">
Прикладные науки ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 1 - Инновационные технологии в дополнительном образовании детей в условиях модернизации образования. Их характеристика. Примеры. Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности УДОД. Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей: •обновление содержания образования; •внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности. Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их. Одна из ошибок общеобразовательной школы заключается в том, что она перегружает головы учеников знаниями, не обращая должного внимания на развитие их способностей: роль знаний преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития. Деятельность детей и способы приобретения ими знаний зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника. Избежать подобной ошибки поможет использование современных педагогических технологий. Слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом: 1.Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов). 2.Педагогическая технология – это системный метод создания, приме нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). I группа – личностно-ориентированные технологии, главная установка которых – уникальность, целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые, клубные и другие. II группа – это технологии управления познавательным процессом. В их основе – четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание. Это блочно-модульные, проблемно-модульные, развивающие, а также многие программированные, информационные технологии (Шаталов В.Ф., Эрдниев П.М., В.И. Занков, В.И. Давыдов, Кэролл и Блум). III группа – технологии «свободного воспитания». В их основе лежит проектирование образовательного процесса «от ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагога состоит в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие к его личному опыту, потенциальным возможностям. Это гуманно-личностное обучение, «ненаправленное» обучение, семейная школа, технология автодидактики и витагенного обучения (Ш.А. Амоношвилли, А.С. Белкин, др.). IV группа – технологии, преодолевающие формализм школы. В их основе лежат идеи критики нормирования и формализма содержания обучения, режима дня, власти преподавателя, классной формы селекции детей по возрасту и т.п. Это дистанционное и концентрированное обучение, парковая технология, артпедагогика и др. V группа – техногенные технологии, которые мало изучены: суггестия, обучение во сне, гипнотическое обучение, медитации, аутотренинги и.др. Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Главный принцип – добровольность. В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития. Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). - Коллективный способ обучения - предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.). Уровни коллективной деятельности в группе: •одновременная работа со всей группой; •работа в парах; •групповая работа на принципах дифференциации Технологии: КТД, Проектная технология. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задачи проекта формируются как задачи достижения цели в определенных условиях. Результатом реализации такой технологии является продукт, в качестве которого могут выступать портфолио, фильм, сайт, программа и другие разработки учащихся. Педагогика сотрудничества («проникающая технология») в частности: Технология КТД И.П. Иванов. Технология ТРИЗ – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности. Технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как: -умение анализировать, рассуждать, обосновывать; -умение обобщать, делать выводы; -умение оригинально и гибко мыслить; -умение активно использовать воображение Проблемное обучение . При которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Коммуникативная технология; - Технология программированного обучения. Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями. Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение. Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы: -информационный блок; -тестово-информационный блок (проверка усвоенного); -коррекционно-информационный блок; -проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний); -блок проверки и коррекции. Все темы повторяют вышеприведенную последовательность. Модульное обучение (П. Ю. Цявиене, Трамп, М.Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей. Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Игровые технологии; Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Цели образования игровых технологий: -дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; -воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; -развивающие: развитие качеств и структур личности; -социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. Компьютерная технология - - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Цели новых информационных технологий: •Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. •Подготовка личности «информационного общества». •Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить. •Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. вопрос 2 2. Критерии выбора педагогической технологии в дополнительном образовании детей. Анализ эффективности ее применения. Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их. Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. Само это слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом: Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Практически все известные педагогические технологии можно поделить на следующие группы по идеям, которые лежат в основе их создания. I группа – личностно-ориентированные технологии, главная установка которых – уникальность, целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые, клубные и другие. Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. II группа – это технологии управления познавательным процессом. В их основе – четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание. Это блочно-модульные, проблемно-модульные, развивающие, а также многие программированные, информационные технологии (Шаталов В.Ф., Эрдниев П.М., В.И. Занков, В.И. Давыдов, Кэролл и Блум). III группа – технологии «свободного воспитания». В их основе лежит проектирование образовательного процесса «от ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагога состоит в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие к его личному опыту, потенциальным возможностям. Это гуманно-личностное обучение, «ненаправленное» обучение, семейная школа, технология автодидактики и витагенного обучения (Ш.А. Амоношвилли, А.С. Белкин, др.). IV группа – технологии, преодолевающие формализм школы. В их основе лежат идеи критики нормирования и формализма содержания обучения, режима дня, власти преподавателя, классной формы селекции детей по возрасту и т.п. Это дистанционное и концентрированное обучение, парковая технология, артпедагогика и др. V группа – техногенные технологии, которые мало изучены: суггестия, обучение во сне, гипнотическое обучение, медитации, аутотренинги и.др. Обусловленность использования! Использование игровых технологий: Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии. Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании. В основе технологии лежат организационные принципы: •социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; •сотрудничество детей и взрослых; •романтизм и творчество. Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого ученика. Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы: -разбудить активность детей; -вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; -подвести эту деятельность к процессу творчества; -опираться на самостоятельность, активность и общение детей. вопрос 3 3. Педагогический потенциал различных организационных форм дополнительного образования. Критерии выбора. Предусматриваются разнооб¬разные формы проведения занятий: групповые, индивидуаль¬ные, со всем составом детского объединения. Наиболее распро¬страненными формами являются кружок (группа), клуб, сту¬дия, школа, лаборатория, мастерская. КРУЖОК, ГРУППА — традиционная, базовая форма объе¬динения детей по интересам. Приоритетны для них предметно- практические задачи освоения конкретного профиля деятель-ности, т.е. изучается один учебный курс, соответствующий тре¬бованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог. КЛУБ — детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач. В образовательных клубах главное вни¬мание уделяется освоению воспитанником содержания той или " иной предметной области. Досуговые клубы решают задачи организации досуга, свободного общения детей и подростков. отличительные признаки клубов — наличие названия, опре¬деленной символики. Содержание деятельности СТУДИИ связано с определенным видом искусства или художественного творчества (изобразитель¬ное, музыкальное, театральное, литературное творчество и т.п.). Среди педагогических задач студии — создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различны х областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность с показом достижений воспитанников Характеризуя ШКОЛУ как форму организации образова¬тельного процесса в учреждении указанного типа, следует об¬ратить внимание на такие ее отличительные признаки, как на¬личие определенной концепции, представленной в проекте (ус¬таве, положении) и образовательной программе; приоритет обучения при многообразии видов и направлении деятельности детей; комплекс учебных программ; организация образователь¬ного процесса педагогическим коллективом, а не одним педа¬гогом; оформленные ступени (стадии) обучения; четко обозна¬ченные условия набора и обучения; вручение сертификата об окончании школы и т.п. Такие сложные образования, как клубы, студии, школы, мо¬гут дифференцироваться по профилю деятельности (музыкальная студия, спортивный клуб и т.д.); можно выделить однопрофильные (исторический клуб, студия эстрадного танца, и т.п.) и многопрофильные, т. е. объединения, где деятельность осуществляется по различным направлениям, видам ти (военно-патриотический клуб, в программу которого включа¬ется учебные курсы по истории России, физическая подготовка и т.д.) Интересными формами детского объединения являются ла¬боратория и мастерская. Исследовательские изыскания, поисковый, творческий компонент в образовательной деятельности, когда в основе содержания лежит конкретная область научных знаний или междисциплинарная проблема, — все это черты, присущие лаборатории. В состав лаборатории входят преимущетвенно старшие подростки и старшеклассники. Для мастерской характерны принадлежность к определенному виду прикладного творчества (в прикладной деятельности) или искусства(мастерскаяхореографии),приоритет предметно-практических задач — ориентация на достижение уровня мастерства в определенном направлении. Отличительной чертой организации деятельности детских объединений является гибкость, вариативность. Ориентируясь на потребности, интересы детей, педагоги ищут те формы организации, которые актуальны и наиболее эффективны. Поэтому воз¬можны различные пути поиска новых форм или преобразования существующих традиционных форм детских объединений. Педагог может пойти по пути преобразования существующей формы в более сложную (например, от кружка, группы к клубу, лаборатории), и тогда он будет ориентироваться на постановку более сложных задач, потребуется формулирование новых подходов к отбору содержания, организации образовательного процесса и т.д. Таким образом, преобразование исходит из требований, предъявляемых формой.поск наиб.приемлимой существующему содержанию формы происходит на основе существующего педагогичского анализа ситуации(состояние обр процесса, его оснащенность, вариативность) вопрос 4 4. Занятие как основная форма организации учебного процесса в дополнительном образовании детей. Занятие в УДОД – это все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п. В зависимости от приоритета обозначенных целей занятия можно обозначить следующие их виды: Собственно обучающие занятия. Они преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Среди обучающих занятий можно выделить (по приоритетным задачам) некоторые разновидности: 1. Учебные занятия по передаче знаний. 2. Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению. 3. Учебные занятия закрепления знаний. 4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике. 5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков). 6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний. Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков. Однако в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. К примеру, «огоньки» и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагают образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.
Структура учебного занятия Учебное занятие является, хотя и ограниченным по времени, процессом, представляя собой модель деятельности педагога и детского коллектива. Поэтому учебное занятие правомерно рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения. В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация. 1 этап: организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. 2 этап: проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию). Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). 4 этап: основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1) Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2) Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием 3) Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. 4) Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. 5 этап: контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). 6 этап: итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу. 7 этап: рефлективный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. 8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Условия эффективности учебного занятия Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру: – комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи); – адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива; – соответствие способов работы поставленным целям и содержанию; – наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов; – четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность; – наличие благоприятной психологической атмосферы; – активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность); – полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения. Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д. Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно. Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий. Примерная модель занятия в ОУ ДОД Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики. При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает: •учебно-тематический план реализуемой образовательной программы; •согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы; •определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими; •определяются тип и структура занятия; •его тема, цель, задачи. Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области. Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала. На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д. К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия. Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем. Основные требования к современному занятию. •Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности. •Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. •Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др. •Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии. •Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д. •Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д. вопрос 5 5. Основные формы организации учебного процесса: урок в школе и учебное занятие учреждениях дополнительного образования. Урок – основная форма организации учебного процесса , при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с классом (группой учащихся одного возраста), используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, воспитания, развития. Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребенка, включающего содержание, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования. Основные функции занятия: обучающая, воспитывающая, развивающая, побуждающая (стимулирующая), самообразовательная. Разнообразие форм работы с детьми в системе дополнительного образования детей. Различные подходы к классификации форм ДО: по времени проведения, по времени подготовки, по количеству участников, по видам деятельности, по результатам деятельности, по способу влияния педагога, по субъекту организации процесса. Классификация форм воспитательной работы Е.В. Титовой: мероприятия, дела, игры. Классификация форм воспитательной работы Е.Н. Барышникова: беседа, дело, практическое занятие, соревнование, праздник, сюжетно-ролевая игра, экскурсия Классификация форм совместной деятельности детей и взрослых в процессе социального воспитания на основе способов взаимодействия Б.В. Куприянова: ритуал, диалог, демонстрация, созидание, организованное восприятие, развлечение, исследование, преодоление трудностей, монолог, соревнование. Пример: Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. А.Е.Сейненский предлагает понимать под экскурсией «форму организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и проч.»[38, с.609]. Автор указывает, что «для успешного проведения экскурсии необходимо составить подробной план, разработать маршрут, сформулировать задания и вопросы для учащихся». А.Е. Сейтенский так определяет функции участников экскурсии: с одной стороны -организация наблюдений, консультирование, сообщение необходимых сведений, с другой — самостоятельное наблюдение, ведение записей, фото и видеосъемки, магнитофонных записей. Как показывает анализ литературы, наиболее часто упоминаются авторами учебные, производственные и краеведческие экскурсии. Вопрос 6 - Учебно-методическое обеспечение ДОД МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — процесс и результат оснащения чьей-либо деятельности (или проекта, программы) необходимыми методическими средствами и информацией, спо¬собствующими ее эффективному осуществлению (или реализа¬ции). Методическое обеспечение программы До 2006 г. - включает описание: - форм занятий, планируемых по каждой теме (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); - методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; - формы подведения итогов по каждой теме, разделу. С 11.12.2006 г.: - обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); - рекомендации про проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов и опытов и т.д.; - дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. Учебно-методический комплекс – совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности. УМК включает: -образовательную программу (основной документ); -учебные методические пособия для педагога и учащихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, разработки занятий, специальная литература и т.д.) ; -материалы по индивидуальному сопровождению развития учащихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т.п.); - материалы по работе с детским коллективом (методики диагностики сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики). Методическое обеспечение программы: •Обеспечение программы методическими видами продукции •Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ •Дидактический, лекционный, наглядный материалы Методическое обеспчение: •Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы – указываются сведения о помещениях, в которых должны проводиться занятия, дается перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий. • Кадровое обеспечение реализации программы – необходимо прописать, какие специалисты, кроме педагога дополнительного образования, необходимы для образовательного процесса: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, педагоги дополнительного образования других направлений, лаборант и др. Указываются должность и обязанность педагогов, требования к их квалификации Вопрос 7. Основные этапы разработки педагогом учебно-методических материалов к реализуемой им программе дополнительного образования детей. Этапы разработки УМК I. Работа с нормативной и учебно-методической документацией. На этом этапе рассматриваются федеральный компонент и региональный компонент. Федеральный компонент носит рекомендательный характер и состоит из: • Государственного образовательного стандарта СПО; • примерного учебного плана; • примерной учебной программы; • перечня кабинетов и лабораторий. Региональный компонент разрабатывается в учебном заведении и включает в себя следующую документацию: • рабочий учебный план; • рабочая учебная программа; • тематический план; • планы учебных занятий (технологические карты). II. Выбор средств обучения, в зависимости от поставленной дидактической цели и способа ее реализации на занятии. Средства обучения классифицируются на 4 основных вида: вербальные (словесные), учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и специальные оборудования для практической деятельности. К вербальным средствам обучения относятся учебная и учебно-методическая литература, инструкционные карты, словари, дидактические материалы. Учебно-наглядные пособия используются без помощи ТСО (технических средств обучения) и бывают натурального, изобразительного и знакового типа. для практической и лабораторной деятельности требуются специальные оборудования. Ими являются: • тренажеры и лингафонные кабинеты; • средства для проведения лабораторных и практических работ; • орудия и средства труда, применяемые в профессиональной деятельности специалиста и используемые в учебных целях. III. На третьем этапе происходит выбор типа и вида занятия, а также использование традиционных и инновационных технологий проведения занятий в форме: • лекции, семинара, коллоквиума, деловой игры; • бинарного или интегрированного урока; • урок-тренинг, урок-соревнование, урок-конференция и т.п. IV. На этом этапе осуществляется выбор вида контроля для образовательного контроля усвоения знаний, умений и навыков студентов. Выбор происходит из 4 существующих видов: входного, текущего, рубежного или итогового. Во всех видах контроля применяются одинаковые формы контроля: блочно-модульный рейтинговый контроль, срезы знаний, тестирование, коллоквиумы, семинары, контрольные и самостоятельные работы, защиты рефератов и курсовых работ и т.д. V. Самоанализ и коррекция деятельности преподавателя. На основе полученных данных необходимо своевременно вносить коррективы в организацию занятий. Разрабатывать УМК дисциплины рекомендуется в следующем порядке: •Определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану. •Разработка образовательного стандарта дисциплины. •Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов. •Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане). •Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов. •Разработка заданий для контрольных точек. •Разработка методических рекомендаций к практическим и лабораторным занятиям, а также курсовому проектированию (при наличии в учебном плане). |
© 2010–2022 Эссе.рф: Библиотека учебных материалов |