">
Прикладные науки Строительство
Информация о работе

Тема: Лизинг как источник привлечения дополнительных инвестиций в строительстве

Описание: Сущность лизинга. Объект и субъекты. Жесткие условия конкуренции в современном рыночном экономическом пространстве. Рынок лизинга на всей территории РФ. Рынок на территории Красноярского края. Оценка экономической эффективности лизинга в строительной отрасли.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Строительство.
Тип: Курсовая работа
Дата: 15.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 15
Поднять уникальность

Похожие работы:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления бизнес процессами и экономики

Кафедра экономики и управления в строительном комплексе

080502.65.19.00

«Экономика и управление на предприятии» (в строительстве)

КУРСОВАЯ РАБОТА

ЛИЗИНГ КАК ИСТОЧНИК ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Красноярск, 2012

ВВЕДЕНИЕ3

1.ОСОБЕННОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ5

1.1 Сущность лизинга7

1.2 Объект и субъекты лизинга9

2.РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛИЗИНГА12

2.1 Рынок лизинга на всей территории РФ12

2.2 Рынок лизинга на территории Красноярского края16

3.ЛИЗИНГ НЕДВИЖИМОСТИ20

4.ОЦЕНКАЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ34

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………...37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….61

ВВЕДЕНИЕ

Жесткие условия конкуренции в современном рыночном экономическом пространстве заставляют компании постоянно искать пути для развития и роста более выгодные и удобные для них. Поиск новых источников финансирования, более выгодных и более гибких схем предоставления займов является очень важным условием выживания и развития для всех компаний, находящихся в конкурентной среде. Наряду с широко известными и распространёнными банковскими кредитами на рынке существуют и другие инструменты, дающие возможность компании привлечь необходимые ей ресурсы на более приемлемых для неё условиях. Одним из таких инструментов является лизинг. Его доля в структуре источников инвестиций в среднем по миру достигает 30%, а в России по экспертным оценкам не превышает 10-12%. Так что изучение возможностей лизинга в условиях Российской экономики является крайне актуальным.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может взять его в лизинг.

Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.

В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг (операция РЕПО), под залог партий товара, недвижимости.

Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет.

Нынешняя экономическая ситуация в России, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона - гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

ОСОБЕННОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Строительство, всегда являвшееся основой материального производства и развития социально-культурной сферы, требует отдельного рассмотрения. В условиях отсутствия бюджетных средств и резко обострившейся проблемы сбыта новой строительной техники, одним из основных способов активизации инвестиционных процессов в этой отрасли экономики является лизинг.

Перспективность лизинга и его производственная функция обуславливается все возрастающей потребностью строительных организаций в обновлении основных производственных фондов, развитии мощностей предприятия, проведении технического перевооружения и возможностью частичного решения задач без больших первоначальных вложений с гораздо меньшими издержками по сравнению с использованием кредита. Лизинг – один из наиболее распространенных методов материально-технического обеспечения производства, который открывает возможность использовать в производственной деятельности не только отдельные виды машин, оборудования, но и целые укомплектованные технологии. Он создает условия для применения наиболее передовой техники в условиях ее быстрого старения и острого дефицита финансовых средств, их перемещения с рынка ценных бумаг на инвестиции в развитие производства.

Одним из основных показателей научно-технического прогресса является возраст парка машин. Между тем в строительстве эксплуатируется более 20% землеройных и землеройно-транспортных машин с истекшим сроком службы. Нельзя признать удовлетворительным, что по основным группам строительных машин фактические сроки обновления доходят до 15-20 лет.

Анализ технического состояния оборудования по выпуску, укладке, уплотнению асфальтобетона, а также дробильно-сортировочного оборудования асфальтобетонных заводов показывает, что с 1990 г. это оборудование обновлялось крайне недостаточно. На старом оборудовании уже практически невозможно получить продукцию стабильного состава с характеристиками, соответствующими требованиям.

Такое состояние оборудования, наряду с низкой производственной культурой, становится главной причиной преждевременного разрушения отремонтированных и построенных покрытий и неэффективного использования средств дорожных фондов. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по обновлению и модернизации имеющегося оборудования.

В настоящее время номенклатура машин в парке практически формируется по наличию машин, а не по объемам и технологическим процессам строительного производства.

Для выправления положения важно регламентировать номенклатуру, количество, сроки разработки новой техники, ее производства и списания.

Необходимо разработать программу технического перевооружения, основой которого должны стать зарубежная практика, новые технологии и материалы, которые уже осваиваются белорусскими дорожниками.

Одним из основных факторов, влияющих на целесообразность обновления машинного парка, является интенсивность роста отказов машин с увеличением их возраста. Так, для отечественных и зарубежных транспортных средств частота отказов по отношению к первому году эксплуатации значительно изменяется.

Обеспечение строительных предприятий техникой по лизингу позволило бы ослабить остроту ситуации, так как по сравнению с другими способами приобретения оборудования (оплата по факту поставки, покупка с отсрочкой оплаты, банковский кредит, ссуда и т.д.) лизинг имеет ряд преимуществ.

Необходимость развития лизинговой деятельности в строительном комплексе обусловлена следующими основными причинами:

- высокая степень физического и морального износа основных средств всех видов транспорта, оцениваемая не менее чем 35-40%; на автотранспорте подлежит списанию из-за угрозы небезопасной эксплуатации не менее трети машин;

- значительное снижение инвестиционных возможностей предприятий, обусловленное инфляционными факторами, снижением спроса на перевозки и соответствующих доходов, неплатежеспособностью заказчиков;

- высокой и постоянно растущей стоимостью транспортных средств, машин и механизмов, контейнеров, погрузочно-разгрузочной техники и оборудования, необходимых для оказания перевозочных услуг.

1.1 Сущность лизинга

Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Договор лизинга характеризуется определенными условиями использования арендованного имущества. По существу, это нечто среднее между договором аренды и договором о предоставлении кредита; в общем виде он имеет и те и другие признаки. По договору лизинга арендатор, получая в долгосрочную аренду определенное имущество, обязуется (как правило) на этом имуществе или с его помощью выполнять работы по поручению арендодателя и, например, не выполнять каких-либо иных работ, кроме специально оговоренных в условиях договора. По договору лизинга лизингополучатель обычно принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности, и ответственность за риск случайной гибели, осуществляет текущее техническое обслуживание и т.д.

Лизингополучатель имеет на период действия договора исключительное право пользования объектом договора.

С точки зрения бухгалтерских расчетов договор лизинга является незавершенной сделкой и объекты не числятся на балансах обоих партнеров. Для лизингополучателя расходы по договору лизинга являются текущими расходами на аренду без разграничения на проценты и амортизационные отчисления. Финансовый лизинг предусматривает выплату арендатором в течение периода действия договора сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя.

По истечению срока действия договора арендатор может:

- вернуть объект аренды арендодателю;

- заключить новый договор на аренду данного имущества;

- выкупить объект лизинга по остаточной стоимости.

Операционный лизинг заключается на срок меньший амортизационного периода имущества. После окончания договора объект аренды возвращается владельцу или вновь сдается в аренду.

Преимуществом договоров лизинга является многообразие форм и условий (операционный, финансовый, раздельный, возвратный, чистый, действительный лизинг и другие). Лизинг рассматривается как эффективный способ финансирования, который обычно выгоден предприятию, когда последнее не располагает необходимыми средствами для капиталовложений в оснащение производства. Арендная плата может быть фиксированная, дегрессивная или иная по соглашению сторон. Она может выплачиваться авансом или по фиксированным срокам.

При наличии обязательств по покупки арендованного объекта обязательно указывается его продажная цена после окончания срока лизинга. Она обычно составляет 10-15% первоначальной стоимости.

Лизинг позволяет арендодателю и производителю:

- ускорить процесс сбыта продукции;

- расширить круг возможных партнеров;

- получить выгоду за счет того, что сумма арендных платежей превышает стоимость оборудования, сдаваемого в лизинг;

- легко контролировать и учитывать финансовые операции в силу периодичности платежей.

Во многих развитых странах широко распространена продажа на условиях лизинга – аренда с последующим перехода товара в собственность арендатора. Фактически, подобный вид аренды схож с продажей в рассрочку, однако, в данном случае, невыплата очередного взноса может прекратить договор аренды без возврата выплачиваемых сумм.

1.2 Объект и субъекты лизинга

Объектом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

В зависимости от характера объекта лизинга различают лизинг движимого имущества (машинно-технический лизинг) и лизинг недвижимого имущества. В строительстве объектами движимого лизинга могут быть:

- транспортные средства (грузовые и легковые автомобили, панелевозы, автомобильные краны, пневмоколесные краны, передвижные электростанции и компрессоры, вертолеты и др.);

- строительная техника (землеройные машины - экскаваторы, бульдозеры, скреперы, автогрейдеры; подъемно-транспортные машины - башенные краны, гусеничные краны, автогидроподъемники, строительные подъемники, погрузчики и др.);

- смесительные машины и средства малой механизации (бетоносмесители и растворосмесители, бетононасосы, транспортеры ленточные, сварочные агрегаты и др.);

- механизированный инструмент (инструменты с электроприводом и пневмоприводом - сверлильные машины, шлифовальные машины, трамбовки, отбойные молотки и др.);

- мобильные заводы (щебеночные, растворо-бетонные и др.);

- средства вычислительной техники;

- другое строительное оборудование, механизмы и приборы.

Объектами лизинга недвижимости являются здания и сооружения производственного назначения. В настоящее время в России аренда недвижимости приобрела широкие масштабы. Однако ее конкретные формы не имеют полного тождества (по условиям сделок, распределению ответственности между сторонами, объемам приобретаемых ими прав и другим параметрам) с лизингом недвижимости, получившим распространение за рубежом.

Объектом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Субъектами лизинга являются:

Лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

Лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

Продавец (поставщик) – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Лизингодателем в строительстве могут являться:

- управление механизации, передвижные механизированные предприятия и другие, в уставе которых предусмотрен этот вид деятельности;

- финансовая лизинговая компания, создаваемая специально для осуществления лизинговый операций, основной и фактически единственной функцией, которой является оплата имущества, т.е. финансирование сделки;

- специализированная лизинговая компания, которая в дополнение к финансовому обеспечению сделки берет на себя комплекс услуг нефинансового характера: содержание и ремонт имущества, замену изношенных частей, консультации по его использованию и т.д.;

- любая фирма или предприятие, для которых лизинг непрофилирующая, но и не запрещенная уставом сфера предпринимательства и, которые имеют финансовые источники для проведения лизинговый операций.

Лизингополучателем может быть любое юридическое лицо независимо от формы собственности: государственные и муниципальные унитарные предприятия (организации), кооперативы, хозяйственные товарищества или общества.

Поставщиком имущества может быть также любое юридическое лицо: производитель имущества, снабженческо-сбытовая, торговая организация и т.д.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛИЗИНГА

2.1 Рынок лизинга на всей территории РФ

Российский рынок лизинга с 2000 года демонстрировал уверенный рост, увеличивая темпы развития, вплоть до четвертого квартала 2008 года, когда произошло значительное сокращение объемов и количества сделок в результате глобального экономического кризиса. Указанный период стал наиболее сложным и охарактеризовался падением рублевой ликвидности и ростом просроченной задолженности по лизинговым платежам. В результате объем рынка лизинга в 2008 году сократился на 27,8% и составил 720 млрд. руб.

В первом полугодии 2009 года падение рынка продолжилось: наблюдалось повсеместное закрытие программ, сокращение объема заключаемых сделок. В течение года было опубликовано около 40 заявлений о банкротствах лизинговых компаний. Лишь в середине 2009 года рынок начал постепенно восстанавливаться, благодаря стабилизации на финансовых рынках, наращиванию ликвидности, росту рубля по отношению к другим валютам.

В 2009 году объем нового бизнеса составил 315 млрд. руб., что на 56,3% ниже аналогичного показателя 2008 года. При этом 41% всех сделок 2009 года было заключено в 4 квартале, традиционно характеризующимся повышением активности на рынке лизинга.

Сумма вновь заключенных сделок по итогам 9 м. 2010 г. составила 420 млрд руб. (за 9 м. 2009г. – 185 млрд руб.). Факторами восстановления рынка, как в 1 полугодии 2010г., стали стабилизация в экономике, рост доступности финансирования и эффект "низкой базы" после сокращения рынка в 2009 г. Совокупный лизинговый портфель увеличился на 7% и составил 1040 млрд. руб.

Федеральной службой государственной статистики проведено обследование деловой активности организаций, осуществлявших в 2010 году деятельность в сфере финансового лизинга. В обследовании приняли участие 490 организаций, расположенных в 66 субъектах Российской Федерации, его результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Общая стоимость договоров финансового лизинга, заключенных организациями, осуществляющими деятельность в сфере финансового лизинга в РФ (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.   2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010  Общая стоимость договоров финансового лизинга 30,1 69,8 129,7 156,2 385,9 372,1 264,2 447,0  в том числе лизинга:          зданий (кроме жилых) и сооружений 0,6 1,5 2,9 7,4 10,3 13,7 13,9 10,5  машин и оборудования 20,0 33,5 43,6 76,2 164,5 153,0 92,5 186,2  из них компьютеров и компьютерных сетей 0,8 0,9 1,7 1,9 2,7 1,7 1,5 5,4  транспортных средств 9,5 34,7 82,8 68,0 207,4 204,7 156,6 250,2  из них:          автомобилей(включая автобусы и троллейбусы)   20,6 47,2 115,1 103,6 36,8 96,0  судов   0,7 0,6 0,8 0,9 0,1 0,5  железнодорожных транспортных средств   6,9 9,8 19,0 26,0 41,5 129,3  Окончание таблицы 1

воздушных летательных аппаратов   42,3 4,9 63,9 45,3 75,9 21,5  рабочего, продуктивного и племенного скота  0,1 0,4 4,6 3,6 0,7 1,2 0,1  

Наиболее активно финансовый лизинг развивается в Москве, Санкт-Петербурге, Воронежской, Московской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях и Хабаровском крае. На долю лизинговых компаний, расположенных в этих субъектах Российской Федерации, приходится около 90% от общей стоимости договоров, заключенных в 2010 году.

За этот период общая стоимость договоров финансового лизинга по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 68,1% и составила 447,0 млрд рублей, из них на лизинг машин, оборудования, транспортных средств — 436,4 млрд рублей. В лизинговых компаниях, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, 71,3% от стоимости заключенных договоров приходится на лизинг транспортных средств, в малых предприятиях среди договоров финансового лизинга преобладают договоры на лизинг машин и оборудования (69,1%).

Из общей стоимости договоров на лизинг машин и оборудования более 85% приходилось на организации, осуществляющие деятельность в обрабатывающих производствах, строительстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.

В 2011 году российский рынок лизинга вырос на 80%. Темпы прироста сделок на рынке лизинга в 2011 году снизились - 79,3% (против 130,2% в 2010 году). Объем нового бизнеса за год достиг 1,3 трлн рублей, говорится в отчете "Эксперт РА". Совокупный лизинговый портфель на начало 2012 года составил 1,86 трлн рублей. На рынке работает 100-150 компаний, говорят эксперты. Сегменты - лидеры по объему заключенных сделок: железнодорожная техника (48,6% рынка) и грузовой автотранспорт (9,54%).

Впервые рынок показал результаты, превышающие самый успешный докризисный 2007 год. "2011 год для российского рынка был самым удачным за всю современную историю. Объем нового бизнеса в Петербурге вырос примерно на 10% и составил 95-100 млрд рублей", - говорит гендиректор компании "ПН-Лизинг" Роман Маланин.

Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2011 году - госкомпании "ВТБ-Лизинг", "ВЭБ-Лизинг" и "Сбербанк Лизинг". На них пришлось 43% объема новых сделок. Сумма сделок госкомпаний, в том числе "дочек" госбанков, в 2011 году превысила 52%.

В 2012 году "Эксперт РА" прогнозирует замедление темпов роста из-за "эффекта высокой базы" и увеличения ставок по привлеченным ресурсам. Темп прироста новых сделок не превысит 20%, а их сумма - 1,5 трлн рублей. "Невысокие темпы прироста сделок могут пойти рынку во благо - у компаний будет время для улучшения процедур контроля над рисками. Но жесткая конкуренция со стороны госкомпаний на медленно растущем рынке может подтолкнуть лизингодателей к дальнейшему смягчению критериев риск-менеджмента для удержания доли рынка", - говорится в отчете рейтингового агентства. Это может привести к уходу с рынка более слабых участников.

Сергей Юдин, директор управления клиентских отношений "Альянс-Лизинга", считает, что рост в 2012 году составит 20-30%. В перспективе 2012 года - консолидация рынка, уход мелких игроков, резюмирует директор петербургского филиала ООО "РЕСО-Лизинг" Сергей Иванов.

Из общего количества лизинговых компаний 56,9% составляют организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, 38,2% - организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства (без микропредприятий), и 4,9% - средние организации.

На сегодняшний день лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в развитие материально-технической базы любого производства. Однако лизинговая деятельность в сфере строительства находится на начальном этапе, и дальнейшее развитие ее будет зависеть как от экономической и политической ситуации в стране, так и хорошего знания руководителями и специалистами строительных организаций, предприятий и других структур сущности и преимуществ финансового механизма.

2.2 Рынок лизинга на территории Красноярского края

Лизинговый рынок за последнее время демонстрирует более чем устойчивый рост, компании, работающие в сфере лизинга, предоставляют свои услуги во всех крупных российских центрах и Красноярск не является исключением из общего правила.

Предприниматели Красноярска оформляют в лизинг сельскохозяйственную и уборочную технику, швейное и текстильное оборудование и пр., то есть все то, недешевое имущество, купить которое за наличные денежные средства многие из них не смогли бы никак.

В большинстве случаев именно лизинг дает возможность бизнесменам в Красноярске наиболее безболезненно закупить новую технику и оборудование, не прибегая к поиску дополнительного финансирования.

Различные виды лизинга в Красноярске предоставляют значительное количество компаний, с течением времени их число наверняка будет только увеличиваться, так как конкуренция в сфере лизинга достаточно высока, плюс к этому на рынок лизинга пришло еще не так много зарубежных компаний, как это происходит в других сферах.

Есть определенная уверенность, что в ближайшей перспективе услуги лизинга в Красноярске станут более доступными, впрочем, многое будет определяться общей ситуацией в экономике России, в частности, уровнем инфляции.

Тенденцией последних лет стал рост в обороте лизинговых компаний сегмента строительной техники и оборудования. В Красноярске рост сегмента дорожно-строительной техники достиг 10%. Интерес именно к этому сегменту лизинга был связан с тем, что в крае начали реализовываться крупнейшие строительные объекты – Богучанская ГЭС и Ванкорское нефтегазовое месторождение. Там идет и строительство корпусов будущих заводов, и прокладка дорог. Для этого требуется новая техника. Учитывая интерес именно к этой технике, компании стали вводить специальные программы для лизинга транспорта и оборудования. Так, «ДельтаЛизинг» в прошлом году создала экспресс - продукты. По этим программам можно с небольшим перечнем документов буквально в течение нескольких часов получить решение по заявке. В результате внедрения экспресс-продуктов количество заявок по данным видам оборудования выросло вдвое.

По прогнозам аналитиков, красноярский рынок лизинга будет расти еще минимум три-четыре года. Емкость рынка увеличится втрое. Скорее всего, рост пойдет за счет работы с малым и средним бизнесом, так как крупный бизнес в основном предпочитает работать с московскими лизинговыми или вообще с западными компаниями. Эксперты также считают, что в ближайшей перспективе не стоит ждать роста лизинга недвижимости. Этот сегмент пока не будет расти большими темпами. В среднем для небольшой компании нормой будет три - пять сделок в год. Основной рост даст рынок строительного оборудования. Глобальные строительные проекты рассчитаны на несколько лет, поэтому, пока они не закончены, лизингодатели могут надеяться на стабильный спрос со стороны строительной отрасли края.

По данным «Рослизинга», по итогам 2010 года лидерами по объему нового бизнеса в Сибирском федеральном округе, собравшими более 1 млрд руб., были ООО «ТрансКредитЛизинг», ООО «ТрансФин-М», ЗАО «ДельтаЛизинг», ЗАО «Сбербанк Лизинг», ЗАО «Газтехлизинг», ООО «ГК «Балтийский лизинг» и ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). По количеству заключенных контрактов «Элемент Лизинг», ООО — 586, «ДельтаЛизинг», ЗАО — 520, «Каркаде», ООО — 498 и Europlan — 368. По оценкам экспертов УК «Финам Менеджмент», по итогам первого полугодия совокупный объем новых лизинговых сделок в Сибири составил порядка 40 млрд руб.

Среди компаний, предоставивших информацию о результатах своей деятельности на территории округа, по итогам первого полугодия 2011 года по объему нового бизнеса лидирует ГТЛК. Причем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года портфель компании вырос более чем в шесть раз. По данному показателю она уже перекрыла собственные результаты, сформированные в округе по итогам всего 2010 года (2,2 млрд). Как поясняют в ГТЛК, в первую очередь это обусловлено увеличением на территории округа количества сделок с крупными клиентами и активным развитием лизинга подвижного состава.

На втором месте — ЗАО «Сбербанк Лизинг» , у которого новый портфель вырос еще значительнее — почти в 20 раз. При этом стоит учесть, что данные о своей деятельности предоставили только два структурных подразделения компании: Восточно-Сибирский региональный филиал ЗАО «Сбербанк Лизинг», г. Красноярск, курирующий Красноярский край, республики Тыва и Хакасию, а также Сибирский региональный филиал ЗАО «Сбербанк Лизинг», курирующий Новосибирскую, Кемеровскую и Томскую области. Поэтому совокупный объем бизнеса компании в Сибири значительнее, и не исключено, что именно этот игрок является лидером окружного рынка по итогам первого полугодия 2011 года. На третьем месте — ЗАО «ДельтаЛизинг» с новым портфелем в 1,5 млрд руб. Компания уже несколько лет лидирует в округе по объему нового бизнеса среди рыночных лизингодателей.

У прочих участников рынка тоже впечатляющая динамика. В три раза вырос портфель у красноярской Лизинговой компании «Дельта» (по итогам 2011 года — 881 млн) и ООО «ТрансКредитЛизинг», которое было лидером рынка округа по новому бизнесу по итогам 2010 года (4,26 млрд руб. по семи контрактам).

ЛИЗИНГ НЕДВИЖИМОСТИ

У многих компаний возникает необходимость приобрести недвижимость в собственность. Но далеко не все компании могут отвлечь значительные средства на такую покупку. К тому же отвлечение средств - не самое эффективное решение. К его минусам можно отнести возникновение у компании определенных налоговых обязательств, что значительно снижает привлекательность приобретения недвижимости.

Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи может стать лизинг недвижимости. С ним связаны налоговые льготы, например право ускоренной амортизации объекта и переход права собственности лизингополучателю после выполнения им всех обязательств по договору. Важно также то, что сумма всех лизинговых платежей относится лизингополучателем на затраты.

Учет приобретаемых основных средств возможен в одной из двух форм. Они могут стоять на балансе либо у лизингодателя, либо у лизингополучателя. Соответственно, тот из них, у кого оборудование на балансе, уплачивает налог на имущество.

Но многие лизинговые компании не спешат заняться новым для себя бизнесом в этой области.

Известно, что договоры финансовой аренды (лизинга) зданий, помещений и сооружений являются самыми проблемными и сложными в лизинговой деятельности. Требования, предъявляемые к сделкам с недвижимостью, всегда значительно шире и жестче, чем к сделкам с другими видами имущества. Некоторые лизинговые компании данное обстоятельство отпугивает, и они отказываются от заключения подобных договоров.

В качестве объектов лизинга классической недвижимости на российском рынке выступали здания и сооружения предприятий, организаций, рынки, магазины, палатки, банки, нефтескважины, газоскважины, электростанции и др. Очень многое здесь зависит от сроков договоров.

Действительно, этот вопрос крайне важен при проектировании лизинговых сделок с недвижимостью. Как правило, недвижимость относится к восьмой - десятой группам амортизации, на которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" установлены соответственно сроки от 20 до 25 лет; от 25 до 30 лет; свыше 30 лет. Причем для расчетов по имуществу, принадлежащему к этим амортизационным группам, может использоваться только линейный метод начисления амортизации.

Как показали результаты исследования деятельности 113 российских лизинговых компаний, рынок лизинга недвижимости (зданий и сооружений) вырос в 2004 г. до 44 млн долл. Однако ему предстоит еще расти и расти - объемы лидеров в данной области приближаются к 500 млн долл. Сейчас лизинг недвижимости занимает менее 1% всего рынка лизинга, являясь одним из наименее распространенных видов лизинга в России, в то время как в Европе он по популярности находится на том же уровне, что и лизинг оборудования (примерно 18%).

Лизинг недвижимости регулируется нормами Гражданского кодекса РФ. Определяющей является ст. 665 ГК РФ, согласно которой арендодатель (лизингодатель) должен приобрести по договору финансовой аренды (лизинга) в собственность указанное арендатором недвижимое имущество у определенного им продавца и предоставить аренду имущества за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей с правом последующего выкупа этого имущества. Причем лизинговая компания обязана приобрести здание или сооружение по договору купли-продажи. Это означает, что полностью исключается возможность использования договора мены, дарения и прочих способов приобретения недвижимости. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" договор купли-продажи относится к обязательным договорам. Гражданский кодекс РФ (ст. 666) и профильный лизинговый Закон (п. 1 ст. 3) определяют предметы лизинга как любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

При заключении договоров купли-продажи и финансового лизинга объекта недвижимости следует особо уточнить, что здание, которое является предметом лизинга, принадлежит передающей его стороне по праву собственности. Оно не должно быть предметом залога, на него не наложен арест, оно не является предметом иска третьих лиц.

Договоры финансового лизинга строений подлежат государственной регистрации. Вместе с тем регистрация этих прав не имеет каких-либо ограничений по времени. Порядок регистрации определяется Законом РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также ст. 131 ГК РФ и ст. 20 Закона "О финансовой аренде (лизинге)". Если в документах нет нарушений действующего законодательства, то регистрируется право финансовой аренды (лизинга), как правило, в срок менее двух месяцев, и вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.

Основное затруднение заключается в том, что зарегистрировать договор аренды до перехода на арендодателя прав собственности на имущество невозможно. Так как все договоры подлежат государственной регистрации и считаются заключенными только с этого момента, это означает, что договор лизинга зданий и сооружений может быть заключен только после регистрации перехода права собственности на предмет лизинга на лизингодателя.

Лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование в соответствии со ст. 2 Закона "О финансовой аренде (лизинге)". Таким образом, в первую очередь заключается договор лизинга, а договор купли-продажи заключается только во вторую очередь.

Основные причины запрета операций лизинга с землей в Российской Федерации заключаются в следующем. Во-первых, законодатель пока недоброжелательно относится к вовлечению в гражданский оборот природных ресурсов. Во-вторых, природные ресурсы не подвержены амортизации, а значит, расчет лизинговых платежей в отношении их лишен объективной основы. Однако тот факт, что земля в соответствии с действующим законодательством не может выступать в качестве предмета договора лизинга, не освобождает стороны от необходимости оформления прав на нее. Между тем право на землю неразрывно связано с определенными обязанностями, и в первую очередь, с обязанностью вносить плату за землю.

Поскольку лизинговое правоотношение предусматривает как приобретение имущества в собственность лизингодателя, так и передачу его во владение и пользование лизингополучателю, то, соответственно, необходимо выделять право лизингодателя на земельный участок и право лизингополучателя на земельный участок.

Покупатель недвижимости (лизингодатель) в силу закона приобретает право на земельный участок, на котором расположена эта недвижимость и который необходим для ее использования, и обязан вносить плату за пользование землей.

Согласно ст. 652 ГК РФ арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования недвижимостью передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Считается, что главной причиной, сдерживающей развитие лизинга в России до настоящего времени, была существовавшая прежде норма в ст. 7 Закона "О лизинге", согласно которой срок договора лизинга должен был совпадать или превышать срок амортизации имущества. Это означало, что даже при использовании коэффициента ускоренной амортизации, равного 3, срок договора лизинга должен был составлять, например, 10 лет. Для сторон договора лизинга такие сроки сопряжены с существенным увеличением рисков, причем как для лизингодателей, так и для лизингополучателей.

Принятие Федерального закона РФ от 29.01.2002 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге" позволяет теперь при желании сторон заключать договоры лизинга недвижимости сроком, например, на 2, 3, 4, а иногда и более лет. Как только прекращается срок договора, прекращается возможность начислять ускоренную амортизацию. То есть если срок полезного использования имущества составляет 30 лет, а договор лизинга четырехлетний, что вполне характерно для сегодняшней ситуации на рынке, то за этот период начисляется только 40% амортизации. Оставшиеся 60% амортизации бывший лизингополучатель будет начислять после выкупа имущества в конце срока договора лизинга, став его собственником.

Процессы, происходящие на рынке недвижимости, являются одними из ключевых во всей экономике, причем это характерно не только для России. Поэтому необходимо оказывать дальнейшую поддержку на всех уровнях, и конечно же, на государственном, такому важному финансовому инструменту, как лизинг. Многие шаги в нужном направлении уже сделаны - приняты федеральные законы о лизинге.

Большая свобода, предоставленная участникам лизинговых правоотношений законодательством, дает возможность при заключении сделки, основываясь на знании своего финансового положения, перспективах развития бизнеса, точном и четком распределении финансовых потоков, выбрать наиболее оптимальный режим передачи недвижимого имущества в лизинг.

ОЦЕНКАЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Одна из задач в процессе вывода страны из экономического кризиса – развитие реального сектора экономики. Первоочередной мерой по развитию реального производства (главным образом – стимулированию инвестиционной деятельности в этой сфере) является создание необходимых экономико-правовых условий. Приоритетным направлением становления инвестиционной деятельности в строительной отрасли можно признать лизинг.

Под экономической эффективностью лизинга можно понимать получение определенной выгоды (экономии, прибыли) субъектом лизинговой сделки по сравнению с другими способами приобретения оборудования (банковским кредитом).

Стоимость лизинга может быть ниже или равной стоимости ссуды только при наличии определенных налоговых льгот. Нам необходимо сравнить затраты по каждому способу кредитования. Принципом, исходя из которого производится сравнение, становится финансовая эквивалентность платежей, приведенных к одному и тому же моменту времени путем дисконтирования.

В мировой практике при определении чистой текущей стоимости платежей используется следующая формула дисконтирования:

где: NPV – чистая текущая стоимость; FV – будущая стоимость; Е – норматив приведения во времени (норма дисконтирования); T – число лет расчетного периода; t – номер года расчетного периода; k – коэффициент дисконтирования:

Делая экономическую оценку лизинга, следует учитывать, что лизингодатель имеет альтернативу продажи данного оборудования. Чтобы сравнить два варианта финансирования, нужно в каждом случае подсчитать чистую текущую стоимость. Необходимо учесть:

- налоговые льготы в каждом случае;

- для объекта, не являющегося собственностью, нельзя использовать амортизационные льготы;

- если объект покупается, то фирма должна оплатить расходы по техобслуживанию (во многих странах эти расходы вычитаются из налогооблагаемой прибыли), а если объект лизингуется, то это зависит от конкретного соглашения;

- так как объект не принадлежит арендатору, то он теряет право на остаточную стоимость.

Для проведения практического сравнения выберем схему организации лизингового процесса в случае прямого лизинга, так как именно последняя из предлагаемых схем взаимодействия сторон лизинговой сделки является наиболее простой и эффективной с точки зрения применения в отечественных условиях, поскольку она в наибольшей мере способствует удешевлению лизинга.

1 2