">
Прикладные науки Театр и кино
Информация о работе

Тема: Программа учебной дисциплины

Описание: Требования к результатам освоения дисциплины. Формы проверки компетенции Виды заданий для самостоятельной работы. Тематика курсовых работ. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Информационно-справочные и поисковые системы.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Театр и кино.
Тип: Курсовая работа
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 8
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство культуры Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Ярославский государственный театральный институт»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и

организационной работе

проф. И.А. Бродова

«___» ___________ 2011 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕАТРА»

(от истоков до Н.В. Гоголя)

(для заочного отделения)

Рекомендуется для направления подготовки

Специальность 070301 «АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО»

Квалификация: специалист

Специализация №1 «Артист драматического театра и кино»

Специализация №3 «Артист театра кукол»

Квалификация (степень) выпускника — специалист

Разработчик

_________________________________________________________________Т.Н. Карпова

Утверждено на заседании кафедры

общегуманитарных наук и театроведения

Протокол №_____ от 2011 г.

Зав. кафедрой

общегуманитарных наук и театроведения

_______________доцент Родин В.О.

Ярославль

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

Настоящий курс является значимой компонентой профессиональной подготовки студентов-актеров. Курс ориентирован на будущих актеров, обязанных ориентироваться в специфике историко-театрального процесса в контексте общекультурных и социопсихологических особенностей жизни России от эпохи древней Руси до первой трети XIX века. Особое значение курс имеет для формирования профессиональной культуры актера как интеллектуально оснащенного профессионала, способного к самостоятельной аналитической деятельности в ходе работы над спектаклем и ролью, обладающего готовностью к осознанию специфики своей активной творческой деятельности.

Цель дисциплины: формирование общепрофессиональных и специфических умений и навыков в сфере профессиональной деятельности актера.

Задачи освоения дисциплины:

развитие культуры мышления, способности к обобщению и сопоставлению полученных знаний;

укрепление навыков восприятия информации о процессе театрального творчества в аспектах драматургической и актерской работы, использования систематизированных знаний в области историко-театральной науки при решении профессиональных задач;

выработка умений и готовности к осуществлению профессионально-ориентированных действий по анализу и синтезу усвоенных историко-театральных знаний, необходимых для творчески ориентированной и активной личности современного актера.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ОПП):

Данная дисциплина является дисциплиной (место в учебном плане???)

Для изучения данной дисциплины студент должен обладать знаниями, умениями и компетенциями в объеме курсов «История отечественной литературы», «Отечественная история», «Философия».

Данная дисциплина сопутствует обучению студентов по курсу «Актерское мастерство».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (указываются в соответствии с ФГОС ВПО):

Код, компетенция Проявления компетенции Формы проверки компетенции Виды заданий для самостоятельной работы  ПК-9

Готовность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Знать: основные закономерности и противоречия развития отечественного театра изучаемого периода;

Уметь: характеризовать место театра в культурной жизни России изучаемого периода;

Владеть: навыками получения необходимой информации из традиционных и инновационных источников Практическое занятие Работа с научной и научно-публицистической литературой историко-театрального характера  (ПК-15)

способность к овладению авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, действенной, стилевой природой Знать: основные понятия теории драмы и конкретные драматические тексты

Уметь: анализировать драматургические произведения как объект будущей творческой деятельности;

Владеть: элементами действенного анализа роли Коллоквиум по материалам изученных пьес Работа с репрезентативными драматургическими текстами  (ПК-25)

умение работать с искусствоведческой литературой, анализировать произведения литературы и искусства, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией Знать: особенности творческого процесса актера как участника создания спектакля;

Уметь: характеризовать биографические аспекты деятельности выдающихся представителей отечественного театра;

Владеть: приемами ведения творческой дискуссии по историко-театральной проблематике Творческая дискуссия Работа с мемуарной и биографической литературой историко-театрального содержания  (ПСК-1.3)

владение теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы- драматургии, прозы, поэзии Знать: основные эстетические характеристики театра как вида искусства

Уметь: дифференцировать вклад отдельных участников творческого процесса в создание театрального произведения

Владеть: навыками анализа материалов конкретных спектаклей Блиц-опрос Просмотр и краткий анализ репрезентативных спектаклей  (ПСК-1.4)

умение свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра Знать: основные этапы и социокультурные особенности истории отечественного театра изучаемого периода;

Уметь: характеризовать историко-театральный процесс в аспекте творческой деятельности отдельных его участников;

Владеть: навыками идентификации ведущих представителей отечественного театра по визуальным и вербальным описаниям Практическое занятие Подбор историко-театральных материалов для монографической характеристики ведущих драматургов и актеров отечественного театра  Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ? зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестры    2 3    Аудиторные занятия (всего)       В том числе:       Лекции       Практические занятия (ПЗ)       Семинары (С)       Лабораторные работы (ЛР)       Самостоятельная работа (всего)       В том числе:       Курсовая работа       Реферат       Другие виды самостоятельной работы: изучение научной и научно-публицистической литературы, работа с репрезентативными драматургическими текстами, работа с мемуарной и биографической литературой историко-театрального содержания, просмотр и краткий анализ репрезентативных спектаклей, подбор историко-театральных материалов для монографической характеристики ведущих драматургов и актеров отечественного театра       Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)       Общая трудоемкость часов

зачетных единиц              

5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (в дидактических единицах)  1 Русский театр от истоков до XVI века  Культовая обрядность древнеславянского язычества.

Русские скоморохи и народная смеховая культура.

Процесс христианизации русской культуры и народные обычаи религиозных празднований.

Театрализованные литургические действа.  2 Русский театр XVII века. Народный театр: позднейшие игровые представления («Лодка», «Комедия о Петрушке», «Царь Максимилиан») Вертеп (вертепная драма «Царь Ирод»).

Школьная драма и школьный театр.

Первый придворный театр. Устроители театра: глава Посольского приказа А. Матвеев и лютеранский пастор Немецкой слободы И.-Г. Грегори. Первое представление: «Артаксерксово действо» (1673).

 3 Русский театр XVIII века. Опыт создания общедоступного театра. Московский театр И. Кунста-О. Фюрста (1702-1706). Неуспех спектаклей в силу их неукорененности в русской культуре.

Городская театрально-зрелищная культура: формирование стабильной зрительской аудитории и новых зрительских потребностей; черты исполнительской манеры.

Доктрина русского театрального классицизма.

А.П. Сумароков — теоретик и практик русского классицизма; создатель репертуара для русской сцены; первый директор Российского театра; учитель первых русских актеров.

Ф.Г. Волков. Создание в Ярославле городского публичного театра (ок. 1750). Волков — театральный архитектор, живописец, машинист, директор и первый актер Ярославского театра.

Указ императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Русского для представления трагедий и комедий театра (30 августа 1756 года).

Актерская служба Волкова в государственном театре.

Актерское искусство Я.Д. Шумского.

Актерское искусство И.А. Дмитревского.

Историческое значение объединения организаторских

усилий Сумарокова и Волкова.  4 А.А. Пушкин и русский театр его времени.  Полемика о путях развития русского искусства между наследниками классицизма, сторонниками сентиментализма и поклонниками романтизма.

Сосуществование на сцене разноплановых и разнохарактерных жанров: классицистская трагедия и высокая комедия, комическая опера, феерия, мещанская драма. Поздний классицизм трагедий В.А. Озерова.

Актерское искусство А.С. Яковлева. Актерское искусство Е.С. Семеновой.

Театральная эстетика А.С. Пушкина. «Борис Годунов» (1825) — опыт шекспиризации русской драмы.

«Маленькие трагедии» — опыты драматических изучений.  5 Н.В. Гоголь и русский театр его времени. Монополия императорских театров и роль драматической цензуры в театральном процессе. Мещанская драма, трагедия, мелодрама, романтическая драма, благородная (или светская) комедия, водевиль на русской сцене. Исторические драмы Н.В. Кукольника («Рука всевышнего отечество спасла») и Н.А. Полевого («Параша-сибирячка»).

Водевиль в репертуаре русского театра: Д.Т. Ленский, П.А. Каратыгин, Ф.А. Кони, Н.А. Некрасов.

Влияние водевиля (а также просветительской и «благородной» комедии) на высокую комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Мелодрама в репертуаре русского театра: А. Коцебу, В. Дюканжа и М. Дино, Т.-М.-Ф. Соважа и Ж.-Ж.-Г. Делюрье.

Влияние мелодрамы на романтическую драму М.Ю. Лермонтова «Маскарад».

Водевиль и мелодрама как сценические жанры, дающие «выход и свободу актерской личности» (П.А. Марков). Освобождение актера от стесняющих оков классицистской и сентменталистской нормативности. Формирование нового стиля и языка актерского искусства.

П.С. Мочалов — трагик Малого театра.

В.А. Каратыгин — трагик Александринского театра.

М.С. Щепкин — характерный артист Малого театра. Значение реформы Щепкина для формирования реалистической актерской школы Малого театра.

Театральные воззрения Н.В. Гоголя.

«Ревизор». «Женитьба». «Игроки».  

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Номера разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин  1 История отечественного театра        2 История отечественной литературы        

5.3 Разделы дисциплин и виды занятий

п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практ. занятия Лабор. занятия Семинар. занятия Самост. работа студ. Всего часов  1 Русский театр от истоков до XVI века.        2 Русский театр XVII века.        3 Русский театр XVIII века.        4 А.А. Пушкин и русский театр его времени.        5 Н.В. Гоголь и русский театр его времени.        6          Всего        Лекции

п/п № раздела дисцип-лины Тематика лекций Трудо-емкость (час.)  1 1 Русский театр от истоков до XVI века.   2 2 Русский театр XVII века.   3 3 Русский театр первой половины XVIII века.   4 3 Русская драматургия и театр второй половины XVIII века.   5 4 Русская драматургия пушкинской эпохи.   6 4 Актерское искусство пушкинской эпохи (А. Яковлев, Е. Семенова).   7 4 Театральная эстетика А.С. Пушкина. Драматургия А.С. Пушкина.   8 5 Русская драматургия гоголевской эпохи.   9

10 5

5 Актерское искусство гоголевской эпохи (П. Мочалов, В. Каратыгин, М. Щепкин).

________________________________________________________

Театральные воззрения Н.В. Гоголя. Драматургия Н.В. Гоголя.



______    Всего:   

7. Лабораторный практикум не предусмотрен

п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость (час.)  1 

   2     

8. Практические занятия (семинары)

п/п № раздела дисцип-лины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.)  1 1 Русский театр от истоков до XVI века.   2 2 Русский театр XVII века.   3 3 Русский театр первой половины XVIII века.   4 3 Русская драматургия и театр второй половины XVIII века.   5 4 Русская драматургия пушкинской эпохи.   6 4 Актерское искусство пушкинской эпохи (А. Яковлев, Е. Семенова).   7 4 Театральная эстетика А.С. Пушкина. Драматургия А.С. Пушкина.   8 5 Русская драматургия гоголевской эпохи.   9

10 5

5 Актерское искусство гоголевской эпохи (П. Мочалов, В. Каратыгин, М. Щепкин).

________________________________________________________

Театральные воззрения Н.В. Гоголя. Драматургия Н.В. Гоголя.



______    Всего:   

9. Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины

9.1 Содержание самостоятельной работы студентов по темам

п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Трудоемкость (час.)  1 Русская драматургия и театр второй половины XVIII века. Работа с научной и научно-публицистической литературой историко-театрального характера   2 Актерское искусство гоголевской эпохи (П. Мочалов, В. Каратыгин, М. Щепкин).

Работа с научной и научно-публицистической литературой историко-театрального характера   3 Театральная эстетика А.С. Пушкина. Драматургия А.С. Пушкина. Просмотр и краткий анализ репрезентативных спектаклей   4 Театральные воззрения Н.В. Гоголя. Драматургия Н.В. Гоголя. Просмотр и краткий анализ репрезентативных спектаклей   5     

9.2 Содержание вариативной (необязательной) составляющей самостоятельной работы

п/п Содержание самостоятельной работы студентов Трудоемкость (час.)  1 Подбор историко-театральных материалов для монографической характеристики ведущих драматургов и актеров отечественного театра.   2    

10. Примерная тематика курсовых работ (проектов) не предусмотрена

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века. В 2-х тт. Т. 1. — Л.-М., 1957.

История русского драматического театра. В. 7-ми тт. Тт. 1-2. — М., 1977.

История русского драматического театра от его истоков до конца XX века. М.: ГИТИС, 2005.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. — М.: Просвещение, 1990.

б) дополнительная литература

Русский театр эпохи Древней Руси (X-XVII вв.)

Аверинцев С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. Сб. ст. — М., 1991.

Всеволодский-Гернгросс В. Театр как действование // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. — М., 1988.

Ивлева Л. Обряд. Игра. Театр. (К проблеме типологии игровых явлений) // Народный театр. Сб. Ст. — Л., 1974.

Любимов Б. Священнодействие и действо. Церковь и театр // Любимов Б. Действо и действие. — М., 1997.

Мордисон Г. История театрального дела в России. Основание и развитие государственного театра в России XVI-XVIII века. Часть 1. Глава первая. — СПб., 1994.

Понырко Н. Святочный и масленичный смех // Лихачев Д., Панченко А., Понырко Н. Смех в древней Руси. — Л., 1984.

Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П. Избранные труды по искусству. — М., 1996.

Фольклорный театр. Сб. — М., 1988.

Хейзинга Й. Природа и значение игры как явления культуры // Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992.

Русский театр XVIII века

Ваняшова М.Г. Мельпомены ярославские сыны. — Ярославль, 2000.

Ф.Г. Волков и русский театр его времени. Сб. ст. — М., 1953.

Гуковский Г. Русская литература XVIII века. — М., 1953.

Москвичева Г. Русский классицизм. — М., 1986.

Орлов П. Русский сентиментализм. — М., 1977.

Панченко А. Скоморохи и «реформа веселья» Петра I // Панченко А. Русская история и культура. — СПб., 1999.

Старикова Л. Театр в России XVIII века. Опыт документального исследования. — М., 1997.

А.С. Пушкин и русский театр его времени

Алперс Б. Просвещенные театралы // Алперс Б. Театр Мочалова и Щепкина. — М., 1979.

Лотман Ю. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб., 1998.

Марков П. Эпоха накануне Малого театра // Марков П. О театре. В 4-х тт. Т.1: Из истории русского и советского театра — М., 1974

Непомнящий В. «Наименее понятный жанр» // Непомнящий В. Поэзия и судьба. — М., 1987.

Пушкин и театр. Сб. — М., 1953.

Старикова Л. Москва стародавняя. Герои жизни и сцены. — М., 2000.

Успенский В. Русский водевиль. — Л.-М., 1959.

Фельдман О. Судьба драматургии А.С. Пушкина. — М., 1975.

Н.В. Гоголь и русский театр его времени

Алперс Б. Театр Мочалова и Щепкина. — М., 1979.

Гоголь и театр. Сб. — М., 1952.

Державин К. Эпохи Александринской сцены. Л., 1932.

Марков П. Малый театр и его актер. Малый театр 30-40 гг.XIX века Об Александринском театре. // Марков П. О театре. В 4-х тт. М., 1974. Т. 1: Марков П. О театре. В 4-х тт. М., 1974. Т.1

Соловьева И. «Горе от ума» и «Маскарад» // Театр. 2000 №2.

М.С. Щепкин Жизнь и таорчество. Сб. — М, 1984.

Павел Степанович Мочалов. Заметки о театре, письма, стихи, пьесы. Современники о П.С. Мочалове.

в) программное обеспечение -

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Вопросы к зачету.

Русский театр от истоков до XVI века.

Русский театр XVII века.

Личность и творчество А.П. Сумарокова.

Личность и творческая деятельность Ф.Г. Волкова.

Личность и творческая деятельность И.А. Дмитревского.

Русская драматургия первой четверти XIX века.

.Актерское искусство первой четверти XIX века.

Драматургия А.С. Пушкина.

Жанры мелодрамы и водевиля на русской сцене второй четверти XIX века.

Драматургия М.Ю. Лермонтова.

Драматургия Н.В. Гоголя.

Личность и актерское искусство П.С. Мочалова.

Личность и актерское искусство В.А. Каратыгина.

Личность и актерское искусство М.С. Щепкина.

Критерии оценки («зачтено»). Умение идентифицировать научные методы, значимые для решения конкретных исследовательских задач; готовность к самостоятельному отбору артефактов в соответствии с поставленной исследовательской задачей; приобретение навыков формулирования достигнутых результатов с использованием соответствующего научного тезауруса.

Интерактивные формы занятий

п/п Темы дисциплины Форма проведения занятия Трудоемкость (час.)  1 Театральная эстетика А.С. Пушкина. Драматургия А.С. Пушкина. Ролевая игра — (виртуальная пресс-конференция) по итогам просмотра спектакля   2 Театральные воззрения Н.В. Гоголя. Драматургия Н.В. Гоголя. «Круглый стол» с участием ведущего представителя современного театрального искусства (актера, режиссера, сценографа, критика)   3     4