">
Прикладные науки Социология
Информация о работе

Тема: Объект, субъект, цели, задачи, содержания, средства, функции и управление в социальной работе

Описание: Взаимосвязь социальной работы с другими(общественными) системами. Исторически сложившиеся формы. Возникновение работы в странах Европы и США. Периодизация благотворительного движения. Социал-демократическая солидарность. Государственные, частные организации.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Социология.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 03.09.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 72
Поднять уникальность

Похожие работы:

Объект, субъект, цели, задачи, содержания, средства, функции и управление в социальной работе.

Структура социальной работы исторически сложилась из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов. Это – субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи. Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся все те же люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного полумесяца, и общественные организации. Содержание социальной работы вытекает из ее функций. В самом общем плане функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.

Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности.

Управление включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы.

Цель соц. работы – удовлетворить потребности клиентов.

Взаимосвязь социальной работы с другими социальными (общественными) системами.

Система социальной работы всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживание и.т.д.

Формирование традиционных (классических) и современных методов в социальной работе.

Первые десятилетия доминирующим методом социальной работы в США и других странах была главным образом индивидуальная помощь клиентам. Затем стали использовать социальную групповую терапию, несколько позже вошла в практику и социальная работа в общине. Эти три формы социальной работы стали по существу классическими методами, оказавшими решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.

После 2 мировой войны развитие социальной работы прошло несколько этапов. Предметом индивидуальной социальной помощи было бедственное положение в социально-психологическом плане семьи или отдельной личности.

Во 2ой половине 60-х годов получили более широкое распространение методы групповой терапии и работы в общине, заимствованные так же в США.

Примерно с середины 80-х годов классические методы (индивидуальная помощь, групповая терапия, работа в общине) стали дополняться другими подходами – психологическими и техническими приемами, связанными с диагностикой и изучением клиента, его семьи, социальной микросреды; разработкой конкретных методик социальной работы, а так же терапевтических методов. Шире стал применяться в социальной работе американский метод семейной терапии, основанный на теоретических концепциях психоанализа, системного подхода, коммуникативного учения и других.

Современные методы подразделяются на:

Биографический метод.

Организационные методы.

Педагогические методы. а) методы формирования сознания личности б) методы организации познавательной, практической деятельности и поведения в) методы стимулирования деятельности и поведения индивида.

Социально-психологические методы (методы психологического исследования, диагностические методы, психогенетические методы, лонгитюдные методы и др.)

Социально-экономические методы.

Комплексное психосоциальное моделирование.

В своем историческом развитии социальная забота о нуждающихся приобретала различные формы: милостыню, благотворительность, соц. поддержка, соц. защита, соц. обеспечение, общественное призрение, спонсорство, филантропия, меценатство.

Исторически сложившиеся формы социальной работы (благотворительность, филантропия, меценатство, призрение и.т.п.)

Благотворительность — оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Может быть как в коллективных формах (фонды, организации), так и в виде индивидуального меценатства

Филантропия - греч. человеколюбие, забота об улучшении участи человечества. Филантропическое общество, человеколюбивое. - заведение, даровая школа, богадельня, и вообще богоугодное. Филантроп, филантропка, кто посвятил себя этому делу, пользе ближнего.

Меценатство — это благотворительная помощь физических лиц на добровольном безвозвратном основании. 

Призрение – понятие, которое появляется в 17 в и имеет следующее смысловые значения: видение; благосклонное внимание, отношение, покровительство; присмотр, забота, попечение; удобство. В активной профессиональной лексике 19 столетия употребляется в виде словосочетания «общественное призрение»

Возникновение социальной работы в странах Европы и США.

Становление социальной работы как особого вида профессиональной деятельности стало возможным благодаря возникновению общества нового исторического типа, буржуазного общества в основании которого легло промышленное производство и капиталистическая форма собственности. Именно эта общественно-историческая трансформация сделала возможным глубокое разделение труда и выделение особой группы людей, занятых исключительно производством услуг социальной работы.

Закон, несколько упорядочивающий сбор милостыни, был принят в Англии еще в 1530 г. В начале 17 века он был дополнен еще одной нормой – приходские власти и епископ получили право устанавливать особый налог на нужды бедных, некий упорядоченный вариант милостыни.

В конце 17 в началось создание первого варианта системы социальной работы – организация работных домов.

Государственная система социальной работы в Англии не могла сложиться еще довольно долго: работные дома просуществовали вплоть до начала 20 в, когда началось их постепенное упразднение.

В 1865 г в Англии появляется крупнейшая в мире добровольная благотворительная организация - Армия Спасения.

Итог, с которым развитые государства Западного мира пришли к началу 20 в был примерно тем же, что мы наблюдали на примере Англии.

Во Франции интернаты, наподобие английских работных домов не прижились. Во Франции господствующие позиции занимала католическая церковь с ее давними традициями благотворительности.

Особенность германской системы социальной работы в ее огромной вариативности. Помощь имела не только адресный и индивидуальный характер, но и оказывалась не некой обезличенной организацией, а конкретными людьми. Финансирование соц. работники получали за счет самообложения местных жителей.

Общие принципы социальной политики обнаруживают во всех европейских странах. Состоит это родство в том, что целью социальной политики в целом была борьба с наиболее неприемлемыми для общества формами социальной незащищенности. Имелись в виду те ее разновидности, которые являлись причинами девиантного поведения и преступности.

В США помощь оказывалась соседям внутри этнических групп и была направлена на преодоление трудностей, связанных с переселением. Первые шаги в предоставлении помощи со стороны государства предприняли власти штатов в 20-е годы прошлого столетия. Они стали выделять средства и создавать официальные организации, ведающие помощью.

В 1935 г Рузвельт принимает Закон о социальном страховании, который включает в себя страхование по старости и выплату пособий по безработице. С этого времени начинается период государственного регулирования социального обеспечения в США.

Периодизация благотворительного движения в Европе и США.

Архаический период благотворительности (до образования в конце 3 тыс. – первой половине 2 тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств)

Филантропический период (приблизительно до 5 вв. н.э)

Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала 16 в.)

4. Период государственной благотворительности (до рубежа 19-20вв.)

5. Период социальной работы (продолжающий настоящее время)

Возникновение социальной защиты населения, ее связь с социальной работой.

Профессиональная соц работы тесно связана с системой соц защиты населения. Как профессиональный вид деятельности соц работа предпологает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, что может представлять социальная защита как социальный институт. Система соц защиты, прежде всего, на микроуровне является своеобразным «организационно-правовым полем» для соц работы. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции соц защиты. Приход в соц работу подготовленных специалистов повышает эффективность мер по соц защите.

8) Концепция «государства всеобщего благосостояния»: возникновения, и история становления. 

 На развитие систем социальной защиты населения в зарубежных странах большое влияние оказала концепция "государство всеобщего благосостояния" (в российскую историографию эта концепция вошла под названием "государство всеобщего благоденствия").
   Впервые основные принципы указанной концепции сформулировал в 1942 году известный английский экономист У. Беверидж. Основная идея этой концепции заключается в том, что государство всеобщего благосостояния - это такое государство, которое должно гарантировать всем гражданам право на поддержание определенного уровня жизни, на охрану здоровья и образования при участии населения страны в финансировании указанных программ.
   Эта концепция получила распространение во всех странах Западной Европы. Например, в США либеральные круги в большой степени способствовали появлению идеологии государства социального благосостояния. На ее укрепление оказало влияние движение за гражданские права национальных меньшинств (прежде всего негров). Это движение требовало не только “равенства возможностей”, но и “равенства результатов”. Демократы у власти в США многое сделали, чтобы расширить программы помощи.
   К началу 60-х гг. уже были приняты к исполнению проекты введения "государства всеобщего благосостояния" в США и Великобритании и "социального общества" в ФРГ, Австрии. Предполагалось, что в условиях экономического роста путем перераспределения национального дохода, капитализм в состоянии будет добиться выравнивания доходов, вплоть до ликвидации бедности.

  В конце 20-го века модель государства всеобщего благосостояния подвергалась коренной реконструкции на базе теории неоконсерватизма. Самые ярые сторонники этой теории - Рейган и Тэтчер не без основания полагали, что постоянный бюджетный дефицит приводит к экономическому спаду, и предлагали существенно сократить государственное финансирование социальной сферы. В начале 90-х годов прошлого века правительства многих стран предприняли шаги, направленные на сокращение государственных социальных расходов.
   В 1993 году правительство Франции уменьшило выплаты по государственной программе медицинского страхования и увеличило долю пациентов в оплате медицинских услуг. В Великобритании осуществляется реформа здравоохранения с целью усиления конкуренции в этой сфере. В результате закрываются “неэффективные” больницы и увольняется медперсонал. В Швеции происходит “продажа” государственных больниц в частные руки. В основе кризиса “государства всеобщего благосостояния” в Нидерландах - резкий рост расходов по программе помощи нетрудоспособным лицам. Помощь составляет 70% заработка, получаемого до наступления нетрудоспособности, и выплачивается до 65 лет, когда назначается пенсия по старости. Предлагается ужесточить условия получения пособий и сделать постоянную проверку нуждаемости в их получении. Таких примеров можно привести много.
   Меры, предпринимаемые правительствами разных стран, направлены на установление более жесткого контроля расходования государственных средств на социальное обеспечение, сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией. Представляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов. При назначении пособий практически во всех странах производится проверка нуждаемости на их получение. Становятся платными некоторые социальные услуги, ранее предоставляемые бесплатно. Во многих странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста.
   Безусловно, считают отечественные авторы, ни одна из западноевропейских стран не собирается полностью отказываться от “государства всеобщего благосостояния”: слишком укоренилась в сознании людей мысль о том, что государство должно заботиться о нуждающихся. И слишком велико сопротивление населения любым попыткам сократить социальные расходы государства. Но даже политики левого толка признают необходимость продолжения реформ системы социального обеспечения в странах Запада.
   Накопленный за десятилетия опыт социальной поддержки населения позволяет выявить общее и особенное в практике социальной деятельности стран рыночной экономики. Замечено, что практически все страны используют социальное страхование для большинства населения на случай социального риска: старость, болезнь, инвалидность, безработица и пр. и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.

Характеристика типов (активная и пассивная), форм (социальное страхование и социальная помощь) социальной защиты в Западных странах.

В мировой практике выделяют два типа соц зашиты населения – активную и пассивную соц защиту. Активная соц защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предпологает создание условий для самозащиты людей, в первую очередь, через активные действия на рынке труда и через их участие в соц страховании. Пассивная соц защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.

В настоящее время в странах с рыночной экономикой используются разнообразные организационно-правовые формы социальной защиты населения. Ведущими в настоящее время являются соц страхование и соц помощь, включающие в себя различные выплаты и услуги. В разных странах эти указанные формы складывались в зависимости от исторических условий и поэтому, не смотря на однозначность задач, имеются отличия в подходах и методах.

В связи с этим системы соц страхования и соц помощи в этих страназ реализуются по разному, и могут быть разделены на 4 группы:

Страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами (германия, франция, бельгия и люксенбург)

Страны, где страховые принципы соц защиты населения менее выражены, где размеры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном из налоговых фондов (великобритания, дания, ирландия)

Страны, занимающие промежуточную позицию между первыми двумя (нидерланды и италия)

Страны, где системы соц защиты, как таковой, пока нет, она только формирется (португалия, испания, греция)

Системы (модели) соц защиты в различных странах также отличаются друг от друга, так как непосредственно связаны с, проводимой государствами, социальной политикой.

10)Реализация системы защиты в разных странах и модели социальной защиты за рубежем.

Консервативная (корпоративная) модель характерна для стран с социальноориентированной рыночной экономикой. В их числе — страны континентальной Европы, такие как Австрия, Германия, Италия, Франция. Позиции государства здесь значительно сильнее: бюджетные отчисления на социальные мероприятия примерно равны страховым взносам работников и работодателей, основные каналы перераспределения находятся либо в руках государства, либо под его контролем. Вместе с тем государство стремится уступать материальную поддержку граждан системе страховой защиты. Благодаря этому величина социальных пособий находится в пропорциональной зависимости от трудовых доходов и, соответственно, от размеров отчислений на страховые платежи. Отличительной особенностью является «самоуправляемость» страховых касс, находящихся в совместном ведении владельцев предприятий и влиятельных профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Размер гарантированных выплат в случае безработицы зависит от трудового стажа, а сроки выплат — от продолжительности уплаты страховых взносов, их величины и возраста работника. Во многих странах период выплат пособия по безработице увеличен для лиц старше 50 лет. 
Социал-демократическая модель (ее иногда называют солидарной) подразумевает ведущую роль государства в защите населения. Причем приоритетными задачами государственной социальной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы — Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, а также в Нидерландах и Швейцарии. Основой финансирования социальной сферы служит развитый государственный сектор экономики, упрочению которого не в последнюю очередь способствует очень высокий уровень налогообложения. Доля государственных расходов в ВВП составляет в Швеции 66 процентов, в Дании — 61 процент, в Финляндии — 56 процентов. Основная часть этих расходов идет на удовлетворение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть среди них составляют и трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения. 

Государственные, частные и добровольческие организации социальной защиты населения за рубежем.

Государственные организации

Такие организации финансируются за счет государственного бюджета и не преследуют цели получения прибыли, чаще всего государственные организации предоставляют бесплатные услуги населению.

Государственные и местные органы власти отвечают за разработку общегосударственной социальной политики и ее проведение по стране, а также на региональном и местном уровнях. Они координируют деятельность по осуществлению программ социальной защиты населения с другими официальными учреждениями, а также с неприбыльными организациями и бизнесом.

Разработка социальной политики и отдельных социальных программ может осуществляться университетами, правительственными и неправительственными ассоциациями фондами, ведущими политическими партиями и другими влиятельными организациями, в том числе в мире бизнеса.

Денежные средства на функционирование государственных соц. служб выделяет правительство, штат, округ. Финансирование происходит за счет государственного налога, те., специалист, работающий в них, получает з.п. из гос бюджета.

Соц работники, занятые в государственных социальных службах, выпоняют различные роли в зависимости от масштаба и направлений деятельности организации.

Частные организации

В таких организациях основным источником финансирования являются благотворительные взносы, пожертвования.

Данные соц службы, как и гос-ые, не преследуют цели получения прибыли. Главной задачей для таких служб является решение реальных проблем и удовлетворение конкретных потребностей людей групп.

Особенности функционирования таких служб (в отличии от гос-х): 1. Адресность оказываемых социальных услуг 2. Многообразие услуг 3. Динамизм рынка услуг 4. Субъектно-объектный характер отношений «производитель услуги - потребитель» 5. Открытость организаций, ее доступность контролю и любым, в т.ч. критическим оценкам.

Важнейшим преимуществом частных организаций перед остальными является то обстоятельство, что в нем принимает участие большое количество добровольцев.

Добровольческие организации

Многие их них имеют весьма большой доход, но вся полученная прибыль направляется на расширение благотворительной деятельности. В то же время, понятие «добровольческая организация» не совсем отвечает современному положению этих организаций. Профессионализаия проникла и в эту сферу.

Лучше выражает суть организаций термин «некоммерческая». Некоммерческая организация оказывает социальные услуги в обмен на небольшое вознаграждение. Труд работников в этой организации оплачивается ниже, чем в государственных и частных, потому что данная орнганизация остается зависимой от пожертвований.

Выделяют следующие типы добровольческих организаций:

Организации, основная функция которых – помощь своим собственным членам, например, проф. ассоциации и общественные клубы.

Церкви, синагоги, мечети и др. религиозные организации.

Благотворительные организации, включающие различные фонды, религиозные федерации и оказывающие помощь не только своим членам, но и другим людям.

Деятельность специалистов, работающих в добровольческих организациях очень разнообразна по формам. Добровольческие организации могут осуществлять свою деятельность на местном уровне, на уровне штатов и в общенациональном масштабе.

Контрактная система взаимодействия социальных служб.

Это договорная система предоставления социальных услуг населению со стороны государственных и частных (добровольческих) организаций. Поскольку функции госдарственных и негосударственных служб помощи были разделены, то государственным службам было разрешено получение услуг от других агенств, что дало возможность подписывать контракты с частными и добровольческими организациями для обеспечения услуг. Введению контрактной системы услуг способствовали такие тенденции последних десятилетий, как: целевое соц. обслуживание, децентрализация, рыночные механизмы и деинституционализация.

Международные благотворительные и здравоохранительные организации – Общество красного креста и Полумесяца.

Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца (также известное в мире как Международный Красный Крест ) осуществляет свою деятельность практически во всех странах мира и насчитывает более 100 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров). Движение руководствуется семью Основополагающими Принципами, которые являются общими ориентирами и объединяют всех членов Движения.
Вся деятельность Красного Креста и Красного Полумесяца подчинена одной главной цели:
Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле
Основная цель Движения Красного Креста и Красного Полумесяца заключается в том, чтобы предотвращать и облегчать страдания всех людей без какой-либо дискриминации и защищать человеческое достоинство.
Составные части Международного Красного Креста  

Международный Комитет Красного Креста (МККК)

Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОКК и КП)

Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца

Руководящие органы Движения 

Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца

Совет делегатов

Постоянная комиссия

МККК, Международная Федерация и национальные обществаявляются независимыми организациями, имеют свой устав и ни одна из них не подчиняется другим. Раз в два года они собираются на заседание Совета делегатов. Кроме того, раз в четыре года они, как правило, встречаются с представителями государств-участников Женевских Конвенций на Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца.В период между двумя Конференциями Постоянная комиссия является уполномоченным органом Международной конференции.

14. Международные благотворительные и здравоохранительные организации – Армия спасения.  На сегодня одной из наиболее известных и уважаемых организаций, занимающихся социальной работой в мире является Армия спасения. Армия спасения - международная организация, занимающаяся благотворительной и евангелистской работой. Образованная в 1878 г. английским священником Уильямом Бутом, Армия спасения построена по военному принципу, включая ношение формы, присвоение военных званий. Ее целью является борьба со злом и человеческими страданиями. У нее есть своя программа, которая реализуется в более чем 100 странах с  использованием 127 языков. Международный центр Армии спасения находится в Лондоне. Армия насчитывает 14000 корпусов (приходов), а также большое количество социальных, медицинских, образовательных и других общественных служб. Международная программа Армии спасения включает следующие направления:

- предоставление жилища бездомным.

- еда для голодных.

- забота о пожилых людях.

- забота о женщинах.

- работа с детьми

- образование

- помощь семьям

- больницы и клиники.

- реабилитационные центры.

- алкоголизм и наркомани

- помощь слепым.

- помощь инвалидам

- отношения с военнослужащими

- пропавшие родственники.

- помощь заключенным.

- исправительные и испытательные заведения.

- предотвращение самоубийств.

- консультационные центры.

Международные благотворительные и здравоохранительные организации – Движение «Анонимные алкоголики».

Анонимные алкоголики, анонимные наркоманы — группа взаимопомощи для людей, страдающих болезнью (зависимость от алкоголя или наркотиков). Анонимные Алкоголики - это сообщество, объединяющее мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами, с целью помочь себе и другим избавиться от алкоголизма.

Движение Анонимных Алкоголиков (АА)1 зародилось в США в 1935 году. В последующем его ячейки были созданы и в других странах, преимущественно западных, но координирующим центром этой организации по-прежнему являются Соединенные Штаты (штаб-квартира – в Нью-Йорке). Считается, что число членов общества АА в мире в настоящее время насчитывает несколько десятков миллионов человек. В начале 50-х годов XX века стали создаваться также дочерние организации общества: Ал-Анон, в которую входят члены семей больных алкоголизмом, и Ал-Атин, предназначенная для подростков, детей пациентов. Примерно в это же время возникло общество Анонимных Наркоманов (АН).

Методология функционирования движения АА сводится к трем основным компонентам:

Обращению к религиозным чувствам своих членов;

Взаимодействию пациентов в группе;

Созданию особой антиалкогольной (антинаркотической) социальной среды.

Единственное условие для членства - это желание бросить пить. Члены А.А. не платят ни вступительных, ни членских взносов. Они сами себя содержат на свои добровольные пожертвования.

А.А. не связано ни с какой сектой, вероисповеданием, политическим направлением, организацией или учреждением; не вступает в полемику по каким бы то ни было вопросам, никого не поддерживает и не выступает против чьих бы то ни было интересов.

Наша основная цель – оставаться трезвыми и помочь другим алкоголикам обрести трезвый образ жизни.

Международная федерация социальных работников.

Насчитывает около 40 лет деятельности по объединению национальных ассоциаций социальных работников. В нее входят около семидесяти таких ассоциаций. Федерация была создана с целью оказания помощи социальным работникам всего мира. В конституции Международной федерации социальных работников записано, что концепция социальной работы происходит из гуманитарных, религиозных и демократических идеалов и философий и что ее глобальное значение состоит в том, чтобы отвечать человеческим потребностям, возникающим из личностно-социетальных взаимодействий.

Профессиональные социальные работники служат делу благосостояния и самовыражения личности, развитию и использованию научных знаний в отношении поведения человека и общества, улучшению качества жизни населения и достижению социальной справедливости.

Целями МФСР являются:

содействие социальной работе как профессии через международное сотрудничество, особенно в том, что касается профессиональных ценностей стандартов, подготовки кадров, вопросов морали и условий туда;

содействие созданию национальных ассоциаций социальных работников или национальных координационных органов в тех странах, где еще нет ассоциаций;

содействие поддержанию контактов между социальными работниками всех стран.

Международный кодекс этики, одобренный федерацией, исходит из того, что основной обязанностью профессиональной социальной службы является представление услуг, которые должны быть выше личных интересов, целей и взглядов. Социальный работник должен признавать профессиональные и личные недостатки, поощрять использование опыта, всех знаний, относящихся к делу, определять социальные нужды и характер человека, которому оказывается помощь. Социальные работники, согласно документам МСФР, должны быть предельно осторожны в применении силы закона к подопечному, но сами они зачастую становятся жертвами насилия. При федерации создана комиссия по правам человека, целью которой является защита попавших в беду.

17.Возникновение и развитие школ подготовки социальных работников.

Подготовка социальных работников так же имеет свою историю,. Первые «курсы» были стихийными и заключались в обмене опытом соцработников различных агенств. В 1898 г начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии.

Общество организованной благотворительности в Лондоне открывает в 1903 г «Школу социологии» - первое специальное учебное заведение для социальных работников. В 1912 г эта школа преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики. В 1908 г открывается женская школа для социальных работников в Германии. К 1910 г в развитых европейских странах и США насчитывалось уже 14 школ социальной работы. Они давали, как правило, одногодичную подготовку.

Первое высшее учебное заведение для социальных работников было открыто в Голландии в 1899 года – институт по подготовке социальных работников. Обучение в нем было рассчитано на 2 года, форма обучения была очная. Обучались как Ж, так и М. Была теория и практика.

В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Швеции, Италии.

Подготовка соц. работников вначале имела множество проблем. Учебные заведения, приступившие в работе, не имели еще квалифицированных преподавателей. Учебных пособий практически не было. Для корректировки учебных программ к 1918 г была создана Ассоциация подготовительных школ для профессиональной соц. работы, которая координировала 17 соцпрограмм.

Проблема подготовки специалистов по социальной работе имеет ряд своих особенностей, зависящих как от основных тенденций, развития соц работы в различных странах мира, так и от социально-экономических, социально-политических условий становления профессии в РФ. Весомые основания для утверждения, что в России существует система система соц образования, еще не существует. В 90-ые гг. в России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой соц работников. И начиная с 1991 г. Сеть высших учебных заведений, приступающих к подготовке и переподготовке специалистов по соц работе, постоянно расширялась. Если в 1990/1991 учебном году таких учебных заведений было 8, то в 2004/2005 году – 120.

Ведущее место в сети учебных заведений занимает Московский государственный социальный университет, на базе которого создано Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области соц работы.

Профессиональная подготовка соц работников осуществляется в различных формах: с отрывом от производства (очная), без отрыва от производства (очно-заочная, заочная, вечерняя), экстернат.

Сегодня можно говорить о формировании многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников.

Профессиональная подготовка специалистов для соц служб осуществляется в гос университетах, педагогичских и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях. В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров:

Курсовая или допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием пополняют ряды соц работников отделений по обслуживанию больных, престарелых, одиноких.

Обучение в средних специальных учебных заведениях. После их окончания можно работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых, социальными педагогами и.т.д.

Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от 3 до 6 лет), на спецфакультетах.

Что касается высшего проф. образования, то здесь также выделяются три ступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет).

18. Системы обучения социальных работников за рубежем на современном этапе. 
Системы обучения социальных работников за рубежом

   В мире насчитывается несколько десятков сотен высших школ социальной работы и специализированных факультетов университетов, подготавливающих профессиональных социальных работников. Только в Европе насчитывается свыше 500 учебных заведений, дающих образование в области социальной работы. В большинстве стран это образование финансируется государством, однако, существует немало и частных учебных заведений, например, в Италии, Франции. В некоторых странах частный характер школ обусловлен их принадлежностью к определенной религиозной конфессии. Например, в Португалии, Испании и странах Латинской Америки число школ, принадлежащих Римской католической церкви, заметно превышает число светских учреждений.
   Наибольшее число учебных заведений было открыто в 60-е годы, когда социальная работа развивалась особенно бурно. В это время были созданы многие национальные и международные ассоциации социальных работников, начали издаваться профессиональные журналы, специализированные издания, был разработан международный этический кодекс социального работника. Большинство ученых считает, что социальная работа как самостоятельная профессия и академическая дисциплина утвердилась именно в 60-70-е годы прошлого столетия.
   Обучение социальных работников отражает специфику национальных систем образования. Нет единого образца даже в пределах одной страны. Причем, различные модели мирно уживаются друг с другом.
   Так, в Японии существует достаточно широкий выбор программ: два года обучения в местном колледже, четыре года занятий в колледже или университете (самый распространенный вариант) и два года аспирантуры в университете с получением степени магистра. Два университета предлагают докторантуру. Хотя школы социальной работы существуют здесь в рамках высшего образования и зачастую предъявляют те же требования к приему, что и университеты, их нельзя равнять с ними. Обучение продолжительностью 3-4 года рассматривается как узкотехническая, специализированная подготовка. Университеты предлагают широкое гуманитарное обучение. Выпускник школы получает диплом или степень социального работника.
   Нет единого образца и в Соединенном Королевстве. Обучение социальной работе осуществляется в университетах, политехникумах, колледжах. Программы различные: четыре года обучения на степень бакалавра; один год обучения в аспирантуре; два года обучения для выпускников, закончивших другие факультеты; два или три года для тех студентов, которые не закончили полностью курс университета. Естественно, что выпускники получают квалификационные степени, дипломы и сертификаты.
   В США профессиональная аттестация происходит на трех уровнях. Степень бакалавра -первая профессиональная степень. Она присваивается по окончании четырех лет обучения. Степень магистра присваивается еще через два года обучения в специализированной школе социальной работы, но достижима и после более короткого обучения для студентов, уже обладающих степенью бакалавра в области социальной работы. На докторскую степень требуется еще два года подготовки после магистратуры. К тому же по различным специализациям существуют “продвинутые” курсы и просто для продолжения образования по программам для тех, кто уже имеет степень магистра. Студенты, закончившие успешно курс, получают свидетельство. Кроме того, в местных колледжах действуют 2-годичные программы подготовки работников технического (вспомогательного) персонала в области социальной работы.
   Теоретически каждому уровню соответствуют свои определенные обязанности. Но в жизни на практике эти границы часто стираются. Известны случаи, пишут американцы, когда социальные работники и без профессионального образования делали прекрасную карьеру и даже руководили целыми агентствами. Тем не менее, большинство контролирующих и административных должностей требуют степени магистра. Она нужна и для большинства должностей по психиатрии. Докторская подготовка требуется для преподавания, административной и научно-исследовательской работы. Итак, степень бакалавра является первой профессиональной степенью в социальной работе, до 1974 года таковой считалась степень магистра. Затем было решено, что бакалавр может стать полноправным членом Национальной Ассоциации Социальных работников США (НАСР). Но споры о целесообразности присуждения профессионального статуса бакалаврам в США продолжаются.
   Система профессиональной подготовки в США подразумевает пять учебных программ: поведение человека и социальная среда; политика социального обеспечения и службы социальной помощи; практика социальной работы; научно-исследовательская деятельность и полевая практика.
   Важную роль в деле образования социальных работников разных стран играет Международная ассоциация школ социальной работы (IASSW), созданная в 20-е годы прошлого века. Одной из ее функций является экспертное оценивание национальных программ обучения социальной работе. Созданный при ней Международный комитет школ социальной работы (ICSSW) тесно сотрудничает с ООН и Международной организацией труда (МОТ), которая имеет в Женеве спра-вочно-информационный центр, хранящий всю документацию, касающуюся обучения социальных работников.
   До середины 60-х годов моду в области образования социальных работников прямо или косвенно (через ООН) определяли США и Великобритания. Правительства других стран, желая получить все самое передовое, не только приветствовали, но и настаивали на использовании западных специалистов и советников. По их мнению, лучшие специалисты прибывали с Запада, особенно из США. Для того, чтобы открыть школы социальной работы в развивающемся мире, приглашались десятки американских, британских и канадских специалистов. Расширялось и обратное движение. Стипендии и стажировки привлекали в США, Англию и Канаду людей со всего мира. Это, естественно, способствовало интернационализации профессии и распространению единых стандартов в преподавании. Одновременно укреплялось влияние Запада в развивающемся мире.
   В настоящее время, как пишет Дж. Биллапс (Материалы конференции по проблемам социальной работы, Каир, 1992) многие социальные работники развивающихся стран испытывают потребность вырваться за рамки так называемого “профессионального империализма” и выработать свои подходы, которые бы вписывались в культуру их стран и отвечали бы потребностям их развития.

Повышение квалификации и этика социальных работников.

Целый ряд факторов дал импульс распространению программ непрерывного обучения. Среди них — осознание новых социальных проблем, вставших в центр профессионального и общественного внимания; введение в действие новых законодательства, политики и инструкций; популярность новых моделей лечения; поиск новых методик управления и источников развития; появление оригинальных подходов к сбору и использованию информации; требования к обновлению системы лицензирования.

1 2 3 4