">
Психология Общая и социальная психология
Информация о работе

Тема: Особенности проявления познавательного интереса у младших школьников

Описание: Характеристика понятия: познавательный интерес. Психологические особенности младших школьников. Проявление интереса в познании. Определенная предметная направленность. Характеристика особенностей. Поисковый характер. Эмоции мыслительной деятельности.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Общая и социальная психология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 107
Поднять уникальность

Похожие работы:

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности проявления познавательного интереса у младших школьников

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС»…………….…………………………………………………………3

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Психологические особенности младших школьников

в процессе обучения………………………………………………...…..……... 10

2.2 Психологические особенности формирования личности младшего школьника……………….…….……………………………………………….......................14

ГЛАВА 3. ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………...….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….………………22

ВВЕДЕНИЕ

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных проблем в педагогическом процессе. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Учитывая, что начальное образование имеет свои характерные особенности, отличающие его от других этапов систематического школьного образования, особой областью исследования стал этап первоначального формирования учебно - познавательной деятельности детей, т. е. формирование познавательного интереса, этап становления самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности («Я – ученик!»). Это этап, на котором закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности.

Объектом исследования данной работы является интерес к познавательной деятельности у школьников.

Предмет – особенности познавательного интереса у младших школьников.

Цель исследования – выявить особенности проявления познавательного интереса у младших школьников.

Задачи данной работы заключаются в следующем:

- раскрыть понятие «познавательный интерес»;

- охарактеризовать психологические особенности младших школьников;

- выявить особенности познавательного интереса у младших школьников.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС»

В данном параграфе будет раскрыта сущность понятия «интерес», виды интересов, а также характеристика познавательного интереса.

Прежде всего, обратимся к характеристике данного термина.

Интерес это: 1. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. 2. Занимательность, значительность[1].

Как известно, интерес всегда имеет определенную предметную направленность. Интересы человека многообразны, как и многообразен окружающий нас мир. Однако из многообразия предметов, явлений окружающего мира в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что значимо, важно, ценно для самой личности, что связано с ее индивидуальным опытом и развитием.

По предметной направленности интересов и ограниченно связанными с ним сферами деятельности вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные технические, познавательные и т.д.

Особой и важной областью общего феномена «интерес» является познавательный интерес [10, c. 456]. Рассмотрим его подробнее.

Педагоги и психологи познавательный интерес изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития. Одни исследования посвящены изучению психологической природы интереса (М.Ф. Беляев, Л.А. Гордон, А.А. Невский, И.М. Цветков и др.), другие рассматривают познавательный интерес как мотив (А. Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, М.Ф. Морозов и др.), а некоторые как отношение личности ( В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, В.Г. Иванов, Е.Ф. Рыбалко). Ряд исследователей изучают познавательный интерес как важное средство обучения (Г.И. Щукина, И.Г. Бабанский, Д.И. Трайтак, Ю.С. Фильков). Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения (М. А. Данилов, Р.Г. Лемберг, М Н. Скаткин и др.) [11, с 7].

Сущность познавательного интереса и его роль в воспитании личности рассматривает Г.И. Щукина. Она пишет, что познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств.

По мнению С.Л. Рубинштейна, это сложное отношение, которое носит двусторонний характер. В нем в единстве выступает объект интереса, т.е. явление, предмет, научная или учебная область, которая несет в себе привлекающие стороны, и познавательная, избирательная направленность самой личности.

«...Интерес, - пишет С.Л. Рубинштейн, - принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-либо предмет, это значит что, этот предмет для меня интересен» [7, c 524].

Обратимся к истокам интереса.

Психологи утверждают, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что развивается и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека, т.е. источником познавательного интереса является жизнь, окружение человека.

Учение И.П. Павлова раскрывает, как под влиянием всевозможных раздражителей, идущих из внешнего мира, у человека появляется реакция настороженности и ориентировки [6, c. 240].

Однако в окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает человека, не все он стремится исследовать, понять, познать. Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Его познавательный интерес бывает, прежде всего, связан с тем, в чем он испытывает нужду, потребность, что для самой личности имеет особое значение, «особый жизненный смысл» [11, c. 11].

Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес школьника к предмету не может носить характера подлинно познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и очень поверхностным [11, c.11].

Заслуживает внимания позиция Н. Ф. Добрынина, который указывает, что условные связи устанавливаются не при любых условиях, а тогда, когда раздражитель имеет для человека жизненное значение.

« Связи, устанавливающиеся в больших полушариях мозга, отражают действительные связи, - пишет он. - Если эти связи являются случайными, они не закрепляются, так, как не будут повторятся. Если же условия изменяются, то условные раздражители перестают правильно сигнализировать о благоприятствующих или разрушающих влияниях этой среды. Тогда условные связи угасают. Для того чтобы такая условная связь создалась, необходимо достаточное возбуждение в коре больших полушарий. А такое возбуждение имеет место тогда, когда раздражение имеет жизненное значение для организма» [11, c 10-11 ]. Это отражает избирательный характер познавательной направленности.

Познавательный интерес, как интерес вообще, не представляет собой отдельного конкретного психологического процесса, каким являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, воображения, внимания).

Исследование Л.А. Гордона хорошо показывает взаимосвязь и влияние всех сторон интереса на познавательные процессы личности. Интерес, по образному выражению автора, как бы «согревает своим участием» все процессы сознания, сообщают «особую теплоту» их протеканию, благодаря чему под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится особенно продуктивной и приобретает большую глубину [11, c.12].

Перейдем к характеристике особенностей познавательного интереса.

Познавательный интерес - это не всякий интерес к предмету [11, c 13]. Динамичность, поступательное движение, переход от явления к сущности, установление глубоких связей, овладение закономерностями являются характерными признаками подлинного познавательного процесса. Вот почему и познавательный интерес носит интеллектуальный характер. C.Л. Рубейнштейн подчеркивал осознанный характер интереса. «Интерес – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упускать из поля зрения... Под помыслом мы при этом разумеем сложное и вместе с тем неразложимое образование – направленную мысль, - мысль- заботу, мысль – участие, мысль – приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную направленность» [7, c. 504].

Хорошо выражает эту особенность познавательного интереса термин «поисковый» характер (Н.Г. Морозова, Л.И. Божович). Этот термин удачно раскрывает влияние интереса на активизацию мыслительных процессов. В самом деле, характерной чертой познавательного интереса является именно то, что под влиянием его человек все время ищет, старается найти новые стороны в интересующем его предмете, установить более глубокие связи и отношения. В поисках ответа на возникший вопрос у человека появляется напряженность сознания и даже беспокойство за окончательное решение интересующего его вопроса, за результат познавательной или практической задачи, вызванной интересом.

Другая характерная особенность познавательного интереса заключается в том, что он окрашивает эмоциями мыслительную, интеллектуальную деятельность. Чувство трудового подъема, радости, удовлетворения от проделанной работы подкрепляет познавательный интерес и делает его более стойким. Под влиянием интереса школьник особенно заботливо, с участием относится и к процессу и к результатам деятельности.

На уроках учителей-мастеров, уделяющих большое внимание воспитанию и развитию познавательных интересов у учеников, хорошо виден эмоциональный подъем школьников. Возгласы удивления, восхищения, вызванные познанием нового, поражающего воображение, смех в ответ на шутку, глубокие сопереживания в коллективе, взволнованность, связанная с проникновением в область нравственных отношений, восхищение силой художественного образа, доставляющего эстетическое наслаждение, улыбка, чувство удовольствия и удовлетворения по поводу своего удачного ответа, чувство гордости, вызванное хорошим ответом товарища, - все это разные по своей значимости для личности и глубине проявления чувства, но все они возбуждены познавательным интересом. На уроках, не согретых эмоциями познавательного интереса, нельзя обнаружить ничего подобного [11, c. 15].

Характерной особенностью познавательного интереса является и его волевая направленность. Интерес может носить чисто созерцательный характер. Познавательный же интерес, как одна из высших стадий развития интереса, активен, он обязательно связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности.

Познавательный интерес - это интерес, не только полный мысли и чувств, это и интерес действия, и активный, целенаправленный поиск лучших путей в решении познавательной, а часто и практической задачи. Поэтому-то он является важным стимулом в развитии таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении цели, стремление к завершенности действия, к достижению намеченных результатов [11, c 15-16].

Таким образом анализ литературы показал, что интерес это: 1. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. 2.Занимательность, значительность [1]. Также в ходе исследования было выяснено, что из общего феномена «интерес» особой областью является познавательный интерес. За основное определение понятия познавательный интерес, будем считать определение данное Г. И. Щукиной. Познавательный интерес – это сложное отношение человека и явлениями окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств.

В данной главе также рассмотрены характерные особенности познавательного интереса: интеллектуальный характер, окрашивание эмоциями мыслительной, интеллектуальной деятельности, волевой характер.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Психологические особенности младших школьников в процессе обучения

В данном параграфе будут выявлены и раскрыты психологические особенности младших школьников в процессе обучения.

Как известно поступление ребенка в школу вносит важнейшие изменения в его жизни. Уклад его жизни резко меняется. Меняется так же и социальное положение ребенка как в коллективе, так и в его семье. Основной ведущей деятельностью становится учение, а важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать новые знания. Как известно учение - это серьезный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребенка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и учиться, развиваться 11 лет.

Основной деятельностью становится учебная деятельность, т.е. приобретение новых знаний, умений, навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе, обществе. Вследствие этого у младших школьников не сразу формируется правильное отношение к учебной деятельности. Они не сразу понимают, для чего нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребенок к этому не привыкает, то у него наступает разочарование и возникает отрицательное отношение к учёбе. Для того чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник и не игра, а серьёзная напряжённая работа, в то же время очень интересная, т.к. она позволит узнать много новой, интересной, важной и нужной информации. Важно, чтобы и сама организация учебной деятельности подкреплялась словами учителя [6, c.240].

На первых этапах учебы в начальной школе ребенок хорошо учится благодаря помощи своих родителей, либо благодаря мотивации работы в коллективе. Также большую роль играет и личный мотив - желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. В начале у ребенка формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. После возникновения интереса к результатам своего труда формируется интерес к приобретению новых знаний. Такая основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов для учебы, связанных с ответственным отношением к учебным занятиям.

Далее обратимся к тому, с чем связано формирование интереса к содержанию учебной деятельности и приобретению знаний.

Во-первых, это связано с переживанием учеником начальной школы чувства удовлетворения от своих достижений. Это подкрепляется одобрением и похвалой учителя, который в свою очередь, подчеркивает каждый, даже самый маленький успех. Младшие школьники испытывают чувство гордости и особый подъем сил, когда учитель одобряет их успехи в учебной деятельности [2, c. 423].

Во-вторых, воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них авторитетом. Авторитет учителя - это самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Далее следует более подробная характеристика психических процессов познания окружающего мира младшими школьниками и их особенности.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие таких психических процессов непосредственное познания мира, как ощущение и восприятие. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия и своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны.

Наиболее характерная черта восприятия учащихся начальной школы – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия ребенка в начале младшего школьного возраста – тесная взаимосвязь с одноклассниками. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Восприятие предмета для ребенка – значит что то делать с ним, что-то изменить в нем, произвести какие-либо манипуляции, взять, потрогать его.

Еще одна характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, которое поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие совершенствуется, становится более анализирующим, дифференцирующим, а также принимает характер организованного и целенаправленного наблюдения [3, c.23].

Далее следует описание особенностей связанных с вниманием учащихся.

Основная особенность внимания учащихся начальной школы – это слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания и управления им, в начале младшего школьного возраста, ограничены. Произвольное внимание младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т.д.).

Значительно лучше в младшем возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое и интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Следующие особенности затрагивают память младших школьников. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания и объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала [3, c. 23].

Рассмотрим тенденции развития воображения в младшем школьном возрасте.

Основная тенденция развития воображения – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение, как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия. Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста элементарна и находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.

2.2 Психологические особенности формирования личности младшего школьника

В данном параграфе будут отражены основные характеристики формирования личности младших школьников и их психологические особенности.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего учащиеся начальной школы очень импульсивны, т.е. склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не осмыслив и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Также возрастной особенностью является и общая недостаточность воли - младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои.

Нередко наблюдается капризность и упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник при правильном воспитании накапливает, важный для своего дальнейшего развития, опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

И так, в данной главе были раскрыты основные психологические особенности младших школьников как в процессе обучения, так и в процессе формирования личности ребенка. Выявлено, что в процессе обучения главными являются восприятие и ощущение. Также к важным особенностям относятся особенности, заключающиеся во внимании, памяти, воображении и мышлении младших школьников.

ГЛАВА 3. ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В данной главе будет дана подробная характеристика специфических особенностей познавательных интересов младших школьников.

Как уже было выяснено в предыдущей главе, при поступлении ребенка в школу, под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств [8, с. 11]. Весь младший школьный возраст является периодом интенсивного развития всех познавательных процессов.

Именно в области познавательных интересов у младших школьников наблюдаются яркие различия. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня [6, c. 240]. Сравнивая характер познавательных интересов, типичных для младшего школьного возраста, с теми интересами, которые появляются у отдельных детей на пороге их перехода в средние классы, М.Ф. Морозов пишет, что в интересах учащихся младшего школьного возраста еще нет ничего специфического для данного учебного предмета. Во всех учебных предметах их привлекает одно и то же: овладение конкретными умениями и навыками, знакомство с новым содержанием учебного материала, преодоление трудностей, удовольствие от интеллектуального напряжения. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.

В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы. Но, несмотря на это, в младшем школьном возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок закончился или когда ребенок получил сведения, удовлетворившие этот его эпизодический интерес [9, c. 97].

Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности.

Среди характерных черт познавательного интереса младших школьников особую значимость приобретает такая черта, как действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление с предметами и явлениями социальной действительности, в преодолении трудностей и проявлении волевых усилий для достижения цели.

 В психолого-педагогической литературе интересы младших школьников характеризуются как интересы с сильно выраженным эмоциональным отношением, что особенно ярко, эффектно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к отношению явлений природы, событий обществ жизни (история), позволяют говорить о многосторонних интересах школьников [3, c.23]. Характерные «портреты» заинтересованных и незаинтересованных учеников составил А.К. Дусавицкий. «…Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные, быстрые. Да и как может быть иначе - ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое Дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно! Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она - точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение.

…Мысль работает ясно, четко, откуда-то приходят решения, которые иначе как красивыми не назовешь, настолько точно они отвечают характеру задачи. Она поглощает его целиком, всю его личность, отключает от остального мира: ко всему остальному он в данный момент глух и слеп. И потому так трудно бывает отвлечь ребенка от выполнения других, может быть, не менее интересных и важных дел, чем то, которым он занимается в данный момент.

Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ищет откуда-то спасения от немилой духовной или иной пищи. Или застывает, погруженный в себя, как в сон, из которого его может вывести только резкий окрик или замечание» [4, c. 69].

В развитии познавательного интереса младших школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т. д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие. Таким образом, познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности [1, c. 456].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе было представлено исследование по проблеме познавательного интереса, выявление психологических особенностей младших школьников и особенности их проявления познавательного интереса в учебном процессе.

Анализ литературы показал, что данной проблемой занимались такие исследователи как: В. Б. Галицын, А. К. Дусавицкий, И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Понятие «интерес» [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.vedu.ru/ExpDic/10942, свободный. – Загл. с экрана.

2 Брунер, Д. Психология познания [Текст] / Д. Брунер. – М.: Просвещение, 1977.- С.423.

3 Галицын, В.Б. Познавательная активность школьников [Текст] / В.Б. Галицын –М.: Советская педагогика. -1991. – 23с.

4 Дусавицкий А. К., Портная Е. А. Об особенностях развития мотивов учения младших школьников. М., 1979, с. 69-100;

5 Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. — М.:Просвещение, 1972. – 55с.

6 Павлов, И.П. Полное собрание сочинений [Текст] том 3, кн 2 изд. АН СССР, 1957 – 240с.

7 Рубинштейн, С.Л., Основы общей психологии [текст] Учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн – М.: Учпедгиз, 1940 – 524с.

8 Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф.Талызина, – М.: Просвещение, 1999. – 224с.

9 Щукина, Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. – 97с.

10 Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] Учебник для вузов / Г.И. Щукина – М.: Изд-во «Педагогика», 1971 – 456 с.

11 Щукина, Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения [Текст] Учеб. для вузов / Г.И. Щукина – М: Учпедгиз, 1962 – 342 с.