">
Психология Общая и социальная психология
Информация о работе

Тема: Психологическое образование в современном обществе

Описание: Принципы отбора содержания учебного материала. Основные тенденции развития высшего образования в мире. Самостоятельная работа как часть учебной работы студентов. Методика подготовки и проведения семинарских занятий. Особенности взаимоотношений.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Общая и социальная психология.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 03.09.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 52
Поднять уникальность

Похожие работы:

1.Цели и задачи психологического образования в современном обществе Основная цель - служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает: а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества;б) активное вмешательство психолога, направленное на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;в) помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке; для этого организуются специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;г) консультирование и совместную работу с персоналом школы и родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов.-предотвращать школьный неуспех,· способствовать социальному научению и социальной адаптации детей,· помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся ( что прямо противоположно цели, выдвигаемой ранее - отделять таких детей),· содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся,· повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области образования. - не просто констатировать уровень развития учащихся для отбора, а получить психологическую информацию о каждом или коллективе класса, чтобы создать условия, стимулирующие развитие. - обеспечение психического и личностного развития учащихся. создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Если речь идет о детях, отстающих в своем развитии от большинства других детей, то задача практического психолога сводится к тому, чтобы вовремя выявить и устранить возможные причины задержек в развитии. - в течение всего детства держать под контролем процессы

обучения и воспитания детей с целью повышения качества обучения и воспитания. Имеется в виду необходимость построения этих педагогических процессов в строгом соответствии с естественными и социальными законами психического развития детей, с основными положениями психологической теории обучения и воспитания. Практическая цель работы психолога здесь сводится к тому, чтобы с позиций этой науки оценивать содержание и методы обучения и воспитания детей, применяемые в различных детских учреждениях, давать рекомендации по их совершенствованию с учетом научных данных о развитии детей разного возраста. -практическое воздействиие психологов нанепосредственных участников педагогического процесса: детей, учителей, родителей и руководителей образования. Данная задача предполагает оказание прямой психологической помощи всем этим людям в обучении и воспитании. Здесь психолог выступает в роли педагога, психотерапевта, консультанта, корректора.

10. принципы отбора содержания учебного материала. На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам. Учебный план включает в себя: 1. Перечень учебных дисциплин. Псих как предметная обл в разной степени представлена в разных учебных планах.. В зависимости от значимости психологии как учебного предмета2. В уч плане также определяется, в каком семестре (или семестрах) изучается определенная учебная дисциплина. 3. Трудоемкость образовательных программ, а также изучения каждой учебной дисциплины обычно измеряется в российской высшей школе в академических часах.4. Учебный план определяет также формы учебных занятий по учебной дисциплине: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, виды курсовых работ и практик. 5. В учебном плане определяются виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен или зачет, реферат, курсовая, дипломная работы).На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины. Учебная программа обычно содержит:1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена; 2) пояснительную записку, в к-й описываются значимость дисциплины в рамках обр программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний; 4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.Существует три способа построения учебных программ: линейный способ- отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. +:экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. -: на разных ступенях обучения студенты не всегда способны усвоить определенные сложные явления. Концентрический способ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей. Такое расположение материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубоко изучение тех же вопросов. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако порой оказывается неизбежным. спиральный способе. Хар-й особенностью этого способа является то, что учащиеся не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний Разработка

учебных программ спирального типа в настоящее время становий ся все более актуальной в психологии.

35 Основные тенденции развития высшего образования в мире

Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами. А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX века. Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования Вторая система - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Четвертая тенденция соотносится, «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоримизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым…». Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится «с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента». Интерес студентов к псих образ возрастает в Северной Америке, в большинстве стран Европы. Псих наиб часто выбираемадля изучения в

вузах. Во многих странах психология преподается в средних школах, и учащиеся охотно выбирают ее в качестве предмета для изучения. Необходимость психологического образования осознают как студ, так и рук-ли образ-х программ. Выбор студентами псих для изучения в вузах и школах определяется, с одной стороны, руководителями(разработчики образ прогр предлагают прог, в к-й предписано изучение определенных псих-х и не псих-х курсов), с др стороны, самими студентами( студ предл-ся курсы, из к-х они выбирают предст-е для них образ-й или проф-й интерес). Влияние этих двух факторов в разных странах и в рамках разных учебных программ различно. Так, например, в России доминирует первый фактор, а в США — второй; в прогр профо образов — первый фактор, в прогр общего псих образов— второй.

49. Самостоятельная работа как часть учебной работы студентов

Самостоятельная работа студентов (СРС) - это активные формы индивидуальной и коллективной деятельности, направленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи. СРС предполагает не пассивное «поглощение» готовой информации, а ее поиск и творческое усвоение. Самостоятельная работа призвана подготовить студента к самостоятельной деятельности в будущем.- изучение литературы по проблемам курса;- подготовку к семинарским и практическим занятиям;- подготовку доклада для выступления на заседании «Круглого стола» -отрабатываются навыки публичного выступления, умение грамотно излагать материал, рассуждать;- написание реферата;- написание срезовой контрольной работы - проверяется знание изученных тем,работу с примерными тестами - способствует усвоению основных понятий курса, закреплению лекционного материала;проведение зачета (экзамена) по дисциплине - вопросы служат для систематизации пройденного материала и подготовки

к итоговой аттестации.Итоги самостоятельной работы студентов подводятся на консультациях согласно графику контроля за СРС. Каждый вид самостоятельной работы (реферат, доклад, выступление, конспект, тест, контрольная работа) оценивается отдельно.

45. Методика подготовки и проведения семинарских занятий.

Семинар в переводе с латинского "рассадник" - групповая форма обучения, используется для изучения сложных тем, углубляет и расширяет теорию. Виды семинаров: семинар - беседа; развернутая эвристическая беседа; тематический; реферативный;с докладом; семинар-практикум; монографический семинар; проблемный семинар. Структура семинара: 1) Введение - организационные вопросы, тема, цели, установка на активную работу, порядок выступлений, регламент. 2)Основная часть - организовать выступления слушателей, преподаватель осуществляет руководство методами проведения семинара и применяет различные методические приемы и средства для поддержания активности.3)Итог - заключение, преподаватель подводит итог, дает оценку прошедшему семинару, в какой степени достигнуты цели; дает задания к следующему семинару, указания на доработку. Методические приемы: включение противоречий между новыми фактами и прежними, между разными аспектами описания одного и того же явления; перестройка смысла хорошо известных фактов, за счет введения их в новый контекст; конкретизация решения проблемы; изменение позиции лектора по отношению к аудитории;изменение позиции аудитории. Эффективность зависит от уровня специальной подготовки преподавателя, от выбора вида семинара, приемов, средств преподавания, степени подготовки слушателей и от умения преподавателя организовывать ход семинара, активизировать слушателей. Важны тема, ее обоснование, определение ее места в программе курса, цель занятия, задачи, литература. Важно учитывать

сложность литературы и ее объем. Составляется план с методическими указаниями, готовятся раздаточные и наглядные материалы. Работа со слушателями.

14. методы психологической науки и их применение в преподавании психологии.
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач;по источнику получения знаний: словесные; наглядные; практические по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частичнопоисковый; исследовательский; по логичности подхода: индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический. Классификация методов обучения в педагогике характеризуется большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для их разработки. Методы показывают, как действует педагог и как действует обучаемый. По средствам методы подразделяют на словесные, наглядные и практические. В зависимости от основных дидактических задач выделяют: 1) методы приобретения новых знаний; 2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; 3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Сюда же включают методы закрепления изучаемого материала и методы самостоятельной работы. предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным классификация включает в себя пять методов:А)Репродуктивные методы обучения: 1.Объяснительно-иллюстративный метод (или информационно-рецептивный) – состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и запоминают эту информацию. Обучаемые смотрят, слушают, наблюдают, читают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. 2.Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий

организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а учащийся их выполняет. Методы первой группы обогащают учащихся знаниями, умениями, навыками, формируют у них основные мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей. Эта цель достигается продуктивными методами. Б) Продуктивные методы обучения Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении учебной проблемы можно выделить 4 главных этапа:1.создание проблемной ситуации;2. анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде проблемных задач;3. решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки; 4. проверка решения проблемы

51.Формы и методы проведения индивидуальной работы со студентами.

Основными формами проведения индивидуальной работы со студентами являются индивидуальные беседы, собеседование, индивидуальная консультация и индивидуальный тренинг. Индивидуальная беседа – является начальным этапом индивидуальной работы со студентом и производится, как правило, после первого лекционного или семинарского занятия. В ходе индивидуальной беседы преподаватель получает от студента информацию о его профессиональных интересах и заинтересованности в дополнительном освещении отдельных вопросов в рамках изучаемой дисциплины. В некоторых случаях она может стать продолжением ответа на вопросы, заданные студентом во время занятий.Индивидуальная консультация – предполагает проведение индивидуальной работы со студентом при написании эссе и других работ в письменной форме в рамках самостоятельной работы студента по темам изучаемой дисциплины. На консультацию могут быть вынесены вопросы

последовательности изложения материала в рамках проводимой письменной работы, дополнительного освещения отдельных аспектов изучаемой проблемы, что в конечном итоге позволит студенту реализовать в работе свои индивидуальные профессиональные знания и запросы.Индивидуальное собеседование – проводится преподавателем по заранее оговоренному со студентом перечню вопросов. В результате такого собеседования студент может получить как дополнительную информацию по конкретной теме в рамках изучаемой дисциплины, так и уточнить требования к выполнению устных (письменных) заданий, получить консультацию по подбору необходимой для их выполнения литературы.Индивидуальный тренинг – проводится преподавателем для закрепления и лучшего усвоения материала, пройденного на семинарских занятиях. Содержание процесса тренинга предполагает использование определенных методов обучения ( логических схем, таблиц, тестов и т.п.), которые, с одной стороны, предполагают самостоятельность выполнения студентом предложенного задания с акцентом на логику и приемы его выполнения, а с другой стороны, позволяют максимально приблизить содержание задания к индивидуальным образовательным запросам студента, уровню его навыков и умений.Основными методами проведения индивидуальной работы со студентами являются:1. Эвристическая беседа (от лат. эврика - открытие) представляет собой ряд вопросов преподавателя, направляющих мысли и ответы учащихся. Успех беседы зависит от умелой постановки серии вопросов и знания предполагаемых ответов учащихся. Беседа может начинаться с сообщения фактов, описания явлений, событий, демонстрации фрагментов кинофильмов, показывающих проблемные ситуации, которые необходимо разрешить.В ходе эвристической беседы преподаватель путем умело поставленных вопросов заставляет студентов на основе имеющихся знаний, наблюдений, жизненного опыта, логических

рассуждений формулировать новые понятия, выводы, правила. Учащихся сами «делают открытия», получают новые знания, что доставляет им творческую радость и стимулирует их познавательную активность.2. Учебная дискуссия. Суть ее состоит в том, что преподаватель излагает две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает учащимся выбрать и обосновать свою позицию. Преподаватель поддерживает дискуссию, раскрывая, уточняя аргументы спора, вводя дополнительные вопросы, поскольку задача участников дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и опровергнуть противоположную. Выявление позиций учащихся, их правильных и ошибочных суждений дает возможность более обоснованно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы.Для дискуссии выбирают такие вопросы, в которых наличие двух точек зрения может быть естественным. Не следует создавать искусственные ситуации, когда кто-то отстаивает заведомо ложную точку зрения, будучи убежденным в том, что она ложная.Учебная дискуссия - организационно сложная форма работы. Она требует определенной подготовленности учащихся - умения вести обсуждение, достаточного кругозора, запаса знаний и представлений.

54.Методика руководства выполнением дипломных работ по психологии.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа (ВКР) представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой конкретных проблем, определяемых спецификой данной профессионально-образовательной программы с обязательным отражением результатов и выводов, полученных лично автором для решения теоретических и прикладных задач специальности.Дипломная работа специалиста выполняется в течение последнего года обучения. Целесообразным представляется выполнение дипломного проекта в течение IV и V курсов обучения,

таким образом, чтобы курсовая работа на четвертом курсе создала достаточный научный задел, позволила провести пилотажное исследование. Правильно поступают студента, которые уже на II–IV курсах в своих курсовых проектах ориентируются на возможную тему дипломной работы в будущем и постепенно продвигаются в ее разработке. В ходе выполнения дипломной работы студент опирается на умения, освоенные им при выполнении курсовых, по научному анализу литературы по теме исследования, по выполнению эмпирической научно-исследовательской работы и по решению проблем в области практической психологии. Основная отличительная особенность дипломной работы (по сравнению с курсовой) – ее комплексный теоретико-экспериментальный характер.План выполнения дипломной работы предполагает обстоятельный анализ литературы по проблеме, а также эмпирическое исследование или практическую психологическую деятельность на выборке, обеспечивающей достаточную обоснованность результатов, и использование методик, подтверждающих доказательность выводов. Для подготовки дипломной работы каждому студенту назначается руководитель, имеющий ученую степень (звание), высококвалифицированный специалист системы образования или научно-исследовательских институтов и других организаций. За одним руководителем может быть закреплено не более 5 квалификационных работ. В процессе подготовки дипломной работы студенту необходимо посещать консультации своего научного руководителя, который своевременно внесет коррективы. По мере написания отдельных глав студент представляет их научному руководителю, исправляет и дополняет дипломную работу в соответствии с его рекомендациями. В установленные сроки студент отчитывается перед руководителем о степени готовности работы.При подготовке дипломного проекта студент может получать консультации

не только непосредственного научного руководителя, но и преподавателя-консультанта, который может предложить дополнительные рекомендации, внести коррективы в программу подготовки исследования.Дипломная работа специалиста должна быть представлена в форме рукописи. Время, отводимое на подготовку дипломной работы, определяется государственным образовательным стандартом (ГОС) и учебным планом специальности и составляет не менее восьми недель.Тематика дипломной работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, проблематике научных исследований кафедр, сложившимся научным интересам руководителя и студента, должна соотноситься с видами и задачами профессиональной деятельности, указанными в ГОС ВПО.Темы дипломных работ и научные руководители определяются выпускающими кафедрами. Приказы о корректировке и уточнении тем дипломных работ представляются деканатами не позднее, чем за месяц до защиты. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.Таким образом, к дипломным работам предъявляются такие основные требования: актуальность темы, соответствие ее современному состоянию определенной области науки и перспективам развития соответствующей сферы; изучение и разносторонний анализ монографических и периодических изданий по теме; изучение и характеристика истории исследуемой проблемы и ее современного состояния, а также передового опыта работы в соответствующей области; четкая характеристика предмета, цели и исследовательских приемов, описание и анализ проведенных автором исследований, экспериментов; обобщение результатов, их обоснование, выводы и практические рекомендации.

59. Особенности учебной деятельности студентов.

Учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Учебная деятельность осуществляется, как правило, во взаимодействии учащегося (студента) и обучающего (преподавателя). Студент может занимать позицию обучаемого или обучающегося. В первом случае он является объектом учебной деятельности, во втором – ее субъектом. Позицию обучаемого чаще всего занимает школьник (ребенок), обучающегося – студент (взрослый). Отсюда следуют две модели взаимодействия педагога и учащихся – педагогическая, ориентированная на обучение детей, и андрагогическая, направленная на обучение взрослых.

В отличие от школьника студенту принадлежит ведущая роль в процессе обучения, т. е. он не обучаемый, а обучающийся. Студент стремится к самостоятельности и самореализации. Он обучается для достижения конкретной цели – применения полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков непосредственно по окончании обучения.Втрадиционной педагогической модели обучения доминирующее положение занимает учитель (обучающий): он определяет цели, содержание, методы, средства и источники обучения. Обучаемый (школьник) занимает в рассматриваемоймодели подчиненное положение и не влияет на процесс обучения. Его участие в учебной деятельности сводится к восприятию социального опыта, передаваемого обучающим. Основное влияние на готовность обучаемого к обучению оказывают внешние причины: принуждение, давление семьи, общества или друзей и т. д. Главная задача обучающего в этой модели – создание искусственной мотивации. Цель обучаемых – заучивание как можно большего учебного материала для получения большего количества знаний, умений и навыков, не

связанных с практикой.В андрагогической модели студент – один из равноправных субъектов процесса обучения. Задача обучающего сводится к тому, чтобы оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации, в отборе необходимых ему знаний, умений и навыков; в том, чтобы поощрять его стремление к обучению; создавать студенту благоприятные условия и снабжать его необходимыми методами и критериями. Основной деятельностью студента становится процесс самостоятельного поиска знаний, умений, навыков и качеств. Основными формами занятий при этом служат дискуссии, решение конкретных задач, деловые игры и т. п. Студент играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. Курс обучения в рамках андрагогической модели строится на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся, для того чтобы более эффективно действовать в профессиональной деятельности.

7.пути и средства самопознания в процессе профессионального самовоспитания. Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. "Познай самого себя" - учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.Очевидно, понятно как важно заниматься самоизучением, самопознанием, как полезен самоотчет, программа и применение таких средств, как самоприказ и самообязательство.Таким образом,

результатом самовоспитания является личность. Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.Самовоспитание человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности - устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.Самовоспитание - целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения. Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это и к работе с корреспонденцией, к составлению ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).Непрост в реализации метод самоанализа (самонаблюдения), часто считают его утомительным и малоэффективным. Но постоянный контроль за своим поведением в обществе и наедине с самим собой необходим, достаточно присмотреться к выражению лица, жестам, манерам окружающих, особенно если они уверены, что за ними никто не наблюдает.

9. основные дидактические принципы и их реализация в преподавании психологии. Можно выделить в качестве основополагающих следующие Дидактические принципы:- Сознательность и активность;-

Наглядность;- Системность и последовательность;- Прочность;- Научность;- Доступность;- Связь теории с практикой.В своей совокупности принципы современной педагогики образуют единую системную целостность.Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся. Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная активность учащихся. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т. п.Практическая реализация принципа сознательности и активности осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения. Принцип наглядности обучения - Это опора на реальные представления учеников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.Применение наглядных средств воспитывает внимание, наблюдательность, развивает культуру мышления.Принцип системности и последовательности. Человек только тогда обладает научным знанием, когда оно четко отражает картина внешнего мира, представляет собой систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способом формирования научных знаний является организованное обучение; система научных знаний

создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Таким образом, принцип системности и последовательности обучения - Это получение знаний в системе, их последовательное усвоение.Принцип прочности - Основательное изучение материала. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения обусловливается организацией обучения. Работа памяти избирательна: чем важнее и интереснее тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется. Принцип доступности обучения – это соответствие организации и осуществления дидактического процесса уровню развития и подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, возрасту.

2. история развития психологического образования в России.Психологическая наука, пережившая в России немало трудных лет, долгое время не имела непосредственной стабильной «официальной» вузовской базы (то есть не было специализированных психологических факультетов высших учебных заведений) и черпала кадры из недр философских факультетов университетов, где существовали психологические отделения. Первые психологические факультеты были открыты в 1966 году в двух самых крупных университетах СССР — Московском и Ленинградском. Чуть позже такой факультет появился и в Ярославле.Вместе с тем история российского психологического образования не начинается с момента открытия специализированных психологических факультетов.Первый Психологический институт в России (он возник как учебно–научное заведение) начал работать с 1912 г. (официальное открытие в 1914 г.) в Москве при Императорском Московском университете. Основатель же его, Г. И. Челпанов, еще в 1897 году, после стажировки в институте. Психология продолжалась как теоретическая и экспериментальная дисциплина, не противоречащая — для одних психологов искренне, для других вынужденно — идеологическим стандартам. Ситуация временно изменилась в годы Великой Отечественной войны, когда психологи оказались востребованы именно как практики, но это не восстановило закрытых к тому времени институтов. в конце 40–х — начале 50–х гг. психология вновь понесла тяжелые потери в связи с гонениями на «буржуазные науки» и борьбой с «буржуазными влияниями» и космополитизмом. В 1966 г., как уже говорилось, возникли факультеты психологии МГУ и ЛГУ. Создателем и многолетним деканом факультета психологии МГУ был А. Н. Леонтьев, инициатором создания факультета психологии ЛГУ был Б. Г. Ананьев, а первым деканом — Б. Ф. Ломов. До 1991 г. В России существовало всего 4 специализированных факультета: наряду с факультетами психологии Московского, Ленинградского и Ярославского университетов в 1985 г. был создан факультет педагогики и

психологии Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (инициатор создания и декан факультета В. А. Сластенин59), кроме того, были отделения психологии в Ростовском и Саратовском университетах.Академическое университетское образование, которое по большей части получали студенты–психологи до конца восьмидесятых годов, не могло удовлетворять запросам живой практики, нуждавшейся в специалистах, не только знающих психологическую теорию, но и умеющих применять ее для решения конкретных жизненных проблем. Необходимы были специалисты для индивидуальной и групповой практической психологической работы. В связи с резко возросшим спросом на специалистов–психологов произошли заметные качественные и количественные изменения в психологическом образовании. Сначала была организована система краткосрочных (девятимесячных) курсов по подготовке психологов для школ, в основном на базе уже имеющегося высшего педагогического образования. Затем были открыты факультеты психологии и педагогики в педагогических институтах и университетах. Однако, несмотря на повсеместное открытие краткосрочных курсов по подготовке практических психологов и стремительное увеличение числа вузов, дающих высшее психологическое образование, эту проблему до сих пор нельзя считать решенной.На сегодняшний день на территории России насчитывается множество факультетов психологии, открытых в государственных и негосударственных вузах. Крупнейшими психологическими факультетами остаются уже названные — факультеты Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Санкт–Петербургского государственного университета, Ярославского государственного университета им. Н. П. Демидова, факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. В Москве факультеты психологии действуют, кроме того, в Московском городском педагогическом институте, Московском городском психолого–педагогическом институте

(отметим, что в целом ведущие педагогические вузы осуществляют подготовку психологов), Московском государственном социальном университете, Российском государственном гуманитарном университете, многих негосударственных высших учебных заведениях (Московский психолого–социальный институт, Московский открытый социальный университет, Столичный гуманитарный институт и др.).

15. специфические методы обучения психологии.

Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.

Методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.

Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии.

Словесные методы обучения психологии – источником знаний и умений является устное или печатное слово).

Наглядные методы обучения психологии – источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия.

Практические методы обучения психологии – источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися.

Дистанционное обучение – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.Методы закрепления изученного материала – закрепление изученного материала.

29. структура педагогической деятельности учителя психологии.

Перед преподавателем психологии педагогического училища стоят следующие важные задачи:

1. Формировать у учащихся — будущих учителей — правильное мировоззрение и высокие моральные качества личности.

2. Воспитывать у учащихся профессиональную направленность: интерес .к учительской деятельности, любовь к детям, стремление изучать ребенка, познавать особенности его психики, чтобы, основываясь на этих знаниях, можно было активно участвовать в формировании личности ребенка.3. Развивать у учащихся умение применять теоретические знания психологии в педагогической практике, умение наблюдать за учебно-воспитательным процессом и процессом формирования личности ребенка, развивать умение анализировать и обобщать наблюдения, делать на их основе выводы о причинах возникновения и развития психических особенностей детей, проявляющихся в их поведении, отношении к учебной работе, к товарищам. Преподаватель психологии должен стремиться к тому, чтобы психологические знания, получаемые учащимися, не оставались абстрактными и формальными, а превращались бы в убеждения, в руководство их будущей практической педагогической деятельностью. Одним из основных условий такого превращения является преломление получаемых знаний через собственный опыт человека, самостоятельное продумывание, переживание познаваемого и определение своего отношения к нему. Именно поэтому важную роль играет самостоятельная работа учащихся, направленная на накопление фактов о психической деятельности человека, анализ и объяснение их. Для формирования у учащихся научного, диалектико-материалистического мировоззрения очень важно ярко выраженное эмоциональное отношение самого преподавателя к психологическим знаниям, его убежденность в истинности излагаемых теоретических положений. Такое отношение преподавателя вызывает у учащихся интерес к предмету, стремление овладеть психологическими знаниями, углублять и расширять их самостоятельно. Важно, чтобы преподаватель хорошо знал

современное состояние науки, был в курсе проводимых в настоящее время психологических исследований, мог бы ответить на возникающие у учащихся вопросы.

Формирование мировоззрения учащихся тесно связано с воспитанием моральных качеств личности будущего учителя.Преподавателю психологии необходимо хорошо владеть методикой преподавания, чтобы осуществить поставленные перед ним задачи. Методика преподавания психологии не только анализирует отдельные приемы и способы обучения, но и помогает преподавателю выделить в содержании учебного предмета самое существенное, педагогически значимое, из всего многообразия психологических фактов выбрать самые убедительные. Методические рекомендации должны помочь преподавателю психологии уяснить, какие принципиальные положения лежат в основе курса психологии, в какой последовательности целесообразно излагать весь материал.

37 Цели и задачи преподавания психологии в высших и средних специальных учебных заведениях

1 2 3