">
Психология Общая и социальная психология
Информация о работе

Тема: Психологические знаний

Описание: Отсутствием специальной подготовки у преподавателей сложностью предлагаемого учащимся материала. Следующие документы. Государственные образовательные стандарты. Учебная программа и тематический план изучения дисциплины. Основные психологические условия.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Общая и социальная психология.
Тип: Шпаргалки
Дата: 29.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 9
Поднять уникальность

Похожие работы:

1. Необходимость введения психологических знаний в общеобразовательный курс учебных заведений осознавалась и поддерживалась философами и педагогами. Псих включ в уч планы, через какое-то время вновь исключали, ссылаясь на неудовлетворительное кач преподавания; это повторялось не один раз. Неудовлетв кач преподавания в основном объяснялось двумя причинами: отсутствием специальной подготовки у преподавателей и чрезвычайной сложностью предлагаемого учащимся материала. Псих как предмет появилась в учебных планах российских гимназий впервые в начале XIX в. Устав 1804 г. Согласно этому уставу, в программу гимназий вводилось обязательное преподавание псих. Однако при усвоении философии и псих учащимися имели место значительные трудности. Ощущался недостаток квалифицированных учителей, В 1819 г. Главное правление училищ выпустило дополнительные правила, согласно которым псих, так же как эстетика и этика, исключалась из учебного плана. Псих часто преподавалась в рамках курса логики В России после длительного (столетнего) перерыва курс философии и псих был вновь введен в российских гимназиях в 1905 г. Г. И. Челпанов проявил особенно большую энергию, отстаивая введение псих в курс средней школы. Он прочитал ряд докладов и опубликовал ряд статей в различных изданиях. В них Челпанов доказывал необходимость введения псих в курс гимназии, Пробел был восполнен выходом в счет учебника Челпанова, доступного начинающему читателю и полностью соответствовавшего учебной программе. преподавателями псих в гимназиях являлись словесники, историки и священники После Октябрьской революции 1917 г. в связи с реорганизацией средней шко¬лы, упразднением гимназий и созданием единой политехнической школы психо¬логия совсем исчезла из школьных программ. Преподавание психологии не вхо¬дило в цели новой советской школы. Псих как учебный предмет в средних школах России была вновь введена в 1947 г. Этому предшествовало широкое обсуждение проблемы в научной и педагогической среде, анализ опыта преподавания псих в дореволюц школе. В 1958 г. Верховный Совет СССР издает закон о R образования. Период обязательного образования был расширен с 7 до 8 лет. Еще один год обучения — 9-й класс — был добавлен к старшим классам. Школам было дано распоряжение установить тесные связи с промышленными предприятиями и готовить выпускников к практической деятельности. Школьные учебные планы были пересмотрены для того, чтобы соответствовать требованиям современной науки и технологии. Псих как обязательный предмет была вновь исключена из учебных планов школ. В России активное включение псих как факультативного предмета в учебные планы школ вновь началось в конце 80-х гг. Связано это было прежде всего с тем, что школы получили большую свободу в определении перечня изучаемых предметов и имели возможность гибкого учебного планирования. С другой стороны, псих становилась в те годы все более популярной в обществе областью знания, и потому учащиеся проявляли к ней большой интерес и охотно выбирали ее для изучения. Преподавание псих имело положительное влияние на W и R старшеклассников

2. В истории преподавания псих в российских университетах можно выделить несколько периодов. Уставы университетов неоднократно подвергались изменению, что отражалось на составе преподаваемых дисциплин. Псих, как и философия, не один раз исключалась из программы на много лет и вновь восстанавливалась через некоторое время. Естественно, что за эти годы терялись кадры и накопленный опыт преподавания.

Преподавание псих в светских учебных заведениях длительное время находилось под сильным влиянием традиций, сложившихся в рамках богословского образования. В духовной школе псих как учебный предмет была введена почти на целое столетие раньше, чем в светской школе, а процесс преподавания был более стабильным. В духовных академиях предусматривалась и подготовка преподавателей псих. Психологические знания преподавались в рамках других дисциплин Псих рассматривалась также как составная часть курса философии. Содержание курсов философии и псих было далеким от жизни. В связи с этим было немного желающих изучать эти дисциплины, а тем более готовиться к их преподаванию. В 1815 г. в Харькове вышла книга магистра местного университета П. Любовского «Краткое руководство к опытному душесловию». Несколько позже вышло пособие профессора П. Лодия. Это был курс логики, который носил длинное и несколько пышное название «Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного». В предисловии к книге давался краткий курс псих Это неплохое для своего времени пособие оказалось недолговечным. Уже через два года после выхода книга была запрещена, поскольку Главное правление училищ признало ее «опаснейшей по нечестию и разрушительных начал». В Московском университете в связи с реорганизацией в 1850 г. философского факультета была упразднена кафедра философии, и прекратилось ее преподавание, «уцелели» только логика и псих. Чтение этих курсов возложили на профессоров богословия. Но лишь устав 1863 г. полностью восстановил преподавание философии и псих в университетах Грот впервые использовал семинар как форму обучения псих. Псих преподавалась также в рамках медицинского образования В целом можно сказать, что преподавание псих в этот период играло образовательную роль и не готовило к проведению самостоятельных исследований или практической работе. После 1905 г. преподавание псих в высших учебных заведениях претерпевает коренные изменения. Увеличивается кол-во курсов по псих, число отводимых на эти курсы часов. Возрастает кол-во преподавателей, а также кол-во слушателей. Помимо лекций организуются семинары и просеминары, практические занятия по экспериментальной психологии. Лекции по психологии начинают сопровождаться демонстрацией приборов, постановкой иллюстративных опытов. Это было значительным нововведением в практике преподавания псих. Псих стала преподаваться как эмпирическая наука. Кроме лекций на курсах были организованы практические занятия, носившие характер демонстраций, а отчасти — научных исследований С начала 40-х гг. в ряде университетов при философских факультетах открываются психологические отделения, и таким образом впервые начинается подготовка профессиональных психологов.В России в послевоенное время нуждались в псих.в конце 80гг были введены ставки пед-псих во всех образоват учрежд росло кол-во детей нужд в псих

.1)отсутств специальной подготов преподав.2)сложн и несистематич предлагаемого материала.3)необходимо для обуч идентифицироваться с изуч материалом.4)учебное пособие ориентир на теорию а не на анализ жизненных проблем учеников.5)малое кол-во часов,в вузе смещение на младшие курс.6)второстепенное положение психологии.7)большое кол-во терминов из разных языков провокацияя зубрежки

4. В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций:

«020400 — Псих» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель псих»; относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.

«031000 — Педагогика и псих» с присвоением квалификации «Педагог-психолог» относится к группе педагогических специальностей.

3. «022700 — Клиническая псих» с присвоением квалификации «Клинический психолог» относится к группе гуманитарно-социальных специальностей. Перечень направлений подготовки и специальностей,

1. ^ Обучение по специальности «020400 — Псих» предполагает общее психологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также преподавать псих в учебных заведениях.Деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия людей.

2.Обучение по специальности -«031000 — Педагогика и псих" предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку, позволяющие специалисту осуществлять деятельность, направленную на психологическое

обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие учащихся. Такой специалист может работать в образовательных учреждениях различного типа.

3.Обучение по специальности «022700 — Клиническая псих» предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку широкого профиля, Позволяющие специалисту осуществлять практическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического R , охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую

реабилитацию. Клинический психолог работает с людьми, имеющими трудности

адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и духовным состоянием.

В системе высших педагогических учебных заведений психология нередко сущ в качестве дополнительной психологической специальности, например:

030900 — Дошкольная педагогика и псих«Преподаватель дошкольной педагогики и псих»);

031900 — Специальная псих «Учитель-психолог»);

032000 — Специальная дошкольная педагогика и псих «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»).

Псих сущ в российском высшем образовании также в кач направления подготовки бакалавров и магистров:

52ld00 — бакалавр психологии

521000 — магистр психологии

5. Структура программ базового психологического образования

В образовательных программах базового психологического образования обычно выделяются три блока, которые в программах разных стран могут называться по-разному, но, в сущности, выполняют сходную функцию.

Основные дисциплины.

Дополнительные дисциплины.

Дисциплины общего образования.

В России структура образовательных программ базового психологического образования значительный вес имеют общеобразовательные дисциплины. В российских программах профессиональные психологические дисциплины составляют 2/3 от общего числа изучаемых предметов.

Особенностью базового психологического образования в России яв-ся то, что высшее образование самым тесным образом связано с профессиональной подготовкой студентов. Этим обусловлена, в частности, его большая продолжительность.

Кроме того, российское высшее психологическое образование, отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологических дисциплин.

Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям дает широкую гуманитарную и социально-экономическую подготов­ку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как: философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.

Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов-психологов. Поэтому они изучают такие предметы, как концепции современного естествознания, анатомия и физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, антропология, математика, информатика и вычислительная техника, математические методы в психологии.

Полный курс базового высшего психологического образования дает достаточную квалификацию для того, чтобы начать самостоятельную психологическую деятельность. Министерство высшего образования и психологические организации разрабатывают определенные критерии и требования для того, чтобы обеспечить высокий уровень образования и профессиональной подготовки психологов.

6 Последипломным обычно называют специализированное образование в какой-либо отрасли науки или практической деятельности, которое направлено на

получение научной степени, профессии или дополнительной квалификации. Последипломное психологическое образование может осуществляться на базе

любого высшего образования. Специалисты с высшим образованием могут продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре (адъюнктуре).

Магистратура представляет собой образовательную программу специализированного обучения в определенной области научной или практической психологии. Наиболее широкий спектр таких специализаций имеется в магистерских программах Московского и Санкт-Петербургского университетов. Длительность магистерских программ обычно составляет 2 года для тех, кто имеет степень бакалавра психологии, и 1 год — для специалистов в области психологии.

Аспирантура по психологическим специальностям существует во многих университетах страны и является образовательной программой повышения научно-педагогической квалификации психологов. Перечень специальностей в аспирантуре аналогичен перечню специализаций в университете: общая психология, психология личности, социальная психология, психология развития, педагогическая психология и т. д. При поступлении в аспирантуру обычно сдаются вступительные экзамены по психологии, философии и иностранному языку, а также готовится реферат, посвященный какой-либо психологической проблеме научной специальности. Время обучения в аспирантуре — 3 года (4 года при заочной форме обучения).

7. Цели психологического образования.

Цели преподавания психологии определяются, с одной стороны, содержанием научно-психологических знаний, а с другой стороны, типом образовательной программы, в рамках которой эти знания преподаются. «цель обучения психологии — теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности»-Ляудис.10 основных целей, которые разделяются на две категории: 1. Знания, умения и ценности, согласующиеся с психологией как наукой и сферой практической деятельности. Эта категория целей определяет отличительные особенности психологического образования. 2. Знания, умения и ценности, согласующиеся с общим образованием, которые далее развиваются в сфере психологии. Эта категория целей относится к деятельности, которая обычно является частью общей образовательной программы.. Каждая из категорий включает 5 целей:Цель1. Теория и содержание психологии. Студенты должны продемонстрировать знакомство с основными концепциями, теоретическими перспективами, эмпирическими данными и историческими тенденциями психологии.Цель2. Исследовательские методы в психологии. Студенты должны понимать и уметь применять основные исследовательские методы в психологии, включая исследовательский проект, анализ данных и интерпретацию.Цель3. Умения критического мышления в психологии. Студенты должны уметь использовать метод критического и творческого мышления, постановки вопросов и научный подход к решению проблем, связанных с поведением и психическими процессами Цель4. Приложение психологии. Студенты должны понимать и уметь применять психологические принципы к личным, социальным и организационным проблемам. Цель5. Ценности в психологии. Студенты должны понимать основания тех или иных действий, быть терпимыми к неопределенности, действовать в соответствии с правилами этики и понимать другие ценности, которые лежат в основе психологт как дисциплины. Знания, умения и ценности общего образования, которые в дальнейшем находят свое развитие в сфере психологии. Цель6. Информационная и технологическая грамотность. Студенты должны продемонстрировать компетентность в информационной сфере и способность использовать компьютеры и другие технологии в различных целях. Цель7. Коммуникативные умения. Студенты должны быть способны к эффективному общению в разных аспектах и формах. Цель8. Социокультурное и международное сознание. Студенты должны осознаний, и понимать сложность социокультурного и международного многообразия. Цель9. Личное развитие. Студенты должны добиться понимания своих психических процессов, собственного поведения, а также поведения других людей и научиться применять эффективные стратегии для управления собой и самосовершенствования. Цель10. Профессиональное планирование и развитие. В результате обучения студенты должны получить реалистические представления о том, как они могут применить свои психологические знания, умения и ценности в профессиональной сфере в самых различных ситуациях.

8. Принципы обучения – это руководящие идеи, научно обоснованные правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические прин­ципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику.

пр-п научности – информация должна быть доказательна

пр-п системности – учебный материал изучается в определенно последовательности и логике, которая дают системное представление о дисциплине

пр-п единства рационального и эмоционального - обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты осознают цели обучения, есть осмысленный интерес к изучению, сочетание интересного и полезного в преподавании

пр-п единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения

пр-п единства теоретического и эмпирического знания – должны сочетаться и описание теоретических идей, и конкретные эмпирические факты, на которые они опираются.

пр-п доступности – соотнесение содержания материала с особенностями студентов

пр-п наглядности – зрительное представление информации, примеры

пр-п активности – лучшее усвоение материала при активной позиции студентов

развивающий характер обучения

пр-п связи изучения психологии с жизнью

9. Учебный и воспитательный прцс в общеобразовательных учреждениях регламентируется Законом РФ «Об образовании, Типовым положением об общеобразовательном учреждении (2001), государственными образовательными стандартами и базисным учебным планом. Законом «Об образовании» утверждается следующая структура школы: I—IV — начальная школа, V-IX — основная школа, X-XI — общеобразовательная (полная) средняя школа. В рамках этой структуры обязательным яв-ся девятилетнее образование, а старшая школа становится профильной.

Следующим документом, регламентирующим работу средних общеобразовательных учреждений, яв-ся базисный учебный план, который определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план включает не предметы, а образовательные области и состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

Следующим документом, регламентирующим учебный прцс, яв-ся Государственные образовательные стандарты, которые определяют требования к уровню обязательной подготовки учащихся. Психологические знания и умения в них в настоящее время в явном виде не отражены.

10. Государственный образовательный стандарт.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» в нашей стране введены стандарты образования(или образовательные стандарты). Понятие стандарт происходит от латинского слова «standard», означающего «образец, норма». Под стандартом образования понимается система основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Образовательный стандарт — нормативный документ, содержащий систему требований к основным параметрам общего среднего образования, устанавливающих соответствующий уровень образования, принимаемый в качестве государственной нормы образованности личности.

Образовательный стандарт общего среднего образования раскрывает область его применения, содержит определения терминов основных объектов стандартизации, общие положения, а также включает:

цели и задачи общего среднего образования;

общие требования:

к уровням общего базового и общего среднего образования;

обязательному содержанию образования на базовом, повышенном и углублённом уровнях изучения учебных предметов;

обязательному и максимальному объёмам учебной нагрузки учащихся;

уровню подготовки выпускников на уровнях общего базового и общего среднего образования;

типам общеобразовательных учреждений;

итоговой аттестации учащихся за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования;

документам об образовании за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования.

Применительно к учебным предметам общие требования к обязательному содержанию образования на базовом, повышенном и углублённом уровнях их изучения, уровню подготовки выпускников, завершающих обучение на уровнях общего базового и общего среднего образования, устанавливаются образовательными стандартами по учебным предметам, которые сгруппированы по ступеням общего среднего образования и являются составными компонентами настоящего образовательного стандарта общего среднего образования.

11 Учебные планы и программы по психологии.

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам. Учебный план включает в себя: 1. Перечень учебных дисциплин. Псих как предметная обл в разной степени представлена в разных учебных планах.. В зависимости от значимости психологии как учебного предмета2. В уч плане также определяется, в каком семестре (или семестрах) изучается определенная учебная дисциплина. 3. Трудоемкость образовательных программ, а также изучения каждой учебной дисциплины обычно измеряется в российской высшей школе в академических часах.4. Учебный план определяет также формы учебных занятий по учебной дисциплине: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, виды курсовых работ и практик. 5. В учебном плане определяются виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен или зачет, реферат, курсовая, дипломная работ

12 Учебная программа.На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины. Учебная программа обычно содержит:1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена; 2) пояснительную записку, в к-й описываются значимость дисциплины в рамках обр программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний; 4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса. Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного про-цесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. Оно позволяет выстроить уроки в определенную систему, увидеть перспективу в работе, помо-гает заранее готовить оборудование к уроку, продумать для учащихся предварительные зада-ния, направленные на актуализацию необходимых для изучения нового материла знаний и умений. Но самое главное, появляется возможность провести через все темы ведущие положе-ния, сформировать у учащихся целостные представления и относительно завершенные способы деятельности. 

годовой тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени. Календарно-тематическое планирование

№Темы Тип урока Вид контроля Дом.зад. Дата

13. Термин «образовательный прцс» достаточно широко используется в практике образования и теории педагогики.. В Законе РФ «Об образовании» образование рассматривается как целенаправленный прцс обучения и W в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней - цензов. В данном случае понятие «образовательный процесс» отождествляется с понятием «педагогический процесс». Однако, оба понятия являют собой сущностное единство, но не выступают тождественными. «Образовательный процесс» шире явления и понятия «педагогический процесс». Педагогический прцс всегда образовательный, но не всякий образовательный процесс есть процесс педагогический. Образование, развитие человека может происходить позитивно без участия или даже вопреки участию педагога.

Под образовательным процессом понимается совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с гос образовательным стандартом.

14. Структура учебной деятельности

1) Потребность в учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте в процессе развития сюжетной игры у детей формируется познавательный интерес, а в младшем школьном возрасте на его базе формируется потребность в учебной деятельности, т.е. в усвоении теоретических знаний.

2) Мотивы учебных действий.

Потребность в учебной деятельности конкретизуется у школьников в многообразии мотивов, требующих от них выполнения учебных действий. Мотивы учебных действий побуждают школьников к овладению способами построения теоретических знаний, направленными на решение учебных задач.

3) Учебная задача.

Суть учебной задачи состоит в том, что при её решении посредством действий школьники раскрывают происхождение «клеточки» некоторого целостного объекта и используют эту «клеточку» для мысленного воспроизведения этого объекта. Тем самым, школьники осуществляют микроцикл восхождения от абстрактного к конкретному как путь усвоения теоретических знаний (при решении задачи школьники первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем используют его при безошибочном подходе к каждой конкретной задаче).

4) Учебные действия (от общего к конкретному): а) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; б) моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; в) преобразование модели отношения для изучения свойств в «чистом виде»; г) построение системы частных задач, решаемых общим способом; д) контроль за выполнением предыдущих действий; и) оценка усвоения общего способа как результата решения данной задачи.

5) Учебные операции.

Каждое действие состоит из определённых операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий, входящих в ту или иную учебную задачу (действие соотносится с целью задачи, а его операции – с условиями задачи).

15 Психолого-педагогическая хар-ка проблемного обучения

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Альтернативным проблемному обучению выступает эвристическое обучение. Особенности методики: В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие. Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3.Развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: 1.в меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков; 2.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.

16 Психолого-педагогическая хар-ка программированного обучения

Самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью особых средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или микрокомпьютеров и др.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения и научения в соответствии с некоторыми индивидуальными особенностями (индивидуальным темпом обучения, особым путем овладения учебным материалом в зависимости от уровня обученности и др.), называется программированным обучением. Обучающая программа состоит из последовательности шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения обучаемым определенной единицей знаний или действий. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационного, в котором дается необходимая информация об изучаемом знании или действии; контрольного, в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющего, в котором обучаемый проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к какому-то следующему шагу. В зависимости от характера шагов программы различают следующие основные системы программированного обучения. 1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 1960-х годов на основе бихевиористского направления в психологии. Согласно этой системе обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мысли Скиннера, обучаемый учится в первую очередь выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого. 2. Разветвленная программа программированного обучения, основоположником которой является американский педагог Н. Крау-дер. Контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольких ответов, в числе которых обычно один правильный, а остальные неверные, содержащие типичные ошибки. Обучаемый должен выбрать из этого набора один ответ. Если он выбрал правильный ответ, то получает подкрепление в виде подтверждения правильности ответа и указание о переходе к следующему шагу программы. Если же он выбрал ошибочный ответ, ему разъясняется сущность допущенной ошибки и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме. Кроме этих двух основных систем программированного обучения разработано немало других, в той или иной степени использующих линейный или разветвленный принцип или оба эти принципа для построения последовательности шагов обучающей программы. Многочисленные системы программированного обучения не имели первоначально особого психологического обоснования и разрабатывались в основном эмпирически. В дальнейшем отдельные элементы программированного обучения получили то или иное психологическое обоснование, однако полная теория программированного обучения до сих пор не создана.

17. При алгоритмизированном обучении в содержании обучения выделяются учебные алгоритмы. Алгоритм, по Л.Н. Ланде, есть правило, предписывающее последовательность элементарных действий (операций), которые в силу их простоты однозначно понимаются, исполняются всеми. Алгоритм – это система указаний (предписаний) об этих действиях, о том, какие из них и как надо производить.

Таким образом, алгоритмический процесс представляет собой систему действий с объектом. Алгоритмы служат предметом усвоения для учеников и средством обучения, показывающим, какие действия и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы усвоить новые знания. Одним из преимуществ алгоритмизации обучения является возможность формализации этого процесса и его модельного представления, поскольку алгоритмы представляют собой пошаговую программу деятельности учения и преподавания.

19. Знаково-контекстное обуч — форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

Особенности методики

Концепция разработана А. А. Вербицким Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. В нём получают воплощение следующие принципы: активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры) и, потом, к учебно-профессиональной деятельности (НИРС, практики, стажировки). Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, отходя в этом от академичного изложения научного знания. В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения. Вместе с тем отмечается, что необходимо комплексно подходить к использованию различных форм, методов и средств активного обучения в органическом сочетании с традиционными методами.

20.. Качество преподавательской деятельности в вузе зависит от 6 факторов: статуса вуза как научного и учебного центра, его готовности к саморазвитию в этом плане, сплоченности педагогического коллектива на основе современных концепций образования, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями, уровня профессиональной культуры преподавателей. Последний фактор яв-ся системообразующим и одновременно выступает в качестве критериального показателя развития и саморазвития вуза.В современной вузовской педагогике росту профессионального мастерства преподавателя придается большое значение, поскольку в нем проявляются важнейшие стимулы активности студенчества и он выступает потенциалом роста вуза.Однако серьезных научных исследований по диагностике, анализу и оценке кач преподавательской деятельности в вузе пока еще нет. Только в психологии имеется ряд работ по педагогической рефлексии деятельности преподавателя вуза, где рассматриваются отдельные показатели педагогической культуры преподавателя вуза, требования к личности преподавателя, его профессиональной компетентности. В той или иной мере определились некоторые общие позиции по анализу и оценке деятельности преподавателя вуза, которые включают:высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности; соотношение теории и фактологии, знания и опыта, взаимосвязь З У Н при ведущей роли знаний; кач работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии и соединять их соответственными авторскими методиками; мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы; отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями, а также ориентации на новую парадигму вузовского образования, включающей в себя переход к многовариантной системе образования, реализацию личностно-ориентированного образования, использование рынка образовательных услуг, системного подхода в инновационных процессах и др. В целом наука подходит к тому, что целостная личность преподавателя вуза является основным фактором роста его профессиональной культуры Преподаватель вуза - прежде всего представитель определенной культуры, ее служитель, деятель, создатель; поскольку наука составляет стержень современной культуры, то преподаватель одновременно - человек высокого уровня воспитанности и как таковой обладает ведущими свойствами современного человека: гражданственностью, гуманистичностью, демократичностью, трудолюбием. В кач ученого-мыслителя, представителя науки он яв-ся мастером-профессионалом своего дела, методистом, организатором, эрудитом. Как коллеге, преподавателю вуза свойственны коллегиальность, опытность, принципиальность, самокритичность и требовательность к себе.

1 2 3