">
Психология Общая и социальная психология
Информация о работе

Тема: Профилактика неуставных отношений в воинском коллективе как направление деятельности офицера-воспитателя

Описание: Сущность неуставных взаимоотношений в воинском коллективе. Виды и особенности неуставных отношений. Формы проявления и факторы нарушений уставных правил. Механизм функционирования. Деятельность офицера по работе с личным составом. Обязанности лиц подразделения.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Общая и социальная психология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 27.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 154
Поднять уникальность

Похожие работы:

КАФЕДРА ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Технологии социальной работы»

На тему: «Профилактика неуставных отношений в воинском коллективе как направление деятельности офицера-воспитателя».

Защищена

Оценка

2012

Содержание

Введение 3

Глава I Сущность неуставных взаимоотношений в воинском коллективе 5

§1.Виды и особенности неуставных взаимоотношений в воинском коллективе 5

§2. Механизм формирования неуставных взаимоотношений 8

Глава II Содержание и основные направления профилактики неуставных взаимоотношений в воинском коллективе 15

§1.Обязанности должностных лиц подразделения по профилактике неуставных взаимоотношений 15

§2.Методы профилактики неуставных взаимоотношений в воинском коллективе 23

Заключение 32

Список литературы 33

Введение

Нарушения уставных правил взаимоотношений являются наиболее острой проблемой, подрывающей боевую готовность и воинскую дисциплину, оказывают крайне отрицательное воздействие на морально- психологическое состояние личного состава и причиняют непоправимый вред физическому и психическому здоровью военнослужащих. Они выражаются в нарушении порядка и правил взаимоотношений между военнослужащими, предусмотренных воинскими уставами, и находят свое проявление в моральном и физическом оскорблении.

Анализ случаев неуставных взаимоотношений показывает, что большая часть из них является результатом стремления одних военнослужащих (как правило, старшего призыва) получать привилегии за счет других, занимающих более низкое положение в неформальной иерархии. Объектом постоянных психологических и физических нападок часто становятся военнослужащие, у которых недостаточно сформированы трудовые навыки, слабые в физическом развитии, которым, как правило, определяют роль “отверженных”.

Чаще всего неуставные взаимоотношения представляют собой совокупность таких связей между военнослужащими подразделения, в основе которых лежат нездоровые нравственно-психологические зависимости. Эти связи формируются в условиях стихийного расслоения коллектива на различные микрогруппы, образующиеся с учетом сроков службы, по национальному, “земляческому“ и другим признакам, отличающиеся по направленности, активности и составу.

Ведущую роль в таких группах играет лидер, выполняющий функции организатора или исполнителя и контролирующий соблюдение негативных ролевых предписаний. Нередко он отличается вызывающим поведением, показной грубостью и недисциплинированностью. Как правило, такой “главарь” характеризуется стремлением подчинить себе людей. Для достижения своих корыстных целей он нередко использует физическое насилие или угрожает его применить.

Есть военнослужащие, на которых возложена роль непосредственных исполнителей “санкций” по поддержанию негативных традиций, и “проводники“ идеи безропотного повиновения негласным “законам”. Они дают советы, как поступать новичкам в различных ситуациях, приводят примеры жестоких расправ за непослушание или “стукачество”. На основе этих оценочных мнений складывается внутригрупповой механизм функционирования неуставных взаимоотношений в подразделении.

Профилактика неуставных взаимоотношений является наиболее важным и трудоемким участком работы должностных лиц и требует от них постоянного внимания, изучения и влияния.

Объектом курсовой работы является формы и методы профилактики неуставных взаимоотношений

Предмет – профилактическая деятельность офицера воспитателя

Цель - Изучить неуставные взаимоотношения как объект социальной работы в воинском коллективе и выявить основные формы и методы их профилактики.

Задачи:

- проанализировать неуставные взаимоотношения в воинском коллективе

- определить принципы формирования воинского коллектива

- изучить обязанности должностных лиц по профилактике неуставных взаимоотношений

- выявить основные методы профилактики неуставных взаимоотношений

Глава I Сущность неуставных взаимоотношений в воинском коллективе

§1.Виды и особенности неуставных взаимоотношений в воинском коллективе

Под нарушениями уставных правил взаимоотношений между  военнослужащими понимаются посягательства военнослужащих любых категорий или  групп на личность и права сослуживцев, обостряющиеся по мере безнаказанности до противоправных действий. В их основе лежат конкретные ситуации или противоречия, затрагивавшие социальный статус личности или  групп воинов, их честь и достоинство, материальные или духовные интересы. Конфликтные ситуации, возникающие на почве личной неприязни, обид, несдержанности, имеют гораздо меньшую социальную опасность, поскольку носят кратковременный характер. В основе же личностно-групповых и межгрупповых конфликтов лежат неформальное разделение военнослужащих (в отличие от формального, предусмотренного законом и воинскими уставами), при котором образуются противостоящие друг другу социальные группы, стремящиеся к утверждению своего положения в подразделении. Неформальное разделение военнослужащих обладает свойствами быстрого распространения, устойчивости в самовоспроизводства. Это связано с реальной возможностью получения со временем представителями "угнетаемых" групп соответствующих "привилегий" (повышения статуса младшего призыва с увольнением старослужащих). Складывается система организованного физического и психического насилия, пронизывающая все стороны жизнедеятельности воинских подразделений. По статистике до 95% глумлений и издевательств совершаются   в расположении воинских частей. Из них 52% - в казармах, 25% - в столовых, остальные - при выполнении хозяйственных работ и обслуживания техники. Обычно нарушения уставных правил взаимоотношений совершаются в вечернее и ночное время на глазах суточного наряда, который не принимает должных мер  по их предотвращению. Наиболее характерными формами проявления нарушений уставных правил взаимоотношений, стали избиения военнослужащих более позднего срока призыва; перекладывание на них дополнительных обязанностей по службе и в быту; принуждение к выполнению различных прихотей и воровству; вымогательство денег, ценных вещей, продуктов питания и предметов обмундирования; моральные унижения, оскорбления личного достоинства и угрозы физической расправы. Основными причинами нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими являются: ухудшение качественного состава призывников, значительная    часть которых приходит в армию с уже сформированными установками на жестокость и насилие; недостаточная работа должностных лиц по наведению твердого уставного порядка, слабый контроль за личным составом, незнание истинного положения дел в солдатских казармах; неумение должностных лиц противопоставить нарушениям уставных правил взаимоотношений систему профилактических мер, согласовать действия командиров, штабов, органов воспитательной работы, медицинской и юридической служб;   несоответствие мер дисциплинарного воздействия тяжести совершенных проступков; попустительство нарушителям и непривлечение их к уголовной ответственности за преступления против личности военнослужащих; снижение интенсивности боевой подготовки и ее влияния на сплочение воинских коллективов, а такие большие физические и эмоциональные нагрузки на личный состав, вызванные его острым некомплектом; слабая воспитательная работа по формированию у военнослужащих, чувства дружбы и войскового товарищества, созданию в воинских коллективах здоровой морально-психологической атмосферы; отсутствие четкой системы по вводу в строй нового пополнения. При анализе неформальной структуры воинского коллектива необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, неформальные структуры неоднородны по своему составу: в каждой социальной группе (будь то старослужащие или молодые солдаты представители   той или иной национальности и т.п.) существуют свои "лидеры", "нейтралы", "изгои" и т.п. Во-вторых, помимо уставной системы определенной воинской организации существует и неформальная система отношений военнослужащих. 

Она не обязательно проявляется как "дедовщина" или «землячество», имеют место факторы "культура силы", "религиозный", "криминогенный" и др. В-третьих, под влиянием различных факторов общественного развития именно "дедовщина" и "землячество" в наибольшей" степени отвечали объективным потребностям сложившейся в воинских подразделениях обстановки, когда уставная система в одиночку уже не могла разрешить все возникающие социальные противоречия. Неформальная система стала компенсировать недостатки, формальной (уставной) системы отношений военнослужащих. Формальная (уставная) и неформальная системы взаимоотношений между военнослужащими могут конфликтовать или дополнять друг друга. В-четвертых, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими  и, в частности, "дедовщина" существуют в армейской среде не одно десятилетие, и за это время в ней успели сформироваться, наряду с положительными и устойчивые негативные традиции, передающиеся из поколения в поколение.

Формы проявления и факторы нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими «Дедовщина» Неформальное разделение военнослужащих по срокам службы  «Землячество» Неформальное разделение военнослужащих по национальной или религиозной принадлежности  «Культ силы» Неформальное разделение военнослужащих по наличию определённых индивидуальных качеств  «Криминогенный фактор» Неформальное разделение военнослужащих по принадлежности к различным криминогенным группировкам  «Религиозный фактор» (может иметь место) Неформальное разделение военнослужащих по принадлежности к религиозным конфессиям  

 Происходит перераспределение функций между военнослужащими различных периодов службы: новоявленному второму периоду (6-12 мес.), в зависимости от количественного состава военнослужащих первого периода службы, могут вменяться третьим и четвёртым периодами как «воспитательные» и «руководящие» функции, так и функции по «обслуживанию» (когда количество военнослужащих первого периода в подразделении весьма незначительно и не может обеспечить качественного выполнения всего круга "обязанностей", возлагаемого на него). В связи с этим  может произойти обострение взаимоотношений второго периода как нижним (усиление притязаний), так и с верхними (борьба за положение) уровнями неформальной структуры. 

§2. Механизм функционирования неуставных взаимоотношений.

Неуставные взаимоотношения — это совокупность связей между военнослужащими подразделений, которые характеризуются негативной нравственно-психологической зависимостью между воинами различных призывов.

Эти связи формируются в условиях стихийного расслоения кол лектива на различные микрогруппы, образующиеся с учетом срока службы, по национальному, “земляческому” и другим признакам, отличающиеся по направленности, активности и составу.

При неуставных взаимоотношениях активно действуют отрицательно направленные микрогруппы различного состава.

Формы негативного воздействия:

— психологическое давление;

— физическое давление;

— рэкет, поборы;

— издевательства ради развлечения;

— побуждение к совершению дисциплинарных проступков.

Чаще всего это происходит: в вечернее время, на хозработах, в нарядах, когда ослаблен контроль за личным составом, после отбоя, в командировках, на хозяйственных работах, караулах. В проявлении неуставных взаимоотношений искажается содержание таких понятий как совесть, справедливость, ответственность, достоинство, долг, честь. “Дедовщина”основана на ложной системе ценностей. Каковы причины такого безропотного подчинения? Почему молодой солдат не докладывает командиру об унижениях его человеческого достоинства?

Социологический опрос показал, что свыше 90% призывной молодежи знают о неизбежности этого порока в армии и психологически готовят себя к этому.

Как показали исследования в войсках организаторы глумлений и издевательств под видом борьбы со “стукачеством” наглухо закрыли прохождение информации от солдата к офицерам по фактам неуставных взаимоотношений. Военнослужащие , пытающиеся в какой либо форме проинформировать офицера подразделения о негативных явлениях подвергаются моральному и физическому насилию и изоляции от коллектива. Все это необходимо не только учитывать в организаторской и воспитательной работе, но и находить возможные пути и каналы получения достоверной информации о происходящих явлениях в коллективе.

А главное потому, что у молодых солдат нет ни моральных, ни физических сил для эффективной борьбы с укоренившейся системой. Командиры подразделений и их заместители по воспитательной работе, не имея достаточного опыта в управлении воинским коллективом, работают формально, не умеют обеспечить развитие взаимоотношений в духе дружбы, взаимопомощи и товарищества. Они довольствуются внешней бесконфликтностью в коллективе, их мало заботит выяснение подлинной картины отношений в коллективе. И делают это они не по злому умыслу —они просто не подготовлены к этой сложной, повседневной и многообразной деятельности. И готовить их надо не только в частях и подразделениях, но прежде всего в стенах военных училищ.

Неуставные взаимоотношения в своем большинстве зарождаются на этапе, когда у командиров подразделений еще не сформировалось объективное представление о каждой личности молодого пополнения, о внутриколлективных процессах.

Изучение внутригрупповых и межгрупповых отношений осуществляется при помощи отработанной методики, в состав которой входят: наблюдение, изучение, индивидуальная беседа. Основой основ изучения взаимоотношений в коллективе является индивидуальная работа. В современной неординарной обстановке в армии и на флоте она должна быть главным методом работы с людьми.

Индивидуально-воспитательная работа — это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащего с максимальным учетом особенностей личности.

Систематическая индивидуальная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет:

— выявить мотивы поведения, отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе;

— полнее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава;

— учитывать индивидуально-психологические особенности, личностные качества, физическое развитие, веропринадлежность и т.д.;

— постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции;

— прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации во взаимоотношениях между военнослужащими;

— правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на каждого военнослужащего с целью формирования у него навыков уставных взаимоотношений с сослуживцами.

Индивидуальная работа должна проводиться не от случая к случаю, а систематически. Системный подход имеет четыре этапа:

— изучение личностных качеств и особенностей воина, его сильных и слабых сторон;

— выбор оптимальных форм и методов, приемов психолого-педагогического воздействия;

— практическое осуществление спланированного воздействия;

— анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Основная задача состоит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, установить положительное ядро воинского коллектива и конкретных носителей негативных отношений. Главная цель —изучить сложившуюся систему формальных и неформальных отношений для учета в работе по предупреждению неуставных взаимоотношений. Индивидуальность каждого воина, его социальная природа проявляются в повседневной жизни. Интересы, убеждения, мотивы, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации —представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель.

В ходе изучения взаимоотношений военнослужащих необходимо:

— анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, строго следить за настроением воинов, их отношением к службе ,проявлением отчужденности и недовольства;

— изучать стиль поведения военнослужащих в ситуации разногласий и конфликтов;

— способы разрешения конфликтных ситуаций, тип направленности агрессии военнослужащих, овладевать приемами и навыками поведения в сложных социально-психологических ситуациях;

— анализировать особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;

— постоянно оценивать морально-психологический климат подразделения, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнения которых являются определяющим для личности;

— анализировать случаи неравномерного распределения служебных нагрузок, выполнения хозяйственных работ особенно в выходные и праздничные дни;

— наблюдать за размещением военнослужащих в столовой, при просмотре кинофильмов и телепередач, за внешним видом, наличием обмундирования.

Для каждого командира и его заместителя по воспитательной работе при изучении молодого пополнения особое внимание следует обратить на его социальные потребности. При этом предпочтение следует отдавать потребности в самоутверждении личности, ибо она является стержнем, вокруг которого строится все человеческое поведение. Важно также глубоко разобраться, какова вероятность реализации потребности каждого военнослужащего в коллективе. Для каждого руководителя здесь открывается возможность целенаправленного воздействия на сферу потребностей в интересах сплочения воинского коллектива.

Неуставные взаимоотношения между военнослужащими являются наиболее острой формой протекания и разрешения конфликтов и имеют глубокие социально-психологические корни. Они проявляются в грубом нарушении порядка, установленных правил взаимоотношений и находят свое выражение в моральном и физическом оскорблении, унижении человеческого достоинства. В воинском коллективе ассимилируются в первую очередь не нормы официальной морали, а неформальные нормы высокостатусных неформальных групп, которыми являются в своем большинстве группы старослужащих воинов.

О назревании напряженности в отношениях свидетельствуют факты ухудшения настроения у отдельных военнослужащих, ослабление их активности в выполнении служебных обязанностей, отчужденности, высказываний по поводу неудовлетворенности своим положением.

Чаще всего они находятся в подавленном морально-психологическом состоянии, имеют неряшливый внешний вид. У них могут отсутствовать отдельные предметы обмундирования.

Объектом постоянных психологических и физических нападок часто становятся воины, у которых недостаточно сформированы трудовые навыки, а также слабые в умственном и физическом развитии. Злостным нападкам подвергаются военнослужащие, нежелающие подчиняться несправедливым требованиям, жить по сложившимся негативным законам. По социально-демографическим данным эти военнослужащие воспитывались в неблагополучных семьях, как правило, являются неприспособленными к самостоятельной жизни.

Военнослужащие, занимающие главенствующее положение в коллективе, стремятся выделиться пренебрежением к уставному порядку, нарушением формы одежды. Их можно заметить по обособлению в столовой, по уклонению от выполнения хозяйственных работ и т.д.

Структура неформальных групп обусловлена своеобразной иерархией престижей и статусов их членов. Вершину этой лестницы занимает один или несколько лидеров этой группы. Они осуществляют роль организаторов и исполнителей издевательства над сослуживцами. Как правило, такой главарь характеризуется стремлением подчинить себе людей. Для достижения своих целей они нередко используют физическое насилие или угрожают его применить. По социально-демографическим данным лидер воспитывался в многодетной семье, как правило в алкогольной.

По своим нравственным качествам — ограниченность в духовных запросах, эгоист, трус. По отношению к сослуживцам проявляет грубость, наглость, развязанность; по отношению к самому себе проявляет высокомерие, самонадеянность, несамокритичность. Не любит трудиться, недисциплинирован, неисполнителен, отрицательно относится к службе.

Вывод по первой главе. Всегда в коллективе есть военнослужащие, на которых возложена роль непосредственного исполнителя по поддержанию негативных традиций и проводники идеи безропотного повиновения негласным законам. Они дают советы, как поступать новичкам в различных ситуациях, приводят примеры жестоких расправ за непослушание. Качество исполнения этих ролей солдатами постоянно оценивается лидером неформальной микрогруппы. На основе этих оценочных мнений складывается внутригрупповой механизм функционирования неуставных взаимоотношений.

Предметом особого внимания командиров должны быть все случаи травм и телесных повреждений военнослужащих. Для того, чтобы исключить сокрытие фактов грубых нарушений целесообразно периодически проводить осмотр военнослужащих подразделения.

Глава II Деятельность офицера по работе с личным составом по профилактике неуставных взаимоотношений в воинском коллективе

§1.Обязанности должностных лиц подразделения по профилактике неуставных взаимоотношений

В Вооруженных Силах РФ пользуются разработанной ранее методикой поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений. Реализация её требований осуществляется методом последовательного решения конкретных задач на разных этапах работы с личным составом. Эффективность данной работы во многом зависит от своевременности её проведения. Как и хоть какой физический недуг, нравственный недуг - искажение норм взаимоотношений меж людьми - легче предупредить либо вылечить на начальном этапе, ежели бороться с хроническим заболеванием, давшим множество осложнений. 

По прибытию в часть основное внимание обязано уделяться правильному формированию у воинов первичных навыков в выполнении служебных обязанностей. В первые дни нужно изучить требования законов и воинских уставов о взаимоотношениях в воинских коллективах, разъяснить, как вести себя в тех вариантах, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их достоинство. На этом этапе воспитательной работы с юными воинами офицерам следует обеспечить обстановку внимания и доброжелательности, проявлять постоянную заботу о подчиненных, чуткость и такт во взаимоотношениях. Всем случаям сквернословия, грубости, оскорблений со стороны сержантского состава и солдат более ранних сроков службы обязан быть дан безжалостный отпор. Тем самым добиться жесткой уверенности подчиненных в соблюдении принципа справедливости и равной ответственности за соблюдение дисциплины и правопорядка. 

На начальном этапе службы особенное внимание нужно уделить исследованию юных воинов, которые вступают в пререкания, болезненно реагируют на замечания, или различаются замкнутостью, стают объектом шуток и насмешек, испытывают острую тоску по дому. 

К активной воспитательной работе в подразделении нужно завлекать все категории командиров, актив, передовых воинов. От сержантского состава добиваются равной требовательности к юным воинам, решительно пресекаются пробы психологического давления на младших командиров со стороны солдат и сержантов более ранних сроков призыва из остальных подразделений для получения послаблений землякам, знакомым и т.д.

Объектом профилактики на этом этапе являются не только новобранцы, но и воины остальных призывов. 

Командиру принципиально иметь в виду, что в начале службы у воинов активно складываются межличностные связи. В интересах воспитания дружбы меж воинами разных национальностей целесообразно умеренно укомплектовывать все подразделения солдатами и сержантами разных национальностей. Нужно анализировать, кто из земляков уже служит в данной части, на чем складываются их контакты. Офицеры обязаны сосредоточить свои усилия на работе в микрогруппах, складывающихся на базе землячества, национальности. 

Особенное внимание уделяется размещению воинов в подразделении строго по отделениям в согласовании со штатным-боевым расписанием, контролю очередности нарядов, соблюдению графика уборки помещений и местности. 

С первых дней службы нужно выявлять людей склонных к недисциплинированности, неисполнительности, пререканиям, "фаворитов" с отрицательной направленностью. Для них более характерны жестокость, эгоизм, бездуховность, рвение подчинить себе людей, получить привилегии.

К группе риска относятся, до этого всего, военнослужащие владеющие недостатками воспитания, а конкретно: 

* ранее судимые и имевшие приводы в милицию; 

* воспитывавшиеся в неблагоприятных условиях, при отсутствии одного либо обоих родителей; 

* владеющие ярко выраженными отрицательными чертами характера; 

* имеющие претензии на лидерство. 

С другой стороны, ни в коем случае нельзя упускать из вида военнослужащих, имеющих физический либо моральный дефект - это потенциальные потерпевшие. 

После выявления лиц, склонных к неуставным взаимоотношениям, нужно в зависимости от условий, повторяемости использовать следующие виды действия: побуждение к самопознанию, обучение планированию поведения, преодоления ситуативных импульсных побуждений, а если эти методы не дают результата, то предупреждение в личной беседе, наложение дисциплинарного взыскания, дискуссия на общем собрании подразделения, привлечение военных юристов и др. 

В сплочении воинских коллективов до этого всего нужно опираться на опытных и безупречно дисциплинированных воинов последнего периода службы. Не следует допускать послаблений для воинов более ранних призывов, принципиально предъявлять однообразные требования во всем - в большом и малом. Искоренять мировоззрение, что распорядок дня, соблюдение формы одежды, порядок несения службы, построения, выполнение хозяйственных работ и остальные не совсем приятные мероприятия стают для старослужащих необязательны. Не непременно получение привелегий и послаблений старослужащими появляются в явной форме, это может быть замаскировано и завуалировано под "добровольное" взваливание тяжестей службы на себя юными воинами. 

Основными признаками, свидетельствующими о наличии частей неуставных взаимоотношений, являются: 

* неряшливый внешний вид солдат первого периода службы (грязное рабочее обмундирование, сношенная обувь, старое нательное белье, отсутствие отдельных частей военной формы одежды); 

* пассивность, замкнутость, уединение юных воинов в свободное время, в торжественные и выходные дни; 

* выполнение юными солдатами более тяжелых и трудоемких хозработ, в том числе в свободное время, стирка, чистка и глажение чужих предметов формы одежды; 

* "добровольное" размещение в неловких местах при просмотре кинофильмов, телепередач (просмотр стоя); 

* общественная пассивность, нежелание выступать на собраниях с критикой, отсутствие желания идти в увольнение и культпоход; 

* попытка сокрытия различного рода травм, в том числе при медосмотре и др. 

Нужно, чтоб каждый знал, что обстоятельствами, способствующими совершению преступлений и неуставных взаимоотношений являются: 

* необдуманные и противоправные деяния командиров, наличие недостатков в характере у управляющего, высокомерие; 

* предвзятое или снисходительное отношение начальников к подчиненным; 

* недочет контроля за личным составом; непринятие мер по совершенным преступлениям; 

* слабая организация разных видов служб; 

* пассивность сержантского состава; слабая забота о людях; 

* плохие бытовые условия, плохое медицинское обеспечение; 

* наличие неформальных групп с отрицательной направленностью; 

* слабый контроль за документами, печатью войсковой части и др. 

Особым предметом разговора являются конфликты, связанные с национальной принадлежностью военнослужащих. Можно условно выделить четыре главных группы обстоятельств таковых конфликтов: 

* нахождение в воинском коллективе военнослужащего с отрицательными личностными свойствами и негативной направленностью, с предубеждением к отдельным национальностям; 

* недочеты и упущения командиров в воспитательной работе с многонациональным личным составом. Отсутствие у управляющих учета национальных особенностей воинов, психологии многонациональных воинских коллективов; 

* упущения и перекосы в организации боевой подготовки, службы войск, в поддержании уставного порядка. Игнорирование в обучении и воспитании воинов личностного подхода, фактора межнационального общения солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров; 

* отсутствие у командиров достоверной и полной информации о положении дел в коллективе и эффективности управлении действиями, протекающими в сфере межнациональных отношений в подразделении и части. 

Для эффективной работы по профилактике конфликтов на национальной базе меж военнослужащими руководящему составу нужно до этого всего глубоко изучить особенности развития межнациональных отношений, а так же прочно освоить разные способы их регулирования, методы своевременного предупреждения даже маленьких негативных явлений.

Как показывает опыт подразделений, в которых изжиты глумления  и издевательства над военнослужащими, хороший результат дает следующая система работы должностных лиц, при которой:

а) командир роты: обеспечивает неотвратимость наказания правонарушителей и гласность принимаемых к ним мер; еженедельно планирует и проводит работу по формированию воинского коллектива на уставной основе;       организует получение   непрерывной информации снизу о взаимоотношениях в воинских коллективах; ежедневно учит подчиненных  офицеров, прапорщиков,  сержантов практике работы по сплоченно воинского коллектива, профилактике  нарушений уставных правил взаимоотношений; участвует в проведении собраний личного состава о дружбе и войсковом товариществе, организует на них обсуждение с солдатами и сержантами фактов нарушений уставных правил взаимоотношений; анализирует структуру воинского коллектива, состав и основу, на которой складываются в нем микрогруппы. Выявляет лидеров, представляющих основные национальности роты, характер их влияния, на военнослужащих. Ведет с ними индивидуальную работу, привлекает их к активной борьбе за дисциплину. Развенчивает носителей нарушений уставных правил взаимоотношений, применяет к ним меры дисциплинарного  воздействия; всесторонне изучает своих подчиненных, беседует с сержантами об их становлении как командиров, складывающихся отношениях с подчиненными и молодыми солдатами, об их настроениях, службе, отношениях в коллективе; дифференцированно проводит работу с военнослужащими, склонными к грубым дисциплинарным проступкам,  с целью недопущения их участия в нарушениях уставных правил взаимоотношений.  Усиливается эта работа за 100 дней до издания приказа Министра обороны Российской Федерации об увольнении в запас воинов, выслуживших установленные сроки службы, и в день его опубликования. доводит до личного состава приговоры военных судов по фактам глумлений и издевательств над сослуживцами; ведет переписку с родителями и близкими родственниками подчиненных, сообщая им о фактах хулиганского поведения их сыновей в отношении сослуживцев; организует предупреждение негативных явлений  ритуалами и традициями положительной направленности: чествование старослужащих воинов в день выхода приказа об их увольнении в запас, использование самодеятельного творчества военнослужащих и т.д.; совместно со старшиной роты контролирует соответствие размещение личного состава штатно-должностному списку, соблюдение очередности заступления в наряд, уборки помещений, увольнений, распределение людей при выполнении хозяйственных работ; контролирует обеспечение всех военнослужащих положенными нормами довольствия;      ежедневно заслушивает сержантов об итогах телесных осмотров военнослужащих, наличии у военнослужащих ушибов травм; ежедневно участвует в подготовке суточного наряда, учит действиям по предупреждению глумлений и издевательств над военнослужащими;     

б) заместитель командира роты  по воспитательной работе: приникает доклады от командиров взводов обо всех негативных проявлениях в отношениях между военнослужащими; формирует активное ядро из наиболее дисциплинированных и сознательных сержантов и военнослужащих, способных противостоять казарменному хулиганству; вместе с командиром роты, накануне прибытия молодого пополнения, проводит индивидуальные беседы с военнослужащими,  подлежащими увольнению в запас, о недопущении глумлений, и издевательств и  уголовной ответственности за их совершение; разъясняет всем категориям военнослужащих положения приказов с приговорами военных судов о глумлениях и издевательствах; изучает отношения между военнослужащими  различных национальностей и сроков службы и учитывает их в проведении воспитательной работы; систематически анализирует причины и условия, порождающие ссоры между военнослужащими, приникает незамедлительные меры их     устранений; знакомит молодых солдат с традициями и особенностями службы в подразделении, представляет их собранию роты, где каждый докладывает о себе; оказывает помощь офицерам и  прапорщикам в повышении психолого-педагогических знаний и навыков, установлении требовательных и одновременно доверительных отношений с подчиненными; проводит занятия в группах сержантов и обучает их в индивидуальном порядке методам   воспитания и обучения подчиненных солдат; проводит занятия по общественно-государственной подготовке и беседы о роли дружбы и войскового товарищества в поддержании боевой готовности подразделения;  выявляет лиц,  склонных к нарушениям дисциплины, и проводит  индивидуальную работу с ними; контролирует соблюдение очередности при распределении нарядов и работ, полноту обеспечения воинов положенными видами довольствия; вместе с командиром роты подводит итоги работы по укреплению воинской дисциплины, предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений и уточняет задачи воспитательной работы;            ведет переписку с родителями и близкими родственниками военнослужащих роты, советами родителей военнослужащих и комитетами солдатских матерей;    формирует общественное мнение о негативном отношении к нарушениям уставных правил взаимоотношений между воённослужащими и готовность к противодействию им со стороны различных категорий военнослужащих; готовит предложения командиру роты по принятию мер к военнослужащим, допустившим нарушения уставных правил взаимоотношений, оказывает психологическую помощь солдатам, подвергшимся глумлениям и издевательствам; еженедельно проводит мероприятия по воинскому и нравственному воспитанию военнослужащих;            постоянно анализирует взаимоотношения между военнослужащими,  проходящими военную службу по призыву  и по контракту; разъясняет вновь прибывшим военнослужащим порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту и их ответственность   за воинские преступления;      выявляет на ранней стадии лиц негативной направленности, склонных к нарушениям уставных правил взаимоотношений, воспитывавшихся в криминальной среде, неблагополучных семьях, имеющих слабое здоровье и неустойчивую психику, и проводит с ними целенаправленную  индивидуальную работу.  

Таким образом, работа по целенаправленной профилактике неуставных взаимоотношений обязана органически сочетаться с опытной организацией планомерной боевой учебы, воспитательной работы, неизменной диагностикой складывающихся отношений в воинском коллективе, формированием уставных взаимоотношений и жестокой борьбой с носителями нездоровых традиций в подразделении.

§2. Методы профилактики неуставных взаимоотношений в воинском коллективе

Профилактика неуставных взаимоотношений —комплексная проблема, содержащая разнообразные аспекты деятельности, которые применяются командирами подразделений, всеми органами управления. Прежде всего необходимо использовать накопленный опыт передовых подразделений войск по предупреждению этих отрицательных явлений. Наработанные формы и методы не утратили своей актуальности и сегодня. Их надо умело использовать с учетом изменившейся обстановки в стране, в Вооруженных Силах.

Ранее, имея мощную базу и соответственно хорошо организованные структуры политического и общественного воздействия, мы стремились перевоспитать, привести военнослужащего к идеальной схеме отношения к службе, поведения, быта и т.д.

И проводилась эта работа далеко не безуспешно. Обстановка в воинских коллективах, в подавляющем большинстве, была нравственно-зрелой, здоровой.

Теперь многое изменилось. Резко сузилась сфера общественного воздействия, меняется морально-психологический климат в подразделениях, происходит ломка общественного сознания у руководителей воинских коллективов. Утрачены ценностные ориентиры, идеалы, на которых они были воспитаны и воспитывали своих подчиненных. Нет общей объединительной идеи, во имя которой можно сплачивать воинские коллективы. Это обрекает командиров, воспитателей на пассивность, препятствует работе на перспективу, снижает их ответственность за состояние правопорядка и воинской дисциплины в подразделениях. Произошло резкое, повсеместное ослабление воспитательной работы с личным составом по сплочению воинских коллективов, формированию позитивного общественного мнения по отношению к признакам и предпосылкам неуставных взаимоотношений.

Учитывая выше изложенное, исходя из конкретных условий служебно-боевой деятельности войск, необходимо искать и настойчиво внедрять такие мотивационные факторы, которые побуждали бы все категории военнослужащих более оптимально выполнять свои должностные обязанности.

За последнее время в поисках мотивационных факторов сосредотачиваются основные усилия на материальной стороне. Безусловно, это главный, решающий фактор, и в этом плане делается не мало, но очень важно вести активный поиск моральных и других факторов, наработанных многими поколениями российской и советской армии.

Следует использовать исторический опыт русской армии, такой как передача опыта, наставничество, поддержка и помощь, опеку и т.д. старослужащими молодых воинов с одной стороны и подчеркнутое, уважительное отношение со стороны младших товарищей и командиров к старослужащим.

В 1899 году в русской армии была издана памятка наставника новобранца. Определенный интерес представляют и сегодня отдельные положения этой памятки:

“Разговаривай ласково, терпеливо, если в чем нуждается —позаботься, помоги. Объясняй толково, получше, каждому найди меткое слово. Спроси как зовут, назови себя, покажи кровать, умывальник, где позволяется курить, накорми, если устал —дай полежать. Заговори о его родных и помоги в первый день написать письмо отцу, матери, жене или другим близким. Вразуми, чтобы новобранец никогда не выпрашивал денег у родных. На второй день учить еще рано. Постарайся познакомить с другими солдатами, если есть земляки —дай поговорить откровенно. Разговаривая с новобранцем, каждую минуту думай о том, как тебе заслужить его любовь, чтобы поверил тебе и не скрывал ничего”.

За последние годы произошло резкое обострение неуставных взаимоотношений в войсках. Глумления и издевательства приобретают все более изощренный, дерзкий характер, нередко со смертельным исходом. Общее их количество по далеко неполным данным из года в год возрастает. Рост отмечается практически во всех округах, группах войск.

1 2