">
Психология Педагогическая психология
Информация о работе

Тема: Контрольные задания по психологии

Описание: Цели и задачи дисциплины. Сечто в структуре ПООП. Требования к результатам освоения. Вид учебной работы. Содержание разделов. Распределение часов по видам занятий. Семинарское и практические. Важность соответсвие данных требованиях в контрольных работамх.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Педагогическая психология.
Тип: Контрольная работа
Дата: 30.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 46
Поднять уникальность

Похожие работы:

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА» имени Ю.А.Сенкевича

 КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Психология

Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

   

Москва 2012

Методические указания и контрольные задания

составлены в соответствии с учебной программой

по специальности 080100.62 Экономика организаций и предприятий

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели:

Формирование у студентов психологического мировоззрения, умения психологического анализа конкретных ситуаций общения и поведения, стереотипных управленческих задач, навыков применения методик их разрешения в условиях рыночной экономики

Сформировать представления о закономерностях психической деятельности личности, параметрах конструктивного делового общения. Дать теоретические знания в виде системы понятий и соответствующих концепций, составляющих основу данной научной дисциплины.

В процессе рассмотрения психологических вопросов продемонстрировать их значимость для решения прикладных практических задач в профессиональной деятельности специалиста в сфере индустрии туризма.

Задачи:

Теоретическое освоение студентами современных представлений о человеке в основных направлениях психологической науки

Ввести студента в изучаемую дисциплину, дать теоретические знания, составляющие основу общей психологии, изложить существующие представления о природе человеческой психики, ее специфике, структуре, феноменологии, динамике, развитии.

Ознакомление с основными понятиями психологической науки: личность, субъект, индивидуальность, психика, основные функции психики, основные психические процессы, познавательные процессы, эмоции и чувства, общение, межличностные отношения

Выработать умения и навыки по применению полученных знаний в профессиональной деятельности для решения прикладных задач, а также понимание роли и значения психологических знаний в жизни и профессиональной деятельности в современных условиях.

Показать сложность психической деятельности человека, сформировать интерес к познанию другого человека и самопознанию.

Помочь ориентироваться в своих возможностях, использовать свои «сильные» стороны, разумно корректировать «слабые», научиться понимать других людей.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ПООП

Дисциплина «Психология» является одним из базовых, обязательных учебных курсов Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Овладение знаниями современной психологии служит не только созданию фундамента интеллектуального потенциала студентов, но и поможет освоить специальные дисциплины.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5);

способностью работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-6);

стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения, способен к бесконфликтной профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-8);

В результате освоения содержания дисциплины «Психология» студент должен:

знать:

основные психологические понятия и категории, закономерности развития психики;

основные теории и закономерности личностного развития;

уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы психологической науки в профессиональной деятельности;

- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

- пользоваться современными методами психологии в анализе взаимодействия и делового общения

владеть:

- навыками целостного подхода к анализу проблем человека и общества.

методами психологически грамотно строить психологическую характеристику человека в процессе взаимодействия;

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫВид учебной работы Всего часов Семестры    1 2 3 4 5 6  Аудиторные занятия (всего)  10       В том числе:         Лекции (Л)  10       Семинары (С)         Практические занятия (ПЗ)         из них: контрольные работы (КР)  1       Самостоятельная работа студентов (СРС) - всего  134       в том числе:         Курсовой проект (работа)         Расчетно-графические работы         Реферат  х       Другие виды СРС (указать, какие):

- презентация         Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)  экз       Общая трудоемкость 144 часов

        Общая трудоемкость 4 зачетных единиц         

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение в психологию

Система явлений, которые изучает современная психология. Классификация психических явлений. История развития психологического знания. Структура современного психологического знания и основные направления в психологии. Методы психологического исследования.

Научные и прикладные задачи психологии. Отрасли психологии. Психология труда и инженерная психология. Психология управления. Основные направления практического применения психологических знаний и методов в сфере организационно-управленческой и предпринимательской деятельности.

Тема 2. Сущность и содержание психических явлений

Понятие о психике. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Возникновение психики. Развитие психики животных. Стадии развития психики животных в филогенезе: элементарная сенсорная, перцептивная, “ручного” интеллекта. Представления о физическом, историческом и психологическом времени в жизни человека. Проблема измерения психологического времени. Несовпадение процессов биологического созревания, психического развития и становления личности в онтогенезе. Понятие стабильных и критических возрастов в детской психологии. Возникновение психологических новообразований как главное содержание стабильных и критических периодов развития. Понятие социальной ситуации развития. Центральная психологическая функция и ведущая деятельность как основания для периодизации психического развития. Определение понятия «ведущая деятельность» в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина. Источник, условия, предпосылки и движущие силы психического развития. Периодизация развития психики ребенка Д.Б. Эльконина.

Мозг и психика. Структура психики. Основные функции психики: когнитивная, регулятивная и коммуникативная. Основные психические процессы: процессы психической регуляции, эмоциональные процессы, процессы принятия решения, процессы контроля, познавательные процессы, коммуникативные процессы. Соотношение сознания и бессознательного. Самосознание. Структура самосознания. Самопознание. Саморегуляция. Я – образ. Я – концепция. Самооценка и ее виды.

Тема 3. Чувственные формы освоения действительности

Познавательные процессы. Ощущение. Классификация ощущений. Общие свойства ощущений. Восприятие. Основные свойства и феномены восприятия Виды восприятия. Связь восприятия с практической деятельностью и речью. Внимание и его основные свойства: устойчивость, концентрация и распределение, переключаемость и объем. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность. Виды внимания как уровни его развития.

Тема 4. Рациональные формы освоения действительности

Память как необходимое условие единства человеческой психики и идентичности человека. Основные мнемические процессы. Виды памяти. Произвольная и непроизвольная память. Опосредованное или непосредственное запоминание и воспроизведение. Кратковременная и долговременная память. «Эффект первичности и недавности». Нарушения памяти. Рациональные способы запоминания.

Мышление и его психологические характеристики. Мыслительные операции. Виды мышления. Единство языка и мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления - понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного. Рассудочно-эмпирическое мышление. Интуитивное и аналитическое мышление. Пространственное мышление. Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Моделирование как форма продуктивного мышления. Расстройства мышления. Интеллект и методы его оценивания.

Тема 5. Психические состояния человека

Понятие психических состояний и их свойства. Классификации психических состояний. Положительные психические состояния: профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение, решительность. Отрицательные психические состояния: психическая напряженность, стресс, беспокойство, тревожность, фрустрация и ее проявления: агрессия, депрессия, фиксация). Персеверации и ригидность.

Специфические состояния психики человека: бодрствование и сон, медитация и гипноз, вера, эйфория и дисфория, дидактогения и ятрогения.

Тема 6. Психическая регуляция поведения и деятельности

Потребности как основа мотивационных процессов. Классификации потребностей. Уровневый характер потребностной сферы. Опредмечивание потребностей. Возникновение и развитие потребностей человека. Физиологические и психологические потребности. Удовлетворение потребностей. Аддиктивность как проблема физиологической и психологической зависимости.

Мотивы. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Виды мотивов, критерии их классификации и примеры экспериментальных исследований. Мотивация и деятельность. Формирование и развитие мотивов. Мотивация и целеобразование. Постоянная и ситуативная мотивация. Внешняя и внутренняя мотивация. Оптимум мотивации. Уровень притязаний. Мотивация достижения и избегания. Иерархическая модель мотиваций (пирамида потребностей) А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины XX в. Атрибуция ответственности. Социальные мотивы: аффилиация и власть. Про- и антисоциальные мотивы. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности

Определение эмоций и основные аспекты их изучения: явление, состояние, процесс. Функции эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоции и деятельность. Эмоции и общение. Эмоциональные и познавательные процессы. Эмоция как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций. Чувства как эмоционально-личностные образования. Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения. Эмоции и личность.

Определение воли, критерии волевого поведения. Специфика проявления воли в типовых ситуациях. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора определённого решения в неопределённой ситуации. Мотивационный конфликт и его преодоление как условие совершения волевого действия. Виды мотивационных конфликтов. Типы решимости личности. Уровни разрешения конфликтных ситуаций. Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Общее представление о развитии воли. Воля и личность.

Тема 8. Психология личности

Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Личность человека, как устойчивая система общественно-значимых черт его характера и индивидуально-типологических особенностей, проявляемых им во взаимодействии с другим человеком.

Понятие личности в психологии. Социальная среда и личность. Различные подходы к определению личности и установлению ее структуры. Основные теории личности в зарубежной психологии: психоаналитические концепции личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), психосоциальная концепция личности (Э. Эриксон), гуманистические концепции личности (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл). Концепции личности в отечественной психологической науке. Психологическая структура личности. Система социально-биологических подструктур личности по А.Г. Гройсману.

Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности. Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента. Типы ПНД и темперамент. Свойства темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Проблема изменчивости темперамента. Индивидуальный подход к личности, в зависимости от темперамента. Общее представление о характере. Структура характера. Черты характера. Типологии характеров. Акцентуация характера. Характер и темперамент. Формирование характера.

Понятие о способностях. Классификация способностей. Способности и деятельность. Задатки как природная предпосылка способностей. Условия развития способностей.

Тема 9. Межличностные отношения

Межличностные отношения как форма проявления общественных отношений. Общение – основа межличностных отношений. Функции, средства и структура. Эмоциональная основа межличностных отношений. Конъюктивные и дизъюнктивные чувства. Взаимозависимость в системе межличностных отношений. Типология межличностного взаимодействия. Понятие и методы исследования кооперативного и конкурентного взаимодействия. Эмпатия, децентрация, рефлексия. Интимные межличностные отношения: привязанности и их типология, супружеская привязанности и счастье, дружба, любовь, вражда, одиночество. Возрастное развитие межличностных отношений: межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте, взаимоотношения подростков, межличностные отношения в юности, межличностные отношения взрослых. Психология малых групп. Виды и структура малой группы. Лидерство в малых группах. Виды лидерства. Психологические качества лидера. Классификации стилей лидерства. Конформизм и групповое давление. Психология межгруппового взаимодействия. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов. Организационный конфликт. Управление групповыми конфликтами. Стратегии вмешательства. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Классификация групп. Межличностные отношения в группе. Сущность и содержание социально-психологических характеристик малой группы: групповое мнение, групповое настроение, традиции, лидерство, цели и ценности. Лидерство и руководство. Критерии эффективности руководства. Социально-психологические характеристики личности в группе: авторитет, притязания, конформизм, срабатываемость, совместимость. Референтная группа и ее место в процессе взаимодействия. Реальные и иллюзорные референтные группы. Психологические требования к менеджеру и реализации управленческих функций. Природа конфликтов и пути их решения. Стили поведения в конфликтных ситуациях.

5.3. Распределение часов по видам занятий

№ п.п. наименование разделов и тем лекции практические и семинарские занятия из них: самостоят.

работа студентов 

ВСЕГО

по теме      интерактивные занятия Контр. работы, зачеты    1 Введение в психологию 1    14 15  2 Сущность и содержание психических явлений 1    14 15  3 Чувственные формы освоения действительности 1    14 15  4 Рациональные формы освоения действительности 1    14 15  5 Психические состояния человека 1    14 15  6 Психическая регуляция поведения и деятельности

1    14 15  7 Эмоционально-волевая сфера личности

1    14 15  8 Психология личности 2    14 16  9 Межличностные отношения 1    14 15   Контрольная работа    х 8 8  Общая трудоемкость (час) 10    134 144  

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Не предусмотрены учебным планом.

7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)

Курсовая работа не предусмотрена.

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

1. Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2009.

2. Психология. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб, 2008.

3. Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского, М. 2006

4. Полевая М.В. Рабочая тетрадь по психологии. М:. МАТГР, 2008.

Дополнительная литература:

1. Конфликтология. Ворожейкин И. – М., 2007.

2. Конструктивная психология конфликта. Хасан Б. – М., 2006

3. Социальная психология. Андреева Г.М. – М.: Наука, 2006

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для проведения занятий необходим кабинет с мультимедийной техникой.

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов

Учебным планом в процессе подготовки на факультете заочного обучения предусмотрено выполнение контрольной работы по дисциплине «Психология». Основная задача выполнения контрольной работы состоит в том, чтобы студенты закрепили и углубили свои знания по основным вопросам курса. Контрольная работа также является контрольной точкой по данной учебной дисциплине. Студенты, не выполнившие контрольную работу не допускаются до экзамена.

Задания рассчитаны на знание ключевых терминов, на умение применять теоретические знания на практике в процессе общения, анализировать, сопоставлять теорию и житейские представления.

Выполнение контрольной работы следует начинать после проработки соответствующего материала по литературе. Все необходимые сведения, для выполнения контрольной работы, студенты могут найти в учебных пособиях, указанных в списке основной литературы. Для более углубленного изучения материала приводится список дополнительной литературы.

В каждом варианте контрольной работы по 3 задания. Студент должен выбрать и выполнить задания своего варианта. Вариант контрольной работы совпадает с последней цифрой номера студенческого билета студента, который выполняет контрольную работу. (Однако, обратите внимание: номер студенческого билета 058/11, 058 – это последовательность по списку, 11 – это год поступления – 2011, это число будет у всех студентов курса одинаковым. Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре первого числа - в данном примере № 8 (058).

Последняя цифра студенческого билета Вариант контрольной работы  1 1  2 2  3 3  4 4  5 5  6 6  7 7  8 8  9 9  10 0  

Каждая контрольная работа должна иметь титульный лист, на котором обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество студента, номер студенческого билета и соответствующий номер выполняемого варианта контрольной работы.

Работа оформляется на бумаге формата А4 (с одной стороны листа) в машинописном варианте (шрифт 14, интервал между сток 1,5, выравнивание «по ширине»).

Титульный лист контрольной работы необходимо оформить в соответствии с приложением к данным методическим указаниям. (см. приложение 1);

Контрольные работы не соответствующие данным требованиям отправляются на доработку.

Контрольная работа должна быть сдана как минимум за 1 месяц до начала сессии. Студенты, не сдавшие вовремя контрольную работу, соответствующую всем вышеизложенным требованиям, или сдавшие в день экзамена - к экзамену не допускаются.

Вариант 1.

Психология как наука и учебная дисциплина. Предмет и задачи психологии.

Виды и свойства восприятия, их особенности. Иллюзии восприятия

Мотивы и потребности личности.

Вариант 2.

Методы и методики исследования психологии.

Функции, виды и свойства внимания.

Самооценка и уровень притязаний личности.

Вариант 3

Этапы развития психологии.

Виды памяти и их особенности. Процессы памяти.

Понятие о темпераменте. Типы темперамента и индивидуальный стиль деятельности.

Вариант 4

Характеристика и функции психики.

Индивидуальные различия памяти у людей. Закономерности памяти.

Понятие о характере. Формирование характера.

Вариант 5

Стадии и уровни психического отражения в филогенезе.

Мышление. Виды мышления.

Эмоции их виды и особенности.

Вариант 6

Стадии и уровни психического отражения в онтогенезе.

Операции мыслительной деятельности.

Характеристика социальных групп.

Вариант 7

Сравнение психики животных и человека.

Особенности интеллекта. Тесты интеллекта.

Волевая сфера личности.

Вариант 8

Возникновение и развитие человеческого сознания.

Охарактеризуйте понятия индивид, личность, индивидуальность.

Руководство и лидерство в группе.

Вариант 9

Общая характеристика познавательных процессов.

Характеристика делового общения.

Структура личности

Вариант 10

Характеристика ощущений, виды и свойства ощущений.

Формирование и развитие личности.

Характеристика общения. Место общения в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов

Тема 1. Введение в психологию

Количество часов для самостоятельной работы – 14 часов.

Необходимо изучить историю развития и предмет психологии. Проследить изменение предмета психологического исследования в зависимости от теоретической концепции психологического направления. Проанализировать ведущие теоретические концепции, место психологии в системе других наук, основные методы.

Основные виды самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения;

- подготовка экзаменационных вопросов;

- выполнение контрольных заданий для СРС, самотестирование по контрольным вопросам.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов:

Какие явления изучает психология?

Назовите наиболее эффективные методы психологического исследования. В чем заключаются их преимущества и недостатки?

Каковы ведущие теоретические концепции в психологии?

Назовите предмет и объект психологии.

Основная литература:

1. Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2009.

2. Психология. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб, 2008.

3. Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского, М. 2006

4. Полевая М.В. Рабочая тетрадь по психологии. М:. МАТГР, 2008.

Дополнительная литература:

1. Конфликтология. Ворожейкин И. – М., 2007.

2. Конструктивная психология конфликта. Хасан Б. – М., 2006

3. Социальная психология. Андреева Г.М. – М.: Наука, 2006

Тема 2. Сущность и содержание психических явлений

Количество часов для самостоятельной работы – 14 часов.

Необходимо изучить различие развития психики в процессе онтогенеза и филогенеза, особенности психического отражения действительности. Рассмотреть структуру сознания и ее ключевые составляющие. Проанализировать влияние бессознательного на жизнь человека. Рассмотреть структуру и функции самосознания.

Основные виды самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения;

- подготовка экзаменационных вопросов;

- выполнение контрольных заданий для СРС, самотестирование по контрольным вопросам.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов:

Определите основные различия между психикой человека и животного.

Расскажите о структуре сознания.

Каково влияние бессознательного на жизнь человека?

Что такое самосознание, и каково его значение?

Возможна ли психическая регуляция поведения и деятельности человека?

Основная литература:

1. Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2009.

2. Психология. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб, 2008.

3. Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского, М. 2006

4. Полевая М.В. Рабочая тетрадь по психологии. М:. МАТГР, 2008.

Дополнительная литература:

1. Конфликтология. Ворожейкин И. – М., 2007.

2. Конструктивная психология конфликта. Хасан Б. – М., 2006

3. Социальная психология. Андреева Г.М. – М.: Наука, 2006

Тема 3. Чувственные формы освоения действительности

Количество часов для самостоятельной работы – 14 часов.

Необходимо изучить познавательные процессы. Проанализировать особенности своих познавательных процессов. Рассмотреть различные виды познавательных процессов (отдельно для ощущений, восприятия, внимания). Оценить влияние познавательных процессов на эффективность деятельности человека в целом.

Основные виды самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения;

- подготовка экзаменационных вопросов;

- выполнение контрольных заданий для СРС, самотестирование по контрольным вопросам.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов:

Какие виды познавательных процессов Вы знаете?

Перечислите свойства и виды ощущений.

Назовите свойства и виды внимания? Восприятия?

Какие нарушения познавательных процессов могут оказывать влияние на деятельность человека в целом?

Что такое утомление? И чем оно отличается от переутомления?

Основная литература:

1. Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2009.

2. Психология. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб, 2008.

3. Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского, М. 2006

4. Полевая М.В. Рабочая тетрадь по психологии. М:. МАТГР, 2008.

Дополнительная литература:

1. Конфликтология. Ворожейкин И. – М., 2007.

2. Конструктивная психология конфликта. Хасан Б. – М., 2006

3. Социальная психология. Андреева Г.М. – М.: Наука, 2006

Тема 4. Рациональные формы освоения действительности

Количество часов для самостоятельной работы – 14 часов.

Необходимо рассмотреть различные рациональные формы освоения действительности. Проанализировать различные процессы памяти, оценив значимость и влияние каждого из рассматриваемых процессов. Изучить различные виды памяти и оцените преимущества развития того или иного вида памяти. Проанализировать различие между мышлением и интеллектом. Изучить различные виды мышления и зависимость успешности деятельности от развития того или иного вида мышления. Рассмотреть различные методы оценивания интеллекта. Изучить воображение и его отличие от творчества.

Основные виды самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения;

- подготовка экзаменационных вопросов;

- выполнение контрольных заданий для СРС, самотестирование по контрольным вопросам.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов:

Дайте определение понятиям память, мышление.

В чем различие между практическим и теоретическим мышлением?

Расскажите о общем и различии между воображением и творчеством.

Перечислите известные Вам мнемотехнические приемы?

Какие виды мышления Вы знаете?

Перечислите виды памяти.

Какие методы оценки интеллекта существуют

Что такое творческое мышление?

Основная литература:

1. Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2009.

2. Психология. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб, 2008.

3. Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского, М. 2006

4. Полевая М.В. Рабочая тетрадь по психологии. М:. МАТГР, 2008.

Дополнительная литература:

1. Конфликтология. Ворожейкин И. – М., 2007.

2. Конструктивная психология конфликта. Хасан Б. – М., 2006

3. Социальная психология. Андреева Г.М. – М.: Наука, 2006

Тема 5. Психические состояния человека.

Количество часов для самостоятельной работы – 14 часов.

Рассмотреть различные психические состояния человека. Уделить особое внимание отрицательным психическим состояниям, таким как стресс, беспокойство, тревожность, фрустрация и ее проявления: агрессия, депрессия, фиксация. Изучить особенности возникновения как позитивных, так и негативных состояний. Рассмотреть особенности профилактики негативных психических состояний и способы совладания с ними. Изучить специфические состояния психики: сон, гипноз, медитация и пр.

Основные виды самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения;

- подготовка экзаменационных вопросов;

- выполнение контрольных заданий для СРС, самотестирование по контрольным вопросам.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов:

Какие психические состояния Вы знаете?

Назовите стадии развития стресса?

Какие способы профилактики стресса Вы знаете?

Тревожность, как отрицательное психическое состояние человека?

Что такое фрустрация?

Агрессия, депрессия и фиксация, как проявления фрустрации?

Перечислите специфические состояния психики человека?

Основная литература:

1. Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2009.

2. Психология. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб, 2008.

3. Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского, М. 2006

4. Полевая М.В. Рабочая тетрадь по психологии. М:. МАТГР, 2008.

Дополнительная литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992.

2. Конструктивная психология конфликта. Хасан Б. – М., 2006

3. Социальная психология. Андреева Г.М. – М.: Наука, 2006

Тема 6. Психическая регуляция поведения и деятельности. Потребности и мотивы поведения. Эмоции и чувства

Количество часов для самостоятельной работы – 14 часов.

Необходимо рассмотреть понятие потребности, различные классификации потребностей. Проанализировать понятие мотивация, а также функции мотивов в жизни человека и их влияние на деятельность. Рассмотреть понятия: внешняя и внутренняя мотивации, оптимум мотивации. Проанализировать понятие уровня притязаний и его связь с мотивацией достижения. Изучить понятия эмоций и различные подходы к возникновению эмоций. Проанализировать взаимосвязь эмоциональной сферы жизнедеятельности человека и волевой. Изучить критерии волевого поведения и его функции в жизни человека. Проанализировать соотношение понятий эмоции и личность

Основные виды самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения;

- подготовка экзаменационных вопросов;

- выполнение контрольных заданий для СРС, самотестирование по контрольным вопросам.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов:

Дайте определение понятиям потребности, мотивы, эмоции, воля.

Что такое оптимум мотивации и каково его влияние на деятельность человека

Расскажите о видах мотивации?

Иерархия потребностей?

Что такое мотивационный конфликт?

Расскажите об управлении эмоциями на основании различных подходов к их возникновению

Основная литература:

1. Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2009.

2. Психология. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб, 2008.

3. Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского, М. 2006

4. Полевая М.В. Рабочая тетрадь по психологии. М:. МАТГР, 2008.

Дополнительная литература:

1. 1. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. М.: Мир, 1992.

2. Конструктивная психология конфликта. Хасан Б. – М., 2006

3. Социальная психология. Андреева Г.М. – М.: Наука, 2006

Тема 7. Психология личности

Количество часов для самостоятельной работы – 14 часов.

Необходимо рассмотреть понятия индивид, личность, индивидуальность. Проанализировать различные подходы к определению личности. Изучить специфику соотношения биологического и социального, отдельно рассмотрев понятия задатки, способности, талант и гениальность. Проанализировать соотношение темперамента и характера. Рассмотреть понятие воля и волевая регуляция поведения. Изучить различие эмоций, аффектов и чувств. Проанализировать кризисные периоды, возникающие в процессе становления личности.

Основные виды самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения;

- подготовка экзаменационных вопросов;

- выполнение контрольных заданий для СРС, самотестирование по контрольным вопросам.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов:

Что такое личность?

Каковы ключевые возрастные периоды, через которые проходит человек в ходе своего развития?

В чем отличие эмоций от чувств?

Дайте определение понятиям задатки, способности, талант и гениальность.

Что такое характер?

Опишите основные виды темпераментов.

Какие виды потребностей Вы знаете?

Основная литература:

1. Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2009.

2. Психология. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб, 2008.

3. Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского, М. 2006

4. Полевая М.В. Рабочая тетрадь по психологии. М:. МАТГР, 2008.

Дополнительная литература:

1. Конфликтология. Ворожейкин И. – М., 2007.

2. Конструктивная психология конфликта. Хасан Б. – М., 2006

3. Социальная психология. Андреева Г.М. – М.: Наука, 2006

Тема 8. Межличностные отношения

Количество часов для самостоятельной работы – 14 часов.

Изучить понятия эмпатия, децентрация, рефлексия. Проследить возрастное развитие межличностных отношений: межличностные отношения в дошкольном и младшем школьном возрасте, взаимоотношения подростков, межличностные отношения в юности, межличностные отношения взрослых. Исследовать влияние гендерных различий на межличностные отношения.

Необходимо изучить понятие малая группа. Рассмотреть различные классификации групп и особенности межличностных отношений в данных группах. Проанализировать понятия лидерство и руководство. Рассмотреть ключевые характеристики личности в группе. Проанализировать понятие референтной группы и ее влияния на особенности взаимодействия людей. Изучить понятие конфликты, их виды и пути их разрешения.

Основные виды самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения;

- подготовка экзаменационных вопросов;

- выполнение контрольных заданий для СРС, самотестирование по контрольным вопросам.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов:

Что такое эмпатия? Децентрация? Эгоцентризм? Рефлексия?

Каковы ключевые особенности взаимоотношений людей в юности?

Какие гендерные различия прослеживаются особенностях межличностных отношений?

Что такое малая группа?

Каково соотношение понятий лидерство и руководство?

Дайте определение понятиям авторитет, конформизм, совместимость, притязания. Каким образом данные характеристики влияют на особенности взаимодействия в группе?

Что такое конфликт и каковы причины его возникновения?

Какие стили поведения в конфликтных ситуациях Вы знаете?

Основная литература:

1. Основы психологии. Столяренко Л.Д. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2009.

2. Психология. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб, 2008.

3. Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского, М. 2006

4. Полевая М.В. Рабочая тетрадь по психологии. М:. МАТГР, 2008.

Дополнительная литература:

1. Конфликтология. Ворожейкин И. – М., 2007.

2. Конструктивная психология конфликта. Хасан Б. – М., 2006

3. Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007.

4. Социальная психология. Андреева Г.М. – М.: Наука, 2006

5.4. Методические указания студентам

Методические указания студентам

а) Планирование самостоятельной работы.

Научная организация самостоятельной работы предполагает: четкое планирование и рациональное распределение учебного времени, отводимого на самостоятельную работу; целенаправленность и сознательную активность в изучении программного материала, творческий поиск более совершенных способов овладения знаниями, умениями и навыками; систематичность и последовательность подготовки; организацию рабочего места; самоконтроль и критическую оценку своих знаний.

Планирование - главное условие правильной организации самостоятельной работы. Основная задача планирования - рациональное распределение времени на все виды теоретической и практической подготовки. Приступая к планированию самоподготовки, студент должен внимательно изучить расписание занятий на текущий месяц и следующую за ним неделю, уяснить к каким занятиям он должен подготовиться в первую очередь, какие учебные задания (курсовые работы, отработка материалов по дисциплинам и др.) он должен выполнить и сдать в течение этого времени, и только потом распределить время на дисциплины и виды занятий. При этом студент обязательно должен учитывать объем учебного материала, свои индивидуальные способности и личный опыт работы. Во всех случаях самостоятельная работа должна обеспечивать усвоение текущего теоретического (лекционного) материала, выполнение в срок всех плановых заданий, постоянную готовность к семинарам и практическим занятиям, контрольным работам.

Планирование самостоятельной работы студента - обязательное условие научной организации труда, залог успешного освоения учебно-программного материала, умелого сочетания учебы с выполнением служебных обязанностей. Самостоятельные занятия без строгой системности дезорганизуют работу, делают ее малоэффективной.

Чтобы подготовить план самостоятельной работы, студенту нужно учесть общий бюджет свободного времени, рассчитать также, сколько он может заниматься ежедневно, сколько времени ему потребуется на дисциплину, исходя из ее объема, трудностей усвоения и других особенностей.

В среднем в день студент должен тратить на самостоятельную работу 3-5 часов. При планировании самостоятельной работы следует обратить особое внимание на взаимосвязь мировоззренческих, социально-гуманитарных, юридических, экономических и специальных дисциплин.

Важно продумать сроки и последовательность подготовки к семинарам, подготовке научных сообщений. Рекомендуется широко использовать консультации, которые следует предусматривать в плане самостоятельной работы.

Во время установочных и экзаменационных сессий самостоятельная работа зависит от расписания занятий, зачетов и экзаменов. Каждый студент планирует ее индивидуально, исходя из бюджета свободного времени, степени подготовленности к тому или иному предмету и других обстоятельств.

Самостоятельная работа студента складывается из изучения учебной и специальной литературы (основной и дополнительной), конспектирования источников, обобщения практики применения законов науки, подготовки письменных контрольных работ, научных докладов, сообщений. Основное в самостоятельной работе студента - это его работа над книгой, изучение нормативного материала, выполнение различного рода практических заданий.

Следует выделить самостоятельную работу, непосредственно связанную с отдельными видами учебных занятий: лекцией, семинаром, консультацией, а также с основными формами проверки званий студентов - зачетами и экзаменами

1 2