">
Прикладные науки Технология
Информация о работе

Тема: Термины и понятие издательского дела

Описание: Каждый вид печатной продукции имеет свою историю, принципы развития, место в обществе и особенности технологии производства. Самым главным, древним и специфическим продуктом издательской деятельности, безусловно, является книга. Книга как термин и как понятие.
Предмет: Прикладные науки.
Дисциплина: Технология.
Тип: Шпаргалки
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 81
Поднять уникальность

Похожие работы:

1. Введение в издательское дело. Основные термины и понятия.

Понятие «издательское дело» имеет несколько значений, главное из которых (наиболее общее) приведено в энциклопедическом словаре по книговедению:

Издательское дело - отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет и других видов печатной продукции. [38, c.193]

Однако термин «издательское дело» может употребляться как в широком, так и в узком значениях, как в практическом, так и в теоретическом смыслах. Синонимические понятия, близкие по содержанию, так или иначе вбирающие многие аспекты издательского дела, - «Книговедение», «Книжное дело», «Библиология», «Книжность».

Основными видами печатных изданий являются: книга, газета, журнал. При этом книга является непериодическим изданием, а газета и журнал – периодическим. Каждый вид печатной продукции имеет свою историю, принципы развития, место в обществе и особенности технологии производства. Самым главным, древним и специфическим продуктом издательской деятельности, безусловно, является книга.

Главной особенностью книги как продукта человеческой деятельностью является двойственность ее природы: она, с одной стороны, является произведением духовной культуры, а с другой – технологии производства. С одной стороны, книга содержит результат творческого процесса, воплощенный в некоторую форму знания, предназначенную для общественного развития, с другой, она - материальный предмет, изготовленный на предприятии, на конвейере, имеющий физические параметры (вес, линейные размеры, объем, плотность), обладающий физическими свойствами (прочность, долговечность) и коммерческой стоимостью, являющийся товаром, предназначенным для реализации.

2. Социально-исторические предпосылки возникновения печати. Книга как термин и как понятие.

С одной стороны, книга содержит результат творческого процесса, воплощенный в некоторую форму знания, предназначенную для общественного развития, с другой, она - материальный предмет, изготовленный на предприятии, на конвейере, имеющий физические параметры (вес, линейные размеры, объем, плотность), обладающий физическими свойствами (прочность, долговечность) и коммерческой стоимостью, являющийся товаром, предназначенным для реализации.

Термин «книга» происходит от греческого слова biblio. (Если быть точным, исторически употребление сложилось во множественном числе – «книги»). В исторической ретроспективе в это понятие включалось три значения: 1) произведение - как отражение содержания; 2) материальная конструкция - «сшитые в корешке листы бумаги разного формата в обложке или переплете» - как отражение формы (выражение из действующего терминологического стандарта) и 3) части, разделы более крупного произведения, - как отражение структуры (например, «Книги Ветхого завета», то есть, в данном случае, главы). Последнее значение с течением времени утратилось, и остались две ипостаси книги как явления, обозначенные выше. Характерно, что с древних времен - в разные исторические эпохи и в самых различных цивилизациях и культурах, – значение термина «книга» полностью совпадают. Это относится и к Древней Греции, и к Древнему Риму, и к еврейской, и к арабской, и к славянской культурам.

Чем больше мы углубимся в понятие «книга», рассматривая его с философских позиций, тем больше найдем социально-исторических и других элементов в происхождении, функциях и назначении этого поистине уникального явления. Так, с одной стороны, книга содержит накопленное знание и отражает человеческий опыт, с другой – сама является фактором развития общества, потому что влияет на создание нового знания, укрепляет и совершенствует прогресс, побуждает к открытиям, поискам людей, формирует их мировоззрение и развивает его. При этом книга как произведение способна как сжимать, так и расширять информацию, объективно существующую в материальном мире. Книга имеет и историческую, и современную, и футурологическую ценность. Больше того, иногда для будущего она имеет большее значение, чем для настоящего. Она является популяризатором знания для массового читателя, формируя общественное сознание, и одновременно продуктом, предназначенным для элиты общества. Книга может быть как средством передачи информации, так и средством развлечения.

Как элемент общества книга подчиняется законам диалектики. Так, по закону отрицания отрицания она может вскоре после своего появления прекратить существование в социальном ареале, но вновь появиться в нем спустя десятилетия или даже столетия, когда научный или общественный интерес на новом этапе исторического развития вызовет ее к жизни. Этому можно привести сколько угодно примеров и из социально-политической, и из философской, и из научно-технической сфер знания, когда идея, взгляд, научное открытие или изобретение появляются раньше своего времени и, воплощенные в книге, не встречают понимания, однако с течением времени оказываются актуальными и современными. Так книга получает свою вторую, более счастливую жизнь.

Книга выступает средством связи между людьми, посредником между историей и современностью, между индивидуумом и обществом, между мыслью и действием. Книга объединяет все субъективное и объективное в окружающем нас мире знаний, веры и чувств в единую систему, наполняющую жизнь смыслом существования и развития.

3. Периодические издания: понятия, этапы развития. Книга-газета-журнал.

Газета как вид печатного издания

Изобретение печатного станка открыло возможность широкого распространения книгопечатания во всем мире. Становление же периодического издания задержалось более чем на столетие и прошло несколько этапов. Сначала, приблизительно в середине XVI века, в Италии появились листки новостей, содержащие сообщения о ценах, объявления услуг и другую коммерческую информацию. Такие листки стали появляться и в других европейских странах. Эти первые информационные издания были рукописными и носили разные названия - zeitung, avizo, post, relation, news, courrier, mercure, что означало в понятийном переводе с соответствующих европейских языков: листок, реляция, новости, повременник и т. п. В Венеции подобный листок получил название «gazetta» - по наименованию серебряной монеты, которую за него платили. Термин «газета» впоследствии закрепился в России. Подобные листовые издания, вызванные к жизни потребностями развивающейся торговли, не были периодическими и не содержали определенной программы.

Согласно классическим представлениям отечественных историков печати первые печатные газеты начали выходить в начале XVII века в Бельгии (1605 г.), во Франции (1609 г.), Англии (1621 г.), затем в Австрии и Германии. Они выпускались уже с определенной периодичностью, как правило, один раз в неделю. Однако идею газеты как периодического издания в современном понимании связывают с именем французского медика Теофраста Ренодо, приступившим в 1631 году к изданию еженедельной «La gazette». Первые ежедневные газеты начали издаваться в начале XVIII века в Лондоне и Бостоне.

Вследствие утраты основной части изданий, документов и архивных источников, а также различных взглядов на вид издания, мнения исследователей на историю создания первых газет расходятся. Сейчас, по-видимому, уже трудно убедительно доказать, какие из газет следует считать первыми.

Ряд исследователей (в том числе, например, известный украинский историк журналистики П.М. Федченко), а также некоторые из современных зарубежных ученых считают, что рождение газеты следует относить к более раннему периоду, чем это принято в официальной истории печати, а именно - к 60-м годам XVI века. Если отвлечься от сущностных элементов газеты как типа издания, от современных представлений о нем, включающих программу, подачу новостей и т.п., а говорить о форме, то так оно и есть.

Так или иначе, но к середине XVII века газета как тип издания утвердилась, получив распространение вначале в Европе, а затем во всем мире.

Очевидно, что предпосылками возникновения газеты как вида печатного издания явилась потребность человеческого сообщества в регулярной, периодически обновляющейся информации. Когда такая потребность могла появиться? Естественно, в период формирования относительно стабильных государств, при неких, постоянно развивающихся и в то же время значимых процессах, в обществе, уже в определенной степени дифференцированном, при функционировании относительно постоянных групп людей, действия которых вызывали постоянный интерес и были тесно связаны с жизненной необходимостью. В содержательном плане тематика первых газетных листков была в основном двух направлений: 1) события, происходящие при органе власти (царском дворе, княжестве, ханстве, династии и пр.) и 2) новости коммерческие, в основном, сведения о торговле (цены, базары, ярмарки, пути следования товаров и пр.). То есть, вечные темы – политика и экономика… Абсолютно во всех странах и у всех народов сохраняется история появления вначале рукописных, а затем печатных листков – прообразов газеты с тематикой одного и того же характера…Совершенно понятно, что людей, живущих в данной стране, конечно, интересовало, что делают их правители. Последние же были заинтересованы в том, чтобы новости исходили от них, от власть предержащих. Также очевидно, что начинающаяся коммерция не могла обойтись без своей информации, способствующей формированию рынка как источника занятости и жизнеобеспечения. А уж остальные процессы проявились в обществе и реализовались на газетной полосе гораздо позднее...

В России первые газеты также были рукописными. Название их – «Куранты» было заимствовано из Голландии (слово courant означает текущий). «Куранты» содержали в основном международные новости и предназначались лишь для узкого круга лиц из царского окружения. Источником информации для «Курантов» были сообщения дипломатов, приезжающих иностранцев и посылаемых за границу курьеров. Подобные «Курантам» издания в разное время выходили во всех странах Европы. Значительно раньше подобные правительственные листки выходили в Китае.

Первой печатной газетой в России стали «Ведомости», начавшие выходить по указу Петра I со 2 января 1703 года (не считая пробного номера в декабре 1702 г.). В одном из первых номеров (от 2 января 1703 г.) созданной Петром 1 первой русской газеты «Ведомости» сообщалось: «Из Казани пишут. На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству». «Ведомости» и в дальнейшем помещали всевозможные материалы, посвященные горному делу, поиску и добыче полезных ископаемых, строительству заводов и каналов, постройке военных и торговых кораблей, созданию военной техники, торговле, праздниках и прочую информацию, а также помещала информацию из других европейских газет. Благодаря характеру и стилю информации газета стала приобретать общественное значение. Особенность «Ведомостей» по сравнению со многими европейскими изданиями состояла в том, что они были государственным органом информации. Газета имела штатную редакцию из трех постоянных сотрудников во главе с директором Печатного двора Ф. Поликарповым. По распоряжению Петра I все ведомства (приказы, коллегии) должны были поставлять в редакцию информацию. Эта традиция государственного, общенационального издания оказалась самой долговечной в истории отечественной периодической печати. Правда, регулярный выпуск «Ведомостей» наладить не удалось.

В последующие десятилетия происходила все более углубляющаяся дифференциация газет по читательским интересам - целевым, социально-политическим, профессиональным, этнографическим, возрастным и другим.

Возникнув как простейший и во многом стихийный «листок информации», газета постепенно превращается в средство организованного удовлетворения информационных интересов. Вследствие развития социально-экономических процессов, приведших к разделению труда и усиливающемуся расслоению общества, газета начинает служить разным целям, которые в издательской практике то сменяли друг друга, то использовались одновременно. Очевидно, что анализ функционального назначения газеты как типа издания занял бы слишком много места, поэтому попробуем хотя бы перечислить ее основные функции в хронологическом порядке, по мере их возникновения. Итак, в своей более чем трехвековой истории газета использовалась как:

- нерегулярный «листок информации»;

- периодические выпуски печатных листов, содержащие публикацию регулярных сведений обо всем и предназначенные для распространения;

- способ распространения дифференцированной информации по интересам;

- средство отражения общественного мнения;

- инструмент государственной политики;

- средство агитации и пропаганды политических взглядов с целью формирования общественного сознания;

- средство организации деятельности различных социальных институтов;

- продукт предпринимательской деятельности.

Возможно, поэтому ретроспективный взгляд на газету (как, впрочем, и на другое социальное явление) требует осознания историко-типологических трансформаций. (Отсюда противоречия во взглядах о том, какое издание следует считать первой газетой, ведь для этого следует определить, что входило в понятие «газета» в то время).

Однако перечисленные выше функции не только сменяли друг друга в процессе исторического развития, но также существовали (и существуют теперь) одновременно. Более того, даже в одном и том же издании.

Журнал как вид печатного издания

Журнал как вид печатного издания появляется в мире уже после того, как книга, а позднее и газета, прочно утвердились в нем, заняли свое место в жизни общества. В процессе развития печати (как и во всяком другом общественном процессе) постоянно происходит поиск новых форм и явлений. Во второй половине XVII века общественная потребность вызвала к жизни появление нового печатного издания - журнала. Этим как бы восполнялся большой пробел между книгой и газетой; журнал явился такой промежуточной формой издания, которая соединила в себе, в той или иной степени, и фундаментальность книги, и оперативность газеты. Какие же причины стали предпосылками столь важного явления в человеческой истории? Для того чтобы ответить на этот вопрос обратимся вначале к термину, попробуем вникнуть в само понятие «журнал». Слово yournal - французского происхождения, означает «дневник», «ежедневник». Этим словом во Франции назывались (иногда и сейчас называются) газеты. С течением времени в различных языках утвердились термины, обозначающие понятие «журнал» в его современном понимании. Эти термины в основном делятся на две категории: а) обозначающие назначение предмета - magazine (англ.) означает склад, сборник, хранилище чего-либо (в нашем случае – знания, информации, публикаций, например, сборник статей); слова revue (франц.), rivista (итал.), revista (исп.), rundschau (нем.) означают обзор, обозрение и б) обозначающие периодичность выпуска – zeitschrift означает повременник; monthly, weekly, quarterly, mensuel, monatschrift, wochenschrift - еженедельник, ежемесячник, ежеквартальник и т.п. В иностранных языках, таким образом, употребляется несколько разных понятий, обозначающих журнал по тому или иному признаку.

В России словарные и энциклопедические толкования журнала длительное время связывали это понятие лишь с периодичностью выпуска. Так, в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля – «Повременное издание, недельное, месячное, выходящее по установленным срокам; срочник». Однако определение В. Даля не отражает отличие журнала как периодического издания от других видов периодической печати, в первую очередь, от газеты. Позднее, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона журналами названы «периодические издания, выходящие через большие, чем газета, промежутки времени». В первом издании Большой Советской Энциклопедии в oпpeделении журнала вновь подчеркнут этот признак: «периодическое издание, которое вопреки этимологическому смыслу выходит не ежедневно, а через более продолжительные промежутки времени - обычно еженедельно, ежемесячно и даже реже». Тот же смысл содержится в определении, данном Малой Советской Энциклопедией (3-е изд.).: «периодическое или повременное издание, выходящее еженедельно, ежедекадно, раз в 2 недели, ежемесячно, раз в 2 месяца и реже».

Другая группа определений касается формы издания, например: «периодическое издание в виде книжки» (1-е изд. БСЭ). Третья на первый план выдвигает содержание: «повременное издание политического, научного или литературного характера» (Словарь совр. русск. языка). В словаре Д. Н. Ушакова в толковании слова «журнал» выражена попытка объединить представления о форме и содержании: «периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, xудожественные произведения, иллюстрации». В последних изданиях словаря С. И. Ожегова вышеприведенное определение расширилось: «периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи или художественные произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания»

В последние десятилетия понятие «журнал» расширилось, стало более содержательным и комплексным. Тенденция проникновения в сущность определения отражена, например, в третьем издании БСЭ: «Журнал — печатное периодическое издание. Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций». В словаре по книговедению, вышедшем в свет в 1982 г., дается такое определение журнала: «...периодическое текстовое сброшюрованное печатное издание, содержащее статьи и рефераты по различным общественно-политическим и научным вопросам, литературные произведения и другой материал».

В государственном стандарте - ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» к определению журнала как периодического издания наряду с вышеупомянутыми составляющими содержания добавляется: «…имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания».

Однако для проникновения в природу журнала как издания нужно возвратиться во Францию XVII века, точнее, в Париж XVII века, где произошло так много значительного для мировой истории… Еще в начале 60-х гг. врач Людовика XIII и общественный деятель Теофраст Ренодо (Renodo) начал издавать «Bureau d’Adress» - т.н. «адресные книги» - каталоги на литературные и научные темы, которые считали прообразом журнала. Затем Мезере (Mezere) в 1663 г. получил разрешение короля Людовика XVI на издание литературного журнала, но не воспользовался им до того, как советник парижского парламента, назначенный на должность ученого секретаря Парижской академии наук Дени де Салло (Denis de Sallo) с 5 января 1665 года начал издавать еженедельный «La Journal des Savants» («Журнал ученых»). В предисловии к первому номеру были изложены задачи издания: «Цель нашего журнала - сообщать новости, которые происходят в стране слов. Раньше выпускались каталоги, в которых давалось принципиальное изложение книг, печатающихся в Европе. У нас будут не просто заголовки, как это делалось в библиографических каталогах…» (видимо, намек на издание Т.Ренодо). Далее издатель излагает широкую программу журнала, перечисляя различные научные направления. Основная часть материалов в журнале представляла собой рефераты опубликованных книг. «Я думаю, - выразил надежду издатель, - что мало найдется людей, которые не хотели бы, чтобы этот журнал принес пользу тем, кто любит и ищет книги, кто их издает и всем, кто не покупая, хочет о них знать».

Через несколько месяцев, в том же 1665 году, в Лондоне начинает выходить «Philosophiсal Transactions of the Royal Society». Схожесть этого журнала с «Journal des Savants» может быть связана с судьбой их редакторов, а, следовательно, с конкретными задачами, стоявшими перед ними. Ведь редактор английского журнала Генри Олденбург (Genri Oldenbоurg), так же, как и его французский коллега Дени де Салло, был назначен ученым секретарем академии наук - Королевского общества в Лондоне. Потребность публиковать фундаментальную информацию (краткое изложение научных докладов и рефераты научных книг) привела обоих редакторов именно к этой форме печатного издания. Однако причина возникновения журнала как вида печатного издания глубже.

Во второй половине XVII века в передовых странах Европы - Англии, Франции, Италии, Германии развитие науки привело к созданию научных обществ - академий наук. Впервые в человеческой истории ученые стали объединяться на государственном уровне в профессиональные союзы. Академии наук, в отличие от различных групп типа школ, кружков, клубов, стали представлять собой вполне официальные сообщества, которые поддерживались государством и функционировали на постоянной основе. Форма деятельности академий выражалась в регулярных заседаниях, на которых ученые выступали с докладами о результатах своих исследований. И сразу при создании Парижской Академии наук и Королевского общества в Лондоне возникла одна и та же проблема - отразить деятельность научного общества. Это, возможно, было только в периодическом издании, поскольку научная деятельность становилась постоянной; содержанием такого издания могли стать только специальные тексты, рассчитанные на узкий круг читателей-специалистов; каждый выпуск такого издания должен был иметь большой объем. Для выполнения всех этих требований газета – массовое, часто выходящее листовое издание слишком малого объема – совершенно не годилась. Потребовалась по внешним признакам книга, но выходящая не однократно, а периодически, регулярно. Таким образом, журнал явился как бы промежуточной формой между газетой и книгой, вобрав в себя, с одной стороны, фундаментальность книги, а с другой – присущие газете оперативность и периодичность выпуска. Журнал по содержанию публикуемых в нем материалов уступал книге в фундаментальности, но, тем не менее, этим качеством обладал. Журнал, конечно, не мог угнаться за газетой в оперативности информации и сроках выхода в свет, но этими качествами также обладал, создав такую промежуточную форму.

То, что наука стала содержанием первых журналов, в определенной степени случайно. Через очень короткое время стало понятно, что журнал может быть создан в любой значительной области знания, культуры, искусства, профессиональной деятельности, вообще специфических интересов. В 1672 г. начал издаваться первый юридический журнал – «Journal de Palais», в 1679 – первый медицинский - «Nouvelles Decouvertes dans toutes les parties de la Medecine», в 1680 – первый богословский – «Journal Ecclesiastique». Затем стали создаваться журналы самых разных направлений – экономический - «Journal Economique», торговый - «Journal de Commerce», театральный - «Journal de Theatres», музыкальный - «Journal de Musique». Уже с 80-х годов XVII века в европейских странах стали распространяться литературные журналы, структура которых утвердилась очень быстро и не меняется до настоящего времени – «Проза», «Поэзия», «Критика», «Библиография». Основой для утверждения журнала как вида печатного издания явилось наличие такого количества накопленного знания и утверждение такого характера деятельности, которые будут достаточны для того, чтобы это периодическое издание продолжалось. А эти обстоятельства возникают уже в период зрелости общества, его готовности к анализу окружающей действительности.

В этом смысле стоит рассмотреть некоторые взгляды на журнал как вид издания, сложившиеся в России. Так, издатель «Московского телеграфа» Николай Полевой в 1831 г. писал: «Журнал не принимает на себя обязанности извещать о дневных событиях, он исключительно посвящается тому, что должно оставить по себе прочные следы». Его мысль об аналитичности журнала подтверждает В.Г.Белинский, объясняя истоки происхождения журнала: «Предшествовавшая эпоха была созерцательная: настоящая эпоха — сознательная... И действительно, в прежнюю, созерцательную эпоху только смотрели на то, что делалось на белом свете, и, посмотрев, записывали, что видели; теперь смотрят еще пристальнее, еще внимательнее, но, смотря, вникают и судят, и тогда только почитают себя что-нибудь увидевшими, когда откроют смысл и значение увиденного, переведут факт на идею»

Идеи о социальной роли журнала, его значимости и необходимости придерживаться определенного направления - самые распространенные среди высказываемых русской общественной мыслью в XIX веке. Они повторяются многими общественными деятелями и практически всеми издателями и редакторами журналов. «Журнал должен составлять нечто целое, полное; он должен иметь в себе душу, которую можно назвать его целью, – писал Н.Полевой. - журналист в своем кругу должен быть колонновожатым; куда же заведет он свой корпус, не зная дороги, ибо дорогу знают тогда только, когда известна цель пути». Василий Плаксин, примерно в одно время с издателем «Московского телеграфа», высказал свои взгляды на этот счет в составленном им «Руководстве к познанию истории литературы»: «Журналы образуют и утверждают вкус, они устанавливают общественное мнение... Журналы могут быть читаны людьми всех сословий и возрастов, везде и всегда. И появление журналов в нашей литературе много способствовало развитию оной и образованию общественному...». Подобные мысли высказывает по поводу роли журнала В.Г. Белинский: «журнал есть руководитель общества», от журнала требуется «определенность физиономии, верность однажды избранному принципу», «…чтоб журнал был читаем, не гоняясь за разнообразием содержания, нужно, чтоб он выиграл мнением».

К моменту появления первых журналов издание книг в Европе имело уже двухвековой опыт. Появление журналов было принципиально новым явлением, не связанным с книжной функцией публикации нового знания. Функция журналов первоначально заключалась в регистрации опубликованных материалов или деятельности учреждений науки, культуры, образования. И только в начале XVIII века журнал как тип издания вначале стал расширять свои функции путем введения новых жанров и разнообразия внутренней структуры, а затем и пытаться воздействовать на общественную мысль. В течение ХVIII века журналы в Западной Европе постепенно становятся ареной литературной, политической и классовой борьбы.

С первых лет существования в общественном пространстве журнал как вид печатного издания приобрел набор функций, которые в той или иной степени имеют место до настоящего времени. Часть из них были присущи и газете, выходившей до появления журнала не менее века, как, например, информационная, организаторская, функция формирования общественного мнения, рекреативная, рекламная и др. (см. учебные пособия Е.П. Прохорова по введению в журналистику). Однако появились и новые, специфические функции. Попробуем их перечислить.

Реферативная функция, которую выполняли уже самые первые журналы в мире и о которой говорили многие редакторы, критики и общественные деятели. М.В. Ломоносов считал: «Назначение журналистов состоит в том, чтобы представлять вполне точные и вполне верные рефераты выходящих в свет произведений». Многие журналы в XVII-XVIII вв. полностью посвящали себя вторичной информации, реферированию книг и других журналов. В настоящее время любой серьезный журнал, независимо от публикуемой тематики, имеет специальный раздел с рефератами изданий, выходящих в данной области знания. Кроме того, многие журналы помещают рефераты статей, опубликованных в данном выпуске.

Аналитическая функция является одной из коренных, определяющих специфику информации, присущей данному виду издания. Газета служит для подачи новостей, информационных сообщений, журнал – для анализа этой информации, комментариев. (См. выше высказывания В.Г. Белинского и Н. Полевого и др.).

Обозренческая функция – одна из важных в журнале. Он должен давать широкую картину всестороннего рассмотрения информации, касающейся тематики и проблематики, которым журнал посвящен. Недаром многие журналы носили название «обозрений».

Идейно-лидирующая функция. Журнал должен быть лидером в сфере своей компетенции, в избранном направлении. Это может быть целая отрасль знания, а может быть раздел, часть этой отрасли. Речь идет о том, что журнал при своем создании принимает на себя ответственность за данное (широкое или узкое, более или менее значимое) направление. Эта функция присуща журналу как виду издания в принципе. Не обязательно, чтобы все журналы ею обладали фактически, но каждый должен стремиться к идейно-тематическому лидерству.

Функция закрепления авторского приоритета. Сотни лет развития науки, идей и взглядов, изобретательства и вообще всякого знания интеллектуальное право не охранялось. До того, как выходила книга (если выходила), ученый и общественный деятель мог высказывать свои идеи в разной форме и, вследствие этого, терять свое право на них. Журнал впервые позволил закрепить авторское право на часть знания или фрагмент творчества (научная статья, рассказ, поэма и пр.), представленную в виде публикации. Функция впервые была сформулирована американским философом Д.Прайсом по отношению к научному журналу.

Собирательная («склад» информации, «библиотека»). Каждый журнал (научный, литературный, музыкальный и др.) представляет собой энциклопедию знаний по своему тематическому и целевому направлению. Так, если журнал посвящается, например, теоретической физике или художественной литературе, или, скажем, путешествиям, то с годами, при условии профессионально высокого уровня издания и редактуры, выпуски издания могут стать собранием сочинений в данной области науки, культуры и т.п.

Если отбросить внешние признаки издания (материальную конструкцию, объем, формат), то именно эти специфические функции отличают журнал от всех других видов печати и СМИ. Журнал прочно занял свое место в ряду главных видов печати. В Европе это произошло в XVII веке, в России – в XVIII-м. Поэтому при изучении истории издательского дела следует, наряду с книгами, рассматривать и журналы.

4. Основные этапы развития допечатной книги.

Исходя из вышесказанного, трудно представить, чтобы такое многогранное и сложное явление в истории человечества как книга отсчитывало срок своего развития со времени изобретения книгопечатания. Конечно, в процессе развития человеческого общества в течение тысячелетий формировались и совершенствовались различные способы передачи информации и формы закрепления знания. Задолго до появления письменности информация передавалась в устной форме: новостная - через гонцов, фундаментальная - с помощью представителей интеллектуальной элиты (учителя, религиозные лидеры и др.).

Позднее появились наскальные изображения, положившие начало пиктографическому письму, передающему информацию в виде рисунков. При возникновении первых ремесел появились знаки, выражающие отдельные понятия, так называемое идеографическое письмо. У ряда восточных народов возникла клинопись – изображения штрихов на сырой глине при последующем обжиге в виде табличек. Последние складывались в ящики, каждый из которых и представлял собой книгу. К ящику прикреплялась глиняная табличка с названием произведения и именем автора, а иногда и другими сведениями – нечто вроде современной каталожной карточки. История сохранила любопытные сведения о существовании первых библиотек, содержащих массив таких ящиков и, более того, табличек с перечнем книг – прообразом современных каталогов. А происходило это уже свыше 10 тысяч лет назад… [Сказанное – не предание, например, еще в XIX веке на раскопках древней ассирийской столицы Ниневии была обнаружена библиотека царя Ассурбанипала (VII век до н.э.), содержащая 20 тысяч глиняных книг, были обнаружены и другие подобные библиотеки с глиняными книгами и каталогами, раскопанные в Египте и в других странах].

Бесспорно, письменность явилась знаковым этапом в формировании книги. Более того, можно сказать, что история книги начинается с письменности. В древности у восточных народов возникло иероглифическое письмо, которое, вследствие его сложности (слишком большого количества знаков различной формы и значения), стало элитарным. Важным шагом в развитии массовой письменности явилось создание около полутора тысячи лет до новой эры буквенного письма, после чего возникли алфавиты – греческий, латинский, арабский и другие, упростившие способ восприятия и практическое освоение письменности. С греческого алфавита началось распространение в большинстве европейских стран латиницы, от него же развилась кириллица, как графическая основа народов восточной Европы, в том числе русских. Само название кириллица получила от имени византийского просветителя Кирилла, содействующего распространению христианства среди славянских народов и создавшего для них письменность.

Важным элементом книжного дела является материальная основа, на которой наносились письменные знаки. Задолго до изобретения бумаги человечество использовало для этой цели различные материалы. Первым из них была глина. Затем в древнем Египте использовался папирус, изготавливаемый по особой технологии из тростниковых стеблей. В связи с хрупкостью папируса из него нарезали тонкие листы, склеивали между собой клеем, выделяемым самим растением, и скручивали в свитки, которые затем укладывали в футляры, сопровождая каждый из них названием произведения. Папирусный свиток стал в истории человечества очередной формой книги, причем, как ни странно, самой долговечной. Первые книги в виде папирусных свитков начали выходить в свет с третьего тысячелетия до новой эры, а последние – в начале XI века новой эры!

Другим распространенным материалом для книг стал пергамен, изготавливаемый из кожи животных и получивший название в честь места, где был изобретен, – государства Пергам. В отличие от хрупкого папируса пергамен нарезался листами, на которые наносился текст с обеих сторон. Листы сшивались в корешке, и получалась книга. Первые такие книги датируются вторым веком новой эры.

В древнем Китае в качестве материала для книг использовались бамбуковые пластины, скреплявшиеся металлическими скобами в виде шторы. Позднее эта же технология была использована при письме по шелку.

В странах Европы книги писали на деревянных пластинах, изготавливаемых из бересты, получившей большое распространение у славян и индусов. Первые берестяные книги датируются IX веком новой эры. Несколько сот «берестяных грамот» найдено на раскопках древнего Новгорода.

Таким образом, уже в Древнем мире человечество создало письменность, что привело к возникновению и развитию рукописных книг. Главное, что книга уже в древности выполняла задачу закрепления и распространения информации – знаний об окружающем мире. [История первых книг и первых библиотек свидетельствует о жадном, неистребимом стремлении homo sapiens к культуре и должна вызвать у студентов чувство уважения к прошлому и к своим предкам, что, в свою очередь, воспитывает такое важное качество для интеллектуальной элиты и особенно для журналистов, как скромность...]

Наконец, в 6 веке до новой эры в Китае для изготовления книг применялся лакированный шелк. И эта же страна дала миру бумагу – материал, которому было суждено стать самым значительным в истории книжного дела, вытеснившим все предыдущие. Недаром его назвали «матерью цивилизации». Бумагу в Китае делали из шелка и бамбуковых волокон; бумага в Европе изготовлялась из пеньки и льна. Родина тряпичной бумаги – Туркестан, откуда она перешла в Сирию, Египет, затем в Европу в I-II вв. н.э. Позднее появилась технология изготовления бумаги из древесной массы и целлюлозы.

После изобретения бумаги начался новый долгий период развития рукописной книги. Писать на бумаге стало удобнее, легче и быстрее. Бумага – более мобильный материал по сравнению с предыдущими, ее легче изготавливать, хранить, переносить, переплетать и т.п. Вопрос чем писать также облегчился и зависел, как и основа для письма, от местности, где создавалось произведение. Люди придумывали настои из произрастающих рядом растений, появились всякие чернила, туши и пр. Качества бумаги как носителя информации обеспечили бурный рост количества рукописных книг, число которых постоянно росло. Появилась профессия – «переписчик», по-разному звучащая в разных странах, но всюду почетная. Более всего, естественно, переписывали книги церковные, в первую очередь, Библию, Коран, Талмуд и др. Затем «по тиражу» следовали «книги бытия» - различные, основанные также на религиозных постулатах, правила поведения людей в быту, жизненные установки, наставления. (В России, например, свод правил поведения городских жителей - «Домострой»). Наряду с этими появляются книги художественного содержания – жизнеописания святых, героические эпосы, «вселенские хроники», рыцарские романы. Знаменитые арабские повести «О Синдбаде-мореходе» и «Тысяча и одна ночь» распространялись в виде рукописных книг и распространялись в Европе в больших количествах копий. Философские сочинения арабских, китайских и персидских авторов пользовались также большим спросом в европейских странах.

Стоит особо отметить неистребимый интерес людей в древние и средние века к сохранению книг, осознание их непреходящей ценности с точки зрения фундаментальной культуры, а также как информацию «о себе» для будущих поколений. История сохранила множество примеров, когда во время войн и катаклизмов простые люди, в том числе неграмотные, спасаясь от смерти, наряду с детьми и пропитанием, спасали книги, унося их с собой во время бегства. Есть свидетельства о переписчиках, осознании ими своей миссии. Они сохранились в рукописях переписываемых ими книг, где иногда переписчик вставлял сведения о себе.

Свою историю имеет древняя книга у славян (в Византии и Болгарии) и на Руси. Сначала, после введения христианства, в Киевскую Русь стали поступать рукописные переводные книги из других славянских государств, которые послужили основой обучения в первых учебных заведениях, основанных князем Владимиром Красное Солнышко, просветительское дело которого продолжил Ярослав Мудрый, создав первую русскую библиотеку при построенном им в начале XI века храме Святой Софии в Киеве. Наряду с привозными иностранными и переводными книгами создавались оригинальные издания, вошедшие в сокровищницу русской культуры. К ним относятся книги русских подвижников - «жития» Бориса и Глеба, Мстислава и Ольги, Феодосия Печерского, сборники «Прологи», «Четьи-Минеи», «Патерики», энциклопедические сочинения – «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи». Выходят оригинальные авторские произведения – «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, позднее - книги проповедника Кирилла Туровского («Слово…», «Поучение…», «Наставление…»), причисленного за свою деятельность к лику святых; наконец, выдающийся литературный памятник – «Поучение Владимира Мономаха». Среди великих, дошедших до нас произведений, стоит отметить «Остромирово евангелие» 1056-1057 г., «Изборник Святослава» 1073 года, «Слово о полку Игореве» и книгу первого славянского историка Нестора «Повесть временных лет». С начала XI и до середины XIII в.в. общее число книг на Руси исчислялось сотнями тысяч. Книги не только читались, но публично слушались. Наряду с профессией переписчика существовала профессия чтеца.

5. Издательская деятельность Н.И. Новикова.

1 2 3 4 5 6 7 8 9