">
Прикладные науки Социология
Информация о работе

Тема: Поведение молодежи в сети интернет

Описание: Развитие информатизации в российском обществе. Использование информационных технологий сегодня. Социальные аспекты развития сети Интернет в России. Аспекты взаимодействия между собой. Влияние сети. Роль социальных сетей. Принципиальная для человека эпоха.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Социология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 29.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 281
Поднять уникальность

Похожие работы:

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Кафедра семейной, гендерной политики и ювенологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА:

Поведение молодежи в сети интернет

Москва, 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………......3

Глава 1. Развитие информатизации в российском обществе ............4

Использование информационных технологий молодежью сегодня ……………………………………………………….6

Социальные аспекты развития сети Интернет в Росси ……………..9

Глава 2. Аспекты взаимодействия молодежи между собой посредством использования сети Интернет ………………………..12

Влияние сети Интернет на молодежь ……………………...15

Роль социальных сетей в социализации молодежи ………18

Заключение………………………………………………………...23

Список используемых источников……………………………….24

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена социальной востребованностью современных социальных технологий, обеспечивающих создание эффективных путей и рекомендаций по формированию информационной культуры и профилактике противоправного поведения российской молодежи в сфере высоких технологий.

Востребованность результатов исследований по проблемам поведения молодежи в сфере высоких технологий в условиях проходящих процессов информатизации России имеет место как в плане прикладном, то есть для конкретных практических целей, так и в общетеоретическом плане для научного обоснования тех выводов и положений, которые ложатся в основу практических рекомендаций, связанных с поисками эффективных социальных методов влияния на поведение молодежи в формирующемся информационном пространстве.

У подростков иное отношение к новым технологиям. Большинство молодых людей используют Интернет не эффективно, а некоторые и вовсе забывают о реальности. Одна из проблем, которая поднимется в данной курсовой работе – это как использует интернет молодежь и ее поведение при этом.

Также важную роль в жизни современной молодежи играют социальные сети и сервисы мгновенных сообщений. При этом, по словам специалистов Microsoft люди в возрасте от 18 до 24 лет намного меньше зациклены на виртуальных способах общения, чем принято считать, и не думают, что Сеть заменяет времяпровождение с другими людьми в реальности. Для большинства использование социальных сетей и инстант-мессенджеров является не развлечением, а полноценной частью социальной жизни.

Глава 1. Развитие информатизации в российском обществе

Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей. Вес информационного сектора экономики постоянно возрастает — его доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран в начале XXI века составляет 50—75%.

В последнее десятилетие 20-го века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий. Не у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации. 

Десятилетняя история информатизации в России свидетельствует о ее межотраслевом характере. Вполне оправдано, что ею занимаются многие ведомства. Однако координация их усилий в настоящее время совершенно недостаточна. Достижения информатизации были бы намного весомее, если бы существовала интегральная целевая программа развития информатизации в России как программа движения к информационному обществу, объединяющая усилия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, различных министерств и ведомств, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций. В сегодняшних условиях начала экономического роста и развития социальной рыночной экономики государственное воздействие на процессы информатизации должно быть усилено, направлено на широкое привлечение в движение к информационному обществу коммерческих структур, различных слоев населения, подрастающего поколения. Только в этом случае она будет иметь ясно выраженное политическое и социальное значение.

Термин "информатизация" был впервые применен в докладе "Информатизация общества", подготовленном в 1978 году группой специалистов по заказу президента Франции Валери Жискар дЭстена. Примечательно, что после перевода доклада в 1980 году на английский язык, он уже назывался "Компьютеризация общества",

В отечественной периодической печати термин "информатизация" одним из первых, в 1987 году, применил А.И. Ракитов, раскрыв его сущность и содержание. В дальнейшем информатизация была определена им как процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Вместе с тем это процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации.

Значимый вклад в развитие этого понятия в последующие годы внесли А.П. Ершов, А.Д. Урсул, B.C. Михалевич, Ю.М. Каныгин и другие исследователи. Особенно активно этот вопрос обсуждался в период разработки концепции информатизации общества, в 1989-1990 гг.

Академик А.П. Ершов считал, что информатизация — это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.

Считается, что период информатизации общества по данному критерию должен составлять не менее шести десятилетий .

Оценке подлежит удельная информационная вооруженность, которая возрастает на порядок каждые 8—10 лет. При этом ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженности порядка 10 оп/сек/чел, что соответствует развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая же фаза соответствует достижению значения 10 млн. оп/сек/чел, что обеспечивает беспроблемное удовлетворение любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.

По этому критерию Россия находится в начальной фазе информатизации и, по прогнозам, достигнет завершающей фазы в 30—40-х гг. XXI века, в то время как США осуществляют уже сейчас переход к завершающей фазе информатизации.

1.1 Использование информационных технологий молодежью сегодня

Сегодня молодое поколение активно использует информационные технологии, как в личных, так и в рабочих целях. Это важно, ибо общество должно развиваться и идти в ногу со временем.

Уже с 7-летнего возраста, когда ребенок пошел в школу, информационные технологии необходимы. Телефон – средство связи на расстоянии; Компьютер – хранение и использование информации в личных целях; Фотоаппарат – что бы запоминать моменты своей жизни; MP3-плеер – что бы слушать музыку, вдохновляться и отвлекаться от проблем (каждому свое) и многое другое. Нужно отметить, что в разном возрасте технологии играют для человека разную роль. Например, фотоаппарат для детей 7-14 лет имеет непосредственную форму развлечения и игрушки. Подростки обычно одним фотоаппаратом не обходятся, ибо, как практика, могут его потерять, забыть, продать, или обменять на другую вещь и т.д. Когда ребенок начинает взрослеть, понимает ответственность перед чем-то, то тот же фотоаппарат уже становится инструментом увлечения (хобби) и заработка, например. Так сегодня молодежь активно увлекается фотографиями, покупает дорогостоящую цифровую технику и создает шедевры в цифровом формате. Участвуют в выставках, открывают свои фотосалоны, организуют клубы по интересам и теперь фотоаппарат для них всё!

Пожалуй, самый востребованный информационный инструмент сегодня – это компьютер. Компьютер – это универсальная техника, которая с 2000 года особенно заменила почти каждому человеку скучную бумажную жизнь на интересную. Компьютер может многое, в том числе быть виновником многих проблем и бед. Но смотря, кто как его использует и сочетает с ним свою жизнь.

Сегодня начиная со школы, ученики изучают урок под названием «Информатика». В основу его лежит изучение самого компьютера, его компонентов и программ, а так же применение дающихся навыков в будущем. Например, рисование, программирование, общение, математические действия, работать в аудио и видео информацией и многое другое учат на компьютере. Сначала детям кажется всё сложным, ведь они впервые сталкиваются с подобной техникой, но потом интерес растет и детей уже сложно оставить без компьютера. Видео игры – одна из потребностей молодежи, которая удовлетворяется посредством компьютера или подобной технологии. Интернет общение (социальные сети, программы быстрого обмена сообщениями, видео чаты, форумы и т.д.) стало удобным способом взаимодействия людей друг с другом и является так же самым дешевым способом связи.

Мобильные телефоны сегодня как мини-компьютер очень усовершенствованы и имеется почти у каждого молодого человека в России. Молодежь постоянно следит за новиками информационных технологий и использует их по максимуму.

Теперь поговорим более детально, как все-таки молодежь использует информационные технологии сегодня, и попытаемся выявить проблему.

1) Телевизор – электронное устройство для приёма и отображения изображения и звука, передаваемых по беспроводным каналам или по кабелю (в том числе телевизионных программ или сигналов от устройств воспроизведения видеосигнала — например, видеомагнитофонов). Когда еще не существовало других электронных устройств, телевизор смотрели в каждой семье, и он был ключевым элементом в подаче информации обществу. Сегодня телевизоры существуют в разных спецификациях и имеют множество функций. Его основная роль – вещание каналов СМИ для молодежи угасла с приходом новых технологий. Молодежь использует телевизор сегодня как широкоформатное средство отображения фильмов или компьютерных игр. Телевизор становится особенно востребованным в моменты, когда показывают Спорт (Олимпийские Игры, Футбол и др.), когда идет прямое вещание большого события, хотя и тут молодежь старается больше быть на нем самом.

2) Телефон - устройство для передачи и приёма звука на расстоянии. Современные телефоны осуществляют передачу посредством электрических сигналов. Сегодня телефон - это смесь всех новоротов в одной технологии (фотоаппарат, музыкальный плеер, видео камера, интернет, игры, чтение документов и многое другое). Пожалуй, телефон сегодня самая востребованная вещь для всего общества, но в первую очередь для молодежи, так как она активнее всего ею пользуется.

Существует проблема в молодежной среде, которая исходит из пользования телефоном в не нужном месте, в ненужное время. Так, например, пользование телефоном за рулем машины во время езды приводит к аварии или летальному исходу. Государственная система образования и сдача ЕГЭ, в том числе не подтверждает свою эффективность, так как выпускников и абитуриентов снова спасает телефон. Отсюда вытекают неквалифицированные специалисты и дешевая рабочая сила.

Телефон также имеет дозу радиации, которая вредит здоровью. А учитывая, что практически все носят его рядом с собой (в кармане, в сумке, на шее), организм облучается постоянно.

3) Компьютер и Интернет – это, пожалуй, две неразлучные системы, которыми пользуется человек. С одной стороны компьютер незаменимая вещь для работы, с другой стороны тратит много времени и зачастую в пустую. Интернет так же среда, где человек обменивается информацией или просто получает ее, но чаще у молодежи выходит, что она там просто пропадает, не видя реальности вокруг.

4) Радио – сегодня радио ушло на вторые ряды по популярности, но именно оно не заменимо в поездках, в пробках и т.д. Радиостанции дают много полезной информации и могут целенаправленно выдавать информацию, нежели интернет. Иными словами у радио существует своя целевая аудитория, свой охват, своя частота вещания, свои обозначения и т.д. Человек знает, какую станцию он хочет слушать и почему. Но промах тут в том, что молодежь больше интересуется всем выше перечисленным. Конечно, тут говорится об электронном устройстве «радио», но сегодня через интернет его тоже можно слушать, чем и пользуется молодежь.

Интернет – новая среда, где человек может не только работать с информацией, но и становиться либо познавательным, либо деградирующем человеком.

1.2 Социальные аспекты развития сети Интернет в России

В условиях стремительного и во многом противоречивого развития глобальной сети, наиболее важным представляется рассмотрение социальных особенностей развития сети Интернет в России.

Российский общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) в сводном отчете по итогам мониторинга с июня 1996 по июнь 1997 года "Российский сектор Интернета"  приводил следующие данные:

Количество информационных ресурсов. Количество именованных информационных ресурсов на русском языке (собственно Web-сайтов и отдельных крупных информационных разделов) составляет около 6000, их число по сравнению с августом 1996 года увеличилось примерно в 9 раз.

Количество пользователей. Услугами Интернета пользовалось около 600 тысяч россиян, при этом ежегодно их количество увеличивается примерно в два раза (в настоящее время услугами сети пользуется немногим более 5% россиян). Первый же российский WWW-сервер появился в начале 1996 года, в 1997 году их насчитывалось 1300 из 30000 Web-серверов в мире в целом.

Качественный состав пользователей. Спектр пользователей по оценкам провайдеров выглядел следующим образом:

20% — частные лица, работающие вне компьютерного сектора;

25% — руководители различного ранга, включая служащих государственных учреждений;

10% — деятели культуры, искусства;

10% — студенты и учащаяся молодежь.

Остальные пользователи преимущественно могли быть отнесены к миру науки и сектору компьютерных технологий.

До 75% пользователей Интернета в августе 1996 года были жителями Москвы, 85% — жили в больших городах. Уже к январю 1997 года доля жителей больших городов снизилась существенно — до 75%, а Москвы — примерно до 60%.

По переписи населения русскоязычной части Интернета (сентябрь 1998 г.), проведенной агентством ИнфоАрт, доля Москвы упала до 44%, т. е. наметилась явная тенденция по распространению Интернета в малых городах и в сельской местности.

Пользователи Российской части WWW. Оценочный анализ источников запросов к Российской части Всемирной информационной паутины таков: 50% (СНГ, Россия), 30% (США), 20% (остальные страны).

Российский пользователь сети Интернет выглядит следующим образом:

возраст 22—24 года (60%);

имеет высшее образование (50% - 1997 г., 54,7% - 1998 г.);

как правило, это мужчина (87 % — 1997 г., 85,3% — 1998 г.);

у 35% пользователей есть дети;

среди пользователей (22% - 1997 г., 15% - 1998 г. - руководители; 15% - 1997 г., 40% - 1998 г. - служащие; 18% - 1998 г. - студенты);

к обеспеченным людям себя относят примерно 40%;

область профессиональных интересов почти 60% пользователей в той или иной мере связана с информационными технологиями, наукой и образованием.

Для сравнения приведем некоторые данные о пользователях Интернет в США:

средний возраст 36 лет;

пользователи Интернета тратят в среднем 6,6 часа в неделю на работу в Сети, причем две трети из них пользуются ресурсами Сети ежедневно;

средний годовой доход пользователей сети 62 000 $.

Необходимо отметить, что наибольшее доверие, по нашему мнению, вызывают данные агентства Gallup Media, т.к. это агентство, являясь социологическим, использовало в качестве метода сбора информации телефонный опрос, основанный на случайной выборке. Агентство же ИнфоАрт использует для получения информации результаты так называемой добровольной переписи русскоязычного населения, а РОЦИТ — клиентские списки провайдеров.

Процесс медиатизации может считаться успешным в плане его социальных последствий, если в сети Интернет адекватно представлена вся социальная структура, а в информационно-обменных процессах участвуют представители всех основных социальных групп и слоев общества.

Однако в российском секторе Интернета в настоящее время доминирующее положение, по данным практически всех агентств и служб, занимают руководители (15—30%), служащие (30-50%) и студенты (18-20%), явно недостаточно представлены женщины, а также практически отсутствуют представители рабочих и пенсионеры. Такая ситуация усугубляет через информационное неравенство интеллектуальную поляризацию общества, способствует росту социальной напряженности.

Рассматривая перспективы развития российского сектора глобальной сети Интернет, нельзя не учитывать такие параметры, как количество русскоязычных пользователей Сети в мире, а также размер страны. Учитывая потенциал русскоязычной аудитории (в мире, насчитывается около 300 млн. человек, свободно владеющих русским языком), географические масштабы страны, настоятельно требующие применения новых коммуникационных технологий, можно прогнозировать стремительные темпы роста российских серверов Интернета.

Глава 2. Аспекты взаимодействия молодежи между собой посредством использования сети Интернет

Сегодня Интернет – это самое практичное средство общения и обмена информацией. Существует множество программ, которые разработаны специально для общения. Например: ICQ, Mail агент, чаты и прочие. Сообщение с одного конца света приходит в другой за считанные секунды. Это очень удобно.

Молодежь - группа, активно пользующаяся подобными инструментами связи. Единственный минус в этих программах в невозможности передать то или иное настроение человека, его эмоции и чувства. Да, существуют смайлики и кавычки, но это не описывает точно состояние человека, поэтому программам, никогда не заменить живое общение.

Как же молодежь общается в сети Интернет? Всё очень просто и примитивно. Если понаблюдать за сообщениями многих молодых людей, то мы увидим часто встречающие слова и фразы: «Привет», «Как дела?», «Что делаешь?», «Что нового?», «Ок», «Пока». В большинстве случаев переписка ограничивается только этими словами. Причины понятны – либо у человека нет времени много писать в ответ, либо он очень устал, и писать большие тексты не будет, либо писать вообще что-то на компьютере – это трудоемкий и непосильный труд для человека. Конечно же, проще и интереснее встретиться и поговорить в живую за чашечкой чая или гуляя в парке, например. Но почему молодежь, в отличие от взрослого поколения, так и тянет в интернет, и они проводят большую часть своего времени там?

Наверное, все дело в привычке и характере человека. Могу предположить, что существуют разные типы людей, которых можно охарактеризовать как:

Хвастуны

Одинокие

Беззаботные

Работающие

Познаватели

Первая группа «хвастуны» характеризуется наличием своего хвастливого характера. Такие люди хотят самоутвердиться в жизни, но поле для этого выбирают не реальность, а виртуальность. Выкладывая постоянно в большом количестве свои фотографии в сеть, загружая видео и другие материалы, связанные со своей личной жизнью они показывают, что делают это все не для себя, а для тех, кто сможет это увидеть и оценить. По обыкновению такие люди несчастны в душе.

Вторая группа «одинокие» - это люди, которые по разным причинам не могут найти себе окружение, создать семью, чем-то увлечься. Если по последним данным считается что молодежь – это группа лиц в возрасте от 14 до 30 лет, то эта группа в большинстве своем одинока. Создание крепких отношений, надежных связей и увлечений, как правило, приходиться на возраст с 30 и более лет. Интернет – это отличное средство поиска себе друзей по интересам через социальные сети, поиска любимого человека через сайты знакомств, а так же тут можно за один раз рассказать многим о своих проблемах и трудностях в жизни, рассчитывая в ответ на утешение. Такие люди не стремятся быстро выйти из своего положения, им проще писать, писать и снова писать о тяжких днях.

Группа «беззаботные» имеет отличия от предыдущих групп. Во-первых, это может быть временное состояние человека, при котором забот нет (отпуск, безработица, каникулы, больничный и т.д.) . Во-вторых беззаботная молодежь просиживает в Интернете больше времени, нежели другие. Тут неважно кто и как использует интернет – через телефон или через компьютер, в баре или дома, главное, что они постоянно находятся в сети. Конечно это уже проблема, которая может перерасти в более сложную форму, когда человек полностью уходит в виртуальный мир.

Группа молодых людей под названием «работающие» весьма адекватны и целеустремленны. Это именно те, кто выбрал свой путь развития посредством интернета. Сегодня очень востребовательны на рынке труда молодые люди, которые имеют образование или увлечение, связанное с компьютерными и цифровыми технологиями. Это и программисты – люди занимающиеся программированием и созданием сайтов в том числе, и web-мастера – люди, которые занимаются версткой сайтов, рекламных изделий в цифровом формате и др., системные администраторы – люди, отвечающие за настройку и эффективную работоспособность какой либо сети (обычно сеть внутри организации). Этим людям интернет необходим для профессиональной своей деятельности, которая их кормит. Они тоже проводят много времени за компьютером и часто сажают себе зрение, но их действия оправданы, в отличие от других групп, упомянутых выше.

И последняя группа, которую можно выделить – это «познаватели». Это молодежь, которая многим интересуется с целью познать мир, расширить свой кругозор. Так, например, существуют сайты и странички в Интернете журналов «National Geographic», «GEO», «Вокруг Света» и другие. Пользователям не нужно тратить деньги на приобретение нового выпуска известного журнала, они могут ознакомиться с ним в интернете. Так же существуют порталы новостных телеканалов: «Россия 24», «ОРТ» (первый канал), «РБК» и другие. На этих сайтах молодежь не только может отслеживать online новости, происходящие в мире, но и заносить свои. На сайте существует функция «мобильный репортер», где очевидцы происшествия, заснявшее все на видео своего телефона, могут поделиться им с другими. Так же существует много различных тематических сайтов: конкурсы, танцевальные, учебные, информационные, политические, медицинские, и многие другие, где постоянно обновляется информация.

Интернет сделал жизнь людей проще и прозрачней. Сегодня интернет – это неотъемлемая часть взаимодействия людей друг с другом. Молодежь пользуется этим средством больше всего, поэтому выпуск новых цифровых информационных устройств рассчитывается больше на молодое поколение.

Сегодня сложно переоценить роль интернета в организации течения потоков информации, а также в организации общения, как одного из аспектов, непременно сопутствующего течению этих потоков. Ведь общение – есть способ взаимодействия людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины это общение вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны. Бесспорно, много лет существовали и другие средства передачи информации на расстояния (например, почта, телефон, телеграф), но те неудобства, с которыми часто сталкивались участники такого общения, вынуждают многих перейти в ряды тех, кто уже оценил преимущества нового мира цифровых технологий и интернета, как наиболее значимого явления в этом мире.

2.1 Влияние сети Интернет на молодежь

Интернет – это обширная библиотека, где можно найти тексты на любую тему. В некоторых отношениях она лучше, чем большинство библиотек, по крайней мере, с точки зрения подростка. Сколько информации может содержаться в общественной библиотеке о рок-группах или телевизионных звездах? С одной стороны, подобная информация бесполезна и лишена всякого практического значения. С другой стороны, интернет предоставляет подросткам самим решить для себя, какая информация полезна, а какая – нет.

Положительное влияние интернета на молодежь

Интернет предоставляет не только огромное количество всевозможной информации, но и возможность общения в реальном времени, используя специальные программы. Плюсы подобной электронной коммуникации – уничтожение расстояний, возможность отсроченного ответа, создание сообществ по интересам, а также, при желании, полная анонимность и создание легенды, т.е. возможность «существовать» в другой физической и моральной оболочке (хотя о пользе последнего плюса сейчас идет широкая дискуссия в обществе).

Молодежь, как уже говорилось, использует интернет в разных целях. Интернет пространство дает много возможностей. Сегодня не нужно студенту или школьнику идти в библиотеку искать источник, он может найти его в электронном виде на сайте. Не нужно ездить далеко за покупкой велосипеда, например – его можно заказать через интернет, а потом его доставят прямо к вашему дому. Так же с едой и другими вещами. Интернет-магазины - это очень удобное и практичное средство.

Поиск работы и размещение своего резюме так же можно осуществить через интернет. Разместить рекламную компанию или стать известным человеком теперь тоже можно благодаря интернету. Не нужно тратить огромные деньги за рекламу на телевиденье или радио, все в общедоступном месте. В интернете можно зарабатывать деньги, можно смотреть карты/маршруты, общаться и владеть информацией быстрее, чем те, кто им не пользуется.

Благодаря интернету можно скачивать и устанавливать программное обеспечение, которое необходимо для комплектующих электронных устройств. Отслеживать погоду и строить свои планы тоже можно благодаря интернету. Интернет сделал нашу жизнь разнообразной и занимательной.

Негативное влияние интернета на молодежь

1. “Я виртуальное” и “Я реальное” (дихотомия)

Компьютерные игры и сеть интернет приводят к нарушению психических состояний у игровых аддиктов. Проведенные в России исследования показали некоторые устойчивые отклонения от нормы показателей психического состояния у игровых аддиктов: снижение настроения, самочувствия, активности.

Это свидетельствует о дезадаптации, неадекватном восприятии аддиктами себя и окружающего мира. Тревога нарастает с нарастанием своего рода диссонанса между “Я виртуальным”, который бессмертен и может все в виртуальном мире, и “Я реальным”, который является простым смертным человеком. Помимо этого, тревога служит катализатором формирования зависимости: с увеличением тревоги увеличивается зависимость, что, в свою очередь, увеличивает тревогу и т.д.

Возникновение своего рода раздвоения личности приводит не только к ухудшению настроения и морального состояния ребенка или подростка, но и к появлению психологических разладов во взаимоотношениях с родителями и друзьями, к снижению школьных показателей, к нервным срывам и беспричинной агрессии.

Для восстановления психологического состояния ребенку или подростку требуется гораздо больше времени, нежели сформировавшемуся человеку. Киберпространство огромно, но реальная жизнь гораздо больше. Поощрение действий подростка в реальном мире может способствовать реабилитации и восстановлению психики ребенка. По опыту американских исследователей в данной области, ни в коем случае при возникновении подобных случаев нельзя запрещать ребенку или подростку пользоваться компьютером, в первую очередь необходимо найти способ сопрячь виртуальный и реальный миры подростка. Сетевые и компьютерные интересы должны найти отражение в реальной жизни, например использование компьютера для выполнения школьных заданий. Если ребенку нравятся ролевые игры в виртуальной реальности, можно попробовать привлечь его к участию в школьных театральных постановках. Основная цель, которая ставится в подобных случаях перед родителями, заключается в том, чтобы избежать замыкания подростка в киберпространстве, поскольку именно это приводит к несоотношению виртуального и реального миров в его сознании.

Зарубежные исследователи видят проблему и в том, что посещения Интернета с образовательными целями постепенно отошло для детей на второй план. Большинство детей и подростков предпочитают использовать Сеть для поиска и скачивания музыки, игр, картинок. Все чаще дети используют Интернет и как средство общения, что, по мнению все тех же исследователей, очень вредно. Общаясь в виртуальности, дети не приобретают необходимых коммуникативных навыков, меньше проводят времени на воздухе, меньше двигаются. Все это представляет опасность не только для социализации ребенка, но и для его здоровья. У детей, проводящих слишком много времени за компьютером, снижается иммунитет, ухудшается зрение. Часто такие дети страдают и от лишнего веса.

Парадоксально, но одним из негативных последствий использования детьми сети Интернет, исследователи называют снижение грамотности.

Психологи, да и многие родители во всем мире уже столкнулись с такой проблемой, как интернет-зависимость детей и подростков. Прогнозы исследователей лишены оптимизма. Если в ближайшем будущем не будут приняты серьезные меры, в зависимость от Сети попадут миллионы детей и подростков.

2. Реклама – негативное влияние на молодежь. Не всегда реклама несет полезную информацию в общество. Например, реклама пива, сигарет только усугубляет положение здоровья нации. Реклама размещается на многих популярных сайтах, которыми пользуется молодое поколение. Это неправильно, но запретить ее в данном пространстве никто не может.

Реклама секса и разврата, порно и насилия порождают в умах молодежи дурные фантазии, которые применяются в реальности. Все это ведет к негативным последствиям. Стоит отметить, что сайты, где размещается подобная информация, всегда атакуют компьютер пользователя вирусами. Вирусы в свою очередь бывают разные: одни уничтожают данные на вашем компьютере, другие ее собирают и передают на другой компьютер, без вашего ведома, третьи полностью блокируют работоспособность вашего цифрового устройства. На такие сайты лучше не заходить.

3. Обман – еще одна негативная сторона интернета. Существую много объявлений, различных сайтов с предложениями, с услугами, товарами, которые заведомо ложно несут информацию. Молодежь чаще всего попадается в такие ловушки. Особенно часто это происходит, когда вопрос касается жилья или дешевой техники. Молодые парни и девушки в силу своей неопытности и доверчивости ведутся на обман.

Таким образом, интернет не защищен законами, и это пространство может быть использовано каждым и по своему усмотрению.

4. Осторожность. Зачастую молодые люди настолько откровенны на своих интернет — страницах, в блогах и на форумах, что порой забывают об осторожности. А ведь прочесть информацию о человеке, посмотреть его личные фотографии может сегодня даже пользователь, не имеющий огромного опыта работы в сети. Открытый доступ к личным данным может впоследствии сказаться губительным для человека.

Однако, как считают американские исследователи, данное представление о молодежи и интернете постепенно устаревает и становится неактуальным. Проведенный опрос показал, что молодые люди, чей возраст варьируется от 18 до 25 лет, неохотно разглашают информацию о роде своей деятельности. Они по возможности блокируют информацию о себе паролями и ограничивают доступ к ней.

В завершении стоит отметить, что подрастающее поколение начинает осознавать всю важность сохранения информации о своей личной жизни. Теперь молодые люди более серьезно относятся к любым «выкладкам» фотографий и описаний проведенного своего свободного времени. В этом смысле, по мнению американских исследователей, они уподобились старшему, более мудрому и опытному, поколению.

2.2 Роль социальных сетей в социализации молодежи

Сегодня существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является молодежь (составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных сетей становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе. Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации, «самопрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным, «обществом». Прежде всего, в социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно. К тому же ещё одним негативным моментом является влияние социальных сетей на процесс социализации, становления и развития личности молодых людей. Можно сказать, что социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации – семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У автора виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности». В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.) компьютерная зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. Значение киберзависимости настолько велико, что, порою, молодые люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в мир виртуальный.

Это отрицательное воздействие проявляется в возможности самостоятельно создавать в виртуальном мире ту жизнь, которая нравится, те законы, которые можно нарушать и те нормы, которые удобны для пользователя. Всё это ведёт к подмене виртуальным миром реального мира, где существуют общепринятые нормы и правила, невыполнение которых влечёт за собой применение жёстких санкций. Более того, большинство молодых людей переносят созданные в виртуальном мире социальные нормы на реальные отношения, тем самым, разрушая сложившиеся нормативные устои общества, которые за последние десятилетия итак сильно деформированы, а их виртуализация приводит к еще большей деформации социального сознания и поведения.

И сегодня в связи с вышесказанным можно с уверенностью говорить о таком понятии как виртуальная компьютерная социализация или киберсоциализация.

Киберсоциализация человека – социализация личности в киберпространстве – процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. Киберсоциализация человека особенно ярко происходит в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть вследствие использования его ресурсов и в процессе коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку во всемирной глобальной сети Интернет (в первую очередь, в социальных сетях, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах, блогах, телеконференциях и online-играх).

В процессе киберсоциализации у человека возникает целый ряд новых, ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством – фактически новым виртуальным жизненном пространством человека.

Темпы роста всемирной сети Интернет высоки и продолжают динамически нарастать как за счёт увеличения количества пользователей глобальной сети Интернет во всех регионах земного шара, так и за счёт роста объёмов информации в самом Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.

Таким образом, можно говорить о том, что социальные сети, выступая особым социальным пространством, являются той сферой, где трансформируются традиционные формы социализации и социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственного живого общения, а приобретает черты простой коммуникации. В сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Но интенсивнее он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы, формируется мотивация социального поведения. Социализация личности всегда была тесно связана с семьей и системой образования. Но в информационном обществе это, как и многое другое, подвергаются трансформации. Наиболее важными факторами социализации становятся сетевые коммуникации.

Социальные сети сегодня – это огромный ресурс, которым пользуется молодежь и подстраивает его под себя. Социальные сети создавались изначально для объединения и общения, но сегодня их функция расширена. Можно создавать группы, можно делиться своими записями, влиять на общество и заставлять верить в то или иное. Социальные сети не защищены законом, кроме авторского права. По этому ответственности в ней практический нет, если только действия, противоречащие российскому законодательству, не попадают на обзор общественности.

В социальных сетях или в виртуальном пространстве любой человек может быть кем угодно. Никто не обязан писать правду, и поэтому все врут. В таких сетях пользователи выдают желаемое за действительное, им это нравиться и они могут вводить большое кол-во людей в заблуждение. Через соц. сети трудно познать мир, трудно найти общение и проявить эмоции, но через них можно влиять на группу людей или общество в целом.

Молодежь сегодня часто прячется в сетях под чужими никами и фотографиями. Личные данные пользователя фальсифицированы. Это делается в случаях когда: человек себе не нравиться, когда его фанатизм должны знать другие, когда существует опасность в общении (преступник, злоумышленник, террорист и т.д.). Молодежь активна, и в социальных сетях ее активность прогрессирует, а некоторых случаях и наоборот. Сеть для них – это путь самопиара и удовлетворения, нежели общения. Никому не хочется в сети писать очень долго, проще поделиться фотографиями, событиями, послушать музыку или посмотреть фильм.

Сеть так же можно рассматривать как движок СМИ. Вспомним недавний случай с выборами в Думу и Президента. Социальные сети сыграли ключевую роль в восстании оппозиции и сплочения народа перед несправедливостью. Именно через соц. сети была распространена информация по пользователям, но в большей части ее поддержала молодежь.

Социальные сети сегодня носят и привыкательный характер. Такие сети как Вконтакте, Одноклассники, Фэйсбук и др. заинтересовали пользователей своей простотой и функциональностью. Молодежь постоянно просиживает много времени в сети, без какой либо надобности. Просто тянет посмотреть новые сообщения или отследить новости друзей. А если подумать, за это время в реальности можно было сделать много полезных вещей для себя и других. Интернет пространство постоянно обновляется, а пользователи постоянно новости отслеживают. Но вопрос в другом – какая информация полезна, а какая бессмысленна или навредит?

Тут у интернета виден минус - информации много, а полезной мало. Молодежь читает все, что читается. К этому относится бессмысленные картинки, надписи не несущие в себе смысла, комментарии людей и т.д. Своё мнение тут теряется, и человек становиться одним из «стада баранов». Читать тексты научной литературы или находить и обрабатывать правильную информацию молодежи не свойственно. Нужно знать, что у других, показать, что у меня, и рассказать что будет. Таковы потребности молодежи сегодня.

Заключение

Отсутствие комплексного подхода к обеспечению защиты компьютерной информации, профилактике компьютерной преступности со стороны государства, негосударственных учреждений и граждан обостряют проблему регулирования поведения человека в информационном пространстве. Особенно наглядно видна эта проблема в кредитно-финансовой сфере, где работает большое количество негосударственных банков. Отсутствие единых норм и единой политики государства и частного капитала в области защиты информации от преступного посягательства приводит к разбалансу и дестабилизации системы безопасности в области высоких технологий.

Регулирование поведения человека в области информатизации должно быть обеспечено не только правовыми средствами и системой

Существуют стандарты, но и этическими нормами, которые все в большей мере должны формировать правосознание и правила поведения, которые не нуждаются в государственном принуждении, а органически входят в регуляторы отношений людей и организаций. И наиболее важное место в данной области отводиться обществу, той социальной политики, которую будет проводить государство в сфере информатизации России.

Развитие технологий порождает ряд проблем, которые современная молодежь и общественность не воспринимает всерьез: снижение уровня грамотности в связи с упрощением языка, используемым в сети Интернет, или же создание нового «языка» за счет искажения чужой культуры речи (так называемый Албанский язык), а также замещение личности ирреальным персонажем, полное погружение в виртуальную среду, «уход» от социальной действительности, что может привести к деформации реальности человеком.

Все вышесказанное показывает широту стоящей проблемы и невозможность ее решения отдельными мерами без учета человека и общества, как основных элементов любой информационной среды, поэтому данная проблема должна постоянно находиться в поле социологических исследований.

Список используемых источников

Аверин Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. М.: 1996

Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может. М.: Социолог, 1993.- 151 с.

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994.

Специальная техника и информационная безопасность / под редакцией В.И. Кирина М.: АУ МВД России- 2000г. - 775с.

Петрова Т.Н. Социология студенчества в России: этапы и закономерность становления / Реферат СПб.: Ленинградский университет. 1997.-42 с.

Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства / Военная мысль № 10, 1993 г.

Российская журналистика: свобода доступа к информации. М. 1996

Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики /НТИ. Сер. 1. №7-1994

Соколова И.В. Социальная информатика — М.: Издательство МГСУ, 2002. — 256 с.

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ: Об информации, информатизации и защите информации // Рос. газета. - 1995. - 22 февр.

1