">
Психология Общая и социальная психология
Информация о работе

Тема: Обучение психологии в средних учебных заведениях

Описание: труктура программ базового психологического образования. Обучение по специальности. Основные цели изучения. Принцип научности, системности, единства рационального и эмоционального, предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения психологии.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Общая и социальная психология.
Тип: Шпаргалки
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 27
Поднять уникальность

Похожие работы:

Обучение психологии в средних учебных заведениях. 19в.: В Европе псих. с перерывами преподается с 1811г. В США психология в школах и колледжах преподавалась с 1830-х г. Она назыв. ментальной философией (элементы философии ума, приложенные к развитию мышления и чувств). Затем моральной философией (акцент на этике, моральном развитии и религии).

В 1880-х г. стала бурно развиваться экспериментальная псих. Во многих учебниках был введен раздел «Новой псих.», где предлагались несложные псих-ие опыты, делавшие объяснения более наглядными.

В России психология как предмет появилась в учебных планах гимназий в нач. 19 в.

Согл. Уставу, в программу гимназий вводилось обязательное преподавание психологии, логики, философии, права, эстетика и нравственной философии. Эти предметы д.б. вести старший учитель философии и политической экономики.

Обучение шло с трудом, т.к. лекции носили отвлеченный характер, от учеников требовалась зубрежка, не было учебников, преподавание было формальным.

В 1812г вышел первый учебник «Психология для гимназии».

В 1819г. согл. дополнительным правилам Главного управления училищ, психология, этика, эстетика и логика исключились из учебного плана, а в 1828 г. были исключены все философские предметы.

В дальнейшем психологические знания преподавались как разделы в курсах словесности и литературы, логики и философии.

Первая половина 20-го в.:

В начале 20 в. в Европе и Америке интерес к психологии значительно возрос: она преподавалась факультативно в старших классах всех школ.

В России почти после 100-летнего перерыва курс психологии вновь был введен в учебные планы гимназий в 1905г.

Челпанов настаивал, что материал должен сознательно усваиваться, а не вызубриваться.

Подчеркивал ведущую роль теоретических знаний; увлекаться эмпирической психологией не рекомендовал. В этом ему возражали многие современники.

За данный период было опубликовано 9 учебных пособий. Огромная проблема была с преподавателями: вузы не готовили учителей психологии. Предлагалось привлечь к этому выпускников православных духовных академий. Или данный предмет вели по совместительству словесники или историки.

В нач. 20в. появилась работы по МПП: Нечаев «Как преподавать психологию? Методические указания для учителей СУЗов».

После анализа опросных листов, разосланных Моск. псих-им обществом по всей России были получкны след. выводы:

Психол. доступна для понимания, это во многом зависит от стиля преподавания.

«Хорошо преподаваемая» психология действует самым развивающим образом.

Влияние психологии сказывается в том, что ученики становятся серьезнее, сознательнее и вдумчивее относиться к своей и чужой жизни. Расширился их умственный кругозор, увеличилась точность мысли и речи.

Изучение психологии способствует более глубокому пониманию литературы, истории и искусства.

Гл. условием на занятиях д.б. след.: «преподавание д.б. так построено, чтобы учащийся ни столько усваивал памятью, сколько упражнялся в психологических анализах».

В преподавании псих. в тот момент существовало 3 проблемы: отсутствие спец. Подготовки у преподавателей; методическая непроработанность учебного курса; положение самого предмета в учебном плане как второстепенного, экспериментального и временного.

После октяб. Революции 1917 г., в связи с реорганизацией школ, упразднением гимназий и созданием единой политехнической школы, психология исчезла из школьных программ, т.к. её преподавание не соответствовало целям советской школы:

В советском обществе первичны интересы коллектива, а не личности, поэтому изучение психологии становится неактуальным.

Умение анализировать и размышлять делает человека свободным и ответственным. А советской системе нужны были «винтики», а не самостоятельные люди.

2-ая половина 20в.:

В США с 50-х годов глав. основанием для преподавании психологии в старшей школе стала проблема самопонимания: возросло количество часов и отдельных психологич. курсов.

Воспринималась психология как социальная или гуманитарная дисциплина, а не как естественнонаучная.

Популярность психологии в обществе значительно возросло. Уделялось большое внимание изданию качественных пособий для старшей школы.

В России психология, как учебный предмет, была введена в 1947г. – преподавалясь в школах крупных городов. Сначала в 10, потом в 9 классах.

Для подготовки кадров были созданы краткосрочные курсы переквалификации учителей биологии, литературы и истории.

К концу 80-х г. имелось уже около 200 разнообразных программ преподавания психологии в школе. С конца 80-х г. происходит активное введение психологии как факультативного предмета. Одновременно растет интерес общества к психологии.

Проблема преподавания психологии в СУЗах и ВУЗах обсуждается на протяжении последних 2 столетий. Необходимость психологических знаний признается обществом, однако психологию как учебный предмет то включали в учебный план, то исключали из него. Данная тенденция сохраняется до сих пор: в разл. Учебных заведениях абсолютно разные взгляды на эту проблему, постоянно меняются требования ГОСа.

Часто психологические знания включаются как разделы в другие предметы: логику, философию, обществознание, ОБЖ и др. Однако сама психология в учебный план м. б. включена как факультатив или вообще отсутствовать. Основанием для этого служит неудовлетворительное качество преподавания. Рассмотрим основные причины данного феномена:

Отсутствие спец. Подготовки преподавателей. Особенно актуальна эта причина применительно к СУЗам и ССУЗам. Например: МПП введен как региональный компонент, хотя как школьный предмет психология ведется в 60 % субъектов РФ.

Сложность и несистемность предлагаемого ученикам и студентам материала. Например: до сих пор нет адекватных возрасту учебников по психологии для школы. Учебные пособия Бадмаева, Немова и др. многие школьники оценивают как неинтересные.

Необходимость для обучающихся

идентифицироваться с учебным материалом. Например, материал по психологическим дисциплинам считается неусвоенным, если он не пропущен через себя, однако это м.б. и травматично для ученика или студента. Преподаватель психологических дисциплин д.б. готов оказать психологическую помощь обучающемуся.

Учебные пособия более ориентированы на представление психологии как науки, чем на анализ жизненных проблем учеников или будущую профессиональную деятельность студентов.

Малое количество часов, отводимое на изучение психологических дисциплин. В ВУЗе – смещение изучение психологии на младшие курсы. Это приводит к забыванию студентами материала, который м.б. применен на практике, которая проходит на более старших курсах.

Несогласованность с др. предметами. Например: физика – оптика, акустика - изучаются чем опирающиеся на нее разделы психологии.

Второстепенное отношение психологии по отношению к другим предметам.

Акцент на теоретический материал, что побуждает изучать психологию как науку, а не как практикоориентированную дисциплину.

Большое количество непривычных терминов, пришедших из разных языков, провоцируют ученика или студента на зубрежку, а не анализ психологических явлений.

Преподавание психологии в 18-19 в. Изучение психологии в светских УЗ долгое время находилось под сильным влиянием богословского образования. В духовных школах психология как учебный предмет была введена почти на 100 лет раньше, чем в светских; процесс преподавания был более стабильным. В духовных академиях предусматривалась подготовка преподавателей психологии.

Первый Московский университет был основан 12 января 1755 года. Он имел 3 отделения: юридическое, медицинское и философское. Психология не была включена в число предметов. Психологические знания преподавались в рамках др. дисциплин: в курсах красноречия и риторики.

Психология также рассматривалась как составная часть курса философии. Первым лекции по философии в Московском университете вел Фроман – он читал курс логики, моральной философии и метафизики. Лекции по философии и логики били фактическим чтением вслух «одобренных к употреблению» учебников.

Преподаватели читали лекции на немецком или на латыни. Это считалось признаком учености и хорошего тона. Студенты же знали эти языки очень плохо. В связи с этим было немного желающих слушать курс.

Первая попытка систематизировать психологические знания была предпринята в 1796 году – вышла «Наука о душе» Михайлова. Г. В 1815 г. в Харькове вышла книга Любавского «Краткое руководство к опытному душесловию», состоящая из 3 частей: чувствительность; познание; стремление, влечение, воля.

Только в 1827 году было разрешено преподавание логики, психологии, истории философии. Но согласно следующему университетскому уставу (1835) преподавание преподавание философии было упразднено. А чтение курсов логики и психологии возложено на профессоров богословия.

И лишь устав 1863 г. полностью восстановил преподавание философии и психологии в университетах.

Первая проблема, с которой при этом столкнулись – отсутствие преподавателей. Группа преподавателей была отправлена стажировку за границу. После стажировки кафедру философии Мос. Университета возглавил Троцкий. Он первым провозгласил, что психология как наука о душе должна изучать факты сознания с помощью научных методов и самонаблюдения.

Особая заслуга Грота – широкое использование семинарских занятий. Им проводились семинары 3 типов:

Предлагал слушателям критиковать прочитанную лекцию.

Предлагались темы для рефератов.

Студенты представляли тезисы своих рассуждений, которые обсуждались остальными.

Психология также преподавалась в рамках мед. образования.

Т.о. преподавание психологии в этот период играло образовательную роль и не готовило к проведению самостоятельных исследований или к практической работе.

Преподавание псих-ии в первой половине 20в.

После 1905 г. преподавание психологии в ВУЗях претерпевает коренные изменения:

Увеличивается число курсов по психологии и отведенных на них часов.

Возрастает количество и уровень квалификации преподавателей.

Растет количество слушателей.

Помимо лекций организуются семинарские и практические задания.

Лекции начинают сопровождаться демонстрациями, иллюстративными опытами.

Т.о. психология преподается как эмпирическая наука.

Был сформирован курс по экспериментальной психологии, Челпанов основал институт психологии, издал учебник «Введение в экспериментальную психологию».

В институте психологии обучение было организовано по спец. Системе «семинар по экспериментальной психологии». Т.о. преподавание психологии в Моск. университете было системным и последовательным. Эту систему в последствии переняли и др. ВУЗы.

Большое количество психологических дисциплин читалось только на философских отделениях: студенты стали негласно делиться на «философов» и «психологов».

В это же время создались курсы психологии в Петербурге – при лаборатории экспериментальной психологии при психоневрологическом институте. Кроме лекций там проводились практические занятия и научные исследования. Позднее курсы были преобразованы в Пед. Академию, которая имела отделение педагогики и психологии. Её студентами могли сталь лица, закончившие ВУЗ. Практические занятия проводились в лаборатории и в специальной опытной школе.

Во многих ВУЗах стали преподаваться прикладные отрасли психологии: педагогическая, дифференциальная, юридическая.

После революции 1917г. система советского образования была реорганизована. В 1925 году из состава Мос. Университета был выведен психологический институт. В 1931 преподавание психологии в ВУЗах прекращается полностью. С начала 40-х г. в ряде университетов при философских университетах открываются психологические отделения, и впервые за советский период начинается подготовка проф. Психологов.

Преподавание психологии во 2-ой половине 20в.

В конце 40-х – начале 50-х гг. удар по физиологии и психологии нанесла «Павловская сессия»: гл. идеями были провозглашены идеи тогда уже покойного Павлона.

В педагогических ВУЗах в 50-70-е г. преподавались 3 курса: общая, возрастная и педагогическая психология. Количество психологических дисциплин значительно увеличилось.

Психол. Науки были выделены из общего состава педагогических в самостоятельную группу.

В конце 80-х г. возрос интерес российского общества к психологии, психологам и соответствующему образованию. С нач. 90-х г. работают краткосрочные курсы переподготовки по психологии для людей с высшим образованием.

В 1997г. в России было уже 90 психологических факультетов: подготовка психологов стала профессиональной и массовой. Сейчас психология изучается и как дополнительная специальность. Интерес к психолог. курсам все больше возрастает.

5. Психология и преподаватели психологии имеют разный статус в системе высшего образования в разных странах, а иногда и в рамках одной страны. Различные наименования учебных заведений и их структурных подразделений представляют определенную трудность для понимания.

В России традиционно высшее образование приобретается в институтах, университетах или академиях. Основными составными частями этих учебных заведений являются факультеты. Кафедры представляют собой административные подразделения факультетов (институтов), в рамках которых преподаватели выполняют свою научную, методическую и педагогическую работу.

Последующее образование обычно называется послевузовским. Для большинства студентов четырехгодичные колледжи и получение степени бакалавра служат всего лишь подготовкой для продолжения учебы в магистратуре или профессиональной школе. Магистратура обычно больше ориентирована на подготовку к научной работе, профессиональная школа — на подготовку к практической психологической работе.

Для России традиционной является 5-летняя модель подготовки специалистов, которая в соответствии с приведенной выше международной типологией может быть охарактеризована как «непрерывное пятилетнее общее» образование.

Первый уровень образования предполагает присвоение степени бакалавра. В ряде вузов России осуществляется подготовка психологов по программам бакалавриата в области психологии. Получение степени бакалавра обеспечивает общее психологическое образование. Второй уровень такой многоуровневой системы психологического образования — степень магистра психологии. В настоящее время подготовку по таким программам проводит небольшое количество вузов России. Для получения этой степени обычно необходимо пройти 2-летний курс обучения после получения степени бакалавра или годичный курс обучения после получения диплома специалиста. Магистерские программы представляют собой специализированное психологическое образование в одной из отраслей психологии.

Структура программ базового психологического образования

В образовательных программах базового психологического образования обычно выделяются 3 блока, которые в программах разных стран могут называться по-разному, но, в сущности, выполняют сходную функцию.

1. Основные дисциплины.
2. Дополнительные дисциплины.
3. Дисциплины общего образования.

В большинстве европейских стран психологические дисциплины составляют подавляющее большинство учебных предметов, изучаемых студентами-психологами. В качестве дополнительных дисциплин для изучения могут предлагаться предметы биологического или социального профиля. В российских программах профессиональные психологические дисциплины составляют 2/3 от общего числа

изучаемых предметов. Связано это, по-видимому, с тем, что российское базовое психологическое образование предполагает не только получение высшего образования, но и профессиональную подготовку.

Особенностью базового психологического образования в России является то, что высшее образование самым тесным образом связано с профессиональной подготовкой студентов. Этим обусловлена, в частности, его большая продолжительность.

Кроме того, российское высшее психологическое образование отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологических дисциплин.

Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям дает широкую гуманитарную и социально-экономическую подготовку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.

Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов-психологов. Поэтому они изучают такие предметы, как концепции современного естествознания, анатомия и физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, антропология, математика, информатика и вычислительная техника, математические методы в психологии.

Полный курс базового высшего психологического образования дает достаточную квалификацию для того, чтобы начать самостоятельную психологическую деятельность. Министерство высшего образования и психологические организации разрабатывают определенные критерии и требования для того, чтобы обеспечить высокий уровень образования и профессиональной подготовки психологов. Базовое психологическое образование в России осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию на данную образовательную деятельность. Лицензия выдается Министерством высшего образования и дает учебному заведению право вести образовательную деятельность по программам подготовки психологов. При выдаче лицензии министерство учитывает качество разработанной программы обучения, имеющиеся преподавательские кадры, которые будут осуществлять обучение, наличие обучающих ресурсов в виде учебной литературы и других учебных материалов. Однако лицензия сама по себе еще не дает учебному заведению права выдавать диплом государственного образца. Лицензия только разрешает вести образовательную деятельность и выдавать определенный сертификат или диплом. Государственная аккредитация означает право высшего учебного заведения выдавать диплом государственного образца.

4. В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций:

1. «020400 — Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.
2. «031000 — Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе педагогических специальностей.
3. «022700 — Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клинический психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.

1. Обучение по специальности «020400 — Психология» предполагает общее психологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также преподавать психологию в учебных заведениях.

Деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия людей. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

диагностическую и коррекционную;
экспертную и консультативную;
учебно-воспитательную;
научно-исследовательскую;
культурно-просветительную.

На старших курсах студенты могут получить дополнительную специализированную подготовку в той области, которая их интересует. Специализация является частью специальности, в рамках которой она создается, и предполагает получение более глубоких профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю специальности. Наименование специализации развивает наименование основной специальности. Студенты, обучающиеся по специальности «психология», могут специализироваться в одной из следующих сфер:

1. Общая психология.
2. Психология личности.
3. Социальная психология.
4. Политическая психология.
5. Психология менеджмента.
6. Юридическая психология.
7. Психология труда и организационная психология.
8. Клиническая психология.
9. Психофизиология.
10. Специальная психология.
11. Психология развития и акмеология.
12. Педагогическая психология.
13. Психологическое консультирование.
14. Психология социальной работы.
15. Спортивная психология.

Предметная профессиональная подготовка по дисциплинам специализации организуется в объеме от 500 до 2000 часов. Однако в дипломе, который получает выпускник, полученная специализация обычно не указывается.

2. Обучение по специальности -«031000 — Педагогика и психология" предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку, позволяющие специалисту осуществлять деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие учащихся. Такой специалист может работать в образовательных учреждениях различного типа.

Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

коррекционно-развивающую;
преподавательскую;
научно-методическую;
социально-педагогическую;
воспитательную;
культурно-просветительную;
управленческую.

3. Обучение по специальности «022700 — Клиническая психология» предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку широкого профиля, Позволяющие специалисту осуществлять практическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. Клинический психолог работает с людьми, имеющими трудности адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и духовным состоянием.

Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса:

диагностическую;
экспертную;
коррекционную;
профилактическую;
реабилитационную;
консультативную;
научно-исследовательскую;
культурно-просветительную;
учебно-воспитательную.

В системе высших педагогических учебных заведений психология нередко существует в качестве дополнительной психологической специальности, например:

030900 — Дошкольная педагогика и психология (с присвоением квалификации «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»);
031900 — Специальная психология (с присвоением квалификации «Учитель-психолог»);
032000 — Специальная дошкольная педагогика и психология (с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»).

В случаях, когда психология является дополнительной специальностью в учебной программе, объем учебного времени и количество изучаемых студентами дисциплин значительно меньше. В этом случае выпускники лучше подготовлены к работе по основной специальности, чем по дополнительной.

Психология существует в российском высшем образовании также в качестве направления подготовки бакалавров и магистров.

521000 — бакалавр психологии (2-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО);
521000 — магистр психологии (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО).

Большой опыт организации таких образовательных программ накоплен в Российском государственном педагогическом университете, Санкт-Петербургском университете.

В России существуют также высшие учебные заведения, предлагающие различные формы заочного, вечернего или очно-заочного психологического образования. Однако таких учебных заведений немного.

6. Последипломным обычно называют специализированное образование в какой-либо отрасли науки или практической деятельности, которое направлено на получение научной степени, профессии или дополнительной квалификации. Последипломное психологическое образование может осуществляться на базе любого высшего образования.

Специалисты с высшим образованием могут продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура представляет собой образовательную программу специализированного обучения в определенной области научной или практической психологии. Наиболее широкий спектр таких специализаций имеется в магистерских программах Московского и Санкт-Петербургского университетов. Длительность магистерских программ обычно составляет 2 года для тех, кто имеет степень бакалавра психологии, и 1 год — для специалистов в области психологии.

Аспирантура по психологическим специальностям существует во многих университетах страны и является образовательной программой повышения научно-педагогической квалификации психологов. Перечень специальностей в аспирантуре аналогичен перечню специализаций в университете: общая психология, психология личности, социальная психология, психология развития, педагогическая психология и т. д. При поступлении в аспирантуру обычно сдаются вступительные экзамены по психологии, философии и иностранному языку, а также готовится реферат, посвященный какой-либо психологической проблеме научной специальности. Время обучения в аспирантуре — 3 года (4 года при заочной форме обучения).

Учебный план основной образовательной программы послевузовского образования разрабатывается учебным заведением или научной организацией на основании квалификационной характеристики выпускника аспирантуры, целей подготовки аспиранта, содержащихся во Временных требованиях, и паспортов научных специальностей. Содержание основной образовательной программы обычно включает в себя:

изучение образовательно-профессиональных дисциплин (иностранный язык, философия, специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, дисциплины по выбору аспиранта);

прохождение педагогической практики;

научно-исследовательскую деятельность и подготовку диссертационной работы.

Аспиранты сдают кандидатские экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Одна из важнейших форм профессиональной подготовки в аспирантуре — проведение под руководством научного руководителя научно-психологического исследования, в котором соискатель ученой степени должен продемонстрировать умение решать конкретную научную проблему. Подготовленная на этой основе диссертация защищается в диссертационном совете.

Факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспирантом дополнительных образовательных профессиональных программ, предусмотренных для изучения на уровне послевузовского

профессионального образования, и получения квалификации «Преподаватель высшей школы» или других дополнительных квалификаций.

Учитывая тот факт, что основной задачей послевузовского профессионального образования является подготовка научно-педагогических кадров, в цикл образовательно-профессиональных дисциплин включаются педагогические и психологические дисциплины.

Программы последипломного образования практических психологов. В качестве обучающих программ последипломного образования практических психологов обычно выступают курсы повышения квалификации, семинары и тренинги по отдельным направлениям психологии. Известными и авторитетными образовательными учреждениями, проводящими такую работу, являются Центр «Катарсис» (Москва), государственное предприятие «Иматон» (Санкт-Петербург), Институт психотерапии и клинической психологии (Москва). Они реализуют краткосрочные и длительные программы дополнительного психологического образовния в области практической психологии, психотерапии и клинической психологии, а также переподготовки психологов, педагогов-психологов, бакалавров психологии, студентов 5-го курса факультетов психологии.

Для специалистов, уже получивших высшее образование по другой специальности, в университетах существуют различные формы повышения квалификации и переподготовки по психологии. Это может быть полный курс получения второго высшего образования по государственным стандартам, но в сокращенный срок. Обычно такой курс предполагает 3,5 года заочного обучения. За этот период студенты изучают все профессиональные дисциплины, за исключением тех, которые они уже изучили во время получения первого высшего образования. Второе высшее образование является в России платным.

Для специалистов с высшим образованием в институтах и университетах организуются также краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации. Дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются, утверждаются и реализуются структурными подразделениями вузов самостоятельно на основе установленных требований к содержанию программ обучения по согласованию с заказчиком. Краткосрочные курсы повышения квалификации в области психологии существуют и по другим направлениям психологии. Что касается профессиональной подготовки психологов, то базовое психологическое образование в течение 5 лет становится все более предпочтительным.

Психология часто преподается в рамках других программ дополнительного профессионального образования. Например, для студентов разных профессиональных направлений, а также для специалистов, желающих работать в качестве преподавателей соответствующих дисциплин в высших и средних учебных заведениях, организуется дополнительная профессиональная подготовка для получения квалификации «Преподаватель». Психолого-педагогические дисциплины занимают значительную часть программы — 280 из 800 учебных часов теоретической подготовки.

7. Цели преподавания психологии определяются, с одной стороны, содержанием научно-психологических знаний, а с другой стороны, типом образовательной программы, в рамках которой эти знания преподаются.

Рассмотрим цели, которые ставятся при обучении учащихся, студентов, аспирантов ПО разным образовательным программам.

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «психология».

Цели преподавания психологии по данным образовательным программам должны вкл. в себя:

1) обучение фундаментальным психологическим знаниям;

2) обучение прикладным психологическим знаниям;

3) обучение научно-исследовательским умениям;

4) обучением практическим психологическим умениям в применении психологических знаний для решения практических задач;

5) обучение умениям психологического просвещения и обучения психологическим знаниям других людей;

6) формирование психологической культуры.

2. Основные образовательные программы послевузовского профессионального образования по психологическим специальностям.

Основной задачей этих программ является подготовка научно-педагогических кадров в области психологии. В связи с этим основными целями преподавания психологии являются:

1) углубленное изучение аспирантами психологических дисциплин по научной специальности;

2) обучение умениям применять знания по научной специальности для решения научно-исследовательских задач;

3) обучение знаниям, умениям и навыкам научно-исследовательской работы;

4) обучение умениям педагогической деятельности в сфере психологии.

3. Основные образовательные программы высшего профессионального, а также среднего специального образования специалистов по работе с людьми.

Главным объектом профессиональной деятельности специалистов данного профиля является человек или группа людей. Отсюда вытекает непосредственная значимость психологических знаний для их профессиональной деятельности. Поэтому главным направлением преподавания психологии по программам данного типа является формирование профессиональной психологической компетентности.

4. Основные образовательные программы высшего профессионального, а также среднего специального образования специалистов естественнонаучного, технического, строительного профиля

К этой группе относится широкий круг специалистов. Основным объектом профессиональной деятельности специалистов данного профиля являются объекты живой и неживой природы, знаки и знаковые системы, технические системы и устройства различного типа. Поэтому психологические знания обычно не представляют для них непосредственной профессиональной значимости.

Ццели преподавания психологии и рамках данных образовательных программ:

1) формирование у студентов представления о системе психологических знаний, о психологии как научной дисциплине и практической деятельности;

2) знакомство с методами психологического

познания и психологической практики;

3) обучение студентов психологии как средству познания других людей;

4) обучение студентов психологии как средству самопознания;

5) обучение студентов психологии как средству саморазвития.

5. Основные образовательные программы послевузовского профессионального образования по различным научным специальностям

Учитывая, что основной задачей данных программ является подготовка научно-педагогических кадров но данным специальностям, в цикл образовательно-профессиональных дисциплин рекомендуется включать педагогические и психологические дисциплины. Основными целями преподавания психологии являются:

1) обучение основам знаний по современной научной и практической психологии;

2) обучение умениям применения психологических знаний для эффективной организации преподавательской деятельности.

6. Программы средней (полной) общеобразовательной школы

Среднее (полное) общее образование является третьей ступенью школьного образования. Данные программы направлены на овладение учащимися системой знаний о природе, обществе и человеке, формирование их мировоззрения.

Психология может изучаться и как факультативный, и как обязательный предмет. Главным в изучении психологии в средних школах, гимназиях и лицеях является психологическое просвещение, формирование психологической грамотности и психологической культуры учащихся. В учебно-воспитательной программе психология выполняет общеобразовательную, общекультурную и развивающую функции.

Цели преподавания психологии по данным образовательным программам:

1) обучение психологическим знаниям как составной части мировоззрения и общей культуры;

2) знакомство с методами психологического познания и психологической практики;

3) обучение психологии как средству познания других людей;

4) обучение психологии как средству самопознания;
5) обучение психологии как средству саморазвития;

6) профессиональная ориентация.

7. Программы начальной и основной школы

Перечислим основные цели изучения психологии младшими школьниками и учащимися основной школы:

1) первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;

2) знакомство с психологией как средством познания других людей;

3) знакомство с познавательными процессами в целях познания и развития себя как субъекта познавательной деятельности;

4) знакомство с эмоциональными, волевыми явлениями и индивидуальными особенностями личности человека в целях понимания других людей, самопознания н саморазвития;

5) знакомство с психологией общения, методами речевого и неречевого общения;

6) профессиональная ориентация.

При этом нецелесообразно ставить перед учащимися начальной и основной школы цель изучения психологии как научной дисциплины. Психологические знания выступают скорее как Средства психологического сопровождения умственного, эмоционального, коммуникативного и личностного развития детей и подростков.

8. Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции. В современной дидактике имеются классические принципы, а также принципы, разработанные в последние десятилетия. Их необходимо использовать при выборе методов и приемов обучения психологии.

Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические принципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику.

Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуальны только для определенных образовательных программ, другие же справедливы для всех.

1. Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Этот принцип имеет особое значение для изучения психологии в силу того, что существует большое количество околонаучных психологических книг, написанных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний. В таких книгах нередко в увлекательной форме излагаются недостоверные или недостаточно доказанные знания. Соблюдение принципа научности при обучении психологии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказательна. Этого можно достичь за счет описания соответствующих методов психологических исследований.

2. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и систематизированы. Изучаемый материал делится на логические разделы и темы, затем устанавливаются порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содержательные центры, главные понятия, идеи, структурируется материал занятия, устанавливаются связи между теориями и фактами. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемственность и межпредметная связь.

3. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. В то же время непосредственный эмоциональный интерес к психологическим фактам и феноменам — наиболее сильный стимул к изучению психологии. В соответствии с данным принципом неправильно строить преподавание предмета только на убеждении студентов в том, что им это нужно и полезно, тем самым оправдывая скучно проводимые занятия. С другой стороны, неправильно выбирать из курса психологии только интересные темы, которые привлекают непроизвольное внимание.

4. Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения психологии. Психология как учебный предмет имеет большую специфику по сравнению со всеми другими дисциплинами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, так же как другие естественные и гуманитарные науки. Поэтому она должна изучаться объективно и беспристрастно. С другой стороны, предмет этой науки личностно значим для каждого студента, учащегося. Поэтому у них возникает потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопознания. В связи с этим психология привлекает большое внимание и интерес учащихся, желающих с ее помощью разобраться в себе. Соблюдение принципа единства в этом отношении означает сохранение необходимого баланса предметно-ориентированного и личностно-ориентированного содержания на занятиях по психологии. Этот принцип должен соблюдаться при обучении психологии как общеобразовательному предмету. При изучении отдельных психологических дисциплин акценты могут расставляться иначе.

1 2 3