">
Психология Общая и социальная психология
Информация о работе

Тема: Социальное действие в работах Макса Вебера и Лестера Уорда

Описание: Социальное действие в работе М. Вебера. Основные социологические понятия. Социальное действие. Психические факторы цивилизации. Сравнительный анализ теорий и взглядов. дйствие, которое по предлагаемому действующему лицу по смыслу соотносится с действиями других людей.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Общая и социальная психология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 18
Поднять уникальность

Похожие работы:

Факультет социальных наук

Кафедра общей социологии и социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Социальное действие в работах Макса Вебера и Лестера Уорда».

Научный руководитель:

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………..….………….3

Глава 1 Социальное действие в работе М. Вебера «Основные

социологические понятия».………………………………….…….……… 4

Глава 2 Социальное действие в работе Л. Уорда « Психические факторы

цивилизации»……………… …………………….…………..……………...8

Глава 3 Сравнительный анализ взглядов и теорий………..………….…...11

Заключение………………………………………………………….….……13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….…..….…...14

Введение.

Цель данной курсовой работы - сравнить проблемы в текстах М. Вебера и

Л. Уорда.

Задачи, для реализации поставленной цели:

* проанализировать проблемы в текстах;

* выявить сходства и различия во взглядах;

* сделать выводы по анализированной литературе.

Объект исследования – социологические взгляды, изложенные в данных текстах, идеи.

Предмет исследования – сходство и различие во взглядах Макса Вебера и Лестера Франка Уорда.

Методами исследования выступают общенаучные методы: логический и сравнительный.

Первоисточниками для написания курсовой работы являются труды Макса Вебера «Основные социологические понятия» и «О некоторых категориях понимающей социологии», Лестера Уорда «Психические факторы цивилизации».

Структура курсовой работы: введение, основная часть, состоящая из 3х глав Глава 1. Социальное действие в работе Макса Вебера «Основные социологические понятия», Глава 2. Социальное действие в работе Л. Уорда "Психические факторы цивилизации", Глава 3. Сравнительный анализ, заключение и список литературы.

Глава 1. Социальное действие в работе М. Вебера

«Основные социологические понятия».

Макс Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, ученый, основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Вебер оставил богатое теоретическое наследие, оказавшее существенное влияние на развитие методологии социального познания. Макс Вебер сначала изучал экономическую историю и исследовал проблемы взаимодействия экономики с другими науками человеческой деятельности. Вскоре решил заниматься социологией экономического поведения людей. В последние годы жизни Вебер занимался политической социологией и публицистикой. Его научный авторитет сделал его классиком современной социологии.

В своих методологических исследованиях Вебер, в сущности, присоединился к неокантианскому варианту антинатуралистического обоснования исторической науки.

Теория социального действия – это «ядро» социологии М.Вебера, он создал одну из наиболее фундаментальных концепций социологической науки за все время ее существования — теорию социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей.

Социология, по Веберу, должна быть понимающей, объясняющая исследуемые действия, через поведение людей, которое всегда осмысленно. Смысл не является предметом изучения психологии, понимающая социология не часть психологии. Смысл - часть социального действия. Социальные институты существуют лишь в той мере, в которой индивиды в своих действиях ориентируются на них.

Социальное действие – действие, которое по предлагаемому действующему лицу по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или предполагаемое будущее поведение других. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей.

Так, например, «деньги» служат средством обмена, которое действующее лицо принимает потому, что ориентирует свои действия на ожидание готовности со стороны многочисленных незнакомых и неопределенных «других» в свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена.

Индивид может быть реальным действующим лицом.

2 компонента структуры социального действия:

Мотив, без которого не происходит никакого действия. Мотив в любом случае носит субъективный характер.

Ориентация на других людей, без которой действие не будет являться социальным.

Социальное действие не идентично ни:

а) единообразному поведению многих людей;

б) поведению, на которое влияет поведение других, «массы» людей.

Рассеянные массы людей могут влиять на индивида, он будет воспринимать их поведение как поведение большинства, в свою очередь, он считает себя частью массы. Различные события и действия у человека в толпе вызывают разнообразные чувства, аффекты с легкостью, по сравнению с тем, если бы при этих же причинах он находился в одиночестве.

Вебер выделял 4 типа социального действия:

целерациональное – является наиболее важным, идеальным типом, другие виды поведения считаются отклонением.

«ориентированное исключительно на средства, которые (субъективно) считаются адекватными для (субъективно) однозначно сознаваемых целей». В нем Вебер соединяет реальность смысловую и психологическую, где они ещё тождественны. В нем мы понимаем смысл действия и самого действующего.

По мере убывания рациональности действие становится менее понятным;

ценностно-рациональное – действующий соотносит свои поступки с ценностью как с целью, в соответствии со своими убеждениями. Действие и его цель совпадают;

аффективное – основано на эмоциональном состоянии индивида, в нем также как и в ценностно - рациональном действии смысл в определенном поведении;

традиционное – базируется на долгой привычке, подобно реактивному подражанию. Реакция на возбудители, протекает по когда-то принятой установке.

Четыре указанных вида действия расположены Вебером в порядке возрастания рациональности. Традиционное и аффективные действия не будут, в полной мере, являться социальными, так как они не полностью осмысленны. Ценностно-рациональное действие содержит в себе субъективно-рациональный момент, поскольку действующий сознательно соотносит свои поступки с определенной ценностью как целью.

В реальном поведении человека могут присутствовать моменты всех видов социального действия. В разных типах общества могут преобладать те или иные виды социального действия. Например, в индустриальном типе общества преобладает целерациональное действие, но имеют место быть и все остальные виды, в разной степени. Вебер отмечает, что эти 4 типа не исчерпывают всех видов ориентации человеческого поведения.

В учении Вебера рациональность подразделяется на формальную и материальную, различие между ними существенно.

Материальная рациональность связана с ценностно-рациональным типом действия, формальная – с целерациональным, что превращает её в рациональность самому по себе.

Общество постепенно развивается из традиционного в современное, основывается на формальном рационализме. «Внешнее действие не может быть названо социальным, если оно ориентировано только на поведение вещных объектов. Внутреннее отношение носит социальный характер, если оно ориентировано на поведение других». 

Хозяйствование индивида социально, если оно принимает во внимание поведение других. То есть, если в хозяйствовании есть признание третьими лицами фактических прав данного индивида распоряжаться своим хозяйством по своему усмотрению.

«Феномен обусловленности массовостью и феномен подражания не разделяются четкими границами, являют собой пограничные случаи социального действия».

Причина недостаточной четкости границ объясняется тем, что ориентация на поведение других и смысл собственного действия далеко не всегда могут быть однозначно установлены или даже осознаны, а еще реже — осознаны полностью. «Уже по одному тому далеко не всегда можно уверенно разграничить простое «влияние» и осмысленную «ориентацию». Однако концептуально их разделять необходимо, хотя чисто «реактивное» подражание имеет, по крайней мере, такое же социологическое значение, как «социальное поведение» в собственном смысле слова. Социология занимается отнюдь не одним «социальным действием», но оно являет собой (во всяком случае, для той социологии, которой мы здесь занимаемся) ее центральную проблему, конститутивную для нее как для науки. Впрочем, тем самым мы отнюдь не утверждаем, что эта проблема вообще важнее других».

Таким образом, социологическое понятие действия вводится Вебером через понятие смысла. Социальное действие - действие по смыслу, ориентированное на поведение других. Вебер выделят 4 вида социального действия – традиционное, аффективное, ценностно-рациональное, целерациональное. Они упорядочены в порядке возрастания рациональности, а значит и понятности. Подлинный предмет понимающей социологии - смысловая связь поведения.

Глава 2. Социальное действие в работе Л. Уорда "Психические факторы цивилизации"

Лестер Уорд (1841—1913) – американский социолог, по профессии геолог, палеоботаник. Несмотря на то, что стал заниматься социологией в зрелом возрасте, являлся основателем и первым президентом Американского социологического общества, позднее (1906-1908) Американской социологической ассоциации. Одной из его главных работ является "Психические факторы цивилизации" (1893, русский перевод — 1897). Является ярким представителем психологического эволюционизма, течения конца XIX — начала XX в., в котором рассматривали процесс развития общества от простого к сложному, в зависимости от развития разума, сознательной деятельности людей. Благодаря психической деятельности человека на каждом новом этапе накапливается лучшее достигнутое предыдущего этапа. Люди в обществе живут и действуют, они наделены сознанием и психикой, поэтому социальная эволюция не только природное и биологическое явление. В ее основе психологические принципы и механизмы общественной деятельности.

Целенаправленные, осознанные действия человека в обществе, которые приводят к его развитию, Уорд называет в своей книге телезисом. Эволюционный процесс состоит из двух составляющих генезиса и телезиса. Генезис - предмет прикладной социологии, так как говорится об эволюции общества за счет сознательного воздействия людей на социальные процессы. Уорд стремится объединить изучение природного и социального в социологической науке. Человек — посредник между природным и социальным, так как он наполовину природное, наполовину общественное существо.

Для жизни человека необходимы 2 функции: питание и размножение. Желание - первичная социальная сила, объясняет личное поведение человека. Для удовлетворения первичных желаний главным является труд. Когда достигнуть этого не получается человек прибегает к обману, который выступает как разновидность труда. Существует 2 рода желаний: вкусовой и половой аппетиты. А удовлетворение желаний подразумевает чувство, функцию, действие. Чувства вызывают функции, при совершении которых достигается цель. Чувство и функция различны, между ними нет физиологического соотношения. Желания - психические силы, пока "живут" "внутри" индивида. Сразу после того как они осознаются, они становятся интересами и превращаются в социальные силы. При удовлетворении желаний человек возвращается в психологическое состояние, в котором находился до их появления. На основе первичных желаний возникают более сложные, вторичные, — интеллектуальные, моральные и эстетические силы — желания. Главной среди вторичных социальных сил является интеллект.

Действующее лицо, при осуществлении своих намерений, стремится обеспечить выгоду или избежать вреда. Целью человека является счастье. Социальные силы, которое Уорд называет "психические силы, действующие в коллективном состоянии человека" побуждают человека к действию, определяют его поведение. Следовательно, он считал, что социология основывается на психологии.

Действие преобразующая сила, а субъективная эволюция представляет продукт всей суммы работы этой силы, направленной в разные стороны.

Без человеческого воздействия предметы находятся в состоянии покоя. Причиной социального явления является человеческое действие. А так как в продолжении большей части своей истории был обобществленным существом и так как главные результаты деятельности достигались благодаря социальному сотрудничеству, то обыкновенно и вполне справедливо такое действие назвают социальным.  Законы и принципы этих действий относятся к социальной науке, или социологии, значит эта наука опирается на субъективную психологию. Субъективная философия есть философия действия.

Изменения, которые происходят в окружающем мире, произошли благодаря организму, действовавшего под влиянием психических и жизненных сил. Происходят изменения после того как сознательные желания начали определять поступки. Двигательная сила ума – потребности. Если общество было сознательным деятелем, представляющим своей целью развитие, то были бы обеспечены большие выгоды. Но общество еще не сознает свою цель. Оно извлекает пользу из результатов деятельности людей.

Поведение человека определяется и репродуктивными силами, к которым он относил в первую очередь любовь, выступающую в самых различных формах. В природе этих сил он видел источник неравенства. Репродуктивные силы и желания – стимулы индивидуального поведения.

Уорд говорил еще и о психических факторах цивилизации, которые он подразделял на три группы: субъективные, объективные и социально синтезированные. Субъективные факторы — это различные проявления души: чувства, волевые акты, эмоции и т.д. Объективные факторы — это интуиция, способность к изобретению, интеллект, проявление творческого духа. Факторы социального синтеза — это экономия ума, экономия природы, социальные аспекты воли и интеллекта.

Психологический эволюционизм американского социолога — это результат столкновения психической природы индивида с общественными условиями его жизни. Социальный прогресс общества обеспечивается особыми социогенетическими силами. Эти силы подразделяются им на интеллектуальные и моральные. Они лежат в основе стремлений людей приобретать знания и образование.

Таким образом, социальное действие – причина социального явления. Действие является посредником между чувство и функция, при объединении всех трех удовлетворяется желание. Действие человека в обществе приводит к его развитию. Уорд внес заметный вклад в развитие социологии, он пытался доказать, что главную роль в социальной эволюции играет психология человека и его воля.

Глава 3. Сравнительный анализ теорий и взглядов М. Вебера и Л. Уорда

Вебер и Уорд оба писали о социальном действии. Оба пытаются объяснить причину социального действия. У Макса Вебера человек вкладывает в действие смысл, что означает соотнесение с окружающим миром. У Вебера действия мотивированны, осмысленны и ориентированы на других. У Лестера Уорда главной причиной, побуждающей человека к действию, является желание. Эмоции играют большую роль в общественной жизни. У Вебера действие субъекта ориентировано на других и у Уорда результаты действия достигаются благодаря сотрудничеству.

Микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов, из этого можно сделать вывод, что оба социолога придерживаются этой модели, в этом их сходство.

Отличие в теориях двух социологов в том, что у Вебера поведение людей основано на смысле, который не является предметом изучения психологии и его понимающая социология не является частью психологии. А Уорд считал, что социальные силы побуждают его к действию и определяют поведение человека, следовательно, психология основывается на психологии.

Вебер выделяет 4 вида социального действия и располагает их в порядке возрастания рациональности. Уорд не выделяет видов, А говорит, что действия – преобразующие социальные силы и делит их на первичные, из которых вытекают вторичные.

Таким образом, взгляды этих социологов имеют различия в изучении социального действия, с точки зрения психологии. Сходства в их взглядах тоже присутствуют, действия напрямую или косвенно зависят от общества; оба придерживаются микросоциологической модели.

Заключение.

У Вебера социологическое понятие действия вводится через понятие смысла. Социальное действие - действие по смыслу, ориентированное на поведение других. Вебер выделят 4 вида социального действия, которые упорядочены в порядке возрастания рациональности и понятности. Подлинный предмет понимающей социологии - смысловая связь поведения.

По Уорду, социальное действие – причина социального явления. Действие является посредником между чувством и функция, при объединении их удовлетворяется желание. Действие человека в обществе приводит к его развитию.

Сравнив взгляды этих социологов, можно сделать вывод, что у них имеются различия в изучении социального действия, с точки зрения психологии. Сходства в их взглядах тоже присутствуют, действия напрямую или косвенно зависят от общества; оба придерживаются микросоциологической модели.

Список литературы:

Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.- С. 602-643

Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии / М.Вебер // Западно-европейская социология XIX- начала XX веков / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. – С. 491- 506.

Вебер М. Понятие социологии и «смысла» социального действия //Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш. гик., 2006.с.-40

Уорд, Л. Психические факторы цивилизации / Л. Уорд. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.

Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.