">
Прикладные науки Социология
Информация о работе

Тема: Идеальный образ семьи глазами студентов Факультета управления и социологии

Описание: Анкетный опрос как метод сбора социологической информации. Специфика разработки инструментария социологического исследования. Идеальный образ семьи глазами студентов. Каналы поиска брачного партнера. Опросная методика сбора информации ее применения.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Социология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 18.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 53
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Курсовая работа

Анкетный опрос как метод сбора первичной социологической информации на примере исследования «Идеальный образ семьи глазами студентов Факультета управления и социологии».

Выполнил: 3-й курс, группа

Проверил:

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………...…………………………………3

Глава 1. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации

Понятие анкетного опроса………………………………………6

Специфика разработки инструментария социологического исследования «Идеальный образ семьи глазами студентов Факультета управления и социологии».………………..14

Глава 2. Технология проведения анкетного опроса (на примере исследования «Идеальный образ семьи глазами студентов Факультета управления и социологии»

. Идеальный образ семьи глазами студентов ................................19

. Каналы поиска брачного партнера…….…………………………35

Заключение…………………………………….………………………..43

Список литературы………………………………………………………49

Приложение 1……………………………………………………………51

Приложение 2…………………………………….……………………...54

Введение

Актуальность выбора метода опроса, обусловлена тем, что в настоящее время одним из самых распространенных методов сбора информации является опрос. Опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания и ценностей людей.

Анкетирование обладает множеством неоспоримых преимуществ: экономия средств; массовость (возможность опросить большие массы людей); экономия времени; анонимность (личность респондента не фиксируется); респонденты имеют возможность тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами анкету.

Степень разработанности темы:

В связи с распространенностью и широким практическим применение анкетного опроса в прикладной социологии данная тема в литературе разработана чрезвычайно хорошо.

В своих работах теоретические основы применения метода анкетирования описали В.А. Ядов, Г.В. Осипов, В. И. Добреньков и А.И. Кравченко, Л.Я. Аверьянов. Главная ценность этих работ заключается в достаточно подробном описании, как процедуры разработки анкеты, так и ее структуры.

Работы И.А. Бутенко, Г.Х. Валеев, Е.И. Зритнева, А.Х. Кутлалиева, В. Шляпентох посвящены разработки инструментария социологического исследования и проведению конкретного исследования. Кроме того, в их работах уделяется особое значение респонденту как источнику информации и правилам общения с ним.

Измерению данных в социологии и их последующему анализу посвящены работы Ю.Н. Толстовой, Г.Г. Татаровой, И.Ф. Девятко.

Объектом данной работы является опросная методика сбора информации ее применения к проведению конкретного социологического исследования.

Предмет данной работы – особенности разработки программы социологического исследования и специфика подготовки инструментария при анализе идеального образа семьи глазами студентов Факультета управления и социологии.

Целью данной работы является рассмотрение основных этапов проведения социологического исследования для исследования идеального образа семьи глазами студентов Факультета управления и социологии.

Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.рассмотреть особенности разработки программы исследования по изучению идеального образа семьи глазами студентов Факультета управления и социологии; 2.рассмотреть особенности подготовки инструментария для проведения данного исследования; 3.проанализировать полученные данные с целью выявления специфики идеального образа семьи студентов ТвГУ Факультета управления и социологии.

В первом параграфе первой главы рассматривается анкетный опрос как метод сбора социологической информации. Во втором параграфе рассматривается специфика составления инструментария для проведения вышеуказанного исследования.

В первом параграфе второй главы анализируются данные, полученные в ходе анкетирования студентов Факультета управления и социологии по вопросам, выявляющим идеальный образ семьи глазами студентов Факультета управления и социологии.

Во втором параграфе анализируются данные по вопросам, выявляющим каналы поиска брачного партнера студентов ТвГУ Факультета управления и социологии.

Глава 1. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации

Понятие анкетного опроса

В основе любого социологического исследования лежат эмпирические данные, а в настоящее время самым популярных из способов получения эмпирических данных является опрос. Г.В. Осипов дает следующее определение понятия «опроса», «в основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию. В любом варианте вопрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения. Связь между главными его участниками – исследователем и респондентом – обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество полученных данных». В.А. Ядов пишет: «Опросы — незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях». В. И. Добреньков, А.И. Кравченко определяют опрос как «…социологический метод получения информации, при котором людям (их называют респондентами) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них».

Нужные сведения социолог может добыть, бесед уя с индивидуумом (интервьюирование), либо предлагая ему вопросы, содержащиеся в анкете (анкетирование).

Опрос как вид исследования разбивается на две большие разновидности — анкетирование и интервью.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым),причем запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически (на пленку).

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Если речь идет об интервьюировании или анкетировании, в обоих случаях сбор информации осуществляется с помощью вопросника. Вопросник, выступает как инструмент, предназначенный для сбора первичных социологических данных. Вопросник — более широкий термин, чем анкета. В свою очередь, «анкета», в Социологическом энциклопедическом словаре, - (от фр. ЕNKЕТЕ - расследование) - инструмент сбора первичной информации, ряд вопросов и высказываний в форме опросного листа.

С социологической точки зрения, анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования.

«В некоторых случаях с помощью анкеты собирается основная информация, в других ситуациях одна выступает дополнительным методом…Анкета по сравнению с интервью - более дешевый вид опроса… Предполагается, что анкета, обеспечивающая полную анонимность, позволяет лучше исследовать темы, имеющие большую личную значимость: моральные проблемы, мнение о руководителях и т.п.»

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Очень редко проводится сплошное (охватывающее всех членов генеральной совокупности) анкетирование, чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит в первую очередь от репрезентативности выборки.

Анкетный опрос обладает следующими особенностями: 1) анкета по сравнению с интервью – более дешевый вид опроса; 2) массовость (возможность опросить большие массы людей); 3) с помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок; 4) анонимность (личность респондента не фиксируется, а отсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большей анонимности, что приводит к более независимым ответам); 5) респонденты имеют возможность тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами анкету; 6) анкетирование может быть проведено людьми, не обладающими высокой квалификацией.

Сначала разрабатывается программа исследования, а потом уже возможно создание анкеты, так как составление анкеты - это процесс перевода основных гипотез и задач исследования в вопросы анкеты.

Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок. Это может быть набор вопросов о фактах, знаниях, социальном положении, прошлом и настоящем, оценочные вопросы, вопросы о мотивах, вопросы о знаниях, вопросы об отношениях и т.д.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (закрытые, открытые, полузакрытые, вопросы-таблицы). Тип вопроса может влиять на правдивость и объективность ответа. Независимо от выбранного типа вопроса, фразы в вопросах должны быть максимально короткими, ясными по смыслу, однозначными, точными.

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.

Как правило, анкета состоит из следующих частей: Введения, Реквизитной части, Информативной части, Классификационной части, Заключения.

1. Введение знакомит опрашиваемого с целями научного исследования, содержанием анкеты, дает ему необходимую информацию о правилах заполнения анкеты. Оно призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв в нем участие. Главная задача Введения — убедить респондента принять участие в опросе. Во Введении к анкете обязательно надо указывать на анонимность и конфиденциальность, а также размещать правила заполнения. В случае анонимности респондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не будут известны исследователям. В случае конфиденциальности предполагается, что имя респондента известно только исследователю, но отнюдь не заказчику данного обследования.

2. Реквизитная часть. В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифицируется сам вопросник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

3. Информативная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следуют с нарастанием степени трудности.

4. Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах. Иначе ее называют «паспортичкой». Как правило, «паспортичка» содержит вопросы, связанные с полом, возрастом, образованием, семейным положением, доходом опрашиваемого. «Паспортичка» — это фильтр для анкеты. Она показывает, тот ли опрошен социально-демографический и профессионально-квалификационный состав, который предусмотрен в модели выборки, и позволяет выявить смещения относительно генеральной совокупности.

5. Заключительная часть анкеты содержит благодарность отвечающему за участие в исследовании.

Части 1, 2 и 5 представляют собой обслуживающий, вспомогательный аппарат анкеты, а части 3 и 4 — основную, базисную часть.

Различают следующие виды анкетирования:

по способу общения между анкетером и опрашиваемым

раздаточный - анкетер раздает анкеты группе респондентов

прессовый (анкета печатается в газете, журнале)

почтовый (рассылка анкет по почте )

он-лайн анкетирование (публикация анкет в интернете)

В случае прессового и почтового опроса имеет место так называемое заочное анкетирование, так как между анкетером и респондентом нет непосредственного контакта. В случае раздаточного анкетирования (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, но анкета заполняется респондентом самостоятельно.

По количеству респондентов

Индивидуальное - вопросники раздаются на рабочих местах, в учебных заведениях, по месту жительства отдельным респондентам.

Групповое - широко применяется по месту работы, учебы. Обычно анкетер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетер может проконтролировать качество заполнения анкет.

Аудиторное - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры

Массовое анкетирование – опрашивается от сотни до тысяч респондентов

по типу исследовательских задач

глубинные (нацелены на получение поисковой информации)

фокусированные (собираются данные по конкретной ситуации)

стандартизированные (нацелены на получение статистической информации)

социометрические (нацелены на получение информации о взаимоотношениях в малых группах)

по месту проведения

анкетирование по месту жительства

анкетирование по месту работы или учебы

по уровню стандартизации

полностью стандартизированное

частично стандартизированное

Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию конструкции задаваемых вопросов. Выделяют:

открытые вопросы - респонденты отвечает на поставленный вопрос в свободной форме.

«Ваш возраст (полных лет)?», «Ваша специальность?», «Как Вы думаете, во сколько лет следует заводить семью?».

закрытые вопросы – вопрос с подсказками. Отвечающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа.

«Для Вас имеет значение место знакомства с противоположным полом?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить»,

«Кто на Ваш взгляд должен быть главой семьи?

А) мужчина

Б) женщина

Г) семья должна быть основана на равноправии».

полузакрытые вопросы – комбинируют обе процедуры, т.е. предполагают ряд определенных вариантов ответа, а также возможность самостоятельной формулировки ответа респондентом.

«Где Вы надеетесь встретить будущего супруга (у)?

А) ближайшее окружение, с которым Вы контактируете ежедневно;

Б) социальная среда (улица, общественный транспорт, магазины и двор);

В) места проведения досуга (рестораны, кафе, ночные клубы, спортивные залы);

Г) интерактивные знакомства (через Интернет и SMS-сообщения);

Д) брачное агентство.

Е) другое_____________».

Таким образом, при использовании метода опроса источником социологической информации является респондент. Опросы позволяют провести измерения и фиксацию информации для последующей обработки и анализа. Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Причины выбора анкетного опроса следующие: анкета по сравнению с интервью – более дешевый вид опроса; массовость (возможность опросить большие массы людей); с помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок. Эти 3 критерия являются наиболее важными.

Специфика разработки инструментария социологического исследования «Идеальный образ семьи глазами студентов Факультета управления и социологии».

Для получения достоверных данных необходимо разработать качественный инструментарий. Значительное влияние на получение надежной информации оказывает репрезентативность выборки.

Ввиду неполного отображения выборкой статистических характеристик (параметров) генеральной совокупности перед исследователем возникает важная задача: во-первых, учитывать и соблюдать те условия, при которых выборка наилучшим образом репрезентирует генеральную совокупность, а во-вторых, в каждом конкретном случае устанавливать, с какой уверенностью можно перенести результаты выборочного наблюдения на всю генеральную совокупность, из которой выборка взята.

Размер выборки находится в зависимости от размера генеральной совокупности, подлежащей изучению, а также цели исследования. Объекты измерения (студенты Факультета управления и социологии) должны быть максимально вариативны по состоянию измеряемого признака; выводы, полученные на основе изучения репрезентативной выборки, можно распространить на учащихся, не включенных в выборку, если они принадлежат к той же совокупности, из которой сделана выборка.

В любом случае выборка должна быть типичной и вполне объективной. Прежде чем обрабатывать выборочный материал, его нужно тщательно проверить и освободить выборку от всего лишнего, что нарушает условия репрезентативности. В то же время при образовании выборки нельзя поступать по произволу, включать в ее состав только те варианты, которые кажутся типичными, а все остальные браковать.

Ф. Ильясов определяет репрезентативность выборки как: «свойство правильно отражать исследуемые характеристики генеральной совокупности».

Следовательно, репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана. В проведенном мною исследовании в выборочной совокупности респондентов по полу приближено к процентному соотношению мужчин и женщин в генеральной совокупности. В трех возрастных группах распределение мужчин и женщин было приближено к общему процентному распределению по полу. Также большое значение в определении системы ценности для человека играет самооценка респондентом его уровня жизни, распределение в этом вопросе было соблюдено.

Важную роль в согласии или отказе респондента от участия в опросе играет оформление анкеты.

Первый блок анкеты представлен как введение, где кратко изложены: тема и цель исследования, а так же отмечено, что ответы будут использованы в общем виде, чем подчеркнута анонимность каждого ответа респондента. И предложена краткая инструкция по заполнению анкеты.

Далее, после получения согласия на участие в опросе, определяющее влияние на ответы или пропуски ответов респондента оказывает конструкция анкеты и самих вопросов.

Анкетирование предполагает, что респондент будет самостоятельно заполнять анкету, без участия интервьюера. А так как участие в опросе представляет собой для респондента достаточно необычный вид деятельности необходимо выработать у респондента уверенность в своей способности выступать в такой роли. Для данной цели к анкете было применим эффект излучения, то есть подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи нарастания вопросов по мере сложности. В начало анкеты были поставлены наиболее простые вопросы, которые постепенно усложняются. А так как анкета состоит из достаточно большого количества объемных вопросов, которые предполагают максимум концентрации, можно предположить об усталости респондента и возможности спада интереса, поэтому в начало анкеты поставлены наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания.

Для получения качественной информации необходимо правильно сформулировать вопрос, а именно:

Вопрос должен быть ясным и недвусмысленным.

Вопрос должен быть задан только об одном предмете.

Вопрос должен быть коротким и неусложненным. Длинные, «навороченные» вопросы приводят к тому, что респондент не улавливает сути вопроса.

Следует избегать использование специальных научных терминов.

Без крайней необходимости не следует использовать выражения, содержащие в себе отрицание.

Следует избегать любых многозначных или двусмысленных слов и фраз.

Не нужно стремиться к излишней детализации вопросов.

В анкете необходим правильный порядок размещения вопросов.

Анкета должна быть организована так, чтобы с ней удобной было работать.

10)Всегда необходимо осуществлять пилотаж анкет, прежде чем будет начато основное исследование.

Составляя анкету, я постаралась соблюсти все указанные выше требования. Анкета состоит из 28 вопросов, которые я постаралась составить достаточно кратко (не более 11 слов, т.к. большее их количество затрудняет для респондента восприятие вопроса ,однако в двух вопросах, где потребовалась преамбула для снижения тенденциозности вопроса количество слов было немного превышено, но скорректировано знаками препинания) и конкретно. Были соблюдены соотношения в подсказках к вопросам, исключением стали лишь несколько вопросов в полузакрытой форме, где требовались уточнения.

Наибольшие затруднения вызвал вопрос 2:

«Что из нижеперечисленного является для Вас наиболее приоритетным на ближайшее будущее?

А) Материальное благосостояние

Б) Семья

В) Общение с друзьями

Г) Образование

Д) Другое__________________».

Это могло быть вызвано с тем, что не было пояснения сколько вариантов ответа нужно дать, т.к. некоторая часть респондентов отметили несколько вариантов ответа.

В основном затруднения возникли в ходе непосредственного проведения исследования, так как не всегда удавалось следовать обязанностям анкетера:

1) отбор необходимых лиц в соответствии с выборкой;

2) сообщение респондентам о целях исследования и правилах работы с анкетой;

3) контроль за процессом заполнения анкеты;

4) приемка анкет.

Первый пункт было сложно соблюсти. Это обусловилось, прежде всего тем, что молодых людей на нашем факультете не так уж и много. Гораздо неохотнее соглашались принять участие в опросе, чем девушки.

Кроме того на этапе приема анкет несколько штук не вернулось обратно, это было связано с тем, что анкеты оставляла группам, а на перемене забирала.

В целом же при всех вышеизложенных недочетах в проведении исследования значительного смещения в выборке не произошло.

Глава 2. Технология проведения анкетного опроса (на примере исследования «Идеальный образ семьи глазами студентов Факультета управления и социологии»

2.1. Идеальный образ семьи глазами студентов

В период с 14.05.2012 по 18.05.2011 в рамках курсовой работы было проведено социологическое исследование, целью которого служит выявить специфику идеального образа семьи студентов Факультета управления и социологии».

После получения всех необходимых данных, а именно сбора всех анкет, согласно Г. В. Осипову, выделяют следующие этапы обработки: редактирование данных, кодирование данных, контроль данных и исправление ошибок, построение переменных (индексов), анализ данных.

Целью кодирования является преобразование собранной информации в числовую форму, которая в свою очередь предназначена для запоминания в специальных компьютерных программах, таких как Microsoft Excel и SPSS Statistics. Часто процесс кодирования совмещается с редактированием.

На данном этапе, анкеты были подсчитаны, отбракованы испорченные (такие анкеты тоже присутствовали: предварительно мной было сделано немного более 125 анкет именно для таких случаев), а полученные данные отредактированы без изменений ответов респондентов с целью не получить ошибку репрезентативности. После этого все анкеты были пронумерованы и разложены для более удобного ввода данных в компьютер.

Для ввода данных была использована программа Microsoft Excel, создана «шапка», в которой были отражены все вопросы инструментария. Альтернативные закрытые вопросы и шкальные вопросы кодировались от номера первого (например, 1) до номера последнего варианта ответа (например, 8). Закрытые вопросы-меню (выбор нескольких ответов) кодировались следующим образом: 1 - выбор, 0 - не выбор варианта. Вопросы в табличной форме кодировались по каждой строке так же, как и закрытые вопросы.

Для открытых вопросов использовались отдельные ячейки, где было отведено специальное место для ввода качественного ответа и/или личного мнения респондента.

Объектом данного исследования явились студенты Факультета Управления и Социологии.



Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос «Укажите, пожалуйста, Ваш пол?».

В ходе исследования было опрошено 120 студентов с 1 по 4 курс, из них 35 мужчин (29 %) и 85 женщины (71 %).( Диаграмма 1)

Пол

Возраст Женщин Мужчин Всего  До 18 лет 3 2 5  От 18 до 21 года 68 29 97  От 22 до 25 лет 14 4 18  26 лет и старше - - -  Итого: 85 35 120   Таблица 1. Соотношение респондентов по полу и возрасту.



Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос «Укажите, пожалуйста, Ваш возраст? ».

Таким образом, структура выборки представлена следующим образом:

В возрастной категории «До 18 лет» 5 человек из них:

женщин – 3 человека, мужчин – 2 человека.

В возрастной категории «От 18 до 21 года» 97 человек из них: женщин – 68 человека, мужчин – 29 человека.

В возрастной категории «От 22 до 25 лет» 18 человек из них:

женщин – 14 человека, мужчин – 4 человека.

В возрастной категории «26 лет и старше» никто не вошел.

Пол

Курс Женщин Мужчин Всего  1 курс 20 10 30  2 курс 18 12 30  3 курс 23 7 30  4 курс 24 6 30   Таблица 2. Соотношение респондентов по полу и курсу.



Диаграмма 3. Распределение ответов на вопрос «На каком курсе Вы учитесь?».



Диаграмма 4. Распределение ответов на вопрос «Как бы Вы оценили собственный уровень жизни?».

Данный признак представлен достаточно полно по каждой из категорий: 1)Полностью удовлетворены собственным достатком 10 % опрошенных; 2)Вполне удовлетворен собственным достатком немного больше половины 56 % опрошенных; 3) Неудовлетворен собственным достатком 21%; 4) И 13 % затруднились с ответом на данный вопрос.



Диаграмма 5. Распределение ответов на вопрос «Ваше семейное положение?».

Таким образом, практически единодушно респонденты выбрали категорию «Не замужем/ не женат» 97,5% и только 2,5% «замужем/ женат».



Диаграмма 6. Распределение ответов на вопрос «Что из нижеперечисленного является для Вас наиболее приоритетным на ближайшее будущее?».

Данное исследование показало, что:

У девушек на 1 месте «Образование» (65,5%), у парней «Материальное благосостояние» (34%). На 2 месте у девушек «Материальное благосостояние» (19%), у парней «Образование» (29%). На 3 месте у девушек «Семья» (14,3%) и у парней (23%). На 4 месте «Общение с друзьями» как у девушек (1,2%), так и у парней (14%).



Диаграмма 7. Распределение ответов на вопрос «Что должна давать семья человеку? Что для Вас считается главным? Выберите 1-2 пункта.».

Менее половины опрошенных девушек ответили, что семья должна давать человеку опору в трудную минуту (40%),у парней приносить счастье отцовства и материнства (33%). На 2 месте среди опрошенных девушек - приносить счастье отцовства и материнства (35%), у парней семья должна давать человеку опору в трудную минуту (27%). 3 место занимает категория «регулярная интимная жизнь». На 4 месте категория «избавить от одиночества». На 5 месте семья должна давать человеку налаженный быт и режим питания.



Диаграмма 8. Распределение ответов на вопрос «Как Вы думаете, во сколько лет следует заводить семью?».

Менее половины опрошенных респондентов считаю, что семью следует создавать в 25 лет, треть опрошенных ответили в 23 года, старше 25 лет только 23% и всего лишь 6% считают, что до 23 лет следует заводить семью.



Диаграмма 9. Распределение ответов на вопрос «Можете ли Вы себе представить свою будущую семью?».

Немного больше половины (58%) могут представить свою будущую семью, треть респондентов (34%) затруднились с ответом и 13% не могут представить свою будущую семью.



Диаграмма 10. Распределение ответов на вопрос «Кто на Ваш взгляд должен быть главой семьи?».

Немного больше половины опрошенных (55%) девушек считают, что семья должна быть основана на равноправии, а абсолютное большинство парней (83%), что главой должен быть мужчина. Менее половины опрошенных (45%) девушек считают, что главой должен быть мужчина, а 17% опрошенных парней, что семья должна основана на равноправии. Никто не ответил, что женщина должна быть главой семьи.



Диаграмма 11. Распределение ответов на вопрос «Если в семье произошел конфликт, то кто должен первый уступить?».

Подавляющее большинство, как парней (66%) , так и девушек (73%) считают, что если в семье произошел конфликт, то оба партнера должны пойти на уступки. Почти четверть опрошенных девушек (17%) считают, что партнер должен пойти на уступки. Почти треть опрошенных парней и 9% девушек затруднились с выбором ответа. 3% опрошенных парней считают, что должен пойти на уступки партнер и он. 1% опрошенных девушек указало, что она должна пойти на уступки.



Диаграмма 12. Распределение ответов на вопрос «На ком из супругов должны лежать домашние обязанности?».

Подавляющее большинство респондентов, как девушек (77%), так и парней (63%) считают, что домашние обязанности должны быть разделены поровну. Треть опрошенных парней (34%) и 20 % девушек думают, что домашние обязанности должны лежать на женщине. 3 % опрошенных парней и 2% девушек затруднились с выбором ответа. 1% девушек думают, что домашние обязанности должны лежать на мужчине.



Диаграмма 13. Распределение ответов на вопрос «Хотите ли Вы иметь детей, если да, то сколько?».

Немного больше половины респондентов девушек (63%) и парней (57%) хотят иметь два ребенка. Почти четверть опрошенных парней выбрали категорию «много детей». 17% девушек хотели бы одного ребенка. 9% девушек не задумывались и хотели бы много детей. 3% парней не задумывались. 2% девушек не хотят иметь детей.



Диаграмма 14. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, когда стоит заводить ребенка после вступления в брак?».

Подавляющее большинство девушек (70%) и менее половины парней (46%) думают, что ребенка следует заводить через 1-2 года после свадьбы. 37% парней думают, что детей нужно заводить сразу после свадьбы. 12% опрошенных девушек выбрали категорию «другое», где чаще всего встречались ответы «как получиться» и «з.о.». 17% молодых людей считают, что через 3-4 года и 10% молодых женщин «сразу» нужно заводить ребенка.



Диаграмма 15. Распределение ответов на вопрос «Какой вид брака Вы предпочитаете?».

Зарегистрированный брак предпочитают подавляющее большинство респонденток 62%. Менее половины опрошенных парней (46%) выбрали «церковный и зарегистрированный» брак. Треть опрошенных девушек (27%) предпочли «церковный и зарегистрированный» брак и 37% парней «зарегистрированный» брак. 17 % парней и 7 % девушек, читают, что это совершенно не важно. Гражданский (незарегистрированный) брак выбрали девушки (2%) опрошенных и 1 % церковный (незарегистрированный), а из парней никто не выбрал такие категории.



Диаграмма 16. Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к добрачным связям со стороны девушки?».

Подавляющее большинство парней (63%) отрицательно относятся к добрачным связям со стороны девушки, девушки относятся к этому нейтрально. 26% респонденток положительно относятся к этому явлению, а 20% парней нейтрально. 17% молодых людей считают это плюсом, а 9% девушек относятся отрицательно.



Диаграмма 17. Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к добрачным связям со стороны молодого человека?».

Подавляющее большинство парней (69%) положительно относятся к добрачным связям со стороны молодого человека, а 60% девушек относятся к этому нейтрально. Треть опрошенных (30%) респонденток положительно относятся к этому явлению, а четверть (25%) парней нейтрально. 6% опрошенных молодых людей и 10% девушек относятся к этому отрицательно.



Диаграмма 18. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, сколько времени нужно знать человека до вступления в брак?».

Подавляющее большинство девушек (67% ) и немного больше половины парней (57%) считает, что до вступления в брак нужно знать человека несколько лет. Треть опрошенных респонденток и парней думают, что нужно знать около одного года. 6% опрошенных девушек и 3% парней выбрали категорию «другое», где чаще всего встречались ответы «по ситуации» и «з.о.». Категорию «достаточно 2-3 месяца» выбрали 3, 5% девушек и 3% парней.



Диаграмма 19. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете надо ли до вступления в брак все знать о своем избраннике(нице): о его родственниках, о состоянии здоровья, условиях жизни его семьи и т.д.?».

Абсолютное большинство респондентов считают, что нужно до вступления в брак все знать о своем избраннике(нице): о его родственниках, о состоянии здоровья, условиях жизни его семьи и т.д.



Диаграмма 20. Распределение ответов на вопрос «Что Вы считаете приоритетным при вступлении в брак?».

Молодые люди единодушно ответили, что приоритетным для вступления в брак является любовь, так же ответило абсолютное большинство респонденток. 9% девушек отметили материальное положение, 7% социальный статус и 5% выбрали категорию «другое», где чаще всего встречались ответы «все выше перечисленное» и «ум».



Диаграмма 21.1. Распределение ответов девушек на вопрос «Если Вы собираетесь создать семью, какие качества будущего супруга(и) будете учитывать в первую очередь (не более 2)?».

На 1 месте у девушек «его любовь к Вам»;

2 место занимает «Ваша любовь к нему», «его забота и внимательность»;

3 место «его ум», «терпеливость», «достаточно высокая зарплата»;

4 место «общая культура»;

5 место «образование» и «наличие квартиры»;

6 место «его доброта» и «его перспективность».



Диаграмма 22.2. Распределение ответов парней на вопрос «Если Вы собираетесь создать семью, какие качества будущего супруга(и) будете учитывать в первую очередь (не более 2)?».


На 1 месте у парней «ее любовь к Вам»;

2 место занимает категория «Ваша любовь к ней»;

3 место «внешняя красота»;

4 место «ее ум»;

5 место «образование» и «терпеливость»

6 место «ее забота и внимание к вам», «доброта».



Диаграмма 23. Распределение ответов на вопрос «Как Вы отнеслись бы, если избранник(ница) имеет вредную привычку -курит? ».

Практически единодушно молодые люди (94%) относятся отрицательно к тому, что его избранница имела вредную привычку -курила. Немного больше половины (54%) респонденток нейтрально относятся к тому, чтобы ее избранник курил. Треть опрошенных девушек (28%) отрицательно относятся к такой вредной привычки. И только 17% девушек и 6% парней ответили, что у их избранника нет вредной привычки.



Диаграмма 24. Распределение ответов на вопрос «Как Вы отнеслись бы, если избранник(ница) имеет вредную привычку- злоупотребляет спиртным? ».

Практически единодушно молодые люди (97%) и немного больше половины девушек (63%) относятся отрицательно к тому, что его избранник (ница) имел(а) вредную привычку –употреблял(а) спиртные напитки. Треть опрошенных девушек (28%) и 3% парней отметили, что у их избранника нет вредной привычки. 8% девушек относятся нейтрально к этой привычке.



Диаграмма 25. Распределение ответов на вопрос «Как Вы определяете для себя идеальное взаимодействие с Вашим избранником(цей)?».

Абсолютное большинство респондентов отметили, что партнерство, ориентированное на семейное благополучие является идеальным взаимодействием с избранником(цей). Почти 20 % опрошенных девушек считают, что традиционная семья (доминирование мужа) является идеальным взаимодействием с избранником. 7% девушек думают, что сохранение автономии личности является идеальным взаимодействием. 6 % молодых людей отметили, что традиционная семья и сохранение автономии личности является идеальным взаимодействием с избранницей.

2.2. Каналы поиска брачного партнера

Существует множество каналов брачного партнера ближайшее окружение, социальная среда, места проведения досуга, интерактивные знакомства, брачное агентство и др. Но важно узнать у респондентов имеет ли для них значение место знакомства с противоположным полом.

Диаграмма 26. Распределение ответов на вопрос «Для Вас имеет значение место знакомства с противоположным полом?».

Немного больше половины молодых людей и только треть девушек ответили, что для них имеет место знакомства с противоположным полом. Менее половины представительниц прекрасного пола и треть молодых людей ответили, что для них не имеет место знакомства с прекрасным полом. 22% девушек и 11% парней затруднились дать ответ.



Диаграмма 27. Распределение ответов на вопрос «Где Вы надеетесь встретить/уже встретили будущего супруга (у)?».



Диаграмма 27.1. Распределение ответов девушек на вопрос «Где Вы надеетесь встретить/уже встретили будущего супруга (у)?».

Подавляющее большинство (66%) девушек считают, что надеется встретить будущего супруга/ уже встретили в ближайшем окружении, с которым они контактирует ежедневно. В местах проведения досуга (рестораны, кафе, ночные клубы, спортивные залы) надеяться встретить 23%. 8% опрошенных выбрали категорию «другое», где были ответы «затрудняюсь ответить». 2% опрошенных считают, что могут найти своего супруга через интерактивные знакомства (через Интернет и SMS-сообщения). 1 % социальная среда (улица, общественный транспорт, магазины и двор).



Диаграмма 27.2. Распределение ответов молодых людей на вопрос «Где Вы надеетесь встретить/уже встретили будущего супруга (у)?».

Подавляющее большинство молодых людей надеяться встретить/уже встретили будущую супругу в ближайшем окружении, с которым они контактирует ежедневно. Четверть опрошенных ответили социальная среда (улица, общественный транспорт, магазины и двор). 11% выбрали категорию «места проведения досуга (рестораны, кафе, ночные клубы, спортивные залы)».



Диаграмма 28. Распределение ответов на вопрос «Где Вы считаете менее вероятнее встретить будущего супруга (у)?».

Подавляющее большинство молодых людей (66%) и треть опрошенных девушек считают менее вероятнее встретить будущего супруга (у) в брачном агентстве. Менее половины респонденток и четверть опрошенных парней выбрали интерактивные знакомства (через Интернет и SMS-сообщения). 16% девушек считают, что в местах проведения досуга (рестораны, кафе, ночные клубы, спортивные залы) и в ближайшем окружении (6%), с которым они контактируют ежедневно и в социальной среде (улица, общественный транспорт, магазины и двор) менее вероятнее встретить супруга.



Диаграмма 29. Распределение ответов на вопрос «Где обычно знакомятся ваши друзья/ подруги?».

Девушки:

38% опрошенных респонденток ответили, что обычно друзья знакомятся в местах проведения досуга (рестораны, кафе, ночные клубы, спортивные залы).

Чуть больше четверти опрошенных друзья знакомятся через Интернет и SMS-сообщения (28%) и 26% в ближайшем окружении, с которым они контактирует ежедневно.

4% в социальной среде (улица, общественный транспорт, магазины и двор) и выбрали категорию «другое», где были ответы «затрудняюсь ответить».

Молодые люди:

Менее половины опрошенных молодых людей (40%) ответили, что друзья знакомятся в социальной среде (улица, общественный транспорт, магазины и двор).

1 2