">
Психология Педагогическая психология
Информация о работе

Тема: Изучение выраженности волевых качеств в подростковом возрасте

Описание: Теоретические аспекты особенностей воли в подростковом возрасте. Определение понятия воля . Выраженность качеств подростка. Эмпирическое изучение волевых качеств подростка. Организация и методы исследования. Результаты изучения качеств.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Педагогическая психология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 19.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 43
Поднять уникальность

Похожие работы:

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Изучение выраженности волевых качеств в подростковом возрасте

)

Курсовая работа защищена:

«___»___________2012г.

Оценка ______________

2012

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава I. Теоретические аспекты особенностей воли в подростковом возрасте. . .

1.1. Определение понятия «воля» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.2. Выраженность качеств подростка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава II. Эмпирическое изучение волевых качеств подростка. .

2.1. Организация и методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2. Результаты изучения волевых качеств . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Введение

Актуальность изучения волевых качеств в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества.

Многие ученые, исследующие психологию подросткового возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности.

Для подростка воля как черта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая.

У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.

Родители и учителя оказывают влияние на формирование личности подростка и именно поэтому пристальное внимание к вопросам формирования и воспитания воли в подростковом возрасте - важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.

Цель курсовой работы состоит в исследовании выраженности волевых качеств в подростковом возрасте.

Реализация данной цели возможна через решение следующих исследовательских задач:

Анализ психолого-педагогической литературы;

Эмпирический метод: тестирование;

Методы обработки данных; метод интерпретации.

Методики, используемые в исследовании:

методика «Самооценка силы воли»;

методика «Социальная смелость».

Объектом данного исследования являются волевые качества подросткового периода.

Предмет исследования: волевые качества личности подростка.

Научная новизна данной работы заключена в попытке комплексного исследования выраженности волевых качеств в юношеском возрасте.

Практическая значимость заключается в возможности использовать материалы проведенного исследования в практической работе школьных психологов, при проведении психодиагностики.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложения.

Глава I. Психологические особенности воли

Определение понятия «воля»

В отечественной психологии воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Умение владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал Л.С. Выготский, — когда имеется налицо овладение собственным поведением» [2].

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности [1].

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности.

Прежде всего, волевым актом можно называть только действия или процессы целеподчинения. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы можно разделить на две группы: непроизвольные. К ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти. И преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.

Воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.

Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Волевые особенности личности (по К.К. Платонову)

Настойчивость - это систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленную по времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности.

Упрямство - это волевой акт, который проявляется в неуступчивости, в стремлении добиться своего даже вопреки здравому смыслу и оттого кажущееся бессмысленным (правда, не с точки зрения самого субъекта). Это проявление «негативного» упорства.

Решительность - это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т. е. когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения.

А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных людей неодинакова. Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств, следует рассматривать как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой» [4].

П.А. Рудик отмечает, что «изучение структурных особенностей волевых качеств личности имеет своим следствием научное психологическое обоснование средств и методов воспитания этих качеств. Вне такого психологического изучения методика волевого воспитания приобретает грубо эмпирический характер и нередко приводит к результатам, противоположным тем целям, которые ставил перед собой воспитатель» [3].

Выраженность волевых качеств подростка

В подростковом возрасте, как отмечает А.И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически. Настойчивость проявляется только в интересной работе [2].

Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению волевой сферы. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали, снижается выдержка, самообладание.

Возрастает смелость (которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления). Под влиянием патриотических чувств подростки могут совершить даже героический поступок, что неоднократно наблюдалось во время Великой Отечественной войны.

В то же время, как показали В.И. Камышова и И.К. Петров, подростки 12-14 лет переоценивают уровень развития у себя волевых качеств, особенно терпеливости и энергичности (по В. К. Калину). У школьников 12 лет наблюдается дисгармония в развитии основных волевых качеств, но уже в 13 лет появляется некоторая гармония. Пятнадцатилетние подростки в целом адекватно оценивают развитие у себя основных волевых качеств самооценка и оценка со стороны группы совпадают. Но эти подростки склонны к переоценке настойчивости, самостоятельности, целеустремленности [1].

Для подростка воля (и как черта другого человека, сверстника или взрослого, и как желаемая собственная черта) стоит на одном из первых мест. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для подростка идеалом, на который он хотел бы походить и которому старается подражать. Именно такой высокой оценкой подростками волевых свойств личности и объясняется то, что ребята в качестве перспективы самовоспитания чаще всего выдвигают задачу воспитания воли.

Однако как раз про подростков принято говорить, что у них слабая воля, более слабая, чем у детей других школьных возрастов. Подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения. Правда, это больше относится к младшим подросткам, но и среди старших немало таких. Не меняет дела и акселерация. Напротив, при ускоренном физическом и в некоторой степени психическом развитии особенно бросается в глаза отсутствие волевых качеств.

Безусловно, развитие воли по мере взросления ребенка не идет вспять. И уровень развития воли у подростка сам по себе не становится ниже. Просто подростки живут и действуют в более сложной социальной ситуации, требующей от них более высоких форм саморегуляции, в том числе и более сложных проявлений волевого поведения, к чему они не всегда готовы.

В подростковом возрасте и учебная деятельность ребенка, и положение его среди окружающих существенно меняются. Учение (как и все другие виды деятельности, в том числе общественная и трудовая) становится более сложным, требующим значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности. Отношение взрослых к подростку также меняется: они ждут от подростка более зрелого, более «взрослого» поведения, предполагающего проявление волевых качеств личности. И это понятно: ведь подросток становится и более разумным, и более сильным, и более развитым физически.

В семье повышение требований к подростку в значительной степени обусловлено реальной нуждой родителей в его помощи. В домашнем обиходе часто действительно бывает востребована физическая сила подростка, его знания и умения. Огромное значение для подростка имеет то положение, которое он занимает в коллективе сверстников. Для подростка именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым они всячески стремятся. Но так как требования сверстников и взрослых часто расходятся, то приходится делать выбор, а всякий выбор, как известно, - важнейшая составляющая волевого поведения.

И на все это накладываются возможности и потребности самого подростка.

У подростков много новых разнообразных интересов, выходящих далеко за пределы школы и учения. Они начинают увлекаться спортом, техникой, различными видами искусства. У них возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению в компании сверстников. Все это в какой-то степени отвлекает подростков от выполнения их основных обязанностей и создает дополнительные трудности в смысле управления своим поведением [1].

Одновременно с этим у подростков (особенно у старших) уже складывается умение анализировать свое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственные образцы для подражания, собственные требования к себе. Причем эти требования часто не совпадают с возможностями подростков им соответствовать. В результате подростки нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает у них недовольство собой, чувство неполноценности. Понятно, почему многие ребята начинают стремиться к воспитанию в себе именно этих качеств.

Таким образом, налицо расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и интересами ребенка, с другой - между его возможностями и собственными требованиями к себе. Нужен уже достаточно высокий уровень развития воли, чтобы эти расхождения преодолеть. И как раз этого уровня чаще всего подростки еще не достигают. Зная все это, взрослые лучше смогут понять поведение подростков, их особенности, их переживания и конфликты.

Наблюдения показывают, что очень часто ребята проходят стадию так называемого классического волевого акта. Они переживают острую борьбу мотивов (делать ли то, что надо, или то, что хочется), после чего появляется намерение и, наконец, осуществляется его исполнение. Однако такого рода произвольное поведение очень сложно и трудно.

Дело в том, что у подростков очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого. Скажем, надо сделать выбор: сесть за приготовление уроков или продолжать компьютерную игру. И подросток незаметно для себя начинает подыскивать аргументы в пользу игры (дискету надо отдавать, по физике завтра, наверное, не спросят). Словом, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, мешают принять разумное решение.

Как правило, подростки не умеют предвидеть те последствия своего поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния. Часто бывает подросток намерен поступить так или иначе под влиянием владеющего им в данный момент чувства. Но постепенно эмоция ослабевает, и у подростка, предоставленного самому себе, намерение остается невыполненным. Вот почему так важно поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли.

Точно так же добрые намерения могут оказаться невыполненными потому, что силы свои подросток рассчитать не может. Вот он решает добиться хороших отметок по какому-то школьному предмету; быстро это сделать не удается и его намерение ослабевает. Задача взрослого - помочь ему правильно рассчитать свои силы, распределить время.

Формирование чувства долга, ответственности и вообще всех нравственных чувств начинается очень рано, и в подростковом возрасте эти чувства могут достигать уже достаточно высокого уровня. Но если это не сопровождается выработкой соответствующих нравственных привычек, может выйти так, что, несмотря на все усилия, подросток не может противостоять соблазну поступать так, как ему в данную минуту хочется. Он ведет себя наперекор своим нравственным чувствам, и это заставляет его переживать недовольство самим собой, раскаяние и даже приводит к снижению самооценки. Вот почему так важно обратить внимание на выработку именно привычек нравственного поведения.

Глава II. Эмпирическое исследование волевых качеств подростка

2.1 Организация и методы исследования

В ходе изучения волевых качеств были проведены 2 методики.

Методика «Социальная смелость», является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттела (фактор Н). В исследовании принимали участие подростки, учащиеся 5 класса (9 человек) МБОУ «Савалеевская СОШ» Заинского муниципального района.

Данная методика представляет собой анкету, содержащую 13 вопросов. Отвечая на них, подросток имеет выбор из 3 ответов.

Обработка данных опроса: за ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» — 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1,2,4, 6, 8,10, 12,13 и ответы «нет» по пунктам 3,5,7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.

Результаты:

22-26 – высокая социальная смелость;

18-21 – средняя социальная смелость;

0-17 – низкая социальная смелость.

Выводы: чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость.

Методика «Самооценка силы воли». В исследовании принимали учащиеся 5 класса (9 человек) МБОУ «Савалеевская СОШ» Заинского муниципального района.

Методика описана Н. Н. Обозовым (1976) и предназначена для иной характеристики проявления «силы воли»

Инструкция:

на приведенные 15 вопросов можно ответить

«да» — 2 балла;

«не знаю» или «случается» — 1 балл;

«нет» — 0 баллов.

При ответе необходимо сразу ставить очки.

Подводя итог, подсчитывается сумма набранных баллов:

0-12 баллов — «сила воли» слабая;

13-21 — «сила воли» средняя;

22-30 баллов — «сила воли» большая.

2.2 Результаты изучения волевых качеств

Анализ результатов, полученных после проведения методики «Социальная смелость» (Приложение 1)

Сводная таблица результатов тестирования «Социальная смелость» № Ф.И.О. учащегося Балл Результат  1 Бородина Я. 18 Средняя  2 Исаков В. 22 Высокая  3 Исаков Е. 18 Средняя  4 Пляшев А. 19 Средняя  5 Рябова Д. 19 Средняя  6 Санников М. 20 Средняя  7 Слепцова О. 14 Низкая  8 Хабибуллина В. 16 Низкая  9 Черкасова А. 19 Средняя  

Выраженность социальной смелости

Уровни Мальчики Девочки   Количество человек % соотношение Количество человек % соотношение  Высокий 1 25 0 0  Средний 3 75 3 60  Низкий 0 0 2 40  

В данном исследовании мы получили то, что высокая социальная смелость более выражена у мальчиков (25 %); у девочек данный уровень отсутствует. Средний уровень социальной смелости более выражен у мальчиков 75 %, у девочек 60 %. Низкий уровень среди мальчиков не выявлен, у девочек же низкий уровень имеют 40 % учащихся. Данные опроса позволяют сделать нам следующие выводы: социальная смелость среди учащихся5-ого класса более выражена у мальчиков, чем у девочек.

Анализ результатов, полученных после проведения методики «Самооценка силы воли» (Приложение 2)

Сводная таблица результатов тестирования «Самооценка силы воли» № Ф.И.О. учащегося Балл Результат  1 Бородина Я. 15 Средняя  2 Исаков В. 20 Средняя  3 Исаков Е. 19 Средняя  4 Пляшев А. 19 Средняя  5 Рябова Д. 20 Средняя  6 Санников М. 12 Слабая  7 Слепцова О. 11 Слабая  8 Хабибуллина В. 19 Средняя  9 Черкасова А. 21 Средняя  

Выраженность самооценки силы воли

Уровни Мальчики Девочки   Количество человек % соотношение Количество человек % соотношение  Большая 0 0 0 0  Средняя 2 50 4 80  Слабая 2 50 1 20  

Рассмотрим полученные результаты самооценки силы воли у мальчиков и девочек 5-ого класса.

Мы получили, что большая «сила воли» не характерна как для мальчиков, так и для девочек 5-ого класса. Средняя «сила воли» у мальчиков представлен в 50 %, (2 человека) у девочек в 80 % (4 человека). Слабая «сила воли» более выражена у мальчиков 50 %, у девочек же данный уровень составляет всего лишь 20 %.

Таким образом, «сила воли» в 5 классе более выражена среди девочек, чем у мальчиков.

Заключение

Выполненная работа дает общее представление о психологии волевых процессов в подростковом возрасте. В данной работе представлена характеристика подросткового возраста, как переходного, критического, трудного, но и жизнеутверждающего, направленного в будущее.

Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей, он может получить то, что хочет, если будет деятелен и энергичен. В действительности для большинства людей все эти возможности ограничены, так как современное общество основывается на принципе индивидуального соперничества.

Именно поэтому вопросы изучения и развития воли в подростковом возрасте особенно актуальны в настоящее время.

В рамках курсовой работы мною представлена не только теория, которая составляет первую часть моей работы. Но и практическая часть. В ходе которой были проведены две методики. В качестве испытуемых мною был выбран 5-ый класс в количестве 9 учащихся МБОУ «Савалеевская СОШ» Заинского муниципального района.

Выводы: Первая методика «Социальная смелость» показала, что уровень социальной смелости среди учащихся 5-ого класса не достаточно высок. И занимает среднее положение.

Из результатов второй методики «Самооценка силы воли» видно, что сила воли у мальчиков и девочек 5-ого класса выражена не достаточно. Однако лидирующее положение занимают девочки.

Список использованной литературы

Ильин Е.П. Психология воли / [Текст] - СПб., 2000.- с.114-254.

Выготский Л.С. Волевая активность школьников и методы ее изучения / [Текст] Рязань, 1999.

Калин В.К. Волевая регуляция деятельности / [Текст] Автореф. докт. дисс. Тбилиси, 1989.

Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека / [Текст] - Весник СпбУ-1995.-№3

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / [Текст] Э. Берн. — М., 1990. – 123 с.

Брихцин М. Воля и волевые качества / [Текст] Психология личности в социалистическом обществе. - М., 1989.

Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // [Текст] Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.

Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / [Текст] Л. А. Йовайша - М., 2001. – 312 с.

Мюнстерберг Г. Психология и учитель, / [Текст] - М., 1997.

Немов Р.С. Психология / [Текст] Кн.1.-М., 1995.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / [Текст] -СП., 1999.

Селиванов В.И. Воля и ее воспитание / [Текст] - Рязань, 1992.

Селиванов В.И. Избранные психологические труды / [Текст] - Рязань, 1992. - 194с.

Столяренко Л.Д. «Общая психология» / [Текст] Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 2000. – 321 с.

Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств / [Текст] - СПб., 1999.

Интернет страницы

http://soulsick.ru/content/view/529/52/

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/04.php

http://www.allengl.ru

http://sbiblio.com/biblio/archive/ilin_psi/03.aspx

Приложение 1

Методики изучения волевых качеств

Тест «Социальная смелость»

Текст опросника

1. При общении с людьми я:

а) с готовностью вступаю в разговор;

б) нечто среднее;

в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.

2. Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей

а) да,

б) нечто среднее,

в) нет

3. Я всегда рад оказаться среди людей, например в гостях, на танцах, на какой-либо к коллективной встрече

а) да,

б) нечто среднее,

в) нет

4. Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту, опыту и положению

а) да,

б) нечто среднее,

в) нет

5. Мне трудно говорить или декламировать перед большой группой людей

а) да,

б) нечто среднее,

в) нет

6. Волнение перед выступлением в присутствии многих людей я испытывал

а) довольно часто,

б) иногда,

в) почти никогда

7. Когда я нахожусь в большой группе людей, то я предпочитаю молчать и предоставив слово другим

а) да,

б) нечто среднее,

в) нет

8. Мне легко вступить в контакт с людьми во время различных общественных мероприятий

а) верно,

б) не уверен

в)неверно

9. Когда требуется немного дипломатии и умения убедить людей что-либо сделать, с обычно просят меня

а)верно

б) не уверен

в)неверно

10. Я считаю себя открытым общительным человеком

а) да,

б) нечто среднее,

в) нет

11. В общении я

а) свободно проявляю свои чувства,

б) нечто среднее

в) держу свои переживания «про себя»

12. Мне не очень нравится когда смотрят как я работаю

а) да б) нечто среднее, в) нет

13. Я отношусь к типу энергичных людей, которые всегда заняты

а) да, б) не уверен, в) нет

Приложение 2

Методики изучения волевых качеств

Тест «Самооценка силы воли»

Текст опросника

В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней

Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день

Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью

Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны

Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного как было запланировано вечером

Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания

Быстро ли Вы отвечаете на письма

Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения

Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство которое Вам рекомендовал врач

Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова

Без колебании ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город если это необходимо

Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня времени пробуждения, приема пищи, занятии, уборки и прочих дел

Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам

Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной работы. Так ли это?

Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?