">
Психология Психиатрия
Информация о работе

Тема: Агрессия как социальный феномен

Описание: Степень разработанности проблемы. Феномен агрессии: основные понятия и подходы к изучению. Особенности поведения молодежи. Основные положения программы исследования. Ситуации, сдерживающие применение физической силы. Зависимость допустимости применения агрессии.
Предмет: Психология.
Дисциплина: Психиатрия.
Тип: Курсовая работа
Дата: 25.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 161
Поднять уникальность

Похожие работы:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ2

ГЛАВА I. АГРЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН6

§1. Феномен агрессии: основные понятия и подходы к изучению6

§2 Особенности агрессивного поведения молодежи18

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МГГУ22

§1. Основные положения программы исследования22

§2. Анализ особенностей агрессивного поведения студенческой молодежи27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ52

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ55

Приложение 1.57

Приложение 2.67

ВВЕДЕНИЕ

Проблема агрессивности в социологии имеет не только огромное теоретическое, но и социально-практическое значение. Человеческая агрессивность является источником многочисленных социальных, национальных и других конфликтов. Более того, обществу реально необходимы эффективные механизмы защиты от агрессивности во всех ее формах. А это, в свою очередь, предполагает глубокое и всестороннее знание природы человеческой агрессии, источников и мотивации человеческой агрессивности.

Агрессия – это любые формы поведения, мотивов и установок, нацеленных на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. Особенно это верно для представителей правящих классов, из века в век озабоченных практикой управления своими подданными и стратегиями воспитания законопослушных и исполнительных членов общества. И в наше время агрессия является предметом активнейших научно-практических изысканий.

Агрессивность - свойство не только личности, но и общества и развития цивилизации в целом. В условиях изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности, на почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

В современном обществе существует огромное количество молодых людей с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к людям поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Преступность среди молодёжи также имеет место быть. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, кроме того, можно зафиксировать увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения молодых людей.

Это обуславливает актуальность данной темы.

Степень разработанности проблемы. Проблема агрессивного поведения является хорошо разработанной. А. Басс предлагает определение понятию «агрессия» и выделяет основные категории агрессии.

Существует также множество социологических теорий агрессии. Во-первых, это теория социального научения А. Бандуры, в которой он рассматривает агрессию как результат социализации и выделяет основные факторы, которыми агрессия провоцируется и регулируется. Э. Дюркгейм в своей теории аномии рассматривает агрессию как один из видов отклоняющегося поведения. В теории субкультур С. Ламнека агрессия рассматривается как один из видов противопоставления себя обществу.

И. Гоффман придерживается другого мнения по поводу феномена агрессии. В его теории стигматизации агрессия не имеет каких-либо четко определенных признаков и зависит только от восприятия людей. Теория деятельности Р. Доджа рассматривает агрессию как средство достижения какой-либо цели.

Еще одна теория, рассматривающая агрессию, это ролевая теория Д. Майерса. Автор понимает агрессию как форму поведения, зависящую от той социальной роли, которую выполняет человек. Также существует ситуационная теория Х. Хекхаузена, в которой говорится, что агрессивное поведение обусловлено множеством мотивов и ситуаций.

Об особенностях изучения агрессивности молодежи, как особого объекта исследования, говорится в статье А.Ю. Дроздова. Автор рассматривает основные факторы, которые необходимо учитывать при изучении агрессивного поведения молодежи.

Объектом курсовой работы является агрессивное поведение как социальный феномен.

Предметом курсовой работы являются особенности агрессивного поведения молодежи.

Цель данной курсовой работы: проанализировать теории агрессивности и провести и изучить особенности агрессивного поведения современной молодежи.

Задачами данной курсовой работы являются:

Изучить феномен агрессии, основные понятия и подходы к изучению;

Изучить особенности агрессивного поведения молодежи;

Проанализировать особенности агрессивного поведения студенческой молодежи.

Курсовая работа состоит из двух частей. В первой – теоретической – части будут рассмотрены теории агрессивности различных авторов (А. Бандуры, Э. Дюркгейма, С. Ламнека, И. Гоффмана, Р. Доджа, Д. Майерса Х. Хекхаузена) и сделаны обобщающие выводы. Во втором параграфе первой части работы будет говориться об особенностях агрессивного поведения молодежи. Во второй части представлены программа и результаты исследования молодежи (студентов МГГУ) на предмет их агрессивности. В заключении курсовой работы будут сделаны выводы.

ГЛАВА I. АГРЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

§1. Феномен агрессии: основные понятия и подходы к изучению

Агрессия является одним из видов девиантного поведения. Определение понятия агрессии является проблемой. Это обусловлено тем, что термин «агрессия» подразумевает большое разнообразие действий. Поэтому, при изучении агрессивного поведения важно прийти к однозначному пониманию данного феномена.

Согласно одному из определений, предложенному А. Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Некоторые исследователи полагают, что для того, чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они содержать компонент оскорбления или обиды, а не просто причинять ущерб.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и причинение оскорбления или вреда другим. Р. Бэрон, анализируя определения агрессии различных авторов, считает, что в настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение: агрессия – это любые формы поведения, мотивов и установок, нацеленных на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Ввиду многообразия проявлений агрессии у людей, необходимо ограничить область изучения подобного поведения. А. Басс предложил концептуальную модель, в соответствии с которой агрессивные действия можно описать с помощью трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная и прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий.

Категории агрессии по Бассу:

Физическая – активная – прямая: нанесение другому человеку физических повреждений, избиение или ранение.

Физическая – активная – непрямая: причинение ущерба другому человеку опосредованно, без прямого контакта с жертвой агрессии (договор с наемным убийцей, закладка ловушек).

Физическая – пассивная – прямая: стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели.

Физическая – пассивная – непрямая: отказ от выполнения необходимых задач.

Вербальная – активная – прямая: словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная – активная – непрямая: распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Вербальная – пассивная – прямая: отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.

Вербальная – пассивная – непрямая: отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

Таким образом, А. Басс разграничил виды агрессии и дал определение каждой из них, основываясь на том, как проявляется тот или иной вид агрессии.

Для полного и точного представления о природе человеческой агрессии необходимо обратиться к различным теориям, рассматривающим агрессивное поведение.

Больше всего материала, посвященного изучению агрессивности, накоплено в психологии, поэтому, прежде чем приступать к социологическому исследованию феномена агрессивности, рассмотрим основные психологические теории агрессии.

Подходы к пониманию агрессии в рамках психологии

В психологии феномену агрессии уделяется значительное внимание, поэтому важно рассмотреть несколько подходов к пониманию агрессии в рамках этой науки.

В психоаналитической теории (З. Фрейд) агрессивное поведение понимается как инстинктивное и неизбежно. Оно является инструментом, посредством которого реализуется инстинкт смерти и дает возможность избежать неврозов.

Существует также этологический подход, автором которого является Лоренц. Речь идет о признании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора и берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Утверждается, что агрессия обеспечивала биологические преимущества нашим доисторическим предкам.

Еще одной теорией агрессии является охотничья гипотеза. Была предложена Р. Ардри. Он утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид – охотники: «Мы нападали, чтобы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья «природа» и составляет основу человеческой агрессивности.

В то время как различные теории агрессии как инстинкта сильно разнятся в деталях, все они сходны по смыслу. В частности, центральное для всех теорий положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов, логически ведет к заключению, что агрессивные проявления почти невозможно устранить. Согласно этим теориям агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать.

Большой популярностью пользуется фрустрационная теория Д. Долларда. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Доллард утверждает, что фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. Также можно считать справедливым и обратное высказывание: агрессия всегда является результатом фрустрации. То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению.

Подходы к пониманию агрессии в рамках социологии

Перейдем теперь к изучению социологических теорий, рассматривающих понятие агрессии.

Теория социального научения (социализации)

Эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. То есть, изучается поведение, ориентированное на образец.

Эта теория была предложена Бандурой и заключается в следующем:

Агрессия приобретается посредством:

Биологических факторов (гормоны, нервная система);

Научения (непосредственный опыт, наблюдение);

Агрессия провоцируется:

Воздействием шаблонов;

Неприемлемым обращением;

Побудительными мотивами;

Инструкциями;

Эксцентричными убеждениями;

Агрессия регулируется:

Внешним поощрением и наказанием;

Опытом наблюдения;

Механизмами саморегуляции.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. Поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии. Это подтверждается тем, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций – прямое поощрение такого поведения. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, то есть достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии.

В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Теория аномии

Агрессивное поведение, в соответствии с данной теорией, является аномическим проявлением. Поэтому для начала важно рассмотреть понятие аномии.

Как показал Э. Дюркгейм, автор данной теории, аномия относится к состоянию относительного отсутствия норм в обществе или группе. Дюркгейм точно определил, что это понятие относится к качествам социальной или культурной структуры, а не к качествам людей, противостоящих этой структуре. Тем не менее, стало очевидно, что при использовании данного понятия для понимания агрессивного поведения как одного из видов проявления аномии оно было расширено, скорее, по отношению к состоянию людей, чем к их окружению. 

В соответствии с теорией Э. Дюркгейма культурная структура может быть определена как то, что формирует ряд нормативных ценностей, регулирующих поведение, общее для членов определенного общества или группы. А к социальной структуре относится то, что формирует ряд социальных отношений, в которые члены общества или группы различным образом включены. Следовательно, аномия рассматривается как распад в культурной структуре, происходящий в особенности тогда, когда существует острое расхождение между культурными нормами и возможностями членов групп действовать в соответствии с данными нормами культуры. Согласно этой концепции культурные ценности могут способствовать возникновению поведения, которое не соответствует направленности самих ценностей, то есть может проявляться агрессивное поведение. 

Когда культурная и социальная структура недостаточно интегрированы и в первой содержатся требования к поведению, которым препятствует вторая, возникает стремление к нарушению норм, к проявлению аномии и, в частности, к агрессивному поведению.

Теория субкультур

В теории С. Ламнека агрессия связывается с феноменом субкультур. Автор данной теории полагает, что ценности и нормы субкультуры в агрессивной форме противопоставляются общественным нормам и интересам. Понятие субкультуры выражает момент противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре. Главная характеристика субкультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция, выражающиеся в форме агрессии.

В соответствии с данной теорией, источником возникновения различных неформальных движений являются социальные кризисы, дисгармония в общественных отношениях. Молодежные движения имеют как культурную, так и религиозную, политическую и любые другие направленности и склонны выражать свою позицию в форме агрессии. Попадая в субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры.

Теория стигматизации

В соответствии с данной теорией, созданной И. Гоффманом, не существует абсолютных признаков агрессии, определение того или иного поведения в качестве агрессивного зависит исключительно от реакции людей. Склонность к «приклеиванию» отрицательных ярлыков определенным индивидам и группам приводит к рецидивам проявления агрессии. По истечении определенного времени индивид невольно начинает действовать в соответствии с прикрепленным имиджем. 

Стигматизация — ассоциация какого-либо качества (как правило, отрицательного) с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана, что приводит к дискриминации индивида и вызывает в нем негативные переживания, способные спровоцировать проявление агрессии.

Теория деятельности

Теория, разработанная Р. Доджем, говорит о том, что агрессивное поведение используется как инструмент достижения определенной цели, профессионального статуса. Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внешних выгод.

Додж предложил использовать термины реактивная и проактивная агрессия. Реактивная (враждебная) агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная (инструментальная) агрессия порождает поведение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата. Независимо от выбора термина, обозначающего эти различные виды агрессии, очевидно: существуют два типа агрессии, мотивированные различными целями. Первая имеет целью удовлетворение каких-либо потребностей, получение выгоды, тогда как вторая – это агрессия как самоцель.

Ролевая теория

В ролевой теории Д. Майерса агрессия понимается как неотъемлемая часть определенных социальных ролей. Социальная роль – это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе, данной системе социальных взаимодействий. В одной роли увязана не одна, а множество норм, причем у каждой роли могут быть специфическая цепочка норм, их особая иерархизация и систематизация, обеспечивающая эффективное выполнение данной конкретной функции. Проявление агрессии зависит не от самого человека, не от его личных наклонностей и установок, а от той социальной роли, которую он исполняет в данной конкретной ситуации. 

Наиболее ярким примером ролевого проявления агрессии является агрессивное поведение мужчины в семье, отражающее специфику полоролевых отношений в обществе.

Ситуационная теория

Автор данной теории Х. Хекхаузен рассматривает агрессию как поведение, обусловленное различными мотивами: намерением, приписываемым нападающему; ожиданием достижения цели и возмездием за осуществленную агрессию; способствующим агрессии ключевые раздражители; удовлетворением, приносимым достигнутыми в ходе агрессии результатами; самооценкой (чувством вины); оценкой со стороны других людей.

Когда человек видит, что другой собирается на него напасть или помешать ему, то решающим оказывается прежде всего то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит.

Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том, практически еще не исследованном случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться или же субъект боится такой встречи. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба или собственности агрессора, или его репутации.

Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией (т. е. что в результате своего агрессивного акта субъект превратится в жертву). Такого рода ожидания вытекают из принципа возмездия, позволяющего надеяться на восстановление справедливости. Таким образом, решающей переменной ожидания является не ожидание результата действия, а инструментальность результата действия для одного из последствий (ответного возмездия).

Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители также влияют на проявление агрессии. Окружающая среда, происходящие события оказывают сильное влияние на агрессивные проявления.

Еще один важный мотив – это удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях.

Важным детерминантом агрессивности субъекта является самооценка. Самооценка регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия.

Нормативные стандарты, определяющие в сфере агрессии, что человек считает дозволенным и недозволенным, регулируют его агрессивные действия не автоматически. Чтобы стандарты самооценочного характера оказались действенными, на них должно быть направлено внимание субъекта, т. е. должно возникнуть состояние так называемой «объективации самосознания», наблюдаемое, когда внимание обращается на какие-либо части или атрибуты себя самого, например когда человек видит себя в зеркале. Таким образом, «объективация самосознания» как бы цивилизует людей, заставляет их в большей мере соблюдать требования морали, иными словами, их действия начинают сильнее соответствовать признаваемым в качестве обязательных общепринятым и личным нормам.

Оценка другими людьми по сравнению с самооценкой легче поддается манипуляции с ситуационными переменными. По мнению автора агрессивное поведение проявляется интенсивнее, если агрессор считает данное поведение одобряемым в конкретном окружении. Верно и обратное – агрессия начинает угасать, если агрессор находится в обществе людей, для которых данное поведение неприемлемо.

Изучив различные теории, рассматривающие агрессивное поведение, можно сделать вывод о том, что авторы по-разному рассматривают данный феномен, выделяя факторы, мотивы, основания для изучения агрессии. В практической части данной курсовой работы, исследуя особенности агрессивного поведения молодежи, в качестве теоретической базы работы я буду использовать следующие подходы:

•Теорию социального научения;

•Теорию деятельности;

•Ситуационную теорию.

§2 Особенности агрессивного поведения молодежи

Молодежь в современном обществе характеризуют прежде всего такие показатели как потребность в социальной самоидентификации, индивидуализации, самоактуализации (творчестве), близком друге, выборе жизненной стратегии. Проблемы реализации этих потребностей на микросоциальном уровне связаны с характеристикой социального окружения молодежи (семьей, учебным заведением, сверстниками), на более высоком (макросоциальном) уровне - с особенностями социокультурной ситуации, в которой формируется личность. Речь идет об экономической и политической нестабильности, отсутствии устоявшейся системы ценностей, глубинной дифференциации молодежи по социально-экономическому статусу, динамичности социальных процессов.

Анализ молодежной агрессии необходимо осуществлять в двух направлениях: с точки зрения целерациональной мотивации (инструментальности) действия и с позиции ценностнорационального действия. При этом следует заметить, что целерациональный и ценностнорациональный виды агрессивного поведения достаточно редко встречаются в чистом виде.

Следует заметить, что форма и характер целерациональной агрессии обусловлены когнитивными и оценочными факторами: силой побуждения к агрессии, силой факторов, тормозящих данное поведение, знанием конструктивного разрешения ситуации.

Значительной мотивационные ориентацией инструментальной агрессии молодежи является ориентация относительно баланса удовлетворения–неудовлетворения, которая исходит из потребностей организма. Но, с точки зрения теории действия, конкретная мотивация не может анализироваться лишь в терминах потребностей организма.

Отсутствие одного родителя (как правило, отца) положительно коррелирует с таким параметром, как уровень агрессии, и эта зависимость прослеживается во всех неполных семьях, независимо от их финансового положения, образовательного уровня, местожительства и расовой принадлежности. Иными словами, семейная ситуация также имеет значение при анализе молодежной агрессии.

В рамках когнитивно-бихевиористской концепции молодежную агрессию рассматривают в качестве результата специфического социального научения. При этом считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также в более поздние периоды, включая и подростковый возраст.

Еще одним аспектом мотивации является оценочный аспект. Поэтому выбор агрессии в качестве способа достижения цели опирается на оценку ситуации с точки зрения эффективности предполагаемых действий и ожидания последствий реакции.

Учеными выделено несколько групп факторов агрессивного поведения молодежи, в частности, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, роль средств массовой коммуникации и т.д. Одну из групп таких факторов составляют ситуативные детерминанты – конкретные социальные ситуации, возникающие в процессе межличностного (межгруппового) общения. Их изучение является необходимым условием анализа причин агрессивного поведения молодежи. Эти факторы провоцируют агрессивное поведение даже у неагрессивных по характеру людей.

Результаты ряда исследований определили круг ситуаций, которые прямо или косвенно могут вызвать агрессивное поведение большинства людей. Ими выступают: физическая или словесная (вербальная) агрессия других лиц (особенно, если она воспринимается как намеренная), ситуация невозможности реализовать свои актуальные потребности, условия жесткой конкуренции между взаимодействующими сторонами, присутствие лиц, провоцирующих конфликт и т. п.

Следует отметить, что психологические особенности молодежи способствуют появлению конфликтных ситуаций практически на всех уровнях социальных связей: в семье (вследствие реакции эмансипации), учебном заведении (по аналогичной причине), с ровесниками (из-за эмоциональной неустойчивости, импульсивности поведения).

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МГГУ

§1. Основные положения программы исследования

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Рост агрессивных тенденций в молодежной среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения.

У молодежи наиболее распространенным видом отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых молодых людей участие в драках, утверждение себя с помощью рукоприкладства является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девушек.

Проблемная ситуация заключается в том, что довольно сложно выявить причины, по которым молодежная агрессия находит проявление. Кроме того, неясно, как агрессивная модель поведения закрепляется и становится устойчивой, каковы источники пропаганды агрессивного поведения, посредством которых происходит научение и усвоение агрессивной модели поведения молодежи.

Проблема исследования заключается в недостатке знаний об особенностях проявления агрессии у молодежи и их агрессивном поведении.

Поскольку наиболее активной частью молодежи являются студенты, в данном исследовании объектом будет выступать студенческая молодежь (студенты МГГУ).

Предметом исследования являются особенности проявления агрессии и агрессивное поведение студенческой молодежи (на примере студентов МГГУ).

Цель исследования – изучить особенности проявления агрессии у студентов МГГУ и основные черты ее агрессивного поведения.

Задачи исследования:

Исследовать наличие склонности к агрессивному поведению у студентов МГГУ;

Изучить ситуативные проявление агрессии у студентов МГГУ;

Исследовать пути, по которым происходит усвоение агрессивной модели поведения;

Изучить реакцию и отношение студентов МГГУ на проявление агрессии по отношению к ним;

Выяснить уровень агрессивности студентов МГГУ и факторы, от которых зависит этот уровень.

Теоретическая интерпретация

Несмотря на множество различных определений, встречающихся в современной социологической литературе, под агрессией мы будем понимать любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессивность - способность человека отвечать на раздражители агрессивным, разрушительным поведением (деструкцией). Иными словами, это наличие внутренних предпосылок к возникновению и проявлению агрессии.

Агрессивное поведение - периодично повторяющиеся агрессивные действия.

Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции.

В соответствии с предложенной Бассом классификации агрессии, мы можем выделить две формы её проявления: это физическая и вербальная агрессия. Под физической агрессией мы будем понимать использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы. 

Вербальная агрессия - символическая форма агрессии в виде причинение психологического вреда с использованием компонентов речи (крик, изменение тона, оскорбления и т. п.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора, так и его жертвы.

Эмпирическая интерпретация понятия агрессивное поведение

Рис.1. Эмпирическая интерпретация понятия агрессивное поведение

Системный анализ объекта исследования

Рис.2. Системный анализ объекта исследования

Для достижения всех задач данного исследования достаточным будет охарактеризовать объект с трех сторон. Во-первых, необходимо знать принадлежность респондентов по полу, во-вторых, при анализе социологической литературы нами было установлено влияние состава семьи молодого человека на его агрессивное поведение, поэтому целесообразно изучит объект с этой стороны. В-третьих, для полной характеристики объекта необходимо знать возрастные характеристики.

Гипотезы:

Мужчины в большей степени, чем женщины склонны к агрессивному поведению;

Женщины не склонны оправдывать применение агрессии какими-либо ситуациями;

Мужчины и женщины имеют схожее мнение по поводу ситуаций, сдерживающих проявление агрессии;

Среди всех источников усвоения агрессивного поведения, наиболее значимым является СМИ;

Реакция респондентов на проявление агрессии по отношению к ним зависит от пола: мужчины более склонны отвечать агрессией на агрессию;

Респонденты, допускающие применение агрессии к кому-либо, наблюдали факт агрессивного поведения в своей семье.

Обоснование метода исследования

Исследования носит разведывательный характер, которое направлено на первичное изучение проблемы, поэтому была использована доступная модель выборки. Метод сбора эмпирических данных анкетирование, в том числе электронное анкетирование и в сети Интернет, с помощью программы электронного анкетирования, размещенной на сайте МГГУ. Ссылка на исследование с призывом к среднему классу помещается на различных сайтах, в группах на сайте Vk.com. Анкетирование является наиболее подходящим методом сбора первичных данных, поскольку это наименее трудозатратный метод, отвечает целям и задачам разведывательного исследования.

Обоснование выборки

Выборка включает в себя студентов МГГУ. В рамках курсовой работы применяется доступная выборка.

В рамках исследования опрошен 101 респондент. Распределение по полу следующее: 33% мужчин, 67% женщин.

§2. Анализ особенностей агрессивного поведения студенческой молодежи

Для начала была изучена склонность мужчин и женщин к агрессивному поведению. Для этого проанализирована реакция на возникновение негативных эмоций у мужчин и женщин, а также их реакция на ситуации, препятствующие реализации желаний или не соответствующие намерениям респондентов.

Таблица 1.

Реакция на ситуации, препятствующие реализации желаний Пол   мужской женский   выборы % выборы %  Пытаюсь достичь целей несмотря ни на что 15 46,9 20 30,3  Пытаюсь достичь своих целей, когда появляется такая возможность 15 46,9 43 65,2  Отказываюсь от достижения своих целей 3 6,2 5 4,5  Всего 33 100 68 100  

Стремление к безусловному достижению целей является предпосылкой к агрессивному поведению. Из таблицы 2 следует, что мужчины в равной степени склонны как к безусловному достижению целей, так и к достижению целей при появлении возможности (по 46,9%). Большинство женщин (65,2%) предпочитают дождаться возможности для достижения целей, нежели пытаться достичь их несмотря ни на что (30,3%).

Таблица 2.

Реакция на возникновение негативных эмоций   Пол    мужской женский    выборы % выборы %  Пытаюсь сдержать данные эмоции 10 30,3 35 51,5  Не подавляю эмоции, но стараюсь их не показывать 16 48,5 26 38,2  Открыто проявляю данные эмоции 7 21,2 7 10,3  Всего 33 100 68 100  

Большинство женщин (51,5%) склонны сдерживать негативные эмоции, а большинство мужчин (48,5%) не подавляют данные эмоции, но стараются их не показывать. Что касается открытого проявления негативных эмоций по отношению к окружающим, этот вариант выбрали 10,3% женщин и 21,2% мужчин.



Рис.1. Допустимость применения физической силы

Анализируя данные, представленные в диаграмме, можно сделать вывод, что по всем пунктам, в той или иной степени допускающим применение физической силы, мужчины составляют больший процент, чем женщины. Анализируя распределение по последнему варианту ответа («недопустимо ни в коем случае»), мы наблюдаем противоположную ситуацию – женщины отвечали так в 70,6% случаях по сравнению с 33,3% у мужчин. Наибольший процент выборов (39,4%) у мужчин набрал вариант «допустимо по отношению к обидчику».



Рис.2. Допустимость применения оскорблений

Похожую ситуацию мы наблюдаем и при анализе допустимости применения оскорблений. Женщины также демонстрируют высокий процент выборов варианта «недопустимо ни в коем случае» (51,5%) по сравнению с мужчинами (15,2%). Интересно, что в отличие от применения физической силы, женщины считают допустимым применение оскорблений по отношению к обидчику практически так же, как и мужчины (48,5% и 42,6%).

Таким образом, проанализировав реакции на ситуации, препятствующие реализации желаний или не соответствующие представлениям респондентов, реакцию на возникновение эмоций, связанных с агрессией, оценку допустимости применения физической силы и оскорблений у мужчин и женщин, мы можем сделать вывод о том, что склонность к агрессивному поведению – это характеристика, зависящая от пола. Мужчины более склонны к агрессивному поведению, по сравнению с женщинами.

Далее рассмотрим распределения по вопросам, связанным с ситуативными проявлениями агрессии.

Таблица 3.

Ситуации, оправдывающие применение физической силы   Пол    мужской женский    выборы % выборы %  Защита в случае применения физической силы по отношению к Вам 32 97 60 88,2  Защита окружающих в случае применения к ним физической силы 28 84,8 46 67,6  Желание добиться справедливости 14 42,4 7 10,3  Желание отомстить 8 24,2 8 11,8  Протест против чего-либо 7 21,2 4 5,9  Реакция на оскорбления в Ваш адрес 6 18,2 3 4,4  Реакция на оскорбления окружающих 5 15,2 2 2,9  В ходе спора с кем-либо 0 0 2 2,9  Получение выгоды 2 6,1 5 7,4  Желание показать себя, самореализоваться 3 9,1 5 7,4  Желание поддержать мнение своего окружения, не отделяться от коллектива 2 6,1 2 2,9  Вымещение негативных эмоций на окружающих 2 6,1 2 2,9  Никакие цели не могут оправдать 5 15,2 15 22,1  Всего респондентов 33 100 68 100  Всего выборов  345,6*  236,7*  * % больше 100, так как респонденты имели возможность выбрать более одного варианта ответов.

Почти все мужчины (97%) и довольно большой процент женщин (88,2%) считают, что допустимо применять физическую силу в случае самозащиты. Также, 84,8% мужчин и 67,6% женщин считают применение физической силы оправданным в случае защиты окружающих. Остальные варианты ответа у женщин набрали сравнительно небольшое количество выборов. Довольно большой процент мужчин (42,4%) отметили желание добиться справедливости в качестве оправдания применения физической силы, но ни один (0%) не считает оправданным применение физической силы в ходе спора с кем-либо.

Таблица 4.

Ситуации, оправдывающие применение оскорблений   Пол    мужской женский    выборы % выборы %  Реакция на оскорбления в Ваш адрес 27 81,8 48 70,6  Реакция на оскорбления окружающих 21 63,6 43 63,2  Желание добиться справедливости 20 60,6 23 33,8  Протест против чего-либо 16 48,5 25 36,8  Защита окружающих в случае применения к ним физической силы 16 48,5 12 17,6  Защита в случае применения физической силы по отношению к Вам 15 45,5 12 17,6  Желание отомстить 15 45,5 21 30,9  В ходе спора с кем-либо 10 30,3 22 32,4  Получение выгоды 10 30,3 13 19,1  Желание показать себя, самореализоваться 6 18,2 18 26,5  Желание поддержать мнение своего окружения, не отделяться от коллектива 5 15,2 15 22,1  Вымещение негативных эмоций на окружающих 8 24,2 22 32,4  Никакие цели не могут оправдать 5 15,2 26 38,2  Всего респондентов 33 100 68 100   Всего выборов  527,4*  441,2*  * % больше 100, так как респонденты имели возможность выбрать более одного варианта ответов.

В отличие от распределения по предыдущему вопросу (см. таблицу 3), в данном случае мы не можем выделить позиции, которым респонденты отдали явное преимущество. Но мы можем установить, что для респондентов обоих полов существует гораздо больше ситуаций, в которых допускается применение вербальной агрессии, по сравнению с применением физической агрессии. Возможно, это связано с более широким применением вербальной агрессии по сравнению с физической.

Наибольший процент мужчин и женщин считают оправданным применение оскорблений как реакции на оскорбления со стороны окружающих (81,8% и 70,6% соответственно) и как защиту окружающих в случае применения к ним оскорблений (63,6% и 63,2% у мужчин и женщин соответственно). Желание добиться справедливости также выступает ситуацией, набравшей большой процент выборов у мужчин (60,6%).

Таким образом, обратившись к таблицам 6 и 7, можно сделать вывод, что желание добиться справедливости выступает важным ситуативным фактором проявления агрессии. У женщин процент выбора варианта ответа «никакие цели не могут оправдать» выше, чем у мужчин и по физической, и по вербальной агрессии.

Таблица 5.

1 2