">
Психология Общая и социальная психология
Информация о работе

Тема: Научные исследования: содержания, структура, виды научных работ

Описание: Научное познание и научное исследование, содержание, взаимосвязь, особенности. Логика и уровни. Постановка проблемы. Методический замысел НИ и его основные этапы. Индивидуальный характер. Структура и содержание исследовательского процесса. Стили научных работ.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Общая и социальная психология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 65
Поднять уникальность

Похожие работы:

Научные исследования: содержания, структура, виды научных работ

Научное познание и научное исследование, содержание, взаимосвязь, особенности

Научное познание – сознательно осуществляемая деятельность, в основе которой лежит опосредованное и обобщенное отражение свойств и отношений предметов и явлений в их противоречии и развитии. Всегда целенаправленный процесс.

Цель: дать объективно верное знание о действительности.

Всегда реалистично. Всегда основано на рациональной критике. Каждый ученый критично воспринимает те или иные предметы. Всегда систематично. Последовательно (как в процессе поиска новых знаний, так и в процессе упорядочивания найденного знания)

В процессе научного познания исключаются противоречия между отдельными его элементами. Есть специфические и теоретические методы исследования.

Характеристики:

Направленность на производство знаний

Четкое выделение предмета познания, которое всегда связано с выделением фрагментов изучаемой реальности; ее структурных уровней.

Использование специализированного инструментария

Регламентация определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания

Наличие специализированного языка, который постоянно адаптируется к особенностям познавательной деятельности

Два основных уровня:

Эмпирический (сбор фактов, зафиксированных событий, явлений, свойств, отношений, получение статистических данных на основе наблюдений, экспериментов, измерений и их классификация)

Теоретический (сопоставление, построение и развитие научных гипотез и теорий, выявление и формулирование законов и закономерностей и выведение из них логических следствий для применения теоретических знаний на практике).

Всегда имеет объект и предмет.

Объект – определенные существующие вне и независимо от нашего сознания явления материальной действительности. Он выступает целостной моделью процесса познания реальной действительности. Противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект и субъект связаны.

Предмет – целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческого познания. Зафиксированные в опыте и включенные в процесс человеческой деятельности стороны, свойства, отношения объектов, изучаемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.

Объектом познания бухгалтерского учеба как науки является хозяйственная деятельность предприятия и организации, хозяйственные процессы (снабжение, реализация), расчетные отношения. Предмет бухучета – упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу, размещению, источникам образования, а также хозяйственные операции и результат деятельности организации в денежном выражении.

Предмет познания детализирует и конкретизирует область исследования, выступая срезом или частью объекта познания. То есть исследование предмета познания осуществляется с одной стороны как единого целого, с другой – как части более крупной системы, в которой изучаемые предметы находятся в определенных отношениях.

НИ – целенаправленный процесс, целью которого является всестороннее изучение объектов исследования, процессов, явлений, их структурных взаимосвязей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Признаки:

Объективность

Цель и комплекс задач

Направленность на решение неизвестной проблемы, открытие неизвестного

Оригинальность и творчество

Доказательность

Логика достижения цели и последовательность рассмотрения вопросов

Аргументированность

Поскольку объектом выступает не отдельное явление и конкретная ситуация, а классы сходных явлений, то целью НИ является нахождение общих признаков свойств у ряда отдельных явлений, выявление законов возникновения и функционирования этих явлений.

Любое НИ предполагает:

Методология

Организация процесса

Наличие ресурсов

Объект и предмет

Потребность в НИ

Результат

Средства:

Совокупность методов в единой системе

Совокупность понятий и терминов

Логика и уровни (этапы НИ)

Два основных уровня:

Эмпирический (получение и первичная обработка фактического материала). Факты: действительности (события, явления, процессы, происходившие или происходящие на самом деле; свойства изучаемых объектов) и научные факты (отраженные сознанием факты действительности, которые обязательно проверены, осмыслены и зафиксированы в языке науки в виде эмпирических суждений).

Процесс добывания фактов

Обработка и оценка фактов (описать все в терминах науки классифицировать их по различным основаниям и выявить основные зависимости между ними). Нужно провести проверку каждого факта и оценить его критически, убрать случайные элементы, отобрать наиболее типичные, часто повторяющиеся и выражающие основные тенденции развития. В итоге все классифицируем по видам и существенности для изучения объекта.

Теоретический

Глубокий анализ

Измерить все, что подлежит измерению

Сформулировать и сопоставить гипотезы о причинных связях между изучаемыми явлениями

Проверить гипотезы на практике

Разработать теорию изучаемого

Проникновение в сущность изучаемых явлений

Выявить законы и закономерности развития событий

Познание и формулирование в качественной и количественной форме законов, вызывающих то или иное явление.

Прогноз событий или изменений в изучаемых явлениях

Выработка принципов действий, рекомендаций о практическом воздействии на эти явления.

Принцип рациональной критики; нужно показать отношение исследователя к изучаемым явлениям и процессам.

Все облечь в определенную форму

Связующим звеном между этапами является постановка проблемы.

Проблемы:

Развитая (есть указание на путь решения)

Неразвитая (трудные и нестандартные задачи, решение их направлено на устранение возникшего противоречия. Возникают на основе какой-либо теории)

Постановка проблемы предполагает:

Определить известное и неизвестное

Выявить факты, объясненные и требующие объяснения

Выявить факты, соответствующие теории или противоречащие ей

Сформулировать вопрос, который выражает основной смысл проблемы, обосновать его важность и правильность для исследования

Наметить конкретные задачи, последовательность их решения и определить применяемые методы.

Гипотеза – требующее проверки и доказывания утверждение о структуре объекта и характере внутренних и внешних связей его структурных элементов

Доказательство – подтверждение или опровержение выдвигаемых положений теоретическими аргументами (теоретическое или практическое)

Методический замысел НИ и его основные этапы

Основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.

Замыслы исследования раскрываются в определенном логическом порядке:

Проблема и тема исследования, объект, предмет, цели и задачи, разрабатывается гипотеза.

Выбор методов, разработка методологии, проверка гипотезы, сбор фактов

Предварительные выводы, они апробируются и уточняются

Обоснование выводов, практические рекомендации

Применение к практике

Оформление работы

Первый этап

Нужно учитывать характер проблемы, степень актуальности, цели и задачи, возможности исследователя

Область (сфера) исследования –

актуальность проблемы

новизна

перспективность

Как выбрать сферу?

опыт исследования

научные интересы

профессиональные интересы

способности

склад ума

Проблема – теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью

развитые (более или менее конкретное указание на путь решения)

неразвитые (устранение возникшего противоречие в познании, путей решения нет, возникают на базе определенной концепции)

Тема – отражаем проблему в характерных ее чертах. Точная формулировка отражает проблему, определяет границы, основные замыслы, 50% успеха.

Объект – совокупность связей и отношений, которая является источником необходимой информации и существует объективно и теории и на практике.

Предмет – более конкретен, те отношения, которые подлежат непосредственному изучению. Ограничивает рамки научного поиска. В объекте выделяют несколько предметов исследования.

Из предмета вытекают цели и задачи. Главное – кратко и четко их сформулировать. (То конкретное, что должен сделать исследователь). Цель конкретизируют в задачах.

4 задачи:

Выявление, уточнение, углубление и методологическое обоснование сущности, природы и структуры объекта.

Анализ реального состояния предмета и сферы. Выявление противоречий развития

Преобразование, моделирование, опытно-экспериментальная проверка

Пути и средства повышения эффективности исследования процесса или явления

Гипотеза – предположение, которое требует проверки и доказательства по причине, которая вызывает определенное следствие. Предположение: о структуре, внешних связях и т.д.

Нужно выявить частную проблему, определить конкретные задачи и вопросы исследования, т.к. это предполагает решение главной проблемы:

Изучить литературу по проблеме

Проанализировать точки зрения

Выявить вопросы, которые можно решить на основе имеющихся данных и которые имеют высокую степень новизны

Гипотезы:

Описательные

Объяснительные

Описательно-объяснительные (причинно-следственные связи)

Гипотезы выводятся из уже известных концепций и отношений. Требования к ним:

Релевантность

Не должна выключать много положений

Нельзя включать неоднозначные понятия и категории

Основана на существующем научном знании

Есть объяснительная сила

Есть факты и следствия

Простота

Относиться к широкому кругу явлений

Проверяемость

Следующий этап – индивидуальный характер

Выбор методики исследования. (Совокупность приемов, способов, порядок их применения, интерпретация. Связь с объектом, предметом, целью, методами.

Методика исследования организует исследовательский процесс в определенную систему. Но! Она всегда имеет конкретный характер. Обычно разрабатывается программа.

Направления развития

Методы исследования, которые мы выбираем и разнообразные проявления явления

В программе отражаются:

Что исследуем

Совокупность показателей

Критерии

Методы исследования (в системе)

Порядок применения методов

Методика – модель исследования, развернутая во времени.

Основные компоненты методики:

Теоретико-методологическая часть (Концепции, на которых строится методика)

Исследуемые явления, процессы, признаки, параметры

Координационные и субординационные связи и зависимости

Совокупность методов и субординация и координация связей в них

Порядок применения приемов и методов

Обобщение результатов

Обеспечивает нас фактическим материалом.

Выводы:

Всесторонне аргументированы

Обобщают основные итоги исследования

Из материала исследовнания

Ошибка: когда из хорошего материала не делают глубокие выводы

Следующий этап – внедрение в практику

Литературное оформление и представление работы

Окончательная отделка

Четко сформулировать основные идеи, положения, выводы, доступно и полно, точно.

Доработка текста (устраняется лишнее)

Требования:

Тема работы никогда не должна звучать в названии той или иной главы

Названия глав должны соответствовать теме и не выходить за ее рамки

Содержание глав полностью раскрывает тему работы

Содержание параграфов раскрывает главу

Структура и содержание исследовательского процесса

Стили научных работ

Виды научных работ

Курсовая работа

Представляет собой студенческое научное исследование. Главная цель – выяснить, насколько студент овладел навыками самостоятельной научной деятельности. Она направлена на практическую подготовку и выполнение в соответствии с учебным планом. Цели:

Закрепить теоретические знания

Овладеть навыками самостоятельной работы

Выработать умение формулировать выводы

Выработать умение публичной защиты

Подготовиться к выполнению ВКР

Требования к курсовой:

К структуре

К содержанию

К оформлению

Структура:

Титульник

Содержание

Введение

Основная часть

Заключение

Список источников

Приложения

Введение:

актуальность темы

цели и задачи

предмет и объект

методы

Каждая глава посвящена решению задач, которые сформулированы во введении и должна заканчиваться констатацией итогов исследования.

Могут быть использованы в решении задачи как индуктивный метод, так и дедуктивный.

Курсовая должна опираться на новейшие достижения в сфере науки. Ее нельзя перегружать длинными цитатами. Хорошо, если представлено изучение литературы по данной теме.

Критерии:

Актуальность темы

Глубина освоения методов

Качество подбора и использования источников

Степень самостоятельности выводов

Общая культура изложения

Работа должна иметь две главы: теоретико-методологические основы исследования и практическая часть явления. Должны быть таблицы, схемы, рисунки…

Актуальность

Актуальность темы должна быть убедительно обоснована (0,5 стр.). Актуальность – степень важности темы в данной ситуации для решения определенных вопросов или задач.

2 направления:

Тема актуальна, так как ее определенные аспекты не изучены в полной мере.

Возможно решение практических задач на основе исследования

Методы

Указывается вклад в разработку данной проблемы различными учеными. Указываются те методы, которые были использованы при написании курсовой.

Цель

Определяет стратегию и тактику работы.

Введение работы может содержать структуру. Каждая глава работы выполняет определенную функцию и направлена на решение определенных задач.

Заключение содержит основные итоги и выводы по исследованию и дальнейшие перспективы изучения этой темы.

Нельзя:

Разговорную речь

Обороты словообразования

Профессионализмы

Использовать научные термины, близкие по смыслу для одного и того же понятия

Иностранные слова при наличии равнозначных слов на русском языке

Сокращать показатели величин, если они без цифр и это не схемы

ВКР

Ее качество показывает уровень подготовки студента. По уровню выполнения работы и результатам защиты государственная аттестационная комиссия рассматривает вопрос о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации.

Цели:

Систематизация, закрепление, углубление теоретических и практических знаний и их применение для решения конкретных задач

Развитие навыков ведения экономического анализа

Развитие навыков обобщения и анализа результатов

Оценка степени подготовленности выпускника

Требования:

Выбор и рассмотрения проблемы, не получившей достаточного изучения в литературе

Новая постановка известной проблемы

Элементы научного исследования

Четкое построение, логика

Использование расчетов, экономико-математическое моделирование

Убедительная аргументация, рекомендации и выводы

Тема ВКР должна соответствовать современному состоянию науки и перспективам ее развития, а также практике менеджмента. Она должна соответствовать интересам и потребностям предприятия, для которого выполняется работа. Важна возможность проявления студента как исследователя.

Хорошая работа:

Творческий подход к источникам

Критический подход к существующим нормативным документам

Необходимо определить систему показателей и выбрать материал. Критерии: достоверность, надежность, точность.

Магистерская диссертация

Особый вид научного произведения, представляющий собой отражение средствами литературы научного исследования, в котором реализуется научное творчество как процесс научного освоения действительности и создания научных ценностей, обогащающих саму науку.

Понятия в области научных исследований.


Аспект – определенный угол зрения, под которым рассматривается объект или предмет исследования.
Методологическая идея – представляет собой определяющие положения в системе взглядов, теорий, концепций.


Концепция представляет собой систему взглядов на что-либо, основная мысль, в которой определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.


Конъюнктура – создавшееся положение какой-либо области общественной жизни.

Научная тема – задача научного характера, которая требует проведения научного исследования.

Научная теория – система понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Обзор – документ или его фрагмент, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме. Он знакомит с современным состоянием научной проблемы и ее перспективами.

Определение – способ уточнения содержания используемых учеными понятий.

Понятие – мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношений между ними. Оно отражает существенные и необходимые признаки предмета или явления.

Категория – общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категория классифицируется к отдельным отраслям науки.

Термин – слово, обозначающее понятие, применяемое наукой. Совокупность терминов одной науки – понятийный аппарат.

Аксиома – не требует доказательств, из нее следуют другие положения.

Закон НИ – объективное, существенное, внутреннее и необходимое, а также устойчивая связь между явлениями или процессами. Закономерность:

Совокупность действия многих законов

Система существенных необходимых общих связей

Положение – научное утверждение, сформулированная мысль

Учение – совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности

Теория – логически организованное знание, концептуальную систему знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности. Свойства:

Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности

Теория – целостная система достоверных знаний

Теория не только описывает совокупность факторов, но и объясняет их.

Все содержащиеся положения и выводы обоснованы и доказаны.

Теории по предмету исследования:

Социальные

Математические

Психологические….

Элементы:

Наличие оснований, понятий, принципов

Идеализированный объект (теоретическая модель какой-либо части действительности)

Совокупность правил доказывания

Философские установки

Наличие следствий из теории

Методы исследования в менеджменте

Общие философские методы, законы диалектики

Диалектический (рассмотрение в динамике)

Диамат (К. Маркс)

Гегель (идеализм)

Метафизический (в статике)

Основные принципы диалектики:

Рассмотрение изучаемых объектов в свете ее законов (единство и борьба противоположенностей, переход количества в качество, отрицание отрицания)

Описывать, объяснять и прогнозировать все, опираясь на философские категории общего характера

Объект = объективная реальность.

Предмет рассматривают всестороннее, во всех связях и зависимостях, в непрерывном изменении.

Под диалектической противоположенностью понимают такие стороны того или иного объекта или предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Отношение между ними – диалектическое противоречие.

Две борющиеся противоположности находятся в диалектическом единстве. Процесс развития любой организации всегда связан с законом борьбы и единством противоположностей, поскольку дает ответ на вопрос об источнике развития. Двигательной силой процесса развития является возникающее противоречие.

Организация содержит в себе определенные свойства, стороны и явления и процесс управления ею также характеризуется как и противоречивыми целями, которые связаны с различными видами деятельности. (виды менеджмента, цели и проблемы, которые в данном случае могут возникать). В организации наличие всех элементов обязательно, но борьба противоположностей неизбежна.

Управление организацией, то есть ее цели и задачи, могут быть противоположны целям и задачам управлению регионом. (поискать, можно сказать, что отдельная организация, инфраструктура и регион являются одним целым).

В рамках отдельных бизнес инфраструктуры существует своя борьба противоположностей.
(составить анкету и опросить своих сотоварищей, сотрудников, на предмет, какие из наших розничных торговых сетей обладает лучшими конкурентными преимуществами для студентов)
Менеджеры принимают решение относительно разрешения противоречий и обеспечения себе, совей фирме, конкурентных преимуществ.

В результате нужно постоянно разрешать противоречия, организация переходит в новое качественное состояние. Это приводит к тому, что постоянно совершенствуется система знаний.

Свобода высказывания

Борьба взглядов

Возможность реализации творчества

Возникает постоянное противоречие между действительностью и накопленным знанием, что является основной предпосылкой его развития. Цель: создание непротиворечивых теорий.

Методология и логика системного анализа

Системный анализ

Системный анализ – в основе лежит рассмотрение любого объекта или явления как сложной системы и объективной реальности. Явление рассматривается как целостный феномен, образованный особым механизмом связи и функционировании их основных частей.

Известно, что система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействие которых порождает особое системное качество, определяющее данную совокупность в окружающем пространстве.

Любая система, в том числе организация, находится во взаимодействии с окружающей средой, которая является одновременно источников ресурсов, с другой стороны, она является источником возмещения, способна создавать как возможности, так и угрозы для функционирования организации.

Если создаются возможности, то они ассимилируются, и принимается определенное управленческое решение. Если возникают угрозы, система принимает решение для их избежания. Нейтральные возмущения игнорируются.

*Разработать модели системы окружающего пространства нашего пермского рынка

Системное рассмотрение:

Определение и исследование системного качества

Выявление образующей системы совокупности элементов

Установление связей между элементами

Исследование свойств окружающей системы среды, важных для функционирования системы

Выявления отношений, связывающих систему со средой

Развитие менеджмента показывает, что системный подход как метод изучения и управления организацией дает возможность всестороннего изучения ее структурных элементов, социальных связей между ними, социальных отношений, институтов и их динамики.

*Какие социальные отношения существуют в вузе?

Главный плюс системного подхода – он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выявления главного и существенного, определения характера и направления связей между структурными составляющими проблемы

Системный анализ в узком смысле слова – совокупность научных методов и практических приемов, которые могут быть использованы при исследовании сложных и сверхсложных объектов, а также возникающих разнообразных проблем во всех сферах управления социальными и производственно-техническими системами.

Научный аппарат, методологические приемы системного анализа сформировались в США. Суть: поиск лучшего альтернативного варианта в данных условиях.

Принципы системного анализа

Процесс принятия решения начинается с обоснования и формулировки конечных целей

Любая проблема должна быть представлена как целостная единая система с указанием взаимосвязей и последствий каждого частного решения.

Решение проблемы должно быть совокупностью возможных альтернативных путей достижения цели

Цели отдельных подразделений не должны противоречить целям всей системы в целом

В целом это проверка последствий каждой из возможных альтернатив и принятия решения для выбора оптимального варианта по какому-либо критерию.

Ориентация менеджера на поиск оптимальных решений при ограниченных ресурсах

Системный анализ начинается на стадии управленческого цикла, когда начинаются и упорядочиваются цели управления при нахождении соответствия между целями, возможными путями их достижения, необходимыми и располагаемыми ресурсами. Главная задача менеджера – обеспечить всесторонний учет всех обстоятельств, хорошо представлять процесс. Главная функция – обеспечить исследовательскую и практическую деятельность универсальной методологией решения разнообразных проблем.

Принципы метологии системного анализа:

Явление или процесс могут быть изучены, когда они рассматриваются в виде некоторой системы или ее части. Стратегическая задача исследователя заключается в том, чтобы определить, какие элементы обеспечивают функционирование изучаемого явления, какие связи они образуют между собой, в каких условиях развивается и функционирует это явление. Никогда не изучается отдельно взятый фактор

Рассматривать структуру любой системы в виде целостной совокупности ее элементов, выделять конкретные механизмы этой целостности с целью выявления полной типологии связей.

Система не равна сумме ее элементов

Система может обладать определенными особыми свойствами, которые не присущи ее отдельным элементам

Необходимость определения максимальной эффективности системы

В каждой системе всегда есть функция ее ценности, которая зависит от ее эффективности. (Определяется условиями и формами реализации системы)

Обязательно рассматривать систему не как самодостаточную, автономную, обособленную, а в тесном взаимодействии с окружающей средой. Каждая система является открытой, то есть является подсистемой более общей системы.

Возможность разделения системы на части, которые тоже являются сложными системами

Система является относительно устойчивой тогда, когда функционирует на основе обмена. Условие функционирования системы – наличие обратной связи.

Управление или познание сложной системы не будет эффективно, если управляющая или познающая система имеет недостаточную собственную сложность.

Сложная система = структура, состоящая из связей элементов, объединенных в подсистемы нескольких уровней на основе достижения единой общей для всех подсистем цели.

Условия устойчивости системы

Динамическое взаимодействие элементов

Наличие гибких перераспределяемых обратных связей

Тенденции к развитию

Вопросы к семинару:

Сколько готовой продукции нужно хранить на складе предприятия и сколько разновидностей ее должно производиться

Рассмотреть какие частные интересы могут возникать у различных отделов предприятия в виде схемы (производственный, маркетинг, сбыт, отдел кадров)

24 апреля 2012

Лекция 6

Системный подход в целом, позволяет решить следующие задачи:

Выявление общих тенденций развития предприятия и его места в современной рыночной экономике;

Установление особенностей развития предприятия и его отдельных подразделений;

Выявление условий, обеспечивающих достижение поставленных целей;

Сбор данных для проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

Сбор информации о передовом опыте других предприятий и использование этого опыта других предприятий;

Изучение условий, адаптации, разработанной эталонной модели управления в условиях изучаемого предприятия

В рамках системного анализа исследователь получает следующие данные:

Роль из место предприятия в отрасли;

Состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

Состояние производственной структуры предприятия;

Состояние системы управления и её организационной структуры;

Особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;

Выявляются инновационные потребности данного предприятия, то есть его возможные связи с научно-исследовательскими и научно-конструкторскими предприятиями;

Формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудника.

Менеджер в рамках системного анализа решает задачи:

Расширение собственных представлений о механизме взаимодействия подсистем в изучаемой системе (открывает новые ее свойства);

Повышение эффективности функционирования системы по определенным критериям в направлении решения стратегически важных задач

ДОМА

Какой факультет собираются открыть в ВШЭ?

Системный анализ дает менеджерам методику и технологии сбора, обработки, анализа и апробации информации о состоянии исследуемых объектов и процессов.

Первая задача в условиях определенности - задача производства и поставки товаров.

Цель - найти оптимальное соотношение между количеством про изводимого продукта в одной партии и числом этих партий в год и фиксированном объеме поставляемого товара также в год.

Необходимо минимизировать затраты на производство и хранение этих товарных запасов.

Первая задача управления запасами в рамках системного анализа была применена в 1915 году. Проблему, которую она решала - минимизация затрат на заказ и хранения запасов при заданном спросе и уровне цен.

Затем эта задача была трансформирована (усложнена). И появились новые условия заказа и хранения запасов при изменении уровня цен.

Вторая группа задач решения менеджера - задачи распределения ресурсов.

Проблема в рамках этой проблемы - найти наиболее эффективный способ ... (организации) при условии ограниченных ресурсов.

Теория массового обслуживания - название этих задач.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ больших систем

Современный ФА - эта группа методов много мерной статистики, которые позволяют представить в компактной форме обобщенное информацию о структуре связей между наблюдаемыми переменными изучаемого социального явления с помощью выделения некоторых скрытых непосредственно ненаблюдаемых факторов.

Цель ФА - сокращение числа переменных, которые описывают изучаемые явления за счет тех, которые не несут специфическую информацию, позволяющие представить ....

ФА всегда оперирует количественными характеристиками, активно использует методы шкалирования.

ФА - это часть СА.

ДОМА

Методы шкал(ирования)

В СА выделяют следующие группы методов

1) Неформальные методы: экспертных оценок, диагностические методы и пр.

2) Графические методы: дерево целей, матричные, сетевые

3) Количественные методы (методы статистики)

4) Методы моделирования: имитационного моделирования, ситуационные и пр.

Метод сценариев

Относится к качественным методам исследования

В целом, это метод подготовки и согласования представлений о проектировании, изложенный, как правило, в письменном виде и представляющий собой логическую последовательность событий и возможных вариантов решения проблемы развернутых во времени.

40-50е годы

...

Сценарий - любой документ, который содержит анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению.

...

Относится к методам системных оценок, поскольку на начальном этапе при разработке сценариев эксперты создают индивидуальный документ, который на втором этапе согласуется между ними и создается окончательный сценарий.

Всегда предполагается при разработке сценариев использование фактического материала в статистике, а также в технико-технологических показателях деятельности фирмы.

При этом, это правило.

Эксперт в праве получить информацию ...

Практическая ценность сценария - он представляет собой логически основанную модель будущего фирмы. То есть дает ответ на вопрос, что случится, если наступит то или иное событие.

Сценарий в рамках принятия упр решения не является непосредственным них методом выбора оптимального решения. Он является инструментом в описательном моделировании процесса принятия решения.

Сценарий - это техническое средство, которое дает наиболее полное представление о решаемой задаче.

Сценарий дает возможность детально во времени выявить последовательность действий по поиску оптимального решения, определить и учесть все более или менее неустойчивые критические ситуации

Сценарий может использоваться как средство поиска моделей оптимального решения.

Роль и задачи специалистов в подготовке сценариев:

должен выявить общие закономерности развития;

Спрогнозировать и проанализировать внешние и внутренние факторы ... формулирование целей;

Должен изучить мнение (нельзя построить лишь на основе личных умозаключений)

Результат проведения сценарного метода - создание информационного фонда, который ...

Таким образом, сценарный метод позволяет разрабатывать прогностические передающие во времени ситуацию управленческие решения.

Объективная основа использования данного метода - ... (экономическая) ситуация крайне не стабильна.

Проводимый мониторинг соц-эконом процессов не всегда может дать достоверные эмпирические данные для принятия единственно верного решения.

Метод экспертных оценок

Группы экспертов высказывают свое мнение путем проведения экспертного анализа о проблемах, которые интересуют заказчика, о возможном развитии ситуации, о возникающих при этом целях и наиболее оптимальных способах их достижения.

При этом эксперты оценивают все факторы, которые могут оказать влияние на процессы достижения целей и о вероятном времени, которое потребуется для их достижения или разрешения проблемы в целом.

Главная цель экспертных опросов – получение недостающей или необходимой информации. В ходе опроса заказчик получает качественную и количественную информацию с определенным уровнем ее достоверности. Практика направлена на получение информации или прогностических данных о возможном наступлении тех или иных событий или предвидения состояния исследуемых процессов.

Информация от экспертов обрабатывается определенными методами и преобразуется в удобную форму для содержательного анализа и принятия управленческих решений.

Методы:

Экспертные оценки

Метод экстраполяции

В современных исследованиях приоритетна возможность предвидения будущего. Эти данные, как правило, закладываются в основу плановой деятельности компании.

В формах предвидения в зависимости от уровня точности событий различают:

Прогнозы (отражает более или менее реальное состояние системы на основе изученных исходных условий, не является решением проблемы будущего, его главная задача – содействовать научному обоснованию целей и выработке планов их реализации)

Предсказания (абсолютная достоверность о будущем состоянии объекта, относятся к точным наукам. основано на жестких функциональных зависимостях)

Во всех социальных науках используются только прогнозы.

Про экспертные опросы

Виды экспертного опроса:

Индивидуальный

Коллективный (чаще)

Плюсы экспертного коллективного опроса:

Обеспечивает широкий охват различных аспектов проблемы

Позволяют провести глубокий анализ проблемы

В процессе опроса происходим взаимообмен идеями и информацией и растет объем имеющейся информации

Когда его используют?

В условиях недостатка информации

Неоднозначное взаимодействие качественно разнородных факторов

Коллективная экспертиза позволяет изучить большее количество факторов, воздействующих на проблему. Правильно организованное взаимодействие уменьшает полярность их мнений и способствует разработке более обоснованных прогнозов.

Этапы:

Подбор экспертов

Выбрать метод обработки данных

Разработка методики опроса

Организация и проведение опроса

Оформление результатов экспертизы

Подготовительные этапы:

Постановка и формулирование проблемы (публично, в группе)

Цели и задачи опроса

Разработка перечня факторов и событий, которые сопутствуют решению поставленной задачи

Разработка системы единых понятий

Выбор формы проведения опроса

Про экстраполяцию

Основана на построении динамических или временных рядов количественных значений или характеристик системы с возможно более ранней даты в прошлом и до даты прогнозируемого состояния.

Метод экстраполяций является методом экстраполяции прошлых тенденций развития фирмы на будущее. (Это предложение так и было по-дурацки надиктовано) Предполагается, что условия окружающей среды, выявленные закономерности развития являются неизменными. Значит, развитие фирмы идет плавно и без потрясений.

Этот метод дополняется анализом внутренних и внешних факторов.

Метод Делфи

Модифицированный метод экспертных оценок

Координационная процедура, ориентированная на составление различного рода прогноза, оценку вероятности осуществления того или иного события, определения количественной и качественной оценки эффективности работы отдельных звеньев системы управления.

Представляет собой ряд последовательных процедур, направленных на подготовку или обоснование прогноза.

Особенности:

Анонимность

Наличие регулярной обратной связи между результатом опроса предыдущего этапа и подготовкой их нового варианта

Групповой характер ответа

Несколько туров опроса

Окончание опроса = близость мнения экспертов

Недостатки:

Невозможно генерировать идеи

Недостаток времени эксперту для обдумывания проблемы

Существует проблема присоединения эксперта к тому или иному мнению

Но все равно метод Делфи считается достаточно эффективным при разработке краткосрочных прогнозов.

Метод мозгового штурма

Тоже вариант метода экспертных оценок

Опрос специалистов по разным проблемам в условиях стимулирования их творческой активности. Главная цель – генерация идей.

Координационная процедура нахождения новых вариантов решения проблемы или формулирования проблем развития фирмы или ее отдельных подразделений. Главное – высказывание как можно большего количества идей.

Генерация идей в отношении возможных вариантов развития процессов вне зависимости от степени их конструктивности (любые идеи, даже абсурдные, признаются важными)

Требования:

Участники должны обладать научным воображением, иметь развитую интуицию, должны быть лишены догматических установок, обладать разнообразными знаниями и научными интересами, быть интеллектуально раскованными

Обязательно тестирование на наличие увлеченности, коммуникабельности и независимости

Запрещается любая критика, нельзя обсуждать идеи

Нельзя присоединяться к чужому мнению

Регламент времени

Метод «Диаграмма Каору Исикавы»

Предназначен для того, чтобы найти нужное решение задачи, используя схематичное записывание идей при построение диаграммы в виде рыбьего скелета.

Метод «Диаграмма Парето»

Используют для повышения качества продукции

Метод «Дерево целей»

Самостоятельно

Метод мониторинга

Способ получения информации, который носит регулярный характер, применяется на всем протяжении управленческого цикла и касается состояния объекта и анализа происходящих в нем изменений.

Он обеспечивает возможность:

Выявлять и анализировать изменения, происходящие в объекте управления и системе в целом

Определять механизмы связи и взаимодействия процессов и явлений

Расширять круг знаний об объекте управления

Повышать качество и эффективность управленческих решений

Мониторинг прежде всего применим в системе слабо структурированных задач. Его основные функции – контроль и наблюдение.