">
Психология Общая и социальная психология
Информация о работе

Тема: Исторический аспект и современная интерпретация праздника День семьи, любви и верности в 21 в.

Описание: Исторический аспект. Общее понятие праздник. История святых Петра и Февронии. История праздника День семьи, любви и верности. Необходимость сохранения семейных ценностей в современном обществе. Сценарий конкурсной программы для пожилых семейных пар Любовью дорожить умейте.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Общая и социальная психология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 22.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 42
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Исторический аспект и современная интерпретация праздника «День семьи, любви и верности» в 21 в.»

Выполнила студентка

Научный руководитель

Тюмень. 2012

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......1 - 3

Глава 1

«Исторический аспект»

Общее понятие «праздник»………………………………………………….4 - 5

История святых Петра и Февронии…………………………………………6 - 8

История праздника «День семьи, любви и верности»……………………9 - 11

Глава 2

«Современное состояние и специфические особенности организации, и проведение праздника в 21в»

2.1 Необходимость сохранения семейных ценностей в современном обществе……………………………………………………………………...…12 - 13

2.2 Сравнительный анализ праздника «День семьи, любви и верности» с «Днем Святого Валентина»……………………………………………………………14 - 21

2.3 Социологический опрос «День семьи, любви и верности»……………..22 - 23

2.4 Сценарий конкурсной программы для пожилых семейных пар «Любовью дорожить умейте»…………………………………………………………….24 - 30

Заключение

Глоссарий

Библиографический список

Приложения

Введение

Актуальность темы обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения людей, подрастающего поколения к осмыслению семейных ценностей. [2.5.,c. - 105]

Возрождение праздника семьи, любви и верности своевременно, потому что в переживаемое нами время как никогда испытывается на прочность сам институт семьи, само понятие брака. Вопросы сохранения семьи сейчас очень важны.

В современной жизни очень много отрицательного и это отрицательное вольно или невольно входит в наше сознание, и мы начинаете думать, а не будет ли у меня так же плохо, а если нам приведут массу положительных примеров о том, как любящие люди преодолевают трудности, будет иначе. Ведь семья - это грандиозный, колоссальный труд. [2.5., c. – 100]

Ни для кого не секрет, что сегодня чудовищное количество разводов. В 1992 году процент разводов в нашей стране составлял 60%, к 2000 году он заметно возрос и составил 69%, в 2009 году процент разводов в России составил 70%. Интересно, счастливы ли в браке остальные 30%? Или их просто, что то удерживает от развода, например, дети, страх провести старость в одиночестве, а может, не разводятся по религиозным соображениям. Распадаются семьи, причем не только молодые. Наиболее количество разводом происходят в возрастном диапазоне 18-35 лет. [2.5., c. – 101] Поэтому молодежь вступает в брак с оглядками и опасками. Необходимо привлечь внимание к семье, как к основе государства.

Семья дает человеку опору и поддержку, дарит счастья материнства и отцовства, формирует характер и жизненные ценности ребенка. Счастливая, крепкая и дружная семья - это основа успеха и процветания нашей любимой России.

Объект исследования: исторический аспект праздника семьи, любви и верности

Предмет исследования: современная интерпретация праздника семьи, любви и верности

Цель исследования: обосновать необходимость возрождения дня святых Петра и Февронии в современной трактовке праздника семьи, любви и верности

Цель обусловила выполнение следующих задач:

1. Изучить специальную литературу

2. Выявить специфические особенности празднования дня святых Петра и Февронии в православной церкви и праздника семьи, любви и верности в светском обществе

3. Дать сравнительную характеристику праздников "День Святого Валентина" с "День семьи, любви и верности"

4. Изучить мнение людей о празднике семьи, любви и верности

5. Разработать сценарий мероприятия, посвященного дню семьи, любви и верности

Методы исследования:

- анализ литературы;

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

- сравнение;

- интервьюирование;

- моделирование;

- аналогия;

Практическая значимость исследования: обоснование необходимости возрождения дня святых Петра и Февронии в современной трактовке праздника семьи, любви и верности

Структура курсовой работы: Введение раскрывает актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоритическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматривается исторический аспект праздника "День семьи, любви и верности".

Вторая глава посвящена современному состоянию и специфическим особенностям организации и проведения праздника в 21 веке и необходимость сохранения семейных ценностей в современном обществе.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Дополнительной информацией к курсовой работе является библиографический список, глоссарий и приложения.

1.1Общее понятие «праздник»

Определение праздника в толковых словарях:

В.И. Даль вывел понятие «праздник» от прилагательного «праздный», означающего «незанятый», «пустой», «порожний» (если речь идет о месте) и «праздное время» - период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени). [2.3, c. - 551]

Л.В. Успенский в этимологическом словаре «Почему не иначе» определяет праздник в соответствии со старославянским «праздный» в значении «порожний», «пустой» от работ, ничем не заполненный, кроме отдыха. [2.1., c. - 98]

Энциклопедия «Мифы народов мира» - как «временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое действо». Противопоставление праздник – будни является ключевым и определяющими. [2.1., c. - 98]

Понятие «праздник» в определении ученых:

И.М. Снегирев (1837): «Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично – свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной. Самое слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом». [2.1., c. - 98 - 99]

Д.М. Генкин (1972): «Праздник - это гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогического воздействия»… «С точки зрения организации праздник – это всегда определенный комплекс мероприятий, сочетающий активное действие с восприятием зрелища. Такой праздник представляет собой сумму разнообразных акций, заключенных в единовременные рамки». [2.1., c. - 99]

Л.С. Лаптев (1975): «Праздник – это традиционная народная форма отдыха; это удовлетворение естественной для человека потребности в массовом общении, причем в обстановке, отличительной чертой которой является мажорность; это вид народного творчества, в котором перекликаются и сочетаются в новом художественном и смысловом качестве все виды и жанры искусства». [2.1., c. - 99]

Праздник, как человек, интересен непохожестью. Нельзя, как это было совсем недавно, чтобы все праздники были одинаковы, как… доски в заборе. [2.1., c. - 99]

1.2 История святых Петра и Февронии

Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака. Их брак считается образцом христианского супружества. [1.3., c. - 2]

Большинство исследователей отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям Муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Евфросинией. Князь Давид правил в Муроме с 1205-го по 1228 год и принял постиг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно. [1.3., c. - 22] За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. По легенде, князю во сне было открыто, что его может исцелить дочь "древолазца" бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой, благочестивой и доброй девушкой. Феврония в качестве платы за лечение потребовала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Болезнь возобновилась, а Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж. [1.3., c. - 32]

Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: "Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром". Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. [1.3., c. - 33]

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан. [1.3., c. - 36]

В преклонных летах, приняв монашеский постиг, в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. [1.2., c. - 55]

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были Святые. супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. [1.2., c. - 59]

Петр и Феврония были прославлены в лике святых на церковном соборе 1547 года. Сегодня их святым мощам можно поклониться в Троицком монастыре города Мурома. [1.4., c. - 4]

Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания, именно поэтому их жизнь вот уже более восьми веков служит примером должного отношения супругов к церковному браку и друг другу. [1.4., c. - 7]

Обстоятельства их жизни мы узнаем из "Повести о Петре и Февронии", написанной в первой половине 16 в. Ее автором был священник одного из кремлевских соборов Ермолай (в монашестве Еразм), входивший в круг церковных писателей и агиографов, сформировавшийся вокруг Святителя Макария Московского. [1.1., c. - 3]

Со времени преставления святых до времени написания "Повести" прошло более 300 лет, и хотя можно предполагать, что местное почитание Петра и Февронии началось сразу же после их общей кончины (чему, вероятно, особенно способствовало чудо, случившееся вскоре после нее), устное предание не сохранило многие факты их жизни. [1.1., c. - 6]

Перед Ермолаем - Еразмом встала задача воссоздать облик этих людей, скрытый как пеленой времени, так и тайной святости, которая всякого праведника оберегает от нескромных взоров. Такая реконструкция должна быть не только достоверной, но и доступной. Поэтому Ермолай - Еразм, чтобы сделать свое повествование красочным и занимательным, чтобы увлечь им читателя, дополнил его за счет фольклорного материала. [1.1., c. - 1]

В результате получилось не столько "биография" святых, сколько произведение, вместе с немногими фактами из жизни Петра и Февронии преподающее учение о христианском браке, и вместе с тем увлекательное и доступное - благодаря привлечению фольклорных мотивов - читателю 21 века. [1.1., c. - 1 - 2]

Именно как повествование о том, как зарождается христианская семья, какие этапы в своем становлении она проходит, каково ее назначение, какие испытания выпадают на долю супругов, и какой венец уготовлен достойно подвизавшимся на этом поприще, я предлагаю прочесть эту "Повесть" в приложении к курсовой работе. [1.4.,c. - 29]

1.3 История праздника «День семьи, любви и верности»

8 июля вся Россия отмечает День семьи, любви и верности. В России, как праздник он был введен совсем недавно - в 2007 году, хотя история этого дня уходит своими корнями глубоко в прошлое. [3.1] Уже более 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских - покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви и просто создан для свадеб. [3.5]

19 сентября 1992 г. произошло событие, знаменательное для церковной и культурной истории не только Мурома, но и всей России. Многолюдным крестным ходом мощи святых Петра и Февронии были перенесены в возрожденный Свято - Троицкий монастырь. [1.5., c. - 325] Впервые городские власти соединили общегородское торжество с церковным праздником. В местной газете писали: «Когда… солнце поднялось из - за Оки, в Троицком соборе шло торжественное освещение престола. Затем начался крестный ход… священнослужители и прихожане прошествовали к Благовещенскому собору, где почивали мощи Муромских чудотворцев после передачи святыни Церкви из местного музея… Под колокольный перезвон святыню… на специально сооруженном ковчеге… вынесли из собора… Епископ Владимирский и Суздальский Евлогий… обратился к пастве с проникновенным словом праздничной проповеди: „Да любите друг друга по примеру верных супругов Петра и Февронии, помня: взаимная любовь - духовный подвиг и великий труд…”» Выступил с речью и мер города П. Кауров, говорил о благоденствии Мурома, надеясь на помощь своего небесного покровителя - святого князя Петра Муромского. Мощи чудотворцев были перенесены в Троицкий собор монастыря». [1.5., c. - 433]

В России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих в русской культуре супружескую любовь и верность и издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака, отмечался очень широко. [2.4., c. -130] В этот день было принято посещать храмы, где молодые люди в своих молитвах просили о любви, а люди постарше - о семейном согласии.

День Петра и Февронии – народно - православный праздник. Отмечается 25 июня (8 июля). В России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника - «Дня семьи, любви и верности». [3.2]

Инициатива проведения «всероссийского дня семьи, любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации, и в 2008 году праздник получил официальную поддержку. Для популяризации праздника во многих городах России были поставлены памятники Петру и Февронии. Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Анатольевича Медведева - Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника, поскольку этот летний цветок издавна служил в России олицетворением любви, а его лепестки символизировали достаток, плодородие, красоту и здоровье. [3.1]

В этот день христиане почитают: преподобномученицу Февронию деву; благоверного князя Петра, в иночестве Давида, и княгиню Февронию, в иночестве Евфросинию, Муромских; преподобного Никона Оптинского, исповедника; священномучеников Николая и Василия пресвитеров; священномученика Василия пресвитера. [3.6]

К Муромскому князю Пётр и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье. Идею праздновать День семьи, любви и верности поддержали все традиционные, религиозные, российские конфессии. Центром празднования стал конечно же город Муром. С 2008 года Патриарх Алексий 2 благословил на Божественной литургии 8 июля во всех храмах читать особое прошение о благополучии и укреплении любви в семьях верующих, об отказе супругов "от всякого малодушия, самолюбия и гордости", о том, чтобы народ российский был многочисленным, и благословение Господне наследовать бы в нем из рода в род. Эти прошения были составлены специально к новому общественному празднику и распространены по всем епархиям и проходам.

Этот праздник становится из церковного всенародным. Но сейчас нет цели превратить праздник в государственный. Сейчас цель только одна - привлечь внимание к семье, сделать праздник, который был бы приятен для каждого российского дома, независимо от вероисповедания его обитателей, ведь именно в семье формируется личность человека, закладываются основные жизненные принципы и традиции. [3.4]

2.1 Необходимость сохранения семейных ценностей в современном обществе

Как часто мы слышим это слово - семья. Семья и общество. Но какое значение мы придаем этим словам. Что значит семья для современного общества? Какие семейные ценности мы оберегаем? Изменились ли они?

Семья- это социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными чувствами. [2.5., c. - 55] Это ячейка общества. Так нас учили. Это то, что мы знаем о семье. Но общество постоянно менялось. Менялось и мнение и о семейных ценностях. Если в 17- 19 веках такие понятия, как любовь, семья, дети были незыблемы, то в веке 20 случился легкий крен в сторону свободы отношений. А 21 век принес в отношения и вовсе легкость и непринужденность. Общество стало раскованнее и те ценности, которые играли главенствующую роль, перестали таковыми быть. Вспомните слова наших бабушек и дедушек. С какой любовью, с каким трепетом, они говорят нам о своих семейных отношениях. Взаимовыручка, бескорыстие, верность, терпение, почитание старших - вот то, что укрепляло целые семейные династия.[2.5., c. - 43]

А традиции! Какие славные традиции были у наших предков. Ужин в кругу родных. Чаепития на природе. Это много позже пошли шашлыки на природе, а были именно чаепития.

Семья появилась на заре формирования общества. Союз двух любящих людей скреплялся узами дальнейшей семейной жизни. Появлялись дети, и семья становилась чем - то большим, чем просто союз двух сердец. Это была уже духовная сфера общения, воспитание, обучение, взращивание, становление личностей и характеров. Вырабатывались семейные ценности, которые призывали любить, ценить, уважать друг друга. Опыт передавался из поколения в поколения. Именно поэтому семья так много значит для социума.

Начиная с монархии и заканчивая демократией, в разные эпохи государство всегда активно влияло на общественное мнение о семье. Туда же вмешивалась и церковь. Они пропагандировали прочность и долговечность семейных взаимоотношений. Ряд европейских стран, как, например Италия, Испания, Англия славятся своим семейным наследием. Узы родства почитаются там не меньше чем религиозные конфессии. Вот уж где общество и семья неотделимы.

Однако в последнее время все чаще звучат слова, что семья, увы, уже не выполняет своей социально - нравственной функции. Она призвана служить опорой. Гарантом для развития общества и воспроизведения общества. Но система семейных ценностей утратила эту опору под давлением индивидуалистических настроений населения развитых стран. Брак стал всего лишь союзом двух людей… [1.5., c - 432]

Мы просто обязаны стремиться к возрождению семейного духа. Важно понимать, что без этого тяжело полноценно жить, развиваться, совершенствоваться и просто быть счастливым. Семья - это прекрасно! Это то, что сближает людей, делает чище и разумнее общество, создает морально - нравственных и устойчивых людей. Это не закон, не убеждение, - это стремление к истинным ценностям! Любовь, сближающая людей, дающая энергию, рождающая новое поколения, объединяет их в формации, которые создают свой уникальный и неповторимый мир! Это и есть семья и общество.

2.2 Сравнительный анализ праздника "День семьи, любви и верности" с "Днем Святого Валентина"

Мы все привыкли отмечать «День Святого Валентина» и, к великому сожалению, долгое время не имели понятия о том, что у нас, у православных, есть свой исконно русский праздник всех влюбленных, а с 2008,- День семьи, любви и верности.

Некоторые считают, что один из этих праздников лишний, так как они одинаковы, посвящены любви. Другие говорят, что День семьи, любви и верности был нужен, как альтернатива чужеродному - Дню Святого Валентина. Попробуем в этом разобраться путем сравнительного анализа этих праздников. Это поможет нам решить одну из поставленных в работе задач: так ли было необходимо возводить до уровня государственного День Петра и Февронии.

Исторические корни праздников

День семьи, люби и верности

В основе праздника День семьи, любви и верности лежит история любви Петра и Февронии. Супруги Петри и Феврония Муромские - русские православные святые, покровители семьи и брака. Их семья считается образцом христианского брака. По легенде, князь Мурома Петр заболел проказой, и исцелить его смогла только простолюдинка, дочь бортника Феврония, которая взамен пожелала, чтобы князь женился на ней. Выздоровев, Петр не захотел брать в жены крестьянку, и болезнь вернулась. Тогда князь вновь попросил Феронию вылечить его, а потом женился на своей спасительнице. Когда же муромские бояре велели Петру прогнать Февронию, чтобы не дать безродной девушке стать княгиней, тот взял жену и уплыл с ней из города по Оке. В Муроме началась смута и кровопролитие, в борьбе за княжеский трон бояре убивали друг друга. Пришлось им простить князя вернуться. Петр и Феврония стали править княжеством, и им удалось завоевать всеобщую любовь. В преклонном возрасте они приняли монашеский постиг и молили Бога дать им умереть в один день. Похоронить себя они завещали в одном гробу. Супруги умерли в один день и час, но монахи посчитали недопустимым класть в один гроб послушников разных монастырей. Их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. В 1547 году Петр и Феврония канонизированы Русской православной церковью. [ 3.6]

День святого Валентина

Название День Святого Валентина пошло от имени двух из многочисленных раннехристианских мучеников по имени Валентин.

Что касается происхождения Дня святого Валентина, то здесь все ясно не до конца. По официальной версии, в 3 в. н.э., в 269 году, император Древнего Рима Клавдий запретил своим легионерам жениться, чтобы семья не отвлекала их от ратных подвигов. Но нашелся священник (единственный во всем Риме), который соглашался обвенчать всех желающих - вопреки закону.

Когда Клавдий узнал об этом, он велел схватить священника и бросить его в тюрьму. 14 февраля его казнили. Легенда говорит также, что Валентин, сидя в тюрьме, писал записки дочери тюремщика. Поэтому уже через 200 лет после смерти отца Валентина римляне в память о нем стали 14 февраля каждого года писать записки своим любимым - "валентинки".

Легенда окутывает романтическим флером последние дни жизни Валентина.

Согласно одним представлениям, в него влюбилась слепая дочь тюремщика. Валентин, как священник, давший обет безбрачия, не мог ответить на ее чувства, но в ночь перед казнью (13 февраля) прислал ей трогательное письмо. По другой версии, Валентин сам влюбился в прекрасную девушку, да еще, пользуясь своими медицинскими познаниями, в ожидании казни излечил ее от слепоты.

Как все было на самом деле, мы не знаем и уже никогда не узнаем, но несомненно одно - молодой христианский священник действительно погиб во имя Любви. И этой Любви было ему отпущено удивительно много на одну его короткую жизнь - любовь к Богу, любовь к прекрасной девушке, любовь к людям вообще, которым он помогал и как священник, и как врач, и как просто прекрасный человек с огромной, творящей добро душой.

Неудивительно, что о Валентине не забыли и избрали покровителем всех влюбленных. Как христианский мученик, пострадавший за веру, он был канонизирован католической церковью.

Однако достоверные факты во многом расходятся с красивой легендой. так, доподлинно известно, что в 3 в. н.э. древние римляне отмечали февральский фестиваль Луперкалии в честь Фавна Луперка, оплодотворяющего божества.

Центральным действом праздненства была своеобразная лотерея: молодые мужчины тянули жребии - бумажки с именами юных дев. Эти девушки становились их подругами до следующей лотереи. Много позже христианский Папа Геласиус, желая избавиться от языческих пережитков, заменил женские имена именами святых и несколько изменил правила игры. Естественно, это вызывало многочисленные недовольства. Надо было срочно найти замену Фавну Луперку.

Самой подходящей кандидатурой Папе показался святой мученик Валентин, однако и в его биографии были неугодные для церкви эпизоды. Так, в 3 в. н.э. в римской армии были разрешены среди бойцов так называемые "дружеские браки". Будучи защитником чувств, Валентин, помогал воссоединить любящие сердца, однако католическая церковь яростно осуждала такое своеволие христианского священника.

По одной из версий, Папе Геласиус пришлось во многом воссоздать совершенно новый, "легендарный" образ Валентина, который бы говорил о его соответствии с католическими канонами.

Легенда о Святом Валентине теряет свои нити в двусмысленных недомолвках и своеобразной корректировке католической церкви, а житийная "Повесть о Петре и Февронии" является весьма конкретным историческим фактом. Чудодейственные мощи знаменитых Муромских святых покоятся в главном храме Свято - Троицкого женского монастыря. [3.6]

Отношение церкви, светского общества и государства к данным праздникам

День семьи, любви и верности

Исследователи подчеркивают связь житийной повести с фольклорными традициями. При этом сказочные мотивы подчинены духовным идеалам Церкви Христовой. Изначально этот праздник был народно - православным. Инициатива возрождения праздника пошла от народа. Он прижился как общественный праздник, а с 2008 года праздник стал государственным - общероссийским Днем семьи, любви и верности. География праздника увеличилась на 15 стран ближнего и дальнего зарубежья. [3.4]

День Святого Валентина

Отмечается в Европе с 13 в., в США с 1777 г., в странах СНГ - сначала 1990 г. Для большинства Россиян он стал полноценным праздником. День Святого Валентина не является праздником не только для православной церкви, но и для католической. Считается, что празднование дня Святого Валентина - это больше народная традиция, нежели церковная, поэтому католическая церковь в этот день праздничных благослужений не проводит, а церкви отмечают "память", а не "праздник" святого. С 1969 г. этот праздник перевели в разряд необязательных праздников - факультативных.

В этот день католическая церковь отмечает память покровителей Европы святых Кирилла и Мефодия.

В России празднование дня Святого Валентина имеет светский характер. Наибольшей популярностью пользуется среди молодежи (от 18 до 24 лет). [3.3]

Символы праздников

Символом Дня семьи, любви и верности является ромашка - цветок, распространенный на территории России. Ромашка является олицетворением любви, а ее лепестки символизируют достаток, плодородие, красоту и здоровье.

Символом Дня Святого Валентина принято считать маленького крылатого ангелочка Купидона. [3.5]

Традиции и обычаи, содержание праздников

О многих традициях и обычаях празднования Дня Петра и Февронии, а ныне Дня семьи, любви и верности уже рассказано в 1 главе курсовой работы.

Остановки городского транспорта, уличные перетяжки - все сегодня пестрит социальной рекламой нового праздника. В разных городах России по его случаю проходят торжества: открываются памятники, звучат концерты, организуются народные гуляния. Каждый город страны готовит что - нибудь особенное для тех, кто ценит идеалы семьи, любви и верности. Столица праздника город Муром, родина князя Петра и княгини Февронии, 8 июля там проходят самые массовые народные гуляния. В Москве в этот день проходит более 500 мероприятий. Это и концертные и фольклорные, и обрядовые программы, конкурсы, теплоходные экскурсии, фестивали, различные акции, театрализованные представления с участием молодоженов, интерактивные игры для семей с детьми и ряд других развлекательных программ. Завершает праздник фейерверк. Подробная программа празднования дана в приложении.

У праздника есть соответствующая награда - "Медаль за любовь и верность", которая вручается достойным семьям, прожившим в браке более 25 лет (см. приложение). У праздника есть свой гимн- гимн семьи (см. приложение).

Празднование Дня Святого Валентина в основном сводится к тому, что в этот день все желающие дарят своим любимым подарки: плюшевых мишек с говорящими сердцами, цветы, шоколад, украшения, символ праздника - крылатого ангела Купидона - вот только самый неполный список тех приятных радостей, которыми балуют друг друга в этот день любящие люди. Обязательным в этом списке являются открытки, нередко в форме сердечка, со стихами и любовными признаниями, которые получили название - валентинки.

Создание первой валентинки приписывается Чарльзу. Герцогу Орлеанскому (1415 год), сидевшему в это время в тюрьме, в одиночной камере, и решившему бороться со скукой путем писания любовных посланий собственной жене. Однако, наибольшего расцвета валентинки достигли к 18 в. Теперь под "валентинкой" понимаются поздравительные открытки в виде сердечек, так называемые "валентинки", с наилучшими пожеланиями, признаниями в любви, предложениями руки сердца или просто шутками, которые не подписывают, и получающий должен сам догадаться, от кого они.

В День святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие - либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах. Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквах. В молитвах люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше просят о семейном счастье. [3.5]

Целенаправленность праздников

Идеологическая направленность праздника Дня семьи, любви и верности заключается в продвижении здоровых семейных ценностей: любви, верности и ответственности за продолжения рода. Праздник призван обратить внимание на Российскую семью, как хранительницу духовно - нравственных ценностей и национальной культуры. И как бы не назывался этот день и не трактовался ныне нужно просто помнить всегда: Любовь, Семья, Верность. Вот 3 кита, на которых стоит счастье. [3.4]

Второе название праздника Дня Святого Валентина - День влюбленных. Праздник посвящен самому возвышенному и созидательному чувству. Современное общество остро ощущает недостаток любви и простой человеческий теплоты. Однако влюбленным можно быть во что угодно и много раз. Вот и весь День Святого Валентина. Можно разослать много валентинок: нравишься мне ты, ты и ты... Но какое отношение это имеет к настоящей любви? В последнее время празднование Дня Святого Валентина в России, да и во всем мире, приобретает коммерческий характер. В преддверии праздника ритейлеры предлагают рост продаж праздничной атрибутики: сувенирные сердечки, открытки и т.д., при этом основной контингент покупателей составляет молодежь. [3.5]

Вывод: Проводя сравнительный анализ праздников Дня Святого Валентина и Дня семьи, любви и верности я пришла к такому выводу. Эти праздники сходны в том, что у них глубокие исторические корни, но современное содержание праздников разное. День Святого Валентина (День влюбленных) праздник для молодежи, т.к. посвящен чувству влюбленности, которое бывает в жизни не один раз, ни к чему не обязывает, на нем не может быть построен брак, если это чувство не перерастает из влюбленности в глубокое чувство любви. Празднование этого дня носит романтический характер: ужин при свечах, романтическое свидание, любовные послания, подарки для возлюбленных. [3.5] Участвуют двое, это касается только их. День семьи, любви и верности - это праздник настоящего искреннего чувства - основы для брака, семьи, продолжения рода. [3.5] Это праздник общественный, т.к. семья - ячейка общества. Чествование в этот день семейных пар, проживших в браке много лет, воспитавших достойных детей, сохранивших друг другу верность - это пример для молодого поколения, как нужно любить, строить семейные отношения. То есть это праздник для зрелых людей, умудренных жизнью и молодежи. В этот день, конечно, нужно принять участие во всевозможных мероприятиях одному или со своим любимым человеком, или всей семьей. И еще мне кажется, верующий человек ты или нет, сходит в церковь, в храм, что есть рядом, поставить свечку за упокой святых Петра и Февронии и попросить Бога о большой любви или счастье в семейной жизни.

2.3 Социологический опрос «День семьи, любви и верности»

Место проведения: г. Тюмень

Исследуемая совокупность: население старше 18 лет

Размер выборки: 100 респондентов

Вопрос: Празднуете ли Вы День семьи, любви и верности? ОТВЕТЫ ВСЕ ЖЕН МУЖ 18-30 ЛЕТ 30-50ЛЕТ СТАРШЕ 50 ЛЕТ  Да, отмечаем, хороший праздник  20%  15%  5%  10%  15%  5%  Да, хотя историю праздника не знаем  5%  1%  4%  5%  0%  0%  Планируем начать  15%  5%  10%  6%  5%  4%  Нет, не отмечаем  55%  27%  28%  30%  11%  14%  Затрудняюсь ответить  5%  2%  3%  2%  2%  1%  

Некоторые комментарии респондентов:

«Я хочу, чтобы моя свадьба была 8 июля»

«Пусть в жизни будет больше праздников»

«Любить - это счастье!»

«У меня нет пока повода отмечать этот праздник»

«Я не собираюсь заводить семью»

Опрос показал, что праздник в г. Тюмени еще не так популярен. Я считаю, что повысить осведомленность населения об этом празднике можно через средства массовой информации. В преддверии праздника охватить в его организации как можно больше желающих, привлечь молодежь, на праздничные мероприятия приглашать семейные пары с большим стажем совместной жизни.

2.4 Сценарий конкурсной программы для пожилых семейных пар

«Любовью дорожить умейте»

Мероприятие к дню семьи, любви и верности.

Звучит первый куплет песни из репертуара Анны Герман «Моей любви негромкие слова»

Ведущая: (дружелюбно и весело) Добрый день, дорогие друзья. Поздравляем Вас с днем семьи, любви и верности!

Ведущий: (торжественно) Только что прозвучала замечательная песня в исполнении Анны Герман «Моей любви негромкие слова». И действительно слова у любви негромкие, но доходят они до каждого сердца, как сказал поэт Степан Щипачев:

Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь – не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Все будет: слякоть и пороша.

Ведь вместе надо жизнь прожить,

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить.

Ведущая: (с улыбкой) Именно эти стихи и определили нашего семейного конкурса.

Ведущий: (задумчиво) Много влюбленных осталось в истории на века. У всех на слуху Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона, Капитан Грей и Ассоль… Это лишь несколько примеров романтической, страстной любви, правда, не всегда счастливой.

Ведущая: (грустно) Но мало кто знает, что у нас на Руси есть свои покровители влюбленных, брака, семейного счастья – святые Петр и Феврония Муромские.

Ведущий: (радостно) Наш сегодняшний праздник посвящен любви и верности. Любви супружеской, долгой и несмотря ни на какие препятствия, счастливой. В этот день принято поздравлять, кто прожил долгую жизнь вдвоем с любимым человеком. Несмотря на трудности, препятствия, разногласия, не променял своего супруга на другого человека. Именно про таких людей говорят две половинки.

Ведущая: (с гордостью) Наши герои живут рядом с нами. Мы видим их довольно часто, но, к сожалению, очень редко задумываемся об их судьбах. О них можно смело сказать, что они умеют дорожить своей любовью, т.к. смогли пронести это светлое чувство сквозь долгие годы совместной жизни.

Ведущий: (душевно) Мы заранее благодарим их за согласие участвовать в конкурсе и за то, что они открыли двери своих домов и впустили нас в свою жизнь.

Ведущая: (игриво) Им предстоит пройти пять туров, в каждом из которых будет победитель. (торжественно) А в конце конкурса жюри определит идеальную семейную пару.

Ведущий: А теперь позвольте познакомить Вас с нашими участниками. Семейная пара, выступающая первым номером…

Здесь и далее каждая названная пара под музыку входит в зал и занимает свое место. Ведущие представляют каждую пару по заранее подготовленной схеме: Как познакомились? Когда поженились? Сколько вместе прожили? Сколько детей, внуков? Кем работали? Семейные увлечения. Девиз. Например: ни дня без песни и др.

Затем ведущие представляют членов жюри, председателя, счетную комиссию.

Ведущий: (радостно) Наш конкурс будут сопровождаться концертными номерами. Чтобы настроить наши сердца на лирический лад, предлагаем послушать песню Г. Пономаренко на слова В. Бокова «Гармошечка – говорушечка» в исполнении Дмитрия Парфенова.

Звучит песня

Ведущая: (романтично) Итак, первый тур - «Лучший Орфей». Традиция писать своим любимым письма в стихах и в прозе, серьезные и шутливые, от юных к юным, от пожилых к пожилым, пожалуй, самое древнее. Ведь, как известно, любви все возрасты покорны.

Ведущий: (загадочно) Вот и нашим мужчинам было дано домашнее задание написать признание в любви дорогой супруге.

Мужья поочередно зачитывают свои послания.

Ведущая: (уверенно) Этот тур оценивается по 10 бальной системе, а пока жюри подводит итоги первого тура, предлагаем вашему вниманию стихотворение Эдуарда Асадова «Слово о любви» читает Менщикова Людмила.

Звучит стихотворение

Жюри объявляет победителя и вручает орден «Лучший Орфей»

Ведущий: (весело) Объявляется второй тур: «Веселые и находчивые». Участникам конкурса было дано второе домашнее задание: вспомнить необычный эпизод из семейной жизни. Оценивается тур так же по 10 бальной системе.

Пары рассказывают интересные веселые истории

Ведущая: (с энтузиазмом) Жюри приступает к работе, а мы продолжаем концертную программу. Сейчас прозвучит песня А. Пахмутовой на слова Николая Добронравого «Я не могу иначе» исполняет Виктория Тарасова.

Звучит песня

Затем жюри объявляет пару – победителя и вручает ей орден «Веселые и находчивые»

Ведущий: (интригующе) Итак, третий тур: «Знатоки». Оценивается он по 3 бальной системе за каждый правильный ответ. ( весело) Вам дорогие участники будут предложены 6 вопросов, на которые вы будете отвечать одновременно. Ответы писать на листах, которые вам раздали. Для каждого ответа – отдельный листок. Писать печатными буквами, что бы легче прочесть. Подсказывать друг другу нельзя.

Вопросы: 1) Любимые цветы жены; 2) Любимое блюдо мужа; 3) Любимая песня жены;

4) Любимая телепередача мужа; 5) Любимый сериал жены; 6) Любимое увлечение мужа;

После каждого вопроса пары поочередно показывают написанные ответы, а жюри оценивает, совпадают они или нет. Когда на все вопросы даны ответы, жюри подводит итоги тура. Называет пару победителя данного тура и вручает ей орден «Знатоки», при этом не забывая подбадривать и остальных участников, желая им успеха и мобилизации сил.

Ведущая: (размеренно) Следующий четвертый тур называется: «Мудрецы». У меня в руках пословицы, но только первая их часть. Каждая пара берет по две пословицы. Вы должны либо дописать вторую их часть, либо придумать свой вариант, но чтобы смысл при этом был сохранен. Оценивается тур по 4 бальной системе за каждый правильный или оригинальный ответ.

Примерные пословицы:

1)Не надобен и клад, коль… (в семье лад)

2)Учи жену без детей, а детей… (без людей)

3)Учите дите, пока… (поперек лавки лежит)

4)Женился на скорую руку, да… (на долгую муку)

5)Без детей горе, а … (с детьми вдвое)

6)Красота до венца, а… (ум до конца)

7)Муж голова, а жена… (шея)

8)Жену выбирай ушами, а… (не глазами)

Конкурсанты выполняют задания, а тем временем звучит песня Е.Птичкина на слова Р.Рождественского «Эхо любви» исполняет Екатерина Юрганова и Сергей Бастьян.

Затем семейные пары зачитывают пословицы

Ведущий: (весело) Пока жюри подводит итоги тура, у нас есть время посмотреть эстрадный номер «Бумажка» исполняет студия Дом дураков.

Исполняется номер

Жюри в очередной раз объявляет пару – победителя тура и вручает ей орден «Мудрецы»

Ведущий: (вздохнув) Итак, последний пятый тур: «Вдохновение». Оценивается он по 10 бальной системе. Участники представят нам свое творчество. Пары могут петь, плясать, демонстрировать соления с рецептами, рукоделия – вязание, вышивку и любое другое мастерство.

Проводится конкурс

Жюри удаляется в совещательную комнату, что бы подвести итоги и последнего тура, и всего конкурса в целом. А на сцене исполняется танец «Вечная любовь» хореографической группой «Апельсин».

Ведущая: (душевно) Что может быть семье дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле!

Исполняется песня «Родительский дом»

На сцену выходит председатель жюри. Он благодарит конкурсантов за участие, и за доставленное удовольствие, за то, что пронесли любовь через всю жизнь, объявляет итоги последнего тура, вручает орден «Вдохновение» победившей паре. От имени жюри ведущая вручает ордена «Самая веселая пара», «Самая дружная семья», «Самая элегантная пара». И, наконец, объявив «Идеальную семейную пару», предлагает зрителем крикнуть «Горько!», вручает победителям главный приз – хрустальную ромашку.

На сцену приглашаются все участники и артисты

Ведущая: (призывно) Любите в тридцать пять и в двадцать,

Любите в шестьдесят и в сорок,

Любите, чтоб не надышаться,

Пусть век любви Ваш будет долог.

Несчастлив, - кто любви не знает, и без нее судьбу итожит, -

Любовь последней не бывает,

Любовь последней быть не может!

Ведущий: (грустно) наша праздничная программа подходит к концу, но праздничный день продолжается. (душевно) Я хочу Вам пожелать, чтобы Ваш жизненный путь был освещен светом благодатной любви великих святых Петра и Февронии. До свидания, до новых встреч! Любите и будьте любимы!

Все участники и артисты исполняют «Гимн семьи» на слова И. Резника.

Заключение

Итак, решение поставленных в начале исследования задач позволяет выделить следующие выводы и результаты курсовой работы:

1.Изучив специальную литературу по истории святых Петра и Февронии было выяснено, что праздник имеет православные корни. На протяжении долгих лет, начиная с 1228 г. - даты общей кончины святых, этот день стал народно – православным праздником. [1.3., c. - 99]

2.Выявлены специфические особенности празднования дня Петра и Февронии в православной церкви и праздника семьи, любви и верности в светском обществе. День семьи, любви и верности - возрожденный народом день Петра и Февронии и возведенный до государственного уровня, цель которого: возрождение семейных ценностей.

3.Дана сравнительная характеристика праздников «День Святого Валентина» и «День семьи, любви и верности». Эти праздники не тождественны, они различны по своей истории и по своей сути. День семьи, любви и верности - праздник настоящей любви, ведущей к браку, к семье. Это праздник зрелых чувств, который направлен на воспитание молодого поколения.

4.Изучено мнение и осведомленность людей о празднике семьи, любви и верности путем социологического опроса населения г. Тюмени старше 18 лет. Результаты соц. опроса показали, что праздник семьи, любви и верности пока малоизвестен, но тенденция к его популяризации есть. Самое главное, что этот праздник действительно нужен, т.к. молодое поколение все меньше и меньше интересует семья.

5. Разработан сценарий мероприятия, посвященного дню семьи, любви и верности - конкурсная программа для пожилых семейных пар «Любовью дорожить умейте», с учетом специфических особенностей организации и проведения праздников современности.

Основным результатом исследовательской работы является вывод о своевременности возрождения дня Петра и Февронии в современной интерпретации и необходимости принятия россиянами этого праздника, как истинно народного, но забытого. Эта необходимость продиктована особенностями современной жизни. Я уверена, что этот праздник через несколько лет будет признан соотечественниками и будет выполнять свою главную функцию - возрождение семейных ценностей.[2.5., c. - 33] Глоссарий

СВЯТОЙ - духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный. Все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественный, небесный. [2.3., c. - 54]

Легенда - в широком смысле - жанр фольклора с фантастическим сюжетом, воспринимаемый рассказчиками и слушателями как достоверный. [2.4., c. - 85]

Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. [1.1., c. - 13]
Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. [2.5., c. - 32]

Библиографический список

1. Основная литература

1.1 Демкова, Н. С. К интерпретации «Повесть о Петре и Февронии»: «Повесть о Петре и Февронии» Ермолай - Еразм. Средневековая русская литература: Поэтика, интерпретация, источники / Н. С. Демкова. – СПб., 1997. - 95 с.

1.2 Зпанчин, А. А. Забытые святые и святыни Мурома / А. А. Зпанчин. - Муром, 1993. - 150 с.

1.3 Алексеева, Л. М. Легенда о Петре и Февронии как возможный ключ к расшифровке древнейшей мифологии Европы / Л. М. Алексеева. - Муром, 2003. - 102 с.

1.4 Носович В. О. О вере святых / В. О. Носович. - Ленинград, 1959. - 29 с.

1.5 Русские традиции и праздники. Энциклопедия / гл. ред. В. Ф. Коронув - Москва, 2007. - 500 с.

1.6 Грушина, Г. Сказание о Петре и Февронии / Г. Грушина. - Муром, 2005. - 35 с.

2. Дополнительная литература

2.1 Корякова, В. В. История и теория массовых праздников / В. В. Корякова. - Тюмень, 2011.- 103 с.

2.2 Шароев, И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений : учебник для студентов театральных высш. учеб. заведений. - 3-е изд., испр. – Москва : РАТИ – ГИТИС, 2009. – 336 с.

2.3 Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль.

- Москва, 1995. - Т.З.

2.4 Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. - Москва, 1988.

2.5Александров, А. В. Социология / А. В. Александров. - Москва, 2005. - 320 с.

3. Интернет ресурсы

3.1 http: //prazdnodar.ru/2009/12/

3.2 http://lib.ru/legend_about_peter_and_fevronia/

3.3 OZON.RU

3.4 http://www.proza.ru/2009/05/31/718

3.5 Википедия. ru

3.6 http://mif.ru

1