">
Прикладные науки Страноведение
Информация о работе

Тема: Урбанизация в России на современном этапе

Описание: Информационная база исследования. Структура работы. Урбанизация: исходные понятия и определения Роль городов в этом процессе. Крупнейшие мегаполисы мира. Экологические и социально-экономические проблемы крупных городов Российской Федерации.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Страноведение.
Тип: Курсовая работа
Дата: 15.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 580
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Волгоградский Государственный Университет»

Факультет естественных наук

Кафедра экологии и природопользования

Трайзе Ольга Викторовна _________

Урбанизация в России на современном этапе

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической географии


Волгоград – 2012 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………….…..…3

1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРБАНИЗАЦИИ………………….………..5

Урбанизация: исходные понятия и определения……………...…..…......5

Роль городов в процессе урбанизации………………….……………...…8

Тенденции урбанизации в XX веке………………….…………….….....12

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА УРБАНИЗАЦИИ В РОССИИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………….………………...……..….……..….16

Этапы процесса урбанизации в России….………………….....…..…….16

Экологические и социально-экономические проблемы крупных

городов Российской Федерации……………………………………...…….19

Уровни и темпы урбанизации в России…………………………….…...22

Перспективы развития урбанизации в России………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…......31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………..….…............33

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………......…...35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. XX век справедливо может быть назван веком урбанизации. В 1900 г. в городах мира проживало 14% всего населения, насчитывалось 12 городов-миллионеров. В канун XXI в. городским стало 45% мирового населения, имеется примерно 2,4 тыс. больших городов (свыше 100 тыс. жителей каждый) и свыше 200 городов-миллионеров. В настоящее время в мире проживает 7 млрд. человек, из которых около 75 % живут в городах. По прогнозам учёных к 2050 г. численность населения будет составлять 9,2 млрд., из которых 80% будут находиться в городах [16].

Сам термин урбанизация происходит от лат. Urbanus – городской. Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие всё более сложных сетей и систем городов. Главное социальное содержание этого процесса заключено в особых городских отношениях, охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Предпосылками урбанизации являются: рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда [7].

Урбанизация охватила все страны мира. Этот процесс в разных общественных и географических условиях проявляется и в разных «географических одеждах» [1].

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является анализ процесса урбанизации в России на современном этапе. Для достижения поставленной цели решились следующие задачи:

Рассмотреть основные особенности процесса урбанизации;

Изучить роль городов в процессе урбанизации;

Проанализировать основные тенденции урбанизации в ХХ веке;

Охарактеризовать особенности процесса урбанизации в России;

Рассмотреть экологические и социально – экономические проблемы, уровни и темпы, а также перспективы урбанизации в России.

Объект и предмет исследования. Объектом курсовой работы является процесс урбанизации. Предметом исследования является особенности процесса урбанизации в России на современном этапе.

Применяемые методы исследования. При написании курсовой работы были использованы следующие методы: аналитический и метод сравнительного анализа.

Информационная база исследования. При написании данной курсовой работы использовались работы Пивоварова Ю. Л., Лаппо Г. Н., Максаковсковского В. П., Перцика Е. М., Гладкого Ю.Н. и др., а также ресурсы сети Интернет.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав насчитывающих 7 параграфов, заключения, списка использованных источников и 2 приложений.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРБАНИЗАЦИИ

Урбанизация: исходные понятия и определения

Урбанизация (от лат. urbanus – городской, urbs – город) – это исторический процесс повышения роли городов, городского образа жизни и городской культуры в развитии общества, связанный с пространственной концентрацией деятельности в сравнительно немногочисленных центрах и ареалах преимущественного социально-экономического развития [8].

Термин «урбанизация» появился впервые в зарубежной литературе в 1867 г. в Испании, на русском языке – в 1957 г. (в переводе «Доклада о мировом социальном положении» ООН). Более регулярно этот термин начал использоваться в советской научной литературе с конца 60-х гг. XX в., т.е. на столетие позднее, чем впервые за рубежом, да при этом часто само явление оценивалось негативно. Поэтому в изучении процесса урбанизации, особенно на первых этапах, заметно отставал от западной науки.

Повышение роли городов в жизни общества сопутствовало человечеству на протяжении всей его истории. Но только в XIX в. начинается заметная концентрация населения в городах. В начале XX в. она еще более усиливается, но особенно возрастают масштабы урбанизации вскоре после второй мировой войны, когда началась «городская революция». С 50-х гг. XX в. процесс все более характеризуют не только количественные, но и качественные изменения (появление новых форм расселения, агломерирование, субурбанизация и др.).

Таким образом, когда используется определение «современная» применительно к урбанизации, имеется в виду, как правило, ее функционирование во второй половине XX столетия.

Урбанизация как сложный, динамичный, многоплановый процесс является объектом междисциплинарных исследований. Представители разных наук, а иногда даже одной науки нередко имеют свое видение этого процесса. Поэтому до сих пор отсутствует единое общепринятое определение урбанизации.

Особая важность географического изучения урбанизации объясняется тем, что она является результатирующим процессом, формирующим взаимоотношения человека, общества и окружающей среды. Важнейшим результатом, мерилом урбанизации ныне все более осознается сам человек с ростом его возможностей, способностей и творческого потенциала в условиях распространения городской системы ценностей в глобальных масштабах.

Урбанизация процесс глубоко пространственный, концентрированный и отчетливо выраженный при его проекции на территорию, картографировании. В процессе эволюции происходит расширение ареалов урбанизированной среды и их качественное изменение.

Для пространственной эволюции современной урбанизации характерны следующие существенные особенности [8]:

Концентрация, интенсификация, дифференциация и разнообразие городских видов деятельности (функций), а в последнее время все чаще и сельского хозяйства в пригородных зонах крупных центров ряда стран;

Распространение и вне центров и урбанизированных ареалов городского образа жизни с особой структурой общения, культурой, системой ценностных ориентации;

Развитие крупных городских агломераций, урбанизированных районов, урбанизированных зон в результате усиления взаимосвязей в системах расселения;

Усложнение форм и систем урбанизированного расселения: переход от точечных и линейных – к узловым, полосовым и т.д.;

Увеличение радиусов расселения в пределах агломераций и урбанизированных районов, связанного с местами приложения труда, зонами отдыха и др., и вызывающего территориальный рост городских систем. Соответственно происходит увеличение площадей высокоурбанизированных территорий за счет расширения старых и появления новых очагов урбанизации.

Для пространственного развития урбанизации далее характерны превращение сети городских поселений в системы расселения, дифференциация городского пространства, вовлечение новых территорий в сферу влияния городов различного типа и ранга, расширение ареалов урбанизированной среды.

При определении характера урбанизации страны или района используются понятия урбанистическая структура и территориально-урбанистическая структура. Урбанистическая структура – это соотношение городских поселений различной величины (людности) в общем, их числе, суммарной численности населения. Под территориально-урбанистической структурой понимается соотношение и взаимное расположение территорий, которым свойственно [8]:

Развитие урбанизации вширь (развитие новых ячеек) или вглубь (усложнение форм и систем расселения);

Выраженность и рисунок сети опорных городских центров;

Степень зрелости городских агломераций;

Пространственная дифференциация региональных городских систем.

Урбанизация – всеобъемлющий процесс, он охватывает в территориальном плане не только городскую, но все в большей мере и сельскую местность, во многом определяя ее трансформацию – демографическую, социальную, экономическую, пространственную и т.д.

Вот почему многие сельские проблемы (подвижность, изменение структуры сельского населения, депопуляция) очень тесно связаны с урбанизацией. Города и агломерации оказывают разностороннее влияние на окружающую сельскую территорию, постепенно как бы «перерабатывая» ее, сокращая размеры сельской местности. В результате происходит стремительное развитие пригородов крупных городов – субурбанизация (дословно «урбанизация пригородов»). Одновременно наблюдается внедрение некоторых городских условий и норм жизни в сельские поселения, т.е. рурбанизация (сельская урбанизация). Урбанизация сельской местности ведет и к качественным ее изменениям: растут несельскохозяйственные занятия сельского населения, увеличивается его маятниковая миграция, особенно в города и пригородную зону крупных центров, меняется социально-профессиональная и демографическая структура сельских жителей, их образ жизни, уровень благоустройства сельских поселений и т.д. Формируются обширные зоны тяготения крупных центров, в которых складываются тесные прямые и обратные связи между городом и сельской местностью [8].

Роль городов в процессе урбанизации

Специфика определения понятия «город» зависит, конечно, от того, с каких позиций рассматривают проблему. В самом общем виде город – это крупный населенный пункт, преобладающее большинство жителей которого занято вне сельского хозяйства: в промышленности, торговле, сфере обслуживания, науке, культуре.

Можно выделить следующие характерные особенности современных городов [7]:

Экономические – занятость населения вне сельского хозяйства;

Экистические – концентрация значительного населения на относительно небольшой территории и, следовательно, высокая плотность населения (до нескольких десятков тысяч жителей на 1 км2 территории города);

Демографические – формирование специфических городских характеристик воспроизводства населения и его структуры;

Архитектурные – образование характерной городской архитектурно-планировочной среды;

Социологические – формирование городского образа жизни;

Правовые города, как правило, административные центры прилегающей территории.

Степень благоприятности развития города в том или ином направлении определяется его экономико-географическим положением.

Существуют многочисленные типологии и классификации городов по их функциям, размерам, экономико-географическому положению и другим признакам и их сочетаниям.

Важно подчеркнуть различие между классификацией и типологией. Под классификацией понимается выделение городов и их систем по одному или нескольким признакам, характеризующим их с одной или нескольких сторон. Типология – более высокий уровень обобщения, позволяющий дать комплексную, синтетическую характеристику городов и их систем и на этой основе наметить обоснованную стратегию развития.

Классификация городов по численности населения имеет широкое применение. От величины города зависят многие его признаки – темпы роста, некоторые элементы демографической и функциональной структуры и характер планировки. При разработке типологии городов численность их населения учитывается как неотъемлемый признак.

В зависимости от численности населения в официальных стратегических источниках и градостроительной практике выделяются следующие группы городов: малые – до 20 тыс. человек, средние – 20-100 тыс., крупные – 100-500 тыс., крупнейшие – 500 тыс. человек и выше, города-миллионеры. Однако возможны и другие подходы: например, в некоторых исследованиях рекомендуется на основании анализа функционально-структурных характеристик городов России выделять следующие группы городов: малые – до 70 тыс. жителей (в том числе до 25 тыс. – мельчайшие), средние – от 70 до 250 тыс., большие – от 250 до 400 тыс., крупные – от 400 до 800 тыс., крупнейшие – свыше 800 тыс. При этом справедливо подчеркивается, что эти «пороги» изменяются во времени.

Типология городов по их экономико-географическому положению позволяет определить общие черты их экономической структуры и направления будущего развития исходя из потенциальных возможностей, которые характерны для района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от географического положения могут выделены различные типы городов, например:

расположенные в узлах пересечения транспортных путей – Новосибирск, Красноярск, Нижний Новгород;

расположенные в крупных горнодобывающих районах – Донецк, Макеевка, Шахты, Рудный, Кривой Рог;

расположенные в районах крупной обрабатывающей промышленности – Ярославль, Иваново, Серпухов;

расположенные в районах интенсивного сельского хозяйства – Краснодар, Ставрополь, Целиноград.

Классификации и топологии городов по народнохозяйственным функциям отражает их наиболее важные особенности и являются в многих случаях синтетическими. По функциональному признаку можно выделить пять типов городов [9]:

Многофункциональные, сочетающие административно-поли-тические, культурные и экономические функции, имеющие развитую промышленность и транспорт. К числу таких городов принадлежат столицы союзных республик, все краевые и областные центры и многие крупные города страны, в которых каждая перечисленная функция имеет градообразующими значение. Города этого типа являются важными районообразующими центрами, осуществляют широкие и разнообразные связи, отличаются сложной территориальной организацией.

Города с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения. По характеру преобладающих функций все города этого типа схематично можно разделить на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные. Типы промышленных городов очень разнообразны. Наиболее распространение имеют города, в которых объединяются различные отрасли промышленности, нередко образующие законченные производственные циклы, а иногда слабо связанные друг с другом. Они возникают главным образом в развитых индустриальных районах с многоотраслевой структурой промышленности, растут очень быстро и отличаются территориальной структурой. Многие промышленные города имеют узкую производственную специализацию, например города – центры: металлургической промышленности, машиностроения, химической индустрии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Количество типов специализированных городов очень велико.

Города с преобладанием других функций (кроме промышленных и транспортных) – главным образом небольшие поселения городского типа, выполняющие функции местных центров, административные и организационные центры низовых районов, национальных округов.

Города-курорты.

Города – научно-экспериментальные центры общесоюзного и международного значения.

Типология городов по степени их участия в территориальном разделении общественного труда. Степень участия городов в разделении труда различна. Она зависит от величины города и характера его функций. Место городов в системе общественного разделении труда обусловлено характером связей, которые они поддерживают. Одни города обслуживают небольшие территории и являются местными центрами, другие – крупными районами и участвующими в межрайонном разделении труда, значение третьих выходит за рамки страны, так как они обслуживают международные экономические, политические и культурные связи. Связи характерные для типов городов, могут быть локальными, так и межрайонными.

Типология городов по генетическим признакам. Генезис народнохозяйственных функций – объективные закономерности их развития и качественных преобразований – оказывает большое влияние на тип современного города.

Генетический тип города – понятие синтетическое. Оно включает в себя совокупность признаков, которые в процессе развития обуславливают формирование качественно определенного типа города. Для определения экономического развития городов важно знать генезис народнохозяйственных функций и их качественные преобразования. Для решения планировочных проблем необходимо выделить типы городов в зависимости от эволюции их планировочной структуры и форм расселения.

Типология городов по типам перспективного развития разрабатывается в районных планировках на основе анализа основных факторов роста городов. Позволяя комплексно и взаимосвязано оценить условия и перспективы развития городов на обширной территории, учесть их проектную величину, изменения функциональной территории, создание новых городов, перспективная типология городов способствует целеустремленному развитию и преобразованию систем расселения [9].

Таким образом, классификации и типологии городов отражают многообразие существующих видов и типов городов.

Тенденции урбанизации в ХХ веке

В ХХ в. планета людей стала планетой больших городов. Рост городского населения и больших городов, необычайно усилившийся в последние десятилетия, во много раз превышал общий рост населения земного шара, в свою очередь характеризовавшийся «демографическим взрывом». В настоящее время население земного шара составляет 7 млрд. человек, из которых в городах живет более 3,3 млрд.

По оценкам, городское население мира в 1800 г. составляло около 27 млн. человек (лишь около 3% населения мира в то время), в 1850 г. – 75 млн. (около - 6%), в 1900 г. – 218 млн. человек (13,6%). В XX в., и особенно во второй его половине, начинается стремительный рост городского населения: в 1950 г. – 738 млн. человек (29,3% всего населения мира), в 2000 г. – 2926 млн. человек (47,5%); в первой четверти XXI в. прогнозируется дальнейший рост городского населения – до 5056 млн. человек в 2025г. (61,1%населения мира).

Быстро растет количество больших городов, в том числе мегагородов: в 1950 г. их было 2, в 1994 г. – 22; ожидается, что в 2015 г. их будет 33.

Масштабы и тенденции роста крупнейших городов мира за 1950 – 2025 гг. (приложение 1), указывают не только на огромный рост крупнейших агломераций, но и на их сосредоточение все в большей степени в развивающихся странах.

Так, в 1950 г. из 30 крупнейших агломерациях 20 располагались в Европе, Северной Америке, Японии и только 10 – в развивающихся странах. В 1990 г. соотношение изменилось: из 30 агломераций лишь 9 в развитых странах, а 21 в развивающихся. Список крупнейших агломераций покинули Милан, Берлин, Филадельфия, Петербург, Детройт, Неаполь, Манчестер, Бирмингем, Франкфурт, Бостон, Гамбург; этот список пополнили Сеул, Джакарта, Дели, Манила, Карачи, Лагос, Стамбул, Лима, Тегеран, Бангкок, Дакка.

В 1991 г. была достигнута максимальная численность городского населения начиная с 1992 г. она перестала расти и стала снижаться. При этом несколько выросло сельское население, в том числе за счет преобразования некоторых сельских поселений в городские. Стабилизировалась и стала снижаться численность населения большинства крупных городов.

Предполагается, что в 2015 г. среди 30 крупнейших агломераций останутся только 5 агломераций из развитых стран (Токио, Нью-Йорк, Лос-Анжделес, Осака, Париж); эту группу покинут Лондон, Москва. 25 агломераций будут располагаться в развивающихся странах. Феноменальный рост прогнозируется для Бомбея (27,4 млн. человек), Лагоса (24,4 млн.), Шанхая (23,4 млн.), Джакарты (21.2 млн.), Сан-Пауло (20,8 млн.), Карачи (20,6 млн.), Пекина (19,4 млн.), Дакки (19,0 млн.), Мехико (18,8 млн.). Лишь на 11-м месте в этом списке окажется Нью-Йорк (17,6 млн.). Возможно, что некоторые из прогнозов не оправдаются: так, некоторое время назад прогнозировался рост Мехико до 30 млн. жителей, что не подтвердилось. Однако основная тенденция очевидна.

Дальнейшая эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории. Афинский центр экистики выделял в начале 80-х гг. 66 мегалополисов, в том числе 43 сложившихся и 23 формирующихся, с общим населением 1,4 млрд. человек. В 2000 г. их количество составило более 160 и в них было сосредоточено 45–50 % населения мира. Наиболее крупные мегалополисы формируются в США вдоль Атлантического побережья между Бостоном и Вашингтоном («Босваш»), в районе Великих озер между Чикаго и Питтсбургом («Чипитте»), в Калифорнии между Сан-Диего и Сан-Франциско («Сан-Сан»), в Западной Европе в Англии (Лондон – Ливерпуль) и вдоль Рейна (Рейн – Рур – Рейн – Майн), вдоль восточного побережья Японии между Токио и Осакой («Токайдо»). Основные размеры указанных мегаполисов, по примерным расчетам, приведены в таблице 1 [10].

Таблица 1

Крупнейшие мегаполисы мира [10, с 15 ] Наименование

мегаполиса Количество агломераций Население, млн. человек Площадь, тыс. км2 Плотность, человек/км2 Протяженность главной оси, км  «Босваш» (Бостон – Вашинтон) 40 45 100 450 800  «Чипиттс» (Чикого –Питтсбург) 35 35 160 220 900  «Сан-Сан» (Сан-Диего – Сан-Франциско) 15

18 100 180 800  «Токайдо» (Токио – Осака) 20 55 70 800 700  Английский (Лондон – Ливерпуль) 30

30

60

500

400

 Рейнский (Ранлштадт – Рейн – Рур – Майн) 30 30 60 500 500  

Таким образом, в течении ХХ в. процесс урбанизации развивался интенсивнее, чем в предыдущие времена. Из-за роста численности населения увеличивался и рост городов.

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА УРБАНИЗАЦИИ В РОССИИ НА СОВРЕНЕННОМ ЭТАПЕ

Этапы процесса урбанизации в России

В самом общем виде, возможно, выделить несколько этапов урбанизации России [4].

Первый этап – с момента появления первых городов и вплоть до 1861 г. (отмена крепостного права). Первые города на территории, которую занимала Россия, появились более 1000 лет назад, первоначально на Черноморском побережье Кавказа (греческие города-колонии), города-крепости на каспийском побережье Дагестана.

Более 1000 лет насчитывают и древнерусские города летописной эпохи (Старая Ладога, Псков, Новгород). Типичные славянские города на Руси той эпохи – усадьба князей, вокруг которых возникли торговые и ремесленные слободы. В период объединения Россия развития городов стабилизируется. Определенное оживление в процесс урбанизации внесла эпоха социально- экономических преобразований Петра I. Развитие мануфактур ускорило формирование городов, однако вплоть до отмены крепостного права медленное развитие промышленности сдерживало урбанизацию страны. Наиболее крупными городами этого времени были Москва, Санкт-Петербург и ряд административных губернских центров.

Второй этап – 1861-1917 гг. – ознаменовался становлением в стране развитых товарно-денежных отношений, бурным развитием промышленности и транспорта, заметно активизировавшими урбанизацию. К 1917 г. 17% населения России проживало в городах. Помимо Санкт-Петербурга и Москвы – крупнейших городов России – относительно густая (по тому времени) сеть городских поселений сформировалась в междуречье Оки и Волги и в горнозаводских районах Урала. Цепочки городских поселений возникли на Волге и вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. На всей остальной территории России, помимо губернских центров, крупных городских поселений не было. Основными источниками роста численности городского населения этот период являлись преобразования сел в города и переселение жителей села в город.

Третий этап – 1917-1941 гг. – годы индустриализации страны. География урбанизации практически повторяла географию индустриализации, охватившей большую часть обжитых территорий России. В этот период делаются крупные шаги по освоению природных ресурсов и развитию промышленности в восточных районах, что и предопределило опережающие темпы их урбанизации. Заметно усиливается концепция населения в крупных городах.

Четвертый этап – 1941-1945 гг. период Великой Отечественной войны. Он ознаменовался сдвигом хозяйственного потенциала и городского населения на восток. В это время особенно быстро растет численность городского населения в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири. Одновременно сокращается численность населения разрушенных войной западных, временно оккупированных районов.

Пятый этап – послевоенный период с 1946 г. и до наших дней. Характеризуется заметным ускорением роста численности городского населения, увеличением его доли в общей численности жителей страны (за 1946-1995 гг. доля городского населения страны возросла с 40 до 73%), расширением географии урбанизации за счет освоения восточных и северных территорий и целым рядом качественных изменений в самом процессе урбанизации:

усилившейся концентрацией населения в крупных и крупнейших городах;

быстрым развитием городских агломерацией;

формированием систем расселения;

повышением роли крупных, и особенно крупнейших, городов во всех сферах социально-экономической жизни общества;

распространением городского образа жизни на сельскую местность.

Наиболее яркой выраженной чертой всего послевоенного этапа урбанизации России является концентрация населения в крупных и крупнейших городах.

Палитра типов городских поселений Россия по их функциональной роли в социально-экономической жизни чрезвычайно многообразна: от монопрофильных городов и поселков городского типа (ПГТ) с резким преобладанием какой-либо одной функции, например, промышленной, транспортной, административной, рекреационной и т.д., до крупнейших полифункциональных центров, совмещающих в себе почти все известные социальные и хозяйственные функция. При всех прочих равных условиях, чем крупнее город, тем он более полифункционален и тем шире в нем спектр мест приложения труда, тем легче в нем найти работу.

Исключительно важным преимуществом крупнейших городов является концентрация в них прогрессивных отраслей хозяйства и видов деятельности, которые во многом определяют направления и темпы развития научно-технического и социального прогресса общества. В крупнейших городах и их ближайшем окружении существуют наиболее благоприятные условия для развития науки, научного обслуживания, наукоемких производств и всех высокоинформационных видов деятельности. А как показывают исследования и опыт, имеющийся в передовых в экономическом отношении странах мира, именно за этими сферами деятельности – будущее.

Преимущества крупнейших городов неоспоримы. Однако с проблемами сложности регулирования развития крупнейших городов сталкиваются все страны. Их рост и разлитие являются объектной закономерностью, вызванной всем ходом эволюция мировой экономики, и будут продолжаться и в перспективе. Отсюда вытекает необходимость не в механическом ограничении их роста, а в поисках оптимальных форм и направлений дальнейшего развития.

Темпы концентрации населения России в крупных и крупнейших городах и прежде всего в городах-миллионерах, резко возрос ли в послевоенный период. Если, по переписи населения 1959 г., стране имелось всего два города миллионера, то к середине 90-х гг. их стало 12, и каждый четвертый горожанин России сегодня проживает в городе-миллионере.

В России урбанизация шла следующим образом: в 1989 г. насчитывалось 3230 городских поселений, в том числе 1037 городов; в 1993 г. – 3258 городских поселений, в том числе 1064 города; в 1996 г. – 3109 городских поселений, в том числе 1087 городов.

Социально-экономический кризис 90-х гг. существенно затормозил процесс роста крупнейших городов, однако большинство урбанистов сходится во мнении о том, что это временное явление. По мере стабилизации и возрождения отечественного хозяйства крупнейшие города страны получат новый мощный стимул дальнейшего развития [4].

Экологические и социально-экономические проблемы

крупных городов Российской Федерации

Рост больших городов обусловлен принципиальными техническими сдвигами и структурной перестройкой экономики. Переход к новым технологиям приводит к превращению городов-миллионеров в мегаполисы. В них выгоднее организовывать производство, торговлю, создавать научные, культурные, образовательные комплексы и т.п. В них выше общественная производительность труда [6].

В процессе развития человеческой цивилизации города становились средой жизнедеятельности всевозрастающего числа людей. В России 73% населения сосредоточено в городах. В некоторых странах эта доля ещё выше. И как общая тенденция развития и роста городов – прогрессирующее ухудшение в них условий жизни.

На основе регулярно публикуемых в последние годы данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и сбросах загрязненных сточных вод в водоемы составлена карта и список наиболее опасных в экологическом отношении городов (13,2% от общего их числа в России), (приложение 2).

Каждый седьмой-восьмой российский город находится в особо тяжелой ситуации. Первенство по валовому выбросу в атмосферу принадлежит Норильску, крупнейшему центру медно-никелевой промышленности на Таймыре – ежегодно 2486 тыс. тонн, или 8% суммарных выбросов в стране. Для хрупкой северной природы это страшный удар. По валовому выбросу Норильск превосходит следующий за ним Новокузнецк в 3,7 раза, а в расчете на душу населения – 12,7 раза.

Объем сброса загрязненных вод примерно пропорционален численности населения города. На первом месте по этому показателю стоит Москва – 2394 млн. тонн в год, или 10% общего объема сброса, на втором – Санкт-Петербург – 1591 млн. тонн (6,6%), замыкает список Чапаевск – центр химической промышленности в Среднем Поволжье – 44 млн. тонн. Но в пересчете на душу населения Чапаевск существенно опережает Москву (соответственно 449 и 276 тонн на жителя города в год).

В списке особо неблагополучных в экологическом отношении российских городов все 13 городов-миллионеров, все 22 крупнейших города (от 500 до 1000 тыс. жителей), подавляющее большинство областных, краевых и республиканских центров (63 из 72), почти 3/4 общего числа больших городов (113 из 165). Среди 13 средних и 14 малых городов преобладают центры черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности. В их число входит небольшой Байкальск всего лишь с 16 тыс. жителей, но его целлюлозно-бумажный комбинат наносит огромный вред уникальному озеру Байкал.

Среди крупных экономических районов России, наибольшее число городов, негативно воздействующих на окружающую среду, находится на Урале. Их здесь 27, т.е. почти каждый пятый уральский город в числе экологически весьма неблагополучных. В Центральном экономическом районе имеется 18 городов такой категории.

Удручает то, что в числе активных загрязнителей оказались наши крупнейшие курорты – Сочи и Пятигорск. Заслуживает внимания и тот факт, что из 140 находящихся в списке 32 города – новостройки: Ангарск, Братск, Байкальск, Амурск, Усть-Илимск, Шелехов, Набережные Челны, Невинномысск и др. Следовательно, даже когда стали, казалось бы, утверждаться экологические приоритеты, настоящей заботы об охране окружающей среды проявлено не было.

Экологическое неблагополучие российских городов объясняется несколькими причинами. Бурная индустриализация вызвала чрезмерную концентрацию промышленности в городах, создав в их функциональной структуре характерный «промышленный флюс». Распространенность устаревших, «грязных» технологий, высокая доля разного рода потерь, техническое несовершенство средств очистки усилили антропогенный пресс. Промышленность городов создала нагрузку, намного превышающую восстановительные силы природы.

В результате экологического неблагополучия в городах ухудшается здоровье населения, повышается уровень заболеваемости и смертности, сокращается продолжительность жизни.

Наиболее восприимчивыми к загрязнениям окружающей среды оказываются дети, особенно в промышленных городах. Так, в Перми на расстоянии до 12 км от промышленной зоны у новорожденных отмечается снижение массы тела и показателей роста, увеличение числа недоношенных детей, заболеваний новорожденных. Эти данные в 1,5 раза выше, чем в близкорасположенных городах; суммарная заболеваемость детей – в 1,5-2 раза, число часто болеющих детей – в 1,2, количество анемий – в 5,3, дерматитов – в 3 раза. У этих детей более длительно протекает пневмония, у них чаще диагностируются аллергические заболевания органов дыхания – бронхиальная астма, астмоидный бронхит, рецидивирующие стенозы гортани [5].

Также в городах велико и значение социально-экономических проблем. В крупных городах к ним относится упорядочение социальной инфраструктуры, приведение в соответствие производственных и культурно-бытовых потребностей. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся во внедрении новых технологий и оборудования, приводят к сокращению излишней рабочей силы; экономический спад или депрессия, вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда, направляемая на повышение минимального размера заработной платы, увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; сезонные изменения в уровне производства; изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд, и возрастает вероятность безработицы.

Отсутствие необходимых условий для рациональной организации повседневной жизни населения приводит к неудовлетворенности людей местом работы и жительства, следствием чего являются миграции. Миграция населения – сложный общественный процесс, связанный с перемещением населения в регионы постоянного жительства под воздействием различных процессов, протекающих в социально-экономической жизни общества [5].

Таким образом, социально-экономические и экологические условия жизни в городах оказывают непосредственное влияние на благополучие жизни людей. Поэтому для обеспечения качества жизни горожан необходимо основные усилия сосредоточить на: улучшение экологической ситуации, сложившейся в городах; реализации программ социальной поддержки населения; поддержание оптимального уровня социально-экономического развития.

Уровни и темпы урбанизации в России

Российская урбанизация началась в XX веке с низких отметок. Первая

Всероссийская перепись населения 1897 г. зафиксировала на территории России (в современных границах Российской Федерации) 430 городов и 37 посадов. Доля городского населения в Российской империи составляла 15%. Сеть городов была крайне разрежена, значительная часть городов характеризовалась экономической хилостью. Известный русский географ В.П. Семенов-Тян-Шанский, на основе оценки торгово-промышленной деятельности поселений Российской империи, 227 городов из имевшихся 761 отнес к чисто административным центрам, которые нельзя было считать «истинными» городами [12].

Век спустя численность городского населения (73%) Россия середины 90- х гг. ХХ столетия лишь немного отставала от развитых стран в экономическом отношении стран, заметно опережая все государства нового зарубежья и большинство развивающихся стран. Но по степени концентрации городского населения в крупных и крупнейших городах Россия отставала не только от развитых стран, но и во многом от развивающихся. Так, если в городах людностью более 100 тыс. человек в середине 1990-х гг. в России проживало 62% ее горожан, что близко к среднемировым показателям, то в городах-миллионерах – лишь 1/4 городского населения, тогда как в среднем для всей нашей планеты этот показатель уже превысил 50%.

По доле населения проживающего в городских агломерациях, отставание России незначительно. Причем при сравнении различных стран по этому показателю следует учитывать, что его величина зависит не только от уровня экономического развития, но и от плотности населения. Высокая плотность населения серьезно повышает и густоту городских поселений, нередко способствуя территориальному слиянию расположенных близко друг о друга городов. Последнее обстоятельство является одной из главных причин отсутствия в России с её исключительно низкой плотностью населения мегаполисов – обширных урбанизированных пространств, представляющих собой слившихся друг с другом городские агломерации.

Немаловажное значение для определения уровня урбанизации имеет и распространение городского образа жизни на сельскую местность, в первую очередь зависящее от доступности для жителей села в ближайших городских поселений. Потенциальная возможность для посещения городских поселений и реальная частота поездок в них зависят от:

Расстояния от села до городского поселения;

Состояния и развитости транспортных коммуникаций и транспортных средств, связывающих эти населенные пункты;

Времени, затрачиваемого от поездки в город;

Стоимости проезда;

Степени обеспеченности личными видами транспорта.

При всех прочих равных условиях, чем реже сеть городских поселений, тем хуже транспортные коммуникации и обеспеченность населения личным средствами транспорта, тем меньше степень распространения городского образа жизни на сельскую местность.

Понятно, что Россия с исключительно редкой сетью городов, плохим состоянием дорог и низкой их густотой не в силах иметь высокий уровень рассматриваемого показателя и конкурировать в этом отношении с США, странами Западной Европы или Японией. Относительно широкие масштабы распространения городского образа жизни на сельскую местность в нашей стране имеет место лишь в ближайшем окружении крупных и крупнейших городов, а также в ближайшем окружении крупных и крупнейших городов, а также в немногочисленных районах с относительно густой сетью городских поселений (междуречье Оки и Волги, юг Волго-Вятского района, север Поволжья, Средний Урал) [3].

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. Темпы урбанизации в России были наиболее выражены в 1920-1980-е годы, вследствие таких общегосударственных мероприятий как коллективизация и индустриализация - в 1930-е годы, эвакуация в военное время, развитие промышленности и военного комплекса в послевоенное время. Уже в период 1921-1926 годов переехавших в город было 5,6 млн. чел.; в 1926-1939 годы миграционный поток составил 18,7 млн. чел.; в 1939-1958 и уже 24,6 млн. чел.; в 1959-1969 – 16,4 млн. чел., а с 1970-х годов он составил ежегодно около 1.6 млн. чел. Численность городского населения за последнее столетие выросла в России в 3,5 раза (в мире примерно в 2,5 раза), а Москвы – в 5,7 раза. В итоге мигранты и их потомки составляют 2/3 городского населения. За это время создано множество новых городов и сейчас имеется 1092 города и почти 2 тыс. поселков городского типа.

1 2