">
Психология Конфликтология
Информация о работе

Тема: Внутриличностные конфликты

Описание: Исторические подходы к изучению внутриличностных конфликтов. Понятие внутриличностного конфликта. Его виды и последствия. Изучение психологического аспекта. В теории К.Г.Юнга. Отечественные исследователи подразделяют все концепции. Эмоциональная сфера.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Конфликтология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 77
Поднять уникальность

Похожие работы:

Курсовая работа на тему

«Внутриличностные конфликты»

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ………………………………..4

1.1. Понятие внутриличностного конфликта……………….…………….4

1.2. Показатели внутриличностного конфликта……….…………………6

2.ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ: ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ...10

2.1.Виды внутриличностных конфликтов………………………………10

2.2.Последствия внутриличностных конфликтов…………….………...14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………..17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..19

ВВЕДЕНИЕ

Специалист по связям с общественностью тесно связан с конфликтными ситуациями. В своей работе ему часто приходится регулировать конфликты, предотвращать конфликты или минимизировать их последствия. Так же каждый человек является самостоятельным генератором конфликта. Другими словами – личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностные конфликты, носителем которых она и является.

Данная работа посвящена изучению темы конфликтологии – «Внутриличностный конфликт». Такие конфликты являют собой противостоянием двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком, как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

Основной целью данной работы является изучение психологического аспекта внутриличностного конфликта. Изучение данной темы также дает возможность реально оценить способы преодоления таких конфликтов на практике. Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие внутриличностного конфликта и его показатели в современной конфликтологии;

изучить основные условия возникновения такого конфликта;

охарактеризовать виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, когнитивный, ролевой);

проанализировать характер отношений конфликтующих сторон;

выяснить способы завершения внутриличностных конфликтов;

обобщить полученный материал и отразить его в данной работе.

Объектом изучения данной работы является внутриличностный конфликт, как один из основных психологических аспектов современной личности. Предметом исследования являются процессы, происходящие внутри личности при совершении такого конфликта и наступающие последствия.

В качестве теоретической основы изучения в данной работе применялись труды и учебные пособия российских авторов по психологии личности и конфликтологии, затрагивающие изучение темы – «Внутриличностный конфликт». Это труды, таких авторов, как Агеева Л.Г, Ананьев Б.Г., Анцупов А.Я. , Ачкасовой В.А., Волков Б.С., Гоноболин Ф.И., Емельянов С.М.,

Ильин Е.П., Ковалев А.Г., Козырев Г.И., Леонтьев А.Н., Меткин М.В.,

Платонов К.К., Платонов Ю.П.. В книгах перечисленных авторов рассматривается внутриличностный конфликт с современной точки зрения.

Структура данной работы следующая – работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 20 страницах, включает 1 таблицу. Для написания работы использовано 15 научных источников.

1. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

1.1 Исторические подходы к изучению внутриличностных конфликтов

Проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий.

В рамках психоаналитического направления акцент делается на биопсихологической трактовке внутриличностного конфликта. У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний (З.Фрейд). Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-я.

Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.

Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.

Сверх-Я – "цензурная" инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями. Которые общество предъявляет к личности.

Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. однако такие процессы протекают не всегда успешно.

В теории К.Г.Юнга внутриличностный конфликт – это регресс в сферу бессознательного, проигрывание так называемого "родительского сценария". У К.Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций – как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие "невротических потребностей", удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.

В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. По К.Роджерсу в основе конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками. Которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. А.Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.

Основатель логотерапии В.Франкл описывает сущность внутриличностного конфликта как потерю смысла жизни.

Когнитивная психология рассматривает конфликт как несовпадение знания и поведения или несовпадение двух знаний.

Интеракционизм понимает внутриличностный конфликт как диссонанс ролей и т.д.

Подведя итог, внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.

1.2. Понятие внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

Внутриличностный конфликт — трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т. п.

Отечественные исследователи подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи с внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.

Психодинамические (интрапсихические) концепции опираются на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни.

Ситуационные подходы, опирающиеся на представление конфликта, как реакции на внешнее стечение обстоятельств в работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Миллера, Дж. Долларда.

Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта, как познавательного феномена в работах К. Роджерса, А. Маслоу, К. Левина, В. Франкла, Л. Фестингера.

Внутриличностный конфликт довольно специфичен, его специфические особенности состоят в следующем:

особенность структуры конфликта - отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;

специфичность форм протекания и проявления - такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями - страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;

латентность протекания.

Внутриличностные конфликты можно разделить на две группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:

результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);

возникающие из противоречий внутреннего мира личности, как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка).

В современной конфликтологии выделяют три уровня развития внутреннего психологического противоречия:

психологическое равновесие внутреннего мира конкретной личности;

нарушение равновесия, осложнения, затруднение основных видов осуществляемой деятельности, проекция внутреннего психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими, внешний мир в целом;

невозможность реализации собственных планов, невозможность выполнять свои жизненные функции.

1.2. Показатели внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт, как психологический аспект личности имеет показатели, которые подразделяют на несколько групп:

1. Когнитивная сфера - снижение самооценки; осознание своего внутреннего состояния, как психологического тупика; задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

2. Эмоциональная сфера - психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

3. Поведенческая сфера - снижение качества и интенсивности осуществляемой деятельности; снижение удовлетворенности этой деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

4. Интегральные показатели - нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Условия возникновения внутриличностного конфликта:

1. Личностные условия - связаны с возможностью осознания существующего противоречия:

актуализация сложности внутреннего мира личности;

сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;

высокий уровень развития чувств и ценностей;

сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.

Из вышесказанного становится видно, что внутриличностный конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации предполагает наличие материального или идеального запретов или преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации превращается в собственно конфликтную ситуацию.

2. Ситуативные условия:

внешние - борьба с окружающей природой, порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества;

внутренние - противоречия равно значимых сторон личности, осознание субъективной неразрешимости ситуации.

Таблица 1

Типология критических жизненных ситуаций

Тип критической ситуации Онтологическое поле Тип активности Внутреняя необходимость Нормальные условия  Стресс Витальность Жизнедеятельность организма Удовлетворение Непосредственная данность жизненных благ  Фрустрация Отдельное жизненное отношение Деятельность Реализация мотива Трудность  Конфликт Внутренние мир Сознание Внутренняя согласованность Сложность  Кризис Жизнь как целое Воля Реализация жизненного замысла Трудность и сложность  

Таким образом, в отечественной психологической литературе существует понятие критической ситуации, которое определяется, как ситуация невозможности, в которой конкретный субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.). Конкретная работа с критическими жизненными ситуациями определяется ее типом: стресс, фрустрация, конфликт и кризис.

Изнутри для всякого инфантильного существа всякий стресс является кризисом. Отсюда, чем больший вес инфантильная установка имеет в психике данного человека, чем более она определяет его мироощущение, тем больше вероятность, что любая ситуативная неудача или неприятность будет ощущаться как глобальный жизненный кризис. Вес инфантильной установки в жизненном мире человека определяется его психологическим возрастом, конституционально - характерологическими особенностями, текущим психофизиологическим состояниям.

В простом и трудном мире происходит дифференциация стресса и кризиса за счет выработки механизма терпения надежды, назначение которого как раз и состоит в борьбе со стрессом. Но именно этот механизм делает возможным существование стресса, как особой психологической реальности: не будь терпения, мы всякий раз бы сталкивались с инфантильным кризисом. Но в этом мире фрустрация становится тождественной кризису. Это объясняется тем, что при условии неудовлетворения потребности, которая в этом мире фиксируется, как единственная, вся жизнь, подчиненная удовлетворению этой потребности, становится под угрозу, что равносильно кризису. Здесь еще нет конфликтов, так как нет сложности, борьбы мотивов, мир определяется как односоставный. Действия такого индивида, движимого конкретными импульсами, представляют собой постоянные выяснения отношений с внешним миром. Но эти отношения протекают в форме фрустрации актуальный мотив (так легко сменивший предыдущий за счет увеличения его побудительности по сравнению с прошлым) не может быть реализован.

Субъект легкого и сложного жизненного мира испытывает стресс как самостоятельное психическое явление. Но этот стресс скорее всего связан с пониманием каждого жизненного устремления или отношения как вечного и единственного. В условиях сложного мира такое стремление постоянно ущемляется сознательно ценностными иерархизациями жизненных отношений, которые учитывают это и то, распределяя их во времени сначала потом.

Механизмами совладания со стрессом являются:

снижение значимости существующего мотива («Ничего страшного»);

переключение на другое жизненное отношение ;

терпение («Скоро пройдет, время лечит»);

надежда («Всё будет хорошо»).

Первые два механизма смиряют аффекты, борясь со стрессом в данной категории жизненного мира. За их пределами начинается конфликт. Но конфликт для этого субъекта становится нарушением единства всей системы сознания. Для такого субъекта нет других ситуаций или будущего, как это свойственно для трудного мира. Никаких там и тогда для него не существует: его жизнь сжата в точку здесь-и-сейчас. Такое состояние и есть кризис.

И только в сложном и трудном мире происходит полная дифференциация всех психологически трудных ситуаций стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Это связано с тем, что между этими мирами существует закономерное отношение включенности - реалистический и ценностный миры включают в себя инфантильный, а закономерности творческого мира включают в себя все предыдущие.

Однако, при общем условии подчиненности включенных миров, субъект, конгруэнтный сложному и трудному миру, может время от времени соскальзывать к закономерностям более низших форм (проваливаться в так называемый микрокризис, как на уровне стресса, так и на уровне фрустрации или конфликта). Такие временные соскальзывания соответствуют существованию на других уровнях жизненных миров легкого и/или простого. Для их преодоления необходимо вернуться в состояние сложного и трудного жизненного мира, где сложившаяся ситуация может выглядеть как критическая, но перестает быть кризисной.

Такова основная позиция рассмотрения внутриличностного конфликта в отечественной психологии и конфликтологии. Чтобы лучше усвоить сущность внутриличностного конфликта необходимо рассмотреть конкретные его типы.

2. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ: ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ

2.1. Виды внутриличностных конфликтов

Исторически одной из самых влиятельных в психологии оказалась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, рассматривавший, выводя их из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Он различал три варианта течения этих конфликтов:

Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие друг друга. Ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых внутриличностного конфликта как такового просто бы не было.

Альтернативы в равной мере непривлекательные.

Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех за и против.

Более сложным представляется позиция автора В.В. Столина, описывающего конфликт мотивов, как противоречие смыслов «Я». С точки зрения этого автора действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого, и в силу этого обладающее конфликтным смыслом, может быть названо поступком. А смысл «Я» возникает в результате соотнесения собственных свойств с мотивами действий: расширяются связи человека с миром, расширяется его мотивационная сфера возникает множественность смыслов «Я». Если бы деятельности никогда не пересекались, то человек имел бы столько социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит . В определенных пределах так и происходит: пока две человеческие деятельности не столкнулись в жизни человека, он может иметь непротиворечивый образ «Я», состоящий из потенциально противоречивых свойств. Но деятельности пересекаются в различных обстоятельствах в жизненном пространстве индивида, где поступок и становится перекрестком, пересечением деятельностей. Конфликтный смысл «Я» возникает после совершения поступка.

До совершения поступка личность переживает конфликтную ситуацию субъективную трудность выбора, психическую напряженность, эмоциональный дискомфорт, сигнализирующие об этой конфликтности. Но только поступок инициирует конфликт: смысл «Я» становится объективно противоречивым. Множественность деятельностей приводит к множественности смыслов, пересечение деятельностей к поступкам, поступки к конфликтным смыслам, а конфликтный смысл запускает дальнейшую работу самосознания. Т.е. конфликт, с точки зрения отечественной психологии, это возможный фактор становления личности, при условии, что речь идет о сознательном признании факта поступка.

Когнитивные конфликты - в основе таких конфликтов лежат несовместимые представления личности. Человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт при возникновении несогласования этих структур. Согласование идей осуществляется разными путями:

путем изменения отношения к одной из когниций: сегодняшние мысли изменяют воспоминания;

путем изменения одной из когниций (1- когниция знаю, что курю, 2- когниция знаю, что курить вредно: удаляется одна из когниций или снижается ее значимость во внутренней структуре);

путем создания защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний (усталость) или полное вытеснение самого поступка.

Ролевой конфликт - одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим.

Традиционно различают два типа ролевых конфликтов:

1. Личностно ролевой конфликт - конфликт «Я – роль», где различия возникают между требованиями роли и представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возникает из-за неспособности соответствовать требованиям роли, из-за нежелания ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изменить себе; возможен компромиссный вариант снятия этого противоречия.

2. Межролевой конфликт предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые по каким-то причинам оказываются несовместимыми (семья работа).

Факторы, определяющие силу этого типа конфликтов:

степень несовместимости разных ролевых ожиданий;

жесткость, с которой эти требования предъявляются;

личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям.

Конфликт - сложное явление, трудно поддающееся классификации. Но существует два подхода к типологии такого рода конфликтов.

Система использует язык переживания человеком трудной для него ситуации.

Мотивационный конфликт - столкновение мотивов, бессознательных стремлений «Между хочу и хочу».

Нравственный конфликт - столкновение долга и желания, моральных принципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему «Между хочу и надо».

Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности - конфликт между желаниями и реальной действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями «Между хочу и могу».

Ролевой конфликт - внутриролевой (различное понимание личностью себя и своей роли: «Я и роль»), межролевой (невозможность соединять несколько ролей одним человеком). Интенсивность ролевого конфликта определяется степенью совместимости, несовместимости различных ожиданий «Между надо и надо».

Адаптационный конфликт - нарушение равновесия между человеком и окружающей средой или нарушение процесса социальной или профессиональной адаптации. «Между надо и могу».

Конфликт неадекватной самооценки - расхождение между самооценкой, притязаниями и реальными возможностями (низкая или высокая самооценка и низкий или высокий уровень притязаний). «Между могу и могу».

Невротический конфликт - длительно сохраняющийся любой из вышеописанных видов конфликтов или их совокупностей.

Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть:

1. Бессознательные - связаны с использованием механизмов внутриличностной защиты (идеализация, вытеснение, уход);

Сознательные - определяются следующими вариантами: переориентация изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего проблему; компромисс осуществление выбора в пользу какого-либо варианта и его реализация.

2.2. Последствия внутриличностных конфликтов

Последствия внутриличностных конфликтов могут быть двух видов:

Конструктивные – это максимальное развитие конфликтующих структур и минимальные личностные затраты на его разрешение, один из механизмов гармонизации личностного развития (это усложнение психической жизни, переход ее на другой уровень функционирования, развитие морального чувства, осознание себя личностью в результате разрешения конфликта, закаляется характер, формируется решительность, устойчивость поведения, стабильная направленность личности, формируется адекватная самооценка).

Деструктивные – наступает усугубление раздвоения личности, перерастание в жизненные кризисы, развитие невротических реакций (например, угроза эффективности деятельности, торможение развития личности, утрата уверенности в своих силах, формирование устойчивого комплекса неполноценности, деструкция существующих межличностных отношений в виде повышенной агрессивности, тревожности и раздражительности; перерастание внутриличностного конфликта в невротическую форму (присущие конфликту переживания занимают центральное место в системе отношений человека, и он не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из этого положения).

Тип, сфера и напряженность конфликтов во многом зависят от среды, в которой живет человек. Если она стабильна и имеются прочные установленные традиции, тогда варианты выборов возможностей ограничены, диапазон потенциальных конфликтов узок. Но даже в этих случаях в них нет недостатка. Но если цивилизация находится в состоянии быстрого изменения, где бок о бок сосуществуют крайне противоречивые ценности, а образ жизни разных людей расходится все сильнее, то выборы, которые приходится делать человеку многообразны и трудны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внутриличностный конфликт- это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.

Следует заметить, что внутриличностный конфликт довольно специфичен, и его специфические особенности состоят в следующем:

особенность структуры конфликта - отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;

специфичность форм протекания и проявления - такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями - страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;

латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.

Типологии внутриличностных конфликтов довольно разнообразные, но основные виды – мотивационные, когнитивные и ролевые конфликты.

Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательные, которые связаны с применением механизмов и сознательные, которые состоят в следующем: переориентация изменение притязаний в отношении проблемного объекта; компромисс в пользу осуществления какого-либо варианта и его реализация и т.д..

В целом, общее значение конфликтов в жизни личности таково, что в психологическом внутриличностном конфликте может измениться сама структура личности, ее отношения, т.е. это острая форма развития личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеева Л.Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие . Ульяновск: УлГТУ, 2010.

2. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. СПБ.: Речь, 2006.

3. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2009.

4. Ачкасовой В.А. Учебное пособие по конфликтологии. СПб.: СПбГУТ, 2006.

5.Волков Б.С. Конфликтология: уч. пособие для студ. высших уч. завед / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. Изд. 3-е исп и доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007.

6. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 2007.

7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии, 3-е изд. СПб.: Питер, 2009.

8.Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010 .

9.Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М.: Просвещение, 2009.

10.Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев 2-е изд; перераб. и доп. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010.

11.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., Изд-во МГУ, 2008.

12.Меткин М.В . Конфликтология: учебное пособие / Под научной редакцией. СПБ.: Питер, 2008.

13. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: ИНФРА-М, 2007.

14. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. СПб: Речь, 2009.