">
Прикладные науки ![]() | |||||||||
Похожие работы:
| |||||||||
Министерство культуры Российской Федерации ФГОУ ВПО «Ярославский государственный театральный институт»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и организационной работе проф. И.А. Бродова «___» ___________ 2011 г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Наименование дисциплины «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕАТРА» (от истоков до Н.В. Гоголя) (для заочного отделения) Рекомендуется для направления подготовки Специальность 070301 «АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО» Квалификация: специалист Специализация №1 «Артист драматического театра и кино» Специализация №3 «Артист театра кукол» Квалификация (степень) выпускника — специалист Разработчик _________________________________________________________________Т.Н. Карпова Утверждено на заседании кафедры общегуманитарных наук и театроведения Протокол №_____ от 2011 г. Зав. кафедрой общегуманитарных наук и театроведения _______________доцент Родин В.О. Ярославль ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ: Настоящий курс является значимой компонентой профессиональной подготовки студентов-актеров. Курс ориентирован на будущих актеров, обязанных ориентироваться в специфике историко-театрального процесса в контексте общекультурных и социопсихологических особенностей жизни России от эпохи древней Руси до первой трети XIX века. Особое значение курс имеет для формирования профессиональной культуры актера как интеллектуально оснащенного профессионала, способного к самостоятельной аналитической деятельности в ходе работы над спектаклем и ролью, обладающего готовностью к осознанию специфики своей активной творческой деятельности. Цель дисциплины: формирование общепрофессиональных и специфических умений и навыков в сфере профессиональной деятельности актера. Задачи освоения дисциплины: развитие культуры мышления, способности к обобщению и сопоставлению полученных знаний; укрепление навыков восприятия информации о процессе театрального творчества в аспектах драматургической и актерской работы, использования систематизированных знаний в области историко-театральной науки при решении профессиональных задач; выработка умений и готовности к осуществлению профессионально-ориентированных действий по анализу и синтезу усвоенных историко-театральных знаний, необходимых для творчески ориентированной и активной личности современного актера. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ОПП): Данная дисциплина является дисциплиной (место в учебном плане???) Для изучения данной дисциплины студент должен обладать знаниями, умениями и компетенциями в объеме курсов «История отечественной литературы», «Отечественная история», «Философия». Данная дисциплина сопутствует обучению студентов по курсу «Актерское мастерство». 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (указываются в соответствии с ФГОС ВПО): Код, компетенция Проявления компетенции Формы проверки компетенции Виды заданий для самостоятельной работы ПК-9 Готовность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Знать: основные закономерности и противоречия развития отечественного театра изучаемого периода; Уметь: характеризовать место театра в культурной жизни России изучаемого периода; Владеть: навыками получения необходимой информации из традиционных и инновационных источников Практическое занятие Работа с научной и научно-публицистической литературой историко-театрального характера (ПК-15) способность к овладению авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, действенной, стилевой природой Знать: основные понятия теории драмы и конкретные драматические тексты Уметь: анализировать драматургические произведения как объект будущей творческой деятельности; Владеть: элементами действенного анализа роли Коллоквиум по материалам изученных пьес Работа с репрезентативными драматургическими текстами (ПК-25) умение работать с искусствоведческой литературой, анализировать произведения литературы и искусства, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией Знать: особенности творческого процесса актера как участника создания спектакля; Уметь: характеризовать биографические аспекты деятельности выдающихся представителей отечественного театра; Владеть: приемами ведения творческой дискуссии по историко-театральной проблематике Творческая дискуссия Работа с мемуарной и биографической литературой историко-театрального содержания (ПСК-1.3) владение теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы- драматургии, прозы, поэзии Знать: основные эстетические характеристики театра как вида искусства Уметь: дифференцировать вклад отдельных участников творческого процесса в создание театрального произведения Владеть: навыками анализа материалов конкретных спектаклей Блиц-опрос Просмотр и краткий анализ репрезентативных спектаклей (ПСК-1.4) умение свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра Знать: основные этапы и социокультурные особенности истории отечественного театра изучаемого периода; Уметь: характеризовать историко-театральный процесс в аспекте творческой деятельности отдельных его участников; Владеть: навыками идентификации ведущих представителей отечественного театра по визуальным и вербальным описаниям Практическое занятие Подбор историко-театральных материалов для монографической характеристики ведущих драматургов и актеров отечественного театра Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет ? зачетных единиц. Вид учебной работы Всего часов Семестры 2 3 Аудиторные занятия (всего) В том числе: Лекции Практические занятия (ПЗ) Семинары (С) Лабораторные работы (ЛР) Самостоятельная работа (всего) В том числе: Курсовая работа Реферат Другие виды самостоятельной работы: изучение научной и научно-публицистической литературы, работа с репрезентативными драматургическими текстами, работа с мемуарной и биографической литературой историко-театрального содержания, просмотр и краткий анализ репрезентативных спектаклей, подбор историко-театральных материалов для монографической характеристики ведущих драматургов и актеров отечественного театра Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Общая трудоемкость часов зачетных единиц 5. Содержание дисциплины 5.1 Содержание разделов дисциплины № п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (в дидактических единицах) 1 Русский театр от истоков до XVI века Культовая обрядность древнеславянского язычества. Русские скоморохи и народная смеховая культура. Процесс христианизации русской культуры и народные обычаи религиозных празднований. Театрализованные литургические действа. 2 Русский театр XVII века. Народный театр: позднейшие игровые представления («Лодка», «Комедия о Петрушке», «Царь Максимилиан») Вертеп (вертепная драма «Царь Ирод»). Школьная драма и школьный театр. Первый придворный театр. Устроители театра: глава Посольского приказа А. Матвеев и лютеранский пастор Немецкой слободы И.-Г. Грегори. Первое представление: «Артаксерксово действо» (1673). 3 Русский театр XVIII века. Опыт создания общедоступного театра. Московский театр И. Кунста-О. Фюрста (1702-1706). Неуспех спектаклей в силу их неукорененности в русской культуре. Городская театрально-зрелищная культура: формирование стабильной зрительской аудитории и новых зрительских потребностей; черты исполнительской манеры. Доктрина русского театрального классицизма. А.П. Сумароков — теоретик и практик русского классицизма; создатель репертуара для русской сцены; первый директор Российского театра; учитель первых русских актеров. Ф.Г. Волков. Создание в Ярославле городского публичного театра (ок. 1750). Волков — театральный архитектор, живописец, машинист, директор и первый актер Ярославского театра. Указ императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Русского для представления трагедий и комедий театра (30 августа 1756 года). Актерская служба Волкова в государственном театре. Актерское искусство Я.Д. Шумского. Актерское искусство И.А. Дмитревского. Историческое значение объединения организаторских усилий Сумарокова и Волкова. 4 А.А. Пушкин и русский театр его времени. Полемика о путях развития русского искусства между наследниками классицизма, сторонниками сентиментализма и поклонниками романтизма. Сосуществование на сцене разноплановых и разнохарактерных жанров: классицистская трагедия и высокая комедия, комическая опера, феерия, мещанская драма. Поздний классицизм трагедий В.А. Озерова. Актерское искусство А.С. Яковлева. Актерское искусство Е.С. Семеновой. Театральная эстетика А.С. Пушкина. «Борис Годунов» (1825) — опыт шекспиризации русской драмы. «Маленькие трагедии» — опыты драматических изучений. 5 Н.В. Гоголь и русский театр его времени. Монополия императорских театров и роль драматической цензуры в театральном процессе. Мещанская драма, трагедия, мелодрама, романтическая драма, благородная (или светская) комедия, водевиль на русской сцене. Исторические драмы Н.В. Кукольника («Рука всевышнего отечество спасла») и Н.А. Полевого («Параша-сибирячка»). Водевиль в репертуаре русского театра: Д.Т. Ленский, П.А. Каратыгин, Ф.А. Кони, Н.А. Некрасов. Влияние водевиля (а также просветительской и «благородной» комедии) на высокую комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Мелодрама в репертуаре русского театра: А. Коцебу, В. Дюканжа и М. Дино, Т.-М.-Ф. Соважа и Ж.-Ж.-Г. Делюрье. Влияние мелодрамы на романтическую драму М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Водевиль и мелодрама как сценические жанры, дающие «выход и свободу актерской личности» (П.А. Марков). Освобождение актера от стесняющих оков классицистской и сентменталистской нормативности. Формирование нового стиля и языка актерского искусства. П.С. Мочалов — трагик Малого театра. В.А. Каратыгин — трагик Александринского театра. М.С. Щепкин — характерный артист Малого театра. Значение реформы Щепкина для формирования реалистической актерской школы Малого театра. Театральные воззрения Н.В. Гоголя. «Ревизор». «Женитьба». «Игроки». 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами № п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Номера разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин 1 История отечественного театра 2 История отечественной литературы 5.3 Разделы дисциплин и виды занятий № п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практ. занятия Лабор. занятия Семинар. занятия Самост. работа студ. Всего часов 1 Русский театр от истоков до XVI века. 2 Русский театр XVII века. 3 Русский театр XVIII века. 4 А.А. Пушкин и русский театр его времени. 5 Н.В. Гоголь и русский театр его времени. 6 Всего Лекции № п/п № раздела дисцип-лины Тематика лекций Трудо-емкость (час.) 1 1 Русский театр от истоков до XVI века. 2 2 Русский театр XVII века. 3 3 Русский театр первой половины XVIII века. 4 3 Русская драматургия и театр второй половины XVIII века. 5 4 Русская драматургия пушкинской эпохи. 6 4 Актерское искусство пушкинской эпохи (А. Яковлев, Е. Семенова). 7 4 Театральная эстетика А.С. Пушкина. Драматургия А.С. Пушкина. 8 5 Русская драматургия гоголевской эпохи. 9 10 5 5 Актерское искусство гоголевской эпохи (П. Мочалов, В. Каратыгин, М. Щепкин). ________________________________________________________ Театральные воззрения Н.В. Гоголя. Драматургия Н.В. Гоголя.
______ Всего: 7. Лабораторный практикум не предусмотрен № п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость (час.) 1 2 8. Практические занятия (семинары)№ п/п № раздела дисцип-лины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.) 1 1 Русский театр от истоков до XVI века. 2 2 Русский театр XVII века. 3 3 Русский театр первой половины XVIII века. 4 3 Русская драматургия и театр второй половины XVIII века. 5 4 Русская драматургия пушкинской эпохи. 6 4 Актерское искусство пушкинской эпохи (А. Яковлев, Е. Семенова). 7 4 Театральная эстетика А.С. Пушкина. Драматургия А.С. Пушкина. 8 5 Русская драматургия гоголевской эпохи. 9 10 5 5 Актерское искусство гоголевской эпохи (П. Мочалов, В. Каратыгин, М. Щепкин). ________________________________________________________ Театральные воззрения Н.В. Гоголя. Драматургия Н.В. Гоголя.
______ Всего: 9. Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины 9.1 Содержание самостоятельной работы студентов по темам № п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Трудоемкость (час.) 1 Русская драматургия и театр второй половины XVIII века. Работа с научной и научно-публицистической литературой историко-театрального характера 2 Актерское искусство гоголевской эпохи (П. Мочалов, В. Каратыгин, М. Щепкин). Работа с научной и научно-публицистической литературой историко-театрального характера 3 Театральная эстетика А.С. Пушкина. Драматургия А.С. Пушкина. Просмотр и краткий анализ репрезентативных спектаклей 4 Театральные воззрения Н.В. Гоголя. Драматургия Н.В. Гоголя. Просмотр и краткий анализ репрезентативных спектаклей 5 9.2 Содержание вариативной (необязательной) составляющей самостоятельной работы № п/п Содержание самостоятельной работы студентов Трудоемкость (час.) 1 Подбор историко-театральных материалов для монографической характеристики ведущих драматургов и актеров отечественного театра. 2 10. Примерная тематика курсовых работ (проектов) не предусмотрена 1. ________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века. В 2-х тт. Т. 1. — Л.-М., 1957. История русского драматического театра. В. 7-ми тт. Тт. 1-2. — М., 1977. История русского драматического театра от его истоков до конца XX века. М.: ГИТИС, 2005. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. — М.: Просвещение, 1990. б) дополнительная литература Русский театр эпохи Древней Руси (X-XVII вв.) Аверинцев С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. Сб. ст. — М., 1991. Всеволодский-Гернгросс В. Театр как действование // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. — М., 1988. Ивлева Л. Обряд. Игра. Театр. (К проблеме типологии игровых явлений) // Народный театр. Сб. Ст. — Л., 1974. Любимов Б. Священнодействие и действо. Церковь и театр // Любимов Б. Действо и действие. — М., 1997. Мордисон Г. История театрального дела в России. Основание и развитие государственного театра в России XVI-XVIII века. Часть 1. Глава первая. — СПб., 1994. Понырко Н. Святочный и масленичный смех // Лихачев Д., Панченко А., Понырко Н. Смех в древней Руси. — Л., 1984. Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П. Избранные труды по искусству. — М., 1996. Фольклорный театр. Сб. — М., 1988. Хейзинга Й. Природа и значение игры как явления культуры // Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992. Русский театр XVIII века Ваняшова М.Г. Мельпомены ярославские сыны. — Ярославль, 2000. Ф.Г. Волков и русский театр его времени. Сб. ст. — М., 1953. Гуковский Г. Русская литература XVIII века. — М., 1953. Москвичева Г. Русский классицизм. — М., 1986. Орлов П. Русский сентиментализм. — М., 1977. Панченко А. Скоморохи и «реформа веселья» Петра I // Панченко А. Русская история и культура. — СПб., 1999. Старикова Л. Театр в России XVIII века. Опыт документального исследования. — М., 1997. А.С. Пушкин и русский театр его времени Алперс Б. Просвещенные театралы // Алперс Б. Театр Мочалова и Щепкина. — М., 1979. Лотман Ю. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб., 1998. Марков П. Эпоха накануне Малого театра // Марков П. О театре. В 4-х тт. Т.1: Из истории русского и советского театра — М., 1974 Непомнящий В. «Наименее понятный жанр» // Непомнящий В. Поэзия и судьба. — М., 1987. Пушкин и театр. Сб. — М., 1953. Старикова Л. Москва стародавняя. Герои жизни и сцены. — М., 2000. Успенский В. Русский водевиль. — Л.-М., 1959. Фельдман О. Судьба драматургии А.С. Пушкина. — М., 1975. Н.В. Гоголь и русский театр его времени Алперс Б. Театр Мочалова и Щепкина. — М., 1979. Гоголь и театр. Сб. — М., 1952. Державин К. Эпохи Александринской сцены. Л., 1932. Марков П. Малый театр и его актер. Малый театр 30-40 гг.XIX века Об Александринском театре. // Марков П. О театре. В 4-х тт. М., 1974. Т. 1: Марков П. О театре. В 4-х тт. М., 1974. Т.1 Соловьева И. «Горе от ума» и «Маскарад» // Театр. 2000 №2. М.С. Щепкин Жизнь и таорчество. Сб. — М, 1984. Павел Степанович Мочалов. Заметки о театре, письма, стихи, пьесы. Современники о П.С. Мочалове. в) программное обеспечение - г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 12. Материально-техническое обеспечение дисциплины 13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Вопросы к зачету. Русский театр от истоков до XVI века. Русский театр XVII века. Личность и творчество А.П. Сумарокова. Личность и творческая деятельность Ф.Г. Волкова. Личность и творческая деятельность И.А. Дмитревского. Русская драматургия первой четверти XIX века. .Актерское искусство первой четверти XIX века. Драматургия А.С. Пушкина. Жанры мелодрамы и водевиля на русской сцене второй четверти XIX века. Драматургия М.Ю. Лермонтова. Драматургия Н.В. Гоголя. Личность и актерское искусство П.С. Мочалова. Личность и актерское искусство В.А. Каратыгина. Личность и актерское искусство М.С. Щепкина. Критерии оценки («зачтено»). Умение идентифицировать научные методы, значимые для решения конкретных исследовательских задач; готовность к самостоятельному отбору артефактов в соответствии с поставленной исследовательской задачей; приобретение навыков формулирования достигнутых результатов с использованием соответствующего научного тезауруса. Интерактивные формы занятий № п/п Темы дисциплины Форма проведения занятия Трудоемкость (час.) 1 Театральная эстетика А.С. Пушкина. Драматургия А.С. Пушкина. Ролевая игра — (виртуальная пресс-конференция) по итогам просмотра спектакля 2 Театральные воззрения Н.В. Гоголя. Драматургия Н.В. Гоголя. «Круглый стол» с участием ведущего представителя современного театрального искусства (актера, режиссера, сценографа, критика) 3 4 |
© 2010–2021 Эссе.рф: Библиотека учебных материалов |