">
Философия История философии
Информация о работе

Тема: Шпоры по философии

Описание: Религиозное мировоззрение. Субъективная диалектика Метафизика. Основные особенности научного познания. Глобальные научные веволюции. Ступени эволюционного развития. Пространственно-временная форма бытия. Многообразие видов познания. Научное познание.
Предмет: Философия.
Дисциплина: История философии.
Тип: Шпаргалки
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 184
Поднять уникальность

Похожие работы:

1)Мировоззрение - взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

3 формы мировоззрения:

Мифология (от греческого mifos - предание, logos - слово) - мироощущение человека, воспроизведение ... действительности. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении и устройстве мира, о возникновении явлений природы и многое другое. Человек не мог найти логического объяснения всем этим явлениям, поэтому в мифах боги были причиной всех явлений на земле. Много внимания в мифах уделялось происхождению людей, рождению, смерти. В мифах сюжеты переплетались с обрядами, обеспечивая сохранение традиций и культуры.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через земной и небесный мир. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. Поклонение высшим силам приводит к понятию бога - высшего существа. Желание людей умилостивить богов сочетается с бескорыстным почитанием, стремлением следовать высокому образцу. Основное отличие религии от мифологии в том, что религия четко отделяет земное и внеземное.

Философия(любовь к мудрости) - система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека и т.д. В отличие от мифологии и религии философия избрала в качестве своего ориентира не слепую веру, не сверхъестественное объяснение явлениям окружающего мира, а свободное размышление о мире и человеке, основанное на принципах логики и разума. Философия - наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого.

Появление философии связано с разделением труда в обществе на материальный и духовный. Люди, занимающиеся нематериальным трудом, имели много свободного времени и следовательно больше возможностей думать, наблюдать и постепенно они стали выявлять некоторые закономерности окружающего мира, что и привело к развитию философии.

2) Религиозное мировоззрение первоначально сформировалось на базе мифологического мировоззрения. Однако религия в отличие от мифологии проводит точную грань между естественным и сверхъестественным, наделяя первое только материальной сущностью, второе – только духовной.

Первыми религиозными мировоззрениями были:

-магия (В основе магии лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий)

-тотемизм (поклонение какому либо животному, его тотему)

-фетишизм (вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами)

-анимизм (вера в духов)

Целостные религиозные мировоззрения сформировались, когда сложились монотеистические вероучения, когда появились системы догматов, или непререкаемых истин единобожия, принимая которые человек приобщается к Богу, живет по его заповедям и соизмеряет свои помыслы и поступки в ценностных ориентирах святость – греховность.

Религия – это вера в сверхъестественное, признание высших внеземных сил, создающих и этот мир. Вера в сверхъестественное сопровождается эмоциональным переживанием, чувством сопричастности человека божеству, скрытому от непосвященного, божеству, которое может быть явлено в чудесах и видениях, в образах, символах, посредством которых божество дает о себе знать посвященному. Вера в сверхъестественное оформляется в особый культ и особый ритуал, которые предписывают специальные действия, с помощью которых человек приходит к вере и утверждается в ней.

Основные мировые религии: буддизм, ислам и христианство 3) Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".

Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, понимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. В религии есть культ в отличие от философии. 4) Философия. (любовь к мудрости) зародилась около 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте. Классическая форма - в Др. Греции. 1-й человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки выделена Платоном.

Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

1.Общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

2. Развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

3. Приобретение крупными городами определенной экономической  независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

 5) Понятие "гражданское общество" появилось в XVII в., в частности в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получило свое развитие в XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. фон Гумбольта и др. Они уже не отождествляли гражданское общество с существующим государством или реальными формами государственного правления. При этом они исходили из теории договорного происхождения государства, в основе которой лежала идея общественного договора. Согласно этой теории, законно то правительство, учредить которое и повиноваться которому все граждане согласились по своей воле.

Сторонники теории договорного происхождения государства отождествляли гражданское общество и государство, если последнее, основанное на общественном договоре, выражает интересы граждан. Но они понимали, что в действительности государство, как правило, подавляет гражданское общество, что, в частности, "абсолютная монархия, которую некоторые считают единственной формой правления в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления".

Более четко провел различия между государством и гражданским обществом видный представитель немецкого просвещения XVIII в. В. фон Гумбольт. Он пришел к мысли о том, что сама государственная деятельность должна быть подчинена удовлетворению интересов и потребности человека. Несмотря на то, что эта мысль не получила у него развернутого обоснования, сам факт постановки подобной проблемы является чрезвычайно важным в истории изучения гражданского общества.

Гегель предпринял попытку философского осмысления различия между гражданским обществом и государством. Область действия государства, по Гегелю, — общие интересы, а гражданского общества — сфера частных интересов.

Проблема соотношения гражданского общества и государства достаточно широко рассматривалась К. Марксом в работах, относящихся к 40-м и более поздним годам XIX в. Маркс пришел к четкому осознанию того, что в исследовании государства необходимо опираться на анализ гражданского общества. Не государство порождает общество, а наоборот, "в действительности семья и гражданское общество составляют предпосылки государства, именно они являются подлинно деятельными".

Из приведенных выше воззрений на гражданское общество можно выделить ряд его основополагающих характерных черт. Во-первых, развитие гражданского общества связывалось с преодолением жестких рамок сословно-феодального строя, с появлением капиталистических производственных отношений: Во-вторых, гражданское общество возникает в определенный период общественного развития и связано с исторически преходящими формами государства, является силой, постоянно находящейся с государством в противоречивом, диалектическом единстве. В-третьих, в рамках гражданского общества неизбежно возрастает значение личности человека, который превращается из подданного в гражданина. 6) Первыми философами в Греции были представители Милетской школы, которые были материалистами и отвергали мифологию.

Фалес считал, что Вода –первопричина всего сущего(нет воды–нет жизни). Вода–субстанция, из которой все проистекает,и все в нее возвращается. Богам в системе Фалеса не было места. Даже Земля, по его мнению, плавает на воде, подобно кус-ку дерева.

Анаксимандр. Преемник Фалеса(около 610–540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон–неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменя-ются, целое же остается неизменным.

Анаксимен.(ок. 585–525 до н.э.). Полагал, что первонача-лом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости ве-щей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся пу-тем его сгущения и разряжения. Первовещество- воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разря-жения воздуха.

Эмедокл считал что в основе всего сущего вода, огонь, воздух и земля.

Пифагор считал что в основе всего лежит не реальная материя , а число.

Гераклид,создатель диалектики считал что в основе всего-огонь, считал что космос – вечный огонь, отрицал богов. Первым выдвинул идею о развитии через борьбу противоположностей.

Паремнид первым доказывал, что бытие реально с помощью мышления. Он считал, что мыслить можно только о том, что есть.

7) Сократ не признавал проблем, характерных для философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании и т. п., а полагал, что философия должна заниматься человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Почти всё свободное время Сократ проводил в беседах с людьми разных социальных слоёв, стараясь, чтобы собеседник правильно понял предмет разговора. С помощью удачно поставленных вопросов он помогал осознать свое непонимание и указывал путь к лучшему построению понятий. Использование диалога для достижения истины – огромнейшая заслуга Сократа в истории философии. Он не считал себя «отцом мудрости», а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Главным критерием в философии Сократа была нравственность. Философ отождествлял её со знанием и истиной вообще, и потому обращался к исследованию основ знания.

В этике Сократа чётко выявляется рационалистическая линия: добродетель – это знание, дурное – это незнание.

Учение Сократа было устным. Сам мыслитель ничего не писал, поэтому о его взглядах можно судить только по сочинениям его учеников и современников, самыми ценными из которых являются «Диалоги» Платона и «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта.

Софист-(от греч. знаток, мудрец) Для них был важен не поиск и истины, а разработка теории красноречия и ведения спора.

Протагор (ок. 480  - 410 до н.э). Ему принадлежит: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение
Горгий (ок. 483-375 до н.э) в своем труде “О природе” доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно
Аристотель писал: “Горгий правильно говорил, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же – серьезностью”.
Продик (род. 470 до н.э.) проявлял исключительный интерес к языку с точки зрения идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов. Большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения.

8) Платон (427-347 до н. э.) Происходил из знатного рода, настоящее имя –Аристокл. Родоначальник объективного идеализма. Он считал что все делится на 2 мира:

-мир занебесных идей

-инобытие, чувственный вещественный мир

Платон считал, что реальные вещи – копии, отражения занебесных идей. Он сформулировал закон исторических изменений- движение идет от идеального, созданного богами к распаду. И чем дальше реальность отходит в процессе сущ-вания от идеального, тем меньше она соответствует оригиналу. Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой. Душа является основой разумности, дает возможностьть познавать окруж мир. Человек имеет врожденные идеи, он открывает мир как бы припоминая их.

Гос-во по Платону:

Вначале боги создали идеальное гос-во в котором правила аристократия, затем среди аристократии выделяются воины, которые силой захватывает богатства и гос-во превращается в тимократию –власть военных. Среди военных выделяется узкий круг богатых и наступает олигархия. Но она ведет к обнищанию народа, народ восстает и устанавливается демократия. «Толпа чужда мудрости» говорил Платон. Среди демократов выделяется круг людей и наступает тирания. Идеальным гос-вом Платон считал-Спарту. В идеальном гос-ве должно быть 3 класса: высший (философы), класс воинов, низший класс скотов.

АРИСТОТЕЛЬ

-бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя вместе!!

-у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост, питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все то же + разум). Душа дает смысл и направленность жизни.

-Познание. Познание формы, то есть сути! С помощью чувствительных ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и логика. Создал учение о логике: там - осн логич законы, суждение, умозаключение, определение, док-во…

-Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть (все люди) и существенная (воины, правители). Признавал необходимость сохранения рабства. Монархия - хорошо.

 9) Особенность философии средневековья в том, что она была подчинена католической церкви и служила «служанкой богословия».

Патристика (1-6 века)- pater — отец — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства. Крупнейшим философом периода патристики был Августин Аврелий, причисленный католической церковью за свои услуги перед нею к лику святых.  Главная заслуга Августина в том, что он разработал теологию христианства. Два труда «исповедь» и «О граде Божьем». Августин прежде всего обосновывал один из главных догматов христианства о сотворении мира Богом из ничего. По его мнению, Бог не только упорядочил, организовал мир, как это представлялось Платону, из уже имевшейся вечной, первичной материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Главная способность человеческого духа – его способность верить в Бога. Это высшая из всех человеческих способностей. Но она не является единственной. Другая духовная ценность – разум, мышление, с помощью которого человек способен познавать природу и общество. Он считал что зло-отсутствие добра. В «Граде Божьем» он писал – вся история человечества – борьбы между царством божьим (церковь) и царством земным (светское гос-во). Схоластика (7-15 в)-shole –школа-  средневековая «школьная философия», представители которой пытались рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля). Схоластика — это философствование в пределах нормативного текста по жестким логическим законам. Заслуга схоластики — создание категориального аппарата философии. Систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225-1274)

10) Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного. Реализм служил философской базой католицизма. Виднейшими его представителями были Ансельм Кентерберийский и Вильгельм из Шампо. К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский. Против реализма вели борьбу представители номинализма. Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций в философии - материал-ой (номинализм) и идеалистической (реализм).

Номинализм - направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам.

Фома Аквинский-Самый видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья. Считал что др. науки подчинены теологии (науке о боге), считал себя последователем Аристотеля, говорил, что бог-форма всех форм, первопричина и конечная цель всего сущего, считал, что душа нематериальна и сущ-вует в единстве с телом. Аквинский считал, что гос-во должно служить людям и создавать необходимые условия для свободной деятельности граждан.

11) Философия занимается только человеком, его месте в мире, это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Она является методологической базой др. наук.

Осн. вопрос философии – отношение мышления и бытия, духа и природы. Философы разделились на:

-материалистов – которые считают, что материя, бытие первично (Маркс - последовательный материализм, Фейербах – непоследовательный)

-идеалистов-которые считают, что дух, идея мышление первичны, а бытие вторично (Платон, Гейгель – объективные идеалисты – основа дух, идея, Беркли- субъективный идеалист – основа ощущения) 12)Эпоха Возрождения 15-17в.

-отбрасывается средневековая схоластика

-возвращение к традициям античной философии

-исследование космоса и появление естествознания

-появление гуманизма humanitas (человечность). Формировался новый общественный слой - гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где ценились, прежде всего, индивидуальные способности. Причастность к новой среде зависела преимущественно от духовных свойств конкретного человека. Представители новой светской интеллигенции — гуманисты - защищают в своих произведениях достоинство человека.

 Философия перестает быть служанкой религии и теологии, восстанавливая свой статус рационально-теоретического познания сущности Бытия мира и его законов. Она все более ярко проявляет себя как основа свободомыслия в целом, формирования светского типа мировоззрения. Человек, его свободное развитие становится теперь в центре жизни, к нему устремлено внимание, а не к богу. Человек рожден для деятельности, и проводником ему должен служит разум.

Осн. представители:

Николай Кузанский – говорил, что природа не создана богом, а природа и есть бог. Бог- абсолют, пребывающий в единстве с миром пантеизм Кузанского- максимальная приближенность бога к природе

Мишель Монтень- считал что человек не должен служить богу, а должен реализовать себя.

Джордано Бруно – говорил, что Земля вращается вокруг Солнца, считал что бог – это вселенная, и что он растворен в природе.

Галилео Галилей – первым заявил, что природа развивается по определенным законам, создал телескоп.

Леонардо Да Винчи

Николо Макиавелли: главный побудительный мотив деятельности человека — эгоизм, материальный интерес

 13) Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т.Гобсс, Дж. Локк) -чувственный опыт – единственный источник знаний:

А) идеалистический эмпиризм (Д. Беркли, Д. Юм). Опыт – совокупность ощущений и представлений;

Б) материалистический (Ф. Бэкон, Т. Гоббс). Источник чувственного опыта – внешний мир;

Рационализм (Р. Декарт, Спиноза, Лейбниц) - на первом плане – логическое основание науки, разум – источник познания и критерий истинности.

Бэкон первым изложил о методе научного исследования – опыте, все знания мы получаем опытным путем с помощью ощущений. «Знание-сила». Также важную роль играет мышление. Он считал, что деятельности человека препятствуют идолы: идолы рода –недостаток знаний, идолы пещеры- это ошибки, которые свойственны отдельному человеку в силу субъективных симпатий, предпочтений, идолы рынка - возникают из-за неправильного использования слов, что порождает их беспорядочное употребление и ведет «людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям», идолы театра– искажающее воздействие на человека ложных теорий и философских учений, которые мешают его движению к истине, «слепое преклонение перед авторитетами». Считал, что нужно использовать метод индукции.

Т. Гобсс развивал идеи Бэкона, рассматривал материю в кач-ве единственной субстанции, считал все формами ее проявления.

Д. Локк полагал что знания мы получаем из опыта и ощущений

Р Декарт говорил о дуалистическом строении мира, сущ-вует материальная субстанция и мыслительная. «Я мыслю, следовательно существую» Материальная субстанция – вспомогательная к мыслительной. Одним из первых разработал идею эволюции.

Б. Спиноза был монистом и пантеистом Он говорил «Свобода, есть посланная необходимость»

Лейбниц считал, что мир состоит из мельч. элементов «монад», которые невидимы и находятся в непрерывном изменении и неуничтожимы.

Д. Юм был агностиком.

14)Э. Кант родоначальник немецкой классич. Философии.

В его философии выделяют 2 этапа: до критический и критический.

До критический этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения

солнечной системы из диффузной пылевой материи. Критический этап начинается с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок. Он полагал, что наши знания мы получаем с помощью ощущений, которые поступают в мозг, где соединяются с рассудком. Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Он рассмотрел процесс познания, как активный. Субъект активен в познании и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия:

- вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;

- вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе.

Идеализм у Канта приобрел форму априоризма (знания без ссылки на опыт) Кант считал основной задачей философии - критический анализ познавательной способности человека и установление границ познания. В разуме неизбежно возникают Антиномии - противоречия , с одинаковой степенью доказуемые и обьясняемые в мыслительном процессе.

1. Мир конечен(тезис) и бесконечен(антитезис) 2. Вещество бесконечно делимо и неделимо. 3. В мире царит свобода и нет свободы

4. Существует первопричина мира и не существует ее 15) Г. Гейгель (1770-1831)- объективный идеалист. Он считал, что в основе всего сущего лежит мировой разум, называемый абсолютной идеей. Эта идея проходит 3 стадии в развитии:

-ступень логики - рассматриваются законы мышления, разума, но речь идет не об обыкновенном человеческом мышлении, а об объективном мышлении, т.е. о мышлении как деятельности существующей независимо от человека и от природы.

-ступень природы - по сути превращение Абсолютной Идеи в предметы и явления природы. По Гегелю предметы не имеют места в реальности, пока Абсолютная идея в своем развитии не подошла к необходимости перевоплотиться в предметы.

-ступень духа – он называет 3 вида духа: Объективный, который включает семью, гос-во, общество, Субъективный – сознание человека, Абсолютный - религия, философия.

Абсолютная идея завершает развитие в абсолютном духе.

Система Гейгеля предполагает триаду: тезис (логика), антитезис (природа) и синтезис (дух)

Гейегль также сформировал осн. законы и принципы диалектики. 16) Фейербах (1804-1872) – материалист в отношении природы, идеалист в отношении общества.

Он считал, что природа сущ-вует вечно, она не создана никем. Человек- часть природы Она наделила человека чувствами, разумом. Критиковал Гейгеля, считая что основой философии должен быть человек, а не идея.

Фейербах считал что в основе всего общества лежат нравственные принципы.

Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии.

Фейербах отвергает идеалистическое учение о первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи.

Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом.

Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике. В этом заключался один из крупных недостатков в его воззрениях.

При всех ограниченностях, свойственных философии Фейербаха, его материализм оказал большое влияние на дельнейшее развитие философской мысли.

 17)Маркс созавая свою философию использовал диалектику Гейгеля и материализм Фейербаха.

Для Маркса центральная проблема–это проблема общества, общественного.

Гегель в центр философии ставит разум(мировой). Маркс сдвигает философию в сторону общества. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Маркс считал, что общество развивается по объективным законам. Один из таких законов –закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил.

Произв. силы: предметы, орудия труда, люди. Им соответствуют произв. отношения, т е отношения людей к собственности.

Произв. силы и произв. отношения в своей совокупности образуют способ производства, который определяет облик общетвенно-экономич формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Маркс считал что прозвод. силы развиваются быстрее производ. отношений, которые становятся тормозом для производ. сил. В рез-тате происходит соц. революция, которая ликвидирует устаревшие отношения и замещает их новыми.

Общественный труд–солнце человека

Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, величина которого определяется товарно-денежным механизмом. Общественный труд становится по-настоящему значимым лишь при капитализме, ибо здесь совместная трудовая деятельность людей приобретает особую масштабность. Все, что происходит в человеческом обществе, вращается вокруг общественного труда. Маркс называет общественный труд солнцем человека.

Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права.

Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Против этих утверждений Маркса трудно что-либо возразить.

Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.

18) Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что "позитивная" наука должна отказаться от попыток постигнуть "первые начала бытия и познания", к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.
    Таким образом, позитивное знание и "положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставиться задача развить философию нового типа - позитивную философию.

О. Конт – родоначальник позитивизма, франц. философ, который считал что философия должна быть точной наукой, она должна опираться на опыт и практику, т е быть позитивной, положительной наукой. Конт считал, что сознание в развитии проходит 3 стадии:

-теолого-военная, когда в сознании господствует теология, а в практике- война

-метафизическая, т е философская

-научно-промышленная, когда общественными делами управляют ученые, а производственными предприниматели. Он был сторонником эволюционного развития.

Эрнст Мах - австрийский физик и философ - был основателем второго позитивизма. К взглядам Эрнста Маха близки идеи Рихарда Авенариуса, выраженные, однако, в другой форме.
    Таким образом, основные положения второго позитивизма разработаны почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом.
    Второй позитивизм иначе называют махизмом или эмпириокритицизмом.
    Второй позитивизм сохранил установку первого позитивизма - тезис о том, что действительным знанием является содержание положительных наук. Более того, второй позитивизм попытался усилить этот тезис, поставив задачу отработки методов отбора того материала позитивных наук, который должен по праву относиться к их содержанию, критериев, способных отсеять то, что включено в состав опытного знания, так сказать, по недосмотру. Ставят во главе - опыт.
Третья историческая форма позитивизма - неопозитивизм. Он сложился в 20-х годах 20 века почти одновременно в Австрии, Англии и Польше. Неопозитивизм в своем развитии прошел несколько фаз, имел различные формы.
    Логический позитивизм - исторически первая форма неопозитивизма.
    Основы логического позитивизма были заложены в трудах двух известных философов и логиков Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна.
Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии"
Философия, по неопозитивизму, есть не теория, а деятельность. Содержание этой деятельности нашло отражение в том, как стал называться неопозитивизм с 40-х годов 20 века - философия анализа.
    Предметом этой философии является деятельность по анализу понятий и положений конкретных наук с целью прояснения их смысла. Задача философа - с помощью определенной логической техники совершить переход от высказываний конкретных наук к предложениям, которые могут быть сопоставлены с чувственными данными.
    Итак, философия по неопозитивизму - только аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий и предложений конкретных наук.
    Формальная логика, по неопозитизизму, является методом позитивной философии.
    При этом, по мнению логических позитивистов, позитивная философия должна анализировать только результаты познания - понятия и предложения конкретных наук. 19) Ноосфера (сфера разума) В.И.Вернадский употребляет понятие «ноосфера» в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы. В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы. В учении Вернадского о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты. 20) Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.

Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно – мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции. Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая – М. Хайдеггер. Ж.-П. Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

Согласно экзистенциализму, задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия

 21) Содержание проблемы бытия включает в себя размышления о мире, o существовании, о жизни и смерти, о рождении и исчезновении. Мир обладает бытием. Он есть. Бытие мира — предпосылка его единства. Ибо мир сначала должен быть, прежде чем можно будет говорить о его единстве. Он выступает как совокупная реальность и единство природы и человека, материального бытия и человеческого духа.

Бытие — это философская категория, означающая реальность. Оно сводится к предметно-вещественному миру.

бытие — общее понятие, самое общее, которое мы образовываем путем отвлечения от различий между природой и духом, индивидом и обществом. Мы ищем общее между всеми явлениями и процессами реальности и находим его. Результат этих поисков ~ бытие, то, что эти явления и процессы реально существуют. 22) Осн. формы бытия:

-бытие единичного – конкретная вещь с присущими ей свойствами

-бытие особенного – то, что свойственно определенному роду или виду единичного

-бытие общего – присущее всем представителям рода и единичному

-бытие 1-ой природы, которое сущ-вовало и сущ-вует независимо от человека. Она сущ-вовала до человека. Первая природа является источником жизни.

-бытие 2-ой природы – искусственно созданные человеком среда и предметы на базе 1-ой природы

-бытие человека в мире вещей – человек-часть природы и ее продукт, тело человека-часть природы, поэтому законы природы воздействуют на человека

-бытие индивидуализированного, духовного- то духовное богатство, которым обладает каждый индивид в отдельности 23) Материя (от лат. material – «вещество») – философская категория для обозначения объективной реальности, данное человеку в ощущениях.

Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Материя – это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения.

Материя существует во множестве конкретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом более общей системы. Поэтому было бы неправильно понимать «материю как таковую» как некоторую неизменную первичную субстанцию вне ее конкретных форм.

Сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой материи.

Осн. свойства материи: объективность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение

24) Структура материи:

В неживой природе:

-субмикроэлементарный уровень, элементарный уровень, атомный уровень, молекулярный уровень, макроуровень, мегауровень, космический уровень.

В живой природе:

1 2