">
Психология Общая и социальная психология
Информация о работе

Тема: Возврастная психология

Описание: Пподготовка к семинарским занятиям. Перемещение порядка. Возрастная психология, её становление в XIX-XXI веках, задачи и актуальные проблемы современной науки. Исследовательские стратегии и методы психологии развития. Концепции развития личности в отечественной психологии.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Общая и социальная психология.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 14
Поднять уникальность

Похожие работы:

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

по дисциплине: «Возрастной психологии»

Научный руководитель:

канд..психолог.наук, доцент

Веденеева Ирина Геннадиевна

I. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

1.Каждый студент в тетради для «Семинарский занятий» дает письменный тезисный ответ на каждый пункт плана каждого семинарского занятия, не зависимо от того, какую тему он готовит для представления с подгруппой.

2.Староста распределяет темы занятий между всеми студентами группы (для представления их подгруппами - расширенный вариант ответа на каждый вопрос плана по теме. Каждый вопрос плана могут раскрывать несколько человек от группы). Окончательный вариант закрепления подгрупп студентов за каждой темой староста представляет преподавателю по дисциплине (№ семестра, № темы семинарского занятия, Ф.И.О. студентов ответственных за подготовку и проведение конкретного семинарского занятия).

3.Таким образом, каждый студент, работая в подгруппе, очень подробно представляет однутему за семестр, остальные темы - тезисно.

 4.Расчет времени на представление темы, ее раскрытие (выступления с презентацией и др.) - 1 пара (1час 20мин.).  Семинарские занятия проводятся от одной до трех тем каждую неделю (в зависимости от расписания или дополнительных занятий).

Перемещение порядка тем не допускается!

 5.Структура построения представления темы:

5.1.Введение. Актуальность темы; характеристика степени изученности проблемы в научной литературе и в периодических научных журналах - с указанием исследователей, внесших наибольший вклад в разработку проблемы).

5.2.Основная часть (выступления по пунктам плана; ответы на вопросы и др.).

5.3. Заключение (общие выводы по теме в целом; наиболее значимые деловые предложения и условия их реализации; какие вопросы в рамках раскрываемой проблемы нуждаются в дальнейшем изучении и почему; научный прогноз в отношении развития исследуемого вопроса).

5.4. Список использованной литературы (не менее 10 источников; книги - не старше 5 лет, журналы - не старше 3 лет; оформление литературы (библиографии) строго по требованиям - см. в «Советах по выполнению ВКР, дипломных, курсовых»). Ссылки на использованную литературу в тексте обязательны! (оформление ссылок в тексте работы см. в «Советах по выполнению ВКР, дипломных, курсовых»).

 

Материал лекций при подготовке не используетсяРабота каждой подгруппы оформляется по тем же требованиям, что и курсовая работа (см. в «Советах по выполнению ВКР, дипломных, курсовых»), образец титульного листа взять у научного руководителя, образец оглавления - как для курсовой работы; и сдается после представления на семинарском занятии окончательно оформленная (в папке с файлами и на диске, на котором подробный материал семинара и презентация к нему) научному руководителю (преподавателю по данной дисциплине), который сдает её на кафедру ВУЗа.

 

Тематика семинарских занятий

по «Возрастной психологии»

Составитель:

кандидат психологических наук, доцент

Веденеева Ирина Геннадиевна

 

Семинарское занятие № 1: Предмет возрастной психологии, её становление в XIX-XXI веках, задачи и актуальные проблемы современной науки 

Вопросы для подготовки:

1. Предмет возрастной психологии.

2. Формирование предмета возрастной психологии и психологии развития в ХIX-XX веках.

3. Актуальные проблемы современной возрастной психологии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличается предмет возрастной психологии от предмета общей психологии?

2. В чём своеобразие методов психологии развития?

3. Что явилось причиной выделения психологии развития в самостоя-тельную область психологического знания?

4. Какие методы объективного исследования процесса развития психики были разработаны в начале ХХ века?

5. В чём основные достоинства педологии, обеспечившие её широкое распространение в начале ХХ столетия?

6. В чём заключается психическое развитие с точки зрения бихевиориз-ма, гештальтпсихологии, психоанализа, гуманистической психологии?

7. Каковы основные положения психологии развития в отечественной науке?

Практические задания:

1. Изучение и реферирование статьи Е.Ф. Рыбалко «Актуальные проблемы возрастной психологии» [5].

Литература:

1 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 1.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

4. Психология развития: Учеб. для студентов психол. и пед. вузов. / Под ред. Г.Д. Марцинковской. – М., 2001.

5. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001.

 

Семинарское занятие № 2: Методология возрастной психологии: принципы, категории, методологические положения

Вопросы для подготовки:

1. Принципы системности, развития и детерминизма в возрастной психологии.

2. Категориальная система в психологии развития и возрастной психоло-гии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные принципы и категории психологии развития?

2. Какие виды детерминизма выделяют в психологии?

3. Каковы две основные формы развития психики? 

4. Какие стороны развития психики можно выделить?

5. Какие трансформации претерпела категория образа в психологии раз-вития?

6. Как развивается деятельность в онтогенезе?

7. В чём роль общения в развитии психики?

8. Какие подходы к исследованию личности существуют в психологии развития?

9. В чём роль переживаний в процессе становления психики?

10. Каким образом изменяются мотивы и потребности в онтогенезе?

Практические задания:

1. Изучение и реферирование статьи Б.Г. Ананьева «О системе возрастной психологии» [5].

Литература:

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 2.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

4. Психология развития: Учеб. для студентов психол. и пед. вузов. / Под ред. Г.Д. Марцинковской. – М., 2001.

5. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001.

Семинарское занятие № 3: Исследовательские стратегии и методы психологии развития

Вопросы для подготовки:

1. Стратегии исследования в психологии развития.

2. Принципы и методы исследования в возрастной психологии и психо-логии развития.

3. Специфика применения эмпирических методов в психологии развития (наблюдение, беседа, эксперимент).

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие исследовательские стратегии существуют в психологии?

2. Перечислите общие принципы исследования психического развития ребёнка.

3. Каковы основные особенности, достоинства и недостатки методов бе-седы, наблюдения, эксперимента.

4. Какие существуют виды эксперимента?

5. Объясните понятия стратегий, методов и методик исследования.

Практические задания:

1. Приведите конкретные примеры использования различных стратегий и методов в исследовании ребёнка.

2. Применить метод беседы в разговоре с родителями дошкольника с це-лью определения его готовности к школе.

3. Провести социометрическое исследование в группе дошкольников.

4. Изучение и реферирование статьи П.Ф. Каптерева «О наблюдениях над детьми» [8].

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.

4. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студ. пединститутов. – М., 1985.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 1994.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

7. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Н.И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2003.

8. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001.

9. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М., 2004.

Семинарское занятие № 4: Проблема детерминант психического развития; источники, условия и движущие силы развития, законы и закономерности

Вопросы для подготовки:

1. Специфика психологии развития ребёнка по сравнению с развитием животных.

2. Проблема среды и наследственности в развитии человека.

3. Законы и закономерности развития ребёнка в разных психологических направлениях.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково содержание концепции рекапитуляции, бихевиоризма, теории трёх ступеней детского развития, концепции конвергенции двух факторов.

2. В чём роль наследственности в развитии человека?

3. Какова роль среды в развитии человека?

4. Перечислите особенности развития ребёнка по сравнению с развитием животных.

5. Какие закономерности детского развития выделил Л.С. Выготский?

Практические задания:

1. Изучение и реферирование статей А. Валлона, Л.С. Выготского, Р. Заззо [5].

2. Построение таблицы по источникам, условиям, движущим силам и факторам развития по различным психологическим школам (зарубежной и оте-чественной). 

3. Изучение умственного развития дошкольников в ДОУ с типичной и обогащённой развивающей средой.

4. Исследование различных аспектов психического развития (умственно-го, эмоционального, социального) в благополучных и неблагоподучных семьях.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 3.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

5. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001.

6. Психология развития: Учеб. для студентов психол. и пед. вузов. / Под ред. Г.Д. Марцинковской. – М., 2001.

Семинарское занятие № 5: Проблема периодизации психического развития

Вопросы для подготовки:

1. Понятие и структура психического возраста.

2. Проблема критериев психического развития.

3. Критерии психологии возраста в зарубежной и отечественной психо-логии развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

4. Литические и критические периоды психологии развития.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие структурные компоненты включает понятие «возраст»?

2. Какие факторы являются основой психологических периодизаций?

3. Как различаются возрастные и функциональные периодизации?

4. Общее и различие литических и критических периодов развития?

Практические задания:

1. Изучение и реферирование статьи Л.С. Выготского «Актуальные во-просы возрастной психологии» [1].

2. Изучение и реферирование статьи Д.Б. Эльконина «К проблеме перио-дизации психического развития в детском возрасте» [8].

3.Опишите, как проявляются возрастные кризисы в ситуациях со взрос-лыми, сверстниками и самим собой в раннем, дошкольном, младшем школьном детстве, а также в подростковом возрасте и ранней юности.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 4.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 1994.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000. 

6. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Н.И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2003.

7. Психология развития: Учеб. для студентов психол. и пед. вузов. / Под ред. Г.Д. Марцинковской. – М., 2001.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М., 2004.

Семинарское занятие № 6: Основные концепции развития личности в зарубежной психологии

Вопросы для подготовки:

1. Теория психодинамического развития личности З. Фрейда.

2. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона.

3. Периодизация интеллектуального развития ребёнка по Ж. Пиаже.

4. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные стадии и их значение выделяет З. Фрейд в развитии ребёнка?

2. Перечислите основные задачи развития по Э. Эриксону.

3. Каковы основные понятия интеллектуального развития в теории Ж. Пиаже?

4. Какие периоды, подпериоды и стадии развития выделяет Ж. Пиаже, в чём их специфика?

5. Какие уровни и стадии морального сознания описаны Л. Колбергом?

6. Выделите значение для психологии развития теорий личности З. Фрей-да, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, Л. Колберга.

Практические задания:

1. Подготовка групповой дискуссии, используя статью Шапоревой А.А., Выдриной К.А. «Аналитический обзор концепций психического развития челове-ка с учётом современной культурно-исторической ситуации». // Журнал приклад-ной психологии, № 4-5, 2003.

2. Подготовить качественную характеристику каждого возрастного пе-риода по представлениям З. Фрейда, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, Л. Колберга.

Литература:

1. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

4. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001.

5. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

Семинарское занятие № 7: Основные концепции развития личности в отечественной психологии

Вопросы для подготовки:

1. Л.С. Выготский о стадиальности психического развития.

2. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину.

3. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как рассматривает отечественная школа психологии развития сле-дующие понятия: ход развития, условия, источник, форма развития, специфика развития и движущая сила развития?

2. Какие ключевые понятия и содержание культурно-исторической тео-рии развития психики Л.С. Выготского?

3. В чём заключается проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского?

4. Какие периоды и стадии детского развития рассматривает Д.Б. Элько-нин?

5. Какие периоды развития личности выделяет А.В. Петровский?

Практические задания:

1. Выделить общее и различие в периодизациях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского.

2. Охарактеризуйте ведущие виды деятельности и формирующие в них новообразования в соответствии с периодизацией Д.Б. Эльконина во все возрас-тные периоды с раннего детства до ранней юности.

3. Выявите зону актуального и ближайшего развития в каждый период с раннего детства до ранней юности.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 4.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 1994.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

6. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001.

7. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М., 2004.

Семинарское занятие № 8: Психологические особенности ребёнка первого года жизни 

Вопросы для подготовки:

1. Характеристика кризиса новорождённости.

2. Структура и динамика младенческого возраста.

3. Социальная ситуация развития младенца.

4. Характеристика основных этапов речевого развития младенца.

5. Познавательное, психомоторное и эмоциональное развитие младенца.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём проявляется кризис новорождённости?

2. В чём своеобразие этапа новорождённости в развитии младенца и каковы границы этого периода?

3. Какие новообразования характеризуют младенческий период развития?

4. Какие условия речевого развития можно выделить у ребёнка первого года жизни?

5. Какова роль взрослого в развитии ребёнка младенческого возраста?

Практические задания:

1. Составить программу наблюдения за проявлением кризиса 1-го года.

2. Разработать принципы и условия развивающей среды для ребёнка младенческого возраста.

3. Приведите примеры опережающего развития ориентировки в форми-ровании поведения ребёнка.

4. Построение таблицы возрастного развития ребёнка младенческого возраста по критериям: социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность, ведущий психический процесс, краткая характеристика возрастных изменений в познавательном, эмоциональном, ценностном и социальном развитии.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 4.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

6. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студ. пединститутов. – М., 1985.

7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 1994.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

9. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.

10. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М., 2004.

Семинарское занятие № 9: Психология раннего возраста

Вопросы для подготовки:

1. Формирование предметной и игровой деятельности в раннем возрасте.

2. Речевое развитие детей раннего возраста.

3. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность как ос-новные психологические достижения раннего возраста.

4. Развитие восприятия, памяти и мышления у ребёнка раннего возраста.

5. Истоки развития личности в раннем возрасте.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким образом восприятие влияет на развитие мышления в раннем возрасте?

2. Какие виды деятельности являются наиболее значимыми для развития восприятия и мышления в первые годы жизни и почему?

3. Перечислите виды и условия развития предметных действий в раннем возрасте.

4. Какие основные закономерности речевого развития можно выделить в раннем детстве?

5. Какие основные личностные особенности характеризуют ребёнка ран-него возраста?

6. Как развивается самооценка детей в раннем возрасте?

Практические задания:

1. Характеристика и подбор развивающих игр для детей раннего возрас-та.

2. Описать проявления кризиса 3-х лет с рекомендациями родителям по их учёту.

3. Дайте характеристику развития ребёнка раннего возраста, воспиты-вающегося в условиях дефицита общения.

4. Построение таблицы возрастного развития ребёнка раннего возраста по критериям: социальная ситуация развития, новообразования, ведущая дея-тельность, ведущий психический процесс, краткая характеристика возрастных изменений в познавательном, эмоциональном, ценностном и социальном разви-тии.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 4.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

4. . Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.

5. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студ. пединститутов. – М., 1985.

6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 1994.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

8. Психология развития: Учеб. для студентов психол. и пед. вузов. / Под ред. Г.Д. Марцинковской. – М., 2001.

9. Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб., 2001.

10. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.

11. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М., 2004.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М., 1999.

Тема 10. Психологическая характеристика дошкольного возраста

Вопросы для подготовки:

1. Характеристика игровой деятельности и её развитие на протяжении дошкольного возраста.  

2. Развитие мотивов поведения в дошкольном возрасте.

3. Формирование самосознания в дошкольном возрасте.

4. Развитие эмоциональной сферы дошкольника.

5. Интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким образом восприятие влияет на развитие мышления в дошколь-ном возрасте?

2. Какие закономерности развития мышления детей были описаны Ж.Пиаже?

3. В чём проявляется эгоцентризм детей?

4. Какие закономерности развития познавательных процессов выявлены у ребёнка дошкольника?

5. В чём заключаются особенности эмоциональной сферы дошкольника?

6. Определите значение игровой деятельности для развития ребёнка дошкольного возраста.

7. Перечислите ведущие мотивы поведения дошкольника.

8. Как изменяется игровое поведение детей на протяжении дошкольного детства?

9. Как развивается самооценка детей в дошкольном возрасте?

10. Каким образом, по мнению Выготского, развивается волевая регуля-ция познания и поведения в дошкольном возрасте?

Практические задания:

1. Собрать детские рисунки и проследить динамику личностного разви-тия в дошкольном возрасте.

2. Характеристика и подбор развивающих игр для детей дошкольного возраста, их классификация и содержание.

3. Рассмотреть формы развития общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте, привести примеры.

4. Построение таблицы возрастного развития ребёнка дошкольного воз-раста по критериям: социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность, ведущий психический процесс, краткая характеристика возрас-тных изменений в познавательном, эмоциональном, ценностном и социальном развитии.

Литература:

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хво-стов. – М., 2001.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 2.

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т.1

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

7. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М., 1979.  

8. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студ. пединститутов. – М., 1985.

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 1994.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

11. Психология развития: Учеб. для студентов психол. и пед. вузов. / Под ред. Г.Д. Марцинковской. – М., 2001.

12. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников. // Вопросы психологии; 2004 № 1.

13. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.

14. Смирнова Е.О., Калягина Е.В. Отношение популярных и непопуляр-ных дошкольников к сверстникам. // Вопросы психологии, 1998 № 3.

15. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М., 1995.

16. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М., 2004.

17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М., 1999.

Семинарское занятие № 11: Психологические вопросы готовности ребёнка к обучению в школе

Вопросы для подготовки:

1. Характеристика различных подходов к пониманию сущности психоло-гической готовности к обучению.

2. Характеристика интеллектуальной готовности ребёнка к обучению.

3. Личностная готовность к школе: содержание и способы её развития.

4. Понятие социальной готовности к обучению.

5. Проявления волевой готовности к обучению.

6. Научные основания разработки программ диагностики готовности к обучению.

Вопросы для самоконтроля:

1.Каковы составляющие психологической готовности ребёнка к обуче-нию в школе?

2. Какие существуют виды готовности к школе, в чём заключается их со-держание?

3. Какие разработаны программы диагностики готовности к обучению?

4. Как проявляется неготовность к школе по каждому из параметров?

5. В чём специфика педагогической и психологической готовности к школьному обучению?

Практические задания:

1. Подобрать и проанализировать диагностические методики по опреде-лению психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.   

2. Разработать программу и описать процедуру диагностики психологи-ческой готовности к школе (обоснование, план исследования, критерии оценки по методикам, общие выводы, список литературы, приложение).

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хво-стов. – М., 2001.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 4.

4. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и кор-рекция его неблагоприятных вариантов. – М., 1992.

5. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.

7. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологи-ческой готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 1993.

8. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психологического обследова-ния детей в медико-педагогических комиссиях. – М., 1985.

9. Иванова А.Я. Обучаемость как принципы оценки умственного разви-тия детей. – М., 1976.

10. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психиче-ского развития. – Прага, 1978.

11. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов и ди-агностики. // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. – М., 1975.

12. Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школь-ному обучению. // Диагностическая и коррекционная работа школьного психоло-га. – М., 1987.

13. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок: психологическая готовность к школе. – М., 1986.

14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обуче-нию в школе. – М., 1991.

15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2002.

16. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.

17. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1998.

18. Практическая психология образования: Учеб. для студ. высш. и ср. спец. учеб. заведений. / Под ред И.В. Дубровиной. – М., 1998.

19. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.

20. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новго-род, 1994.

21. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М., 2004.   

Семинарское занятие № 12: Психическое развитие и формирование личности младшего школьника 

Вопросы для подготовки:

1. Описать проявления кризиса 7 лет.

2. Специфика социальной ситуации развития младшего школьника.

3. Характеристика учебной деятельности как ведущей в младшем школь-ном возрасте.

4. Характеристика основных новообразований младшего школьного воз-раста (теоретический анализ, внутренний план действия, рефлексия), особенно-сти их формирования в учебной деятельности.

5. Особенности развития внимания, памяти, мышления, воображения в младшем школьном возрасте.

6. Основные направления развития интеллекта в младшем школьном воз-расте

7. Психологические проблемы неуспеваемости младших школьников.

8. Работа с одарёнными детьми в младшем школьном возрасте.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы потенциальные возможности развития в период младшего школьного возраста?

2. В чём состоит психологический смысл кризиса 7 лет?

3. Как изменяется познавательная мотивация в младшем школьном воз-расте?

4. Как влияет стиль общения учителя на психическое состояние перво-классника?

5. Какова роль сверстника в психическом развитии младшего школьни-ка?

6. В чём состоит специфика учебной деятельности?

7. Какие можно выделить условия становления учебной деятельности в младшем школьном возрасте?

8. Что такое индивидуальные особенности ребёнка и как они влияют на развитие его личности?

9. Какие группы причин вызывают неуспеваемость в младшем школьном возрасте?

10. В чём заключаются возможности и ограничения мыслительной дея-тельности младших школьников?

11. Каким детям может быть трудно учиться в школе и почему?

Практические задания:

1. Определить условия и факторы развития мотивации достижения успе-ха у младших школьников.

2. Подобрать и проанализировать методики диагностики интеллектуаль-ного и личностного развития младших школьников.

3.Выделить варианты решения проблемы социально-психологической адаптации младших школьников в начале школьного обучения и её решение.

4. Построение таблицы возрастного развития ребёнка младшего школь-ного возраста по критериям: социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность, ведущий психический процесс, краткая характеристика   возрастных изменений в познавательном, эмоциональном, ценностном и соци-альном развитии.

Литература:

1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2001.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 1998.

5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 4.

6. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дуб-ровиной. – М., 2003.

7. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.

10. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1983.

11. Мир детства. Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М., 1988.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

13. Одарённые дети. / Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М., 1991.

14. Орлова Л.В. Интеллектуально пассивные учащиеся. // Вопросы пси-хологии. – 1991. № 6.

15. Практическая психология образования: Учеб. для студ. высш. и ср. спец. учеб. заведений. / Под ред И.В. Дубровиной. – М., 1998.

16. Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В.В. Давыдо-ва. – М., 1990.

17. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. / Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.

18. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М., 2004.

Семинарское занятие № 13: Психологические особенности развития в подростковом возрасте

1. Особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте.

2. Характеристика общения со сверстниками как ведущей деятельности подросткового периода.

3. Характеристика основных новообразований подросткового возраста.     

4. Причины возникновения и содержание психологического кризиса у подростков.

5. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте.

6. Комплексная характеристика подросткового возраста в трудах зару-бежных и отечественных психологов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие изменения происходят в отношении к взрослым и сверстникам в подростковом возрасте?

2. Какова роль подросткового возраста в формировании личностной и социальной идентичности?

3. В чём состоит психологическое содержание чувства взрослости?

4. Как изменяется самосознание и самооценка в подростковом периоде?

5. Какие существуют психологические теории подросткового возраста?

6. Как осуществляется переход к взрослому статусу в подростковом воз-расте?

7. Какие новообразования характерны для подросткового возраста?

Практические задания:

1.Охарактеризовать причины затруднённой адаптации к обучению в средней школе, пути её преодоления.

2.Выделить основные проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте.

3: Описать и проанализировать условия возникновения и внешние при-знаки подростковых объединений.

4. Построение таблицы возрастного развития подростка по критериям: социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность, веду-щий психический процесс, краткая характеристика возрастных изменений в по-знавательном, эмоциональном, ценностном и социальном развитии.

Литература:

1. Байерд Р.Т., Байерд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.

3. Боцманова М.Э., Тригер Р.Д. Изучение психологии подростка в лабо-ратории Д.Б. Эльконина. // Вопросы психологии, 2004 №1.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хво-стов. – М., 2001.

5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 4.

6. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. // Во-просы психологии. – 1972. № 2. С.25-38.

7. Кле М. Психология подростка. – М., 1991.

8. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

11. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни – М., 1990.  

12. Практическая психология образования: Учеб. для студ. высш. и ср. спец. учеб. заведений. / Под ред И.В. Дубровиной. – М., 1998.

13. Психология современного подростка. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.

14. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психоло-гическая проблема. // Вопросы психологии, 2001 №5.

15. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.

Семинарское занятие № 14: Психология юношеского возраста

Вопросы для подготовки:

1. Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отече-ственной и зарубежной психологии.

2. Характеристика основных новообразований юношеского возраста.

3. Проблема личностного и профессионального самоопределения.

4. Когнитивное развитие в юношеском возрасте.

5. Становление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в юно-шеском возрасте.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как изменяется временная перспектива в юности?

2. Как изменяются самосознание и самооценка в юношеском периоде?

3. Как протекает процесс развития в ранней юности?

4. Каким образом юноши решают проблему самоопределения?

5. Какова роль рефлексии в юношеском возрасте?

Практические задания:

1.Выделите трудности и отклонения в развитии в ранней юности.

2. Социально-психологические проблемы формирования мировоззрения у современных старшеклассников.

3. Построение таблицы возрастного развития юноши по критериям: со-циальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность, ведущий психический процесс, краткая характеристика возрастных изменений в познава-тельном, эмоциональном, ценностном и социальном развитии.

4. Составление психологического портрета старшего школьника, пере-живающего кризис юности, связанный с обретением идентичности (по Э. Эрик-сону).

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Избран-ные психологические труды. – М., 1995.

3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хво-стов. – М., 2001.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

5. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.  

7. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как остроение образов возможного будущего. // Вопросы психологии, 2001 №1.

8. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. – М., 1995.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.

10. Психология развития: Учеб. для студентов психол. и пед. вузов. / Под ред. Г.Д. Марцинковской. – М., 2001.

11. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы ста-новления личности. – М., 1994.

12. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999.

13. Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И.В. Дуброви-ной. – М., 1989.

14. Цылёв В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера. // Во-просы психологии, 2001 №5.

15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

Семинарское занятие № 15: Психология зрелого возраста

Вопросы для подготовки:

1. Социальное значение периода зрелости.

2. Характеристика периодов и задач развития в зрелом возрасте.

3. Особенности познавательного развития взрослого человека.

4. Причины возникновения, содержание и проявления кризисов развития в зрелом возрасте.

5. Изменения в развитии личности в зависимости от социальных условий и достижений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что характеризует период психологической зрелости?

2. Каково содержание и значение кризисов, возникающих в течение пе-риода зрелости?

3. На какие периоды разделяют зрелость и каковы специфические осо-бенности каждого периода?

4. Какое значение периода зрелости в жизни человека?

5. Какова специфика потребностей человека в зрелом возрасте?

6. Каковы возможности личностного развития человека и его особенно-сти в зрелом периоде жизни?

7. Какова роль семьи в жизни зрелого человека?

8. Как можно охарактеризовать социальную ситуацию развития зрелого человека?

Практические задания:

1. Рассмотреть родительство и его роль в развитии взрослых.

2. Закономерности и условия профессионального развития в зрелом воз-расте.

3. Построение таблицы возрастного развития человека зрелого возраста по критериям: социальная ситуация развития, новообразования, ведущая дея-тельность, ведущий психический процесс, краткая характеристика возрастных   изменений в познавательном, эмоциональном, ценностном и социальном разви-тии.

Литература:

1.Абабков В.А., Кайдановская Е.В., Перре М., Шёби Д. Семейная жизнь и профессиональная деятельность (на материале исследования полных семей с детьми дошкольного возраста). // Вопросы психологии, 2004, № 6.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека. – М., 1977.

4. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие. – М., 1999.

5. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.

7. Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.

8. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости. // Вопросы психологии, 1998, № 2.

9. Подгорецкая Н.А. Изучение приёмов логического мышления взрослых. – М., 1980.

10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000.

11. Психология развития: Учеб. для студентов психол. и пед. вузов. / Под ред. Г.Д. Марцинковской. – М., 2001.

12. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – Л., 1990.

13. Хухлаева О.В. Психология развития: Молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2002.

Семинарское занятие № 16: Психология преклонного возраста

Вопросы для подготовки:

1. Биологические и социальные критерии и факторы старения.

2. Когнитивные изменения в преклонном возрасте.

3. Задачи развития в преклонном возрасте.

4. Компенсаторные механизмы в период старения.

Вопросы для самоконтроля:

1. С чем связаны психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения?

2. В чём заключается роль механизмов компенсации и адаптации к воз-растным изменениям?

3. Как происходит изменение когнитивных функций при старении?

4. Каковы условия поддержания высокого качества жизни в позднем воз-расте?

5. Каковы критерии социально-психологической адаптации в позднем возрасте?

6. С чем связана социальная ситуация развития пожилых людей?

7. Как проходит социализация в пожилом возрасте?

8. В чём заключается связь возрастных изменений личности в пожилом возрасте с самовосприятием и восприятием своей ситуации?

9. Каковы возможности личностного развития человека в позднем перио-де жизни?

Практические задания:

1. Сопоставить различные теории и объяснения процесса старения.

2. Выделить факторы долголетия.

3. Построение таблицы возрастного развития человека преклонного воз-раста по критериям: социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность, ведущий психический процесс, краткая характеристика возрас-тных изменений в познавательном, эмоциональном, ценностном и социальном развитии.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.

2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической герон-тологии. – Л., 1974.

3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие. – М., 1999.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.

6. Основы геронтологии. / Под ред. А.Бинэ, Ф.Бурльера: Пер. с фр. – М., 1960.

7. Психология развития: Учеб. для студентов психол. и пед. вузов. / Под ред. Г.Д. Марцинковской. – М., 2001.

8. Фельдштейн Д.О. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. тр. – М., 2004.

9. Хухлаева О.В. Психология развития: Молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2002.

Семинарское занятие № 17: Психология возрастных кризисов

Вопросы для подготовки:

1. Определение возраста в культурно-исторической теории.

2. Определение возраста в теории деятельности.

3. Основные положения концепции возрастных кризисов в отечественной психологии.

4. Проблема перехода в западных исследованиях.

5. Структура возрастного кризиса.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём суть расхождения в понимании возрастных кризисов в культур-но-исторической теории и теории деятельности?

2. Дайте характеристику кризисам детства.

3. Что общего между возрастными новообразованиями?

4. В чём содержание возрастного кризиса?

5. Охарактеризуйте последовательность возникновения возрастных ново-образований.   

6. Охарактеризуйте механизм субъективации возрастного новообразова-ния.

7. В чём специфика социальной ситуации развития в критический пери-од?

8. Определите структуру возрастного кризиса и дайте характеристику этапов кризиса.

9. Укажите на сходство и различие симптомов кризиса одного года и трёх лет.

Практические задания:

1. Выявить общее и специфику возрастных кризисов детства, отрочества и взрослости.

2. Дать общий анализ возрастных новообразований.

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста. // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. – Т.4.

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие. – М., 1999.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жиз-ненный цикл развития человека. – М., 2002.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000.

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000

7. Психология развития: Учеб. для студентов психол. и пед. вузов. / Под ред. Г.Д. Марцинковской. – М., 2001.

1