">
Физика Теоретическая физика
Информация о работе

Тема: Тренировочный вариант 1 по ЕГЭ по физике

Описание: Задачи на положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Задачи по кинематике, динамике, статике, электромагнитным излучениям и волнам. Связь индуктивности контура с период колебаний тока в контуре, частота излучаемых волн, длина волны.
Предмет: Физика.
Дисциплина: Теоретическая физика.
Тип: Экзаменационные вопросы
Дата: 08.07.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 5
Поднять уникальность

Похожие работы:

Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ

Тренировочный вариант №1

Инструкция по выполнению работы

Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 35 заданий.

Часть 1 содержит 21 задание (А1–А21). К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых правильный только один.

Часть 2 содержит 4 задания (В1–В4), в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр.

Часть 3 состоит из 10 задач: А22-А25 с выбором одного верного ответа и С1–С6, для которых требуется дать развёрнутые решения.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименование Обозначение Множитель Наименование Обозначение Множитель  гига Г 10 9 санти с 10–2  мега М 10 6 милли м 10–3  кило к 10 3 микро мк 10–6  гекто г 10 2 нано н 10–9  деци д 10–1 пико п 10–12  

Константы   число ( ( = 3,14  ускорение свободного падения на Земле g = 10 м/с2  гравитационная постоянная G = 6,7·10–11 Н(м2/кг2  универсальная газовая постоянная ( = 8,31 Дж/(моль(К)  постоянная Больцмана ( = 1,38(10–23 Дж/К  постоянная Авогадро (А = 6(1023 моль–1  скорость света в вакууме с = 3(108 м/с  коэффициент пропорциональности в законе Кулона ( = = 9(109 Н(м2/Кл2  модуль заряда электрона (элементарный

электрический заряд) ( = 1,6(10–19 Кл  постоянная Планка ( = 6,6(10–34 Дж(с   Соотношение между различными единицами  температура 0 К = – 273(С  атомная единица массы 1 а.е.м. = 1,66(10–27 кг  1 атомная единица массы эквивалентна 931,5 МэВ  1 электронвольт 1 эВ = 1,6(10–19 Дж     Масса частиц   электрона 9,1(10–31кг ( 5,5(10–4 а.е.м.  протона 1,673(10–27 кг ( 1,007 а.е.м.  нейтрона 1,675(10–27 кг ( 1,008 а.е.м.     Плотность  подсолнечного масла 900 кг/м3  воды 1000 кг/м3 алюминия 2700 кг/м3  древесины (сосна)  400 кг/м3 железа 7800 кг/м3  керосина  800 кг/м3 ртути 13600 кг/м3  

Удельная теплоёмкость   воды 4,2(10 3 Дж/(кг(К) алюминия 900 Дж/(кг(К)  льда 2,1(10 3 Дж/(кг(К) меди 380 Дж/(кг(К)  железа 460  Дж/(кг(К) чугуна 500 Дж/(кг(К)  свинца  130 Дж/(кг(К)          Удельная теплота   парообразования воды 2,3(10 6 Дж/кг  плавления свинца 2,5(10 4 Дж/кг  плавления льда 3,3(10 5 Дж/кг    Нормальные условия: давление 105 Па, температура 0(С       Молярная маcса     азота 28(10–3 кг/моль  кислорода 32(10–3 кг/моль  аргона 40(10–3 кг/моль  лития 6(10–3 кг/моль  водорода 2(10–3 кг/моль  молибдена 96(10–3 кг/моль  воздуха 29(10–3 кг/моль  неона 20(10–3 кг/моль  гелия 4(10–3 кг/моль  углекислого газа 44(10–3 кг/моль       

Часть 1

При выполнении заданий части 1 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А21) поставьте знак «Х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1

Тело движется по оси x. По графику зависимости проекции скорости тела (x от времени t установите, какой путь прошло тело за время от t1 = 0 до t2 = 4 c.

1) 10 м  2) 15 м  3) 45 м  4) 20 м  

A2

На тело, находящееся на горизонтальной плоскости, действуют 3 горизонтальные силы (см. рисунок). Каков модуль равнодействующей этих сил, если F1 = 1 H?

1) Н  2) 6 Н  3) 4 Н  4)  Н  

A3

Под действием груза пружина удлинилась на 1 см. Такой же груз подвесили к пружине с вдвое большей жесткостью. Удлинение второй пружины равно

1) 0,25 см 2) 0,5 см 3) 1 см 4) 2 см  

A4

Бильярдный шар массой m, движущийся со скоростью ?, ударяется о борт стола под углом 45°. Удар абсолютно упругий. Определите модуль изменения импульса шара.

1) 0 2) m? 3) m?v2 4) 2m?  

A5

Под действием силы тяги двигателя, равной 1000 Н, автомобиль движется с постоянной скоростью 72 км/ч. Мощность двигателя равна

1) 1(104 Вт 2) 2(104 Вт 3) 3(104 Вт 4) 4(104 Вт  

A6

Для экспериментального определения скорости звука ученик встал на расстоянии 30 м от стены и хлопнул в ладоши. В момент хлопка включился электронный секундомер, который выключился отраженным звуком. Время, отмеченное секундомером, равно 0,18 с. Какова скорость звука, определенная учеником?

1) 167 м/с 2) 333 м/с 3) 380 м/с 4) 540 м/с  

A7

Одним из подтверждений положения молекулярно-кинетической теории строения вещества о том, что частицы вещества хаотично движутся, может служить

А. возможность испарения жидкости при любой температуре.

Б. зависимость давления столба жидкости от глубины.

В. выталкивание из жидкости погруженных в нее тел.

Какие из утверждений правильны?

1) только А  2) только Б  3) только А и Б  4) только Б и В  

A8

Как изменится давление идеального газа, если среднюю кинетическую энергию поступательного теплового движения молекул газа уменьшить в 2 раза и концентрацию молекул газа тоже уменьшить в 2 раза?

1) увеличится в 4 раза  2) уменьшится в 2 раза  3) уменьшится в 4 раза  4) не изменится  

A9

В сосуде под поршнем находится ненасыщенный пар. Его можно сделать насыщенным, 1) повышая температуру  2) уменьшая объем сосуда  3) увеличивая внутреннюю энергию  4) добавляя в сосуд другой газ  

A10

В процессе эксперимента газ отдал окружающей среде количество теплоты, равное 3 кДж. При этом внутренняя энергия газа уменьшилась на 13 кДж. Следовательно, газ расширился, совершив работу

1) 3 кДж  2) 10 кДж  3) 13 кДж  4) 16 кДж  

A11

Точка В находится на середине отрезка АС. Неподвижные точечные заряды +q и ( 2q расположены в точках А и С соответственно (см. рисунок). Какой заряд надо поместить в точку С взамен заряда ( 2q, чтобы напряженность электрического поля в точке В увеличилась в 2 раза, сохранив первоначальное направление?

1) ( 5q 2) 4q 3) ( 3q 4) 3q  

A12

Через участок цепи (см. рисунок) течет постоянный ток I = 4 А. Что показывает амперметр? Сопротивлением амперметра пренебречь.

1) 1 А 2) 2 А 3) 3 А 4) 1,5 А  

A13

Проволочная рамка движется в неоднородном магнитном поле с силовыми линиями, выходящими из плоскости листа, в случае I со скоростью , в случае II со скоростью  (см. рисунок). Плоскость рамки остается перпендикулярной линиям вектора магнитной индукции. В каком случае возникает ток в рамке?

1) только в случае I  2) только в случае II  3) в обоих случаях  4) ни в одном из случаев  

A14

В каком из перечисленных ниже диапазонов электромагнитного излучения электромагнитные волны имеют максимальную частоту?

1) рентгеновском  2) ультрафиолетовом  3) видимом  4) инфракрасном  

A15

Луч AB преломляется в точке B на границе раздела двух сред с показателями преломления n1 > n2 и идет по пути BC (см. рисунок). Если изменить угол падения луча и направить падающий луч по пути DВ, то преломленный луч

1) пойдет по пути 1  2) пойдет по пути 2  3) пойдет по пути 3  4) исчезнет  

A16

Просветление оптических стекол основано на явлении

1) интерференции света  2) дисперсии света  3) преломления света  4) полного внутреннего отражения света  

A17

В планетарной модели атома принимается, что число 1) электронов на орбитах равно числу протонов в ядре  2) протонов равно числу нейтронов в ядре  3) электронов на орбитах равно сумме чисел протонов и нейтронов в ядре  4) нейтронов в ядре равно сумме чисел электронов на орбитах и протонов в ядре  

A18

Электрон внешней оболочки атома сначала переходит из стационарного состояния с энергией Е1 в стационарное состояние с энергией Е2, поглощая фотон частотой (1. Затем он переходит из состояния Е2 в стационарное состояние с энергией Е3, поглощая фотон частотой (2 > (1. Что происходит при переходе электрона из состояния Е3 в состояние Е1?

1) излучение фотона частотой (2 + (1  2) излучение фотона частотой (2 – (1  3) поглощение фотона частотой (2 – (1  4) поглощение фотона частотой (2 + (1  

Период полураспада изотопа натрия Na равен 2,6 года. Если изначально было 104 мг этого изотопа, то сколько примерно его будет через 5,2 года?

1) 13 мг 2) 26 мг 3) 39 мг 4) 52 г  A19

A20

При исследовании зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза определяли число колебаний маятника за 60 с. Полученные при этом данные приведены ниже в таблице. Число колебаний за 60 с 30 15  10  Масса груза, кг 0,1 0,4  0,9  На основании этих данных можно сделать вывод, что

1) период колебаний пропорционален массе груза

2) период колебаний обратно пропорционален массе груза

3) период колебаний пропорционален корню квадратному из массы груза

4) период колебаний уменьшается с увеличением массы груза

A21

С использованием нагревателя известной мощности исследовалась зависимость температуры 1 кг вещества от количества теплоты, полученного от нагревателя. Результаты измерений указаны на рисунке точками. Чему примерно равна удельная теплоёмкость данного вещества?

1) 6,0 кДж/(кг·К)

 2) 1,0 кДж/(кг·К)

 3) 4,5 кДж/(кг·К)

 4) 2,5 кДж/(кг·К)

 

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В4) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

B1

Брусок скользит по наклонной плоскости вниз без трения. Что происходит при этом с его скоростью, потенциальной энергией, силой реакции наклонной плоскости?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличивается  2) уменьшается  3) не изменяется  

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться. Скорость Потенциальная энергия Сила реакции наклонной плоскости      

B2

При настройке контура радиопередатчика его индуктивность увеличили. Как при этом изменятся следующие три величины: период колебаний тока в контуре, частота излучаемых волн, длина волны излучения?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится  2) уменьшится  3) не изменится  

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Период колебаний тока в контуре Частота излучаемых волн Длина волны излучения      

B3

Небольшое количество твердого вещества массой m стали нагревать в

запаянной капсуле. На рисунке показан график изменения температуры t вещества по мере поглощения им все большего количества теплоты Q. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ  A) удельная теплоемкость вещества в твердом состоянии 1)     2)   Б) удельная теплота парообразования 3)     4)     Ответ: А Б      

B4

Спутник движется вокруг Земли по круговой орбите радиусом R. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. (M – масса Земли, R – радиус орбиты, G – гравитационная постоянная). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ  

А)

Б) 

Скорость спутника

Период обращения спутника вокруг Земли    1) 2?    2)     3)     4)   А Б     

Часть 3

Задания третьей части представляют собой задачи. Рекомендуется провести их предварительное решение на черновике.

При выполнении заданий (А22–А25) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «Х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A22

Искусственный спутник обращается по круговой орбите на высоте 600 км от поверхности планеты со скоростью 3,4 км/с. Радиус планеты равен 3400 км. Чему равно ускорение свободного падения на поверхности планеты?

1) 3,0 км/с2 2) 4,0 м/с2 3) 9,8 м/с2 4) 9,8 км/с2  

A23

При выстреле из пружинного пистолета вертикально вверх шарик массой 100 г поднимается на высоту 2 м. Какова жесткость пружины, если до выстрела она была сжата на 5 см? Сопротивлением воздуха пренебречь.

1) 2000 Н/м 2) 1600 Н/м 3) 800 Н/м 4) 250 Н/м  

Два моля идеального газа находились в баллоне, где имеется клапан, выпускающий газ при давлении внутри баллона более 1,5.105 Па. При температуре 300 К давление в баллоне было равно 1.105 Па. Затем газ нагрели до температуры 600 К. Сколько газа при этом вышло из баллона?

1) 0,25 моль

2) 0,5 моль

3) 1 моль

4) 1,5 моль

A24

A25

В двух идеальных колебательных контурах происходят незатухающие электромагнитные колебания. Амплитудное значение силы тока в первом контуре 3 мА. Каково амплитудное значение силы тока во втором контуре, если период колебаний в нем в 3 раза больше, а максимальное значение заряда конденсатора в 6 раз больше, чем в первом?

1)  мА 2)  мА 3) 3 мА 4) 6 мА   Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.  

Полное решение задач С1–С6 необходимо записать в бланке ответов № 2. При оформлении решения в бланке ответов № 2 запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем решение соответствующей задачи. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

C1

Тонкая линза Л даёт чёткое действительное изображение предмета АВ на экране Э (см. рис. 1). Что произойдёт с изображением предмета на экране, если верхнюю половину линзы закрыть куском чёрного картона К (см. рис. 2)? Постройте изображение предмета в обоих случаях. Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.   Рис. 1 Рис. 2  

Полное правильное решение каждой из задач С2–С6 должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчёты с численным ответом и, при необходимости, рисунок, поясняющий решение.

C2

Шарик скользит без трения по наклонному желобу, а затем движется по «мертвой петле» радиуса R. С какой силой шарик давит на желоб в нижней точке петли, если масса шарика равна 100 г, а высота, с которой его отпускают, равна 4R?

C3

В сосуде лежит кусок льда. Температура льда t1 = 0 °C. Если сообщить ему количество теплоты Q, то весь лёд растает и образовавшаяся вода нагреется до температуры t2 = 20 °C. Какая доля льда k растает, если сообщить ему количество теплоты ? Тепловыми потерями на нагрев сосуда пренебречь.

C4

В электрической схеме, показанной на рисунке, ключ К замкнут. ЭДС батарейки  = 24 В, сопротивление резистора R = 25 Ом, заряд конденсатора 2 мкКл. После размыкания ключа К в результате разряда конденсатора на резисторе выделяется количество теплоты 20 мкДж. Найдите внутреннее сопротивление батарейки r.

C5

По прямому горизонтальному проводнику длиной L = 1 м с площадью поперечного сечения S = 1,25.10–5 м2, подвешенному с помощью двух одинаковых невесомых пружинок жесткостью k = 100 Н/м, течет ток I = 10 А (см. рисунок). Какой угол ( составляют оси пружинок с вертикалью при включении вертикального магнитного поля с индукцией В = 0,1 Тл, если абсолютное удлинение каждой из пружинок при этом составляет

?l = 7·10–3 м? (Плотность материала проводника ? = 8·103 кг/м3).



C6

Покоящийся атом водорода в основном состоянии (Е1 = – 13,6 эВ) поглощает в вакууме фотон c длиной волны ( = 80 нм. С какой скоростью движется вдали от ядра электрон, вылетевший из атома в результате ионизации? Кинетической энергией образовавшегося иона пренебречь.

Система оценивания экзаменационной работы по физике

Задания с выбором ответа

За правильный ответ на каждое задание с выбором ответа ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

№ задания Ответ № задания Ответ  А1 4 А14 1  А2 1 А15 3  А3 2 А16 1  А4 3 А17 1  А5 2 А18 1  А6 2 А19 2  А7 1 А20 3  А8 3 А21 3  А9 2 А22 2  А10 2 А23 2  А11 1 А24 2  А12 3 А25 4  А13 1    

Задания с кратким ответом

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях В1–В4 правильно указана последовательность цифр.

За полный правильный ответ ставится 2 балла, 1 балл – допущена одна ошибка; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.

№ задания Ответ  В1 123  В2 121  В3 34  В4 42  

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Решения заданий С1–С6 части 3 (с развернутым ответом) оцениваются экспертной комиссией. На основе критериев, представленных в приведенных ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного учащимся ответа выставляется от 0 до 3 баллов.

C1

Тонкая линза Л даёт чёткое действительное изображение предмета АВ на экране Э (см. рис. 1). Что произойдёт с изображением предмета на экране, если верхнюю половину линзы закрыть куском чёрного картона К (см. рис. 2)? Постройте изображение предмета в обоих случаях. Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.   Рис. 1 Рис. 2  

Образец возможного решения  1. Изображением точки в тонкой линзе служит точка. В данной задаче это значит, что все лучи от любой точки предмета, давая действительное изображение, пересекаются за линзой в одной точке.

2. Пока картон не мешает, построим изображение в линзе предмета АВ, используя лучи, исходящие из точки В (см. рисунок 3). Проведя луч 1 через центр линзы, находим точку В – изображение точки В. Проводим луч 2, попутно находя задний фокус линзы. Затем проводим лучи 3 и 4.

3. Кусок картона К перехватывает лучи 1 и 2, но никак не влияет на ход лучей 3 и 4 (см. рисунок 4). Благодаря этим и аналогичным им лучам изображение предмета продолжает существовать на прежнем месте, не меняя формы, но становится темнее, т.к. часть лучей (например, лучи 1 и 2) больше не участвуют в построении изображения.

Рис. 3 Рис. 4  Критерии оценки выполнения задания Баллы  Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае – изображение осталось, но стало менее ярким), и исчерпывающие верные рассуждения с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае – тот факт, что изображением точки в тонкой линзе служит точка). 3  Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, и дано правильное объяснение, но содержится один из следующих недостатков:

В представленных записях содержатся лишь общие рассуждения без привязки к конкретной ситуации задачи.

ИЛИ

Рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объёме, или в них содержится логический недочёт 2  Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Указаны не все необходимые явления и физические законы, даже если дан правильный ответ на вопрос задания.

ИЛИ

Указаны все необходимые явления и физические законы, но в некоторых из них допущена ошибка, даже если дан правильный ответ на вопрос задания.

ИЛИ

Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца.

ИЛИ

Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к верному ответу, содержат ошибки 1  Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0  

C2

Шарик скользит без трения по наклонному желобу, а затем движется по «мертвой петле» радиуса R. С какой силой шарик давит на желоб в нижней точке петли, если масса шарика равна 100 г, а высота, с которой его отпускают, равна 4R?

Образец возможного решения  Согласно второму закону Ньютона, в нижней точке петли: m+ = m,

или N = ma + mg, где m и N — соответственно масса шарика и сила его давления на желоб, а — центростремительное ускорение шарика. Причем , где R и v — радиус петли и скорость шарика в нижней её точке.

Согласно закону сохранения механической энергии, mgh =, где

h = 4R. Следовательно, N = mg +  = mg + 8mg = 9mg = 9 (Н).

Ответ: 9 Н.   Критерии оценки выполнения задания Баллы  Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае – второй закон Ньютона, закон сохранения энергии, формула для центростремительного ускорения шарика);

II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение "по частям" с промежуточными вычислениями);

IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. 3  Правильно записаны необходимые положения теории и физические законы, закономерности, проведены необходимые преобразования и представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. Но имеется один из следующих недостатков.

Записи, соответствующие одному или нескольким пунктам: II, III, – представлены не в полном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

При ПОЛНОМ правильном решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т. п.).

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка 2  Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

ИЛИ

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися

формулами, направленные на решение задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи 1  Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0  

C3

В сосуде лежит кусок льда. Температура льда t1 = 0 °C. Если сообщить ему количество теплоты Q, то весь лёд растает и образовавшаяся вода нагреется до температуры t2 = 20 °C. Какая доля льда k растает, если сообщить ему количество теплоты ? Тепловыми потерями на нагрев сосуда пренебречь.

Образец возможного решения   1. Пусть m – масса льда, ( – удельная теплота плавления льда, c – удельная теплоемкость воды. Тогда



2. Выразив Q из второго уравнения и подставив этот результат в первое уравнение, получим:

,

откуда



Ответ: .  

Критерии оценки выполнения задания Баллы  Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае – количество теплоты, необходимое для изменения температуры тела и для перехода тела из одного агрегатного состояния в другое);

II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение "по частям" с промежуточными вычислениями);

IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. 3  Правильно записаны необходимые положения теории и физические законы, закономерности, проведены необходимые преобразования и представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. Но имеется один из следующих недостатков.

Записи, соответствующие одному или нескольким пунктам: II, III, – представлены не в полном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

При ПОЛНОМ правильном решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т. п.).

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка 2  Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

ИЛИ

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися

формулами, направленные на решение задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи 1  Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0  

C4

В электрической схеме, показанной на рисунке, ключ К замкнут. ЭДС батарейки  = 24 В, сопротивление резистора R = 25 Ом, заряд конденсатора 2 мкКл. После размыкания ключа К в результате разряда конденсатора на резисторе выделяется количество теплоты 20 мкДж. Найдите внутреннее сопротивление батарейки r.

Образец возможного решения  Количество теплоты, выделяющееся на резисторе после размыкания ключа: .

Напряжение на конденсаторе равно падению напряжения на резисторе.

С учетом закона Ома для полной цепи U = IR = .

Комбинируя эти формулы, находим: .

Ответ: r = 5 Ом.  

Критерии оценки выполнения задания Баллы  Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае – формула для энергии конденсатора, закон Ома для полной цепи, равенство напряжений на конденсаторе и резисторе);

II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение "по частям" с промежуточными вычислениями);

IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. 3  Правильно записаны необходимые положения теории и физические законы, закономерности, проведены необходимые преобразования и представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. Но имеется один из следующих недостатков.

Записи, соответствующие одному или нескольким пунктам: II, III, – представлены не в полном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

При ПОЛНОМ правильном решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т. п.).

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка 2  Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

ИЛИ

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися

формулами, направленные на решение задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи 1  Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0  

C5

По прямому горизонтальному проводнику длиной L = 1 м с площадью поперечного сечения S = 1,25.10–5 м2, подвешенному с помощью двух одинаковых невесомых пружинок жесткостью k = 100 Н/м, течет ток I = 10 А (см. рисунок). Какой угол ( составляют оси пружинок с вертикалью при включении вертикального магнитного поля с индукцией В = 0,1 Тл, если абсолютное удлинение каждой из пружинок при этом составляет

?l = 7·10–3 м? (Плотность материала проводника ? = 8·103 кг/м3).



Образец возможного решения  Условие механического равновесия проводника приводит к системе уравнений: 

Поделим второе равенство на первое:

 Масса провода .

Таким образом, = 1. Откуда ( = 45(. Ответ: ( = 45(.   Критерии оценки выполнения задания Баллы  Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае – условие равновесия, формула для силы Ампера, закон Гука);

II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение "по частям" с промежуточными вычислениями);

IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. 3  Правильно записаны необходимые положения теории и физические законы, закономерности, проведены необходимые преобразования и представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. Но имеется один из следующих недостатков.

Записи, соответствующие одному или нескольким пунктам: II, III, – представлены не в полном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

При ПОЛНОМ правильном решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т. п.).

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка 2  Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

ИЛИ

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися

формулами, направленные на решение задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи 1  Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0  

C6

Покоящийся атом водорода в основном состоянии (Е1 = – 13,6 эВ) поглощает в вакууме фотон c длиной волны ( = 80 нм. С какой скоростью движется вдали от ядра электрон, вылетевший из атома в результате ионизации? Кинетической энергией образовавшегося иона пренебречь.

Образец возможного решения  Из условия следует, что кинетическая энергия исходного атома и кинетическая энергия образовавшегося иона в балансе энергии не участвуют.

Энергия поглощенного фотона . Согласно закону сохранения энергии, , где Ек — кинетическая энергия электрона, вылетевшего из атома, . Отсюда  и , 811 км/с.

Ответ: .  

Критерии оценки выполнения задания Баллы  Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае – формула для расчета энергии фотона, формула для расчета кинетической энергии тела и закон сохранения энергии);

II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение "по частям" с промежуточными вычислениями);

IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. 3  Правильно записаны необходимые положения теории и физические законы, закономерности, проведены необходимые преобразования и представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. Но имеется один из следующих недостатков.

Записи, соответствующие одному или нескольким пунктам: II, III, – представлены не в полном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

При ПОЛНОМ правильном решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т. п.).

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка 2  Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

ИЛИ

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися

формулами, направленные на решение задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи 1  Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0  

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

http://www.maxdiplom.ru - Курсовая работа скачать бесплатно банк рефератов 10 Гигабайт.