">
Физика Теоретическая физика
Информация о работе

Тема: Методические рекомендации по выполнению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ по физике

Описание: Методические рекомендации предназначены для студентов специ-альности 050203.65 Физика и преподавателей, осуществляющих научное руководство и рецензирование выпускных квалификационных (дипломных) работ. Общие положения и конкретные методические рекомендации.
Предмет: Физика.
Дисциплина: Теоретическая физика.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 2
Поднять уникальность

Похожие работы:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Шуйский государственный педагогический университет»



Кафедра физики и методики обучения

Методические рекомендации

по выполнению и защите выпускных

квалификационных (дипломных) работ

по специальности 050203.65 Физика



ШУЯ – 2007 г.

ББК 74.580.2

УДК 378

М 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»  

Рецензент: В.Л. Виноградов, к. ф.-м. н., профессор кафедры математики и методики обучения ГОУ ВПО «ШГПУ»

М 54 Методические рекомендации по выполнению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 050203.65 Физика / Авторы-составители А.С. Кашицын, А.А. Пронин. – Шуя: “Весть” ГОУ ВПО «ШГПУ», 2007. – 35 с.

Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 050203.65 Физика и преподавателей, осуществляющих научное руководство и рецензирование выпускных квалификационных (дипломных) работ. Рекомендации содержат как общие положения по выполнению и защите ВКР, так и конкретные методические рекомендации, обусловленные спецификой специальности.

© Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2007

© Кашицын А.С., Пронин А.А.,2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4  1. Требования к выпускной квалификационной работе . . . . . . . . . . . 5  2. Структура работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7  3. Порядок выполнения выпускной квалификационной работы …… 8  4. Оформление выпускной квалификационной работы . . . . . . . . . . . . 15  4.1. Оформление текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15  4.2. Особенности записи формул и таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18  4.3. Оформление иллюстраций и приложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20  5. Порядок защиты выпускной квалификационной работы. . . . . . . . 21  Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24  Приложение 1. Форма задания на выполнение выпускной квалификационной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24  Приложение 2. Пример оформления титульного листа . . . . . . . 26  Приложение 3. Пример оформления содержания выпускной квалификационной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

27  Приложение 4. Правила оформления списка литературы . . . . . . . . . . 28  Приложение 5. Требования к отзыву научного руководителя на выпускную квалификационную работу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

30  Приложение 6. Рецензирование выпускной квалификационной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

31  Приложение 7. Оценочный лист члена ГЭК на защите выпускных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

34  

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации по выполнению и защите выпускных квалификационных работ по специальности 050203.65 Физика разработаны на основе следующих нормативных документов:

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 25.03.03 №1155)

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 032200 Физика и 032200.00 Физика с дополнительной специальностью (утвержден Минобразования России 31 января 2005 г №693)

Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ ВПО «ШГПУ» (утверждено постановлением Ученого совета 31.10.2003)

Рекомендации УМО по специальностям педагогического образования (одобрено учебно-методической комиссией по специальности 032200 Физика 17.01.2002)

Рекомендации к разработке порядка подготовки, защиты и оценивания выпускной квалификационной работы по специальности (направлению подготовки) (утверждено постановлением Ученого совета ГОУ ВПО «ШГПУ» 26.12.2003).

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты). В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 032200.00 Физика с дополнительной специальностью итоговая государственная аттестация выпускников включает защиту выпускной квалификационной работы (ВКР) по основной специальности. В соответствии с пунктом 5.1. ГОС ВПО на итоговую государственную аттестацию, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, отводится восемь недель учебного времени. В соответствии с рекомендациями УМО по специальностям педагогического образования выпускная квалификационная работа студентов, обучающихся по основной образовательной программе специальности 050203.65 (032200) Физика, может быть выполнена как по физике, так и по теории и методике обучения физике.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Выпускная квалификационная (дипломная) работа по теории и методике обучения физике призвана проверять готовность выпускника к решению основных профессиональных задач учителя физики. На выпускную квалификационную работу выносятся, как правило, методические проблемы, которые охватывают несколько профессиональных задач. Эти проблемы являются традиционными для теории и методики обучения физике и касаются целей, содержания и технологии школьного курса. Можно рекомендовать следующие методические проблемы, для рассмотрения в выпускных квалификационных работах:

развитие учащихся при изучении физики;

формирование общеучебных умений;

формирование научного мировоззрения учащихся;

политехническое воспитание;

систематизация знаний учащихся по физике;

реализация дидактических принципов и новых подходов в обучении физике;

применение современных технологий при решении традиционных задач обучения физике в школе;

модернизация содержания школьного курса физики (отдельных разделов или тем);

методика изучения конкретной темы школьного курса физики;

методика изучения сложного физического понятия или закона;

разработка и применение нового школьного физического оборудования.

Требования к профессиональной подготовке выпускника, выносимые на итоговую аттестацию в виде защиты выпускной квалификационной работы по теории и методике обучения физике (массив ТКР).

Показатели работы:

Обоснованность актуальности темы

Постановка цели и задач работы

Психолого-педагогический анализ темы

Научно-методический анализ темы

Обоснованность выбора методов работы

Выдвижение и проверка гипотез

Взаимосвязь теоретической и практической части работы

Знание содержания, методов и средств обучения по теме

Планирование учебного процесса по теме

Разработки по теме (системы учебного эксперимента, системы физических задач, системы контрольных заданий, внеклассные мероприятия, системы оценивания результатов обучения)

Апробация результатов работы

Обобщение результатов работы (выводы)

Оформление работы

Показатели защиты работы:

Степень освоения темы

Наличие иллюстративного материала

Знание концептуальных физических законов и теорий по теме

Ответы на вопросы

Выпускная квалификационная работа по физике призвана проверять знания выпускника по физике и исследовательские умения: умение работать с научной литературой, самостоятельно анализировать и обобщать ее данные. Тематика ВКР по физике может определяться тематикой научной работы специальных кафедр или научных лабораторий, с которыми выпускающая кафедра физики и методики обучения сотрудничает. Выпускная квалификационная работа по физике может представлять собой:

Аналитический обзор, посвященный актуальной области физики, этапам ее развития и приложениям

Научно-исследовательскую работу

Требования к профессиональной подготовке выпускника, выносимые на итоговую аттестацию в виде защиты выпускной квалификационной работы по физике (массив ТКР):

Показатели работы:

Обоснованность выбора темы

Постановка цели и задач работы

Анализ научной литературы по теме

Обобщение результатов научных исследований по теме

Обоснованность выбора методов работы

Наличие элементов научного исследования

Представление физической информации различными способами (формулы, графики, таблицы, диаграммы, рисунки)

Анализ результатов

Умение работать с физическими приборами

Практическая значимость работы

Взаимосвязь содержания работы с курсом физики школы

Обобщение результатов работы (выводы)

Оформление работы

Показатели защиты работы:

Степень раскрытия темы

Наличие иллюстративного материала

Знание концептуальных физических законов и теорий по теме

Ответы на вопросы

Массив требований ТКР представляет собой общие критерии оценки каждой выпускной квалификационной (дипломной) работы.

2. СТРУКТУРА РАБОТЫ

К необходимым разделам выпускной квалификационной работы по теории и методике обучения физике относятся:

Титульный лист

Содержание

Введение

Теоретическая часть (распределяется по главам и параграфам)

Практическая часть (распределяется по главам и параграфам)

Заключение (основные результаты и выводы)

Список использованной литературы

Приложения (если необходимо)

Во введении обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи, определяются предмет, объект и предполагаемые методы исследования. Введение должно занимать не более 2 страниц.

В теоретической части работы выделенная проблема рассматривается как психолого-педагогическая и научно-методическая. Результатом этой работы являются положения, которые используются как исходные при выполнении практической части.

В практической части работы приводятся:

собственные разработки автора (модель выбранного фрагмента учебного процесса по физике, включающая цели, методы, средства и формы, модели учебных занятий);

описание педагогического эксперимента и его результаты по этим разработкам (его цель, организация, способы оценки результатов).

В заключении дается краткое описание полученных результатов, а также могут быть сформулированы новые задачи, вытекающие из проведенного исследования.

После заключения приводится список использованной в работе литературы, который оформляется строго в соответствии с требованиями, приведенными в приложении 4. Количество глав в работе может быть больше двух, если это необходимо. В конце работы могут быть приведены соответствующие приложения (если необходимо).

Структура выпускной квалификационной работы по физике:

Титульный лист

Содержание

Введение

Обзор научных публикаций по теме (распределяется по главам и параграфам)

Основная часть (распределяется по главам и параграфам)

Заключение (основные результаты и выводы)

Список использованной литературы

Приложения (при необходимости).

Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы, формулируются цели и задачи работы. В обзоре приводится анализ публикаций, посвященных выбранной тематике. В основной части выпускной квалификационной работы по физике научно-исследовательского характера приводится описание исследований, проведенных автором, и анализ полученных результатов. Выпускная работа аналитического характера представляет собой обзор научных публикаций по избранной теме, сопоставление результатов и их критический анализ. Заключение содержит краткое описание основных результатов и выводы. Список использованной литературы также оформляется в строгом соответствии с требованиями (приложение 4). Если есть необходимость, то в конце работы помещаются приложения.

Оформление работы осуществляется в соответствии с ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» (см. пункт 4 настоящих методических рекомендаций). Средний объем дипломных работ по специальности 050203.65 Физика составляет 50 – 60 страниц печатного текста, включая приложения.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются и утверждаются выпускающей кафедрой, рассматриваются учебно-методической комиссией факультета, утверждаются советом факультета и оформляются приказом и доводятся до сведения студентов за один год до итоговой государственной аттестации. Тема выпускной квалификационной работы может быть изменена или уточнена в исключительных случаях по просьбе научного руководителя с последующим ее утверждением на заседании кафедры и согласованием с деканом факультета. В этом случае по представлению декана факультета издается дополнение к приказу.

Формулировка темы предполагает, что в ее названии представлены объект и предмет исследования. Студент может предложить свою тему выпускной квалификационной работы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. В этом случае тема ВКР утверждается отдельным заседанием выпускающей кафедры. Если студент не определился с темой самостоятельно и не подал на кафедру соответствующего заявления, за ним может быть закреплена любая из оставшихся в списке свободных тем.

После утверждения темы выпускной квалификационной работы вся дальнейшая работа по ее выполнению направляется и контролируется научным руководителем, который разрабатывает и выдает студенту задание на выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы и индивидуальный график выполнения работы (Приложение 1).

В графике определяется время на выполнение отдельных этапов и видов работы: поиск необходимой литературы; теоретическое изучение проблемы по найденным источникам; подбор материала, который предполагается включить в текст работы; разработка и изготовление нетипового оборудования (если необходимо), приборов, макетов и т. п.; постановка опытов и проведение экспериментов; математическая обработка полученных экспериментальных данных (при необходимости разработка алгоритмов и отладка компьютерных программ); оформление текста выпускной квалификационной работы, подготовка к защите, предзащита и защита выпускной квалификационной работы. Предзащита работы проходит не позднее чем за месяц до защиты работы в ГАК. В индивидуальном плане определяется также необходимый резерв времени.

Факт принятия задания на подготовку ВКР к выполнению удостоверяется подписью студента, после этого задание утверждается заведующим выпускающей кафедрой. Ответственность за выполнение задания в указанный срок несет студент.

Первым практическим шагом при выполнении выпускной квалификационной работы является подбор литературы по теме, который целесообразно начинать с учебных пособий, справочников и энциклопедий. В физических энциклопедиях, как правило, даются как сравнительно большие обзорные статьи, посвященные отдельным разделам физики, важнейшим физическим теориям, явлениям, так и средние по объему статьи по отдельным проблемам, физическим понятиям и, на конец, краткие справочные данные. Достоинством физических энциклопедий является и то, что в больших и средних по объему статьях даются ссылки на авторов и их публикации. Это позволяет легко определиться с основным перечнем литературы, которую необходимо проработать. Дополнительно к этому целесообразно использовать периодические издания (в частности, журналы «Квант», «Физика в школе», «Моделист-конструктор» и др.), а также научно-популярную литературу, проспекты различных фирм, разрабатывающих оборудование для физических исследований и т.п.

Стандартными методами поиска литературных источников являются:

использование фондов библиотеки учебного заведения и научных библиотек города (работа с библиотечными каталогами, реферативными журналами и т. п.);

использование ресурсов сети INTERNET;

консультации с научным руководителем и ведущими учеными кафедр учебного заведения.

В процессе проработки литературы по теме ВКР рекомендуется сразу же делать выписки с указанием библиографических данных на работы, которые предполагается включить в перечень литературы выпускной квалификационной работы. В тексте выпускной квалификационной работы должны присутствовать ссылки на использованные источники, порядковый номер которого из общего списка литературы указывается в квадратных скобках, например [2], [10] и т. д. Если же в тексте дается цитата из какого-либо источника, то ссылка оформляется с указанием страницы, откуда она взята. Например, - [2, c.46] – это значит, что цитата (текст) взята с 46 страницы источника, который в списке литературы стоит под 2-м номером.

Полный список использованной литературы помещается в конце работы. Нумерация источников осуществляется последовательно по мере появления соответствующей ссылки в тексте, т.е. те источники, ссылки на которые появились в тексте первыми, первыми помещаются и в списке литературы. Повторная ссылка на тот же источник обозначается той же цифрой в квадратных скобках. При работе с первоисточниками следует иметь в виду, что при оформлении списка литературы потребуются:

фамилия и инициалы автора (или авторов);

полное и точное название книги;

место издания (название города; для Москвы и Санкт-Петербурга соответственно М. и С-Пб., в остальных случаях название города не сокращается);

название издательства (например: «Наука», «Высшая школа» и т.п.);

год издания;

количество страниц в издании.

При использовании журнальных статей указывается:

фамилия и инициалы автора (или авторов);

полное название статьи;

название журнала без сокращений;

год выпуска;

номер журнала;

номер страниц, на которых помещена статья или цитируемое место статьи.

Список литературы рассматривается, как составная часть выпускной квалификационной работы и отражает степень изученности проблемы. Общий список литературы должен содержать не менее 20 источников, включая учебники и учебные пособия.

Работу над первоисточниками рекомендуется проводить в следующем порядке:

общее ознакомление с работой в целом по оглавлению;

изучение введения или предисловия;

выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенному иллюстративному материалу, представляющий интерес, глав;

выписка представляющих интерес материалов, включая необходимые иллюстрации;

критическая оценка записанного, его редактирование и запись как фрагмента будущей работы.

В последующем из таких фрагментов формируется конспект работы, представляющей собой связное и сжатое изложение своими словами обработанного материала.

При работе над источниками необходимо концентрировать внимание на основных элементах физических знаний. Для этого целесообразно пользоваться обобщенными планами по изучению каждого элемента, выделяя (и записывая в конспект) то главное, что необходимо знать.

Что надо знать о явлении

Внешние признаки явления.

Условия, при которых протекает явление.

Сущность явления и механизм его протекания, т. е необходимо объяснить явление на основе современных научных теорий.

Определение явления.

Связь данного явления с другими.

Количественные характеристики явления (величины, характеризующие явление, связь между величинами, формулы, выражающие эту связь).

Использование явления на практике.

Что надо знать о величинах

Какие явления или свойство тел характеризует данная величина.

Определение величины.

Определительную формулу (для производной величины - формула, выражающая связь данной величины с другими).

Какая это величина скалярная или векторная.

Единицу измерения данной величины.

Способы измерения.

Что надо знать о законе

Между какими явлениями (процессами) или величинами закон выражает связь.

Формулировку закона.

Математическое выражение закона.

Опыты, подтверждающие справедливость закона.

Учет и использование закона на практике.

Границы применимости закона.

Что надо знать о теории

Опытные факты, послужившие основой для разработки теории (эмпирический базис теории).

Основные понятия теории.

Основные положения (принципы) теории.

Математический аппарат теории (основные уравнения).

Круг явлений, объясняемых данной теорией.

Явления и свойства тел (частиц), предсказываемые теорией.

Что надо знать о приборе

Назначение прибора.

Принцип действия прибора.

Схему устройства прибора (основные части прибора, их взаимодействие).

Правила пользования прибором.

Область применения прибора.

Что надо знать о технологическом процессе

Назначение (цель осуществления) процесса.

Народнохозяйственное значение осуществления данного технологического процесса.

Какие законы, явления положены в основу технологического процесса.

Основные этапы технологического процесса (схема процесса).

Требования к качеству получаемой продукции.

Требования правил безопасности труда к осуществлению технологического процесса, их научное обоснование.

Экологические требования к технологическому процессу.

В результате изучения подобранной литературы и выделенного материала, который предполагается включить в работу целесообразно составить развернутый план выпускной квалификационной работы, который согласовывается с научным руководителем.

При выполнении работы по теории и методике обучения физике необходимо использовать общепринятую методологию педагогического исследования, в которой можно выделить следующие основные относительно самостоятельные компоненты:

Цель работы

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели

Предмет и объект изучения

Методы и средства, используемые для решения поставленных задач

Содержание работы

Особое значение следует уделить выбору адекватных методов педагогического исследования и соответствующего инструментария. Эмпирические методы в педагогической науке используются для описания результатов предметно-чувственных действий. К ним относятся, например, изучение результатов деятельности учащихся или учителей, наблюдение, анкетирование, опрос, метод экспертных оценок, обследование, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.

При проведении экспериментальной работы в этом случае различают:

Констатирующий эксперимент – эксперимент, который позволяет установить имеющееся состояние исследуемого явления или объекта.

Формирующий эксперимент, в ходе которого реализуется задуманное изменение исследуемого явления, например, новое планирование изучаемой темы, новое содержание и т.д.

Контрольный (обучающий) эксперимент – эксперимент, который дает возможность установить характер произошедших изменений после формирующего эксперимента.

При описании педагогического эксперимента должны быть четко отражены все основные его этапы, такие как цели и задачи, организационные формы и необходимые средства проведения, описание методики реализации, обработка полученных результатов, формулировка основных выводов и предложений, оценка результатов на достоверность и воспроизводимость.

Для выполнения выпускной квалификационной работы по физике исследовательского характера используются методы экспериментальной физики или расчетные методы теоретической физики.

Поскольку арсенал современных экспериментальных методов, применяемых в физике чрезвычайно широк, то при выполнении выпускной квалификационной работы в области экспериментальной физики требуется знание как теоретических принципов, лежащих в основе применяемого метода, так и возможностей их технического воплощения.

При этом надо учитывать, что результаты физических экспериментов представляются чаще всего в виде таблиц, в которых указываются числовые значения различных физических величин и графиков, выражающих характер взаимосвязи между различными физическими величинами.

. При планировании и выполнении физического эксперимента необходимо знать что:

Любой физический эксперимент связан с использованием технического оборудования и разнообразных физических приборов, в основе работы которых лежат определенные физические законы.

Эксперимент всегда производится с определенной целью и строится на основе некоторой системы научных знаний, перед тем как эксперимент производится материально, он осуществляется в мысленной форме, по крайней мере, в отношении его принципиальной схемы

Приборы в большинстве случаев не дают непрерывной картины процесса, фиксируют лишь его фрагменты, теоретическая модель может восстановить весь процесс в соответствующем интервале условий;

При интерпретации результатов эксперимента следует провести оценку возможных ошибок неизбежно возникающих при проведении любого эксперимента т.к. не зная величины ошибок невозможно сделать однозначных выводов из эксперимента.

В эксперименте невозможно определить истинное значение измеряемой величины, можно лишь указать интервал значений в котором, с некоторой вероятностью, находится истинное значение измеряемой величины, чем меньше этот диапазон, тем выше точность проведенных измерений.

Практическая часть выпускной квалификационной работы по физике может быть посвящена также разработке компьютерных моделей и прикладных программ, а также разработке лабораторных установок, приборов, устройств и т.п.

Некоторые практические советы при выполнении экспериментальных исследований по физике:

Работу с незнакомыми физическими приборами следует начинать с изучения инструкции по эксплуатации, уделяя особое внимание правилам техники безопасной работы, каждый прибор требует отдельной проверки в различных режимах работы, а в ряде случаев градуировки.

Перед началом экспериментальной работы необходимо с помощью нескольких простых измерений, результат которых может быть надежно заранее предсказан, убедиться в исправности используемой аппаратуры.

Результаты измерений и условия, в которых они проведены, следует аккуратно записывать в рабочий журнал наблюдений.

Поиск источников возможных ошибок, особенно систематического характера и устранение возможных неисправностей, является неотъемлемой частью работы, полученные при этом знания могут быть включены в содержание работы.

При сборке электрических схем следует вначале подсоединить все провода, кроме проводов, идущих к источникам питания. Подключать источники питания (или включать приборы в сеть) можно только после того как вся схема тщательно проверена. Нарушение этого правила неминуемо приводит к авариям и порче приборов.

Перед началом измерений необходимо правильно расположить оборудование и обеспечить необходимые условия для считывания показаний приборов.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

При оформлении любой выпускной квалификационной (дипломной) работы необходимо придерживаться следующих общих требований. Не следует включать в текст работы определения общеизвестных понятий, подробно излагать сведения, заимствованные из общедоступных учебников, справочников и другой литературы, если эти данные не представляют собой конкретных рекомендаций по разрабатываемой проблеме. Если в работе применяются типовые решения, выводы и расчеты, то необходимо их давать в кратком виде, указав источник, откуда они взяты. Изложение текста должно быть по возможности кратким, четким, исключающим субъективное толкование. Текст необходимо излагать в соответствии с общепринятой в физике терминологией и условными обозначениями, от третьего лица в изъявительном наклонении, употребляя глаголы неопределенной формы. Например, «Данные расчетов показывают…», «В результате рассмотрения…» и т. п.

Оформление выпускной квалификационной работы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам». Работа оформляется на белой бумаге формата А4 (210(297 мм). Каждая страница должна иметь границы текста (поля): левое 25 мм.; верхнее - 20 мм.; правое - 10 мм.; нижнее - 20 мм. Рамки на полях не ставятся. Для оформления выпускной квалификационной работы целесообразно использовать компьютерные средства, предпочтительно редактор Microsoft Word for Widows, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5. Работа должна быть грамотно и аккуратно оформлена.

4.1. Оформление текста

Текст выпускной квалификационной работы помещается на одной стороне листа. Каждый абзац текста должен начинаться с красной строки, соответствующей отступу 1 см. В выпускной квалификационной работе используются только общепринятые сокращения и аббревиатуры.

Титульный лист выпускной квалификационной работы оформляется в соответствии с примером, приведенным в Приложении 2. За титульным листом помещается лист, на котором приводится содержание работы, в соответствии с примером в Приложении 3.

Все страницы нумеруются арабскими цифрами без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится, на следующем листе («Содержание») ставится цифра «2». Порядковый номер страницы обозначается на середине верхнего поля.

Наименование разделов работы оформляются прописными буквами в центре страницы без подчеркивания. Каждый раздел текста должен иметь порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой с точкой. Порядковый номер не ставится у введения, заключения и списка литературы.

В начале каждого раздела целесообразно указать цели и задачи данной части работы, в конце – краткие выводы по данной части работы.

Нумерация пунктов раздела должна состоять из номера раздела и пункта, например, 1.1; 2.3 и т. д. Если в пункте текста имеются подразделы, то их нумеруют в пределах каждого пункта и номер будет иметь три цифры, например, 3.1.1; 2.2.3 и т. д.

Каждый раздел и подраздел должны иметь краткий заголовок, соответствующий содержанию. Заголовок, при этом, пишут посередине текста, не подчеркивают и точку в конце не ставят. Перенос слов в заголовке не допускается. При написании двух предложений в заголовке их разделяют точкой. Заголовок раздела записывают прописными буквами, заголовок подраздела – строчными (кроме первой буквы). Писать заголовок другим цветом не допускается, при использовании компьютера заголовки могут быть выделены «жирным» шрифтом.

Цитаты воспроизводятся в тексте работы с соблюдением всех правил цитирования (соразмерная кратность цитаты, точность цитирования, соответствие цитаты контексту изложения материала). Цитированные фразы заключаются в кавычки, обязательно указывается номер страницы литературного источника, из которого приводится цитата.

Некоторые пунктуационные правила, которые необходимо соблюдать при оформлении выпускной квалификационной работы:

Точка после заголовка не ставится.

Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка.

Точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит скобка.

Цитаты заключаются в кавычки.

Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь начинается с большой буквы и заключается в кавычки. Если слова автора стоят после прямой речи, то прямая речь заключается в кавычки, после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются с маленькой буквы. Если цитата является частью предложения, то она выделяется кавычками, но двоеточие или тире не ставятся. Автор цитаты указывается в скобках после цитаты.

Ссылки на использованные в работе литературные источники нумеруются арабскими цифрами в соответствии с порядком их следования в списке литературы и помещаются в квадратные скобки. Например: [8, с.52].

В тексте работы и в подписях к рисункам сокращение слов не допускается, за исключением случаев определенных ГОСТом.

Основные исключения:

т. е. – используется во всех случаях;

и т. п., и т. д., и др., и мн. др., и пр. – только в конце фразы;

см. (смотри), ср. (сравни), табл. (таблица), рис. (рисунок), стр. (страница), вып. (выпуск), журн. (журнал), изд. (издание), л. (лист), п. (пункт), разд. (раздел), черт. (чертеж), сб. (сборник), ст. (статья). – при ссылках и сносках в сплошном тексте.

Если в работе принята особая система сокращений слов или наименования, то в конце работы (в приложении) необходимо привести перечень таких сокращений. Нельзя сокращать следующие слова и словосочетания: графа, уравнение, формула, так как, например, более или менее, главным образом, должно быть, около, таким образом, так называемым. Знаки №, %, о , sin, cos и другие нельзя в тексте изображать без цифровых и/или буквенных обозначений. В тексте следует писать ноль, номер, процент или sin 60o, cos 45o и т. п.

Использование оборота «от…до» следует избегать, его можно заменить записью I = 5 ( 23 А или R = 6…8 Ом.. Обычно пользуются оборотом «от…до» только в случае перехода от положительного значения к отрицательному, например «от 5о до – 30о». Отвлеченные числа до 9 пишутся в тексте словами, свыше 9 – цифрами. Например, три кривые, но 20 делений и т. п. Числовые значения в тексте пишутся только от 0,1 до 1000. Для больших или меньших значений пользуются кратными единицами.

При использовании в тексте готовых формул, справочных данных необходимо указывать ссылку на литературный источник, порядковый номер которого указывается в квадратных скобках, например [2], [10]. Если же в тексте дается цитата из какого либо литературного источника, то ссылка оформляется с указанием страницы откуда она взята. Например, - [2, c.46] – это значит, что цитата (текст) взята с 46 страницы литературного источника, который в списке литературы стоит под 2-м номером.

4.2. Особенности записи формул и таблиц

Особенностью текста выпускной квалификационной работы по физике является использование математических формул, числовых данных, специальной символики, в записи которых необходимо придерживаться определенных правил. В формулах условные буквенные обозначения (символы) физических, химических, математических и других величин следует применять только установленные соответствующими стандартами и рекомендациями в учебниках соответствующих дисциплин. Для каждой физической величины следует применять только одно условное буквенное обозначение во всех разделах выпускной квалификационной работы, включая схемы, рисунки и чертежи.

После каждой формулы целесообразно дать расшифровку символов, если они встречаются впервые. Расшифровку каждого символа и его численные значения (например, для констант) приводят с новой строки непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Первую строку расшифровки начинают со слова «где», двоеточие после него не ставят. Например, среднее расстояние между молекулами жидкости по порядку величины можно оценить следующим образом:

 (4.2.1)

где n0 – число молекул в единице объема, NA – постоянная Авогадро, ? – плотность жидкости, ? – ее молярная масса.

Размерность одной и той же физической величины в пределах всей работы должна быть постоянной, то есть в одной из принятых единиц измерений, предпочтительно в СИ. Когда в работе приводится несколько цифровых величин, то единицу измерения принято ставить только в конце ряда, например: 10, 15, 20, 25, 30 м. (метров).

Формулы в тексте работы нумеруют арабскими цифрами в пределах всей работы или раздела. Ссылку на формулы при этом делают следующим образом: «…в формуле (5)…» или «…в формуле (2.1)…». Для написания буквенных обозначений отношений единиц допускается применение косой черты, например, м/с, а также умножение числителя на отрицательную степень значения, например, м·с-1. Если имеется несколько единиц в числителе, их обозначают произведением, заключая его в скобки, например, Дж/(кг·К). Подробные рекомендации по наименованию и обозначению соответствующих физических величин даны в работе: Чертов А.Г. Физические величины (терминология, определения, обозначения, размерности, единицы): Справ. пособие. – М: Высш. шк., 1990. - 335 с.

Цифровой материал, полученный в результате однотипных расчетов, экспериментальные данные, характеристики устройства в выпускной квалификационной работе необходимо оформлять в виде таблиц. Каждую таблицу помещают сразу же после первого упоминания о ней в тексте или же, если она большого размера, на следующей странице. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Заголовок таблицы следует выполнять строчными буквами (кроме первой) и помещать над таблицей посередине. Заголовок не подчеркивают.

Заголовки граф и колонок таблиц начинают с прописных букв. Если подзаголовки граф составляют одно предложение с заголовком, их пишут со строчных букв, при самостоятельном значении – с прописной буквы. Заголовки пишут в единственном числе. Заголовки можно заменить буквенными обозначениями, если они пояснены в тексте или рисунках. Делить графы, строки и заголовки таблиц по диагонали запрещается. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, таблицу делят на части, которые, в зависимости от особенностей таблицы, переносят на другие листы или помещают на одном листе рядом или одну под другой. При размещении таблицы на нескольких страницах текста необходимо в обязательном порядке поставить заголовок. На второй и последующих страницах текста с табличным материалом пишут слова «Продолжение табл. 2»

При наличии в тексте нескольких таблиц их нумеруют арабскими цифрами в пределах всей работы или одного раздела. Над правым верхним углом помещают надпись «Таблица 2» или «Таблица 1.2» (вторая таблица первого раздела). Ссылки на все таблицы в тексте дают по сокращенной записи, например: (табл. 2) или (табл. 1.2) при повторной ссылке – (см. табл. 2) или (см. табл. 1.2). Если в тексте только одна таблица, ее не нумеруют. При необходимости в таблицу можно включить графу, указав ее заголовок, например: «Номер строки», «Номер позиции», «Номер на схеме» и др.

Если физические величины (параметры), помещаемые в таблицу, имеют различную размерность, то ее указывают в каждой графе или строке таблицы. При одной размерности параметров или когда в таблице помещены графы с параметрами преимущественно одной размерности, сокращенное обозначение единицы измерения помещают над таблицей, после заголовка, например: «Размеры, мм.». Размерность других параметров помещают в заголовках соответствующих граф.

Повторяющийся текст граф таблицы и состоящий из одного слова допускается заменять кавычками. Если же текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Не допускается заменять кавычками повторяющиеся цифры, знаки, математические и химические символы. При отсутствии цифрового материала или иного данного в соответствующей строке таблицы обязательно ставится прочерк. Цифры в графах таблицы должны иметь одинаковое число десятичных знаков, и их располагают так, чтобы классы чисел по всем графам были точно один под другим. Дробные числа приводят только в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах, например: ? и т. д.

Пример оформления таблиц приведен ниже.

Таблица 1.

Частотная характеристика цепи № f, 10 3 Гц R, Ом U, В I, А  1 0,5 4 1,20 0,12  2 1,0 4 2,05 0,15  3 2,0 4 3,60 2,05  4 5,0 4 2,16 1,62  5 10,0 4 1,82 1,50  

4.3. Оформление иллюстраций и приложений

Все иллюстрации должны иметь точные и краткие названия и общую сквозную нумерацию арабскими цифрами. На весь приведенный иллюстративный материал даются ссылки в тексте работы.

1 2