">
Прикладные науки Социология
Информация о работе

Тема: Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе.

Описание: Проблемная ситуация. Распространение алкоголя, наркотиков и табакокурения в жизни современной молодёжи. Виды интервью. Общесоциологическая подготовка. Цель, задача и объект, предмет и гипотиза исследования. Литература по затронутой проблеме.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Социология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 30.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 23
Поднять уникальность

Похожие работы:

Кафедра социологии

Курсовая работа по методологии социологических исследований:

Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе.

2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………. ..3

Глава 1. Интервью как один из видов исследования.

Его применение …………………………………………………………….. 5

1.1. Виды интервью………………………………………….............. 5

1.2. Подготовка интервью………………………………………….. 11

Глава 2. Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе.……………………………………………..……19

2.1. Психофизиологические особенности развития детского организма.………………………………………………………………...…..19

2.2. Влияние вредных привычек на развитие подростков.……….23

2.3 Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни………………………………………………………………………….29

Заключение………………………………………………………………..….34

Список использованной литературы…………………………………….....36

Приложения…………………………………………………………………..38

Введение

Распространенным методом социологического исследования является интервью. Метод интервью и по сей день продолжает оставаться одним из основных способов сбора информации. Предметные области для изучения которых он использовался и используется, преследуемые при этом цели, контингент опрашиваемых – чрезвычайно многообразны.

Актуальность темы заключается в том, что в современном обществе вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и не совершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна и корни её уходят глубоко в историю нашего народа, и распространение её связано также с низкой культурой общества. С данной проблемой должно бороться не только общество, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы.

Проблемная ситуация заключается в изучении распространения алкоголя, наркотиков и табакокурения в жизни современной молодёжи.

Обзор литературы: метод интервью очень подробно отражен в отечественных учебниках у таких авторов как Ядов В. А., Бутенко И.А., Воронкова О.А, Воронов Ю.П. и мн. др.

Объектом данной работы является применение метода интервью как сбора информации, и применение этого метода в конкретном социологическом исследовании.

Предметом данной работы являются особенности, разработки и подготовка интервью. Специфика подготовки инструментария по изучению и влиянию вредных привычек на организм подростков и организации их профилактики в школе.

Практическая значимость, слабая разработанность и дискуссионность анализируемой проблемы обусловили цель и основные задачи данной работы.

Цель: выявить состояние этой проблемы на данный момент времени, в нашем городе среди учащихся в школе.

Задачи:

1) Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.

2) Выяснить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.

3) Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.

В первой главе я рассматриваю интервью, как метод социологического опроса и его виды. Во второй главе анализируются результаты исследования, полученные в ходе интервью.

4

Глава 1. Интервью как один из видов исследования.

Его применение.

1.1 Виды интервью.

В прикладной социологии в зависимости от техники проведения существует три вида интервью: формализованное, полуформализованное и свободное. Формализованное (максимально структурированное) интервью представляет собой самый простой вид интервью, который чаще всего используется на практике. По мере того, как значимость способа проведения и структуры интервью снижается, оно становится все более свободным, открытым. Я бы хотела рассмотреть несколько вариантов проведения интервью: от максимально стандартизованного до минимально стандартизованного или открытого.[19,158]
    Формализованное интервью (стандартизованное) – это почти самая распространенная разновидность интервьюирования. Общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. Если использовать этот вид опроса, то интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Эта разновидность интервью очень подробно отражена в отечественных учебниках у таких авторов как Ядов В. А., Бутенко И.А., Воронкова О.А, Воронов Ю.П. и мн. др.  Оно предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Иначе говоря, различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходство между респондентами, а не

различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты.[19,159]

5

Стандартизованное интервью может использоваться для многих целей, включая определение общественного мнения по широкому кругу вопросов, выяснение потребительских предпочтений, стереотипов поведения, а также множества других целей, включающих получение количественной информации. Данный вид интервью удобен в том случае когда письменный опрос становится затруднительным вследствие разнородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы с учетом различий в образовании респондентов, особенностей физических условий проведения опроса (например, на улице, где респондент может торопиться, быть занят своими мыслям  и т.п.). Для проведения такого рода интервью профессионалы не нужны. В качестве интервьюеров могут выступать совершенно разные по роду занятий люди, не связанные с социологией как таковой. Более того, на должность интервьюера в такого рода опросе не рекомендуется приглашать людей с социологическим образованием. Считается, что в этом случае интервьюер будет «подавлять» респондента обилием социологических терминов. Он будет давать оценку ответам респондента, что может негативно повлиять на обстановку проведения интервью и, как следствие, - на качество получаемых ответов.[19,159]
Полуформализованное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. В таких интервью предусматривается другая, менее жесткая структура действий интервьюера. Он не обязан строго следовать порядку вопросов, а так же может несколько менять их конфигурацию по мере надобности. Часто в таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок, а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу.[19,159]

6


 Прямое общение с респондентом и психологические отношения, возникающие в ходе проведения интервью, создают немало преимуществ для получения информации, что представляется малодоступным при использовании строго формализованного интервью. Правда, эти же преимущества оборачиваются временами новыми трудностями. Одна из них заключается в том, что интервьюер так или иначе оказывает определенное влияние на респондента, а соответственно и на его ответы или рассуждения. Важный момент здесь играет эффект стереотипности, «по одежке встречают». В силу этих обстоятельств респондент может вообще отказаться от интервью, или «замкнуться» в себе, что приведет к потере нужной информации. Но и самому интервьюеру не стоит «подстраиваться» под опрашиваемого. Руководствуясь своим личным опытом, могу сказать, что попадаются иногда слишком «активные» респонденты, которые сами начинают задавать ход беседы, не дают возможности вернуть разговор в нужное русло. Но есть и, наоборот, очень меланхоличные люди, которых надо уметь расшевелить, мотивировать их к беседе. Поэтому для сбора массовой информации привлекают возможно большее число интервьюеров, которые предварительно проходят специальное обучение и тренировки.
Полуструктурированное интервью предполагает в каждом из тематических блоков перечень тех аспектов, по которым должна быть получена информация. Интервьюер должен уметь в ходе беседы задавать вопросы, которые интересуют его в данном исследовании, но делать это так, чтобы они не нарушали общего хода беседы, а органически, естественно вписывались в рассказ как уточнения. Если это не удается сделать, то прерывать ход беседы не нужно, а лучше вернуться к интересующему вопросу в конце интервью.[7,96]

7


Одной из разновидностью полуструктурированного интервью является биографическое интервью, которое подробно описано у В. Семеновой и Е. Мещеркиной. Оно предполагает разделение всего интервью на определенные тематические блоки. Которые соответствуют основным этапам жизни респондента: «Детство», «Юность», «Учеба», «Женитьба», «Дети» и т.д. интервьюер в этом случае только направляет разговор на определенную тему и умело подводит к следующему блоку, когда, по его мнению, текущая тема уже исчерпана. [7,98]

Тут все внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы респондент не ушел от нужной тематики и не вдавался слишком  в подробности там, где этого от него не требуется.
Неформализованное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. При использовании нестандартизованного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей. Содержание интервью может меняться от респондента к респонденту: каждый респондент сообщает ту информацию или высказывает те мнения, которые он может представить наилучшим образом. Поэтому использование заранее подготовленного обширного вопросника часто бывает просто помехой. В связи с этим в нестандартизованных интервью часто вообще не используется вопросник.[7,99]
Этот метод проведения интервью способствует достижению интуитивного понимания вопроса или проблемы, а также обнаружению непредвиденных областей релевантности в исследовании.[7,99]

8

Свободное интервью используется также для объяснения неожиданных результатов количественных исследований: например для расхождения результатов голосования с предвыборными прогнозами.[7,102]

Различают подготовительный и независимый виды нестандартизованного интервью. Первый проводится для подготовки к стандартизованному. Он позволяет выяснить важные компоненты вопроса или проблемы, на основе которых будут составляться будущие вопросники. Подготовительное интервью используется для изучения словаря респондента, типов реакций на вопросы.[7,102]
Независимое нестандартизованное интервью имеет самостоятельную исследовательскую функцию. Оно используется в тех случаях, когда нет возможности провести стандартизованное исследование, либо нет необходимости в сравнении множества ответов друг с другом и их суммировании по определенной выборке. Независимое интервью может быть использованного для исследования таких видов вопросов, как социальные волнения, преступность и теневая экономика.[7,103]

Методика нестандартизованного интервью более разнообразна, более сложна,  ее невозможно представить в виде набора рутинных действий. При проведении нестандартизованного интервью ведущий опрос обладает большой свободой как в формировании отдельных вопросов, так и в формировании общей направленности беседы. Более того, при этом интервьюер в значительной степени исходит из имеющегося у него общего взгляда на тему исследования и априорного (точнее сказать, «доисследовательского») знания проблемы. При использовании методики данного типа требуется высокий уровень квалификации интервьюера.[7,206]

9

Таким образом, при использовании метода интервьюирования контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, т.к.техника его проведения сложнее, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников. Кроме того, с помощью анкеты социолог получает прежде всего «поверхностный» слой мнений, в то время как интервью дает возможность исследовать глубинные мотивы и мнения. Преимущества интервью раскрываются в полной мере при использовании свободных (неформализованных) и полуформализованных его вариантов. Интервью широко распространено в современной жизни. Сфера применения этого метода чрезвычайно обширна и разнообразна: интервью используется в социологии, психологии, журналистике, статистике, этнографии, педагогике, управлении и др. науках. В зависимости от цели исследования, от исследуемого объекта применяют различные виды интервью.

10

1.2 Подготовка интервью.


Необходимо отметить, что подготовку интервью принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой подразумевается подготовка к интервьюированию вообще, а под конкретной – подготовительная работа к проведению интервью в ходе конкретного социологического исследования . Как уже было сказано выше, профессиональные качества интервьюеров, специализирующихся на неформализованных интервью, отличаются от профессиональных качеств интервьюеров, проводящих формализованные интервью. Главное отличие заключается в том, что при формализованных интервью интервьюеры не должны быть квалифицированными социологами. Но под этим не подразумевается ни в коем случае, что интервью может проводить любой желающий. Определенные качества должны обязательно присутствовать.[22]
В этом разделе я бы хотела остановиться на общих моментах подготовки интервью. 
Качества хорошего интервьюера складываются из:

1) его индивидуальных способностей,

2) владения методикой.

Общесоциологическая подготовка обязательна только в том случае, если проводится  неформализованное интервью или интервью с малой степенью формализации. Названные качества взаимно дополняя и усиливая друг друга.[19,123]
Немаловажную роль играют индивидуальные способности – набор качеств, врожденных или социально приобретенных, присущих человеку без профессионального обучения методике интервьюирования.

11

По наблюдениям С.А. Белановского, есть люди, которые практически не способны стать хорошими интервьюерами. Обучение методики им помогает мало, так как невзирая на полученные теоретические знания, на практике они продолжают реализовывать присущие им стили беседы, противоречащие методическим принципам ведения интервью. Наряду с этим есть люди, обладающие высокими способностями к интервьюированию, естественный стиль общения которых оказывается близким к наработанным принципам интервьюирования.[19,123]
У Э. Ноэль описываются различные типы интервьюеров. Хороший интервьюер характеризуется выражением «дать-и-взять», которое означает, что при проведении беседы он должен уметь не только получить от респондента требуемую информацию, но и дать ему взамен чувство морального удовлетворения. Известно, что хорошо проведенное интервью обладает определенного рода терапевтическим воздействием на респондента: снимает тревогу, помогает принимать решения, повышает самооценку и т.д. [19,123]
Перечень типов плохих интервьюеров достаточно обширен. Сюда входят: интервьюеры-«мессионеры», стремящиеся довести до личности опрашиваемого какую-либо идею; «моралисты»; «ветренники» (несерьезные); властные; тревожные; сентиментальные; действующие по шаблону. Есть люди, которые, например, не могут стерпеть, когда чье-то мнение не совпадает с их собственным. Такие люди вряд ли смогут стать хорошими интервьюерами. На мой взгляд, перечисленные выше стили неправильного ведения интервью в большинстве случаев предопределены личностными качествами опрашивающих, а поэтому с трудом поддаются корректировке. [19,123]

12


Общесоциологическая подготовка интервьюеров важна, по меньшей мере, в связи со следующими двумя моментами. Во-первых, каждый интервьюер должен хорошо усвоить принцип анализа, предложенный еще М.Вебером (анализ без оценочных суждений). Применительно к практике интервьюирования, этот принцип означает оценочную нейтральность слушания. Во-вторых,  эта подготовка делает возможным правильное понимание высказываний респондентов, особенно в тех случаях, когда респондент и интервьюер принадлежат к разным субкультурам.
Подготовка к предметной области исследования (это касается, пожалуй, только качественных, т. е. нестандартизованных видов   интервью: например, фокусированное, глубинное и др.) означает, что при проведении интервью, к примеру, в сфере экономики от интервьюера требуется квалификация экономиста, в медицине – медика и т. д.
Процесс практического обучения интервью – это по всей видимости процесс фиксации и осознания ошибок. Конечно, число допускаемых интервьюерами ошибок может быть очень велико, но основная их часть сводится к следующим трем типам:
- ошибки, нарушающие психологический контакт интервьюера и респондента, в результате которых респондент «замыкается в себе»;
- ошибки, влекущие за собой  искажение сообщаемой респондентом информации (когда респондент сообщает не то, что думает, что-то скрывает.
- ошибки влекущие к предоставлению нерелевантных (не имеющих отношения к цели интервью) сообщений; (правда этот аспект наиболее характерен для нестандартизованных видов интервью).[19,125]
Но следует говорить, что в некоторых случаях перечисленные выше действия интервьюеров бывают сознательными, т.е. внедренными с той или иной методической целью. [19,125]

13

Например, иногда используют так называемый тип «жесткого» интервью, в котором интервьюер, желая получить необходимую информацию, сознательно идет на риск ухудшения психологического климата интервью. В некоторых случаях советуется допускать развитие «нерелевантных» тем, с тем, чтобы респондент «разговорился».
Практическое обучение навыкам ведения интервью может быть индивидуальным или групповым.
При индивидуальном обучении источником сведений об ошибках могут быть либо опытный интервьюер, либо респондент. Пробные интервью желательно записывать на пленку, дабы иметь возможность прослушивать их после и выявлять с преподавателем ошибки. Но важным источником сведений об ошибках может являться и сам респондент, т.к. даже опытный интервьюер не всегда может догадываться о его подлинных чувствах. В этом случае роль респондента может играть специалист-социолог. [19,125]
Существует мнение о том, что групповые методы обучения более эффективны, нежели индивидуальные. Но на мой взгляд, обучение в большей степени зависит от самого обучающегося. Если у человека есть желание, а тем более и способности к овладению данной квалификацией, то не суть важно, как ты будешь проходить обучение. Тем более, что оба метода мне кажутся вполне эффективными. При групповом методе обучение осуществляется в группах, численностью 15 – 20 человек, состоящих из обучаемых и руководителя, который должен быть высококвалифицированным специалистом. [19,126]

После краткого курса лекций обучение производится путем проведения пробных интервью между членами группы, критических разборов и дискуссий, наблюдений и практики.[22]

14

Применяется здесь и метод разыгрывания по ролям, когда один из членов группы играет роль респондента,а другой – интервьюера.

Надежность и качество получаемых данных существенно зависит не только от действий интервьюера, содержания планируемой информации, но и, конечно, от конструкции самих вопросов. Перечислить и хотя бы вкратце пояснить все возможные виды и конструкции вопросов в данной работе не представляется возможным, поэтому я остановлюсь лишь на основных моментах.[19,127]
Надо заметить, что вопросник свободного интервью принципиально отличается от структурированной анкеты. Если структурной единицей анкеты является вопрос или блок вопросов, то структурной единицей неформализованного интервью является тема. Тема представляет собой связное (обладающее смысловым единством) изложение какого-либо вопроса.[5,100]
Опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме (надо заметить, что неформализованные интервью по большей части состоят из открытых вопросов, тогда как анкетные опросы реже используют этот тип). В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены: респонденту остается лишь выбрать близкий ему ответ. Есть и такие анкеты, которые комбинируют в себе открытые и закрытые вопросы – полузакрытые анкеты.
Открытые вопросы хорошо использовать на стадии проб, определения области  исследования, а так же в неструктурированных интервью. Считается, что ответ в свободной форме позволяет выявить те стороны или явления в жизни людей, которые волнуют их больше всего, доминируют чаще остальных в их сознании. [5,100]

15

Реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей. Но один из главных недостатков этого типа вопроса  - трудность при обработке данных. [5,101]

Пространные ответы предполагают последующую группировку и часто квантификацию, а контент-анализ ответов – процедура сложная и трудоемкая. Требуется высокое искусство «расшифровки» реальных смыслов. Применительно к нестандартизованному интервью, на мой взгляд, эта проблема отчасти упрощается, т. к. интервьюер всегда может уточнить пространный или плохо сформулированный ответ респондента.
Закрытые же вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях.
Помимо вышеперечисленного вопросы, задаваемые респонденту, подразделяются на те, что подготовлены заранее и сведены в план-вопросник, и те, что задаются непосредственно в ходе беседы и представляют собой оперативную реакцию интервьюера на получаемую информацию. Но снова надо оговорить, что вопросы, «всплывающие» по ходу интервью, применяются лишь при свободных или полуформализованных интервью.[5,101]
При составлении вопросника важен и такой момент как язык интервью. Основным критерием для выбора языка и синтаксиса вопросника является необходимость обеспечения максимально точного и полного донесения смысла сообщений от интервьюера к респонденту и обратно. Иначе говоря, язык интервьюера должен соответствовать общему словарю интервьюера и респондента. Наличие общего словаря не означает, что интервьюеру необходимо использовать те же народные либо простонародные выражения, или говорить с тем же акцентом, что и респондент. [7,156]

16

Это означает, что язык, на котором говорит интервьюер должен быть понятен респонденту. Ответы же респондента тоже вовсе не должны быть сформулированы в терминологии интервьюера, но обязательно должны быть понимаемы им. Словарь и манера выражения должны быть общими в том смысле, чтобы создавать единую основу для понимания. [5,156]
Наряду с этим существует проблема уровня сложности вопросов. Степень сложности вопроса должна приблизительно соответствовать уровню понимания респондента. С методической точки зрения нежелательно задавать как слишком сложные, так и слишком упрощенные вопросы. Слишком большое упрощение формулировки вопроса подчеркивает социальную дистанцию, что может обидеть респондента. Обратная ошибка (постановка вопросов, которые выше уровня понимания респондента) вызывает два негативных эффекта: сложность в общении (респондент не понимает, чего от него хотят) и мотивационную проблему (респондент в этом случае может ощутить большой разрыв между собой и интервьюером, в следствие чего ему будет казаться, что этот человек никогда его правильно не поймет). Во всех случаях можно потерять доверие респондента и его желание продолжать интервью.[5,156]
На мой взгляд, проведение интервью – очень сложная задача. Приходится общаться с разными людьми, в разных местах, на совершенно разные темы. Никогда не бывает такого, чтобы все респонденты с радостью соглашались на беседу с  интервьюером, поэтому важным моментом является установление первого контакта. Важно постараться заинтересовать респондента и убедить в значимости данного опроса и лично его (респондента) мнения, оценки. Надо обязательно помнить, что во многом эффективность беседы зависит от обстановки, в которой проводится интервью.

17

Желательно, чтобы место проведения интервью было уединенным, чтобы не было влияния и искажающего эффекта так называемого «третьего лица». Таким образом, место интервью по возможности должно быть выбрано так, чтобы минимизировать факторы, препятствующие  установлению контакта с интервьюируемым. [5,156]

В частности, этого можно достичь, если увести респондента из той обстановки, которая постоянно напоминает ему об обязанностях, работе. Конечно, не всегда удается предоставить такие условия интервьюируемому, часто приходится узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам на улицах, по телефону, что создает определенные трудности при общении. [5,156]

18

Глава 2. Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе.

2.1 Психофизиологические особенности развития детского организма.

Известно, что в подростковом возрасте идёт очень активный физический рост организма. Рост (длина тела) – является одним из важнейших показателей физического развития. Известно, что рост продолжается до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей. При этом периоды ускорения роста перемежаются с периодами относительного замедления. Довольно значительное увеличение длины тела наблюдается в первый год жизни (в среднем на 25 см), затем в возрасте от 4 до 7 лет и в начале периода полового созревания (он длится у девочек с 10 до 16 лет, а у мальчиков с 11 до 17 лет).[1,5]

Значительный переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, который влияет на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Тут идет переход от детства к взрослению. Организм ребёнка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Процесс интеллектуального развития завершается несколько раньше, чем процесс формирования их как личности. В течение трёх - четырёх лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.[1,6]

Подростковый возраст - это самый трудный из детских возрастов. Он представляет собой период становления личности. В нем складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.[1,6]

19

В этом возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого периода - самопознание, самовыражение, самоутверждение. Поэтому часто, для того чтобы утвердиться в среде сверстников, многие подростки и приобщаются к вредным привычкам. По их мнению, это делает их взрослее в глазах сверстников. [1,6]

В подростковом возрасте учащиеся стремятся быть похожими на старших. Такое желание становится настолько сильным, что подросток начинает считать себя уже взрослым и требует обращения с собой как со взрослым человеком. [1,7]

Подростку нравится чувствовать себя взрослым. Это связано и с физическими изменениями его организма. Подростки очень часто копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, причёски, украшения, косметика, лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения. Объектами подражания так же могут быть и старшие сверстники. [1,7]

Для мальчиков - подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведёт себя "как настоящий мужчина", обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью в дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит "как настоящая женщина": старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослых женщин. Многие мальчики - подростки внимательно начинают относиться к занятиям физическими упражнениями, направленных на развитие выносливости, у девочек же преобладает подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приём кокетства. [1,7]

Таким образом, формирование и развитие самосознания ребёнка. Желательный образ "Я" у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинствах других людей. К сожалению, в жизни часто у подростков возникают ложные представления о том, каким должен быть "настоящий мужчина" и "настоящая женщина", видят их в тех, кому присуще увлечение вредными привычками, начинают слепо им следовать.

20

Многие подростки стремятся заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков. Главным идеалом для них становится идеал мужественности. Подростки начинают подражать героям фильмов и прочитанных книг. Но в настоящее время для многих опять же героями становятся отнюдь не идеальные люди. Телевидение способствует формированию у подростков вредных авторитетов: сильный красивый человек красиво "употребляет" алкоголь и курит. И волей - неволей образ такого человека остаётся в памяти у подростка. [1,8]

Мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Они увлекаются играми, где нужна сила и мужество: бокс, борьба, тяжёлая атлетика, хоккей. Став привычными, занятия физической культурой и спортом в зрелом возрасте превращаются в эффективное средство поддержания работоспособности и здоровья, а полезные волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и закрепившиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятельности. [1,8]

Таким образом, важно способствовать стремлению у подростков увлечению здоровым образом жизни, это поможет противостоять вредным привычкам. Раз у подростков есть стремление выработать у себя полезные качества, важно им помочь в этом.

Также для подростков характерна познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться. Подростки стремятся заниматься самообразованием. Они выбирают для себя предметы, которые особенно им интересны. Нередко отношение к тому или иному предмету определяется отношением к учителю. [1,8]

Поэтому именно учителю принадлежит одна из главенствующих ролей в формировании здорового образа жизни у подростков. Учитель должен быть образцом поведения для них. [1,8]

21

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием. Это стремление у учащихся также необходимо поддерживать .Задача окружающих подростка взрослых людей заключается в том, чтобы помочь обучающемуся разобраться в истинных ценностях. [1,8]

Можно сделать вывод, что в этом возрасте также создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей. Подростки с удовольствием участвуют в различных совместных школьных делах. Важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки. Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по - прежнему несёт в себе богатые возможности для личностного развития детей. Речь идёт об играх, построенных по образцу тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди. Такие игры нужно включать в учебно - воспитательный процесс. В связи с этим большая роль отводится системе воспитательной работы в школе, в классном коллективе. [1,8]

22

2.2. Влияние вредных привычек на развитие подростков.

Одна из проблем современного общества - огромное количество курящих людей, в том числе возросло число курящих подростков, которые курят, чтобы выглядеть взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, курят из любопытства, за компанию, чтобы похудеть, потому что это модно, не задумываясь о последствиях, не думая о будущем. Некоторые ошибочно полагают, что курение мобилизует, помогает сосредоточиться. [1,23]

Некоторые начинают курить, насмотревшись рекламы, хорошо, что сейчас на телевидении запрещена реклама сигарет. Хотя о чудодейственных свойствах пива продолжают вещать на всех каналах, ошибочно предполагая, что после 22 часов, подросток телевизор не смотрит. [1,23]

Статистика свидетельствует, что из каждых 100 человек, умерших от рака лёгких, 90 курили, из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили, из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца 25 курили. Причём, если курить человек начинает в подростковом возрасте, это как раз и способствует возникновению указанных выше болезней. [1,23]

Табачный дым в 4 раза более загрязнён токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля, а один кубический миллиметр табачного дыма содержит до 3 миллионов частиц сажи .В табачном дыме насчитывается более 3660 компонентов, многие из которых весьма небезопасны для организма, в частности для сердечно - сосудистой системы, 300 из них - активные биологические яды. Так, никотин, возбуждая сосудодвигательные и дыхательные центры головного мозга, вызывает тем самым спазм кровеносных сосудов, повреждение стенок сосудов и способствует образованию склеротических бляшек, суживающих просвет сосудов.

23

Под воздействием никотина число сердечных сокращений возрастает на 15 - 20% процентов. Регулярное курение заставляет сердце работать с повышенной нагрузкой, что приводит, в конце концов, его к преждевременному изнашиванию.

При длительном непрерывном курении (несколько сигарет подряд) пульс нормализуется лишь после 30 минут. Этот убыстряющий эффект никотина способствует его быстрому проникновению в кровь.[1,26]

Поэтому подростку, у которого идёт формирование внутренних органов, курение вредит особенно сильно. Наносит вред оно и окружающим детям, которые являются "пассивными курильщиками". Пассивное курение увеличивает на 10-30 процентов риск развития рака лёгких .Поэтому подросток должен понимать, что находится рядом с теми, кто курит, также вредно для его здоровья.[1,27]

Во время выкуривания сигареты никотин проникает в кровь. Под влиянием никотина происходит сужение сосудов кожи. При этом через капилляры кожи проходит меньшее количество крови, что вызывает понижение температуры соответствующей части тела. Сужение капилляров кожи вызывает побледнение кожи, спазм периферических сосудов. В самых тяжёлых случаях это приводит к гангрене и ампутации конечности. Кроме никотина и табачной смолы, в табачный дым входит ещё окись углерода - очень ядовитый газ. Она гораздо легче вступает в связь с гемоглобином, чем кислород, и образует карбоксигемоглобин, это химическое соединение очень стойко по сравнению с оксигемоглобином - соединения кислорода с гемоглобином.[1,27]

Если человек вдыхает большое количество окиси углерода в процессе курения, это может привести к тяжёлым последствиям, так как окись углерода связывает большую часть эритроцитов, что затрудняет снабжение тканей кислородом. Кровь приобретает в данном случае тёмно - красный цвет.

Никотин действует на слизистые оболочки пищевода, желудка и кишечника, вызывает их воспаление. Спастическое действие никотина отражается на пищеварении.[1,28]

24

Среди больных язвенной болезнью желудка три четверти составили курильщики. Курение отрицательно влияет на иммунную систему организма. Поэтому подростки, которые курят, чаще болеют.[1,28]

Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам и начинает требовать "никотина", возникает беспокойство, раздражительность, нервозность.

Курение является вредной привычкой, которая оказывает пагубное воздействие на весь организм человека, а особенно на организм растущий. При длительном воздействии табачного дыма на организм подростка возрастает риск развития сердечно - сосудистых и бронхолёгочных заболеваний. Кроме этого, имеются прямые доказательства того, что у подростков вследствие курения снижаются умственные способности. Огромен и вред алкоголя, который попадает в организм растущего человека, будь то водка, пиво, или сухие вина.[1,28]

Алкоголизм сегодня может быть назван "проклятием человека", число жертв многовековой войны человечества с алкоголем постоянно нарастает.[1,29]

Макс Рубнер говорил, что в пиве и вине тонет гораздо больше людей, чем в воде, сегодня количество явных и косвенных жертв алкоголизма вполне можно сравнить с числом жертв от самых опасных заболеваний. Средняя продолжительность жизни человека пьющего на 10 - 20 лет (по разным статистическим данным) короче жизни трезвенника. Алкоголь нередко называют третьей причиной смертности у мужчин (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний).65% смертных случаев от травм и всевозможных происшествий связаны с потреблением алкоголя.[1,29]

Потребление спиртных напитков с подросткового возраста создаёт благоприятный фон для возникновения и развития многих болезней: каждый третий случай кардиологического и каждый четвёртый случай онкологического заболевания у мужчин связаны с алкоголем, кроме того, в прямой зависимости от потребления спиртных напитков находятся такие заболевания, как цирроз печени, нарушение психики, язва желудка.[1,30]

25

1 2