">
Прикладные науки Социология
Информация о работе

Тема: Общество как понятие

Описание: Группа людей, объединённых общей деятельностью. Приверженец аскетизма, отшельник. Носитель целенаправленной активности, наделённый волей и сознанием.Взаимная согласованность изменений. Специфическая форма активности, направленная на преобразование окружающего.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Социология.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 03.09.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 2
Поднять уникальность

Похожие работы:

Общество:

Группа людей, объединённых общей деятельностью.

Определённая ступень в развитии человеческой истории.

Обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя все формы развития людей.

Открытая динамическая саморазвивающаяся система, которая постоянно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную ограниченность.

Эмпирический – опытный

Детерминизм – учение о том, что у любого явления есть причина

Универсальный детерминизм – учение о том, что всё в мире связано прямой механической связью

Индетерминизм (противоположн. детерминизму) - Философское учение о безусловной

свободе человеческой воли.

Аскет - Приверженец аскетизма, отшельник. Тот, кто ведет суровый образ жизни, отказываясь от жизненных благ, удовольствий.

Субъект – носитель целенаправленной активности, наделённый волей и сознанием.

Объект – то, на что направлена деятельность субъекта.

Организационные связи – взаимная согласованность изменений.

Биосфера - оболочка Земли.

Неосфера – сфера взаимодействия природы и человеческого разума.

Коэволюция – параллельное развитие природы и общества.

Этосфера – этическое отношение человека к природе.

Волюнтаризм – Направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.

Фатализм – мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд

Феральные люди - человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения.

Прогресс – направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

Регресс – процессы деградации, понижения уровней развития организации, обладают признаками застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам

Эмпирический способ познания:

ощущения

восприятие

представление

Рациональный способ познания:

понятие

суждение

умозаключение

Онтология – раздел философии, изучающий бытие.

Гносеология – теория познания, раздел философии.

Аксеология – раздел философии, посвященный учению о ценностях.

Этика – философское исследование морали и нравственности.

Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Структурная мобильность – изменение в структуре народного хозяйства. Она происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов.

Маргинализация – социологическое явление, понятие обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами.

Неокантианство - течение идеалистической философии конца, пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации учения И. Канта.

Натурализм — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения.

Антинатурализм. В противоположность методологическому натурализму в области социологии, историцизм утверждает, что некоторые методы, типичные для физики, не могут быть использованы в социальных науках

Теология – богословие

Телеология - идеалистическое учение о цели и целесообразности.

Социал-дарвинизм - направление в буржуазном обществоведении конца 19 — начала 20 вв., пытавшееся объяснить эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного отбора и борьбы за существование.

Социобиология - пытается объяснять социальное поведение живых существ набором определённых преимуществ, выработавшихся в ходе эволюции.

Органицизм — методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы.

Механицизм — существовавшие в прошлом метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм.

Справедливость – совпадение деяния и воздаяния.

Золотое правило нравственности – поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Традиционное общество:

Сила – физическая, мускульная;

преобладание аграрного уклада;

сословная организация;

низкая мобильность;

высокая смертность;

низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Натуральный характер – без обмена

Общество диктует правила

Низкая грамотность

Человек – объект действия политики

Господство религии, церкви

Модернизация – переход от традиционного к индустриальному обществу:

Первичная

Вторичная(долгоиграющая)

Пермаментная

Вестернизация

Индустриальное(промышленное) общество:

Промышленный переворот(переход от ручного труда к промышленному)

Человек частично приручает природу

Увеличивается социальная мобильность

Урбанизация (рост численности городского населения)

Положение в обществе зависит от личных заслуг

Нуклиарная семья

Человек – субъект политики

Правовое государство

Постиндустриальное (информационное) общество:

Главная роль – сфера услуг(США 80%, Япония ок.70%)

Индивидуализация производства

Информационные технологии

Мегаполисы

Высокая социальная мобильность

Рост среднего класса

Сокращение поляризации общества

Мозаичная(войлочная) культура

Новые духовные ценности

Массовая культура

Диалог учений(большинство учитывает мнение меньшинства)

Свободный труд

Схоластика (от ср.-лат. scholastica — "школа, учение") — метод познания, основанный на проверке истин веры логическим, рациональным путем.

Феномен - В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие. В обыденной речи феномен — необычное явление, редкий факт, то, что трудно постичь.

Верификация - проверка, проверяемость, способ подтверждения, проверка с помощью доказательств, каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур.

Иммануи?л Мо?рис Валлерста?йн- американский социолог-неомарксист, один из основателей мир-системного анализа, один из ведущих представителей современной левой общественной мысли.

О?свальд А?рнольд Го?ттфрид Шпе?нглер- немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.

Арнольд Джозеф Тойнби- великий британский историк, философ истории, культуролог и социолог, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», один из разработчиков цивилизационной теории. УдостоенОрдена Кавалеров Почёта.

Са?мюэль Фи?ллипс Ха?нтингтон- известный американский социолог и политолог. Автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций, обнародованной им в статье «Столкновение цивилизаций?» (The Clash of Civilizations?), опубликованной в 1993 году в журнале Foreign Affairs, а затем в 1996 году в книге «Столкновение цивилизаций».

Бенедикт Спиноза-  нидерландскийфилософ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философииНового времени

Рурализация (лат. ruralis — сельский, деревенский)- рост численности сельского населения

Урбаниза?ция (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов в развитии общества.

Агломерация (от лат. agglomero — присоединяю, накопляю)- компактное скопление населённых пунктов.

Конурба?ция (от лат. con — вместе иurbs — город) – объединение городов

Аксиоло?гия (от др.-греч. ???? — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Ра?са- биологическая характеристика, связанная с климатическими условиями

Гумани?зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; 

Го?тфрид Ви?льгельм Ле?йбниц-немецкий философ,логик, математик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель иязыковед[1][2][4]. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук[2][7][8], иностранный член Французской Академии наук

Карл Теодор Ясперс- немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.

Де?ятельность- 1) специфическая форма активности, направленная на преобразование окружающего мира

осмысленное, целенаправленное действие в социальной среде

Моти?в (от лат. moveo — «двигаю», через фр. motif — «мотив»)- совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта

Потре?бность - осознанная нужда в чем-либо

Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes)-  английский философ-материалист, автор теории общественного договора.

Джон Локк- британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. 

Бенедикт Спиноза-  нидерландскийфилософ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философииНового времени[1].

Плато?н (др.-греч. ??????, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида иобщества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.

Игра? — вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс.

Йохан Хёйзинга (нидерл. Johan Huizinga, 1872—1945) — нидерландскийфилософ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского(1905—1915) и Лейденского (1915—1940) университетов.

Обще?ние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Обуче?ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Homo erectus- человек прямоходящий

Homo habelis- человек умелый

Homo sapiens- человек разумный

Homo politicus- человек- животное политическое

Homo socialis- человек- животное социальное

Homo simbolicus- человек- животное символическое

Homo ludens- человек играющий

Созна?ние- высшая, свойственная человеку лишь человеку форма психологического отражения действительности, специфический способ взаимоотношений с реальностью

Воля- способность человека к саморегуляции действий

Арту?р Шопенга?уэр (нем. Arthur Schopenhauer, 22 февраля 1788, Гданьск, Речь Посполитая — 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне, Германский союз) —немецкий философ.

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов,переживаний, действий.

Рене? Дека?рт (фр. Rene Descartes; лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Язы?к- многоуровневая система обеспечения определенного действия

Интуи?ция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.