">
Психология Общая и социальная психология
Информация о работе

Тема: Психологическая подготовка

Описание: Психологическая подготовка ктренировочному процессу, к соревнованиям. Настрой родителей и танцоров. Физиологические аспекты мандража. Агрессия в турнирной борьбе. Тренировочные программы. Джима и Сеси Тейлоров и Дона Грина.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Общая и социальная психология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 03.09.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 86
Поднять уникальность

Похожие работы:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

§ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ТРЕНИРОВОЧНОМУ

ПРОЦЕССУ, К СОРЕВНОВАНИЯМ 6

§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ РОДИТЕЛЕЙ

И ТАНЦОРОВ 16

§ 3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «МАНДРАЖА» 21

§ 4. АГРЕССИЯ В ТУРНИРНОЙ БОРЬБЕ 27

§ 5. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ 30

Джима и Сеси Тейлоров и Дона Грина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47

ВВЕДЕНИЕ

Существует мнение, что люди боятся выступать с речью перед аудиторией почти так же, как боятся смерти. Где уж тут удивляться, что стресс – это главная проблема многих исполнителей, чья работа зависит от гораздо большего числа навыков, нежели то, которое требуется для успеха публичной речи. Положительные результаты использования различных умственных техник в целях успеха соревнований и восстановления после травмы профессиональными атлетами хорошо документированы. Однако то поле психологического знания, которое развито в спорте, гораздо менее развито в танце. С посттравматической реабилитацией танцоров дела обстоят относительно неплохо. Но, несмотря на то, что многие профессиональные танцоры включают в свои тренировки ментальные практики, большинство непрофессионалов, жаждущих профессионального опыта, испытывают недостаток соответствующей информации.
Одно из основных преимуществ подхода спортивной психологии заключается в том, что он рекомендует к применению спланированные, хорошо организованные тренировочные программы, доступные для понимания и использования как тренером, так и исполнителем. Также он позволяет оценить степень влияния стресса на исполнителей и роль программ умственной подготовки в улучшении показателей выступления.

Эти программымодифицируются для использования во множестве областей исполнительских искусств неспортивными тренерами – преподавателями балета, музыки и театра.
Тренировочный процесс можно разделить на три этапа:
1) Осознание влияния стресса на выступление;
2) Установление конкретных целей и стратегий реализации индивидуальных потребностей исполнителя;
3) Тренировки, совершаемые для достижения целей.
Первый этап, вероятно, наиболее важен, поскольку формирует у исполнителя целостную картину влияния стресса на качество выступления, зависящее не только от физических, но также психологических и эмоциональных факторов. Без этого знания многие исполнители остаются в неведении относительно того, как стресс воздействует на чувство уверенности в себе, устойчивость к критике, отношение к карьере и даже способность к обучению. Некоторые исполнители приходят в уныние, теряют веру в свои способности и прекращают выступать еще до того, как полностью реализуют свой творческий и исполнительский потенциал.
Следующий этап формирования целей и тренинговых стратегий основан на идее процесса. Как гласит расхожая поговорка, главное – это процесс. Подобно физическому тренингу, умственные тренировки представляют собой длительный процесс, состоящий из взлетов и падений, при котором всегда есть место для шага вперед. Понимание этого факта позволяет танцору развивать навыки, необходимые для профессионального роста.

Практическая значимостьработы заключается в возможном ее употреблении для повышения своих знаний студентами УралГУФК кафедры теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета, а также педагогами, хореографами и постановщиками для углубления знаний о психологической подготовки танцоров, для обеспечения успешных решений задач тренировки и участие в соревнованиях.

В качестве методического материала для изучения психологической подготовки, тренировочных программ использованы научные, практические материалы, подготовленные Г.Д.Горбуновым, А.Ц.Пуни, П.Рудика, Рубштейн, Н и др.

Обьектом курсовой работы является изучение психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование психических функций, процессов, состояний и свойств личности танцоров.

Предметом исследования является формирование форм психологической готовноститанцоров к участию в соревнованиях.

Целью исследования является освоение психологических форм подготовки танцоров, необходимых для профессионального роста.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- Выявить особенности форм психологической готовности танцоров;

- Освоить и изучить психологические формы подготовки танцоров.

Курсовая работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении определена актуальность темы, степень изученности, обьект, предмет исследования, цель, задачи, краткое содержание работы.

В первом параграфе рассматриваются цели, задачи, раскрываются психологические формы подготовки танцора к тренировочному процессу, к соревнованиям.

Во втором параграфе анализируются психологический настрой родителей и танцоров.

В третьем параграфе выявляются физиологические аспекты «мандража».

В четвертом параграферассматривается агрессия в турнирной борьбе.

В пятом параграфе анализируется тренировочные программы Джима и Сеси Тейлоров и Дона Грина.

В заключении представлены основные выводы по теме исследования.

Список использованных источников и литературы включает 12 наименований.


§1 . Психологическая подготовка к

тренировочному процессу, к соревнованиям

Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни танцоров, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у танцоров именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий для достижения высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д.

Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда танцор самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.

Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у танцора психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц. Пуни) уверенностью в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях (П.А. Рудик, Н.А. Худатов).

К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; "чувства" времени, ритма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; высокоразвитые качества внимания (концентрация, переключение, распределение); совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота и точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключения, предугадывания, реакции на движущийся объект и др.). Овладению тактикой способствуют развитые специфические мыслительные качества: способность к мгновенному анализу поступающей информации о действиях противников и принятию адекватного обстановке решения; гибкость мышления и др.

Рассматривая подготовку танцоров в психолого-педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.

Спортивная деятельность в любом виде спорта всегда обусловлена теми или иными мотивами, которые имеют как личностную, так и общественную ценность. Они выступают в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от целей деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего хочет достичь танцор, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать и именно этого достичь.В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.п.

У юных танцоров, как правило, преобладают опосредованные мотивы занятий спортом — быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне физически развитым и др. С возрастом и по мере роста достижений эти мотивы отходят на второй план, на первый выходят непосредственные мотивы спортивной деятельности — выполнить спортивный разряд, стать мастером спорта, войти в состав сборной команды страны, добиться высоких результатов во всероссийских и международных соревнованиях, стать чемпионом мира или Олимпийских игр, получить крупные денежные вознаграждения и др. Значение конкретных мотивов, которыми руководствуется танцор, имеет для тренера и спортивных руководителей большое практическое значение, так как позволяет оценить свойства личности, проявляющиеся в этих мотивах (любознательность, целеустремленность, патриотизм, честолюбие, индивидуализм, коллективизм, чувство товарищества и др.), и использовать их для воспитания.

Успеху формирования мотивации к длительному тренировочному процессу способствуют: постановка далеко отставленных целей, формирование и поддержание установки на успех, оптимальное соотношение поощрений и наказаний, эмоциональность тренировочных занятий, развитие спортивных традиций, принятие коллективных решений, особенности личности тренера (Г.Д. Горбунов).

Кроме обеспечения мотивации танцоров, тренер должен формировать систему отношений к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающих успешность спортивной деятельности. Элементами системы отношений танцоров к тренировочному процессу являются отношение к спортивной тренировке в целом, отношение к тренировочным и соревновательным нагрузкам, отношение к тренировочным занятиям, отношение к спортивному режиму и т.п.

Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка. Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.

Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. Субъективные трудности зависят от особенностей личности данного танцора (характера, темперамента и т.д.). Эти трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях (страх перед противником, смущение перед публикой). Объективные трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: строгим соблюдением установленного режима, публичным характером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями, участием в большом количестве соревнований, неблагоприятной погодой, координационной сложностью упражнений и др.

Основные волевые качества в спорте — целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание.

Целеустремленность выражается в способности ясно определять ближайшие и перспективные задача и цели тренировки, средства и методы их достижения. Чтобы осуществить поставленные перед собой цели и задачи, танцор совместно с тренером планирует их. Для реализации этих планов большое значение имеют оценка достигнутых результатов, контроль тренера и самоконтроль.

Настойчивость и упорство означают стремление достичь намеченной цели, энергичное и активное преодоление препятствия на пути к достижению цели. Эти волевые качества связаны с обязательным выполнением задач тренировок и соревнований, совершенствованием физической, технической и тактической подготовки, соблюдением постоянного строгого режима. Танцор должен посещать все тренировки, быть трудолюбивым, не снижать своей активности из-за утомления и неблагоприятных условий, до конца бороться на соревнованиях.

Инициативность и самостоятельность предполагают творчество, личный почин, находчивость и сообразительность, умение противостоять дурным влияниям. Танцор должен уметь самостоятельно выполнять и оценивать физические упражнения, готовиться к очередным тренировкам, анализировать проделанную работу, критически относиться к суждениям и действиям товарищей, исправлять свое поведение.

Решительность и смелость есть выражение активности танцораа, его готовности действовать без колебаний. Эти качества подразумевают своевременность, обдуманность принятых решений, хотя в отдельных случаях танцор может идти и на определенный риск.

Выдержка и самообладание означают способность ясно мыслить, относиться к себе самокритично, управлять своими действиями и чувствами в обычных и неблагоприятных условиях, т.е. преодолевать растерянность, страх, нервное возбуждение, уметь удержать себя и товарищей от ошибочных действий и поступков.

Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет танцорам проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности. Воспитание волевых качеств у танцоров требует, прежде всего, постановки перед ними ясных и конкретных целей и задач. Добиваясь достижения поставленных целей, танцоры напрягают свою волю, развивают волевые усилия, учатся преодолевать трудности и управлять своим поведением. Основным средством воспитания волевых качеств танцоров является систематическое выполнение ими в процессе тренировки упражнений, требующих применения специфических для данного вида спорта волевых усилий.

В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмоциональная основа (А.Ц. Пуни). Вот почему волевая подготовка должна базироваться на формировании у танцоров нравственных чувств и совершенствовании интеллектуальных способностей, таких, как ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п.

Воспитывать волевые качества у танцоров необходимо планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психологических возможностей. Воспитание волевых качеств связано с постоянным преодолением объективных и субъективных трудностей. Усложнение учебно-тренировочного процесса, создание преодолимых, но требующих волевых усилий трудностей, борьба с "тепличными" условиями, создание на тренировочных занятиях сложных ситуаций, максимальное приближение условий занятий к соревновательным — вот основные требования, которые дают возможность воспитывать волевые качества в процессе тренировки.

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю, начинающуюся примерно за месяц до соревнования, и непосредственную, перед выступлением, в ходе соревнования и после его окончания.

Ранняя предсоревнователъная подготовка предполагает: получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах; получение информации об уровне тренированности танцора, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки; определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям и поведения, включая и этап самих соревнований; разработку системы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки; организацию преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у танцоров волевых качеств, уверенности и тактического мышления; создание в процессе подготовки условий и использование приемов для снижения психической напряженности танцора.

Непосредственная психологическая подготовка к соревнованию и в ходе его включает психическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед выступлением; психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно-психологического восстановления; психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления. Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борьбы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к максимальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействия, уменьшающих эмоциональную напряженность танцора. Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий, уменьшение напряженности; психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений — нормализацию психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, выработку уверенности в своих силах; психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями — анализ прошедших выступлений; ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности; организацию условий для нервно-психического восстановления (уменьшение психического утомления, снижение напряженности путем применения разных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушение и т.п.).

Успешность выступления в соревнованиях во многом зависит от умения управлять своим психическим состоянием перед и в ходе соревнования. Психическое состояние, возникающее у танцора перед соревнованиями, обычно подразделяют на четыре основных вида :

1) оптимальное возбуждение — "боевая готовность". Это состояние характеризуется уверенностью танцора в своих силах, спокойствием, стремлением бороться за достижение высоких результатов;

2) перевозбуждение — "предстартовая лихорадка". В этом состоянии танцор испытывает волнение, панику, тревогу за благоприятный исход соревнования;

3) недостаточное возбуждение — "предстартовая апатия". В этом состоянии у наблюдается вялость, сонливость, понижение технико-тактических возможностей и др.;

4) торможение вследствие перевозбуждения. В этом случае наблюдается апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические состояния. Танцор осознает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать планируемый результат, но не может от этого избавиться.

Как правило, состояние боевой готовности способствует достижению высоких результатов, а три других — препятствуют. В связи с этим перед тренером и танцором перед соревнованиями могут стоять четыре главные задачи:

1. Как можно дольше сохранить состояние "боевой готовности".

2. Уменьшить уровень эмоционального возбуждения — если танцор находится в состоянии "предстартовой лихорадки".

3. Увеличить эмоциональный тонус танцора и уровень его активности — если он находится в состоянии "предстартовой апатии".

4. Изменить уровень эмоционального возбуждения — если танцор находится в состоянии торможения вследствие перевозбуждения.

С этой целью используются различные средства, методы и приемы воздействия на психику танцора, соответствующая организация учебно-тренировочного процесса. Для снижения уровня эмоционального возбуждения обычно применяются:

а)      словесные воздействия тренера, способствующие успокоению танцора, снятию состояния неуверенности — разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др. Их рекомендуют проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика спорта показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, эти воздействия не дают положительного эффекта, а иногда приносят вред;

б)      самовоздействия (аутовоздействия) танцора — самоубеждение, самоуспокоение, самовнушение, самоприказы к снижению психической напряженности. Например, широко используются самоприказы типа "успокойся", "возьми себя в руки", "все в порядке", "молодец" и др.

в)      переключение внимания, мыслей на объекты, вызывающие у танцора положительные эмоциональные реакции— чтение юмористической литературы, просмотр кинофильмов, телепередач;

г)       фиксация мыслей и зрительных ощущений на картинах природы, прослушивание через наушники музыкальных произведений;

д)      успокаивающая аутогенная тренировка;

е)       успокаивающий массаж;

ж)      успокаивающая разминка (с преобладанием упражнений, выполняемых плавно, не спеша и т.п.);

з)       специальные зрительные упражнения, направленные на снижение психического напряжения (произвольная регуляция дыхания путем измененияинтервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания).

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящими выступлениями, настройки на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т.д.

Словесные и образные самовоздействия сводятся в этом случае к концентрации мыслей на достижение победы, высокого результата, настройке на максимальное использование своих технико-тактических и физических возможностей, самоприказам типа "отдай все — только выиграй", "мобилизуй все, что можешь" и т.д. Используются также "тонизирующие" движения; произвольная регуляция дыхания с применением кратковременной гипервентиляции; разминка с имитацией усилий, бросков; массаж и самомассаж (разминки, растирания, поколачивания); воздействие холо-довыми раздражителями на локальные участки тела. Из психопрофилактических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная тренировка, активизирующая терапия и внушенный сон-отдых.

Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния танцоров должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными особенностями (проявление силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мы-шечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.). Состояние торможения вследствие перевозбуждения и состояние недостаточного возбуждения при внешнем, зачастую одинаковом, проявлении требуют различных способов регулирования (что не всегда учитывают даже опытные тренеры). Для устранения состояния торможения требуется внимательное и спокойное отношение к танцору, снижающее его возбуждение, малоинтенсивная разминка (лучше уединенная), теплый душ, психорегулирующие воздействия и др.

§ 2. Психологический настрой родителей и танцоров

Определяющим в настрое танцора на турнир является то, как именно он относится к танцу. Если для него самое главное в танце – это возможность победить, скорее всего, он очень сильно будет зависеть психологически от своего результата и с этой зависимостью подходить к каждому своему выступлению.
Пример:
     Успешный танцор, рассчитывая на определенное место в турнире (на финал, например), если он занимается танцем в основном ради результата, выходя на отборочные туры, скорее всего, будет не очень стараться, танцевать в пол-ноги, и тем самым может получить гораздо худший результат, чем мог бы получить, если бы танцевал честно, стараясь, как все. Менее успешный танцор, у которого средний или низкий результат обычно на соревнованиях, наоборот, будет очень сильно волноваться, нервничать, сдерживать себя и в результате его напряжение либо вымотает его и он будет танцевать слабо, либо будет выплескиваться на паркете, нарушая координацию, ритм, схему.
      Если же танцор мотивирован самим танцем, если он любит музыку, сам процесс танцевания, любит просто выкладываться на паркете, просто танцевать, то, если это успешный танцор, он может показать плюс к своей технике хорошую харизму и энергетику, а менее успешный, менее техничный и подготовленный может выглядеть за счет этого аспекта намного более выигрышно, чем даже более подготовленные, но сдержанные конкуренты. Это мы и наблюдаем на крупных турнирах: энергичные ребята с «грязной» техникой проходят в следующий тур, а скромные чистюли остаются за бортом. Нужно отдать должное еще и нашим судьям в том, что энергия для них является более значимым аспектом, чем техника. И так же важно, что действительно, в толпе, где танцует 17 пар в одном заходе, заметны только яркие, энергичные танцоры. Но опять же, ведь судьи на то и судьи, чтобы фильтровать свое человеческое отношение и исходить только из задач, обуславливающих приоритеты танцевального спорта.
Но, пока ситуация такова, заинтересованность танцора в самом танце, в возможности выйти на паркет и сплясать на всю катушку для зрителя, играет более значительную роль для его выигрыша, чем его интерес к технике танца.
        Таким образом, один из самых главных моментов психологического настроя – это ориентир не на сам результат, а на вовлеченность танцора в танец. Такой подход дает множество возможностей для переработки, трансформации предстартового волнения в эффективные действия на паркете, о приемах которой я расскажу дальше.
       Очень важно, как родители ведут себя на турнире, от этого тоже очень сильно зависит психологический настрой танцора на выступление.
Главная роль родителей на турнире – это поддержка, которая должна выражаться только в положительных эмоциях. Как тренеры, если вы хотите добиться слаженной командной работы, вы должны запретить родителям давать танцорам советы на турнире, как танцевать и запретить критиковать их, или их соперников, или тренеров, или организаторов. Если с губ родителей слетает хоть одно слово критики в любую сторону в присутствии танцора, танцор уже отравлен ядом негативного восприятия, что сильно мешает ему сосредоточиться на самом танце. Одним словом, можно вообще запрещать нервным и критичным родителям бывать на турнирах. Задача родителей – говорить только позитивные слова: «какой замечательный зал! какой хороший паркет! как ты хорошо выглядишь! как хороша твоя партнерша! Какие у нее замечательные родители! Какие у вас классные костюмы и прически! Ой, замечательно, что в самбе всего три креста!» И так далее.
        Если родители так не поступают, а сочатся ядом или тревожностью на турнире – пусть отдыхают, пока не научатся этому искусству – психологической поддержке танцоров на турнире. Они должны источать мед, заботиться, ухаживать - и больше ничего. Нельзя так же суетиться – ни в коем случае. Все это тот же час отражается на состоянии танцора. И так же важно, пресекать любые указания родителей к тому, как и что именно должны делать танцоры на паркете. Лучше, если они совсем не знают ни названий танцев, ни композиций, ни особенностей техники исполнения. Потому что чем больше родители закапываются в знание техники, тем больше у них становится претензий к качеству исполнения танца их детьми. И это губительно для танцора.
Разумеется, все это становится возможным, если долго и кропотливо приучать родителей к их роли в танцевальном процессе, а танцоров – любить танец и себя в нем.
Если говорить об этом долгом и постоянном периоде психологической работы над спортсменом, который сопутствует его тренировкам, то в нем есть нехитрые правила, позволяющие проделывать эту работу без особых временных затрат со стороны тренера. Эта работа сводится к тому, что изучение техники строится с использованием приемов, которые базируются на любви к музыке и умению ее слушать, анализировать, находить в ней артистические образы, чувства. Акцент в этой работе ставится на воплощении, реализации в танец тех образных, чувственных моментов, которые танцор находит в музыке. Под словом «чувственный» подразумевается «обусловленный чувствами». Если изучение техники опирается на подчеркивание музыкальных феноменов средствами техники – это так же дает возможность танцору быть более вовлеченным в сам танец, а не в стремление победить любой ценой.
Как психологический феномен, потребность в победе является попыткой компенсировать унижение, испытанное ранее в других ситуациях. Как следствие этого унижения, появляется повышенный самоконтроль, подавляющий всякое спонтанное проявление чувств и действий. При этом грация, сила, артистизм, гибкость восприятия становятся невозможными. Таким образом, любая концентрация тренера на концепции «победи или умри» провоцирует новые унижения танцора, закрепощения тела, попытки сдержать свои натуральные импульсы, и, как следствие – скованность, безынициативность, холодность, инертность танца и «торможение» при восприятии информации. Внимание такого танцора слишком занято контролем над своими чувствами, и тогда на танец ничего не остается.

Таким образом, выявляются аспекты, о которых имеет смысл говорить танцору перед турниром, и о которых говорить бессмысленно. Например, бессмысленно концентрировать внимание танцора на тех аспектах, которые он не натренировал. Бесполезно пытаться заставить его прыгнуть выше головы в технических аспектах или требовать, чтобы он сделал лучше какую-то фигуру, чем на тренировке, или заниматься его осанкой на тренировке. Тренироваться нужно в своем зале, а на паркете нужно уже просто танцевать – эмоционально, сильно, зажигательно. И здесь поможет внимание к его чувствам, помощь в том, чтобы перевести предстартовый «мандраж» в энергетику. Бывает, после захода танцоры подходят и спрашивают: ну как? В этот момент неполезно вестись на их любопытство, и рассказывать им, с чем они справились, а с чем нет – этим можно заняться на следующей тренировке. Но, учитывая, что им предстоит еще несколько выходов, важно говорить только то, что будет поддерживать их тонус – подчеркнуть, что удалось, поддержать боевой дух какими-то эмоциональными поддерживающими фразами, типа: «не расслабляйтесь, главное еще впереди, сделайте это на всю катушку, покажите соперникам, как нужно танцевать!». По окончании турнира так же не имеет смысла корить или ругать танцоров, поскольку это то последнее впечатление, которое они унесут с турнира и которое будет влиять на их настрой на следующем турнире. Анализ выступления лучше делать на холодную голову на следующий день или на следующей тренировке. И в этом анализе важно соблюсти баланс замечаний и похвал. Если чего-то одного больше, это принесет свой отрицательный эффект – неадекватную в ту или иную сторону самооценку танцоров. Все замечания должны высказываться ровным спокойным голосом, без эмоциональной нагрузки. Чем более эмоциональный тренер, тем менее эмоциональный танцор – закон равновесия системы.

§ 3. Физиологические аспекты «мандража»

Существует заблуждение, что танцоров нужно успокаивать перед турниром. Природа «мандража» заключена в природе человеческой психофизиологии. Волнение и напряжение перед выходом на площадку возникают как реакция на стрессовую ситуацию и представляют собой мобилизацию огромного количества энергии, требующей выхода. Если рассматривать, как это устроено в природе, то можно увидеть, что ситуация опасности (а турнир является ситуацией опасности – можно проиграть и потерять имидж, это опасность повреждения образа себя, что является для современного человека не менее серьезной травмой, чем физическая) мобилизует в живом существе все ресурсы для бегства или отражения нападения. Таким образом, предстартовые волнения – это накопление энергии, которая должна быть выплеснута в турнирной борьбе. Отсюда понятно, что как раз в этой ситуации эта энергия крайне необходима для того, чтобы выиграть.
Однако очень многие танцоры и тренеры ведут себя нерационально с этой энергией, в результате чего не только не используют ее по назначению, но и создают дополнительные психофизиологические трудности.
Самый просто способ направить мобилизованную энергию не в то русло – это пытаться успокоить волнующегося танцора. Вы когда-нибудь видели, чтобы успокаивали рвущегося в бой боксера? Или футболиста? И дело вовсе не в культуре данных видов спорта, а в многолетней практике эффективного использования ресурсов спортсмена.
       Проблемы с координацией, расфокусировкой внимания на площадке и прочие трудности, вызванные предстартовым волнением, возникают как раз тогда, когда танцор пытается удержать себя равнодушным и спокойным. Рвущаяся наружу энергия насильно тормозится и удерживается, и это удержание отвлекает на себя огромную долю сил и внимания. Кроме того, длительное и привычное сдерживание провоцирует неконтролируемые взрывы энергии вовремя танца – и тогда танцор танцует что-то «не по композиции», дергает свою партнершу (или партнера), сбивается с музыки, теряет равновесие.
Что можно делать для того, чтобы направить мобилизованную энергию в «то русло»?
       В первую очередь, важно выражать ее телесно еще до выхода на площадку – тогда можно сбросить лишнее напряжение – двигаться, прыгать, махать руками или сжимать кулаки, может быть, покричать – для этого здорово можно использовать ситуацию, когда кроме вашей категории танцуют другие, и можно сделать вид, что болеешь за кого-то из танцоров.
       Самым подходящим действием для сброса лишнего напряжения может стать то, которое само просится наружу – понаблюдайте за телом. Возможно, появляется какой-то намек на гримасу – усильте ее, попробуйте понять, что за эмоцию она выражает, что хочется делать в связи с этой эмоцией. Возможно, вы вдруг заметите злобу – позлитесь вволю на соперников, попробуйте «заводить» себя, как это делают боксеры. А может это будет страх – сожмитесь в комок крепко-накрепко, обхватив себя руками, и покричите, выражая страх. Даже плакат полезно. Выраженная через тело эмоция всегда снижает напряжение и дает свободу действиям и легкость мыслям. Важно только предостережение: данные эмоции не должны быть «всерьез», к ним нужно относиться как к упражнению, а не как к реальной злости на соперников, например, или к реальному страху. Автором чувств и эмоциональных состояний на самом деле является сам человек, их испытывающий, а не внешние факторы, на которые он только лишь привычно реагирует в соответствии с тем, как он научен реагировать.
       Кроме перечисленного, проблемы с выступлением на турнирах связаны с так называемым «образом себя» - как его не потерять, приобрести, удержать. И если есть такие установки (не потерять, приобрести, удержать), тогда вместо занятости танцем на поверхность выходит занятость имиджем. А это, как правило, создает «мандраж» и неуверенность.
       Еще одним способом очень хорошей профилактики для ситуаций неконтролируемого выброса энергии является регулярная практика эмоционально заряженных упражнений на тренировках. Если сильно пугать танцоров разнообразными пугалками (например, «я тебя накажу, я тебя любить не буду» и т.д.), когда танцоры не выполняют тренировочные требования, или когда выступают с низким результатом, то тогда легко развить в детях повышенную тревожность. Тренер же, любящий своих танцоров независимо от результата, дает им возможность чувствовать себя увереннее на турнирах. Можно не поддерживать феномены небрежного отношения к тренировкам и прямо об этом говорить, но самого танцора поддерживать необходимо. Здесь я обращаю внимание на то, что сам танцор и его подход к танцам – это разные категории, как вода и ребенок в тазу. Выплескивая его неэффективное поведение, не выплескивайте его самого. 
         Не нужно заставлять танцоров танцевать. Если они не хотят добиваться результатов – вы ничего не сделаете с ними. Если же хотят – поищите более креативный способ подогреть их мотивацию, чем угрозы и оскорбления.

1 2