">
Психология Общая и социальная психология
Информация о работе

Тема: Рабочая программа дисциплины «Общая психология»

Описание: Общекультурные компетенции. Виды и объем учебной работы, в часах. График изучения дисциплины. Психология как наука и как практическая деятельность. История развития психологических знаний. Личность, ее структура и проявления. Общение и речевая деятельность .
Предмет: Психология.
Дисциплина: Общая и социальная психология.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 08.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 101
Поднять уникальность

Похожие работы:

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

профилизации «Арт-дизайн»;

«Дизайн интерьера»;

«Дизайн и компьютерная графика»;

«Дизайн имиджа и стиля»;

«Дизайн костюма»;

«Искусствоведение»

Екатеринбург

РГППУ

2011

Рабочая программа дисциплины «Общая психология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 40 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Авторы: Канд. пед. наук, доцент М.М. Дудина   Канд. психол. наук, доцент Т.Б Сергеева.   Доцент С.Л. Семенова              Рецензент: Канд. психол. наук, доцент, доцент УрГПУ А.А. Печеркина  

Одобрена на заседании кафедры теоретической и экспериментальной психологии. Протокол от 16 июня 2011 г. № 12.

Заведующая кафедрой теоретической и экспериментальной психологии  М.М Дудина.  

Рекомендована к печати методической комиссией Выберите название института РГППУ. Протокол от 22 июня 2011 г. №10.

Председатель методической комиссии ИПс  С.С. Котова      СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ  С. В. Пеннер      И.о. директора ИПс  И.И. Хасанова  

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011 © Дудина М.М., Сергеева Т.Б., Семенова С.Л., 2011   ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Важной составляющей образования студентов профессионально-педагогических специальностей является психологическая подготовка. Она состоит из нескольких самостоятельных дисциплин, одной из которых является общая психология. Получение знаний в области психологических дисциплин позволит выпускнику осмысленно и квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность.

Цель изучения данного курса – формирование у будущих педагогов профессионального обучения общей и психологической культуры, общих и профессиональных компетенций основывающихся на теоретических и практических психологических знаниях, способности решать профессионально-педагогические проблемы становления личности, общения и деятельности в учреждениях профессионального образования.

Задачи курса:

ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;

формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности;

освоение основных способов исследования индивидуальных особенностей человека;

формирование представлений об использовании и возможностях применения психологических результатов в практике современного образования;

формирование психологических основ культуры межличностных отношений и межгруппового взаимодействия;

приобретение опыта психологического анализа профессиональных и учебных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия в системе образования, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

освоение основных приемов самопознания, саморазвития и саморегуляции;

приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.

освоение общепсихологических понятий и представлений, необходимых для изучения конкретных дисциплин учебного плана.

Воспитательная цель курса:

изучение механизмов взаимодействия человека с другими людьми, обществом, природой;

воспитание будущих специалистов в духе уважения к другим людям, их достоинству;

формирование умений поведения в коллективе, осознанного отношения к его нормам, ценностям, оценкам;

формирование умений решать возможные конфликтные ситуации;

научить будущих специалистов решать проблемы развития самосознания и самовоспитания.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Гуманитарного, социального и экономического цикла».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «Возрастная физиология и психофизиология»:

Знания: основных физиологических понятий; вопросов общей и частной возрастной физиологии, нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков; физиологические механизмы психических процессов и состояний;

Умения: самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой; формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов; использовать физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса;

Владения: методиками изучения функционального состояния организма; методиками оценки психофизиологических показателей человека

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

«Психология профессионального образования»;

«Общая и профессиональная педагогика»;

«Методика профессионального обучения»;

«Педагогические технологии».

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Общая психология» студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);

готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);

владеет системой психологических средств (методов, форм, техник, и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения (ОК-11);

профессиональные компетенции:

готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) (ПК-8).

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

историю научной психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии;

психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;

психологические теории становления и развития личности;

теорию деятельности, механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;

особенности психических процессов, закономерности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы личности;

индивидуально-типологические особенности личности и способы их проявления в учебной и трудовой деятельностях;

психологические теории общения, закономерности и механизмы успешного взаимодействия и общения;

психологические особенности речи и способы их применения в образовательной деятельности;

особенности групповой психологии, межличностных отношений и общения

Уметь:

применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности;

контролировать и интерпретировать собственное психическое состояние;

определять основные детерминанты конкретных психологических явлений и процессов в учебно-воспитательном процессе;

разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

давать психологическую характеристику личности учащегося;

регулировать поведение, эмоциональное состояние и процессы познания учащихся ;

использовать полученные знания в системе и выявлять психологические проблемы развития человека;

выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач;

анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах, личностные особенности с целью их совершенствования.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности;

приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей;

методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности;

способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объем учебной работы,

перечень и сроки контрольных

мероприятий Форма обучения   Очная Заочная

с

полным

сроком Заочная

с

сокращенным

сроком  1. Виды и объем учебной работы, в часах  Общая трудоемкость дисциплины 144 144 72  Аудиторные занятия: 60 12 12  лекции

практические занятия

семинарские занятия

лабораторные работы

другие виды аудиторных занятий 20 6 6   16 6 6   10     14         Самостоятельная работа: 84 132 60  изучение теоретического курса 24 84 12  контрольная работа  30 30  курсовая работа     домашние задания 42    подготовка к экзамену 18 18 18  2. График изучения дисциплины  Курс 1-й 1-й 1-й  Семестр 2-й 1-2-й 1-2-й  Экзамен (семестр) 2-й 2-й 2-й  Зачет (семестр) -    Контрольная работа (семестр)  2-й 2-й  Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2 № п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)      Лекции Практические занятия СРС Консультации    Раздел 1. Введение в общую психологию 2 1-4 4 8 10 Еженед.    1.1. Психология как наука и как практическая деятельность 2 1 2 2 2 Еженед. Входн. контроль – 1;  Продолжение таблицы 2 № п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)   1.2. Методы психологии 2 2  2  Еженед. Отчет о практ. занятии – 2.   1.3. История развития психологических знаний 2 3 2 2 4 Еженед. Текст сообщения, выс-тупление на семинаре – 3.   1.4. Развитие психики и происхождение сознания 2 4  2 4 Еженед. Конспект первоис-точника, участие в практ .занятии – 4   Раздел 2. Основы общей психологии 2 5-20 16 32 32 Еженед.    2.1. Личность, ее структура и проявления 2 5,6,7 2 6 6 Еженед. Реферат –5 , участие в семинаре -6, отчеты о самообслед. на практ. занятии -5,7   2.2. Направленность личности 2 7,8 2 2 2 Еженед. отчет о самообслед. на практ. занятии -7,8; терминологический диктант 8,   2.3. Личность в системе межличностных отношений 2 9,10,11 2 6 4 Еженед. Отчеты о самообслед. на практ. занятии -9,10,11; решение психологических задач -10   2.4. Общепсихологическая характеристика деятельности 2 11 2 0 2 Еженед. тестовый контроль -11   2.5. Общение и речевая деятельность 2 12,13 2 2 4 Еженед. Интерпретация фото и видеоматериалов -12, отчет о практ. занятии -12,   2.6. Познавательная сфера личности 2 13,14,

15 2 6 4 Еженед. Отчеты о практ. заня-тии -13,14, электронная презентация -15   2.7. Эмоционально-волевая сфера 2 16,17,

18 2 6 6 Еженед. Анализ ситуаций -16, отчеты о самообслед. на практ. занятии – 16,17, рубежный тест -18  Окончание таблицы 2 № п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)   2.8.Индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности 2 19,20 2 4 4 Еженед. разбор ситуаций из психолого-педагогической практики – 19, отчеты о практ. занятии -19,20   Работа с конспектом     12     Подготовка к экзамену     18    Итого за 2 семестр 20 40 84  Экзамен   144   Всего за курс 20 40 84     144   

Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в общую психологию

Психология как наука и как практическая деятельность

Психология как наука и как практическая деятельность. Предмет и объект психологии, его становление. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии. Специфика психологического знания. Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Психология как наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психология как сложная система научных дисциплин, связанных с различными видами деятельности человека. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Структура общей психологии, ее задачи.

Методы психологии

Методологические принципы психологии: развитие психики, единства сознания и деятельности, детерминизма. Системный принцип в психологии.

Особенности предмета и объекта исследования в психологии. Теоретическое и эмпирическое исследование, их взаимосвязь. Психологические закономерности и законы. Психологические данные и их специфика. Особенности интерпретации результатов исследования в психологии.

Классификация методов исследования в современной психологии. Общенаучные методы: организации исследования, обработки данных, методы интерпретации.

Собственно психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Метод тестов и границы его применения в педагогической практике. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях.

Методы психологии: исследовательские, диагностические, коррекционные и психотерапевтические. Новейшие тенденции в разработке методов психологических исследований.

1.3. История развития психологических знаний

Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. История научной психологии. Развитие психологии в рамках философии. Концепция души в античной культуре. Представления о душе в эпоху Средневековья. Естественнонаучные идеи о психическом в XVII веке. Сознание как предмет психологии. Развитие эмпирического направления в психологии. Естественнонаучные и философские предпосылки возникновения научной психологии. Становление психологии как самостоятельной отрасли знания.

Основные направления и научные школы зарубежной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная и трансперсональная психология.

Основные направления и научные школы отечественной психологии. Становление отечественной психологии. Школы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Проблема человекознания в работах Б.Г. Ананьева. Теория отношений В.Н. Мясищева. Проблемы индивидуальных различий в работах Б.М. Теплова, В.Н. Небылицина. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Современное состояние и проблемы развития психологии в России.

1.4. Развитие психики и происхождение сознания

Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Развитие мозга как органа психического отражения действительности. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса. Общее понятие о филогенетическом и онтогенетическом развитии. Развитие психики в филогенезе. Раздражимость. Чувствительность. Концепция Леонтьева – Фабри. Стадии развития психики. Элементарная сенсорная психика, ее особенности. Инстинкты и инстинктивное поведение. Врожденные и приобретенные формы поведения. Характеристика перцептивной психики. Интеллектуальное поведение и его виды.

Антропогенез. Качественные преобразования психической деятельности в антропогенезе. Условия перехода к высшей форме отражения – сознанию. Условия возникновения сознания: коллективная трудовая деятельность и язык. Развитие сознания и личности человека.

Понятие о сознании. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции. Рефлексия и мотивационно-ценностный характер сознания. «Я-концепция». Сознание и самосознание.

Сознание и неосознаваемые психические процессы. Соотношение сознательных и бессознательных психических процессов в регуляции деятельности. Измененные состояния сознания.

Раздел 2. Основы общей психологии

2.1. Личность, ее структура и проявления

Проблема человека в психологии. Человек как предмет исследования в различных областях научного знания. Человек как индивид. Индивид как биосоциальная целостность. Генотип и фенотип индивида.

Понятие о личности. Естественная природа и социальная сущность человека как личности. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

Психология личности. Общее представление о личности в психологии. Многозначность понятия личность в современной психологии. Личность как субъект активности. Человек как индивидуальность. Проявление индивидуальности.

Основные психологические теории личности. Зарубежные подходы к изучению личности: социогенетический, биогенетический, психогенетический. Основные направления теоретического изучения личности в отечественной психологии. Проблема личности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.).

Личность, ее структура и проявления. Структура и типология личности. Системно-структурное представление о личности. Противоречия в структуре личности как движущие силы ее развития. Проблемы структуры личности в отечественной психологии (В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьев и др.). Основные подходы к личности как объекту психологического анализа.

Методы экспериментального исследования личности. Использование педагогом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

2.2. Направленность личности

Активность как одна из проблем современной психологии. Потребности как источник активности. Виды потребностей и их классификация. Социальность человеческих потребностей. Основные этапы формирования и развития потребностей. Концепция потребностей А. Маслоу.

Мотивация как проявление потребностей личности. Мотивационная сфера личности ее иерархическое строение. Виды мотивов. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления, развития и мотивации личности.

Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности. Роль профессиональных интересов в деятельности.

Понятие о направленности. Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности

2.3. Личность в системе межличностных отношений

Личность в системе межличностных отношений. Понятие о группах. Виды групп: условные и реальные; формальные и неформальные; референтные и нейтральные. Классификация групп по уровню межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.

Межличностные отношения в группах: непосредственные и опосредованные содержанием целей совместной деятельности.

Феномены межличностных отношений: восприятие человека человеком, эмоциональное тяготение, контактная сплоченность, совместимость, внутригрупповая внушаемость, конформность, идентификация, сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Понятие психологического климата в группе (коллективе).

Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов. Межличностные конфликты. Причины конфликтов. Динамика конфликта. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы разрешения и предотвращения конфликтов.

Методы исследования межличностных отношений в группах (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство, групповая сплоченность).

2.4. Общепсихологическая характеристика деятельности

Характеристика деятельности. Деятельность и закономерности ее формирования. Понятие о деятельности и ее целях. Психологические теории деятельности. Отличительные черты деятельности: общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность. Основные характеристики деятельности: предметность и субъектность.

Действие как единица человеческой деятельности. Действие как процесс, направленный на достижение поставленной цели. Виды действий: предметные и умственные. Зависимость действия от общих особенностей деятельности.

Соотношение внутренней психической и внешней практической деятельности. Преобразование деятельности в процессе ее развития. Роль экстериоризации в форме внешних движений и речевых реакций для контроля и моделирования психических процессов. Переход внешних компонентов во внутренние, понятие интериоризации.

Способы (операции) выполнения действий. Преобразования действия в операции. Относительная самостоятельность операций, их переносы из одних действий в другие. Умственные операции.

Освоение деятельности. Автоматизированные компоненты деятельности. Формирование навыков, их виды. Взаимодействия навыков.

Основные виды деятельности. Специфика человеческой деятельности, ее атрибуты. Игровая деятельность и ее психологические особенности. Роль игры в развитии человека.

Учение, научение, обучение. Структура учебной деятельности. Психологические особенности учебной деятельности.

Труд и деятельность. Психологические признаки труда. Профессиональная деятельность как условие формирования личности. Деятельность и личность. Деятельность и способности.

2.5. Общение и речевая деятельность

Общение и речевая деятельность. Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Структура общения. Стороны общения. Виды и формы общения.

Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Речь и язык. Основные функции языка. Физиологические основы и системы речи: периферические и центральные. Центры Вернике и Брока.

Формы речи: внутренняя, внешняя. Виды речи: устная (диалогическая и монологическая); письменная.

Внутренняя речь и ее происхождение. Взаимосвязь внутренней и внешней речи. Внутренняя речевая деятельность и письменная речь. Понимание устной и письменной речи. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

Речь и познавательная деятельность личности. Значение речи в жизни, деятельности и общении человека.

Особенности речевого поведения педагога. Требования к речи педагога.

2.6. Познавательная сфера личности

Познавательная деятельность. Ощущения. Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологические механизмы ощущений. Виды ощущений, их классификация (А.Р. Лурия). Характеристика основных видов ощущений. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей.

Пороги чувствительности. Учет порогов чувствительности в педагогической практике. Психофизиологические закономерности ощущений. Адаптация и ее виды. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия.

Совершенствование ощущений в результате упражнений. Зависимость развития личности от богатства ощущений. Компенсаторные возможности ощущений.

Восприятие. Общее представление о восприятии. Связь восприятия с мышлением и опытом. Восприятие как рефлекторный процесс. Восприятие и система перцептивных действий. Виды восприятия их классификация.

Восприятие пространства (формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления). Восприятие движения и времени. Иллюзии восприятия. Наблюдения и условия его эффективности.

Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и избирательность восприятия.

Адекватность восприятия внешнему воздействию. Зависимость восприятия от характера деятельности. Учет закономерностей ощущений и восприятия в педагогической практике. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности педагога.

Память. Понятие о памяти. Связь памяти с другими психическими процессами. Роль памяти в познавательной деятельности и жизни человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Условия продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания. Кривая забывания Г. Эббингауза и ее модификации.

Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая. В зависимости от характера деятельности: произвольная, непроизвольная. В зависимости от способа запоминания: механическая, смысловая. В зависимости от продолжительности хранения материала: ультракороткая, кратковременная, долговременная, оперативная. Понятия иконической и эхонической памяти.

Развитие процессов памяти в онтогенезе. Индивидуальные различия в процессах памяти. Компенсируемость видов памяти. Использование мнемотехнических приемов и средств как специфический принцип организации человеческой памяти. Использование знаний об особенностях памяти в педагогической практике.

Мышление. Понятие о мышлении как высшей форме познава-тельной деятельности. Мышление и чувственное познание. Социальная природа мышления. Мышление и предметно-практическая деятельность.

Виды мышления. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, словесно-логическое. По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое. По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное. По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное.

Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятия: всеобщие и единичные, конкретные и абстрактные, теоретические и эмпирические. Суждения: истинные или ложные, общие, частные и единичные. Умозаключения: индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Мышление как процесс. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.

Мышление и речь. Роль скрытых речевых реакций в процессах мышления. Роль слова в формировании понятий.

Мышление как деятельность. Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и решение задач. Творческое мышление. Способы активизации мыслительной деятельности педагога.

Воображение. Понятие о воображении. Социальная природа воображения. Воображение как процесс преобразования представлений. Воображение и образное мышление. Виды воображения: активное (воссоздающее, творческое), пассивное (преднамеренное, непреднамеренное). Формы синтеза представлений: агглютинация, акцентирование (гиперболизация), заострение, схематизация, типизация. Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации как формы воображения. Связь творчества с воображением человека. Роль воображения в деятельности педагога.

Внимание. Понятие о внимании. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности психических процессов. Роль внимания в других познавательных процессах. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание. Особенности и условия возникновения и поддержания произвольного внимания. Послепроизвольное внимание и условия его возникновения. Практическое значение послепроизвольного внимания. Свойства внимания. Объем внимания, его зависимость от структуры материала, характера действий с объектами, индивидуальных особенностей. Устойчивость внимания, ее зависимость от значимости объекта и организации деятельности. Переключение и распределение внимания. Роль переключения и распределения внимания в профессиональной деятельности педагога. Отвлекаемость (внешняя и внутренняя). Внимательность как профессионально важное свойство личности педагога. Развитие внимания и управление им. Рассеянность мнимая и подлинная, апатия.

Роль внимания в профессиональной деятельности педагога

2.7. Эмоционально-волевая сфера

Эмоционально-волевая сфера. Эмоции. Понятие об эмоциях. Основные психологические теории эмоций. Психофизиологические исследования эмоций. Основные функции эмоций. Виды эмоций: эмоциональный тон, эмоциональный отклик, настроение. Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация. Понятие стресса в биологии и психологии. Отличительные признаки аффекта. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

Чувства. Понятие о чувствах. Историческая обусловленность человеческих чувств. Высшие чувства как результат общественного развития личности и как мотивы поведения. Роль чувств в формировании самосознания человека. Нравственные чувства – необходимое условие высоконравственного и правопослушного поведения. Интеллектуальные чувства – важнейший показатель интеллектуального развития субъекта. Саморегулирование в сфере чувств. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога.

Воля. Понятие о воле. Воля как сознательная регуляция деятельности. Особенности волевой деятельности. Функции воли. Волевой акт и его структура. Принятие решения и его психологическая характеристика. Мотивация и волевое действие. Волевое усилие. Основные направления развития воли. Воля и формирование сознания. Воля и нравственная регуляция поведения. Волевые качества личности. Воля и проблемы самовоспитания

2.8.Индивидуально-психоло-гические особенности: темперамент, характер, способности

Индивидуальные особенности. Темперамент. Понятие о темпераменте. Психологические теории темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Тип высшей нервной деятельности и темперамент, многозначность связей между ними. Свойства темперамента. Проявление свойств темперамента в познавательных процессах, деятельности и общении людей. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Место темперамента в структуре личности человека. Темперамент и характер. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.

Характер. Понятие о характере. Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями. Черты характера и его целостность. Структура характера и симптомокомплексы его свойств. Типы характера. Механизмы формирования характера. Основные этапы формирования характера. Полоролевые различия характера. Трансформация характера в течение жизни. Проблема перевоспитания характера. Место характера в общей структуре личности. Характер и темперамент. Характер и деятельность. Характер человека и его взаимоотношения с людьми.

Акцентуации характера. Описание типов акцентуаций (А.Е. Личко, К. Леонгард).

Способности. Понятие о способностях. Способности и деятельность. Структура способностей. Проблемы измерения и определения способностей. Возможности компенсации способностей. Способности и успешность деятельности человека. Понятие об одаренности, таланте и гениальности.

Представления о задатках. Задатки как природно и социально сформированные предпосылки для развития способностей. Неоднозначность связей между задатками и способностями. Врожденное и приобретенное в способностях. Формирование и развитие способностей. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Способности и задатки в профориентации и переориентации. Педагогические способности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании дисциплины «Общая психология» используются следующие формы учебных занятий:

Лекции, на которых рассматриваются теоретические подходы;

Семинары, где обсуждаются наиболее проблемные вопросы лекций, заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные студентами, докла-дываются результаты выполнения домашних заданий, законспектированных научных статей, реферированной литературы;

Дидактические игры, имеющие характер тренинга общения;

Практические занятия, связанные с изучением психологических феноменов, знакомство с диагностическими методиками,

Лабораторные работы, связанные с проведением психологического обследования студентов и самообследования,

Самостоятельная работа, направленная на усвоение теоретического материала дисциплины, подготовка к семинарским занятиям, выполнение твор-ческих заданий, подготовка тезисов, статей, разработка электронных презен-таций, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему контролю знаний промежуточной аттестации, экзамену,

Тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины;

Консультирование студентов по вопросам учебного материала, прове-дения психологических исследований, самостоятельной работы, подготовки тезисов докладов.

В процессе реализации форм учебной работы используются такие технологии как: проблемная, ситуационная, исследовательская, аналитическая, программированная, игровая, тестовая.

Виды самостоятельной работы студентов

Систематизация и осмысление материалов лекционных и практи-ческих занятий.

Подготовка доклада и выступление на учебном занятии или научном семинаре.

Подготовка теоретического вопроса и представление его в форме мультимедийной презентации в программе Power Point.

Написание реферата.

Конспектирование первоисточников

Проведение эмпирического психологического исследования.

Изготовление учебных ТСО (макетов, плакатов и др.).

Подготовка к текущему контролю знаний к промежуточным аттеста-циям и экзамену.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

6.1.1. Темы семинарских занятий

1. Психология как наука и практика. Предмет, задачи и структура современной психологии (к теме 1.1)

1.1. Предмет и объект психологии.

1.2. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии.

1.3. Структура общей психологии, ее задачи.

1.4. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

2. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии (к теме 1.2)

2.1. Донаучные представления о психике.

2.2. Психология как наука о сознании.

2.3. Различные направления в психологии в период ее кризиса (бихе-виоризм, психоанализ, гештальтпсихология и др.)

2.4. Современный этап в развитии психологии

3. Проблема организации и проведения эмпирического психологического исследования (к теме 1.3)

3.1. Постановка проблемы, формулирование гипотезы, определение задач исследования.

3.2. Методический аппарат эмпирического исследования.

3.3. Планирование эксперимента и выбор метода обработки результатов.

3.4. Интерпретация эмпирических данных.

3.5.Использование психологических методов в педагогической практике.

4. Развитие психики и происхождение сознания (к теме 1.4.)

4.1.Понятие «психика». Психика как продукт и фактор эволюционного процесса.

4.2. Этапы развития психики

4.3. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции.

4.4. Соотношение сознательных и бессознательных психических процессов в регуляции деятельности.

4.5. Измененные состояния сознания.

5. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности (к теме 2.1)

5.1. Понимание личности в психологии.

5.2. Особенности подхода к личности в других науках

5.3. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

5.4. Факторы формирования и развития личности.

5.5.Соотношение понятия «социализация», «развитие» и «формирование» личности.

5.6. Анализ основных подходов к содержательному раскрытию структуры личности в отечественной и зарубежной психологии.

6. Особенности межличностных отношений в группе (к теме 2.1)

6.1. Персонализация личности в группе

6.2. Лидерство и руководство в группе

6.3. Групповая динамика

6.4. Формирование группы высокого уровня развития

6.1.2. Темы практических занятий

Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии (к теме 2.3).

Коммуникативный тренинг (к теме 2.5)

Изучение свойств внимания: объема, избирательности, распределения, переключения (к теме 2.6)

Изучение свойств памяти: кратковременной, долговременной, эмоциональной (к теме 2.6)

Изучение волевых качеств личности (к теме 2.7).

Исследование эмоционального состояния фрустрации (к теме 2.7).

Исследование акцентуаций характера (к теме 2.8).

6.1.3. Темы лабораторных работ

Исследование самооценки и уровня притязаний личности (к теме 2.1)

Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма (к теме 2.1).

Исследование агрессивности как свойства личности (к теме 2.2).

Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации (к теме 2.3).

Исследование коммуникативных качеств личности (к теме 2.5)

Исследование особенностей мышления: рефлексивности, аналитичности, обобщения (к теме 2.6).

Исследование ситуативной и личностной тревожности (к теме 2.7).

Исследование типов темперамента (к теме 2.8).

6.1.4. Задания для самостоятельной работы

Конспектирование главы «Психология как наука и практика» учебного пособия Н.С. Глуханюк «Общая психология» (к теме 1.1)

Составление таблиц «Основные направления зарубежной психологии», «Научные школы отечественной психологии» (к теме 1.2).

Составление таблицы «Сравнительная характеристика методов психологии» (к теме 1.3).

Анализ схемы построения психологического исследования (по статьям из журнала «Вопросы психологии») (к теме 1.3).

Составление таблицы «Сравнение психики животных и человека» (к теме 1.4).

Конспектирование статьи А.Г. Асмолова «Движущие силы и условия развития личности» (Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии личности) (к теме 2.1).

Составление плана изучения особенностей личности учащегося (к теме 2.1).

Составление структурно-логической схемы «Направленность личности» (к теме 2.2).

Диагностика мотивации достижения студента (Глуханюк Н.С. Психодиагностика (практикум) (к теме 2.2).

Составление таблицы «Феномены межличностных отношений в группе» (к теме 2.3).

Составление кроссворда «Феномены межличностных отношений» (к теме 2.3).

Составление структурно-логической схемы «Приемы и операции профессиональной деятельности» (к теме 2.4).

Конспектирование главы «Деятельность и личность» монографии А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» (к теме 2.4).

Конспектирование главы «Общение» учебника Немова Р.С. Психология. Т.1. Общие основы психологии (к теме 2.5).

Составление схемы «Речь и язык» (к теме 2.5).

Составление кроссворда «Познавательные процессы» (к теме 2.6).

Разработка рекомендаций по развитию свойств внимания и памяти студента (к теме 2.6)

Составление таблицы «Основные направления развития волевых качеств личности» (к теме 2.7).

Конспектирование статьи Г. Селье «Что такое стресс» (хрестоматия «Психические состояния») (к теме 2.7).

Составление схемы «Индивидуально-психологические особенности человека» (к теме 2.8).

Разработка рекомендаций «Учет особенностей темперамента в учебной и профессиональной деятельности» (к теме 2.8).

1 2