">
Прикладные науки Театр и кино
Информация о работе

Тема: История отечественного кино

Описание: История отечественного кино. Этапы развития. Периодизация. Методика преподавания курса. Другие специальные дисциплины. Положение русского дореволюционного кино среди кинематографий других стран. Связи с национальной литературой, театром, живописью.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Театр и кино.
Тип: Курсовая работа
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 248
Поднять уникальность

Похожие работы:

ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ

имени С.А.ГЕРАСИМОВА



ПРОГРАММА История отечественного кино

2006г.

Утверждено на заседании кафедры киноведения

«28»января 2005 года>¦ J f

Зав. кафедрой киноведенияЛ /- <Утилов В.А.

С

ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ

имени С.А. Герасимова

Рекомендовано УМО

высших учебных заведений

РФ по образованию

в области кинематографии

и телевидения

ПРОГРАММА История отечественного кино

Составители:

М.П. Власов, СВ. Дробашенко, Н.А. Дымшиц, Л.А. Зайцева,

К.М. Исаева, A.M. Медведев, Г.С. Прожико, А.С. Трошин.

МОСКВА 2005

Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова Кафедра киноведения

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО Программа курса

ББК 85.373

Составители программы: кандидат искусствоведения, профессор М.П.Власов, доктор искусствоведения, профессор С.В.Дробашенко, доктор искусствоведения, профессор Л.А.Зайцева, кандидат искусствоведения, доцент К.М.Исаева, доктор искусствоведения, доцент Г.С.Прожико, кандидат искусствоведения, доцент А.С.Трошин, кандидат искусствоведения, профессор А.Н.Медведев

Под общей редакцией доктора искусствоведения, профессора Л.А.Зайцевой, кандидатов искусствоведения, доцентов А.С.Трошина и Н.А.Дымшиц.

© Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова, 2005.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Наряду с теорией кино и кинокритикой история кино является одним из основных разделов киноведения. Как научная дисциплина история кино ставит своей задачей критически проанализировать кинопроцесс, обобщить закономерности становления киноискусства.

Курс «История отечественного кино» (прежде «История кино СССР») входит в учебный план киноведческого факультета ВГИКа с первых лет его существования. Программа курса расширялась и углублялась в процессе накопления исторического опыта киноискусства, развития киноведения, изменения и усложнения задач высшей школы.

История кино не может существовать вне глубоких внутренних связей с теорией киноискусства и критикой. Вопросы специфики кинематографа, его отношения к действительности, взаимодействия со смежными искусствами и другие фундаментальные проблемы лежат в основе постижения историком кино эволюции кинопроцесса, понимания его отдельных периодов, творческого пути мастеров. История кино включает не только анализ развития кинематографической практики, но и прослеживает становление и развитие теоретических взглядов и концепций. Изучение проблем стилистики и художественного мастерства также является одной из важнейших задач истории кино. Наконец, история кино как научная дисциплина не ограничивается рассмотрением исторического прошлого кинематографа. Обобщая идейно-художественные традиции, она стремится предоставить в распоряжение современной практики опыт экранного киноискусства, раскрывает перспективу дальнейшего развития кино, определяет место кинематографа в современной аудиовизуальной культуре.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО

Кинематограф, развиваясь по своим специфическим, относительно самостоятельным законам, в то же время неразрывно связан с историей государства, развитием общества, с общекультурным процессом. Это определяет подходы к периодизации истории кино.

Курс «История отечественного кино» включает три раздела.

В первом из них (1896-1919), определяемом сегодня историками как «раннее русское кино», рассматривается развитие кино в дореволюционной России, в условиях рыночной конкуренции и относительной свободы от идеологических регламентации со стороны государства и политических партий, конец которой положила осуществленная большевистской властью национализация кинодела. Во втором разделе (1919-1985) освещается история отечественного кино после национализации, когда кинопромышленность и прокат становятся государственными, и развитие кино происходит в условиях партийно-государственного идеологического диктата. С основанием СССР советская кинематография включает в свою структуру кинематографии вошедших в Союз национальных республик и приобретает многонациональный, но предельно централизованный характер. В третьем разделе рассматривается новейший этап развития отечественного кино. Начало ему положили политические реформы в середине 1980-х годов, за которыми последовали перемены в жизни самого кинематографа: освобождение от партийно-государственного контроля, разгосударствление кинопроизводства и проката, а с развалом в 1991 году Советского Союза отпадение национальных кинематографий и возвращение постсоветскому кинематографу статуса исключительно российского.

В раннем российском кино современное киноведение выделяет три основных периода.

Первый период (1896-1907) - кинематограф в России до начала собственного кинопроизводства. Российский кинорынок представлен фильмами исключительно зарубежного производства или лентами, снятыми в России представительствами иностранных кинофирм.

Второй период (1908-1914) - от рождения собственного кинопроизводства до начала первой мировой войны. В эти годы возникают первые отечественные кинофирмы.

4

формируются технические и творческие кадры, намечаются основные тематические и жанровые пристрастия отечественного кинорепертуара. Идет поиск и освоение элементарных средств кинематографической выразительности, накопление элементов нового искусства.

Третий период (1914-1919) - начало первой мировой войны - национализация кинодела. Это годы бурного количественного и качественного роста отечественного кино. Более интенсивными и плодотворными становятся поиски специфических средств экранной выразительности. В кино приходят талантливые представители театра, живописи, литературы. Появляются значительные в художественном отношении кинопроизведения. Русское кино занимает достойное место среди других кинематографически развитых стран, не обладая еще, правда, собственным производством киноаппаратуры и пленки. Февральская революция открывала перед отечественным кинематографом перспективы существования в условиях демократического государства. Однако после октября 1917 года развитие отечественного кино пошло по пути «социализации» искусства.

В истории советского кино с некоторой долей условности можно выделить семь периодов:

Первый период (1919-1921) - становление советского кино в годы гражданской войны. Уже в самом начале периода создаются первые советские государственные киноорганизации, стремящиеся использовать агитационно-пропагандистские и просветительские возможности кино в интересах новой власти. После национализации советской властью кинематографической промышленности и проката (кстати, еще царское правительство в 1916 году выдвигало проект национализации кинематографа) завершает свое существование отечественное кинопредпринимательство. Многие кинопредприниматели вместе со значительной частью видных режиссеров и актеров продолжают снимать фильмы в Крыму, а после занятия Крыма Красной Армией эмигрируют за границу. Большевистская партия и советское государство определяют в общих чертах цели и задачи советской кинематографии. Осуществляются первые шаги по пути развития советского государственного кинопроизводства, главным образом, в области кинохроники и агитфильмов. Создаются руководящие организации.

Второй период - двадцатые годы (1922-1929). В этот период в условиях НЭПа расширяется кинопроизводство, растет киносеть. Возрождается производство фильмов популярных жанров. Осуществляя идеологический контроль в области кино, большевистская партия и советское государство предоставляют кинематографистам относительную свободу в выборе художественных средств, в области творческого эксперимента. В кино приходят молодые талантливые художники, искренне увлеченные идеями социалистической революции. Процесс художественного воплощения революционных событий сочетается в их творчестве со смелыми экспериментами и новаторскими открытиями в области языка кино, теоретическим осмыслением специфики кино как искусства.

Период двадцатых годов делится на два этапа. В 1921-1924 годах налаживается кинопроизводство в РСФСР и других республиках, в кино приходят новые творческие силы, продолжается освоение новой тематики. В 1925-1930 годах значительно расширяется производство фильмов, повышается их эстетическая ценность, происходит качественный скачок в становлении кино как искусства. Появляются такие классические произведения немого экрана, как «Броненосец "Потемкин"», «Мать», «Земля», выдвинувшие в те годы советское кино в авангард мирового искусства.

Третий период - тридцатые годы (1930-1940). Этот период включает два этапа. рождение звукового кино (1930-1934) и развитие кинематографа во второй половине тридцатых годов (1935-1940). Первый из них характеризуется активными поисками и обретениями в области творческого освоения звука. Завершается этот этап появлением фильма «Чапаев», отчетливо воплотившего стремление экрана к синтезу эстетического опыта монтажно-типажного кинематографа и возможностей звукового кино в создании сюжетных структур, основанных на драматических столкновениях характеров. В киноискусстве второй половины тридцатых годов эта тенденция становится главенствующей. Кинематограф этого времени имеет определенные достижения в

области режиссуры, изобразительного решения фильма, актерского мастерства, киномузыки. Многие фильмы пользуются широчайшей зрительской популярностью. Вместе с тем именно в эти годы единым для всех деятелей искусства творческим методом объявляется социалистический реализм, нормы которого предписывают художникам строгое следование официальным идеологическим постулатам, ограничивают свободу творчества, поиски в области формы. В условиях стабилизации тоталитаризма власти стараются использовать кинематограф для утверждения в массовом сознании идеологических мифов.

Четвертый период - годы Великой Отечественной войны (1941-1945), когда идеология и искусство были подчинены задачам военного времени, мобилизации духовных сил народа на разгром оккупантов. Это обусловило своеобразные черты в идейно-художественном облике кинематографа той поры, прежде всего - его агитационность, публицистичность, расширение рамок в изображении на экране человеческого страдания. Такие фильмы военных лет, как «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», некоторые документальные фильмы получили международное признание, оказав, в частности, влияние на формирование итальянского неореализма

Пятый период - годы послевоенного восстановления (1946-1952) - один из самых трудных в истории многонационального кинематографа. В эти годы развитие киноискусства было осложнено как экономическими трудностями, так и новым ужесточением тоталитарного режима, усилением культа личности Сталина, волюнтаризмом партийно-государственного руководства кинематографом, жесткой регламентацией кинопроизводства в свете Постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам идеологии (1946-1948 гг.). В эти годы принимается решение о предельном сокращении кинопроизводства, вводится жесточайшее тематическое планирование, утверждаются бесконфликтность, схематизм, парадность в творчестве и догматизм в теории и критике. Кинематограф находится в состоянии глубочайшего кризиса.

Шестой период - развитие кино в пятидесятые-шестидесятые годы. В этот период после смерти Сталина и особенно после XX съезда КПСС наступает пора «оттепели» Партийно-государственное руководство духовной сферой становится в известной, весьма относительной, степени более мягким, либеральным. Повышается творческая активность художественной интеллигенции. В кинематографе завершается период «малокартинья», динамично расширяется кинопроизводство, к самостоятельному творчеству приходят новые поколения кинематографистов, обретают творческую зрелость все республиканские кинематографии. Обновляется и обогащается гуманистический потенциал экрана, его образный язык и жанрово-стилевая палитра. Повышается роль критики и теоретических исследований в формировании новых тенденций кинопроцесса Разумеется, и в этот период кинематограф не свободен от сложностей развития, однако на первый план выступают позитивные тенденции.

Седьмой период - это киноискусство семидесятых - первой половины восьмидесятых годов, когда в жизни страны все явственнее проступают кризисные, застойные явления. Многие талантливые мастера кино разных поколений продолжают развивать лучшие традиции предыдущего периода, сталкиваясь при этом со стремлением властей превратить кинематограф в рупор официальных идеологических установок. Перемены начинаются с вступлением страны в полосу перестройки, начатой М.С.Горбачевым в апреле 1985 года.

Третий раздел курса «История отечественного кино» охватывает постсоветский период его развития: процессы и явления в киноискусстве последних полутора десятилетий двадцатого века (1986-й -1990-е годы).

На состоявшемся в мае 1986 года V съезде Союза кинематографистов СССР, ставшем началом нового периода, резкой критике подверглись бюрократическая централизация кинопроизводства, идеологический контроль за процессом творчества и другие пороки системы государственной кинематографии. Этому периоду свойственны черты переходности, неустойчивости. Позже с достаточной определенностью проявились его негативные тенденции. В 1991 году прекратил свое существование СССР и, соответственно, советское многонациональное кино. Реформирующийся российский кинематограф начинает с активной конфронтации с наследием советского кино, его

5

6

идеологией и его приоритетами. Экран почти безразличен к зрительскому отклику, решает полемические внутрикинематографические задачи, ведет борьбу с прошлым на своей территории. Происходит разгосударствление кинопроизводства и проката При сохранении определенной государственной поддержки кинематограф в России пытается идти по пути частного и кооперативного предпринимательства. Это оборачивается сначала коротким период «многокартинья» за счет продукции многочисленных кооперативных студий, а затем - общим сокращением кинопроизводства вследствие сокращения государственного финансирования. Со всей остротой встает проблема выживания отечественного кино. Предпринимаются попытки преодолеть производственный и творческий кризис. К концу 1990-х годов появляются признаки возрождения отечественного кинопроизводства. На экраны выходят картины, вызывающие широкий зрительский интерес. Со второй половины 90-х годов происходит становление продюсерского кинематографа, что привело к смене образной выразительности, традиционной для отечественного фильма. Усилилось влияние других экранных искусств.

Явления и тенденции, наблюдаемые в начале нового века, истоки которых уходят в 1990-е годы, еще далеки от завершения, они не стали историей - это сегодняшний и завтрашний день отечественного кино. Поэтому киноискусство данного периода пока целесообразно рассматривать не в курсе истории отечественного кино, а в рамках курса «Мастерство кинокритика» и семинара «Современный фильм», опирающихся на материалы текущего кинопроцесса.

Изложенная выше периодизация лежит в основе курса «История отечественного кино», читаемого во ВГИКе, она, в основном, принята также во многих других учебных и научно-исследовательских учреждениях, отражена в исследованиях по истории кино

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ КУРСА

По окончании курса студенты должны обладать конкретными знаниями об основных закономерностях и тенденциях исторического развития отечественного киноискусства и его отдельных периодах, о своеобразии и творческой эволюции ведущих мастеров. Студенты должны уметь квалифицированно анализировать и оценивать явления и процессы, характеризующие развитие отечественного киноискусства на протяжении его истории. Знания, полученные в процессе изучения курса, студенты должны использовать в своей будущей профессиональной деятельности в качестве киноведа, критика, редактора киностудий и телеканалов, методиста в системе кинофикации и проката, лектора и т.п.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

В обобщенном виде методологические и теоретические основы курса истории отечественного кино представлены во Введении. Проблемно-тематический анализ кинопроцесса в рамках отдельных периодов истории отечественного кино сочетается в курсе с исследованием творчества наиболее значительных мастеров кино, их теоретических взглядов и созданных ими фильмов. Синтетическая природа кино и коллективный характер кинотворчества предопределяют необходимость анализировать при этом не только работу режиссера, но и других ведущих участников создания кинопроизведения.

В курсе рассматривается главным образом история игрового кино. Лишь в разделах «Рождение советского кино», «Киноискусство 20-х годов», «Киноискусство в годы Великой Отечественной войны» речь идет также и о развитии хроникально-документального кино, которое в эти периоды оказывало особое влияние на художественно-игровой кинематограф. Более полно развитие документального и научно-популярного кино изучается в рамках курса «История и теория неигровых видов кино» История отечественного анимационного фильма изучается в рамках курса «История и

теория художественной мультипликации».

«История отечественного кино» читается на киноведческом отделении ВГИКа на I-V

Iкурсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры

фильмов, индивидуальная работа студентов.

jВ лекциях освещаются важнейшие проблемы истории кино, характеризуются

отдельные периоды его развития, особенности и эволюция творчества ведущих мастеров, идейно-художественное своеобразие фильмов.

На семинарских занятиях закрепляется пройденный материал, обсуждаются подготовленные студентами учебные и курсовые работы.

Учебные просмотры знакомят студентов с наиболее значительными и характерными произведениями отечественного кино. Просмотры предваряются вступительным словом педагога.

)Кроме аудиторных занятий по истории кино, учебным планом предусмотрены также

индивидуальные консультации, в процессе которых педагог может оказать методическую помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям, дополнительно разъяснить материал курса, ориентировать студентов в выборе темы курсовых работ, консультировать в процессе их написания. Индивидуальные консультации, так же, как и семинарские занятия, являются одной из форм контроля за усвоением студентами материала курса и их самостоятельной работой.

В процессе обучения студенты пишут курсовые работы по истории отечественного кино. Эти работы имеют целью самостоятельное научно-творческое осмысление конкретных вопросов истории отечественного киноискусства, развитие навыков научного исследования в области киноведения. Они являются необходимым этапом, предваряющим работу студентов над дипломными сочинениями. Курсовая работа должна быть написана на основе просмотренных фильмов, изучения соответствующей киноведческой, общеэстетической литературы и архивных материалов. Темы курсовых

|работ утверждаются педагогом, исходя из содержания программы курса и с учетом

индивидуальных возможностей и научных интересов студента. Курсовые работы, как правило, оцениваются зачетом с дифференцированной оценкой. В конце каждого семестра студенты сдают зачеты или экзамены.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО И ДРУГИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Являясь одним из ключевых в системе профессиональной подготовки будущих киноведов, курс «История отечественного кино» тесно связан с другими предметами киноведческого цикла. Параллельно курсу истории отечественного кино читается курс истории зарубежного кинематографа. Внутренней связью между этими дисциплинами является изучение проблем мирового киноискусства, места и значения отечественной кинематографии в мировом кинопроцессе. Параллельно с курсами истории отечественного и зарубежного кино ведется другая важнейшая профилирующая киноведческая дисциплина - семинар «Мастерство кинокритики», знакомящий студентов с историей и теорией предмета и дающий практические навыки в этой области. Студенты киноведческого факультета изучают также и такие специальные дисциплины, как «Теоретический анализ фильма», «Фильмоведение», «Литературное редактирование», «Редактирование сценария и фильма», «История и теория телевидения» и др. Теоретической базой истории кино и других киноведческих дисциплин являются курсы «Введение в киноведение» и «История теорий кино», дающие студентам знание сущностных принципов и закономерностей киноискусства.

Помимо киноведческого отделения, курс «История отечественного кино» читается на
всех отделениях и факультетах института: сценарном, режиссерском, актерском,
операторском, художественном и экономическом. Но, в отличие от киноведческого
отделения, объем курса здесь значительно меньше. Преподавая «Историю
отечественного кино» на этих факультетах, педагоги руководствуются настоящей
(программой, сокращая количество часов на изучение каждого раздела в соответствии с

учебными планами данного факультета. При этом объем курса «История отечественного кино» не может быть меньше двух семестров.

7

8

Учебные просмотры по курсу проводятся потоком для всех студентов этих факультетов и включают наиболее значительные и представительные для данного периода или творчества данного режиссера фильмы. Форма занятий по курсу - лекции, семинары и учебные просмотры. Завершается изучение курса экзаменом

ОТЕЧЕСТВЕНННОЕ КИНО. ЭТАПЫ РАЗИВИТИЯ

Введение

История кино как научная дисциплина, как один из разделов киноведения. Взаимосвязь истории кино с теорией кино и кинокритикой.

Принципы периодизации и основные периоды развития отечественного кино.

Кинематография - важнейшая часть национальной культуры. Ее влияние на формирование общественного сознания. Место кино в современной системе средств массовой информации, аудиовизуальной культуры.

Партийно-государственная идеология и развитие советского многонационального кино.

Творческие направления и художественные течения в развитии отечественного кино Проблема традиций и новаторства. Творческий опыт отечественной киноклассики и современный кинопроцесс.

Взаимовлияние отечественного киноискусства и кино других стран. Вклад отечественного кино в развитие мирового кинематографа.

КИНОИСКУССТВО В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (1896-1917)

Общая характеристика культуры России на рубеже двух столетий. Основные периоды становления и развития ранней русской кинематографии.

Первый период (1896-1907) -до начала российского кинопроизводства. Появление в России «синематографа» братьев Люмьер. М.Горький о первых киносеансах. Первые отечественные киносъемки А.Сашина-Федорова и А.Федецкого. Экспансия иностранных фирм на российском кинорынке. Их прокатная и производственная деятельность. Характеристика программы типичного киносеанса тех лет.

Второй период (1908-1914) - от возникновения отечественного кинопроизводства до начала первой мировой войны.

Начало регулярного выпуска хроникальных, научно-учебных и игровых отечественных фильмов. Первое российское «синематографическое ателье» А.Дранкова (1885-1949). Характер хроникально-документальных сюжетов. Съемки Дранковым Л.Н.Толстого. Первый русский игровой фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин», 1908, ателье А.Дранкова, авт. сцен. В.Гончаров, реж. В.Ромашков, опер. А.Дранков, Н.Козловский)

Кинопредпринимательская деятельность А.Ханжонкова (1877-1945). Место в репертуаре этого периода экранизаций русской литературной классики. Фильмы режиссера П.Чардынина: «Мертвые души» (-1909), «Пиковая дама» (1910), «Идиот» (1910); «Русалка» (1910) реж. В.Гончарова и др. Принцип киноиллюстрирования фабулы. Лубочный стиль. «Домик в Коломне» (1913, авт. сцен, и реж. П.Чардынин, худ. и оператор В.Старевич). Подробность воспроизведения фабулы поэмы А.С.Пушкина. Реалистическая трактовка персонажей и бытовой среды. Актерское мастерство И.Мозжухина в роли «Маврушки».

Воспроизведение на экране событий национальной истории. «Оборона Севастополя» (1911, авт. сцен, и реж. В.Гончаров и А.Ханжонков, опер. Л.Форестье, В.Рылло, худ. В.Фестер). Постановочная масштабность фильма. Сочетание игрового материала с документальными съемками участников события. Выразительность кинематографического решения массовых батальных сцен.

«1812 год» (1912, реж. В.Гончаров, К.Ганзен, опер. Ж.Мейер, А.Левицкий,

Л.Форестье, худ. Ч.Сабинский, В.Фестер). Принцип копирования известных живописных произведений в изобразительном решении фильма.

Появление уголовно-приключенческих, бытовых, комических фильмов.

Возникновение кинопрессы. Ведущие периодические издания по вопросам кино.

Третий период (1914-1919) - первая мировая война - национализация кинодела.

Бурный рост отечественного кинопроизводства. Организация новых кинопредприятий, строительство киноателье. Изменения в структуре кинорепертуара. Хроника военных событий. Военно-патриотические агитки. Увеличение выпуска фильмов авантюрного жанра, уголовно-приключенческих серий («Разбойник Васька Чуркин», «Сонька Золотая ручка» и др.). Стабильный выпуск экранизаций русской литературной классики. «Война и мир», «Крейцерова соната», «Дворянское гнездо» и др. фильмы «Русской золотой серии» (фирма «Тиман и Рейнгардт»), «Катюша Маслова», «Наташа Ростова» (Т/Д «А.Ханжонков»), «Николай Ставрогин», «Пиковая дама» (Т-во- «И.Ермольев») и др. Экранизация произведений популярных современных писателей - «Анфиса» (по Л.Андрееву), «Ключи счастья» (по А.Вербицкой) и др. Расцвет-жанра салонно-психологической драмы («Умирающий лебедь», «Скерцо дьявола», «Жизнь в смерти» и др.). Характерные сюжетные мотивы, особенности эстетики. Организация производства фильмов на условиях кинопроката.

Приток в кино творческих сил из театра и других областей культуры. Крупнейшие режиссеры русского дореволюционного кино - Я.Протазанов. В.Гардин, Е.Бауэр, В.Старевич.

Я.Протазанов (1881-1945), В.Гардин (1877-1965) и традиции русской реалистической литературы и театра, поиски кинематографической выразительности.

Фильмы Я.Протазанова «Анфиса» (1912), «Уход великого старца» (1912), «Война и мир» (1915, совм. с В.Гардиным), «Николай Ставрогин» («Бесы», 1916) и др. Фильмы Я.Протазанова «Пиковая дама» (1916), «Отец Сергий» (1918)-наиболее значительное достижение русского дореволюционного кино. Осмысленность режиссерской трактовки повести А.С.Пушкина, рассказа Л.Н.Толстого. Выразительность мизансцен и монтажных решений. Особенности изобразительного решения. Актерский ансамбль. Образы Германна и князя Касатского, созданные И.Мозжухиным. Фильмы В.Гардина «Анна Каренина» (1914), «Крейцерова соната» (1915), «Дворянское гнездо» (1915), «Война и мир» (1915, совм. с Я.Протазановым), «Накануне» (1916), «Приваловские миллионы» (1916).

Е.Бауэр (1865-1917). Новаторский вклад Бауэра в искусство изобразительного решения фильма. Поиски и открытия в области декорационного оформления картины, композиции кадра, ритма актерского движения на экране. Фильмы Е.Бауэра «Немые свидетели» (1914), «Жизнь за жизнь» (1916), «Дети века» (1916), «За счастьем» (1917) и др. Высокий уровень изобразительной культуры, убедительность психологических характеристик персонажей. Сотрудничество Бауэра с оператором Б.Завелевым, худ. А.Уткиным, В.Рахальсом, Л.Кулешовым.

В.Старевич (1882-1965) - режиссер, оператор, художник. Создание Старевичем объемной мультипликации. Мультипликационные фильмы Старевича «Авиационная неделя насекомых» (1911), «Прекрасная Люканида» (1912), «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913) и др. Игровые фильмы-экранизации «Страшная месть» (1913), «Портрет» (1914), «Руслан и Людмила» (1915) и др. Открытия Старевича в области трюковых и комбинированных съемок, соединение игрового материала с мультипликацией.

Участие в создании фильмов известных деятелей театра. Выступление В.Мейерхольда в качестве режиссера и актера в фильмах «Портрет Дориана Грея» (1915, по Оскару Уайльду) и «Сильный человек» (1917, по С.Пшибышевскому). Экспериментальный характер фильмов, поиски специфических средств экранной выразительности.

Деятельность в кино группы актеров 1-ой студии МХТ во главе с Б.Сушкевичем. Фильм Б.Сушкевича «Цветы запоздалые» (1917, по одноименному рассказу А.П.Чехова), психологическая разработка чеховских характеров.

Активная работа в кино П.Чардынина, Ч.Сабинского и других режиссеров.

Формирование системы «звезд». «Короли» и «королевыядореволюционного экрана:

9

10

З.Баранцевич, О.Гзовская, В.Каралли, Н.Лисенко, В.Максимов, И.Мозжухин, В.Орлова, В.Полонский, О.Преображенская, О.Рунич, В.Холодная и др.

Характеристика основных экранных амплуа. И.Мозжухин (1889-1939). Роли, сыгранные актером в русском кино, - гвардейский офицер, он же «Маврушка» («Домик в Коломне», 1913), Ставрогин («Николай Ставрогин», 1915), Германн («Пиковая дама», 1916), князь Касатский («Отец Сергий», 1918) и др. Широта творческого диапазона. Понимание специфики актерской выразительности на немом экране. И.Мозжухин в эмиграции («Костер пылающий», 1923, реж. И.Мозжухин; фильмы реж. А.Волкова «Кин», «Каэанова», «Белый дьявол», «Дитя карнавала», в которых Мозжухин сыграл главные роли).

В.Холодная (1893-1919). Елена («Песнь торжествующей любви», 1915), Ната («Жизнь за жизнь», 1916), Мария Николаевна («Дети века», 1916), Пола («Молчи грусть, молчи», 1917), Маша («Живой труп», 1918) и другие роли актрисы. Особенности актерского дарования В.Холодной. Черты женского типа, воплощенного ею на экране. Беспрецедентная популярность актрисы.

Развитие искусства кинооператора. Ведущие операторы русского кино - Б.Завелев, А.Левицкий, Е.Славинский, Л.Форестье и др.

Первые отечественные кинохудожники - В.Баллюзек, В.Егоров, С.Козловский, Л.Кулешов, А.Уткин и др.

Попытки теоретического осмысления творчески-производственных особенностей кино как нового художественного явления, специфики работы сценариста, режиссера, оператора, актера на страницах журналов «Сине-Фоно», «Пегас», в справочном издании «Вся кинематография» (1916). Теоретические.выступления А.Вознесенского, Н.Туркина, В.Туркина. Деятели русской культуры о современном состоянии и перспективах кинематографа (М.Горький, Л.Андреев, А.Серафимович, В.Маяковский, В.Мейерхольд, К.Станиславский и др.).

Русский кинематограф в период февральской революции. Политизация кино. Хроникально-документальные съемки революционных событий. Игровые фильмы, разоблачающие самодержавие («Тайна дома Романовых», «Темные силы - Григорий Распутин и его сподвижники» и др.). Выпуск отделом социальной хроники Скобелевского комитета хроникального журнала «Свободная Россия» и игровых антимонархических фильмов. Продолжение производства салонных драм, уголовно-приключенческих, бытовых, комических лент. Появление общественных кинематографических организаций - «Объединенного кинематографического общества» (ОКО), «Союза работников художественной кинематографии» (СРХК) и др.

Заключение

Положение русского дореволюционного кино среди кинематографий других стран («По количеству, а может быть и качеству картин русское кинопроизводство занимало одно из первых мест в мире». - Ж. С а д у л ь. Всеобщая история кино. В 6-ти томах. Т.З. М.: Искусство, 1961, с. 176). Достижения и противоречия развития. Связи кино с национальной литературой, театром, живописью. Активность творческих поисков в области изобразительно-выразительных средств экрана. Психологизм как отличительный признак «русского стиля» в кино. Роль творческих кадров и производственно-творческого опыта дореволюционного кино в становлении советской кинематографии.

РОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО КИНО (1919-1921)

Организационные мероприятия советской власти в области кино после Октябрьской революции. Киноподотдел Внешкольного отдела Наркомпроса - первое государственное киноучреждение. Организация и деятельность Московского и Петроградского кинокомитетов. Создание Всеукраинского кинокомитета. Введение контроля и цензуры на кинопредприятиях. Съемка фильмов частными кинопредприятиями по заказам кинокомитетов. Первые шаги советской государственной кинохроники. Роль М.Кольцова и Д.Вертова. Выпуск хроникального журнала «Кинонеделя», тематика, характер съемок

Другие пионеры кинохроники - Э.Тиссэ, А.Левицкий, П.Новицкий, П.Ермолов, А.Лемберг. Участие кинохроникеров в работе агитпоездов и агитпароходов. Значение кинохроники в экранном освоении нового жизненного материала.

Выпуск игровых агитфильмов («О попе Панкрате...», «Уплотнение», «Запуганный буржуй», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Сон Тараса», «На красном фронте» и др.). Тематика и эстетика агитфильмов.

Деятельность частных кинопредприятий. «Поликушка» реж. А.Санина (1919, ВЭ -1922, Т/Д «Русь») - выдающееся кинопроизведение тех лет. Высокий художественный уровень экранизации. Участие в фильме актеров Московского Художественного и Малого театров. Поликей в исполнении И.Москвина. Успех фильма в зарубежном прокате.

Работа В.Маяковского в качестве сценариста и актера в фильмах Т/Д «Нептун» («Барышня и хулиган», 1918, реж, Е.Славинский; «Закованная фильмой», 1918, реж. Н.Туркин; «Не для денег родившийся», 1919, реж. Н.Туркин).

Декрет Совнаркома РСФСР «О переходе фотографической и кинематографической промышленности и торговли в ведение Наркомпроса» от 27 августа 1919 года. Национализация кинематографии в России, на Украине, в Грузии и Азербайджане.

Открытие в 1919 году Московской государственной школы кинематографического искусства (Госкиношкола).

Художественные фильмы, созданные советскими киноорганиэациями. Экранизация повести М.Горького «Мать» (1919, ВЭ- 1920, реж. А.Разумный, Москинокомитет). «Серп и молот», 1921, реж. В. Гардин, Госкиношкола и ВФКО). Красноармеец Краснов в исполнении В.Пудовкина. Изобразительная стилистика фильма (опер. Э.Тиссэ). Роль фильма в дальнейшей экранной разработке историко-революционной и современной темы. «Арсен Джорджиашвили» («Убийство генерала Грязнова», 1921, реж. И.Перестиани, Киносекция Наркомпроса Грузии).

Заключение

Идейно-художественный и организационный опыт кинематографа первых лет советской власти. Значение кинохроники в становлении советского киноискусства.

КИНОИСКУССТВО 20-Х ГОДОВ

Политика партии и государства в области литературы и искусства в условиях НЭПа. Ленин о главных задачах советского кино. Мероприятия по упорядочению кинодела. Расширение материально-технической базы кинематографии.

Образование СССР. Организация Госкино, Совкино и республиканских киноорганизаций: ВУФКУ (Украина), Госкинпром (Грузия), Госкинофото (Армения), Белгоскино (Белоруссия) и др. Зарождение кинопроизводства в республиках Средней Азии. Творческое участие кинематографистов Москвы и Ленинграда.

Формирование новых творческих кадров. Идеи Пролеткульта, ЛЕФа и других «левых» творческих организаций в теории и практике кинематографа. Организация АРК и ОДСК. Специальные кинематографические периодические издания (газеты «Кино» и «Кинонеделя», журналы «АРК», «Пролеткино», «Кино и культура», «Советский экран» и др.).

Резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925). Принцип соревновательности различных творческих направлений в области кино Идеологический контроль за деятельностью кинематографистов со стороны Кинокомиссии Агитпропа ЦК РКП(б). Первое партийное совещание по вопросам кино 1928 г.

Формирование и развитие кинотеории в трудах Л.Кулешова, Д.Вертова, С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, В.Шкловского, Ю.Тынянова и др.

Творческое усвоение опыта Гриффита, немецкого киноэкспрессионизма, французского авангарда.

Формирование жанрово-тематических и стилевых направлений. Разработка основ «типажно-монтажного», «поэтического» кинематографа. Развитие «психологического», «прозаического» направления. Взаимовлияние игрового и документального кино.

11

12

Жанр историко-революционной эпопеи в фильмах С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, А.Довженко, Н.Шенгелая и др.

Разработка современной темы в фильмах Л.Кулешова, Я.Протазанова, Ф.Эрмлера, А.Роома и др.

Становление советской кинокомедии в фильмах А.Пантелеева, Я.Протазанова, А.Попова, Б.Барнета и др.

Первые шаги на пути освоения исторической темы в фильмах А.Ивановского, Ю.Тарича, Г.Козинцева и Л.Трауберга, И.Кавалеридзе и др.

Истолкование произведений литературной классики в фильмах А.Ивановского, Г.Козинцева и Л.Трауберга, Я.Протазанова, А.Бек-Назарова и др.

Ведущая роль Д.Вертова в создании отечественного документального кино. Историко-революционная публицистика Э.Шуб. Архивная хроника и методы ее авторского осмысления в фильмах «Падение династии Романовых» (1927), «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928), «Великий путь» (1927). Политическая публицистика В.Ерофеева: «Афганистан» (1929), «К счастливой гавани» (1930). Многообразие стилистических и жанровых решений в кинодокументалистике 20-х гг. («Подвиг во льдах», 1927, С. и Г. Васильевы; «Москва», 1927, М.Кауфман и И.Копалин; «Турксиб», 1929, В.Турин; «Соль Сванетии»,1930, М.Калатозов; и др.). Экспедиционные фильмы («Великий перелет», 1925, реж. В.Шнейдеров; «Лесные люди», 1928, реж. А.Литвинов).

Создание экспериментальной мультипликационной мастерской, 1924. Начало работы в ней художников ВХУТЕМАСа - Н. и О.Ходатаевых, В. и З.Брумберг, И.Иванова-Вано, В.Сутеева и др. Первые мультипликационные киноплакаты, киношаржи, кинопамфлеты. Агитационно-пропагандистские фильмы-мультипликации. Фильмы для детей: «Каток» (1927, реж. И.Иванов-Вано, Д.Черкес), «Почта» (1929, реж. М.Цехановский) и др.

Кинообразование в СССР. ГКШ - ГТК - ГИК. Организация Киевского и Ленинградского институтов киноинженеров.

Ведущие мастера советского кинематографа двадцатых годов

Л.Кулешов (1899-1970). Поиски специфических средств кинематографической выразительности. Экспериментальная мастерская Л.Кулешова. А.Хохлова, В.Пудовкин, Б.Барнет, В.Фогель, П.Галаджев, С.Комаров в работе мастерской. Теория киномонтажа. «Эффект Кулешова». Теория кинонатурщика. Исследование изобразительно-монтажных возможностей киноискусства. Разработка принципов организации производственного процесса съемки фильма. Репетиционный метод.

Фильм Л.Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924, авт. сцен. Н.Асеев, опер. А.Левицкий, худ. В.Пудовкин) Сатирические, эксцентрические, пародийные элементы в образном строе фильма. Особенности монтажа, актерского исполнения, изобразительного решения.

Противоречивость фильма «Луч смерти» (1925, авт. сцен. В Пудовкин). «По закону» (1926, по рассказу Д.Лондона «Неожиданное», авт. сцен. В.Шкловский, опер К.Кузнецов) Особенности сюжетной композиции и изобразительного решения. Психологизм актерского исполнения. Гуманизм фильма.

Фильмы Л.Кулешова «Ваша знакомая» («Журналистка», 1927), «Веселая канарейка» (1929) и «Два-Бульди-два» (1929, ВЭ - 1930).

Значение теоретических трудов (статьи, книга «Искусство кино») и экспериментальных работ Л.Кулешова для становления и дальнейшего развития киноискусства.

Дзига Вертов (1897-1954). Работа в хронике. Журнал «Кинонеделя». Экспериментальные поиски выразительных возможностей документального кино. Первые документальные фильмы. Журнал «Киноправда». Манифест «Киноки. Переворот» (1923)

Публицистические фильмы Вертова «Киноглаз» (1924), «Ленинская киноправда» (1925), «Шагай, Совет!» (1926), «Шестая часть мира» (1926). Особенности творческого метода, принципы «киноглаза» и «киноправды», «жизнь врасплох», скрытая камера, теория интервалов. Разработка эстетической модели документального фильма в теоретических статьях и творческой практике режиссера («Человек с киноаппаратом», 1929). Значение творчества и теоретических работ Д.Вертова в становлении образной

кинодокументалистики, в развитии советского и мирового киноискусства.

С.Эйзенштейн (1898-1948). Начало творческого пути. Театральные работы. Статья С.Эйзенштейна «Монтаж аттракционов». Фильм «Стачка» (1924, ВЭ - апрель 1925, авт. сцен. В.Плетнев, С.Эйзенштейн, И.Крачуновский, Г.Александров). Новизна темы и эстетические новации. Экспериментальный характер фильма. Творческое содружество С.Эйзенштейна и оператора Э.Тиссэ. Опыт работы Тиссэ в документальном кино и изобразительное решение фильмов С.Эйзенштейна.

1 2 3 4 5