">
Психология Педагогическая психология
Информация о работе

Тема: Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе

Описание: Массовая работа в вузах. Системность единства. Предметно-ориентированное. Принцип теоретического и эмпирического. Доступность, наглядность, активность. Принцип связи изучения психологии с жизнью. Учебный план. Перечень дисциплин. Трудоемкость образовательных программ.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Педагогическая психология.
Тип: Курсовая работа
Дата: 29.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 7
Поднять уникальность

Похожие работы:

45вопросВнеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе.Внекл-ая работа по психологии м.носить как уч-ый,так и внеуч-ый характер.Она м.б.напр-на на расширение знаний в области нч-й и практич-ой псих-ии,а также являться психологическим сопровождением личностногоRучащихся и студентов.Целью внекл-ой работы уч-го характера яв-ся расширение и углубление знаний школьников по опред-ым областям психолог-их знаний,кот-ым не уделяется достат-го внимания в рамках уч-го курса псих-ии.Внекл-ая работа осущ-ся в индивид-ой,групп-ой или массовой форме.Индивид-ая работа-это работа с отдельными учащимися с целью руководства их самостоятельным психологическим образованием или нч-ми занятиями.Проводится обычно в виде индивид-ых уч-х консультаций.Гл-е их достоинство заключ-ся в том,что студенты и учащиеся получают возм-ть неформ-го делового общения с преподом.Групповая работа-это систематическая работа,проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся,направ-ая на углубление их знаний и практич-их умений.Проводится обычно в форме кружков,творческих нч-ых групп, молодежных секций психол-их обществ.Такая работа подразумевает гибкие организационные формы,дает возм-ть варьировать содержание занятий и осущ-ть индивид-ый подход к учащимся. При организ-ии кружка необх.заинтерес-ть учащихся,показать им, что эта работа не яв-ся дублированием классных занятий.Для кружка исследовательского типа рук-ль выбирает увлекательную тему и, разрабатывая ее,строит работу т.о,что учащиеся,сталкиваясь с цепочкой трудностей,проблем и решая их осущ-ют творческую д-ть.

Занятия кружка проводятся1-2раза в неделю и продолж-ся 45 минут.Кол-во членов каждого кружка не д.превышать12-15чел. Практическая работа организ-ся в творческих группах по2-3чел.Значит-ая часть времени на занятиях посвящается индивид-ой работе учащихся,меньшая-выступлениям препода или учащихся.К организационной работе кружка следует привлекать самих учащихся и студентов:необх.выбрать старосту или председателя,его заместителей,секретаря и т.д.На занятиях желательно создавать атмосферу свободного обмена мнениями и активной дискуссии.М.сделать посещение кружка открытым.В вузах групповая внеауд-ая работа чаще связана с научно-исследов-ой д-ью.Под нч-ым руководством препода работают творческие проблемные группы,кот-е разрабатывают актуальные исследоват-ие темы.Традиц-ми формами организ-ии нч-ой студ-ой жизни яв-ся студенческие нч-ые общества,молодежные секции психолог-их обществ,кот-е проводят ежегодные студ-ие нч-ые конференции.В качестве внекл-ой работы м.также рекомендоваться занятия,ориентир-ые на личные пробл-ы шк-ов:диспуты,вечера вопросов и ответов,уроки псих-ии личностно-ориентированного типа. Содержание и виды д-ти в значит-ой степени ориентир-ны на интересы учащихся,стадию психич-гоRна кот-й они в данный момент находятся,а также ситуацию,кот-я складыв-ся в группе на данный момент.Исп-ся практич-ие методы обуч-я: обсуждение,практические упражнения и игры.Психол-ие тренинги-одна из распростр-ных форм провед-ия таких внекл-ых занятий. Методика их проведения довольно подробно описывается в многочисл-ых пособиях и руководствах по практич-ой психологии.Массовая работа-это эпизодическая работа в рамках большой аудитории.проводиться в форме лекций,бесед,вечеров и конференций,конкурсов,олимпиад,экскурсий.Гл.цель таких меропр.яв-ся привлечение интереса учащихся и студентов к психол-ким знаниям,стимулир-ие их к более глубокому и всестороннему изучению псих-ии.Особый интерес предст-ют лекции и беседы,на кот-е приглашаются для выступления авторитетные специалисты,работающие в опред-ой области науки или практич-ой психологии.

Вечер, как всякое массовое меропр-ие, требует четкой организ-ии. Цель вечера-раскрыть в строгой послед-ти и интересной форме целую тему.выступления д.б.краткими и четкими. Если этого не сделать, то вечер м.затянуться и вм. пробужд-я интереса вызовет обратную реакцию.Продолжит-ть вечера1,5-2 часов. Если вечер будет недолгим,но очень интересным,то след-го вечера учащиеся б.ждать с нетерпением. организуются в традиционной форме чередующихся сообщений учащихся с широким исп-ем демонстрац-ых психоло-их опытов и ‘кспериментов .Конференции пров-ся как итог опред-ой учебно-исслед-ой работы группы учащихся или студентов.Гл.их отличие от вечеров-более серьезная психоло-ая тематика.

интересная форма внекл-ой работы по псих-ии яв-ся психолл-ая олимпиада шк-ков. Ежегодно проводятся городские,районные, областные,краевые и респ-кие олимпиады.Традиционно проводятся экскурсии в музеи, на природу или на предприятия.

8 вопросПринципы обучения — это руководящие идеи в организ-ии уч-ых занятий,нч-но обоснов-ые рекомендации,правила,нормы,регулирующие проц.обуч-я.Принципы зависят от целей обуч-я и дидактической концепции. Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические принципы обучения. Принцип нч-ти требует,чтобы изуч-ый уч-ый материал соответ-ал совр-ым достиж-ям нч-ой и практич-ой психологии.Соблюдение принципа научности при обучении психологии означает,что информация,сообщаемая учащимся,д.б. доказательна.Принципсистемности предпол-ет,что уч-ый материал изучается в опред-ой послед-ти и логике,кот-е дают системное представление об уч-ой дисциплине.Изучаемый материал делится на лог-ие разделы и темы, затем устанав-ся порядок и методика работы с ними.3Принцип единства рацион-го и эмоцион-го. В соответ-ии с этим принципом обуч-ие м.б.эффект-м тогда,когда сту
денты и учащиеся осознают цели обуч-я,необх-ть изуч-я данного предмета.Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обуч-я психологии.психология д.изуч-ся объективно и беспристрастно. Принцип единства теоретического и эмпирического знания. Данный принцип яв-ся конкретизацией дидактического принципа единства конкретного и абстрактного. В соответствии с этим принципом в преподавании псих-ии д.оптимально сочетаться: описание теоретич-их идей, их лог-кие обоснования и конкретные эмпирические факты,на кот-е они опираются,конкретные примеры,кот-е их иллюстрируют.преподу не стоит чрезмерно увлекаться описанием интер-ых психоло-их исслед-й экспериментов,опытов из области практич-ой псих-ии без рассм-ия психологич-ой теории,кот-ая лежит в их основе.Принцип доступности заключ-ся в необх-ти соотнесения содержания и методов обуч-я с типом студентов или учащихся,возрастными особ-ми,ур-ем их.Rнеобх-мо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Принцип наглядности заключ-ся в исп-ии органов чувств и образов при обуч-ии. Важное знач-е имеет зрит-ые образы.зрит-ый анализатор у значит-ой части студ-ов и учащихся яв-ся ведущим,зрит-ое представление информ.яв-ся более емким-способствует лучшему пониманию материала. В преподавании психологии м. исп-ся виды наглядности, как:1) словесная, 2) художественная, 3) изобразительная, 4) практическая.Принцип активности в обучении заключ-ся в том,что эффект-ое усвоение знаний учащимися происх.тогда, когда они прояв-ют самост-ую активность в обуч-ии.Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой.Этот принцип особенно важен в школьном преподавании псих-ии.Он заключ-ся в том,что психол-ие понятия и законом-ти д.поясняться и иллюстр-ься не только нч-ми исслед-ми,но и примерами из реальной жизни,с кот.сталкив-ся учащиеся.Изуч-е псих-гии д.стимулир-ть учащихся исп-ть получ-ые знания в решении практич-их задач познания др-х людей,самопознания и самоR. Обуч-е психо-ии д.носить Rщий харак-р.Уроки психологии вып-ют здесь особую миссию.В рез-те изуч-ия курса психологии гл-ю ценность предст-ет лучшее понимание учащимися внутр-го мира др-х людей и самих себя: усвоение психол-их средств самопознания и самоR, совершенств-ие своей познават-ой д-ти,успешное и гармоничное Rотн-й с др.людьми,лучшее понимание себя как личности.

7вопросЦели препод-ния псих-ии опред-ся,с одной стороны,содержанием нач-но-психол-их знаний, а с др. стороны,типом образов-ой программы,в рамках кот-й эти знания преподаются.В. Я. Ляудис полагает, что «цель обучения психологии — теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимод-я с людьми в разл-х усл-ях их жизнедеят-ти».цели, кот-е ставятся при обуч-ии учащихся, студентов, аспирантовПО разным образов-ным программам.1. Осн-ые образов-ые программы высшего проф-го образов-я по специаль-ти«психология»цели преподавания психологии по данным образов-ым программам д.вкл.в себя:обучение фундамент-ым психологич-им знаниям;обучение прикладным психологич-им знаниям;обучение нч-но-исследов-им умениям;обучением практич-им психологич-им умениям в применении психологич-их знаний для решения практич-их задач;обучение умениям психологич-го просвещения и обуч-ия психологическим знаниям др-х людей;формир-ие психологич-ой культуры.

11вопрос. На основе гос-ых образов-ых стандартов высшего проф-го образ-я универа,академия или институт самос-но разрабатывает уч-ые планы по основным образов-ым программам.Учебный план вкл.в себя:1.перечень уч-ых дисциплин, изучаемых по данной программе;2распределение по семестрам и последоват-ть их изучения;3трудоемкость их изучения;

формы уч-ых занятий (лекции, семинары, практич. занятия, самост-ая работа);

виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).

I. Перечень уч-ых дисциплин. Психология как предметная область в разной степени представлена в разных уч-ых планах.В уч-ых планах обуч-я по специальности «Психология» психологические дисциплины составляют около 2/3, из всего перечня изучаемых предметов. По другим специальностям кол-во психол-их курсов обычно значительно меньше и зависит от проф-ой направл-ти программы. В психологии как уч-го предмета все программы высшего образов-я м. разделить на три типа:

•*- основные образов-ые программы высшего проф-го образов-я по специальности «Психология»: психологич-е дисциплины сост-ют около 2/3 от всего кол-ва изучаемых дисциплин;

-*- осн-е образов-е программы высшего проф-го среднего специального образов-я специалистов по работе с людьми(учителя, воспитатели,врачи, младший и средний медицинский персонал, юристы, менеджеры, социальные работники,итд): преподается несколько психологич-их дисциплин;

-*- осн-ые образов-ые программы высшего проф-го образов-я специалистов естественно нч-го и технического профиля:психология преподается как самост-ая уч-ая дисциплина или же в рамках курса «Психология и педагогика».

В учебном плане также определяется, в каком семестре изуч-ся определенная уч-ая дисциплина.Эта информ поможет преподу психологии правильно построить свой курс с опорой на межпредметные связи, на понимание особ-ей студ-в, находящихся на данной ступени обучения.

Трудоемкость образов-ых программ, а также изучения каждой уч-ой дисциплины обычно измеряется в российской высшей школе в академич-их часах. Исходя из уч-го плана преподу психологии необх.знать,какое кол-во часов уч-го времени отведено на изучение его дисциплины. В последнее время в России для оценки трудоемкости конкретных образов-ых программ и значимости каждой уч-ой дисциплины начинает применяться также система кредитных (или зачетных) единиц,кот-ая исп-ся в большинстве стран мира.Планируется внедрение этой системы в отечест-ое высшее образов-ие.

Уч-ый план опред-т также формы уч-ых занятий по уч-ой дисциплине:лекции, семинары, практические занятия, самост-ая работа, виды курсовых работ и практик.При планир-ии своего уч-го курса препод. психологии д. опираться на этот уч-ый план,определяя целесообраз-сть изуч-ия отде-ых тем в рамках лекций, семинарских и практич-их занятий или в виде разл-ых форм самост-ой работы.

В уч-м плане опред-тся виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен или зачет, реферат, курсовая, дипломная работы). В этой связи преподу псих-ии необх-мо знать,какая форма промежут-ой аттестации (в текущем семестре) предусмотрена уч-ым планом и в какой мере знания по его дисциплине входят в содержание итоговой гос-ой аттестации, проводимой по завершении всей образов-ой программы.