">
Прикладные науки Страноведение
Информация о работе

Тема: Особенности региональной политики кнр в развитии свободных экономических зон

Описание: Особенности развития специальных экономических зон. Становление и развитие свободных зон. Динамика государственной политики КНР в рамках развития. Нормативно-правовая база государственной политики. Социально-экономические результаты открытия.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Страноведение.
Тип: Курсовая работа
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 42
Поднять уникальность

Похожие работы:

Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный лингвистический университет»

Кафедра китаеведения

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КНР В РАЗВИТИИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Курсовая работа

Выполнил(а):

студент(ка) группы ЗРБ1-11-10

факультета восточных языков

направления подготовки (специальности)

Зарубежное регионоведение. Азиатские исследования

Научный руководитель

Иркутск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление2

Введение3

Глава I. Теоретические основы изучения специальных экономических зон в КНР в рамках регионоведения5

1.1. Специальная экономическая зона: понятие, типология, общая характеристика 5

1.2. Особенности развития специальных экономических зон в КНР5

1.2.1. Специальные экономические зоны11

1.2.2. Открытые приморские города13

1.2.3. Зоны техническо-экономического развития14

1.2.4. Открытые приморские зоны15

1.2.5. Зоны развития Пудун16

1.2.6. Зоны беспошлинной торговли17

1.2.7. Приграничные открытые зоны18

1.2.8. Зоны высоких технологий19

Глава II. Система региональной политики КНР в отношении специальных экономических зон22

2.1. Динамика государственной политики КНР в рамках развития специальных экономических зон22

2.2. Нормативно-правовая база государственной политики КНР в отношении специальных экономических зон29

2.3. Социально-экономические результаты открытия специальной экономической зоны в КНР на 2010-2011 гг. на примере Шэнчжэня33

Заключение36

Список использованной литературы38

ВВЕДЕНИЕ

В условиях процессов всемирной глобализации и интеграции государство должно обеспечивать открытость национальной экономики для успешного взаимодействия на международной арене. Открытость национальной экономики обеспечивается многими факторами, среди которых особое место занимает создание свободных экономических зон.

Свободные экономические зоны в Китае играют значительную роль, являясь особой формой взаимодействия между Китаем и остальным миром. Через них в страну поступают управленческий опыт, капиталы, передовые технологии, знания, которые после адаптации в зонах используются по всей стране.

За свое 30-летнее существование свободные экономические зоны стали своеобразным плацдармом для становления и апробации экономической модели, по которой, возможно в недалеком будущем, будет жить весь Китай.

Важно заметить, что становление и развитие свободных зон в Китае не имело стихийный и случайный характер, а было полностью скоординировано особой региональной политикой руководства страны.

Опыт китайского руководства в создании свободных зон и в их последующем развитии представляет интерес для научного исследования, т.к. демонстрирует уникальное в своем роде сочетание контролируемого рынка.

Объектом исследования являются свободные экономические зоны КНР.

Предметом исследования является региональная политика, направленная на развитие свободных экономических зон.

В курсовой были определены следующие цели:

- изучить теоретические основы специальные экономические зоны в КНР, систему региональной политики КНР в развитии данных зон.

В ходе исследования были определены следующие задачи:

- рассмотреть общую теорию в отношении специальных экономических зон;

- охарактеризовать специальные экономические зоны КНР;

- проследить динамику государственной политики КНР в рамках развития специальных экономических зон;

- проанализировать нормативно-правовую базу государственной политики КНР в отношении специальных экономических зон;

- определить результаты открытия специальной экономической зоны в КНР на 2010-2011 гг. на примере СЭЗ Шэнчжэнь.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КНР В РАМКАХ РЕГИОНОВЕДЕНИЯ

СЭЗ: понятия, типология, общая характеристика

В условиях современности одним из важнейших путей привлечения иностранных инвестиций является создание на территории страны особых или свободных экономических зон (СЭЗ, ОЭЗ) в различных формах.

Несмотря на больше количество различных видов СЭЗ, которых в настоящее время насчитывается около 30 видов, определить СЭЗ можно как «часть территории государства с особым, льготным режимом хозяйственной, инвестиционной и внешнеторговой деятельности» [4]. В рамках СЭЗ иностранным и отечественным предпринимателям предоставляют особые льготные условия организации и деятельности, а товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип таможенной экстерриториальности) и не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению [9].

В современных теоретических работах экономистов и правоведов, посвященных проблемам СЭЗ, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы или как уникальная форма государственно-частного партнерства. При таком подходе свободная зона это не только обособленная географическая территория, но скорее часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов для бизнеса, не используемая в других его частях [9].

До настоящего времени еще не разработана до конца универсальная классификация типов СЭЗ. В научной литературе выделяется до 30 различных ОЭЗ, предлагаются различные варианты классификации СЭЗ, главным образом по их функциональной и хозяйственной специализации. Так Л.А. Зубченко подразделяет их на:

- зоны свободной торговли, расположенные в основном в крупных транспортных узлах в развивающихся и развитых странах;

- промышленные и промышленно-производственные зоны;

- технико-внедренческие зоны – технополисы и технопарки;

- сервисные зоны, или зоны услуг [4].

А.В. Пушкин помимо данных 4 типов выделяет дополнительно комплексные зоны, сочетающие в себе черты двух или более свободных зон разных типов [9].

Зоны свободной торговли (торговые зоны, свободные таможенные зоны и порты, бондовые склады) создаются в основном для стимулирования внешнеторговой деятельности и представляют собой участки территории, находящиеся за пределами государства. Это означает, что таможенное законодательство страны не распространяется на товар, ввезенный на территорию зон свободной торговли, до тех пор, пока товар не будет готов к перемещению за пределы зоны. Как правило, располагаются в районах крупных транспортных узлов, представляя собой транзитные или консигнационные склады для хранения, сортировки, упаковки, маркировки и другой предпродажной подготовки ввезенного товара [1].

Промышленные или промышленно-производственные зоны (импортозамещающие, экспортные, промышленные парки) создаются для развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Расположенные в этих зонах компании пользуются налоговыми льготами и упрощенными административными процедурами.

Технико-внедренческие зоны (технополисы, технопарки, зоны развития новых и высоких технологий) создаются для развития наукоемких производств и сферы услуг в области высоких технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность офисных и производственных помещений и научных лабораторий, предоставленных в прокат на льготных условиях компаниям, занятым коммерциализацией перспективных технологических нововведений и идей.

Сервисные зоны можно считать самыми «молодыми» ОЭЗ. На их территории предоставляются туристско-рекреационные, банковские, страховые и другие услуги.

Некоторые авторы считают, что классификация ОЭЗ должна прежде всего отражать степень связи зоны с национальной экономикой, цели и задачи их создания. На основании этого можно выделить:

Зоны формирования «открытого сектора» экономики страны, которые ориентируются на создание благоприятного климата для иностранных инвестиций.

Зоны развития депрессивных районов и отраслей, которые могут подразделяться на три типа: внешнеторговые, функциональные и комплексные.

Внешнеторговые зоны, к числу которых относятся таможенные зоны, сочетающие функции оказания таможенных и торговых услуг, зоны свободной торговли, свободные экспортно-производственные зоны, зоны приграничной торговли.

Функциональные зоны, характеризующиеся развитием определенных областей предпринимательской деятельности (функций): банковского, страхового и другого сервисного обслуживания, научной и технико-внедренческой деятельности (технопарки, технополисы), туризма и отдыха. Оффшорные финансовые центры являются одной из разновидностей свободных банковских зон.

Комплексные зоны – организационно-территориальные образования, в которых сочетаются многие направления предпринимательской деятельности. Они создаются для решения комплекса задач развития отдельных регионов и страны в целом.

ОЭЗ анклавного типа, представляющие собой территорию страны, отделенную внутренней границей от остальной ее территории; как правило, они располагаются в приграничных регионах.

Зоны типа экономических центров, подчиняющие свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач. Такие зоны могут, например, создаваться на базе конверсионного производства.

В соответствии с размером и способом организации ОЭЗ могут подразделяться на территориальные (административно-территориальные образования, технопарки и т.д.) и режимные (функциональные) зоны.

Выбирая между названными подходами в вопросах организации зон, некоторые специалисты рекомендуют склоняться в пользу территориального подхода. Так, эксперты ООН считают, что в пользу территориального подхода могут быть выдвинуты такие аргументы, как возможность концентрации в определенном месте высококачественной инфраструктуры, отсутствующей в остальной части страны, и возможность создать на ограниченной территории адекватный административный механизм с привлечением квалифицированного персонала [4].

Одни специалисты предлагают различать СЭЗ по двум критериям: территориальному признаку и хозяйственной специализации. К первому типу СЭЗ, занимающие обособленную территорию, где все зарегистрированные компании пользуются льготным режимом. Ко второму типу относятся СЭЗ, сформированные на основе применения преференциальной системы по отношению к определенному виду предпринимательской деятельности (точечные СЭЗ), представленные отдельными предприятиями.

Определяющее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих объектов в свободной экономической зоне, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; административный режим; лицензирование; визовое оформление; банковская деятельность; имущественные отношения; предоставление концессий; гарантии прав инвесторов; управление свободной зоной. Определенную специфику в свободной экономической зоне могут иметь также нормы трудового и социального законодательства [9].

Несмотря на разнообразие СЭЗ в мире, можно выделить несколько универсальных характерных черт, присущих любой особой зоне:

Применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для инвестиций и ведения бизнеса. К их числу относятся:

таможенные льготы – снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенный порядок проведения внешнеторговых операций;

налоговые льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности, отдельные ее компоненты; пониженный уровень налоговых ставок по отдельным видам налогов, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения – налоговые каникулы; предоставление государством налоговых кредитов. Наиболее типичными налоговыми льготами в действующих в странах мира СЭЗ являются освобождение от подоходного налога и налога на прибыль на 5 лет с момента получения первой прибыли. В течение следующих пяти лет компания облагается налогом в размере 50% от действующей налоговой ставки, при этом сумма налогов, взыскиваемых в бюджет, не должна превышать 25% дохода предприятия;

финансовые преференции, включающие различные формы государственных субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде снижения цен на коммунальные услуги, арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры особой зоны и т.д.;

административные льготы, упрощающие процедуры регистрации предприятий и лицензирование на территории ОЭЗ, льготный визовый режим въезда-выезда иностранных граждан, минимизация проверок государственных контрольно-надзорных органов в течение первых 2-3 лет деятельности предприятия в особой зоне.

Наличие локальной, относительно обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре.

Всесторонняя поддержка проекта СЭЗ центральной, региональной и местной государственной властью.

Максимальная открытость СЭЗ вливаниям иностранного капитала и мировому рынку [9].

Важно отметить, что тип СЭЗ в той или иной стране во многом зависит от так называемой «зональной политики», проводимой правительством этой страны в отношении своих конкретных территориально-хозяйственных или административно-территориальных единиц.

Таким образом, рассмотрев различные подходы к классификации СЭЗ, можно отметить сложность данной проблемы ввиду большого разнообразия зон со специальным режимом хозяйственной деятельности, которых в настоящее время насчитывается несколько тысяч по всему миру. Определяющим фактором выделения тех или иных типов зон в теоретических работах ученых является функциональная специализация.

Особенности развития специальных экономических зон в КНР

В настоящее время в Китае насчитывается около 300 СЭЗ. С момента образования первых СЭЗ разных авторы выделяли различные типы, так широкое распространение получила классификация из 3 типов (В.Г. Гельбрас, А.И. Кривоборская, Т.Т. Христов). Однако с появлением новых СЭЗ классификация трансформировалась.

Современная классификация СЭЗ в КНР выглядит следующим образом:

специальные экономические зоны;

открытые приморские города;

зоны технико-экономического развития;

открытые приморские зоны;

зона развития Пудун;

зоны беспошлинной торговли;

приграничные открытые зоны;

зоны высоких технологий [3;7;8].

Р. Зименков отдельно выделяет еще один тип – зона экспортной переработки. [4]

Специальные экономические зоны

Специальные экономические зоны - это районы с особыми конституционными правами, назначаемыми, а не избираемыми органами власти, полномочными принимать нормативные акты, предусматривающие особый по сравнению с остальными регионами страны правовой и экономический режим. В этих районах экспортоориентированное производство является главной целью экономики. К данному типу относятся 5 специальных экономических зон КНР: Шэньчжэнь, Шаньтоу и Чжухай в провинции Гуандун, Сямынь в провинции Фуцзянь и о. Хайнань.

Зоны первого типа были созданы первыми в 1980 г. по инициативе ЦК КПК и Госсовета КНР, которые учли довольно высокий уровень развития и благоприятное расположение провинций Гуандун и Фуцзянь. Специальная экономическая зона на о. Хайнань была создана в 1988 г. Формирование и развитие СЭЗ происходило с освоения новых необжитых или малообжитых территорий, что потребовало значительных финансовых затрат.

При создании СЭЗ преследовались практически все цели, связанные с привлечением иностранного капитала: освоение современных технологий и управленческого опыта, рост валютных доходов, отработка мероприятий хозяйственной реформы и др. Кроме того, предполагалось, что сотрудничество с инвесторами из Гонконга, Макао и Тайваня может стать важным моментом в процессе воссоединения страны.

Во все этих зонах предоставляется пониженная ставка налога на прибыль предприятий, основанных с иностранным участием – 15% (общенациональная - 33%), беспошлинный ввоз товаров для производства экспортной продукции и ее последующего вывоза за рубеж, льготная аренда земли и объектов инфраструктуры. Для предприятий, поставляющих на внешний рынок не менее 70% своей продукции, ставка снижена до 10%. В СЭЗ действует упрощенный визовый режим: иностранному гражданину достаточно предоставить паспорт и приглашение администрации СЭЗ. Китайским гражданам требуется специальное разрешение [3].

Несмотря на то, что все СЭЗ являются комплексными, каждая из них имеет свою специализацию. Так СЭЗ Шэньчжэнь специализируется на обрабатывающей промышленности (ядерная энергетика, электроника, машиностроение, высокие технологии, химическая промышленность); Шаньтоу – на нефтехимии, портовой инфраструктуре, производстве одежды, обуви и электроники, агропромышленности; Чжухай – на туризме; Сямынь – на производственных, торговых и туристических функциях; Хайнань – на туризме, металлургии и тропическом земледелии.

Открытые приморские города

Открытые приморские города - это 14 городов-портов: Тяньцзинь, Далянь, Циньхуандао, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу, Чжаньцзян, Бэйхай. Создание было инициировано в 1984 г. для распространения режима открытых экономических зон от провинции Ляонин на севере до о. Хайнань на юге.

Создание открытых приморских городов связано с тем, что они должны были стать своеобразным звеном между Китаем и зарубежными странами, которые могли предоставить новые технологии. Они должны были оказать непосредственное воздействие на развитие обслуживаемых ими внутренних районов. Для достижения крепких внутренних экономических связей между внутренними районами и открытыми портами проводились обмен специалистами, развивали финансовое и техническое сотрудничество, осуществляли разработку ресурсов внутренних районов, создавали совместное производство высококачественной продукции и т.п.

В открытых портовых городах предусматриваются различные экономические льготы. Снижается величина подоходного налога:

- для объектов с вложением иностранного капитала свыше 20 млн. долларов, для предприятий с технико- и наукоемким производством и для долгосрочных инвестиций подоходный налог составляет 15%;

- для обычных предприятий – 24%;

- для предприятий, 70% продукции которых идет на экспорт, и для предприятий с передовой технологией – 10-12%;

- на дивиденды и прибыль иностранных предпринимателей – 10% [3].

Таможенная пошлина не взимается с оборудования, стройматериалов, инвестируемых в качестве инвестиций для производства и управления, и экспортных товаров предприятий с иностранным капиталом; с офисных принадлежностей и транспортных средств, ввозимых для использования представительствами и организациями иностранных предприятий, постоянно находящихся в портовых городах.

В настоящее время в данных городах проживает 8% населения Китая и производится 20% ВВП страны [4].

«Открытые» города представляют собой многонаселенные старые промышленные центры. По уровню индустриального развития их можно объединить в следующие группы:

- города с комплексной многоотраслевой структурой промышленности (Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу). Из 164 отраслей промышленности КНР в Шанхае представлены все, в Тяньцзине – 154, в Гуачжоу – 147. В то же время Тяньцзинь является «морскими воротами» Пекина, Шанхай – бассейна р. Янцзы, а Гуанчжоу – Южного Китая;

- крупные порты (Далянь и Циндао), обладающие развитой, но несбалансированной промышленной базой: в Даляне – с преобладанием тяжелой промышленности, а в Циндао – легкой, что сближает его с третьей группой;

- средние по размерам (Яньтай, Наньтун, Нинбо, Чжаньцзян) и небольшие (Фучжоу, Вэньчжоу, Бэйхай) порты с промышленностью, специализирующейся на трудоемких отраслях;

- крупный (Циньхуандао) и средний (Ляньюньган) по размерам порты со слаборазвитой промышленной базой, главной отраслью специализации которых являются грузовые перевозки [7].

1.2.3. Зоны техническо-экономического развития

Зоны техническо-экономического развития – это 32 субзоны в открытых приморских городах (Мавей, Куныпань), находящиеся практически во всех основных городах северной части страны, а также в более мелких прибрежных населенных пунктах (Тяньцзинь, Далянь, Циньхуандао, Яньтай. Циндао, Ляньюньган, Нантунь, Нинбо, Фучжоу, Гуанчжоу, Чжаньцзянь и др.). Созданы в период с 1984 г. по 1993 г. по отдельным решениям Госсовета КНР. Для них выделяются специальные участки территории, в которых действуют автономные органы управления и введены льготы для иностранного капитала.

Главная задача зон технико-экономического развития - стимулирование научно-технического прогресса, развитие современной наукоемкой промышленности и на этой основе увеличение экспорта, расширение других видов внешнеэкономического сотрудничества, в том числе научно-технического обмена.

Льгота в отношении инвестиций со сроком капиталовложений, превышающим 10 лет, состоит в применении 15% налога на прибыль, со сроком действия менее 10 лет – 24%. Число совместных предприятий исчисляется тысячами, а объем привлекаемых ресурсов достигает нескольких миллиардов долларов [3].

Открытые приморские зоны

Открытые приморские зоны – районы свободного предпринимательства, призванные стимулировать развитие сельской промышленности. Среди них: дельта р. Янцзы и р. Чжуцзян, п-ова Шаньдун и Ляодун и дельта р. Сямынь – Чжанчжоу – Цюаньчжоу (Фуцзянь). Создание открытых приморских зон в 1985 г. завершило формирование приморского «пояса открытости», охватывающего как сложившиеся промышленные центры, так и ближайшую периферию.

Стратегия развития зон предусматривает использование избыточных трудовых ресурсов сельских районов в экспортных отраслях промышленности.

В данных зонах правом выплаты подоходного налога обладают только предприятия в техноемких отраслях, в отраслях с длительным периодом окупаемости, в энергетике, транспорте, портовом хозяйстве, а также с иностранными инвестициями свыше 30 млн. долл. Таможенный режим не отличается от существующего во внутренних районах.

Города и уезды в данных зонах пользуются меньшими, чем в СЭЗ и открытых портовых городах, но более широкими, чем во внутренних уездах, правами. Они могут утверждать проекты с общим размером капитала до 3-5 млн. долл. [7].

Зона развития Пудун

Зона развития Пудун, расположенная в восточной части Шанхая, создана в 1990 г. В основу стратегии развития Пудуна положена сингапурская экономическая модель, отличающая мощным государственным регулированием рынка и не предполагающую территориальную и административную обособленность. Одним из инструментов механизма стали государственные акционерные компании по управлению долгосрочными капиталовложениями для обеспечения правительственных социальных программ были сформированы централизованные фонды накопления за счет взносов предпринимателей и рабочих.

Зона Пудун стала полем для экспериментальной отработки сотрудничества в новых отраслях. Впервые в КНР были разрешены иностранные инвестиции в розничную торговлю, иностранным инвесторам реализуются акции китайских предприятий.

Пудун имеет широкие льготы, в отличие от других ОЭЗ в стране в Пудуне иностранным инвесторам разрешено создавать финансовые и банковские организации, современные средства коммуникации, супермаркеты, открывать фондовые биржи и выпускать акции; также разрешается передавать землю иностранным партнерам в длительную аренду и организовывать рынок недвижимости. Как и в СЭЗ, в Пудуне действует 15% ставка подоходного налога. Максимальный срок аренды земельных участков составляет 70 лет.

Шанхайским властям в Пудуне дано право самостоятельно утверждать все проекты в непроизводственной сфере и производственные проекты с объемом инвестиции до 200 млн. юаней. Все проекты в зоне Вайгаоцяо переданы в ведение местной власти.

В соответствие с многофункциональностью зоны, в Пудуне создано 5 специализированных районов: зона свободной торговли Вайгаоцяо; зона экспортной промышленности Цзиньцяо; специализирующаяся на развитии финансового сектора Луцзяцзуй; технополис Чжаньцзян; зона по разработке новых материалов Люли [3].

Зоны беспошлинной торговли

Зоны беспошлинной торговли (ЗТБ) представляют собой особые, полностью изолированные территории, в которых действует особая таможенная политика, применяются специфические правила таможенного управления и надзора.

Первая ЗБТ была создана в 1990 г, а в 1993 г. их было уже 17. Крупнейшие из них расположены на восточном побережье в Шэньчжэне, Гуанчжоу, Шаньтоу, Тяньцзине, Шанхае, Сучжоу, Даляне. Все они имеют бондовые склады, находятся возле морских портов и предоставляют возможность оформления всех экспортно-импортных формальностей на месте.

Функции ЗБТ ограничены следующими сферами: торговые операции, переработка экспортно-импортных товаров и продажа их на местном уровне, складской бизнес и организация выставок. В ЗБТ разрешаются такие сферы деятельности для предприятий со 100% иностранными инвестициями, как консалтинг, создание программ для ЭВМ, возведение архитектурных сооружений, подбор кадров, которые не допускаются для этих предприятий в других районах Китая.

В ЗБТ иностранному капиталу предоставляются значительные льготы. Товар может быть ввезен в такую зону, здесь переработан и реэкспортирован из Китая беспошлинно. Товары, ввозимые в страну с территории ЗБТ, облагаются таможенной пошлиной и НДС. Предприятиям со 100% иностранными инвестициями и совместным предприятиям предоставляется 2-летнее освобождение от уплаты налога на прибыль, в дальнейшем в течение 3 лет применяется льготная 50% ставка налога.

Приграничные открытые зоны

Приграничные открытые зоны – ОЭЗ, расположенные вблизи границ с другими государствами.

Во внутренних районах южных провинций становится задача активизировать торгово-экономические отношения со странами Юго-Восточной Азии. Для этого городам Наньнин (Гуанси-Чжуанский АР) и Куньмин (провинция Юньнань) были предоставлены такие же права, что и 14 открытым приморским городам, а городу Пинсян и поселку Дунсян (Гуанси-Чжуанский АР), городу Ваньдин, уездам Жуйли и Хэкоу (Юньнань) – те же права, что и открытым приморским зонам.

Расширения связей с Россией и другими странами СНГ способствовало предоставлению преференциального статуса 4 пограничным городам северо-восточных провинций: Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Хуньчунь и Маньчжоули (автономный район Внутренняя Монголия). Центром «открытости» Северо-Востока стал г. Харбин.

Схема, внедренная на Северо-Востоке, в июле 1992 г. была распространена на пограничные зоны Синцзян-Уйгурского автономного района. Центром «открытости» стал провинциальный центр Урумчи; преференциальный статус получили города Инин, Болэ, Тачэн. Эти города ориентированы на развитие отношений со странами Центральной Азии.

В рамках преференциальных зон в 4 городах создаются специализированные районы. В Суйфэньхэ организовывается зона экспортной обработки, свободной и бартерной торговли, в Хэйхэ – зоны экспортной обработки, технопарк и зону услуг.

Ставка подоходного налога для предприятий с иностранным участием в производственной сфере составляет 24%. Срок полного освобождения от уплаты налога – 3 года, начиная с года получения первой прибыли. В последующие 4 года ставка уменьшается вдвое. Предприятия с иностранным участием на 15 лет освобождены от взимания местной надбавки к подоходному налогу. Ставка подоходного налога для китайских предприятий уменьшена до 14%.

Импортная пошлина и единый торгово-промышленный налог с сырья и оборудования, ввозимого в качестве инвестируемого капитала, уменьшаются наполовину, а товары, импортируемые для внутренних нужд предприятия, вообще не подвергаются обложению. При возе товаров из СНГ по каналам бартерной торговли пошлина уменьшается в 2 раза, но при вывозе за пределы провинции эти товары облагаются дополнительным налогом.

Зоны высоких технологий

Зоны высоких технологий или технопарки должны были стать одним из инструментов реализации модели: инновационные научные исследования, обсуживающие главный плацдарм – экономическое строительство и социальное развитие, внедрение высоких технологий и создание высокотехнологичных отраслей, усиление фундаментальных исследований. Первый технопарк был создан в 1985 г. на территории СЭЗ Шэньчжэнь. В марте 1992 г. по решению Госсовета было одобрено создание 26 технопарков, а в ноябре 1992 г. утверждено образование еще 25. Таким образом, в настоящее время в стране насчитывается 52 технопарка, из которых 27 имеют государственный статус.

Приоритетные направления развития наукоемких отраслей определила разработанная в 1988 г. научно-техническая программа «Факел», среди них: микроэлектроника и информатизация, аэрокосмическая и оптико-волоконная отрасли, генная инженерия и биотехнологии, новые энергосберегающие технологии, природоохранная техника и оборудование для защиты окружающей среды, медицинское оборудование.

Стоит отметить особенность технопарков КНР – большинство технопарков являются закрытыми территориями для иностранного участия в силу военного характера многих исследований в сфере информационных технологий, атомной энергетики, космоса и др. Однако некоторые из технопарков являются официально открытыми для международного сотрудничества и бизнеса (Хэфэй, Пекинская экспериментальная зона, Циндао, Сучжоу).

Ставка подоходного налога для высокотехнологичных предприятий составляет 15%, в том числе предприятий, экспортирующих не менее 70% продукции – 10%. От импортной пошлины освобождены необходимые для НИОКР приборы и оборудование, которые нельзя закупить на внутреннем рынке. Не взимается пошлина с импорта сырья и материалов, необходимых для выпуска экспортной продукции.

Таким образом, в ходе рассмотрения основных классификация ОЭЗ и различных типов СЭЗ в КНР можно прийти к выводу, что СЭЗ КНР отвечают общемировым стандартам. В Китае имеются практически все виды ОЭЗ, и в этом случае можно утверждать, что к настоящему времени в стране сложилась многоступенчатая система открытости внешнему миру во всем направлениям, обеспечивающая сочетание интересов страны и отдельных районов. Главные звенья этой системы – это свободные экономические зоны, сочетающие в себе экспортно-производственные, торговые, научно-производственные функции, но имеющие и существенные различия и обладающие дифференцированными условиями размещения иностранного капитала.

До 1990-х годов в Китае развивались только приморские зоны, но позже Китай запустил механизм ускоренного развития не только приморских, но и внутренних районов для ослабления диспропорций между приморскими ними и распространения реформы на всю территорию страны.

Практика функционирования китайских СЭЗ и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировало несомненные успехи, т.к. большая часть СЭЗ за последние время превратилась в развитые производственные комплексы с участием иностранного капитала.

ГЛАВА II. СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КНР В

ОТНОШЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

2.1. Динамика государственной политики КНР в рамках развития

специальных экономических зон

Реформы в Китае, направленные на создание своеобразной социально-экономической системы конвергентного типа, сочетающей в себе элементы рыночной и плановой экономики, начались в 1978 г. Они дали столь сильный толчок экономическому развитию страны в течение длительного времени, что это повлекло существенные изменения в геополитической расстановке сил во всем мире [3].

Характерной чертой преобразований являлась тесная взаимосвязь внутренних экономических реформ и мер активизации внешнеэкономических связей. Процесс либерализации внешнеторгового и инвестиционного режима носил постепенный характер. Привлечение иностранного капитала в китайскую экономику было многовариантно: наряду с использованием разных организационных форм совместных предприятий широкое распространение получила практика создания разнообразных типов свободных экономических зон.

Образование экспортоориентированных районов являлось одним из направлений реформы внешнеторговой системы и перестройки внешних экономических связей КНР к. 1980-х гг. в рамках концепции органичного включения Китая в международное разделение труда и всемирные экономические отношения. Также образование первых СЭЗ в Китае рассматривается, как попытка создать благоприятный политический и экономический климат в регионе, стимулирующий экономическую активность в Сянгане, Аомыне, на Тайване и в сопредельных странах.

В течение 80-90-х годов государственная политика Китая в отношении СЭЗ прошла несколько этапов, начиная от создания специальных экономических зон и открытия приморских городов и районов до расширения открытости внутриконтинентальных и приграничных районов. Организация зон различного типа заложила фундамент для создания необходимых условий для претворения в жизнь государственных реформ в 90-е годы и для открытости внешнему миру.

Первый период (1978-1982 гг.) ознаменовался формированием договорно-правовой и организационной основы для привлечения иностранного капитала в СЭЗ: принят пакет законов, регламентирующих вопросы налогообложения, передачи технологий, трудовых отношений, валютного и таможенного режима, кредитно-финансового обеспечения; созданы органы, ответственные за привлечение иностранного капитала, контроль и регулирование деятельности зарубежных предприятий на основании определенного в 1982 г. перечня предпочтительных отраслей экономики для иностранных инвестиций.

Этот этап был недолгим, но очень важным для «открытия» экономики страны. Он позволил Китаю создать соответствующие организационные и законодательные основы, регулирующие поступление и деятельность иностранного капитала по всей стране, в частности в СЭЗ. Именно на этом этапе прошла апробацию специфическая китайская тактика долгосрочной экономической политики – балансирование между опорой на собственные силы и максимально возможной открытостью экономики страны внешнему миру. В целом политика Китая в привлечении иностранного капитала оставалась национально ориентированной, что проявилось в сильном государственном воздействии на развитие экономики.

На этом этапе КНР проводила гибкую политику в области привлечения иностранных инвестиций в развитие СЭЗ: сочетала поощрительные меры с определенными ограничениями, дополняла административный контроль активным использованием экономических рычагов и стимулов и таким образом обеспечивала необходимое воздействие на территориальное размещение и отраслевую специализацию иностранных инвестиций, их сроки и характер материально-технического наполнения.

Помимо создания льготного инвестиционного климата для иностранного капитала китайское руководство пошло на значительные финансовые расходы для создания инфраструктуры зон, готовясь к приему инвесторов. При этом использовалась не дотационная, а возвратная форма финансирования – льготные займы государственных банков (на 7-10 лет под 4% годовых). Кредиты государственных банковских учреждений выдавались под конкретные проекты зон с разработанным технико-экономическим обоснованием. Большинство зон получило право в течение 5-8 лет аккумулировать в своем бюджете платежи предприятий-участников.

На первом этапе в 1980 г. на южном побережье страны были созданы специальные экономические зоны Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямынь. В 1988 г. была создана СЭЗ Хайнань.

Важной движущей силой СЭЗ стало внедрение в их хозяйственный механизм принципов рыночного регулирования. Каждая из зон получила право принимать по экономическим вопросам свое собственное законодательство, независимо от провинциального правительства.

Второй этап (1983-1989 гг.) характеризуются дальнейшим расширением территории Китая, открытой для иностранного капитала, последовательным совершенствованием договорно-правовой базы сотрудничества с иностранными инвесторами дальнейшей либерализацией государственной политики в области привлечения и использования иностранного капитала, активизацией деятельности существующих СЭЗ и созданием новых их видов.

Так, во всех СЭЗ стремительно развивалось производство, ориентированное на внешние рынки. Из этих зон экспортировалось около 50% производимой здесь продукции. В СЭЗ развивалась обрабатывающая промышленность, сфера НИОКР и торгово-сбытовая сеть. В зонах осуществлялась особая система управления. Иностранные инвесторы пользовались многими таможенными и налоговыми льготами, им были предоставлены большие права и полномочия. Это позволило Китаю приобретать самые совершенные технологии и виды техники, заимствовать современные методы управления производства, получать надежную информацию о положении на мировых торговых и финансовых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров.

Все это было достигнуто после создания четкой и эффективной договорно-правовой базы деятельности иностранного капитала в СЭЗ, а также в результате выполнения огромной строительной программы, связанной с необходимостью создания практически на пустом месте современной инфраструктуры.

Очередным шагом в реализации внешнеэкономической политики стала провозглашенная в середине 80-х годов стратегия ускоренного экономического развития приморских районов. Это в основном были сельскохозяйственные районы, и создание здесь льготного инвестиционного режима означало, что правительство КНР начало перенос политики «открытых дверей» из городских районов в сельские. Конкретно речь шла о развитии трудоемких экспортных отраслей обрабатывающей промышленности в сельскохозяйственных районах, расположенных в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, на юге провинции Фуцзянь и Ляодунском и Шаньдунском полуостровах.

Предполагалось наладить работу экспортных производств, прежде всего в форме поручительской переработки и сборки, исключительно на привозном сырье, чтобы ослабить нагрузку на внутренние районы в снабжении приморских районов сырьем и материалом. Авторы стратегии рассчитывали на то, что массовый приток иностранного капитала не только в короткий срок преобразит экономику приморских районов, но и позволит распространить технику и технологии внутренним районам.

Центральным моментом концепции стало намерение распространить режим открытых экономических районов на все восточное побережье Китая. В этот период (1984 г.) создается институт приморских открытых городов. Одновременно с открытием приморских городов в них были созданы зоны экономического и технического развития (ЗЭТР).

Уже на 2 этапе развития СЭЗ была доказана их эффективность. Прежде всего им удалось укрепить рыночный механизм хозяйствования за счет увеличения доли частной собственности во всех сферах народного хозяйства.

Однако были и проблемы, которые имели место наряду с положительными моментами функционирования СЭЗ. Среди них:

В зонах не произошло массового притока передовых технологий.

СЭЗ не стали связующим звеном между национальной промышленностью и иностранными технологиями.

По мере экономического роста в зонах ощущалась нехватка сырья, электроэнергии, мощностей базовых отраслей для переработки полуфабрикатов. Обеспечение зарубежного оборудования комплектующими и запасными деталями ставило экономику в зависимость от стран-импортеров, которая усугублялась недостаточностью валюты на закупки. К концу второго этапа проток в зоны иностранного капитала замедлился, что было связано с неуверенностью в стабильности проведения Китаем открытой политики.

Ни одна из зон не стала чисто экспортоориентрованной.

Создание зоны было связано с огромными, не всегда оправданными затратами на их обустройство.

Эти и другие проблемы обусловили дальнейшую корректировку тактики китайского правительства в отношении создания и функционирования СЭЗ на 3 этапе, начало которого можно датировать 1990 г.

1 2