">
Прикладные науки Строительство
Информация о работе

Тема: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Описание: Выбор и утверждение темы курсовой работы. Подготовка к написанию основных разделов КР и работа над рукописью -подготовительную -исследовательскую -оформительскую. Процедура защиты. Общие требования к оформлению текстовых документов. Стиль написания.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Строительство.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 15.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 25
Поднять уникальность

Похожие работы:

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РФ

КИРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Филиал Московского государственного университета геодезии и картографии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по выполнению курсовой работы

для студентов специальности 270103

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

(повышенный курс)

Киров 2011

Утверждаю:

Одобрено предметной (цикловой) комиссией ………………………………………….

Протокол № ……………………………………………………………………………….

Председатель ……………………………………………………………………………...

Учебно-методическое пособие подготовлено с учетом требований и уровня подготовки по специальности 270103 – «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и содержит методические рекомендации по выполнению курсовой работы.

В пособии сформулированы основные требования к подготовке, написанию, оформлению и защите курсовой работы. Пособие предназначено для студентов, выполняющих курсовую работу по экономике отрасли.

Составитель:

Ложкин Валерий Васильевич, преподаватель экономических дисциплин Кировского государственного колледжа строительства, экономики и права.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………….. 4  1 Методика выполнения курсовой работы ……………………………………………….. 5  1.1 Выбор и утверждение темы курсовой работы ………………. 5  1.2 Подготовка к написанию основных разделов КР и работа над рукописью ……….. 5  1.2.1 Содержание ……………………………………………………………………… 7  1.2.2 Введение …………………………………………………………………………. 7  1.2.3 Глава 1 (информационно-теоретическая часть) ………………………………. 9  1.2.4 Глава 2 (проблемно-аналитическая часть) …………………………………….. 10  1.2.5 Глава 3 (проектно-практическая часть) ……………………………………….. 11  1.2.6 Заключение ……………………………………………………………………… 12  1.2.7 Библиографический список …………………………………………………….. 13  1.2.8 Приложения ……………………………………………………………………... 13  2  Процедура защиты курсовой работы ………...…………………………………………… 14  2.1 Рецензия на КР ………………………………………………………………………… 14  2.2 Подведение итогов защиты КР ……………………………………………………….. 14  3 Оформление текстовых документов ………………………………………………………. 16  3.1 Общие требования к оформлению текстовых документов …………………………. 16  3.2 Оформление иллюстраций, таблиц, формул и ссылок ……………………………… 17  3.3 Оформление приложений ……………………………………………………………... 19  3.4 Оформление библиографического списка …………………………………………… 19  4 Стиль написания текстовых документов ………………………………………………….. 22  Заключение ……………………………………………………………………………………. 24  Библиографический список ………………………………………………………………….. 25  Приложения …………………………………………………………………………………… 26   Введение

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 270103 - «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» подготовка и защита курсовой работы (далее - КР) является завершающим этапом в изучении дисциплины «Экономика отрасли».

Согласно Государственному образовательному стандарту объектами профессиональной деятельности специалиста в области государственного и муниципального управления являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества. Также КР должна показывать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления и экономики строительного предприятия.

Следовательно, КР представляет собой заключительный научно-исследовательский труд комплексного характера. Она выполняется как самостоятельное исследование актуального вопроса (проблемы) в области специальности и характеризует уровень теоретической и практической подготовки студента-выпускника, его научную эрудицию и глубину профессиональных знаний и навыков, полученных в рамках изучаемой дисциплины. Работа должна основываться на теоретических положениях и фактических материалах, исходить из реальной действительности и практики управления предприятием строительной индустрии, а также отражать современные достижения отечественной и зарубежной управленческой мысли.

Подготовка и выполнение КР способствует закреплению и комплексному использованию знаний, полученных в процессе изучения общетеоретических и специальных дисциплин, умению проявить навыки, приобретенные во время ознакомительной и производственной практики в строительных предприятиях, организациях и учреждениях города и области, а также их эффективному использованию в исследовательской и практической деятельности.

Целью выполнения КР является систематизация, обобщение и проверка специальных теоретических знаний и практических навыков студентов в области менеджмента и экономики строительной организации.

КР - творческий труд, результатом которого может быть и нетрадиционный, оригинальный взгляд на поставленную проблему.

Исследование предполагает достаточную в рамках профессионально-образовательной программы студентов, теоретическую разработку выбранной темы с анализом источников и литературы, нормативно-правовых актов, авторских наблюдений, экспериментов и других материалов по исследуемому вопросу (проблеме). В этих целях студент должен комплексно использовать полученные знания по дисциплинам правового, экономического циклов, общественных наук, технологии принятия управленческих решений и других.

КР выполняется на основе изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособии, методических материалов), нормативно-правовых источников, специальной литературы по избранной теме исследования (монографий, других научных изданий, статей), средств массовой информации.

КР должна иметь логично выстроенную структуру, которая в систематизированной форме отражает текстуально изложенное содержание проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации.

1 Методика выполнения курсовой работы

1.1 Выбор и утверждение темы курсовой работы

Выбор темы курсовой работы имеет большое значение. Правильно выбрать тему работы - наполовину обеспечить успешное её выполнение.

Перечень тематических направлений, предлагаемых студентам, не является исчерпывающим. Студент может выбрать тему из утвержденного перечня направлений либо предложить свою, представив соответствующее обоснование необходимости и целесообразности ее разработки. При этом тема КР должна отвечать профилю специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Темы КР должны посвящаться актуальным вопросам теории и практики управления всеми сторонами деятельности строительной организации. В названии темы должен быть четко определен объект исследования.

Тематическое решение исследовательских задач должно ориентировать на разработку конкретных проблем, имеющих научно-практическое значение. Темы работ должны соответствовать объему теоретических знаний и практических навыков, полученных по всем дисциплинам профессионально-образовательной программы.

Концепцию и план КР студент согласовывает с преподавателем, который оказывает научную и методическую помощь на протяжении всего периода работы над исследованием.

1.2 Подготовка к написанию основных разделов КР и работа над рукописью

Курсовая работа должна иметь логично выстроенную структуру, которая в систематизированной форме концентрированно отражает текстуально изложенное содержание проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации.

Типовая структура работы включает следующие части (разделы):

- титульный лист (Приложение 1);

- содержание (Приложение 2);

- введение;

- глава 1 (информационно-теоретическая часть);

- глава 2 (проблемно-аналитическая часть);

- глава 3 (проектно-практическая часть);

- заключение;

- библиографический список;

- приложения.

В текстовой части КР должны быть соблюдены основные требования:

- обоснование предложений результатами анализа) - управленческой деятельности объекта исследования;

- реальная направленность результатов и проектно-практических (рекомендованных) мероприятий на повышение эффективности и оптимизацию выполняемых функций, структуры и т.д.;

- соответствие предлагаемых мероприятий по совершенствованию организации управления целям и перспективным тенденциям социальной ориентированности управления строительной организацией;

- действенность и конкретность выводов о состоянии организации управления и предложений, направленных на ее модернизацию, социально-экономическая обоснованность предложений;

- соответствие уровня разработки темы современному уровню методических положений и рекомендаций по организации управления строительной организацией.

Важным направлением исследования является разработка предложений по совершенствованию организационной структуры (деятельности) и методов управления строительной организацией.

Общие методологические подходы рассматривают исследование как процесс последовательного анализа и разработки проблем (вопросов) управленческой деятельности предприятия, выявления недостатков и резервов совершенствования управления и внесения предложений по реорганизации существующих или созданию новых структур строительных организаций. В этих целях студент должен в полной мере использовать полученные знания по специальным дисциплинам, изучаемых в колледже, а также общественных наук.

В процессе исследования студент должен проявить знания в области методик:

- проектного, обследования объекта управления и управляющей системы, анализа подсистем, технологии управления функционирования строительной организации;

- проектирования организации управления (оптимизации организационно-структурных и функциональных процессов, рационализации управленческих процедур и операций, совершенствования взаимосвязей между подразделениями управляющей системы, обоснования применения технических средств управления и т.д.), начиная с общих принципов решения этих задач и заканчивая разработкой нормативных (должностных инструкций, нормативно-правовых актов и др.), методических документов и др.;

- совершенствования управленческих структур и механизмов реализации принятых решений;

- определения социальной и экономической эффективности проектных решений по организации управления строительной организацией и др.

Проектирование систем управления строительной организацией должно базироваться на использовании проверенных практикой методов, социально-экономической и правовой оценке условий применения существующих систем и возможности их совершенствования.

Студент должен знать и постоянно изучать новейшие достижения в теории и практике менеджмента, исторический отечественный и зарубежный опыт управления предприятиями строительной индустрии.

Исследование должно основываться на действующем международном праве, законодательстве Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативно-правовой базе строительных предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности.

Курсовая работа выполняется на основе изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, методических материалов и др.), нормативно-правовых источников, специальной литературы по избранной теме (монографий, других научных изданий, статей и др.), материалов средств массовой информации и др.

Работа по выполнению исследования условно делится на три стадии:

- подготовительную (сбор материалов, накопление информации, подбор литературы);

- исследовательскую (обобщение и анализ фактических данных, положенных в основу теоретической и практической частей исследования). Текстуальное изложение авторских идей, мыслей;

- оформительскую (приведение в соответствие с предъявляемыми требованиями всех материалов, из которых будет состоять КР; придание ей законченного вида).

Подготовка к исследованию начинается с выбора и закрепления темы. Для этого предварительно изучается литература по выбранной тематической проблеме.

Выполнение КР ведется на основе, собранных и обобщенных материалов систематизированной детальной проработке литературных и иных источников, теоретического анализа фактических данных, взятых за основу, и др.

Сбор материалов, накопление информации, подбор литературы, ознакомление с нормативно-правовыми источниками целесообразно провести во время производственной практики. На этой стадии окончательно формулируется тема, определяется цель исследования, ставятся исследовательские задачи, определяются критерии и разрабатывается методика их решения, формируется гипотеза исследования и модель разработки поставленных задач, направленных на достижение цели КР.

1.2.1 Содержание

Успешное написание КР зависит от организации самостоятельной работы студента, а также от правильно составленного плана исследования.

Студент самостоятельно составляет план (содержание) работы. Правильно составленный план помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

План согласовывается с преподавателем. В процессе написания КР план может корректироваться.

Содержание представляет собой составленный в определенном порядке перечень разделов, подразделов, пунктов, которые будут рассматриваться в работе с указанием страницы, с которой они начинаются.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

1.2.2 Введение

Введением открывается КР. Данная часть должна содержать все основные квалификационные признаки КР.

Во введении обосновывается необходимость разработки сформулированной темы исследования, ее актуальность, формулируются цели и задачи, определяются методы исследования.

Обоснование актуальности темы является начальным этапом любого исследования. Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных условиях. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на вновь принимаемые законы, указы, постановления органов государственной власти РФ или субъектов РФ, органов местного самоуправления, касающиеся рассматриваемых в КР вопросов, на эмпирический материал и др.

Во введении также отмечается практическая значимость выполнения исследования, характеризуется степенью разработанности данной проблемы в специальной литературе, ставятся цели и задачи исследования, формулируется его теоретическая основа. Практическое значение разработки темы исследования подчеркивается ее важностью в решении общих проблем оптимизации (рационализации), организации и управления предприятием строительной индустрии, правового регулирования строительства в РФ и др.

После обоснования актуальности четко формулируются цель проводимого исследования и задачи, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Цель КР, как правило, определяется её названием (темой). В качестве цели может быть, например, анализ (оценка), исследование, разработка (проектирование), совершенствование (модернизация, повышение уровня) и др. Возможны темы с формулированием комплексной цели, например «анализ и разработка», «оценка и совершенствование» и т.д.

Задачи исследования формулируются в форме перечисления (изучить ..., исследовать ..., описать .... установить ..., охарактеризовать ..., проанализировать .... оценить ..., выявить .... рассмотреть .... обосновать .... определить ... и т.д.).

Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразделов ДР. Они должны быть точными и краткими.

На основании цели и задач определяются объект и предмет исследования. Обоснование выбора конкретного объекта и предмета исследования сопровождается ссылками на основные показатели, важнейшие критерии и фактические данные, характеризующие действительное положение дел, реальные ситуации в практике функционирования объекта и предмета исследования и др.

Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет - это то, что находится в границах объекта. В объекте выделяется часть, которая служит предметом исследования. Иначе говоря, объект - понятие более широкое, чем предмет.

В качестве объекта исследования может выступать, например, система органов управления строительным предприятием, функция (управления, регулирования, организации, правоприменения и т.д.), характеристика (численность, эффективность и т.д.), процесс (процесс реформирования системы управления предприятием или служебная деятельность, мотивация персонала и т.д.) и т.д.

Так же, как и цель КР, его объект может быть комплексным, например: «структура функций», «характеристика процесса» и т.д. Иначе говоря, объектом исследования может быть система управления в строительной сфере (отрасли) или определенного уровня, вида (подвида).

Основным предметом исследования могут быть: органы управления; кадры; ресурсное обеспечение (информационное, организационно-техническое, финансовое, учебно-научное, методическое, кадровое и т.д.) строительной организации; нормативно-правовая база (законодательство) организации и деятельности, исполнительская дисциплина, социально-экономические, политические, правовые, психологические, социологические, исторические и другие аспекты управления строительной организации.

Во введении необходимо также определить методы, используемые при исследовании. Методы являются необходимым условием достижения поставленной цели исследования. В КР используются, например, программно-целевые методы совершенствования планирования и управления; экономико-математическое моделирование для выбора оптимальных решений; общенаучные и специальные подходы и методы обоснования результатов и предложений, формулируемых в дипломной работе (системный подход, системный анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-исторический, балансовый, статистический, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, структурно-функциональный подход, статистический, моделирование и многие другие).

В зависимости от индивидуальных особенностей студента введение может быть написано как на начальном, так и на конечном этапах выполняемой работы. Это связано с тем, что в начале исследования введение пишется для того, чтобы автор мог лучше представить себе направление своих исследовательских поисков, так как это помогает ему сгруппировать материал и наметить план, а если в конце, т.е. когда работа по написанию основной части текста уже выполнена, то это делается для того, чтобы охарактеризовать ее с помощью параметров введения.

Текстуальный объем введения обычно не превышает 5-10% общего объема основной (содержательной) части выполненной работы.

По содержательности и качеству написания введения чаще всего можно судить о степени компетентности автора, его знании освещаемой проблемы, а также о действительно оригинальном авторском взгляде.

По введению во многом можно составить мнение и о характере работы в целом, так как в нем объективно отмечаются оценочно-квалификационные критерии исследования.

1.2.3 Глава 1 (информационно-теоретическая часть)

Исходя из логики выполнения исследования и структурного построения КР, первую главу составляет информационно-теоретическая часть.

В данной главе следует подробно остановиться на освещении проблемно-теоретических аспектов темы исследования, рассмотреть их с различных методологических позиций. Для этого целесообразно провести обзор литературы по методам, решения задач исследования, выявить различия в основных подхода и точках зрения на рассматриваемую проблему, проанализировать исторические, этапы становления развития системы (института), явления, нормативно-правовую базу организации и деятельности конкретного строительного предприятия, организации, учреждения различной формы собственности. При этом можно проиллюстрировать свои замечания статистическими данными и результатами социологических исследований (опросов) либо другими данными, представленными в виде графиков, схем, диаграмм, таблиц и т.п.

Также в данной главе характеризуется нормативно-правовая база объекта (предмета) исследования, использованные источники и другие материалы. Раскрываются исторические и современные взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы в контексте конкретной ситуации, зарубежный опыт и др.

Целесообразно показать решаемую проблему с использованием фактических данных из правоприменительной практики в сфере управления строительной организацией, которой посвящено исследование.

Исследование должно базироваться на основных закономерностях и принципах теории и организации управления предприятием строительной индустрии, на общих теоретических положениях науки управления, достижениях научной мысли, обоснованных и общепринятых утверждениях, представляя собой их конкретизацию (а чаще - следствие из них) по отношению к исследуемому объекту с необходимой аргументацией.

Студент должен грамотно оперировать понятиями и терминами управленческой терминологии, понятиями и методами научных и специальных дисциплин.

В первой части обосновывается выбор конкретных методов решения поставленных задач, разрабатываются основные модели такого решения, проводится анализ существующих подходов и методов решения проблемных ситуаций в сфере управления.

Достоинством работы является использование эмпирического материала организации и деятельности конкретных строительных предприятий, организаций, учреждений. Такие сведения могут быть собраны в ходе преддипломной практики или иных формах участия студента в работе указанных выше организаций.

Завершается первая часть формулированием общих требований к исходной информации для решения задач аналитической и практической (проектной) частей, где они конкретизируются.

Теоретические и методические разработки автора курсовой работы могут представлять: обоснование новых параметров или показателей, характеризующих системы и процессы управления; методику выявления зависимостей между показателями; методику и модель прогнозирования результатов управления в целом и по отдельным параметрам и др. Основное внимание должно быть обращено на обоснование и убедительное доказательство полезности и эффективности предлагаемых автором теоретических и методологических подходов и решений.

1.2.4 Глава 2 (проблемно-аналитическая часть)

В этой главе, основываясь на положениях, сформулированных в теоретической части, проводится проблемно-аналитическая разработка методических задач КР. Методическая постановка задач КР и их концептуальная разработка представляют собой проблемно-аналитическую часть исследования.

В данной части дается характеристика и анализ строительной организации, его структура, управление, деятельность и др.

Автор проводит социально-экономический или организационно-правовой анализ объекта (предмета) исследования, который должен отличаться комплексностью и системностью, использованием междисциплинарного подхода. При комплексном анализе объекта (предмета) исследования в ряде случаев может оказаться целесообразным, к примеру, сопоставление фактической численности аппарата управления строительной организацией со штатной, нормами и нормативами; установление объема управленческих затрат, трудоемкости управленческих функций; анализ состава управленческих процедур и их распределения в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений и т.д.

Если в исследовании приводится социально-экономический анализ объекта (предмета) исследования, то данные анализируются за последние три года.

Диагностический анализ управления строительной организации нацелен на:

- оценку достигнутого уровня организации менеджмента исследуемой организации;

- оценку элементов системы управления, уровня и содержания функциональной специализации;

- сравнение фактических значений основных и характерных показателей государственно-управленческой деятельности с нормативными;

- выявление положительных и отрицательных сторон в организации и функционировании строительной организации;

- выявление и анализ причин недостатков, их проявлений и негативных последствий, проблем организации и деятельности.

Аналитическая характеристика объекта (предмета) исследования, независимо от специфики его темы, должна содержать перечень целей, реализация которых обусловливает функционирование исследуемого объекта; описание его структуры с выделением основных, вспомогательных или обслуживающих подразделений и их роли в управленческом процессе; определение места анализируемого объекта в иерархической системе более крупного масштаба; характеристику выполняемых функций по различным показателям, например по объемам выполняемых операций в определенной сфере государственного регулирования, по применению административных и иных санкций или видов государственного принуждения, по улучшению качества работы с гражданами, их обращениями, по финансовым, экономическим и другим показателям. Показатели, по которым проводится анализ, выбираются в зависимости от специфики деятельности объекта (предмета) исследования. Вследствие этого они будут отличаться как по объему, видам, так и по форме изложения и представления материала.

Источниками информации по вышеназванным вопросам могут служить законы и подзаконные акты, положения, уставы, регламентирующие организацию и функционирование строительной организации, материалы текущего делопроизводства, статистические данные, отчетность отдельных подразделений и общие справочно-аналитические материалы и служебные документы, содержащие разнообразные сведения, представляющие интерес с точки зрения проводимого исследования.

Анализ объекта и организации управления предприятием строительной индустрии осуществляется на основе достаточно полного описания общей характеристики объекта и предмета исследования. В этой части проводится анализ фактических материалов, характеризующих особенности управления данным предприятием, выявляется специфика выполняемых функций, компетенция и реализуемые полномочия объекта (предмета) исследования. Особое внимание уделяется анализу проблемных аспектов темы исследования в соответствии с поставленными целями и задачами. Необходимо обратить внимание на выявление и анализ положительных сторон управленческой и хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.

Анализ проводится с использованием комплекса научных методов, важнейшими из которых являются: системный подход, системный анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-исторический, балансовый, статистический, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, структурно-функциональный подход, статистический, программно-целевой, экономико-математического моделирования и многие другие.

В результате аналитического рассмотрения объекта исследования в контексте аспектных вопросов предмета исследования обосновывается необходимость разработки мероприятий (рекомендаций) по улучшению (модернизации, совершенствованию) организации управления предприятием.

1.2.5 Глава 3 (проектно-практическая часть)

Третья глава основывается на прикладном значении исследования. В ней раскрываются результаты анализа, проведенного в предыдущих главах.

Особое значение в данной части следует придать аргументации выдвигаемых предложений, поиску путей и средств их эффективной реализации в практике предприятий, организаций и учреждений строительной индустрии.

В целом глава посвящается обоснованию и характеристике предложений, содержащих практические рекомендации. Особое место в третьей главе занимают выявление проблем организации и деятельности субъекта управления, а также практические предложения по организации и деятельности субъекта управления, повышению эффективности и качества организации управления строительной организацией, рационализации и оптимизации, выполняемых задач и функций и др.

Предложения основываются на конкретных результатах анализа деятельности строительной организации, представленных в аналитической части, а также на методологическом подходе, исходных принципах, положениях и методах, изложенных в теоретической части.

Структура проектной (практической) части должна быть составлена так, чтобы автор сумел раскрыть содержательную сторону тех практических замыслов и решений, которые направлены на достижение целей и задач исследования. В параграфах этой главы обосновываются предложения, рекомендации по реализации мероприятий, которые, по мнению студента, было бы полезно применить в практике управления строительного предприятия. Решение управленческих задач проводится с целью модернизации управления предприятием, повышения его эффективности, устранения отмеченных недостатков, ликвидации негативных ситуаций и причин, их вызывающих; совершенствования управленческих процессов, как в целом, так и отдельных сторон (сфер) строительной организации, функционирования и правового регулирования деятельности его менеджмента. Поиск мероприятий по рационализации и оптимизации государственного (муниципального) управления, выбор конкретных вариантов их реализации с обязательным обоснованием - основное содержание и необходимое требование к выполнению практической части КР.

В процессе исследовательского поиска, практических мероприятий и обоснования их предпочтительности и преимуществ перед фактическим положением дел в определенной сфере управления существуют различные подходы.

Нормативный подход, при котором разрабатываемые мероприятия основываются на конкретных нормативных материалах, как общего значения, так и ведомственных (межведомственных). Особое внимание уделяется правовым актам, а также актам методического характера, принимаемым органами государственной власти и местного самоуправления.

Научно-методический подход предполагает при разработке мероприятий основываться на прямом или косвенном использовании требований, методик и рекомендаций научных исследований, разработок НИИ и аналогичных учебных и научных учреждений.

При использовании новаторского опыта современной деятельности отечественных государственных (муниципальных) органов учитывается анализ их исторического опыта, а также опыта аналогичных зарубежных государственных (муниципальных) структур и институтов.

Экспериментальный подход используется тогда, когда мероприятия основываются на результатах экспериментов, опросов, проведенных студентом в ходе исследования непосредственно на объекте (в государственном или муниципальном органе, подразделениях, предприятиях, организациях, в учреждениях государственной (муниципальной) формы собственности).

Моделирование вариантов предложений по внедрению практических мероприятий и их обоснование могут проводиться с использованием экономических, политологических, правовых, математических и других аналитических подходов.

Рекомендации, разработанные в практической части, должны быть изложены достаточно подробно и обстоятельно, с необходимой степенью детализации.

Вспомогательные материалы следует выносить в приложения. Целесообразно начинать с разработки общих, широкомасштабных мероприятий и завершать частными, менее масштабными. Все предлагаемые мероприятия должны быть увязаны с существующей системой государственного (муниципального) управления. Реальность мероприятий по совершенствованию обосновывается практической возможностью преодоления правовых, экономических, политических, организационных, технических, психологических и других трудностей. Каждая глава КР должна завершаться краткими обобщающими выводами, начинающимися вводными словами (итак, таким образом, следовательно, и др.).

1.2.6 Заключение

В заключении (5-10% общего объема содержательной части) ёмко и сжато в обобщенном виде излагаются главные результаты проведенного исследования. Заключение представляет собой краткие выводы, характеризующие итоги проведенного исследования. В нем лаконично, тезисно дается оценка общего состояния объекта исследования с точки зрения аспектных вопросов объекта (предмета) исследования, итоги проведенного анализа и выводы теоретических заключений, сводный перечень и краткая характеристика наиболее важных предлагаемых рекомендаций и мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков и повышение эффективности в данной сфере управленческой и (или) служебной деятельности и решению, поставленных автором во введении задач. Иначе говоря, заключение представляет собой не просто перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того, что предложено автором для решения проблем либо путей совершенствования организации или деятельности объекта (предмета) исследования.

1.2.7 Библиографический список

Библиографический аппарат в КР - это ключ к источникам, которыми автор пользовался при её написании. Кроме того, такой аппарат выражает научную этику и культуру научного труда. По нему можно судить о степени осведомленности студента в имеющейся литературе по изучаемой проблеме. Библиографический аппарат представлен списком использованной литературы.

Список использованных источников является элементом библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей ДР, отражающих самостоятельную творческую работу её автора. Библиографическое описание оставляется непосредственно по произведению печати или по каталогам и библиографическим указателям полностью, без пропусков элементов, сокращений заглавий и т.д. В список использованных источников не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте, и которые фактически не были использованы.

1.2.8 Приложения

Приложения следует оформлять как продолжение работы на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова «Приложение», после которого следует арабская цифра или буква, обозначающая его последовательность. Например, «Приложение А» или «Приложение 1».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают отдельной строкой. Выравнивание по центру.

Если приложений в работе более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или заглавными русскими или латинскими буквами в порядке алфавита.

Приложения должны иметь общую с остальной частью дипломной работы сквозную нумерацию страниц.

Если в качестве приложения в работе используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в работу без изменения в оригинале. На титульном листе документа наверху справа печатают слово «Приложение» и проставляют его номер, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц работы.

2 Процедура защиты курсовой работы

Завершенная КР, оформленная в соответствии с требованиями, подписывается студентом на титульном листе и сдается преподавателю.

2.1 Процедура защиты КР

Процедура защиты включает в себя следующее. Преподаватель объявляет фамилию, имя, отчество студента, название темы КР, фамилию, имя, отчество. Студент делает доклад (регламент - до 10 минут), в котором кратко определяет актуальность темы, цели КР, основные задачи, называются объект и предмет исследования. Затем студент кратко излагает основные положения разделов основной части КР, характеризует объект и предмет исследования, излагает основные положения, к которым он пришел в результате проведенной работы, делает выводы. Главное внимание в докладе должно быть заострено на аналитическом обосновании конкретных предложений и рекомендаций автора по решению выявленных проблем либо по совершенствованию организации, структуры или деятельности объекта (предмета) исследования, а также на практической значимости КР. В заключение доклада следует дать собственную оценку достигнутым результатам исследования и возможности их практического применения. Во время доклада студент может пользоваться иллюстративными материалами и различными вспомогательными средствами для наглядной демонстрации положений КР: слайды, таблицы, графики, диаграммы и др. Данный материал позволит не перегружать доклад цифровыми данными, наглядно продемонстрирует результаты проведенного исследования, будет способствовать повышению достоверности и аналитичности при восприятии излагаемого материала. Иллюстративный (раздаточный) материал оформляется на листах бумаги (формат А4). Избыточность раздаточного материала рассеивает внимание, чем нарушает логику изложения и целостность восприятия материала. Обычно в методических рекомендациях по написанию и чтению научного доклада указываются основные требования, соблюдение которых позволяет избежать длинных пауз, ошибок (в том числе и ударение в словах):

- цифры в докладе рекомендуется записывать только прописью, по возможности округляя их (чтобы не считать нули);

- не следует сокращать слова;

- в многосложных и труднопроизносимых словах следует расставить знаки ударения;

- ключевые слова, несущие максимальную смысловую нагрузку, целесообразно выделить в тексте подчеркиванием (чтобы интонационно было легче расставить акценты);

- по возможности рекомендуется избегать местоимений, заменяя их существительными;

- не следует перегружать текст сложными предложениями или разными видами сложных предложений;

- необходимо постоянно контролировать свою речь, следить за дикцией, темпом, громкостью и интонацией при произношении. Для этого рекомендуется предварительно несколько раз прочитать вслух текст доклада, фиксируя время чтения;

- целесообразно оставлять большие поля при печатании доклада для дополнения текста;

- следует заранее подготовиться к ответам на замечания, высказанные рецензентом.

Насколько четко и аргументировано студент сможет выступить с представлением выполненной работы, расставив акценты на достигнутых результатах, настолько убедительным будет его выступление. Поэтому особое внимание следует уделить речи студента. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, понятной и убедительной. Речь также должна быть также выразительной, что зависит от темпа, интонации, громкости. Недопустимо нарушение норм литературного произношения, в частности употребление неправильных ударений в словах.

После завершения доклада преподаватель задает студенту вопросы, на которые он обязан дать аргументированные и исчерпывающие ответы. Ответы должны быть убедительными, аргументированными, при необходимости подкреплены эмпирическим материалом. Полнота и глубина ответов влияет на оценку при защите работы.

2.2 Подведение итогов защиты КР

Результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценки «отлично» заслуживает работа, в которой содержание изложено на высоком теоретическом уровне, дан анализ действующего законодательства, практики, содержится творческий подход к решению вопросов, сделаны обоснованные выводы, предложения по совершенствованию организации или деятельности объекта (предмета) исследования. Во время защиты на все вопросы даны аргументированные ответы, при этом студент проявил творческие способности в понимании вопросов и изложении ответов на них. Работа оформлена в соответствии с требованиями.

Оценки «хорошо» заслуживает работа, в которой достигнута цель, решены задачи, правильно сформулированы Выводы, даны предложения по совершенствованию организации (деятельности) объекта (предмета) исследования. Даны правильные ответы на большинство вопросов. Есть некоторые замечания к оформлению КР.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает работа, в которой теоретические вопросы в основном раскрыты, сделаны в основном правильные выводы. Сформулированы некоторые предложения, но недостаточно аргументированы. Во время защиты студент не ответил на ряд вопросов.

1 2