">
Психология Общая и социальная психология
Информация о работе

Тема: Теория и практика массовой информации

Описание: Основные понятия. Объекты изучения. Средства массовой информации в умелых руках. Классификация функций СМИ их роль и место в обществе. Развитие прессы в странах Европы, Америки и в России. Массовые коммуникации. Юридические аспекты свободы журналистики.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Общая и социальная психология.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 18.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 91
Поднять уникальность

Похожие работы:

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

по специальности связи с общественностью

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

Раздел 1.

Тема 1.1. Введение в курс. Основные понятия. Объекты изучения.

1.1.1.Введение. Цели и задачи курса. Состояние сферы СМИ в настоящее время. Связь с другими преподаваемыми дисциплинами.

1.1.2.Дожурналистский опыт массовой коммуникации человечества. Социокультурные предпосылки возникновения журналистики. Предшественники периодической печати.

«Средства массовой информации в умелых руках – это дудки,

под которые пляшет общественное мнение».

Олег Кузнецов

Известно, что в процессе развития социума происходит формирование норм закона и морали, закладка определенной культуры. В свою очередь, важнейшее составляющее любой культуры – это общественное сознание.

Внешним выражением общественного сознания является общественное мнение – совокупность суждений и оценок, характеризующих отношение масс к наиболее значимым проблемам, событиям и фактам.

Общественные взгляды в большой степени подвержены влиянию извне. К главнейшим факторам, способным повлиять на народные настроения, относятся государство, церковь и средства массовой информации.

Если два первых социальных института оказывали влияние на человечество с давних пор, то, что касается СМИ, в особенности электронных, то они вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Но даже за этот короткий срок они приобрели необычайное господство над человеческим сознанием. Не зря СМИ называют «четвертой властью».

Так каким же образом СМИ удается оказывать влияние на нас с вами и тем самым формировать общественное мнение?

Во-первых, следует отметить, что в XXI веке именно средства массовой информации дают возможность человеку узнать об обстановке в мире, получить самые свежие новости из любой части света. Естественно, что сам индивид не способен самостоятельно проверить данные факты на достоверность. Поэтому каждый из нас полагается на правдивость информации, любезно предоставленной журналистами. Выходит, что люди доверяют суждениям и оценкам происходящего средствами массовой информации. Тем самым, недобросовестные журналисты и некоторые заинтересованные личности имеют превосходную возможность манипулирования общественным сознанием и, в результате, движением народных масс.

Во-вторых, продолжая тему манипуляции сознанием граждан, нельзя упустить из виду и то, что СМИ нередко являются посредником, который формирует у граждан определенное политическое сознание. При помощи грамотного PR политические партии и их лидеры способны в значительной мере повлиять на ход и результат народного голосования.

Кроме того, СМИ имеют грандиозные возможности для сплочения людей ради определенного действия. Это своего рода та же пропаганда, только направленная чаще всего на интересы самого социума, а не властей. К примеру, нередко при помощи телевидения, радио и Интернета, мы узнаем об акциях в поддержку больных детей. Это является одной из положительных функций (а их достаточно много) средств массовой информации.

В-третьих, многое зависит от того, каким образом преподносится событие, с какой точки зрения журналист освещает тот или иной факт. От трактовки новости корреспондентом зависит отношение общества к данному явлению.

В-четвертых, СМИ навязывают определенные поведенческие стереотипы, существенно влияющие на восприятие действительности как среднестатистических граждан, так и элиты общества. Они становятся некими ориентирами, указывающими «как делать надо» и «как не надо». К примеру, одним из таких «указателей» является мода.

Как справедливо отмечает Вильямс в своей книге «Телемания: болезнь или страсть?»: какие бы ни были «стереотипы, предлагаемые СМИ – позитивные или негативные – их вмешательство в наше сознание стирает индивидуальность. Программирует нас на одинаковость, универсальность».

Нельзя не отметить то обстоятельство, что СМИ оказывают колоссальное воздействие на психологическое состояние и развитие индивида, в особенности ребенка или подростка. В.Бритков и С.Дубовский пишут: «Средний потребитель информации, согласно статистике, проводит перед телевизором и слушает радио примерно 4 часа ежедневно. Этого времени вполне достаточно, чтобы квалифицированные специалисты по нейро-лингвистическому программированию сформировали в сознании части зрителей и слушателей представления, нужные заказчикам, даже если эти представления противоречат реальности».

Однако самым действенным средством влияния на сознание социума, безусловно, остается телевидение. Оно – наиболее мощный канал воздействия на человеческий разум и психику. Присутствие не только голоса, но и яркой «живой» картинки на экране – это, безусловно, то, почему телевидение сейчас наиболее популярно среди прочих электронных СМИ. Соответственно, оно имеет больше рычагов влияния на общественное сознание.

Итак, из данных рассуждений можно сделать вывод о том, что в современном мире СМИ являются важнейшим инструментом формирования мнения в социуме и имеют огромное количество орудий влияния на общественное сознание.

Особенностью большинства современных медиа является односторонний поток информации: относительно небольшая группа работников СМИ выпускает информационный продукт, потребляемый всем обществом. Следствием этой однонаправленности является разорванность массовой коммуникации (информация создается на одном конце предполагаемой сцепи, а потребляется на другом), реальная обратная связь между этими полюсами практически отсутствует.



И – информация

К - коммуникатор

Р – редактор

А – аудитория (реагирует на информацию прямо, А1 – косвенно, либо не воспринимает ее вообще).

Разорванность массовой коммуникации порождает проблемы, связанные как с отсутствием реального контроля со стороны общества над производством информации, так и с неожиданным для создателей ее восприятием их продукта аудиторией.

Развитие новых технологий, особенно Интернета, ведет к решению этих проблем. В рамках интерактивных сетевых медиа информационный поток регулируется не столько производителем, а потребителем, обратная связь оказывается новым регулятором процесса создания и распространения информации.

СМИ относительно новый социальный институт, функция которого – производство и распространение знаний в широком смысле этого слова. Этапы развития масс – медиа тесным образом связаны с изменением социума.

Тема 1.2. Классификация функций СМИ их роль и место в обществе.

Развитие прессы в странах Европы, Америки и в России

1.2.1.Понятие массовой коммуникации. Возникновение и развитие СМИ. Общая характеристика СМИ. Функции СМИ.

1.2.2.Модели средств массовой коммуникации. Борьба за свободу печати в странах Европы.

Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса. Среди функций СМИ выделяют следующие:

информационную (сообщение о положение дел, разного рода фактах и
событиях);

комментарийно - оценочную (часто изложение фактов сопровождается
комментарием к ним, их анализом и оценкой);

познавательно - просветительную (передовая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);

функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью; их влияние на взгляды и поведения людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально - политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства);

гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает этическим потребностям адресата).

Основные задачи СМИ передача информации потребителям которая происходит различными путями (газета, радио, ТВ).

В любом современном обществе СМК в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях.

На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнений по вопросам, не находящим непосредственного отражения в повседневном опыте людей, например о других странах, политических лидерах и т. п.

Информационная деятельность СМК позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, когда она дополняется их образовательной функцией Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМК и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом, потоке информации.

Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений — школ, университетов и т. п. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМК тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.

Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМК отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания масс-медиа являются и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМК. Их контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя масс-медиа, в отличие от государственных и хозяйственны, органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку лицам и событиям. В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон Они проводят собственные журналистские расследования, после публикация результатов, которых порой создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно важна в условиях слабости оппозиции и специальных государственных институтов контроля.

СМК не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только СМК, но и другими организациями, прежде всего партиями и группами интересов, обладающими более широкими ресурсами политического влияния. Однако без использования СМИ, и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.

В современных условиях доступ к, СМИ — необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имея такого доступа, оппозиционные силы обречены па изоляцию и не способны получить массовую поддержку, особенно при политике их Компрометации со стороны государственных радио и телевидения. СМИ — это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.

Все рассмотренные выше функции СМК прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям или к сознательному бездействию. СМК обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мысли, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Круг политических функций СМИ - не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросу с других позиций, выделяют также такие их функции, как инновационную, проявляющуюся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативную — обслуживание СМК политики определенных партий и ассоциаций; формирования общественности и общественного мнения.

Желтая пресса

Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и «New York Journal» Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году. Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года, впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал — желтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «желтых» газет.

Эти новые возможности, для повышения уровня популярноcти издания использовал Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания, так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Пулитцер первым, а за ним и Херст, использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.

Жёлтая пресса в современной России

До перестройки все печатные издания подвергались цензуре и главный редактор мог поплатиться должностью, если пропустит в номер некорректный материал. Во время перестройки была объявлена гласность (позже — свобода слова), после чего некоторые газеты стали печатать статьи, основанные на выдумках, в целях поднятия продаваемости тиража.

Как и в любой стране, статьи жёлтой прессы стали содержать в себе фальсификации истории, вымышленные истории-небылицы, интимные подробности личной жизни знаменитых людей, ложные компроматы на политиков. Местной спецификой является обилие статей на уфологическую тему, рассказы про экстрасенсов и т. п., с характерной подачей материала.

Раздел 2.

Тема 2.1. Массовые коммуникации в современном обществе.

2.1.1.Элементы процесса передачи (трансляции) информации. СМИ как социальный институт. 2.1.2.Этапы развития медиа - исследований. Первый этап конец ХIХ в начало ХХ в. Второй этап – 40-70 годы ХХ в. Третий этап 70 годы по настоящее время.

Исследования СМИ – это социологическая дисциплина, которая сформировалась в американской социологии, а позднее получила развитие в западноевропейских странах.

Историю масс – медиа подразделяют на три этапа.

Первый этап – начало ХХ века, примерно до начала второй мировой войны. Определяющей характеристикой этого периода было представление о безграничных возможностях существовавших тогда СМИ воздействовать на человеческие убеждения и поведение. Решающую роль играла успешная пропаганда держав Антанты в первой мировой войне, проанализированные американским исследователем Гарольдом Лассуэлом в книге «Пропагандистские техники в мировой войне». Пропаганда (от лат. - распространять, воздействовать) в его книге рассматривалась как одно из мощных орудий реализации политических целей, иногда превосходящих по результативности прямое силовое давление. Пропаганда у него неким образом тождественна демократии, т.е. на основе пропагандистского убеждения демократия может добиться поддержки масс, не прибегая к насилию. Пропаганда предпочтительнее насилия и подкупа с точки зрения морали. Пропаганда вообще вне морали. Лассуэл рассматривал пропагандистское воздействие СМИ как основную функцию массовой коммуникации, воздействие на пассивную аудиторию он уподоблял действию укола или «магической пули».

Социологи франкфуртской школы, считают, что таким образом СМИ сыграли решающую роль в приходе Гитлера к власти. В Америке масс – медиа воздействуя на сознание - ведут к подавлению индивидуальности, воцарению массовой культуры, как основы формирования авторитарного типа личности. СМИ играют роль наркотика превращающего рефлексивных ответственных индивидов в конформистов (приспособленцев), практикующих стадное по своему типу поведение.

Вторая стадия исследований 1940 – 1970 гг – в этот период воздействие СМИ перестают считать неотвратимыми. На этом этапе ученые опираются на эмпирические исследования, прежде всего поведение избирателей и потребителей. Эти исследования показали, что обработка сознания избирателей и потребителей со стороны масс – медиа оказывает незначительное влияние на поведение людей. В этот период появляется понятие «сопротивляющаяся аудитория», а воздействие СМИ получает наименование «концепция ограниченного воздействия». Но на этом этапе речь шла о мгновенных, краткосрочных изменениях установок и поведения аудитории. Исследователи этого этапа Дж. Мид, Ч. Кули уделяли внимание роли социальных групп – дружеских, соседских, сверстников и т.д. Через эти групповые фильтры будучи обработанной ими информация СМИ достигает своей цели - индивида и его сознания. Между внушаемыми СМИ идеями и индивидом существует целый ряд звеньев. Подытоживая второй этап, американский исследователь Дж. Клаппер сказал: массовая коммуникация не является необходимой и достаточной причиной воздействия на аудиторию, она функционирует через посредство многочисленных промежуточных факторов. В этот период разрабатывались различные теории, одна из них - теория психодинамического воздействия СМИ, которая выявляет, что существуют особые личностные структуры, которые, оказываются особо восприимчивы к формам пропаганды. Еще одна теория получила название двухступенчатой – идея заключается в том, что первоначально содержание сообщений СМИ воспринимается наиболее активными в социальном смысле индивидами – лидерами мнений, которые затем транслируют информацию корректируя и изменяя ее индивидам менее активным, не соприкасающимися с медиа напрямую.

Третий этап с начала 70-тых годов рассматривает следующие тенденции:

1 – относительно меньшее воздействие СМИ на аудиторию (как показали предыдущие исследования)

2 – тенденция сдвига внимания на содержание сообщений

3 – исследование организации СМИ с точки зрения их внутренней структуры, их места в социальной экономической и политической организации общества, а также исследование процесса производства текстов.

Исследования СМИ – это социологическая дисциплина, которая сформировалась в американской социологии, а позднее получила развитие в западноевропейских странах.

Историю масс – медиа подразделяют на три этапа.

Первый этап – начало ХХ века, примерно до начала второй мировой войны. Определяющей характеристикой этого периода было представление о безграничных возможностях существовавших тогда СМИ воздействовать на человеческие убеждения и поведение. Решающую роль играла успешная пропаганда держав Антанты в первой мировой войне, проанализированные американским исследователем Гарольдом Лассуэлом в книге «Пропагандистские техники в мировой войне». Пропаганда (от лат. - распространять, воздействовать) в его книге рассматривалась как одно из мощных орудий реализации политических целей, иногда превосходящих по результативности прямое силовое давление. Пропаганда у него неким образом тождественна демократии, т.е. на основе пропагандистского убеждения демократия может добиться поддержки масс, не прибегая к насилию. Пропаганда предпочтительнее насилия и подкупа с точки зрения морали. Пропаганда вообще вне морали. Лассуэл рассматривал пропагандистское воздействие СМИ как основную функцию массовой коммуникации, воздействие на пассивную аудиторию он уподоблял действию укола или «магической пули».

Социологи франкфуртской школы, считают, что таким образом СМИ сыграли решающую роль в приходе Гитлера к власти. В Америке масс – медиа воздействуя на сознание - ведут к подавлению индивидуальности, воцарению массовой культуры, как основы формирования авторитарного типа личности. СМИ играют роль наркотика превращающего рефлексивных ответственных индивидов в конформистов (приспособленцев), практикующих стадное по своему типу поведение.

Вторая стадия исследований 1940 – 1970 гг – в этот период воздействие СМИ перестают считать неотвратимыми. На этом этапе ученые опираются на эмпирические исследования, прежде всего поведение избирателей и потребителей. Эти исследования показали, что обработка сознания избирателей и потребителей со стороны масс – медиа оказывает незначительное влияние на поведение людей. В этот период появляется понятие «сопротивляющаяся аудитория», а воздействие СМИ получает наименование «концепция ограниченного воздействия». Но на этом этапе речь шла о мгновенных, краткосрочных изменениях установок и поведения аудитории. Исследователи этого этапа Дж. Мид, Ч. Кули уделяли внимание роли социальных групп – дружеских, соседских, сверстников и т.д. Через эти групповые фильтры будучи обработанной ими информация СМИ достигает своей цели - индивида и его сознания. Между внушаемыми СМИ идеями и индивидом существует целый ряд звеньев. Подытоживая второй этап, американский исследователь Дж. Клаппер сказал: массовая коммуникация не является необходимой и достаточной причиной воздействия на аудиторию, она функционирует через посредство многочисленных промежуточных факторов. В этот период разрабатывались различные теории, одна из них - теория психодинамического воздействия СМИ, которая выявляет, что существуют особые личностные структуры, которые, оказываются особо восприимчивы к формам пропаганды. Еще одна теория получила название двухступенчатой – идея заключается в том, что первоначально содержание сообщений СМИ воспринимается наиболее активными в социальном смысле индивидами – лидерами мнений, которые затем транслируют информацию корректируя и изменяя ее индивидам менее активным, не соприкасающимися с медиа напрямую.

Третий этап с начала 70-тых годов рассматривает следующие тенденции:

1 – относительно меньшее воздействие СМИ на аудиторию (как показали предыдущие исследования)

2 – тенденция сдвига внимания на содержание сообщений

3 – исследование организации СМИ с точки зрения их внутренней структуры, их места в социальной экономической и политической организации общества, а также исследование процесса производства текстов.

Тема 2.2. СМИ и власть.

2.2.1.Политическая манипуляция СМИ. Общество, культура и масс – медиа. Реальность четвертой власти.

Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Масс-медиа служат неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала. Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о человеке как рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений. В демократическом государстве, основанном на принятии важнейших решений большинством голосов, обладать такими качествами должны не один человек или привилегированное меньшинство — элита, а массы, устойчивое большинство населения.

Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан невозможно без СМК. Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкий горизонт непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. Свободное учреждение и деятельность СМИ служат реальным проявлением свободы слова, без которой все остальные политические права личности практически не реализуемы.

Хотя демократия невозможна без СМК, их свобода не должна означать независимости, оторванности от общества и граждан, интересы и мнения которых они призваны выражать. В противном случае они превращаются в орудие политического влияния их владельцев и руководителей, а все остальные граждане лишаются реальных возможностей публичного самовыражения, свободы слова. В силу дорогостоимости СМИ и отсутствия у подавляющего большинства граждан возможности их создания на учредителях масс-медиа, а также на их редакторах, журналистах и органах общественного и государственного контроля лежит особая ответственность за социальные последствия их деятельности.

Наличие развитых, демократически организованных СМК, объективно освещающих политические события, — одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И наоборот, невыполнение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и подорвать жизнеспособность, превратить демократию в иллюзию, в форму политического господства правящей элиты.

Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные цели деятельности, часто расходящиеся с потребностями общества. Активная роль СМИ в политике связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Исходным моментом этого процесса являются изготовление и отбор распространяемых в обществе сведений. От того, какую информацию получают агенты политики, во многом зависят их последующие действия. «Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть», — пишут авторы крупнейшего современного учебного пособия по политологии ФРГ.

Непосредственное обладание такой властью — прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами производят ее, а также выступают ее комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов.

СМИ пользуются двумя основными способами распространения информации — последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще использует пресса, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ (фрагментарная подача информации) особенно распространен на телевидении Он создает для слушателей ряд трудностей. Дробление информации, придавая видимость ее разносторонности и оперативности подачи, препятствует непрофессионалам — подавляющему большинству граждан — сформировать целостную картину политических явлений или событий Оно дает коммуникаторам дополнительные возможности манипулировать аудиторией, акцентируя ее внимание на одних сторонах события и умалчивая или затемняя другие.

Фрагментарность подачи информации, в конечном счете, дезориентирует слушателей, либо гасит их интерес к политике и вызывает политическую апатию, либо вынуждает их полагаться на оценки комментаторов.

Многие исследователи фрагментарный способ подачи информации считают спецификой телевизионного жанра, следствие присущего ему свойства, называемого «давлением визуальности». Суть этого свойства состоит в том, что в силу своих аудиовизуальных возможностей телевидение ориентировано на передачу главным образом визуализируемой, т. е. имеющей зрительный образ информации. Поскольку же научная и другая серьезная информация обычно плохо совместима с экранным изображением, то она оставляется для печатных коммуникационных средств и радио.

Такое «разделение труда» между СМИ было бы вполне допустимо и даже целесообразно для демократического общества, если бы оно сопровождалось соответствующим перераспределением времени аудитории в пользу журналов, газет и книг. Однако общей тенденцией современного мира является растущее влияние телевидения как наиболее привлекательного средства получения политической и иной информации и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач. Например, в ФРГ граждане тратят в 5,3 раза больше времени на просмотр телепередач, чем на чтение газет. К тому же телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия, по доверию граждан, поскольку люди обычно склонны больше верить своим глазам, чем услышанному или прочитанному

Присущее телевидению «давление визуальности» проявляется не только во фрагментарной подаче информации в соответствии с возможностями ее экранизации, но и в ритуализации и персонализации политических сведений Телевидение обычно предпочитает передавать информацию, которая может быть заснята телекамерой, т. е. показывать конкретные лица, предметы и т. п. Поэтому на экранах доминируют легкодоступные для телеобъектива дипломатические и иные ритуалы, официальные встречи, визиты, пресс-конференции и т. д. Абстрактные же положения, раскрывающие наиболее глубокие причины тех или иных политических явлений, не поддаются видеозаписи и, как правило, не попадают в передачи. В результате такой подачи информации политика чрезмерно персонализируется, внимание зрителей концентрируется главным образом на политических лидерах, которые обычно даже не получают возможности подробно изложить свои взгляды и цели политики.

Фрагментация, ритуализация и персонализация информации уводят телевидение на путь показа внешней, поверхностной стороны политических явлений. Сущностные же взаимосвязи в этом случае не раскрыты. Без должного внимания остается сам процесс политического волеобразования и принятия решений, составляющий стержень политики.

Тема 2.3.Превращение СМИ в прибыльное предприятие.

2.3.1.Право и саморегулирование прессы. Журналистика различных регионов мира в условиях информационного общества.

СМК, как и любые другие крупные учреждения, управляются и контролируются определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют прежде всего их собственники, в государственных — государственные службы, в общественно-правовых — общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона.

В большинстве стран мира существуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдением ими этических и правовых норм. Так, во Франции такой инстанцией является Высший совет по аудиовизуальной коммуникации. Он контролирует не только государственные, но и частные теле-и радиостанции, в частности, выдает им государственные лицензии на право выхода в эфир. В Великобритании общие направления деятельности радио и телевидения определяют правительство и парламент. За соблюдением прессой этических норм следит специальная комиссия по самоконтролю.

Демократический контроль со стороны общества за масс-медиа, конечно, не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобод; одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств.

Широкие возможности активного воздействия СМК на политическое сознание и поведение граждан свидетельствуют о важнейшей роли «четвертой власти» и обществе. Некоторые исследователи массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе «медиократии»— власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.

Оценки растущего влияния СМК на политику и общество прямо противоположны. Некоторые авторы, например О. Тоффлер, видят в нем ростки новой, более высокой и гуманной цивилизации, информационного общества, реального движения к «гетерогенному, личностному, антибюрократическому, ищущему, мыслящему, творческому государству», способному разрешить наиболее острые сегодняшние конфликты.

Другие же мыслители, констатируя опустошающее и разрушающее воздействие на личность и культуру масс-медиа и особенно телевидения, оценивают возрастающую роль информационной власти весьма пессимистично. Так, знаменитый итальянский кинорежиссер Федерико Феллини утверждал, что с «помощью гипнотической внушающей силы зрелища, которое и днем и ночью без всякого перерыва приходит к людям в дом, телевидение разрушило не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь: природа, наши друзья, литература, женщины — все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает всюду. Он проглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности».

Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать у них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать их компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать население, разжигать массовую ненависть и сеять недоверие и страх. Для предотвращения негативного воздействия СМК помимо системы специальных органов государственного или общественного контроля (зачастую преследующих собственные цели в рамках массовых коммуникаций), крайне необходимой в современных условиях мы считаем систему коммуникационного воспитания населения. Главная цель подобного воспитания состоит в том, чтобы научить граждан критически относится к масс-медиа, компетентно и ответственно их использовать. Прежде всего, необходимо ознакомить людей с центральной ролью СМИ в демократическом государстве и в современной политике в целом, с их позитивным и негативным воздействием на реципиентов, сформировать у них способность ориентироваться в сложном потоке информации и выработать иммунитет к манипулированию и низкопробной, оглупляющей человека печатной, видео- и иной продукции. Политико-коммуникационное воспитание получает все большее распространение в западных демократиях. Очевидно, что оно еще более необходимо России и другим посткоммунистическим странам, в которых грамотность населения в области массовых коммуникаций достаточно низка, а возможности их использования в манипулятивных целях высоки. Лишь комплексно решая различные проблемы в области массовых коммуникаций, на основе учета мирового опыта и собственных общественных реальностей, эти страны смогут создать эффективную и жизнеспособную демократию.

Тема 2.4. Международные журналистские организации и СМИ.

2.4.1.Формирование системы СМИ в ХХ в. Тенденции монополизации.

Основной закон духовного развития человечества состоит в смене субъективного отношения человека к окружающему миру на объективное, что возможно только при овладении информацией определенного уровня.

Массово-коммуникационная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массовой информации, при тотальной распространенности и доступности информация становится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой информации изменяется в соответствии с информационными интересами и потребностями людей. Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия.

Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей
и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека.

Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д.

Тема 2.5. Появление радио и телевидения.

2.5.1.Взаимодействие СМИ и общества в различных социально - политических системах. История развития радиовещания. Этапы развития телевидения в России.

1 2 3 4 5