">
Прикладные науки Социология
Информация о работе

Тема: Социокультурный проект: проблемы внедрения

Описание: Социокультурный проект как инструмент современного менеджмента. Теоретические проблемы социального проектирования. Современные особенности. Технология разработки гранта. Особенности внедрения проектов. Условия функционирования. Особенности внедрения.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Социология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 197
Поднять уникальность

Похожие работы:

Курсовая работа

Тема: Социокультурный проект: проблемы внедрения

2012 год

Содержание

I

Введение………………………………………………………………… 3

Социокультурный проект как инструмент современного менеджмента……………………………………………………………. 5

Теоретические проблемы социального проектирования……… ... 7

Современные особенности социального проектирования………. 16

Технология разработки гранта………………………………………..21

II

Особенности внедрения социокультурных проектов в условиях СДК………………………………………………………………………... 31

СДК Янгулова и условия его функционирования……...…………..39

Особенности внедрения социокультурного проекта «….» в условиях села Янгулова………………………………………… … .. 50

Заключение………………………………………………………….…... 60

Список использованной литературы…………………………………61

Введение.

Одной из основополагающих характеристик «человека культурного»

является его способность к проективной деятельности, продуктивному

воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на

основе «модели потребного будущего». Эта способность задается самой

сущностью культуры, которая представляет собой прежде всего совокупность

«проектных» (т. е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и

преобразования мира — природы, общества, самого человека. Смысл

культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в

«культивировании» всех составляющих человеческого бытия. Проектная

деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности,

ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе

соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и

усовершенствовать.

Социокультурное проектирование, являясь одной из составляющих

раздела прикладной культурологии, подразумевает исследование организации и технологии культурной жизни общества, деятельности учреждений культуры, культурных центров досуга, методику проведения массовых культурных мероприятий. Одной из форм деятельности по социокультурному

проектированию является разработка культурной политики, экономическое и

духовное обеспечение реализации культурных программ.

Комбинация различных способов проектирования в соотношении с

теми или иными составляющими объектной области предполагает множество

вариантов проектной деятельности — в виде специализированных технологий.

Особое место в системе специализированных технологий занимает

социокультурное проектирование. Проектный подход в освоении культуры

состоит, прежде всего, в органическом сочетании управленческих, с одной

стороны, и культурных, с другой стороны, аспектов деятельности управления.

Идея социокультурного проектирования подразумевает, что набор

управленческих инструментов должен быть соразмерен конкретному

культурному материалу и типу региональной или местной ситуации.

Содержание проектной деятельности состоит из компетентного анализа

конкретной ситуации, разработки и реализации проектов и программ,

оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности.

Новые концепции воспитательной деятельности в высших учебных заведениях основными задачами воспитательной работы определяют раскрытие потенциалов личности человека, формирование активной жизненной позиции, интериоризацию общечеловеческих ценностей. Целевая установка социокультурного проектирования состоит в том, чтобы обеспечить будущих специалистов технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов, как социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.

1.1. Социокультурный проект как инструмент современного менеджмента

Социальная сфера, культурная жизнь общества остаются слабо регулируемыми при помощи права, трудно поддающимися управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. В этих еще малоосвоенных в организационном отношении областях возникают и новые вопросы, не все из которых могут и должны решаться в рамках менеджмента. Поэтому социальное проектирование, как и его разновидность — социокультурное проектирование (а для нас это равнозначные понятия), оказывается пограничной областью социального знания и социальной деятельности.

Смысл культурной деятельности заключается в ее улучшающем характере, в культивировании всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) предмета культуры человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм - идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми и т. д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование - конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование - создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование второй реальности с помощью образа, знака, символа и др.

По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование второй природы из материала первой) и др.

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.

Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности - ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации.

В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел - предваряющий действие проект.

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности.

Ценности - это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели - это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости от ценностных ориентаций проектировщика, мы можем иметь программы с взаимно исключающей целевой установкой. А в свою очередь, знания и методы - это предписания о целях и способах деятельности.

1.2. Теоретические проблемы социального проектирования

Актуальность данной работы заключается в том, что культура на современном этапе развития нуждается в инновационной деятельности. Социокультурное проектирование является таковой и приобретает большую популярность в последние десятилетия. В связи с этим мы ставим задачу показать значение социокультурного проектирования как инновационной деятельности в культуре через рассмотрение черт и особенностей этой деятельности.

Понятие «проектирование» берет свое начало еще с античности, с работ Платона «Государство», «Пир». Но свое широкое распространение данное понятие обрело лишь в последние десятилетия. Это связано со становлением постиндустриального общества.

Проект — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Проекту свойственны такие характеристики, как временность (четкие временны?е рамки), уникальность результата, последовательная разработка [6].

«Проектирование — форма деятельности, обладающая признаками опережающего отражения действительности, в ходе которой создается прообраз (прототип) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту» [7, с.448].

Проект в культуре является антиподом рутинной деятельности, который разрабатывается затем, чтобы привлечь внимание к социокультурной проблеме, заявить о ней.

Из оппозиции проект – рутинная деятельность проистекает «революционная» сущность проектов. Они ломают установившийся порядок вещей, давно сложившиеся и освященные традицией процедуры культурной деятельности. «Без волн – проектов море культуры превратилось бы в стоячее болото».

Жизнь культурных инициатив и проектов коротка, но именно они отвечают за модернизацию и развитие.

Под определенным углом зрения культурой следует считать только то, что находится на острие, постоянно рождается, а не преподносится в готовом виде. Проекты принадлежат культуре производящей, а не культуре воспроизводящей образцы, нормы, ценности, а, следовательно, стереотипы и стандарты [3].

«Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать» [5, с.9].

«Инновационность и неповторимость, казалось бы, относятся к бесспорным характеристикам проектной деятельности. В действительности все обстоит сложнее, поскольку степень инновационности бывает разной. Проект может быть новым для данной сферы, данного региона, данной организации, или новым вообще, то есть уникальным. Новизну проекта всегда можно подвергнуть сомнению» [3].

Поэтому, гораздо важнее новизны творческий характер замысла. Проектная деятельность пронизана творчеством. Увидеть проблему — искусство, красиво выразить ее словами — тоже искусство, а если еще сформулировать решение проблемы — проект появится на свет сам собой. Проектирование стало способом преобразования культурной действительности через индивидуальность автора.

«Социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качествеобъекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов.

«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек, как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов» [5,с20].

Чаще всего сферами социокультурного проектирования становятся актуальные проблемы современной молодежи такие, как образ жизни, досуг, творческая самореализация.

Через реализацию проекта происходит не только обогащение досуга, но и наполнение его ментальной составляющей, т.е. в процессе привлекается внимание к актуальным проблемам жизнедеятельности студенчества и общества в целом.

Цели и задачи проекта состоят в повышении уровня духовной культуры молодежи, повышении общественной значимости литературного творчества, поддержке литературно одаренных молодых поэтов, прозаиков, публицистов, совершенствовании работы литературных клубов и объединений.

Таким образом, мы можем рассмотреть черты и особенности проективной деятельности и выяснить, что в современных условиях значение социокультурного проектирования как инновационной деятельности в культуре достаточно значительно, даже не смотря на то, что степень инновационности в каждого случая индивидуальна.

В процессе проектирования в качестве единицы анализа может выступать ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом (общесоциальная), локальная ситуация (относящаяся к региону, поселению, группе), и жизненная (личностная) ситуация. На всех уровнях анализа носителем проблем является человек: в одном случае — как личность, живущая в определенном обществе, как субъект конкретной культуры, в другом — как представитель той или иной социальной или социально-демографической группы, в третьем — как носитель социальных и личностных проблем, обусловленных вполне конкретными жизненными обстоятельствами и условиями.

Пространственно-временные границы ситуации, которая подлежит анализу, определяются радиусом будущего проекта. В частности, федеральные программы ориентированы на решение проблем, характерных для российского общества в целом (т.е. типичных для большинства регионов России). Региональные программы решают проблемы соответствующего радиуса. Целевой установкой локальных проектов является разрешение проблем той или иной социальной группы и категории населения.

При анализе и проектировании процессов в рамках общесоциальной ситуации социокультурный субъект трактуется как член общества, переживающий проблемы и испытывающий на себе обстоятельства, характерные для общества в целом и влияющие на всю совокупность условий его жизнедеятельности. Выделение общесоциальной проблемной ситуации — это фиксация рассогласования социально значимых параметров жизнедеятельности на уровне общества в целом — ценностно-ориентационных, процессуальных, предметно-результативных, институциональных, инфраструктурных (если рассматривать социокультурную сферу узко — как совокупность учреждений и организаций отраслевого характера).

Если анализировать ситуацию, характерную для социокультурной жизни российского общества в целом, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость.

С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде целевых программ федерального и локального характера. Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль. Активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства "малой родины", любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России. Модернизационные процессы, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга. Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время объекты культуры — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры. Ресурсы развития культурной жизни составляют традиционные социальные институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала, его освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, творческие союзы, средства массовой информации.

В то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.

-Увеличивается разрыв между инновационным потенциалом культуры и массовой способностью его освоения и использования в повседневной социокультурной практике Динамизм общественной и культурной жизни вызвал значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и искусственным окружением, которое выражается как в объективных показателях (в количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействия), так и в субъективной плоскости — в уровне психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода усложнение. Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются массовая неосвоенность имеющихся в культуре инноваций; расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения; отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта.

- В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источником социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности. Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы. Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.

Наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества.

- Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаей, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

- Снижаются показатели духовной жизни общества Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведенинйи скусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.

- Происходит значительная переориентация общественного сознания — с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, гедонизма Исследование Российского Института искусствознания показало, что за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентации: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной части граждан России на материальное благополучие как главную цель жизни Если в начале 1980-х годов в системе ценностных ориентации и городских, и сельских жителей "лидировали" мысли о счастливой семейной жизни, о желании иметь хороших, верных друзей и другие гуманистические мотивы, а отсутствие материальных затруднений казалось первоочередной заботой 41% людей в городах и 36% в селах, то сегодня о материальном благополучии как самом главном говорит 70% горожан и 60% сельских жителей. Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональное. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.

Снижение показателей духовной жизни российского общества в какой-то мере происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравственного развития. Сегодня на "авансцену жизни" выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения — "духовный середняк". Если в начале 1980-х годов гуманитарная интеллигенция составляла наиболее крупную часть духовной элиты, то сегодня она уступает "естественникам" (медикам, биологам и т.п.). И это обусловлено не только падением престижа гуманитарных профессий, но и более низким уровнем личностного развития гуманитариев — последние отстают теперь от "естественников" по важнейшим личностным потенциалам людей умственного труда — созидательному и познавательному Отказавшись от ценностей всестороннего развития личности и все больше руководствуясь в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, эта часть общества сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры.

— Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Растет разочарование в демократических идеалах и ценностях (50% опрошенных не участвуют в выборах различных уровней), усиливается настроение безнадежности, неверия в возможность решения социально-политических вопросов. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

— На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис переживает киноиндустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрией. Как подчеркивалось в документах третьего совещания министров культуры стран Европы, коммерческая культурная продукция уже не воспринимается как носитель нравственных и эстетических критериев, духовного или метафизического смысла, она оказывает влияние на общественное и индивидуальное поведение прежде всего на уровне потребления, опускаясь до уровня банальностей и стереотипов. Последствия этого процесса коммерциализации, масштабы которого еще трудно предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры.

Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности.

В какой-то мере обозначенные выше проблемы решаются в рамках Федеральных программ, разрабатываемых Министерством культуры РФ. В течение ряда лет практически неизменными остаются основные направления и приоритеты федеральной культурной политики, которые воплощаются путем организационной поддержки и частичного финансирования таких программ как "Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации"; "Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных фондов"; "Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности"; "Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства"; "Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества".

Однако в силу ряда причин, и прежде всего экономического характера, эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Не выполняются гарантированные "Основами законодательства о культуре" нормативы финансирования отрасли, о чем свидетельствует повсеместное, обвальное сокращение бюджетных ассигнований на культуру. Резко сокращается объем пополнения книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами) в условиях объективного роста библиотек как источника информации в единственной возможности бесплатного самообразования. В силу крайне низкой оснащенности библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и передачи информации российской провинции недоступны огромные информационные ресурсы страны и мира. Техническое обеспечение сохранности архивных, музейных и библиотечных фондов находится в катастрофическом состоянии — в реставрации сегодня нуждается от 30 до 70% музейных фондов. Идет массовая коммерциализация и перепрофилирование учреждений культуры и досуга. Разрушается инфраструктура издательской деятельности, культурно-досуговой сферы. Резко сократилось количество учреждений, занимавшихся организацией досуга детей и подростков. Многие театры, музеи, библиотеки, спортзалы находятся на грани исчезновения. Сложившееся положение свидетельствует об отсутствии ресурсов и механизмов, блокирующих негативные процессе в социокультурной сфере, обеспечивающих гарантии охраны и использования культурно-исторического наследия, условий развития профессионального и любительского художественного творчества, саморазвития культурной жизни в целом.

Есть и другая группа причин невысокой эффективности государственной культурной политики — слабая проработанность Федеральных целевых программ, которые лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры, их слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику конкретных регионов и территорий . Дело в том, что в технологии проектирования слишком абстрактная модель ситуации (и соответствующий радиус проблем) оказывается не всегда оптимальной. Понимание общенациональных проблем — это, скорее, тот общемировоззренческий контекст, который определяет позицию проектировщика или субъекта управления. Главное в процессе формирования проекта — изучив конкретное социокультурное пространство, где протекает жизнедеятельность человека, понять те социально и личностно значимые проблемы, которые, во-первых, отражают реальные и непосредственные условия жизнедеятельности человека в социокультурной среде, во-вторых, связаны с неоптимальным уровнем культурного развития личности.[ 5]

Процесс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен быть ориентирован проект. В качестве единицы анализа могут выступать:

1. Ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий

функционирования общества в целом;

2. Локальная ситуация, радиус которой совпадает с той или иной

территориально-административной единицей (регион, город, район,

поселение);

3. Ситуация, обусловленная вполне конкретными обстоятельствами и условиями жизнедеятельности определенной социальной категории или группы населения. Специфика этого уровня функционирования социокультурного субъекта фиксируется понятием “жизненная ситуация”, которая рассматривается как своеобразная теоретическая конструкция, позволяющая высветить взаимосвязь социальных и индивидуальных факторов, детерминирующих деятельность и поведение людей в проблемной ситуации.

Масштаб анализируемой ситуации определяет радиус действия проекта или программы. Социально-культурные проблемы, типичные для большинства регионов России, решаются в рамках Федеральных программ. Специфические региональные проблемы актуализируют программы соответствующего радиуса действия. Разрешение проблем конкретной социальной группы является целевой установкой локальных проектов.

Однако независимо от радиуса разрабатываемого проекта, необходим учет проблем всех уровней, ибо все они взаимосвязаны между собой: проблемы общенационального масштаба существенно влияют на содержание и характер жизнедеятельности человека, независимо от места его проживания, региональные проблемы могут быть общими для большинства территорий России, а проблемы социальной группы, выявленные в конкретных жизненных обстоятельствах, могут рассматриваться в качестве типичных для данной категории населения проблем в масштабах всей страны.

Выделение общесоциальных, локальных и индивидуальных ситуаций дает возможность осуществить взаимосвязь и последовательный переход разрабатываемых в рамках проектирования решений с одного уровня на другой. Так, характеристика проблем личностей и социальных групп и

определение способов их разрешения составляют ядро целевого и содержательного обоснования локальных проектов, которые могут входить в региональные программы в качестве их составляющей. В свою очередь, региональные программы, ориентированные на решение общетерриториальных проблем, совпадающих с общесоциальной проблематикой, можно рассматривать как конкретизацию федеральных проектов.

Современные особенности социокультурного проектирования

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ “должного” доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие

мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично

сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование,

во-первых, разрабатывает модель “должного” в соответствии с наличными

ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения,

допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих,

задает более обоснованные временные рамки решения проблемы,

обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая

технология, представляющая собой конструктивную, творческую

деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении

причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих

желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности),

разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме

(задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом)

составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных

проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или

воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих

(как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся

нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных

решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как

различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума

(или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции

проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и

вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции,

сохранения) социальной и культурной целостности.

В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого

проектирования являются:

— создание условий для развития социокультурного субъекта (личности,

общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах

его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной

средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих

неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации

совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в

пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

— обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни

посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного

сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых

социокультурных технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности:

— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое

определением их источника и характера;

— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на

индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и

оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и

культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые

изменения в объектной области проектирования) и его проектное

оформление;

— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную

практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в

материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования

являются программа и проект.

Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю

совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е.

процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных

ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо

анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного

развития, функционально-содержательные модели учреждений и

организационно-управленческих структур, а также материально-техническое,

организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации

намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть программы, представляющая собой форму

конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений

развития социокультурной жизни территории;

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный

конкретной аудитории.

1 2