">
Прикладные науки Социология
Информация о работе

Тема: Изучение проблемы студенческой занятости методом социологического опроса

Описание: Теоретические и методологические аспекты социологического. Понятие и методы. Преимущества и недостатки социологического опроса. Характеристика вторичной занятости студентов. Анализ проблемы студенческой занятости. Программа проведения соцопроса.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Социология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 19.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 237
Поднять уникальность

Похожие работы:

Факультет управления и социологии

Кафедра социологии

Курсовая по методам и методологии социологических исследований

«Изучение проблемы студенческой занятости методом социологического опроса»

Выполнил:

Проверил:

2012

Содержание

Введение4

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социологического исследования вторичной занятости8

1.1. Понятие и методы социологического опроса8

1.2. Преимущества и недостатки социологического опроса при изучении вторичной занятости17

Глава 2. Исследование вторичной занятости методом социологического опроса21

2.1. Характеристика вторичной занятости студентов21

2.2. Анализ проблемы студенческой занятости посредством социологического опроса29

Заключение36

Список использованной литературы38

Приложение40

Введение

Актуальность исследования. Процессы, происходящие в современном мире, глубокие и радикальные изменения во всех сферах общественной жизни требуют более адекватного научного обеспечения. В этой связи рост и значение прикладной социологии, и использование в настоящее время одного из основных ее методов - опроса, приобретают особую актуальность. Общественное мнение населения, вектор его направленности, многие другие аспекты жизни общества преимущественно исследуются именно путем использования различных видов опросов.

Увеличение разнообразия прикладных социологических исследований приводит к тому, что их формы и методы интенсивно совершенствуются. Опросу при этом отводится ключевая роль. В последнее время наблюдается широкое применение социологических опросов фактически во всех сферах жизнедеятельности людей, в частности, при исследовании студенческой занятости. Как свидетельствует статистика, в России 2/3 опросов проводятся по выборкам непосредственно на уровнях административных районов и областей. Но их региональная специфика еще изучена недостаточно.

Анализ имеющегося научного материала показывает, что практика применения различных видов опросов при изучении студенческой занятости имеет тенденцию к совершенствованию и разнообразию. Все чаще на региональном уровне проводятся не только выборочные опросы, но и всеобщие (референдумы). Всеобщие опросы организовывались, как правило, социологами, представителями властных структур.

Актуальность изучения проблемы применения метода опроса в комплексе всей организации исследования обусловлена также необходимостью совершенствования самой теории и практики прикладного социологического исследования, исходя из имеющегося опыта, региональной специфики и других обстоятельств.

Проблемная ситуация заключается в существовании объективного противоречия между традиционной практикой использования метода опроса при изучении студенческой занятости и недостаточным уровнем теоретического осмысления и научного обоснования специфики применения данного метода в регионе.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ имеющейся отечественной и зарубежной литературы показывает, что фактически во всем мире, особенно в странах демократической ориентации, проблемам опроса в настоящее время уделяется особое внимание. Нами изучены соответствующие разделы учебников, по которым обучают студентов в России и зарубежных странах. Везде освещение проблем опроса в них занимает ключевое место. Но наиболее теоретически разработан данный метод в Соединенных Штатах.

Для России также характерно проявление большого, все возрастающего интереса к прикладной социологии. С 1995 по 1 января 2004 года только в Российской Федерации издано более 100 учебников и учебных пособий по социологии. В двух третьих из них содержатся разделы по организации и проведению опросов. Полагаем, что накопленный зарубежный и отечественный опыт в существенной степени ускорит повышение общей социологической культуры.

В отечественной традиции наблюдается также увеличение количества публикаций по различным аспектам концептуальной модели теории опроса. Среди наиболее известных работ выделяются монографии: В.П. Андрущенко [11], В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой [5], , статьи Н.А. Романович [10], Ю.А. Мягкова [6], М.К. Горшковой [8] и др. В то же время необходимо отметить, что с точки зрения уровня и степени научной разработанности теории опроса в России, цельного учения с учетом последних достижений науки и техники еще не создано. Однако существенным образом увеличивается количество отдельных публикаций по рассматриваемым проблемам.

Изучая проблемы студенческой занятости методом социологического опроса, необходимо выделить следующую литературу, посвящённую изучению функций и социальных последствий вторичной занятости - это статьи Э.В.Клопова[4], А.Л.Темницкогои и Г.П.Бессокирной[14], В.И.Чупрова[15]. Интересные подходы к выявлению и анализу факторов, определяющих участие человека в дополнительной занятости, содержатся в работах Н.В. Волковой[1], Е.П. Тавокина[13] и др. В них дополнительная работа рассматривается не только как стратегия индивидуального, но и семейного поведения.

Особо следует подчеркнуть, что ни один из авторов не ставит целью комплексное исследование вторичной занятости. Несмотря на имеющиеся в работах обращения к различным аспектам проблемы, целостных исследований этого социально-экономического явления, опубликованных в научной литературе, пока нет. Кроме того, необходимо отметить, что по многим аспектам анализируемой проблемы до сих пор не выработано единого мнения. Прежде всего, остается дискуссионным вопрос о содержании понятия «вторичная занятость». Следствием неодинаковой трактовки самого термина «вторичная занятость» является расхождение, а в ряде случаев практическая несопоставимость данных исследований различных организаций. Отсутствует общая точка зрения на масштабы, функции, социальные последствия вторичной занятости.

Практическая значимость, слабая разработанность и дискуссионность анализируемой проблемы обусловили цель и основные задачи данной работы.

Цель работы - изучение специфики метода социологического опроса при анализе проблемы студенческой занятости.

В соответствии с поставленной целью задачами являются:

- изучить теоретические и методологические аспекты социологического исследования вторичной занятости;

- раскрыть понятие и методы социологического опроса;

- рассмотреть преимущества и недостатки социологического опроса при изучении вторичной занятости;

- дать характеристику вторичной занятости студентов;

- разработать анкету и провести исследование вторичной занятости методом социологического опроса.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, в которой мы исследовали проблему студенческой занятости, а также заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социологического исследования вторичной занятости

1.1. Понятие и методы социологического опроса

Социологическое исследование следует понимать как планомерное применение научных методов с целью изучения определенного фрагмента социальной реальности. Социологические исследования осуществляются на всех трех уровнях социологической науки.

Социологическое исследование, реализуемое на нижнем, базовом уровне социологической науки, называют конкретным социологическим исследованием (КСИ). Вне зависимости от конкретного вида, КСИ носит четко выраженную практическую направленность (эмпирический характер), хотя может быть подчинено определенным научным целям и задачам.

Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы [1, C.142].

Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой - исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации.

Опросы проводятся социологами настолько часто, что их оценивают как главный и чуть ли не единственный метод эмпирической социологии. Но это далеко не так, он должен использоваться в комплексе с другими. В последнее время он широко используется в политологических, журналистских, экономических, демографических, культурологических, психологических, правоведческих и иных социальных исследованиях.

Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию [10, C.145].

Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

Не стоит думать, что исследовательские возможности опросов безграничны. Данные, полученные опросными методами выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую должно вырабатывать иными способами. Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими методами.

Рассмотрим технологию проведения опросов. Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа [9, C.88].

Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять-таки исследовательской программной.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:

1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.

2. Респондент заинтересован в опросе.

3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).

4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.

6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.

7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.

8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.

9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.

10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.

11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.

12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.

13. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач [16, C.37].

Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

В зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разбить на следующие основные группы. (Таблица 1)

Face-to-face опросы (личные опросы):

опрос по месту жительства (квартирный опрос),

уличный (в т.ч. магазинный) опрос,

опрос с центральной локацией (in-hall, hall-test).

2. Дистанционные опросы:

телефонный опрос,

интернет-опрос,

анкеты на самозаполнение (в т.ч. почтовый опрос).

Таблица 1

Классификация опросов в зависимости от способа контакта с респондентом

Название опроса Применение Методика проведения  квартирный опрос Данный способ проведения опроса подходит для решения большинства задач связанных с изучением потребителей.

Территория населенного пункта, в котором проводится опрос, разбивается на участки примерно одинаковой площади. На каждом из участков выбирается стартовая точка. Интервьюер движется по маршруту согласно набору заранее установленных правил движения.  уличный (в т.ч. магазинный) опрос Может применяется для решения широкого круга маркетинговых задач.

Интервью проводятся на улице, или на выходе из торговых точек/ в торговых точках, или в местах скопления потребителей.  опрос с центральной локацией (in-hall, hall-test) Данный способ проведения опроса чаще всего применяется для тестирования рекламных материалов, упаковки продукта, вкуса продукта (hall-test).

Интервью проводится в арендуемом помещении со свободным доступом (библиотека, кинотеатр, ресторан и т.п.). Респонденты могут рекрутироваться как на улице, непосредственно перед началом интервью, так и заранее.  телефонный опрос Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования (например, на В2В-рынках)

На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.  интернет-опрос При существующем количестве пользователей Интернета – может применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории, состав которой можно контролировать (например, опрос сотрудников предприятия, опрос с предварительным оффлайн-рекрутингом и т.д.) На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, случайным образом выбираются номера для проведения опроса.  анкеты на самозаполнение (в т.ч. почтовый опрос) Иногда это единственный адекватный способ опросить свою целевую группу. В целом, можно выделить два способа сбора информации. В первом случае анкеты собираются сразу после заполнения (например, на выставках и презентациях). Во втором случае анкеты собираются через некоторое время после заполнения (как разновидность – почтовый опрос).  

В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются три основные формы опроса: анкетирование, интервьюирование, тестирование.

Рассмотрим метод анкетирования. Анкетированием называется опрос, в ходе которого в качестве инструмента используется вопросник (анкета). По существу, вопросник представляет собой предварительно подготовленное интервью, изложенное в письменной форме. В исследовании общественных явлений, особенно в социологических исследованиях, используются многие виды вопросников. Характер вопросника зависит как от явления, которое необходимо исследовать, так и от требуемой глубины его по знания.

Пути распространения анкет среди лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Они могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателям ответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может также и непосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипными или свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственно опрашиваемому, он может, как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнить ее собственноручно, т.е. записать ответы на те или иные вопросы в соответствующих рубриках [7, C.92].

Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает, прежде всего, составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ.

Следующий метод – интервью. Интервью представляет собой метод сбора информации посредством целенаправленного опроса одного или нескольких лиц. При исследовании некоторой большой социальной группы методом интервью (так же как и при анкетировании) производится отбор лиц, подлежащих опросу.

Выборка, может быть, простой и сложной. Простая выборка предполагает интервьюирование определенного числа случайно выбранных людей (например, каждого десятого или двенадцатого). Сложная выборка формируется в том случае, когда люди, составляющие единую социальную группу, делятся по определенным признакам (например, по возрасту, квалификации и т.д.

Тип выборки определяется задачами исследования и особенностями его объекта. Ответы, полученные в результате интервью, могут быть стереотипными или свободными. В случае если речь идет о свободных ответах, различают экстенсивное и интенсивное интервью. В ходе экстенсивного интервью исследователь задает серию типичных вопросов, заготовленных предварительно. Интенсивное же интервью характеризуется тем, что беседа между исследователем и интервьюируемыми протекает свободно, без предварительно заготовленных вопросов.

Тип интервью зависит от целей исследования. Если на основе полученных в ходе интервью ответов должен быть составлен некий статистический обзор, применяется интервью со стереотипными ответами. Если же необходимо глубже исследовать сущность проблемы, проводится интенсивное интервью. В этом случае стремятся к репрезентативности выборки, т.е. отбирают индивидов, характерных для социальной группы, чьи проблемы исследуются. Интервью чаще всего используется для получения информации о явлениях, которые непосредственно затрагивают опрашиваемых лиц и очевидцами которых эти лица являются [3, C.29].

Однако в социологических исследованиях интенсивное интервью часто используется также с целью проверки данных, полученных при помощи экстенсивных исследовательских методов. В любом случае, для того чтобы информация, полученная в ходе интервью, была точной и представляла собой реальную основу для выводов, интервью должно быть тщательно подготовлено, и, прежде всего, необходимо четко сформулировать вопросы.

Ещё одним методом опроса является – тестирование. Тест является инструментом получения информации о склонностях, предрасположенностях и реакциях индивидов в связи с некоторой может возникнуть ситуация.

С помощью тестирования исследуются интенсивность и специфика склонностей индивида, а также их значение. Тест чаще всего состоит из систематически выстроенного ряда вопросов или утверждений, на которые тестируемое лицо должно отреагировать. Но, точно так же, тест может состоять и из серии фотоснимков или кинокадров, способных вызвать у тестируемого ту или иную реакцию. Если тестирование осуществляется в целях изучения предрасположенностей и тенденций, складывающихся в больших социальных группах, тестируемые лица должны характеризоваться репрезентативностью в отношении данных групп [8, C.34].

На основе полученных данных в результате такого тестирования могут быть сделаны выводы о распространенности определенных характеристик в той или иной группе, о частоте, с которой они встречаются у членов группы, а также о количестве индивидов, которым присущи одинаковые склонности. Одновременно путем тестирования можно выявить и различные склонности, существующие в некоторой социальной группе, так же как и различную их выраженность, интенсивность, что может быть графически изображено в виде аналитических кривых.

Тестирование как метод социологического исследования зачастую является предметом острой критики, вплоть до полного его отрицания. Основным аргументом в подобной критике является то, что тестирование осуществляется в искусственно созданных обстоятельствах. Индивиды в ходе тестирования реагируют на обстоятельства, которые лишь могли бы возникнуть в действительности.

1.2. Преимущества и недостатки социологического опроса при изучении вторичной занятости

В науке всегда существовала проблема метода. Метод - это способ научного познания какой-либо реальности. Методы представляют собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

Каждая наука имеет в своем распоряжении целый ряд методов, позволяющих исследовать то или иное явление, выявить какие-либо закономерности развития и т.д. Выбор метода исследования с одной стороны, зависит от методологической ориентации исследователя, а с другой – от задач, которые ставятся в исследовании [2, C.62].

Одним из популярных широко используемых методов социологии является социологический опрос. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые социологом вопросы. Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Тем не менее, каждый вид опроса имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их на примере изучения вторичной занятости студентов. Анализ достоинств и недостатков представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ достоинств и недостатков Название опроса Достоинства Недостатки  квартирный опрос Возможность проведения продолжительных (до 40 минут) интервью.

Возможность демонстрации респонденту стимульных материалов (карточек, образцов продукции и т.д.).

Простота проведения контроля работы интервьюеров. Высокие требования к квалификации интервьюеров.

Относительно высокая стоимость проведения интервью.

Проблемы, связанные с недоверчивостью/ подозрительностью респондентов.  Опрос с централь-ной локацией (Холл-тест) Возможность проведения достаточно продолжительных (до 35 минут) интервью.

Возможность использования стимульных материалов (карточек, плакатов, упаковок продукта, самого продукта).

Простота проведения контроля работы интервьюеров.

 «Качество» респондентов сильно зависит от месторасположения точки, в которой проводится опрос.

Неслучайность выборки (в выборку попадают, как правило, жители одного района, либо респонденты, работающие в одном районе)

Сложность рекрутирования отдельных групп респондентов (автомобилисты, активно работающие и т.п.)  Уличный опрос, опрос в местах продаж (опрос покупателей в магазине), опрос в местах скопления потребителей Высокая скорость проведения опроса.

Относительно низкая стоимость проведения опроса.

Кроме того, при проведении опроса в местах продаж и/или опроса в местах скопления потребителей появляется возможность опросить некоторые специфические группы респондентов.

Ограничения на продолжительность интервью (до 10 минут).

Относительная сложность организации контроля за работой интервьюеров.

Сильное влияние погодных условий (снег/ дождь/ мороз/ветер).

Сложность получения разрешения на проведение опроса в торговых точках (для магазинных опросов/ опросов в местах скопления потребителей), этот процесс может занять продолжительное время и стоить достаточно дорого.  Телефон-ный опрос Высокая скорость проведения опроса.

Относительно низкая стоимость проведения опроса.

Возможность широкого географического охвата.

Возможность добраться до труднодостижимых для других видов опроса групп респондентов (молодые специалисты, главные бухгалтеры, и т.д.)

Легкость контроля качества работы интервьюеров. Серьезное ограничение продолжительности интервью (до 7 минут).

Невозможность использования стимульных материалов.

Низкий уровень телефонизации средних и небольших городов России.  Личное интервью Есть возможность продемонстрировать продукт.

Сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени.

Появляется возможность слушать живую речь респондента

Легко задавать сложные вопросы. Высокая стоимость.

Присутствует влияние интервьюера на респондентов.

Требуется большая команда квалифицированных интервьюеров.

Низкий уровень контроля за работой интервьюера.  Интернет-опросы Оперативность результатов.

Стоимость и время опроса практически полностью зависит от посещаемости площадок, на которых проводится опрос.

Стихийность выборки.

Нерепрезентативность выборки.

Отсутствие контроля за действиями респондента.  Анкета на самозапол-нение (в том числе почтовые опросы) Относительно низкая, в некоторых случаях, стоимость проведения.

Отсутствие «эффекта интервьюера».

Более высокая откровенность респондентов. Недостаточная скорость сбора данных.

Проблема возврата анкет.

Проблема репрезентативности выборки.  

Из всего выше сказанного мы можем выделить главные достоинства этого метода:

сравнительная экономичность;

возможность охвата больших групп людей;

применимость к самым различным сторонам жизни людей;

хорошая формализуемость результатов;

минимум влияния исследователя на опрашиваемого;

оперативность;

экономия средств и времени.

Таким образом, такой метод исследования наиболее удобен и оптимален для проведения исследований и в том числе при исследовании вторичной занятости студентов.

Глава 2. Исследование вторичной занятости методом социологического опроса

2.1. Характеристика вторичной занятости студентов

Одной из характерных особенностей российского рынка труда к началу 90-х гг. стало развитие вторичной занятости, юридически подкрепленное снятием ряда запретов и ограничений на совместительство. Вторичная занятость - дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время.

Понятие «вторичная занятость» хорошо знакомо большинству россиян с советских времен, хотя именно в этот период возможности вторичной занятости и совместительства были ограничены законодательством. Все запреты фактически перестали действовать в уже конце 80-х годов XX столетия, кода глубочайший кризис советского планового хозяйства сильно «ударил» по доходам большинства граждан Российской Федерации.

Для многих единственным выходом из создавшегося бедственного положения стал поиск одного или нескольких дополнительных мест работы. Вполне справедливо, что дополнительная занятость рассматривались главным образом как одна из составляющих более широкого процесса адаптации населения к новым экономическим условиям [15, C.88].

Однако применительно к молодежи такой подход к явлению вторичной занятости будет не совсем верным. Большая часть молодежи уже родилась и социализировалась в период рыночной экономики, что само по себе заставляет пересматривать значение термина «адаптация». Практический интерес представляет собой изучение вторичной занятости молодежи как одного их процессов социализации и становления молодых людей как полноценных функционеров общества. Нашей задачей был анализ влияния дополнительной занятости на формирование качественных трудовых ресурсов.

Существует две концепции дополнительной или вторичной занятости. Первая  статистическая, согласно которой к дополнительной работе относится работа, выполняемая помимо и параллельно с основной. Термин «вторичная занятость» интерпретируется аналогичным образом. Согласно этому пониманию, заработки неработающих категорий населения (студентов или пенсионеров) не могут быть отнесены к дополнительным или вторичным.

При втором подходе – социологическом – дополнительная работа подразумевается как «вторичная занятость работающего населения и занятость категорий населения, которые определяют свое основное занятие как «пенсионер», «безработный», «учащийся», «занятый в домашнем хозяйстве». В своем исследовании мы придерживаемся именно этого подхода, исследуя дополнительную занятость в различных группах молодежи, а именно, среди студентов г. Твери.

Исследования мотивации занятости российских граждан свидетельствуют, что включенность во вторичную занятость направлена в первую очередь на увеличение личного материального дохода. Вторым мотивом дополнительной занятости является реализация собственного трудового и культурного потенциала [17, C.89].

Рассмотрим масштабы и структуру вторичной занятости. Весьма затруднительно дать точную оценку масштабов вторичной занятости, так как официальная статистика, располагающая данными о работающих по совместительству и по контрактам, не учитывает многочисленную категорию населения, имеющую дополнительную работу вне формальных организаций и не связанную с какой-либо регистрацией.

Усложнение форм хозяйственной деятельности расширило возможности дополнительного приложения труда. Снятие запретов увеличило возможности работать по совместительству и по контрактам. Возросли возможности иметь дополнительные занятия как внутри предприятий и организации, так и вне их, но по их заказам, контрактам с ними.

Широкое использование на промышленных предприятиях в последние годы неполной занятости увеличивает возможности выполнения второй работы. Более всего расширилась сфера неформальной вторичной занятости, преимущественно за счет разного вида обслуживания. Эта сфера включает уличную торговлю, ремонтные и строительные работы, шитье одежды, уборку помещений и т.д., а также такие услуги, как посредничество. В гораздо меньшей степени она охватывает производство товаров.

Возросшая потребность во вторичной занятости удовлетворяется далеко не в полной мере. Возможности получения второй работы зависят от социального статуса работника: чем он выше, тем они больше. Кроме того, имеют значение и половозрастные характеристики. Во вторичную занятость чаще вовлечены представители наиболее конкурентоспособных групп на рынке труда: мужчины, люди молодого и среднего возраста, имеющие образование не ниже среднего, руководители и специалисты, жители больших городов, работники массовых профессий. Если же рассматривать приработки, имеющие случайный или временный характер, то здесь впереди военнослужащие и неквалифицированные работники. Именно они, а также специалисты более всего вовлечены во вторичную занятость [14, C.75].

Рассмотрим мотивы вторичной занятости. Подавляющее большинство (80-90% опрошенных в 2011 г.) стремились к дополнительной работе с целью повышения дохода. По данным Института сравнительных исследований трудовых отношений, доля доходов от дополнительной работы в семейном бюджете составляет около 20%.

При этом почти 45% опрошенных не исключали возможности перехода в будущем на вторую работу как на основную. Среди них преобладали занятые в частном секторе (47%), молодежь до 30 лет (36%), руководители (34%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (соответственно 34 и 19%). Именно в этих группах больше всего тех, для кого вторичная занятость - источник не только дополнительных доходов, но и новых возможностей, в частности, изменить свой трудовой и социальный статус. На такой мотив указали почти 20% опрошенных.

В то же время большинство опрошенных вторая работа, нередко обеспечивающая больше доходов, чем основная, удерживала на основном рабочем месте. Такой своеобразный эффект замещения, заставляющий больше трудиться на дополнительной работе, сохраняя основную, характерен для различных категорий населения, например для пожилых людей, для лиц с образованием ниже среднего и для специалистов, для жителей больших и малых городов.

По-видимому, особенно отчетливо этот эффект проявляется для тех работников, которые, не имея возможности материально обеспечить себя и свою семью на основной работе, все же не желают отказаться от своей специальности. Деквалификация в большинстве случаев ожидала бы их в случае перехода к дополнительному занятию как к основному.

Из опросов видно, что лишь 1/3 вторично занятых трудится по той же профессии и специальности, что и на основной работе; 2/5 опрошенных указали, что дополнительная работа вообще не требует профессиональной подготовки, 1/4 из них была вынуждена прирабатывать по другой профессии, чем на основной работе [4, C.162].

Проанализируем характер вторичной занятости. К наиболее распространенным профессиям в сфере вторичной занятости в 2011 г. относились (в порядке убывания): уборщицы, охранники, прислуга в гостиницах; продавцы в магазинах; преподаватели, учителя, репетиторы; торговые посредники; продавцы в киосках, торговых палатках; менеджеры в магазинах, торговых фирмах; плотники и столяры; бухгалтеры; парикмахеры, массажисты, косметологи; врачи.

Таким образом, эта профессиональная структура отражает ранее отмеченную тенденцию к наиболее широкому распространению дополнительных занятий среди тех работников, которые связаны с оказанием услуг (включая торговлю) в большей степени, чем на основной работе.

Таким образом, с одной стороны, значительная часть рабочих мест вторичной занятости характеризуется низким качеством, не требует высокой квалификации и развитых профессиональных навыков. С другой стороны, высокий квалификационный уровень, приобретенный чаще всего по месту основной работы, расширяет возможности для вторичной занятости. В общем же можно прийти к выводу, что занятость на дополнительной работе связана для значительной части вторично занятых со снижением профессионального и квалификационного уровня.

Как видно из изложенного, вторичная занятость выполняет несколько важных для рынка труда функций [6, C.118]:

для работников она является источником значительной части доходов, позволяющим продолжать работу на основном месте даже при относительно низких размерах заработной платы;

для руководителей предприятий вторичная занятость работников - способ сохранения основного ядра коллектива;

для государства вторичная занятость - своеобразный амортизатор социальной напряженности.

Особенностью студенческого рынка труда является низкая конкурентоспособность студентов по сравнению со старшими возрастными группами. Эта проблема не так актуальна для тех, чей возраст приближается к 30-ти, однако очень остро стоит перед подростками и молодежью студенческого возраста.

На сегодняшний день на рынке труда для них практически не представлены вакансии. К тому же законодательство Российской Федерации требует от работодателя соблюдения строгих норм и правил по отношению к работающим подросткам, что зачастую препятствует их трудоустройству по причине «невыгодности» для работодателя.

При невозможности предложить себя в качестве квалифицированной и опытной рабочей силы ведущим мотивом вторичной занятости студентов, и в особенности подростков, является материальное обеспечение собственных интересов или поддержка семьи, а о приобретении трудовых навыков в большинстве случаев подрабатывающая молодежь не думает. 

Тем не менее, дополнительная работа, независимо от целей, способствует приобретению профессиональных и коммуникативных навыков, пусть даже и в минимальном объеме. Именно поэтому, как уже отмечалось выше, одной из задач нашего исследования было выявление степени влияния опыта дополнительной занятости на формирование качественных трудовых ресурсов, отвечающих требованиям рынка [11, C.142].

Под такими ресурсами мы подразумеваем молодежь с высокими жизненными притязаниями, относящуюся к работе как к возможности реализации собственного творческого потенциала и источнику доходов для достижения поставленных перед собой целей. Наличие профессионально-статусных амбиций (желаемая в будущем должность и достаточный уровень образования) являются значимым стимулом для индивидуального развития, что и определяет в конечном итоге позицию студентов как социальной группы на рынке труда.

В самом общем виде можно выделить два вида вторичной занятости студентов: временная занятость, носящая «разовый» или «периодический» характер, и постоянная дополнительная работа.

Проведенные в России исследования структуры вторичной занятости россиян демонстрируют значительное превалирование временной работы над постоянной дополнительной. Согласно этим исследованиям, в 1999 г., например, среди всех дополнительных заработков случайные составляли около 75%, в то время как постоянные  25%.

Результаты исследования показали практически аналогичную структуру занятости студентов Тверской области. Около 80% всех дополнительных заработков составляют случайные приработки, и около 20% - постоянные. Именно поэтому при анализе вторичной занятости мы в большинстве случаев используем суммарный показатель дополнительной работы, который включает в себя оба вида вторичной занятости.

Динамика социально-демографического портрета подрабатывающей молодежи свидетельствуют не только об изменении активности в подработках различных социально-демографических групп, но главным образом отражают структурные изменения самого рынка вторичной занятости (меняющиеся требования к работникам, увеличение или уменьшение мест вторичной занятости для определенных категорий молодежи и т.д.) [16, C.37].

Студенты по сравнению с жителями среднего возраста не обладают достаточным уровнем квалификации, однако более квалифицированы по сравнению с подростками. С одной стороны, растущая активность, вероятно, свидетельствует о возросшем количестве предложений неквалифицированного и низкоквалифицированного труда, который могут выполнять эти группы. С другой, стремление как можно быстрее после окончания учебного заведения получить рабочее место заставляет студентов повышать свою конкурентноспособность на рынке труда уже в период обучения, развивая профессиональные и коммуникативные навыки на рынке вторичной занятости.

Онлайн-опрос российских студентов, который портал Career.ru провел 18–26 апреля 2012 года показал, что нынешней стипендией довольны всего 3% студентов, а маленькой ее считает 91%. По мнению респондентов, достойная стипендия должна быть не меньше 7950 рублей в месяц. В Москве - 8900 рублей. В регионах согласны на 5600 рублей [3, C.28].

Недостающие деньги 72% студентов берут у родителей, 66% зарабатывают сами. Прожить на стипендию умудряется только 1%. 70% респондентов заявили, что вся стипендия у них уходит на оплату транспорта, у 68% - на еду.

Таким образом, на вовлеченность во вторичную занятость влияют макроэкономические, социально-демографические факторы и внутреннее ощущение необходимости самостоятельных заработков.

2.2. Анализ проблемы студенческой занятости посредством социологического опроса

1 2