются в процессе действия как таковом». Иначе говоря, потребностные диспозиции есть побуждения, формируемые социальным окружением.

Это описание дает весьма пассивный образ агентов. Представляется, что на них либо влияют побуждения, в которых главенствует культура, либо, что более обычно, их формирует комбинация побуждений и культуры (т. е. потребностные диспозиции). Пассивная система личности слабое место в целостной теории, и Т. Парсонс, кажется, сознавал это. Несколько раз он пытался наделить личность некоторой креативностью. Например, он сказал: «Мы не имеем в виду, что ценности личности целиком представляют собой «интернализованную культуру» или просто строгое соблюдение правил и законов. При усвоении культуры человек производит творческие изменения; но новый аспект не есть аспект культуры». 

Несмотря на подобные заявления, преобладающее впечатление от творчества Т. Парсонса пассивная система личности.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что личность это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.

Личность как объект изучения отечественными учеными

Личность представляет собой объект пристального изучения отечественными и современными российскими учеными. За последнее столетие в отечественной науке сложился ряд теоретических подходов, имеющих принципиальное значение для разработки проблем социальной психологии личности. Рассмотрим не которых представителей.

Рассмотрим взгляды отечественных психологов относительно изучаемого нами феномена. Доктор психологических наук К.А. Абульханова-Славская дает такое определение личности: «Личность субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий».

Профессор считает возможность изменения позиции личности по ходу осуществления деятельности. Отсюда делается вывод о том, что, учитывая отношение личности к своей деятельности, можно определить не только меру активности личности, но, в первую очередь, то, какие возможности она предоставляет для развития личности. Вместе с тем четко формулируется методологическая задача, согласно которой психология, рассматривая внутренние механизмы развития личности, этапы становления, должна основываться и учитывать социальные условия и цели становления личности.

Советский психолог Б.Г. Ананьев рассматривает проблему личности с точки зрения жизненного пути в комплексном подходе к изучению человека.

«Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях».

Концепция ученого предполагает, что характеристики личности раскрываются через общественные отношения и определяемые ими функции. Любые свойства человека как субъекта (носителя активности) и свойства человека как индивида (биологические и психологические) могут быть включены в любые из социальных связей, считает Б.Г. Ананьев.

Отечественный психолог А.А. Бодалев подчеркивает, что личность выступает как выразитель общечеловеческих ценностей, реализуя которые, человек усиливает свою «личностность». «Самотворение» личности человеком осуществляется через интенсивную работу его внутреннего мира, в результате чего принимаются решения, претворяющиеся в поступках, приумножающих основные ценности жизни.

Представитель деятельностного подхода к анализу личности А.Н. Леонтьев, разрабатывая концепцию психологической теории деятельности, особо акцентировал внимание на некоторых проблемах личности. Выражение ученого: «личность это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе…», является отправной точкой для всей теории деятельностного опосредования личности. Считается, что в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. По мнению советского психолога, личность не предшествует деятельности, она порождается ею. Это говорит о том, что личность может выступать и условием, и продуктом деятельности.

Подход к анализу личности как системы отношений в отечественных трудах предложен советским психологом В.Н. Мясищевым. Ученый считал, что единство и многообразие личности раскрываются через взаимосвязь и многообразие отношений. Это требует выделения в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих ее направленность (отношение к людям, себе, к предметам внешнего мира), – считает В.Н. Мясищев. В его понимании, качественная составляющая становления личности заключается в превращении персонального отношения в принципиальное, при котором происходит переход к самостоятельному действию. Иначе говоря, постепенный переход (развитие) отношения к свойству личности и есть суть ее становления.

Отечественный психолог А.В. Петровский дает такое понятие личности: «Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности».

Центральное звено этой концепции, как подчеркивает ученый, понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность.

Перейдем к концепции отечественного психолога К.К. Платонова, представившего структурный подход к пониманию личности. В.А. Аверин, анализируя данную концепцию, указывает, что личность у К.К. Платонова представляет собой динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются:

Отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

Внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

Каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

Объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

Исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: «личность как сумма психических свойств, «личность как опыт человека», «биологизация личности», «социологизация личности».

Применение данных критериев к анализу личности позволило К.К. Платонову выделить в ее структуре следующие основные подструктуры:

1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности. Однако ученый рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К.К. Платонову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.

2. Подструктура опыта, которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». Психолог, признает что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры обучение обусловливает и уровень их анализа психолого-педагогический.

С.Л. Рубинштейн дает понятие личности как: «Личность живой человек из плоти и крови,  вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр взрывных изменений бытия;  бытие, переходящее в идеальную форму».

Согласно С.Л. Рубинштейну, личность понимается как основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния, позволяет взглянуть на личность как универсальное образование, оптимизирующее все психические явления и в то же время само определяющееся ими. Очень важное заключение С.Л. Рубинштейна о «самоценности» психического начала в духовной жизни личности и «возвращении» личности ее переживания дает возможность рассматривать проблему становления личности в единстве с ее, личности, переживанием и отношением, которые находят свое воплощение в удовлетворенности собой, жизнью, отношениями, трудом.

В основе социально-психологического изучения личности, по Е.В. Шороховой, лежит характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь. При этом основными задачами являются исследование социальной детерминации психического склада личности; социальная мотивация поведения; классовые, национальные, профессиональные особенности личности, проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления, самовоспитания и т.д.

Известный отечественный методолог В.А. Ядов считает, что специфика социологического подхода к изучению личности проявляется в рассмотрении её с позиций деиндивидуализированных, деперсонифицированных свойств в качестве определенного социотипа то общее, что привязывает личность к социальной группе, а не особенное, то есть как субъекта исторического социально-экономического процесса.

Практически все крупнейшие отечественные исследователи внесли свой вклад в разработку «деятельностного» подхода – теории, рассматривающей психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивида, хотя, как показано выше, и разрабатывали другие направления. Мы активно поддерживаем понимание того, что основанием системы, которое определяет развитие и функционирование личности, является предметная деятельность.

Таким образом, можно сделать вывод, что анализ системы деятельности, в которой осуществляется жизнь человека в социуме, приводит к раскрытию личности как многоуровневого системного образования. Специфика социального изучения личности заключается в исследовании личности, включенной во все многообразие социальных связей и отношений.

Глава 2. Социализация личности в современном российском обществе

2.1. Социализация личности как социокультурное явление: определение, агенты и этапы

Социализация двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе.

Рассмотрим более подробно общую характеристику социализации по теории П. Бергера и Т. Лукмана.

Социализация такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. Как указывалось ранее, социализация это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту. Можно выделить следующие периоды социализации.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Однако первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений. Первичная социализация – это «та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества».

Вторичная социализация – это «каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества». Это сфера социальных отношений, охватывает вторую половину жизни, когда повзрослевший он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Известный российский социолог А.И. Кравченко предлагает следующее правило для определения конца первичной социализации и начала вторичной социализации. Обретение политической (паспорт, право голосовать), экономической (устройство на работу), и социальной (создание собственной семьи) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации.

Поскольку социализация процесс двусторонний, с одной стороны, происходит усвоение индивидом уже накопленного социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой – благодаря активной деятельности индивида, развивается процесс ретрансляции системы социальных связей. Таким образом, личность в процессе социализации не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные установки, ценностные ориентации, социальные навыки. Этот и есть свидетельство того, что человек не просто пассивно принимает, то, что ему предлагает общество.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализация – это люди, группы или социальные институты способствующие социализации.

Поскольку социализация разделается на два периода, постольку и агенты бывают двух видов: первичные и вторичные.

Как указывает А.И. Кравченко, агентами первичной социализации являются родители, братья, сестры, дедушки и бабушки, близкие и дальние родственники.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, церкви, государства, СМИ и т.п. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, а их воздействие, как правило, менее глубоко, чем у первичных агентов социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций. Например, отец по отношению к своему ребенку играет роли – опекун, администратор, воспитатель, друг, учитель. Агенты вторичной социализации выполняют одну – две функции.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковые роли и имеют равный статус. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направления.

Каждая социальная группа может дать в процессе социализации только то, чему они обучены или социализированы сами. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости. От детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы

Безусловно, рождение не обеспечивает автоматического включения человека в деятельность общества. Но при этом, как решительно настаивал классик отечественной психологии Л.С. Выготский: ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Выросший среди хищных зверей киплинговский Маугли, став взрослым, смог вернуться к людям. А литературный Робинзон, проведя на необитаемом острове двадцать пять лет, умудрился сохранить изысканно – светскую форму общения. К сожалению, в жизни так не бывает. У детей, воспитанных в сообществе зверей, сформировать человеческие формы сознания оказалось невозможным. А всего лишь год, проведенный человеком в условиях изоляций от общества, нередко приводил к необратимым изменениям в его психике.

Можно сделать вывод: личность – это всегда человек. Но не каждый человек является личностью. Человек рождается с предрасположенностью к социальности, но существом социальным он становится постепенно. Поэтому следует различать понятия: индивид, личность и индивидуальность.

Общество развивается посредством практической реализации индивидуальных качеств личностей. Если бы личности не обладали этими качествами, то общество оказалось бы в состоянии вечного застоя. Более того, чтобы стать личностью, индивид должен обрести индивидуальность. "В ходе онтогенетического развития и жизненного пути человека, – писал психолог Б.Г. Ананьев, – происходит прогрессирующая индивидуализация организма и личности человека, охватывающая все уровни этого развития.

По вопросу об окончании социализации точки зрения ученых расходятся. Одни считают, что социализация продолжается всю жизнь. Освоение социальных ролей и культурных норм начинается в младенчестве, проходит ряд этапов, включая обучение, изменение взглядов, привычек, вкусов, и заканчивается в глубокой старости. Другие рассматривают социализацию как процесс социального взросления, он завершается тогда, когда молодой человек осваивает основные роли полноправного члена общества. Постижение появляющихся в обществе новых норм и ролей – это социальная адаптация, она сопровождает человека всю жизнь.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами человека. Они знаменуют важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название – десоциализация, понимаемая как отучение от ранее усвоенных ценностей и норм, ролей и правил поведения. За десоциализацией следует новый этап. Ресоциализация – этап обучения новым ценностям, нормам ролям и правилам поведения взамен усвоенных ранее. Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса, а именно вторичной, или продолженной социализации.

2.2. Макро, мезо и микрофакторы социализации личности в условиях трансформации современного российского общества

Рассмотрим общую характеристику факторов социализации в трактовке российского социального педагога А.В. Мудрика.

Факторы социализации – это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.

Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство)

Влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.

Это космос (Вселенная); планета; мир (совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете); страна (территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы); общество (совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и др. группы, а также государство); государство (звено политической системы общества, которое обладает властными функциями).

1 2