">
Философия История философии
Информация о работе

Тема: Происхождение философии, круг ее проблем и функции

Описание: Единичное,общее,особенное,целое и часть,система, структура,элемент,содержание и форма. Проблема жизни и смерти. Диалектика чувств и рацион.познания. Сенсуализм. Рационализм. Формы чувственного познания. Этнографические параметры цивилизации. Пространство и время.
Предмет: Философия.
Дисциплина: История философии.
Тип: Шпаргалки
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 7
Поднять уникальность

Похожие работы:

1.происхождение ф-и, круг ее проблем и функции в системе культуры.Термин ф-я возник в др.Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами наз-ли людей, стремящихся к позн-ю как к самостоят. цен. чел.позн-я.

Развитие античн.ф-ии было прервано в результате крушен.рабовладельческого строя,войн и т.д.,но это способствовало укреплению и распространению религии,Р–становится на мн.годы господствующей формой общ.созн-я.Разл.течения привле-чь на свою сторону ф-ов,используя опыт фил.анализа для обоснования истинности своего учения.Христ.церковь считает,что ф-я д.б.только служанкой бо-гословия.Это резко меняет сам предмет ф-ю.Этика подчиняется задачам религ.воспитания.На бог-ских дискус-сиях развивается диалектика,породив совр.логику и схоластику.( Посте-пенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления фил.атеизма.Но это не искл-ет того,что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит распад прежней проблематики:позн-я природы,чела,самого процесса позн-я.С этого времени ф-ия приобретает статус науки.Антич.физика становится натурф-ей.Позн-е природных явлений все больше заним-ся сбором фактического материала,его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс фор-мирования наук и выделения их из ф-фии.Сформир. науки занимаются изучением конкретного материала,а ф-ия перестав быть«наукой наук»стала заним.Мировозренчис-кими ??. В зависимости от того,какую роль ф-я выполняла или выполняет в общ-ве,относительно элементов дух. культуры общ-ва,выделяют след.функции:1.лог-ая (содер-жан.ее является анализ понят.,сужден., те-орий с точки зрения их соответствия з-нам логики);2.методолог-ая (закл-ся в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов позн-я предмета);3.эвристическая(теории обознач.обл.исследов. закономерности науч.и техн. творчества)(проявляется в возможности получен.новых зн-й,новых рез-ов исследований в ходе фил.анализа проблемы и путей ее решения).4.мировоззренческая(гл.функция ф-ии т.к.она совпадает с ее осн.содержанием, закл-ся в формировании, систематиз.обоснован., мировозр.знания,в возможности через философ. формировать мировоззрение людей).5. критическая(ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых возм. подходов)..О.?.фс. имеет две стороны:1.что первично, что вторично,2.познаваемый ли мир.

6.Ф-я Возр-я.Соц.-эк.изменения к.15-нач.16в.привели к возникновению довольно многочисленного слоя буржуазной интеллигенции.Если до этого ученые и фил-ы были под влиянием церкви,то теперь оно ослабевало.В данный период возникла новая культура,получившая название гуманизма,к-ый означал светскую образованность.Гуманисты противо-поставляли светские науки церковно-схоласт.учености. Особенность ранней буржуазной культуры закл.в широком использовании антич.культ.наследия.Антич.культура была ближе и понятнее нарождающейся буржуазии,чем культура феод.общ-ва.Знач-е антич.культ.наследия было столь велико,что вся эпоха получила название эпохи Возр-я,т.е. произошло восстановление мн.сторон богатой антич.куль-туры после более чем тысячелетнего забвения.Для развития материалист.мировозз-я еще большее знач-е имело появление натурфил-и-учения о природе,свободного от под-чинения теологии.она отождествляла Бога с природой,не отрицая его существ-я.Огромное знач-е для становления и развития новых материалист.взглядов и идей этого периода имели естественнонауч. труды пантеиста Кузанского,мат-ка и астронома Коперника,Бруно,Винчи,Галилея и мн.др.По выражению Энгельса,"эпоха,к-ая нуждалась в титанах и к-ая породила титанов по силе мысли,страсти и хар-ру...".Источниками ф-и Возр-я:ф-я Платона и Аристотеля, средневек.ереси,к-ые расшатывали церковную догматику,восточная,ф-я с ее материалистич. тенденциями. Мыслители Возр-я стремились объяснить сущ-е единого бесконечного материального мира из него самого,незавимо от внеш.потусторонней силы-божества, понимая его как мир,подчиняющийся единому з-ну причинно-следственной связи.Кардано,Кампанелла,Бруно продолжили материалист. линию в ф-и,находясь под воздей-ем успехов естеств.наук и антич.фил.традиции.1ую-атомистическую-концепцию раз-вивали приверженцы эпикуреизма:.Монтень,Шаррон, Галилей.2ую-пантеистическую-концепциюКардано,Кузан-ский,Бруно.В этой концепции выдвигалась на 1ый план идея единого бытия,из к-ой выводилась множественность вещей материального мира.?о движении и его источниках решался большинством фил-ов Возр-я стихийно-диалектически:они рассм-ли движущую силу как неотделимое от материи разумное начало.Осн.тенденции теории позн-я в гносеологии:опыт,чувственность,разум.Нек-ые пред-ли фил. мысли Возр-я вносили в теорию позн-я моменты скепти-цизма,к-ый был направлен против"абсолютных истин", выдвигаемых теологией,и не ставил под сомнение способность чела познавать окруж.мир.Гносеологическим и натурфилософским концепциям мыслителей Возр-я были внутренне присущи элементы диалектики.Теория позн-я было тесно связана с этикой,к-ая была боевой,направленной против отживших идеалов феодализма.В эпоху Возр-я появились и 1ые социалист.утопии.В большей или меньшей мере они отражали стихийный протест крестьянских масс и городской бедноты,поднимавшихся на восстания,порой перераставшие в крестьянские войны.В сфере эстетической мысли того времени мы не находим законченных систем.Общая тенденция намечалась в пользу секуляриза-ции искусства.Возродилась антич.теория подражания. Объективность искусства сближается с наукой.Передовые фил.идеи,составляющие ядро мировозз-я эпохи Возр-я,нанесли серьезный удар по средневек.феод.-клерикальной идеологии и расчистили путь науч.знанию,подготовили становление метофиз.материализма 17-18вв.

11.Видным пред-лем анг.эмпирической традиции был Локк.Заслуга:развернутая критика декартовой т-и врож-денных идей и в разработке материалистической гносео-логии.«Опыт о чел.разумении"-огромное воздей-е на раз-витие фил.мысли и естествозн-я.Идеи и понятия- возникают в пр-ссе взаимодей-я чела и вн.мира.Ребенок рождается без всяких идей.Его душа подобна"чистой доске",на к-ой лишь с теч-ем времени под воздей-ем предметов вн.мира появляются разл.узоры.Все люди рож-даются с один.способностями к дух.развитию.В зависи-мости от конкр.усл-й у них возникают те или иные пол.и религ.идеи,понятия о добре и зле,о прекрасном и безо-бразном.Все идеи и представления чел черпает из внеш.и внут.опытов.Под внеш.опытом ф-ф понимал воздей-е на чела предметов объект.мира,к-ые вызывают у него соот-ветствующие ощущения и восприятия, являющиеся 1ой и осн.ступенью позн-я.Органы чувств доставляют простые идеи,к-ые не разлагаются,—напр.,идеи цвета, мышления. Мышл.комбинирует,обраб-ет эти простые идеи и создает сложные понятия о телах и явлениях-напр., красота, войско.Выделял внут.(рефлексию)опыт,к-ый дает челу зн-я о состоянии его души и собственных переживаниях. Док-л:чел может доверять своим чув-ам.Разработал уч-е о первичных и вторичных кач-ах.Вещи отличаются друг от друга величиной,фигурой,покоем.Эти кач-ва-перви-чные, присущие самим вещам.А кач-ва как запах, вкус,звук, образующиеся в созн-и на основе разл.сочетаний первичных кач-в-вторичные,зависящие от восприятия их органами чувств.Соц.-пол.пр-сс-развитие чел-ва от есте-ств.состояния до гражд.общ-ва и самоуправления.В естеств.состоянии люди свободны,равны,поступают по "естеств.праву".При переходе от естест.состояния к общ.решающее зн-е имеет собственность.Каждый чел является собственником своей жизни,своего труда и того,что необходимо для труда.Чел адресует гос-ву часть своих прав с тем,чтобы оно обеспечило неприкосно-венность собственности, гаран-тирующую индив.свободу. Если же гос-во не соблюдает правила"общ.договора",оно становится незаконным,что дает право челу на сопротивление.Материализм:Ламетри,Гольбаха,Дидро,Гельвеция.В центре-чел,его интересы и стремления,к-ый рас-см-ся ими как часть природы.От природы все люди равны-одинаково стремятся к выгоде и личному благосостоянию,рождаются не добрыми не злыми.в зависимости от среды,в к-ой живут,развиваются хор.или плохие инстинкты.Боролись за коренное изменение общ.отн-й.Единств.источником зн-й чела о внеш.мире считали ощущения.Титаническим делом фр.матер-ов стало создание «Энциклопедии»,в к-ой с просветительс-ких позиций была дана оценка всего того,что было достигнуто чел-ом в области ремесел,искусств и наук. Дидро,Ламетри,Гольбах были воинствующими атеистами. Религия-рез-т невежества.Понимали,что церковь является серьезным препятствием на пути преобразования общ-ва,развития науки и культуры.Решительно выступая против засилия клерикализма,призывали к позн-ю вечной,бесмертной пророды,без зн-я з-нов к-ой чел не м.б.счастливым.Фр.материализм 18в.оказал огр.влияние на общ.-пол.жизнь того времени .Идеологи Фр.революции широко использовали его идеи и мысли.

16.Марксизм.Гл.фил.идея:материалисти-ческое пони-мание истории.Ее обоснование М.дал в Предисловии к «Критике пол.экономии»,впервые введя в науч.оби-ход такие фил-социолог.понятия,как"производ.силы", "про-изв.отн-я","базис",«соц.рев-ция".Особого вним-я зас-луж-ет осуществл.М-ом анализ природы товара,в рез-те к-го была опред-на суть диалектики прир.и соц.в вещи.М выявил противоречивость соотн-я прир.и соц. хар-к товаров.При этом он развенчал представление, хар-ое для боль-ва предшеств.экон-ов,вкл.Смита, согласно к-му ст-сть выводилась из их потреб.кач-в,т.е.из прир.хар-к.Маркс показал,что в опред.общ.усл-ях в матер.вещах,выступающих в кач-ве товаров,проис-ходит своеобразное"расщепление"прир.и соц.знач-й ве-щей.Однако общ.знач-я вещей не выводятся из их прир.кач-в,а прир.кач-ва не опред-ся общ.знач-ми вещей,их общ.бытием.Отсюда след-о,что товар как выражение прир.кач-в вещей и тот же товар как выражение соц.знач-й сущ-ет и функционирует в общ-ве совершенно по-разному.В итоге это свидетельство-вало о том,что в"расщеплении" прир.и соц.кач-в вещей проявл-ся различие м/д прир.и общ-ом вообще. Т.о. была представлена сложная картина диалектики прир. и соц.в товарах.Были также прослежены истоки хар-к прир.и общ.в товарах, раскрыт феномен"расще-пления"прир.и общ., объяснены причины этого феномена,осуществлен анализ соотн-я прир.и общ.в товаре как развиваю-щегося ед-ва противополож-ностей.Мысль М.о двойственности товара,диалектике прир.и соц.в нем явилась глубочайшим методолог.про-рывом в ф-и экономики.По сущ-ву,это методолог. ключ к учению о прибавочной ст-ти.Маркс также убе-дительно показал,что"вещь не может быть ст-стью не будучи предметом потребления.Если она бесполезна,то и затраченный на нее труд бесполезен,не считается за труд,поэтому не образует никакой ст-сти".В св.трудах М.показал также,что чел.сознание явл-ся весьма слож. иерархической системой,к-ая скроее бытийст-вует,а не отражает окруж. мир механически.Важное достижение марксизма—уч-е о повторяемости исто-рии,о наличии в ней объект.з-ов,к-ые можно познать, а затем использовать полученное знание для ускорен-ного развития общ-ва.Отсюда идея М.о неизбежности насту-пления коммунизма и его победы во всем мире, о переходным к этой победе периоде-гос-ве диктатуры пролетариата.В России идеи М.были догматически подхвачены Лениным.После рев-ции 1917г. они поло-жили начало той цепи соц.экс-перементов, последствия к-ых ощущаются до сих пор в разл.сферах общ. жизни.Т.о.истор.судьбу рацио-нализма ново-европ. класс.ф-и и судьбу развития социума в целом,во мн. предопределили уч-я Декарта, Канта,Гегеля и Маркса.

Ф-я-сложная область позн-я.Задача:проникнуть в загрань внеш.ясности обыденной жизни. Осн..?.ф-и. есть ? об отношении мышления и бытия,духа и природы, объект.и субъективного,психического и физического, материального и идеального,материи и созн-я и т.д.О.?.фс.имеет две стороны:1.что первично,что вторич-но,2.познаваемый мир

22.Ф-Я ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ.Экзистенциализм-ф-я существ-я.Иррационалистическая фил.Пред-ли:Хей-деггер,Ясперс,Сартр,Камю.В Герм э.стал складываться после 1 мир войны.Э.поставили?о смысле жизни,о судьбе чел,о выборе и личной ответственности.Исход.пункт фил.Э.-одинокий индивид,все интересы к-го сосредото-чены на нем же самом,на его собственном существ-и.Экзист.пр-мы-такие пр-мы,к-ые возникают из самого факта сущ чела.Для Э имеет зн-е только его собственное сущ и его движение к небытию.Э объявл предметом ф.-бытие.“Совр.фил,как и в прошл.времена занята бытием”-(Сартр).Утверждают:понятие бытия явл. неопределимым, и что никакой лог.анализ его невозможен. Поэтому ф.не м.б.наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных путей для проникновения в него.1вид бытия-наше собств.бытие.Здесь открыв-ся доступ к бытию как таковому,он идет через наше существ-е.Но это сущ.нечто внутр-ее и невыразимое в понятиях:“сущ есть то,что никогда не становится объектом”,т.к.мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.Э-ф-я,ед.предмет кот.преживание сущ-я.Способ бытия сущ-я- страх.Ст.-исход.переживание,леж-е в основе всего сущ-я,страх перед смертью.Сартра: все вещи,кроме чела есть”бытие в себе”,а чел.сущ.есть“бытие для себя”или ничто. Поск-ку всякое бытие возн.из бытия и не может превр в ничто,то для чел сущ-я не мо-жет найтись такого бытия,из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти.Значит бытие чел-ничто.Осознавая свое ничтожество чел испытывает страх“чел есть его страх”.Ясперс:чел.сущ.раскрывается в страдании,борьбе, смерте.Свобода.Чел сам свободно выбирает свою сущ-ть,он становится тем,кем он себя сделает.Чел-постоянная возм-ть,замысел,проект.Он сво-бодно выбирает себя и несет полную ответ-сть за свой выбор.Свобода составляет само чел.сущ-е,чел и есть свобода.Однако своб для него-нечто неизъяснимое в понятиях.Это внутр состояние,переживание индивида. Своб.противопоставляется необход-ти.Своб-своб.выбора отн-я к окруж дей-ти.Раб может быть свободным,соответственно самоопределяя отн-е к своему бытию.“Чел осужден быть своб-ым”,свобода- мучит. необход-ть.Характ.чертой чел.сущ-я явл то,что он не сам выбирает усл-я своего сущ.От чела не зависит время его рождения и смерти.Это приводит их к мысли,что помимо чел сущ-я сущ. потусторонняя реал-ть-способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел,направленной куда-то вне его.Вн.мир-среда,мир заботы чел,окруж чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним.Пространство и время-способы чел.сущ-я.Время-переживание сущ-ем своей ограниченности,временности.Представл.о времени до моего рождения и после смерти-произвольная экстра-поляция.Говорить о том,что будет после моей смерти бессмыслено.Лич-сть и общ-во.Общ-во-всеобщая без-личная сила,подавляющая и разруш.индивидуальность, отнимающая у чел его бытие...Чел,преследуемый стра-хом смерти,ищет прибежища в общ-ве.Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны.Но жизнь в общ-ве не истинна.В глубине чел скрыто истинное,одинокое сущ-е.Каждый умирает в одиночку.

№26.Бытия.Люб.фил.рассуждение начинается с понятия о бытии,? о том,что такое бытие,постоянно присутствует в люб.философствовании.Он возник вместе с зарождением ф-и и будет постоянно сопровождать ее,пока будет сущ-ть мыслящее чел-во.Это вечный ?. И глубина его содержания неисчерпаема.Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании,о сущем вообще.Бытие и реальность как всеохватывающие понятия–синонимы.Бытие есть все то, что есть–«вся видимая же и невидимая».Как утверждается Символом веры.Это и материальные вещи,и все процессы (физи.,хим.,геолог.,биолог.,соц.,псих.,дух.),это их св-ва, связи и отн-я.Плоды самой буйной фантазии,сказки, мифы,даже бред больного воображения–все это тоже сущ-ет как разновидность дух.реальности,как часть бытия.

Бытие в обыденном понимании–существование.

Бытие как фил.категория–не просто существование,а то, что гарантирует существование.

Почему бытие не называют существованием?Понятие существование наделяет предмет субъективным смыслом. Я могу сказать человеку:«Ты для меня не существуешь». Бытие же имеет смысл«есть»,эта связка подчеркивает смысл существующего(Сидоров есть человек).

Аспекты бытия:

Что существует? Мир.

Где? Здесь и везде.

Как долго?Сейчас и всегда.

Следовательно мир есть и будет,правда док-ть это мы не можем.1.Признание существования или несуществования мира.Везде или нет–мир?Все ли пространство заполнено миром?Все существующее должно иметь предел.Нам проще представить мир безграничным,как только представим безграничным-?–где граница?Непротиво-речивое определение бытия: «ВСЕ СУЩЕСТВЕТ».2.Мы воспринимаем мир единым и бесконечным.Все явления в мире конечны,а мир–бесконечен.Существование–предпо-сылка ед-ва мира.Если есть мы и природа–бытие-уже предпосылка ед-ва мира.Материальность,ед-во простран-ства и времени(Е=mc2).Тождество бытия:А=А-одно из фундаментальных понятий логики мышления(объект не должен изменяться в процессе наших рассуждений).3.Как все то,что сущ-ет в отдельности сущ-ет?Все то,что нас окружает–дей-сть,имеет ли оно логику существования или нет?(Мы выделяем растения и животные,т.к.нам это хо-чется или это разделение не зависит от нас).

Реальность:как мы эту дей-сть познаем.

Действительность:все то,что сущ-ет и дей-ет на нас.

Уровни бытия:

Бытие природы

Бытие общества

Бытие личности

Сферы бытия:

Органическая сфера

Неорганическая сфера

Техносфера и т.д.

Формы бытия:

1.Вещей и процессов–естественное бытие, иногда его разделяют на миры:

микромир–на уровне элементарных частиц, макромир–на уровне человека, мегамир–дали.

Представлены первой и второй природой:Первая природа–существовала до чела,с ним и после него.Вторая природа–вечный мир,созданный челом.Чел создает вторую природу на основе законов первой природы.

2.Человека.Чел сущ-ет как чел благодаря уникальной связи природного(чел.)тела и чел.духа(созн-я).Эта уникальность связи в других объектах отсутствует.

3.Духовного(идеального).

Индивидуализированного духовного-наш внутренний мир,нет нас–мир уходит с нами.Мы произвольны в формировании своего дух. мира(он субъективен).

Объективированного духовного–не зависит от конкретного индивида.

Например, Тургенев написал роман «Отцы т дети»–вначале-это И.Д,, после роман стал существовать сам по себе–О.Д. Парадокс взаимоотношения И.Д. и О.Д.: источник О.Д,-созн-е,оно может существовать благодаря индивидуальному созн-ю, но от него не зависит.

Социального духовного–форм общ-ва.

Итог: Бытие-существование во всех его многообразных формах.Бытие–категория единая,его деление произведено в познавательных целях.

32.Единичное,общее,особенное,целое и часть,система, структура,элемент,содержание и форма.В практ.воздей-я на мир чел сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами.Ни общее,ни единичное не обладают самостоятельным существ-ем,они не сущ-ют «как таковые».Самостоятельно сущ-ют отд.предметы, явления,процессы.Общее же и единичное сущ-ют лишь в отдельном.всякое отдельное представляет собой единство противоположностей.В одно и тоже время оно и единичное и общее.Единичное схватывает неповторимые черты отдельного,а общее отражает то,что повторяется и в др.материальных образованиях.При опред.усл-ях развития отдельного единичное может становится общим,общее-единичным(мода).чтобы составить себе более полное полное представление о том или ином объекте,надо установить не только то,что у него явл.общим с др.мате-риальными образованиями,но и то,что отличает его от др.матер.образ-й.В процессе позн-я мы ищем общее м/д иследуемыми и уже изученными явлениями,а затем пере-ходим к поиску единичного.Единичное и общее взаимос-вязаны м/д собой и связь выражается категорией особенного.Особенное-такие общие черты,свойственные индивид.предмету,к-ые отличают его от нек-ых др.пред-метов.Часть и целое-фил.категории,отражающие отн-е м/д сторонами отд.предмета.Люб.предмет состоит из частей. Целое не сводится к сумме его частей.Оно вкл.и способ соединения этих частей,их взаимосвязи и мн.др.Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому,что они возникают и сущ-ют только в единой системе.Мировое целое-целое,составленное из частей,а не целое,разделенное на части.Первичное-части,а не целое.Таким мир сформировался в нашем созн-и,таким он остается в нем до сих пор.Целое-исходный пункт теорет.анализа именно потому,что оно представляет собой ту форму,поср-вом к-ой осущ-ется проникновение в сущ-ть вещей.Категории«целое»и«часть»сходны и взаи-мосвязаны с понятиями«система»,«структура»,«элемент». Система(от гр.составленное из частей,целое)-сов-ть эле-ментов,находящихся в отн-ях и связях друг с другом,к-ая образует опред.целостность,ед-во.Структура(отлат.стро-ение,порядок)-сов-ть устойчивых связей объекта,обеспе-чивающих его целостность и тождественность самому се-бе,т.е.сохранение осн.св-в при различных внеш.и внутр. Изменениях.Элемент-(лат.стихия,первонач.вещ-во)-поня-тие,означающее превич.частицы,простейшие звенья сис-темы,из конбинаций к-ых она складывается.Системы делят на целостные(связи м/д элементами прочнее,чем связи этих элементов со средой) и суммативные(связи одного порядка).Различают динамические системы(изме-няющиеся с теч.времени)и статические;открытые(обмени-вающиеся с окруж.средой вещ-ом,инфой)и закрытые;са-моорганизующиеся(их изменения происходят автом-ки)и неорганизованные и т.д.Категория,охватывающая сов-ть всех компонентов вещи,явления,процесса, их взаимодей-й и измененийназывается содержанием.Вкл.:внутренее и внешнее взаимодей-я.Форма-органиация устойчивых связей м/д компонентами содержания.Люб.система всегда имеет как форму,так и содержание.Нет бессодержатель-ной формы и неоформленного содержания.Находясь во взаимосвязи,форма и содержание выражают противопо-ложные стремления предмета.Содержание стремится к изменчивости,форма-к постаянству.Содержание опреде-ляет форму,но и форма активно влияет на содержание. Категории имеют мировоззренческое значение, т.к. отра-жают объект.мир,раскрывают его сущность

35.Будучи чрезвычайно сложным и неоднозначным,термин"коэволюция"требует пояснений.Коэв-я предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздей-ем антропогенных факторов,что делает реальной адаптацию чела к изменяющимся внеш.усл-ям,к-ые должны носить адаптационный хар-р целенаправленного изменения параметров биосферы.Возможности чела по сравнению с мощью биосферы пока еще малы,но он своей дея-стью может нарушить ее такое равновесие,в результате к-ого биосфера перейдет в такое состояние,где места челу уже нет.Биосфера является чрезвычайно сложной нелинейной системой,состояние равновесия к-ой зависит от мн.параметров.И каждый из этих параметров может допускать критические значения,переход через к-ые будет означать начало необратимого процесса перестройки биосферы.А это приведет к совершенно новому ее состоянию,к-ое сегодня не известно.Биосфера Земли не раз проходила через подобные критические состояния.Подтверждение тому-катастрофические смены флоры и фауны.И очень важно понять,что катастрофические"перестройки"биосферы могут произойти вследствие не грандиозных явлений космического масштаба,а незначительного изменения того или иного параметра биосферы.Все это и породило проблему коэволюции природы и общ-ва.Содержание понятия"коэв-я"связано с теорией ноосферы,изучающей усл-я,при к-ых изменение хар-стик биосферы происходит в направлении,содей-ющем упрочению,расширению области гомеостазиса вида хомо сапиенс.Подобная интерпретация термина"коэв-я"может стать отправной точкой в изучении проблемы целей общ.жизнедея-сти,поск-ку она требует прежде всего изучения влияния антропогенных факторов на параметры биосферы.Перечень и хар-р целей должны основываться на знании критич.параметров биосферы,неучет к-ых может привести к необратимым процессам. Необходимо знать,напр.,допустимые пределы увеличения углекислого газа в атмосфере.В рез-те выбросов углекислоты в атмосферу увеличивается средняя температура,изменяется хар-р циркуляции атмосферы,начинается таяние ледников и т.д.Связь этих явлений с их первопричиной-добычей и сжиганием углеродистого топлива-достаточно опосредована. Кроме того,на энергетику биосферы оказывают влияние процессы биотической природы, происходящие как на суше,так и в океане.Поэтому оценить допустимые границы развития углеводородной энергетики можно лишь в рез-те комплексного системного исследования динамики биосферы.В качестве альтернативы развитию углевородородной энергетики обычно рассм-ют ядерную энергетику.Нельзя забывать о том,что она способна оказывать непосредственное влияние и на чела.Увеличение пр-ва радиоактивного углерода может иметь серьезные генетические последствия.Важно оценить вообще допустимые пределы пр-ва челом энергии,к-ое не м.б.бесконечно большим,ибо вся энергия,согласно 2ому з-ну термодинамики,в конечном счете рассеивается,в частности,идет на нагревание атмосферы.Сегодня пр-во энергии относительно невелико оно составляет лишь десятые доли процента той солнечной энергии к-ая поступает на Землю.Однако же кол-во искусственно производимой энергии удваивается каждые 15—20 лет.Если удастся использовать(а это удастся!)энергию термоядерного синтеза,то этот процесс пойдет значительно быстрее.Через неск-ко десятков лет он может привести к тому,что объем антропогенной энергии достигнет процента(или нескольких процентов)энергии солнечной радиации.А это будет означать повышение средней температуры атмосферы,что может стать началом глубочайшей перестройки всей атмосферы.Чел еще долго будет расходовать земные ресурсы и перестраивать биосферу.Но вся эта дея-сть не должна нарушать усл-й коэв-ции,не должна выводить биосферу на тот режим необратимой эволюции,к-ый может грозить челу исчезновением его как вида.Совр.общ-во способно воспринять идеи сосуществования чела и биосферы и мирное сосуществование людей.Совр.период истории чел-ва и планеты в целом-переход к тому новому состоянию биосферы,к-ый Вернадский назвал ноосферой.Для него хар-но резкое ускорение всех эволюционных процессов. Возникновение техносферы как неотъемлемой части ноосферы и рост антропогенных нагрузок не меняют методологических принципов,к-ые лежат в основе любой эволюционной теории.Поэтому по-прежнему должны вырабатываться опред.принципы отбора,с помощью к-ых можно будет оценить вероятность тех или иных тенденций.Но теперь речь идет об отборе вариантов развития чел-ва,к-ые определяются дей-ями людей. Все рассмотренные ?? требуют объединения усилий специалистов разл.профиля,глубокого науч.синтеза естественных,техн.и общ.наук.

42.Проблема жизни и смерти.Аспекты проблемы смерти:1.Как определить,что данный чел уже умер?2.М.б. имеет смысл определить,что этому челу уже пора умереть?3.Непримеримость чел.созн-я,гордого чел.духа с фактом своей физ.смерти.Ситуация глобального цивилизационного кризиса,к-ый может привести к гибели всего чел-ва:цена чел.жизни возросла,а ценность упала. Сейчас осозн-е своей смертности вызывает сильнейшие эмоцион.потрясения у людей.Шкала ценностей:

1.шкала биологическая–феномен самопорождения жизни, ее саморазвитие.Право на жизнь для любого живого сущ-ва в силу его рождения.2.Акцентирует внимание на специфику чел.жизни.Чел.жизнь отличается от жизни всего другого.Жизнь и смерть не связаны с чел.разумом,с оценками его совр-ами и потомками.3.Идея обретения бессмертия.Волнует всех зрелых людей. Различные категории людей определяют бессмертие по-разному:

1.бессмертие в генах потомства–увековечить себя в своих детях.2.Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение–хар-на для тоталитарных общ-в.3.Упование на растворение тела и духа в космическом бессмертии–хар-но для восточных религ.и фил.течений.4.Результаты чел. тв-ва–произведения,идеологические концепции5.Дости-жение различных состояний,смерть–возможный прорыв в др.миры.

Средневек.ф-я:жизнь чела–мука,настоящая жизнь насту-пит после смерти.Древний мир:жизнь–пир–кровавый или веселый.Эпоха рационализма:чел–механизм,его задача–не умереть раньше времени,нужно вовремя его отремонтировать.Эпоха просвещения:в своей жизни руководствоваться дух.ценностями.Экзистенциальная ф-я: преддверие смерти заставляет чела всерьез ощутить ценность своей жизни.Христ-во:стремление к жизни вечной,к-ая наступит после жизни телесной.Ислам: исходит из факта того,что все подчинено воле Аллаха, более легкое отн-е к смерти,чел более легко может стать причастным к смерти чела.Та религия,к-ая постоянно разрастается.Общее для христ-ва и ислама:чел живет для того,чтобы умереть и воскреснуть.Буддизм:чел живет для того,чтобы,умерев,прервать цепь возрождений,не возрож-даться в этом виде.Марксистская ф-я:смерть–естественный конец всего живого,обмен м/д органической и и неорганической природой.

Жизнь сама является смыслом,страдание–тоже жизнь. Смысл жизни имеет биолог.происхождение:

1.Жизнь для себя,подпитывается инстинктом самосохра-нения.2.Жизня для семьи–подпитывется половым инстинктом.3. Жизнь для вида,для коллектива.

Проблема:право на жизнь и право на смерть.Все, рожденное женщиной–чел,имеет право на жизнь,все живое должно жить.

Категорический эмпиратив Канта: «Жизнь человека ценна сама по себе».Проблема эвтаназии:как быть с теми людьми,к-ые обречены на смерть.Чел должен иметь право на достойную смерть–позиция патерналистов.Позиция антипатерналистов–за эвтаназию.

Патерналисты:эвтаназия недопустима,чел,к-ый решил уй-ти из жизни,приносит страдания близким,возникают проблемы:кто это сделает,«дурной пример»,вдруг изобретут лекарство и чела можно будет спасти..

? о смысле жизни-? о предназначении чела.В библии читаем <Все суета сует:>.3 подхода к проблеме смысла жизни:1) Смысл присущ ее глубинным основаниям - характерно для религиозного истолкования жизни. бог сотворил человека по своему образу и подобию и надо в себе проявить его.2) Смысл жизни за пределами жизни, т.е. чел. способен построить мир на началах добра и справедливости. он стремится к прогрессу. прогресс предполагает цели, а цели придают смысл жизни. будущее обоготворяется за счет прошлого и настоящего.

3) Смысл созидается самим чел-ом.

№46.Диалектика чувств.и рацион.позн-я.Гносеология–изучает общие закономерности позн-я.Обыденное позн-е–основано на использовании социального опыта(трудового, семейного).Отражает свои объекты в зависимости от реальных жизн.потребностей людей.Использует обыден-ный язык.Осн.метод класс-ции зн-я–здравый смысл. Но-сит рецептурный хар-р,дает предписания,рез-т его пред-писаний–этикет.Обыденное зн-е очень субъективно.Науч. позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стремится выявить з-ны для мира и его компонент.Осн.отличие О.П.от Н.П.–науч.позн-е предпо-лагает своим рез-том систему зн-я,к-ая носит концептуальный хар-р:процедура док-ва,обоснования зн-я.Наиболее соверш.форма зн-я–теория–выступает как обобщение(не все обобщения–теория).Позн-е–разно-видность дух.воспр-ва.Задей-ны:чувства и разум, мышле-ние,интуиция и т.д. Виды познания:1.Чувственно–сенси-тивное.2.Абстрактно–логическое.3.Интуиция.

С одн.стороны зн-е обусловлено познават.способностью чела.С др.ст.зн-е–как резюме,итог всей чел.деят-сти.

Соотн-е чувств.и рационального.Сущ-ют:сенсуализм («чувство») и рационализм(«разум»).

Сенсуализм.В основе познават.деят-сти–чувства чела, ощущение–источник(Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты).Рационализм.Доказывали,что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувств.опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).Интуитивистские направления ф-и.Интуиция может восприниматься по–разному:1.Как божественное озарение.2.Чувственное озарение.3.Как особое психическое состояние.

В совр.ф-и–рационалистическая традиция.

Чувственное позн-е.Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешн.миром,если ли-шить этого канала–нет позн-я).Наличие органов чувств–необходимое и достаточное усл-е для многосторонней познават.деят-сти.Формы чувств.позн-я:1.Ощущение–отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета.2.Восприятие- это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений. 3.Представление–чувственно–наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее).4. Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы.

Рациональное позн-е.Это не чисто природное св-во чела, оно вырабатывается в ходе социологизации чела,в процессе общения и т.д.Уровни рационального позн-я: рассудок и разум.Рассудок.Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.Разум.Более высокий уровень рационального позн-я,хар-но оперирование самими абстракциями,меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны.

Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения.Понятие–исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли.Суждения–отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные.Умозаключения–на основании известных двух суждений выводится новое.(У Аристотеля это–сииллогизм–роза- цветок, цветок–растение, роза–растение).Определениедополнительные формы рационального мышления, первых 3-х достаточно для обоснования любой теорииСомнение.Мнение.Интуиция.

Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя.

51.Сущ-ет немало определений метода:"путь позн-я,опирающийся на сов-сть ранее полученных общих зн-й";"сов-сть систематизированных познават.операций, соответствующих предмету и цели науч.исследования";"система регулятивных принципов и приёмов,с помощью к-ых достигается объект.позн-е дей-сти". В содержании приведенных и ряда других определений можно выделить их осн.группы.Прежде всего обращают на себя внимание полуметафорические определения науч.метода,хар-ющие его как путьпозн-я,т.е.ведущий к объективно истинному зн-ю.2ой,конкретизирующий,признак("правильность"пути)в определениях такого рода если не выражен в явной форме,то содержится неявно.Нетрудно выделить также альтернативные группы определений,представляющие метод как сов-сть познават.дей-й и как сов-сть нормативного зн-я,регламентирующего познават.дей-я(процедуры)исследователя,давшие немало поводов для дискуссий о гносеологической сущности метода.Для разрешения сомнений относительно того,что упомянутые группы дефиниций содержат именно два(а не одно)понимания гносеологической природы метода,поясним различия м/д ними на более наглядном примере.В данном случае ситуация напоминает ту,к-ая складывается при изучении фил.-методолог.аспектов технологии как одного из компонентов производств.предметно-практ.дея-сти,где исследователю с необходимостью предстоит четко разграничить 2 смысла понятия"технология"и соответственно 2е стоящие за ними реальности.Во-первых, технология как сов-ть материальных процессов,реализуемых при производстве того или иного продукта;во-вторых,технология как система зн-й,описывающих эти процессы.Понимание метода как сов-сти познават.операций (дей-й) не всегда проводится последовательно.В одной и той же работе оно сочетается с другими трактовками,прежде всего со взглядом на метод как систему правил и принципов,т.е.систему нормативного зн-я.Эта трактовка является доминирующей как в трудах представителей конкретных наук,так и в работах специалистов по ф-и и методологии науки.В соответствии,с заданной в ней ориентацией относительно гносеологической сущности метода данный компонент познават.дея-сти можно определить след.образом: науч.метод-система предписаний, регламентирующих познават.дей-я,операции,процедуры исследователя. Самостоятельную группу составляют "качественные" дефиниции науч.метода,в к-ых он хар-ется как"особое кач-во","особый тип","форма дея-сти".Основу их содержания составляют признаки метода,указывающие на его отн-я и связи с др.компонентами познават.дея-сти- целью,предметом,объектом.Тем самым задается ориентация на отражение системного качества науч.метода путем интегрирования его микро- и макрохар-к.На основании этих признаков,а также исходя из понимания метода как схемы,выражающей содержание и последовательность познават.дей-й исследования,в рамках различных классификаций выделяют след.осн.методы науч.позн-я:непосредственного и опосредованного изучения объектов,основанные на использовании материальных и идеальных ср-в исследования, кач-ые и кол-ые,описательные и объяснительные,содержательные и формальные.Эти оппозиции,разумеется,не исчерпывают всей сов-сти разл.групп методов.Коррелятивно хар-ру исследуемых проблем и задач выделяют группы методов, разработанных для исследования субстрата,функций или поведения объекта.Соответственно стадиям науч. исследования,на к-ых используются существ.методы,их делят на методы постановки проблем,сбора инфы,ее систематизации и теорет.интерпретации,обоснования и док-ва полученного решения.На уровне фил.-методолог.осмысления классификации методов чаще всего делается акцент на их различие по области применения,способности регламентировать познават. дей-я исследователя при изучении более или менее широкой сферы реальности. Предельно широкую область применения имеют фил.методы-системы самых общих принципов,определяющих способ фрагментации и синтеза исследуемой реальности, осмысления усл-й ее стабильности и направленности изменений,а также самый общий способ определения отн-я к ней полученного зн-я.К фил.методам относятся диалектика и ее альтернативы,фил.версии структурализма, феномено-логия,инструментализм, операционализм и др. Это всеобщие методы позн-я. За ними следуют общенаучные подходы-методы,используемые во всех сферах науч. исследования для решения опред.класса проблем. Последнее ограничение(применение для решения опред.класса проблем)является гл.критерием их отличия от фил.методов, выработанным в ходе неоднократных дискуссий о соотн-и общенауч.подходов и фил.методов.В совр.методологии науч.позн-я выделяют неск-ко осн.общенауч.подходов: кач-ый,кол-ый,струк-турно-системный,кибернетический,инф-ый,синергетиче-ский.Третью группу,выделяемую по степени общности входящих в нее методов,составляют конкретно-науч.методы,регламентирующие познават.дей-я,опера-ции,процедуры исследователя в той или иной науч. дисциплине.Напр.,метод ядерно-магнитного резонанса, калибровочный и хрома-тографический методы-в естественнонауч.дисциплинах;метод ассоциаций, интрос-пективный метод,герменевтический круг-в гумани-тарных исследованиях.Многие методы этой группы имеют междисциплинарный хар-р,что послужило основанием для выделения их в отдельный класс.

1 2 3 4 5 6