">
Прикладные науки Социология
Информация о работе

Тема: Общество как система

Описание: Этапы становления понятия общество. Социальное действие и взаимодействие, отношения. Базовые потребности человека группообразующих процессов. Нормы элементов систем отношений. Латентные функции и дисфункции главные институты общества.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Социология.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 38
Поднять уникальность

Похожие работы:

Лекция №6

Общество как система

Понятие общества. Общество как субъект социальной жизни.

Этапы становления понятия «общество»

Социальное действие и социальное взаимодействие

Социальные отношения

Формы социальных связей

Социальный институт

Понятие общества.

Что такое общество? Почему человек не может существовать вне общества? Маугли – это только красивая сказка Киплинга. Робинзон, даже если исключить его общение с Пятницей, уже нес культуру осмысленных и опредмеченных в виде орудий труда действий человеческого рода.

Как в индивидуальном развитии вслед за преодолением биологической, физической слитности с другим человеком стремление к свободе, к отделенности от себе подобных, заключенное в позиции ребенка «Я сам!», оказывается одним из этапов становления личности, так и понятие «общество» формируется по мере развития способности людей отделять себя от природы.

«Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой, исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле – как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.

В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в Новое время в ХY1 веке в трудах итальянского мыслителя Н.Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В ХYII веке английский философ Т.Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения договора; ХYIII век характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой – как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновой союз людей, связанных разделением труда, а философ И.Кант – как Человечество, взятое в историческом развитии. Начало Х1Х века было ознаменовано появлением идеи гражданского общества.

Ее высказал Г.Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных.

Основоположник социологии О.Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию – как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций.

По Э.Дюркгейму общество – это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях. М.Вебер определял общество как взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. По К.Марксу общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.

В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:

оно не является частью какой-либо другой более крупной системы. Каждое общ-во является максимальной единицей соц. реальности, то есть не входит в качестве составной части в более крупное общество. Естественно, в настоящее время в связи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения становится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно. Целостность общ-ва обеспечивается тем, что оно существует на отдельной территории, нередко имеет самостоят.государственность и т.д.

имеет собственное название и историю, которая хранится в его памяти.

имеет собственную территорию; «Территория – это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и социальные взаимодействия между индивидами»

пополнение идет главным образом за счет деторождения. Общество воспроизводит само себя за счет: детей от браков между признанными членами общества: в обычном случае ребенок, рожденный членами общества, и сам становится членом данного общества. Естественно, население может пополняться за счет миграции, однако пополнение происходит главным образом все равно за счет представителей того, что обычно называют «коренной нацией». Это отличает общество от большинства других социальных общностей.

имеет развитую собственную культуру. Культура общества тесно связана с национальным менталитетом (от позднелат. Mentalis – умственный) – образом мыслей, совокупностью умственных навыков и духовных установок, присущих представителям той или иной нации, того или иного народа.

Т.о., можно сказать, что общ-во – это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается опред.набор или комплекс символов, норм, установок, ценностей, присущих данной соц.группе и передаваемых из поколения в поколение. Для поддержания целостности общ-ва некоторые социологи называют такие необходимые его свойства, как коммуникация между его членами, производство и распределение товаров и услуг, защита членов общества, контроль за поведением.

Общество «соткано» из различных форм взаимодействий людей, которые достаточно устойчивы и целостны.

Каждое конкретное общество создает определенные модели взаимоотношений индивидов и групп. Связь между людьми можно сравнить с каркасом здания, постоянно перестраивающегося, поскольку общество динамично. Взаимодействие людей в самом общем смысле сводится к тому, что его участники включаются в новую обстановку, в новую среду, к которой принадлежат другие участники этого взаимодействия, испытывают воздействие этой среды, в той или иной мере воздействуют на нее.

Способы взаимодействия индивидов в обществе могут быть различными. Рассмотрим основные на них:

Прежде всего это — непосредственная социальная связь: связь между людьми, находящимися в данное время в данном месте, т. Е. воспринимающими друг друга непосредственно своими органами чувств. Чаще всего это — сотрудничество (выполнение общей работы), которое имеет широкое распространение и играет большую роль в жизни общества. Это материальная физическая связь между людьми. Каждый участник работы оказывает известное воздействие на других и испытывает их воздействие на себе. Такое воздействие содержит помимо материального психологический и идеальный моменты.

Сотрудничество возможно и на почве выполнения религиозного ритуала, игры, политического действия и др.

Другой тип взаимодействия людей в обществе — это опосредованная социальная связь, т. Е. связь между людьми, разделенными либо географическими, либо временными рамками. Если люди разделены лишь географическими рамками, но действуют в одно и то же время, то между ними возможно сотрудничество, например, на базе разделения труда. Крестьянин, производящий в деревне лен, сотрудничает с рабочим, перерабатывающим его в городе на пряжу, хотя они и не видели друг друга никогда; опосредованная связь возможна в области искусства, политической деятельности и пр.

Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время. Такую связь можно было бы назвать связью-воздействием. Каждое данное поколение людей в своем поведении связано с поведением предшествующих поколений: оно опирается на его культуру, накопленные им организационные методы и навыки, отталкивается от суммы идей, совокупности верований, духовных течений, добытых прошлыми поколениями. Эта связь есть действие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика.

Назвав основные типы социальных взаимодействий, отметим, что формы их проявления чрезвычайно разнообразны. Это — и дружба между конкретными людьми, и отношения воспитания между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между учреждениями и пр.

Они могут быть слабыми или прочными, устойчивыми или нет, принимать разные формы. Но в той или иной степени связи существуют между всеми элементами общества, объединяют их в единую всеобъемлющую первоначальную совокупность, именуемую обществом.

2. Этапы становления и подходы к понятию «общество»

Выделим наиболее значимые исторические этапы становления понятия «общество», особенности эволюции которого привели к рождению социологии как самостоятельной науки об обществе.

Слитность человека с природой, с космосом нашла отражение в универсалистских представлениях древних об обществе. «Космическое мироощущение» было общечеловеческим явлением, существовавшим на протяжении тысячелетий в высокоразвитых цивилизациях древности: Египте, Вавилоне, Китае, Индии, Древней Греции. Слово «космос» в его донаучном смысле обозначало «порядок». Применялось оно для определения воинского строя, государственного устройства и даже по отношению к украшающей себя, приводящей себя в «порядок» женщине (отсюда — «косметика»). Применительно к «устройству мира» слово «космос» стало использоваться Гераклитом. О музыкально-математической гармонии космоса и как следствии разумной и упорядоченной жизни человеческого общества писал Пифагор.

Идеи о совместной эволюции космоса, биосферы и человеческого общества развивались русскими естествоиспытателями и философами конца XIX — начала XX вв. — Н. Ф. Федоровым, Н. А. Морозовым, К. Э. Циолковским, А. Л. Чижевским и др. Чижевский писал: «…астрономы, изучающие явления в Солнечной системе, открывают в ней явления, аналогичные функциям живого организма». Этот ученый стремился проникнуть в тайны человеческого общества, разрушая дисциплинарные перегородки между астрофизическими, биологическими и социальными науками.

Долгое время в социальной мысли общество отождествлялось с государством. У Платона общество характеризуют прежде всего политические функции государства — защита населения от внешних врагов, поддержание порядка внутри страны. Методологически важно полное совпадение характеристики устройства общества и души человека. Трем началам души — разумному, яростному и вожделеющему соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей. По Платону, государство — это своего рода «громадный человек».

Государственно-политические представления об обществе с позиций взаимодействия «власти, господства и подчинения» развивает вслед за Платоном Аристотель, который вычленяет и чисто социальные связи людей, рассматривая этические отношения, дружественность свободных и равных друг другу индивидов. Он подчеркивает приоритет индивидуальных интересов и считает, «что должно требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства». «Каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя» («Этика»).

Социальная мысль Нового времени в трактовке общества исходит из концепции «естественного состояния» и общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Герберт Спенсер, Ф. Теннис), согласно которой в основу социальности положены рациональные договорные начала, формально-юридические понятия, взаимная полезность. Большое значение для становления науки об обществе имели труды О. Конта, которого называют отцом социологии. Он синтезирует представления об обществе, вырабатывает такие понятия, как «социальная статика», «социальная динамика», «закон трех стадий» и другие, выдвигает идеи социального прогресса, социального порядка.

В современных условиях переосмысление понятия «общество» связано с информационной революцией, с новым видением мира. Формируется всепланетная цивилизация на началах органического сочетания единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, плюрализма, множественности, относительной самостоятельности центров, народов, культур — с другой.

3. Социальное действие и социальное взаимодействие

Очевидно, что человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, постоянно или спорадически, активно или пассивно. Социологическая наука проявляла интерес к проблеме социального взаимодействия с самого своего зарождения.

О. Конт, анализируя в своей «Социальной статике» природу социальной связи, пришел к выводу, что базовым элементом общественной структуры может выступать лишь такая единица, где уже присутствует социальное взаимодействие; поэтому он и объявил элементарной ячейкой общества семью.

Понятие “социальное действие” - одно из центральных в соц-и. Его значение обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида соц.деятельности людей. Впервые в соц-ю понятие “соц.действие” было введено и научно обосновано Максом Вебером.

В понимании М. Вебера социальное действие имеет, по крайней мере, две особенности: во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным, и во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей.

Социальные действия - это определенная система поступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп.

Любое социальное действие представляет из себя систему, в которой можно выделить следующие элементы :

субъект действия, воздействующий индивид или общность людей;

объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение;

результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

Следует различать два следующих понятия: «поведение» и «действие». Если поведение - это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие - это только некоторые виды поведения.

Социальные действия - это всегда преднамеренные комплексы поступков. Они связанны с выбором средств и направлены на достижение определенной цели - изменения поведения, установок или мнений других индивидов или групп, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. Поэтому конечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.

Социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей. Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями или социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие - это систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые направлены на партнера для того, чтобы вызвать определенную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего.

Наиболее детальному исследованию социальное взаимодействие подверг П. Сорокин. По его мнению, отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной «социальной клетки» или простейшего социального явления.

В своей работе «Системы социологии» он отметил: «…индивид как индивид - никоим образом не может считаться микрокосмосом социального макрокосмоса. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить того, что называется «обществом», ни того, что носит название «общественных явлений»… Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере два». Однако чтобы два и более индивидов можно было бы рассматривать как элемент общества, необходимо, чтобы они вступали во взаимодействие между собою.

Условиями возникновения любых социальных взаимодействий Сорокин называет:

наличие двух или более индивидов, обуславливающих поведение и переживания друг друга;

совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;

наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга (например, речевых сигналов или различных материальных носителей).

Вопрос о том, каков характер связей, которые притягивают людей друг к другу, рассматривает идея общественной солидарности, которой посвятил свое научное творчество Эмиль Дюркгейм (1858-1917 франц.мысл.)

Стремление любого человека к контактам с другими людьми обусловлено базовыми потребностями человека. К ним относятся: половая (размножения); групповой самозащиты; общения с себе подобными; интеллектуальной деятельности; чувственно-эмоциональных переживаний. Вне контактов удовлетворение этих потребностей невозможно.

Кроме того, именно социальные взаимодействия являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп. Социальные связи человека представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. В процессе этих взаимодействий могут складываться социальные отношения.

Социальные отношения

Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (формальными и неформальными).

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл.

Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Причиной того, что подчас сходные взаимодействия отличаются друг от друга по содержанию являются ценности. Ценность в данном контексте можно определить как целевое желательное событие.

То, что субъект Х ценит объект Y, означает, что Х действует так, чтобы достичь уровня Y или хотя бы приблизиться к этому уровню.

Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Если один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в их приобретении, то в этом случае возможен лишь один тип отношений - независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие.

Например случай когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

В системе отношений можно выделить следующие элементы:

элементы системы отношений:

субъекты связи - два индивида, две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;

определенная система обязанностей или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Среди всего разнообразия социал.отношений существуют такие, которые присутствуют во всех остальных отношениях и являются их основой. Это, прежде всего, отношения социальной зависимости и власти.

Например, если рассматривать отношения любви, то очевидно, что любовь двух людей друг к другу предполагает взаимные обязательства и зависимость одного человека от мотивов и действий другого. То же можно сказать о дружбе, уважении, управлении и руководстве, где отношения зависимости и власти наиболее очевидны.

Формы социальных связей

Итак, понятие соц.взаимодействия является центральным в социологии в силу того, что возник целый ряд социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные проблемы социального взаимодействия на 2основных уровнях исследования: микроуровне и макроуровне.

На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте.

На макроуровне изучается взаимодействие крупных соц.групп и структур; здесь интерес исследователей охватывает, прежде всего, соц.институты.

Кратко рассмотрим лишь некоторые из наиболее распространенных теорий и их «ответвлений»:

Социальные взаимодействия как обмен (теория обмена)

Считается одной из наиболее известных и основательно разработанных концепций, описывающих социальное взаимодействие.

С позиций теории обмена в социальном поведении любого человека заложено некое рациональное начало, которое побуждает его вести себя расчетливо и постоянно стремиться к получению самых разнообразных «выгод» - в форме товаров, денег, услуг, престижа, уважения, одобрения, успеха, дружбы, любви и т. д. В начале 60-х годов американский социолог Джордж Хоманс (1910 - 1989) пришел к выводу, что суть социальных отношений состоит в стремлении людей к получению выгод и вознаграждений, а также в обмене этими выгодами и вознаграждениями.

Исходя из этого, Хоманс исследует социальное взаимодействие в терминах обмена действиями между «Деятелем» и «Другим» и делает следующие предположения:

1. В процессе взаимодействий каждая из сторон будет стремиться извлечь максимум выгоды и минимизировать свои затраты.

2. К числу важнейших из ожидаемых вознаграждений он относит, в частности, социальное одобрение.

3. Возникающее в ходе обмена действиями взаимное вознаграждение становится повторяющимся и регулярным и постепенно перерастает в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях.

4. Нарушение ожиданий со стороны одного из участников влечет за собой фрустрацию (прекращение, прерывание поведения, направленного на какую-либо цель) и, как следствие, - возникновение агрессивной реакции; при этом само проявление агрессивности становится в определенной степени получением удовлетворения.

Одной из модификаций теории обмена является возникшая в 80-х годах XX века теория рационального выбора. Эти идеи развивал другой современный американский социолог, Питер Блау (р. 1918), который утверждал, что практически все контакты между людьми покоятся на схеме эквивалента давания и возврата. Эти выводы были заимствованы из идей рыночной экономики.Теории обмена усматривают сходство между соц. взаимодействиями и экономическими или рыночными сделками, осуществляемыми в надежде, что оказанные услуги будут так или иначе возвращены. Т.о., базовая парадигма теории обмена являет собой диадическую (двухличностную) модель взаимодействия.

К числу недостатков теор.обмена следует отнести то, что ее психол. предпосылки слишком упрощены и делают чрезмерный акцент на эгоистических, расчетливых элементах индивидуальности. Кроме того, теория обмена ограничена в развитии, поскольку не может перейти от двухличностного уровня взаимодействия к социальному поведению более обширного масштаба.

Концепция управления впечатлениями

Концепцию взаимодействия - концепцию управления впечатлениями - разработал Ирвинг Гофман (1922 - 1982). Основной интерес его исследований был связан с элементами скоротечных встреч, возможностями, заложенными в моментальных столкновениях, то есть с социологией повседневной жизни.

Для того, чтобы изучить и понять порядок таких социальных встреч, Гофман использовал драму как аналогию для их постановки, поэтому его концепцию называют иногда драматургическим подходом (или драматургическим интеракционизмом). Основная идея данного подхода состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Люди проектируют собственные имиджи, причем обычно такими способами, которые как нельзя лучше служат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. Презентуя себя в повседневных ситуациях, мы - сознательно и бессознательно - передаем другим людям информацию.

Так, представление индивида включает в себя одежду (костюм), те или иные предметы, которые мы имеем при себе (реквизит), а также тон голоса и отдельные жесты (художественная манера). Кроме того, люди приспосабливают свое представление к среде (сцена). Так, мы можем громко шутить в ресторане, но понижаем голос при вхождении в церковь. Люди разрабатывают условия - бытовые или рабочие, чтобы вызвать в других желаемые реакции.

Социальные взаимодействия в обществе можно рассматривать с точки зрения способов достижения желаемых ценностей. Здесь мы имеем дело с такими категориями, как кооперация, конкуренция и конфликт. Первые два понятия детально разработаны американскими социологами Робертом Парком и Эрнстом Берджесом.

Кооперация

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: “co” - “вместе” и “operari” - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, желания или нежелания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, в обоюдной пользе.

Конкуренция (от лат. concurrere - бежать вместе) - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы.

Конфликт Анализ конфликтов (от лат. conflictus - столкновение) полезно начинать с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и соц.группы. Все эти потребности америк.психолог Абрахам Маслоу(Абрам Маслов) (1908 - 1970) подразделяет на пять основных типов:

1) физические потребности (пища, секс, матер.благополучие и т.п.);

2) потребности в безопасности;

3) социальные потребности (потребности в общении, соц. контактах, взаимодействии);

4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;

5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребность в творчестве).

Все желания, стремления индивидов и соц.групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.

“Соц-гия конфликта” была разр.Рэндаллом Коллинзом как обобщающая теория. С его точки зрения, конфликт - это единств.центр.процесс соц.жизни. Коллинз перенес свой анализ стратификации на отношения между полами и возраст.группами. Он встал на позицию, согл.кот. семья - это арена конфликта полов, в котором мужчины выходят победителями, а женщины подавляются мужчинами и подвергаются различным видам несправедливого обращения. Коллинз обратился к рассмотрению ресурсов, которыми обладают различные возрастные группы.

Так, старшее поколение владеет разнообр.ресурс., в том числе опытом, влиянием, силой и способностью удовлетворять физич. потребности молодых. В противоположность этому, один из немногочисленных ресурсов молодежи - физическая привлекательность. Это означает, что взрослые, как правило, главенствуют над юными. Однако по мере взросления человек приобретает больше ресурсов и более способен сопротивляться, в результате чего усиливается конфликт поколений. С точки зрения конфликта Коллинз рассматривал и формальные организации. Он считал их сетями межличностных влияний и аренами конфликтующих интересов.

Социальный институт

Социальные отношения являются основным элементом социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества формами социальных отношений.

Человек рождается и воспитывается в семье, детских садах, получает образование в школах и институтах, работает в разных местах, пользуется услугами городского транспорта, посещает театры и кинотеатры, ходит в магазины, обеспечивается безопасностью милицией и судом и т.п., таким образом, человек оказывается включенным в сеть разных институтов, которые регулируют его деятельность и поведение.

Понятие институт и «социальный институт» не одно и то же, первое понятие шире второго. Но в обыденном сознании у людей эти понятия тождественны друг другу.

Например, чаще всего на вопрос, что такое «социальный институт», в первую очередь отвечают, что это учебные заведения, в которых получают высшее образование. В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. На самом деле, между понятиями «институт», «группа» и «организация» имеется существенное внутреннее различие.

Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт - системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике.

Несмотря на то, что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. В каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.

Например, институт семьи - это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп - конкретных семей. Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви - ассоциацией.

Следует различать и такие понятия, как «социальный институт» и «организация». Социальные институты и социальные организации тесно связаны между собой. Однако в отличии от институтов, социальные организации, как мы уже отмечали ранее, являются структурно оформленными социальными общностями, реализующими функции социальных институтов в общественной жизни. Важно подчеркнуть, что социальные институты общностями не являются. Также следует отметить, что, как правило, организаций значительно больше, чем институтов. Для практической реализации задач одного социального института часто формируется несколько специализированных социальных организаций.Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно-культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, ислам и др.).

Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;

появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил, а также принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания;

создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института;

создание формальных и неформальных организаций, регулирующих и упорядочивающих функционирование социального института.

О. Конт рассматривал основные соц.институты (семью,гос-во,религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Метод О. Конта, его обращение к анализу важнейших социальных институтов, их функций, структуры общества оказали значительное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли. Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. Строго говоря, именно он впервые в социологической науке употребил понятие «социальный институт».

С.С. Фролов предлагает следующее формальное определение социального института. Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм (сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах);значимые общественные ценности (разделяемые идеи и цели) и общественные процедуры (стандартизованные образцы поведения в групповых процессах) удовлетворяющие основным потребностям общества.

Так, институт семьи, например, включает в себя:

1) систему социальных связей (статусы и роли мужа, жены, ребенка, бабушки, дедушки, свекрови, тещи, сестер, братьев и т.п.), а также норм, с помощью которых регулируется семейная жизнь;

2) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

3) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства);

4) основные потребности (регуляция половых отношений, рождение и социализация детей).

К вышесказанному можно добавить, что каждый институт имеет свою цель деятельности. Социальный институт невозможно также представить без совокупности обычаев и традиций. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели, которыми могут быть формальные и неформальные организации. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление не желаемого, отклоняющегося поведения.

особенности социальных институтов

У каждого социального института есть как свои специфические особенности, так и ряд определенных общих черт и признаков, характерных для всех социальных институтов, или, так называемых институциональных признаков. Рассмотрим их на примере института семьи:

1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность, уважение).

2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, брачный ритуал).

3. Утилитарные культурные черты (дом или квартира, мебель, бытовая техника).

4. Кодекс устный и письменный (семейные запреты, допущения).

5. Идеология (романтическая любовь, совместимость, индивидуализм).

Итак, институт - это своеобразная форма социальных отношений, основанная на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.

виды социальных институтов:

Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. По аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религиозные институты и политические системы).

Данная классификация основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.

В современной социологии предпринимаются попытки определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов.

функции социальных институтов:

Американский социолог Роберт Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции (от лат. functio - исполнение, осуществление) социальных институтов.

Явные функции обычно формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу. Явные функции могут выражаться в принятии специальных законов или сводов правил, например законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.

Латентные (скрытые) функции и дисфункции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда.

Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей.

Пример латентной дисфункции: институты парламента, правительства и президента в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, создать более цивилизованные отношения и внушить гражданам интерес к закону. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.

главные институты общества

По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков, под которыми подразумеваются главные институты:

семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

политический - институты власти;

экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

военный - институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям;

религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (порядка 500 тыс. лет) является институт семьи. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм) появляется приблизительно 30 - 40 тыс. лет назад. Государству, как и образованию примерно по 5 - 6 тыс. лет.

Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные), которые складываются внутри главных и являются их частью.

Например,к частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства.

Если главные институты обусловлены только лишь общественными потребностями то неглавные институты часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации.

К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР - отчетливо выраженные образцы частных (неглавных) институтов.

Неглавные институты называют еще общественными практиками или обычаями.

Например, дуэли, которые были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.

Если институциональная потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.

С развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

1