">
Философия История философии
Информация о работе

Тема: Происхождение философии, круг ее проблем и функции

Описание: Единичное,общее,особенное,целое и часть,система, структура,элемент,содержание и форма. Проблема жизни и смерти. Диалектика чувств и рацион.познания. Сенсуализм. Рационализм. Формы чувственного познания. Этнографические параметры цивилизации. Пространство и время.
Предмет: Философия.
Дисциплина: История философии.
Тип: Шпаргалки
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 7
Поднять уникальность

Похожие работы:

63.Слово«техника»употребляется в 2-х смыслах,-во-1-ых,для обозначения мастерства субъекта какой-либо дея-сти,-во-2ых,для обозначения ср-в и орудий дея-сти.В совр.эпоху мы имеем пр-во сложных техн.уст-в,проникающих во все сферы дея-сти.Поэтому эту эпоху называю еще технотронной эпохой.По этой же причине область дей-сти,для к-ой хар-но применение техники,называют техносферой.Техника-настолько сложное явление,что сформировать его сущностные хар-ки весьма трудно.Наиб.популярная-схема перса,в к-ой названы след.специф.черты техники как социокульт.явления:1)Техника-часть общей рационализации общ-ва.Она покоится на деятельности исчисляющего рассудка.2)Техника-применение силы природы против самой природы.3)Применение техники осущ-ется методами,внешними по отн-ю к предмету.Она хар-ет способность делать и господствовать,а не созидать и выращивать.4)Техника ставит на место непосредственного отн-я м/д челом и природой опосредованное отн-е.5)Применение силы природы против самой природы основано на зн-и,в конечном счете,науч.зн-и.6)Применение техники имеет своим следствием«облегчение жизни,сокращение каждодневных усилий,затрачиваемых на поддержание усл-й физ.существования,увеличение досуга и удобства».7)Если животное находит уже данную среду и живет в ней,чел поср-вом техники выводит преднайденную среду за собственные границы в беспредельность.8)Эта среда,выведенная в беспредельность,есть новая,искусственная среда обитания,2ая природа.А «жизнь в среде,отчасти созданной им самим, является признаком самой сущности чела».9)Этот,созданный техникой,искусственный мир,в свою очередь, воздей-ет на чела,развивая,в частности,в нем дух изобретательства и предпринимательства.Несмотря на то,что сущностные хар-ки техники как социокультурного явления нельзя дать списком,следует признать,что предложенная Ясперсом схема относится к числу весьма удачных и в значительной мере отражает то состояние,к-ое сложилось к началу 2ой пол.20в., за исключением,категорического утверждения о тотальной человекоразмерности техники.Совр.техника является практ.приложением науки и составляет с ней сложный симбиоз.Этот симбиоз-гл.ср-во развития совр.общ-ва.В силу чего общ.прогресс часто рассм-ется прежде всего как научно-техн-ий.В к.19в.отн-е к последнему стало раздваиваться.Наряду с положительным,сформировалось и отрицат.отн-е к нему. Это сказалось не только на отн-ии к науке,но и к технике.В общ-ве сформировалось 3 подхода к технике:нейтральный (все зависит от ее применения),положительный и отрицательный.Примером 1ого является подход,сформулированный Ясперсом. Сама по себе,говорит он о технике,она не является ни благом,ни злом,но м.б.использована во благо и во зло.То и другое имеет совсем иные истоки, коренится в челе,и только это придает технике смысл.Все более возрастающая роль техники в общ-ве привела к выделению в ф-ии относительно самостоятельной области-ф-ии техники.Хотя термин был введен еще в 1877 г.нем.мыслителем Каппом,опубликовавшим книгу«Основания ф-ии техники»,статус особой фил.дисциплины она приобрела в 60-е г.20в.Ф-я техники тесно связана с ф-ей науки,с одн.стороны,и фил.антропологией,с др.Как и всякая дисциплина,находящаяся в процессе становления,она страдает элементами эклектики и имеет тенденцию в ряде случаев выйти за рамки фил.дисциплины. Согласно Порусу,давнему исследователю природы ф-и техники,в наст.время на 1ый план в этой отрасли знания выдвигаются след.проблемы:глобальный хар-р техн.развитая,его способность затрагивать интересы всех народов планеты; проблема ограничения количеств.роста техники рациональными пределами;угроза всемирной катастрофы,непосредственно связанная с развитием военной техники и возможной необратимостью эколог.кризиса,проблема гуманизации техн.роста, предотвращения его конфликта с процессом самоутверждения творч.личности и др. Несмотря на признаки развития,судьба ф-ии техники неясна.Это объясняется,во-1ых,тем,что сама идея фил.наук,дублирующих в рефлексии конкретные науки,уже более 100 лет подвергается убедительной критике,во-2ых,тем,что создание под флагом ф-ии дисциплины,напоминающей не имеющую мировых аналогов отечеств.культурологию,чревата появлением конгломерата из разл.методов,тем, подходов и решений,принципиально не поддающихся синтезу.

60.Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центр.в ф-и и обществозн-и в целом.Долгое время ?? определения источника движения и развития являлись объектом споров и дискуссий.И только в к.18-нач.19в.проблема внутр.источника получила диалектическое категориальное выражение в класс.нем.ф-и.Под ним понималось противоречие.Источниками развития люб.соц.явления выступают те факторы,к-ые тождественны«непосредственной производящей причине»(труд,наука).Источник-наиб.глубокая причина,дающая исходный импульс самодвижения и саморазвития.Источником выступает объективное противоречие и только оно.К движущим силам относятся факторы,направляющие процесс внутр.развития общ-ва.Само различие источников и движущих сил органически связано с проблемой«раздвоения»причинности.Причины делятся на непосредственные и опосредственные.Противоречие служит одновременно и источником,и самой гл.движущей силой развития,т.к.дает первичный импульс движению и развитию.к движущим силам общ.развития относят:соц.противоречия.производ.силы,способ пр-ва и обмена,разделение труда.В истор.процессе основн.роль играют такие движ.силы,как потребности,интересы и цели.Потребности-нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедея-сти организма,чел.личности,соц.группы,общ-ва в целом.Различают:соц-ые(зависят от уровня общ-ва,явл.основой общ.развития)и биологические.Осознанные общ-вом,классом потребности выступают в кач-ве интересов(лат.важно).Соц.интерес-реальная причина соц.дей-й,событий,стоящая за непосредственными побуждениями,идеями индивидов,классов,соц.групп. Различаю интересы по степени общности-индивидуальные,групповые,общественные;по сферам направленности-эк.,полит.,дух.;по хар-ру субъектов-нац.,госуд,партийные;реальные и мнимые; стихийные.сознательные;Тенденцию возникновения новых потребностей,их все большего разнообразия и обогощения наз-ют з-ном возвышения потребностей.Без потребностей пр-во было бы бесцельно,а без интересов-невозможно.Цели выступают след.ступенью развертывания движ.сил.Содержат элементы интересов.Цели выражают идеальные представления о рез-те.к к-ому стремится субъект в процессе дея-сти,и явл.3-ей формой движ.сил,звеном,соединяющим причину и следствие.Они соединяют сегодняшнее с будущим в дея-сти чел.общ-ва.Народ-понятие конкретно-истор-ое.Его содержание изменяется с переходом от одной общ.-эк.формации к др.,от одного этапа ее развития к др.В рабовлад.обще-ве-это рабы и плебейские слои населения,в феодальном-зависимые и крепостные крестьяне,в капиталистическом-пролетариат,интелегенция.В социолистич.-рабочие,крестьяне,интелегенция.Народ-творец культуры потому,что жизнь его дает материал для худ.тв-ва.Народ-творец культуры потому,что он-единственный судья худ.произведений.Он-хранитель ее и защитник от разрушения отжившими классами.

1.Происхожд.ф-и. 33.Причина…

2.Мировоззрение. 34. Природа.

3.Ф-я Др.Востока. 35.Коэволюция.

4.Ф-я Антич.мира. 36.Генезис,язык.

5.Средневек.ф-я. 37.Индив.созн-е.Самосозн-е.

6.Возрождение. 38..Общ.созн-е

7.Нов.время. 39.Формы общ.созн-я.

8.Бэкон,Декарт. 40.Антропосоциогенез.

9.Спиноза,Лецбниц. 41.Индивид….

10.Просвещение. 42.Пр-ма жизни и смерти.

11.Локк,мат-м. 43.Т-я позн-я ,

12.Кант. 44.Позн.дея-ть.

13.Гегель. 45.Практика.

14.Феербах. 46.Чувств.и рацион.

15.Класс.инекласс. 47.Истина.

16.марксизм. 48.Науч.позн-е.

17.Ленин. 50.Структура науч.зн-я.

18.Ничше,Шпопенг. 51.Методы науч.исследовани

19.Фрейд,Юнг. 52.Понятие и соц.ф-и науки.

20.Позитивизм. 53.Этич.нормы.

21.Прагматизм. 54.Феномен науч.револ-и.

22.Экзистенциализм. 55.Исслед.проги в общ-возн-и.

23.Религ.ф-я. 56.Общ-во

24.Русская ф-я. 57.Способ общ.пр-ва.

25.Беларус.ф-я. 58.Дух.жизнь.

26.Бытие. 59.Культ.-цивил.основы бытия

27.Материя. 60.Движ.силы.

28.Движение. 61.Форм,культ.,цивил.подход

29.Прост-во,время. 62.Необход-ть и свобода.

30.Диалектика. 63.Ф-я техники.

31.З-ны диал-ки. 64.Глоб.пр-мы.

32.Еденичное…. 49.эмпирич.итеоретич.науч.

2.Мировоззрение.Мировоз-ие-совок-ть общих предметов о дей-ях,кот.отражают и раскрывают практ.и теорет.отн-е чела к миру.Вкл:жизненные позиции чела,убеждения,идеалы (истина,добро),принципы позн-я и дей-ти(оптимизм), ценно-стные ориентации.Бывает индивид.,общ.,групповое. 2уров-ня:чувственно-эмоциональн.и теоретич.1-ое-цельное осозн-е дей-ти в виде ощущений, восприятий,эмоций.2-ое-интелл. аспект мировоз-я(дей-ть через призму з-нов).Исторически 1-ой формой мировозр.зн-я явл.мифология.М.–представляет собой осмысление и представл.мира и чела в фантаст. образах и сюжетах.Осн.формы м.:сказки,легенды,вымыслы, слухи.В основе первобытной и антич.миф-и лежит олицет-вор.природы,т.е.уподобление ее челу,чел.способу существ-я. Объяснен.природы и общ.явлен.как рез-ат дей-я сверхес-теств.сил.Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн.опытно подтвержден.зн-я,к-ые заменяются вымыс-лами и предположениями.Миф-ство может носить и искус-ственный хар-р преднамеренно осущ.с тем, чтобы вместо реалн.имеющ.достов.инфы предлагать не соотв.действит. мнения и оценки.В недрах мифологии сформировалась религия.Р.–форма мировозр.,объясн. мир чела через связь со сверх естеств.существами,в этом сходство мифологии и религии.Отличие:мифология просто предлагает свою карти-ну мира,а религия предписывает верить ей(осн.признак религии–вера в сверхестеств.Сущ. разл.организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии.1ые ф-фы стремились отказ.от признания сверхъестеств.сил,и объясн.мир исходя из него сомого,но в усл-ях отсутств.возм-ти опытным или эксперемент.путем проверить те или др. предположения,господствующим методом-являлись логика и здравый смысл.Господств.предметом и одновр. Инструме-нтом позн-я и анализа являлись понятия,в к-ых фиксировалась и называлась соответств.вещь.Поэтому ф. была гл.формой понятийного теоретического мышления.

По хар-ру формирования и способу функционирования разл. 2уровня:1.жизненно практический или уровень обыденного созн-я.2.теоритический.+1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте,складывается стихийно, назыв.жизненной ф-ей.1-й ур.крайне не однороден,т.к.не однородны его носители.На формиров.этого уровня оказ. влияние нац.и религ.традиции,уровни образов.,интелект. и дух.культуры,хар-р проф.деятельн. и др.Этот ур.вкл.:навы-ки,обычаи и традиции передов.из поколен.в поколен.и по-знанный опыт каждого конкретного индивида.( не отлич. глубок.продум.,обоснов.эти недостатки преодо-лев.на 2-ом ур.теор. 2:К этому уровню относ. и ф-я.Ф-я претендует на теоретическое обоснование как содержания,так и способа достижения обобщен.зн-й,норм,ценностей и идеалов опре-дел.цели,ср-ва и хар-р дея-сти людей.Ф-я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен.предметом теоретич.ана-лиза.Соотн-е этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в этом случае: 1-ому уровню соответствует мифология и религия; 2-ому-ф-я.//Осн.фил. проблемы:1.онтология(теория позн-я).2.гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология (соц.проблемы).5.этика(учение о морали).6.эстетика(учение о прекрасном).7.антропология(учение о челе). 8.аксиология (уч.о ценностях).9.диалектика(уч.о дей-сти).10. метафизика (уч.о смысле жизни).Чел всегда задумывался над тем каково его место в мире,зачем он живет,чем,смысл его жизни, почему сущ-ет жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общ.группа или класс имеют какое-либо представление о решениии этих ??.Сумма всех таких решений и ответов образуют М.,к-ая вырыжается поср-вом категорий.Оно играет особую,очень важную роль во всей дея-сти людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей от греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят ?? М.Одной из осн.ф-ий Ф.является обоснование оправдание и анализ М.Ф.-теоритическое ядро М.

7.Развитие фил.мысли в Нов.время было тесно сопряжено с утверждением и развитием капитализма.Последний возник в регионе,очерченном географией основных процессов, связанных с его генезисом.Итал.Возр-е,германская Рефор-я,революции в Нидерландах, Анг.,Фр.вступали,как инструменты в оркестре,дополняя друг друга и сливаясь в одну общую симфонию.В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феод.двор-ва и дух. диктатура церкви,расчищены пути для невиданного доселе развития промыш-сти и торговли.Европ.чел постепенно освобождается от средневек.связанности,вследствие чего рождаются его субъективизм и индивидуализм.К сущностным явлениям Нов.времени,по справедливому замечанию нем.ф-фа Хайдеггера,принадлежат также наука,машинная техника и искусство,к-ое выдвигается в горизонт эстетики.Чел.дея-сть понимается в целом как культура.Ускоряющееся развитие буржуазных отн-й предъявляло новые требования к отд.наукам и к методологии.Именно в данный период возникает"наука Нов.времени",т.е. наука в собственном смысле этого слова.В16-17вв.выделяется в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в 17-18-физика,химия, биология и др.В 17-18вв.появляется плеяда видных ученых и мыслителей,сыгравших огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в разработке науч.и фил.проблем.Особое место среди них принадлежит Ньютону,открытия к-ого произвели подлинную революцию.Его трудами был заложен фундамент механ.картины мира и механист.мировоззрения.Содержание науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия и з-ны),устанавливаемые на основе опыта путем индукции.Цель этого метода-противопоставление достоверного естественнонауч.зн-я домыслам натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз ученого"гипотез не измышляю"стал лозунгом такого противостояния.

№12.Кант.Принцип историзма–осн.принцип идей.До 1770 г–докритический период его тв-ва.В 1770г.пишет докторскую диссертацию,получает место профессора, полностью посвящает себя ф-и.Лекции читал до 1797г.Образ жизни-целая наука,при этом удивительно оригинальная и поучительная.Спать он ложился ровно в 9 вечера.Подъем в 5 утра.Обед только в кругу остроумных друзей,за обедом: немного сухого вина,свежевыловленная треска,шутливые рассказы,анекдоты, непременно шутки,смех..Родившись очень слабеньким и болезненным ребенком,благодаря мудрому образу жизни,прожил долгую и духовно удивит-но богатую жизнь.Не только в ф-и,а и в конкретной науке Кант был глубоким,проницательным мыслителем.Разработанная им гипотеза происхождения Солн.системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных науч.идей астрономии.Высказал идею, что причина отливов и приливов–влияние Луны.Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения,а также идею естественного происхождения чел.рас.Фил.воззрения Канта существенно менялись по мере его дух.развития.Если до нач.80-хгг.18в. его интересовали гл.образом естественно-науч.??,то потом его дух погружается в так называемые метафизические,т.е. общефил.,проблемы бытия,позн-я,чела,нравственности, гос-ва и права,эстетики,т.е.всей системы ф-ии.(«Чел,этика и право–вот альфа и омега всего фил.учения великого мыслителя»).С 1770г.–критический период его тв-ва.До Канта в теории позн-я господствовало представление,что структура и зн-е определяются объектом позн-я.Кант говорил обратное:структуру позн-я определяет субъект позн-я.Для док-ва нужны след.понятия:феномен,ноумен, вещь в себе.Феномен–явление,т.е.чувственное восприятие вещи,как она является нам(в повседневной жизни имеем дело с феноменами).Ноумен–постигаемая сущность явления, проникновение нашего мышления вглубь предмета–промежуточная стадия м/д феноменом и вещью в себе. Имея дело с феноменом,мы постигаем ноумен,но никогда не познаем вещь в себе.Чтобы ориентироваться в мире феноменов,мы используем априорные формы рассудка,к-ые живут в нашем созн-и,но к-ых нет в реальной жизни (мери-дианы есть на карте,но их нет на самом деле).Несоответ-ствие феномена и вещи в себе–основание для скандала в ф-и:мы знаем,что мир сущ-ет,но док-ть это логически не сможем.Мы будем работать не с предметами,а с их феноменами.Кант:«Разум имеет дело с феноменами, способен немного проникнуть с помощью ноумена вглубь вещи, но познать вещь в себе невозможно», следовательно, этот мир непознаваем.Разум может себя чувствовать спокойно и уверенно в мире феноменов,а вне него–трансцендентально–там уже господствует вера.Априорные формы рассудка в нашем созн-и уже есть.Мы окружены феноменами.Чтобы разобраться с потоком феноменов, мы должны их упорядочить.Это упорядочение не имеет ничего общего с содержанием того объективного мира,к-ый является источником феноменов.Понятия пространства и времени помогают расположить феномены рядом, установить причинно–следственные связи,но в мире нет понятия пространства и времени,они есть только в нашей голове.Кант опровергает существование врожденных идей(а как же быть с понятием пространства и времени–это априорные формы рассудка).Вывод:Кант воздвигнул непроходимую границу м/д субъектом и объектом,если под объектом мы понимаем не феномен,а его сущность.

Субъект всегда будет внешним по отношению к объекту. Поэтому вещь в себе не может быть познана. Априорные формы рассудка субъективны. Как же можно передать знания от одного человека к другому? Априорные формы идентичны(трансцендентальный идеализм).

17.Развитие марксистской ф-иЛениным.Творч.развитие маркс.ф-и в 20в.прежде всего связано с именем Ленина.По-зитивное решение новых проблем,поставленных научно-техн.прогрессом и революц.движением нашей эпохи,в лене-нских трудах неотделимо от борьбы с идейными противниками марксизма.Гл.в ленинском подходе к общ.явлениям и процессам-органическое ед-во науч.объек-тивности и их оценки с позиций рабочего класса.Ленин постоянно подчеркивал необходимость дальнейшего развития учения Маркса,ф-и марксизма.«Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и не-прикосновенное;мы убеждены,напротив,-писал он,-что она положила только краеугольные камни той науки,к-ую соци-алисты должны двигать дальше во всех направлениях,если они не хотят отстать от жизни». «Марксизм не догма,а рук-во к дей-ю»-считал он.Важнейшие фил.труды:«Материали-зм и эмпириокритицизм»,«Фил.тетради»,«О значении воинствующего материализма»,«Гос-во и революция».

Гл.фил.труд«Мат-м и эмпир-зм».В этом произведение автор во главу угла поставил проблемы гносеологии,увязывая их с нов.естественнонауч.открытиями. Вместе с тем даже здесь Ленин призывал видеть противоборство партийных и классовых интересов,хар-уя различные проявления идеали-стической и религиозной мысли как выражения идеолог.и пол.реакции.

Особое место в фил.тв-ве Ленина занимала диалектика. В данной связи он уделил значительное внимание изучению произведений Гегеля, Фейербаха и других мыслителей. Результатом этого стал философский фрагмент "К вопросу о диалектике", который планировалось развернуть в специальный методологический труд. Самых высоких оценок здесь Ленин,удостаивает концепцию единства и борьбы противоположностей. Постижение развития как вытекающего из единства и борьбы противоположных начал в окружающем мире характеризуется им как "суть", "ядро" диалектического метода. Одну из важнейших сфер применения диалектики Ленин видел в политике. Последняя же мыслилась как "концентрированное выражение экомики. Диалектика должна была стать "искусством" и орудием политического действия. Эта проблема занимает ведущие позиции в трудах 1917-1923 годов, сопрягаясь с вопросами революционного преобразования общества и построения социализма в России. Согласно Ленину, социальные законы, открытые Марксом, являются всемирно-историческими законами и носят всеобщий характер. Знание же их и диалектическое применение на практике открытия, сделанного Марксом, служат средством исторической инициативы и революционного творчества.

Идейное наследие Ленина оказало огромное воздействие на философскую мысль и общество в целом. Противоречивые, а зачастую и драматические результаты этого воздействия обнаруживаются сегодня не только в постсоветском пространстве.

23.Совр.фил.направления религ.ориентации возникли в русле христ.религ.-теологич.комплекса или в непосредственной связи с ним.Наиб.концептуальной устойчивостью и идеологическим влиянием отличаются неотомизм и персонализм.Неотомизм-офиц.ф-я катол. церкви.Свойственны традиционализм и догматическая стабильность идей и теорет.постулатов.Сознательно сопротивляется обновленческим традициям и не без гордости провозглашает себя«ф-ей,сохраняющейся в веках».Неотомизм-возрождение средневек.ф-и Фомы Аквинского,к-ый приспособил в свое время учение Аристотеля для нужд систематизации христ.мировоз-рения.У Аквинского разработана концепция«гармонии веры и разума».В его время это учение нек-ым казалось непозволительной уступкой«еретическому духу»,но в век НТР оно стало единственным способом сделать респектабельным принцип сосуществования религии и науки.Исходный тезис неотомизма-«истины веры»хотя и«сверхра-зумны»,но не«противоразумны»,т.е.допуска-ют обоснования разума.Томистская онтология оперирует 2мя гл.парами категорий:«существование и сущность»и «форма и материя».«Сущ-е»,по неотомистам, -самый факт бытия нек-ой вещи,а«сущ-ть»-то,что представляет собой эту вещь в глазах разума.Соотн-е «материи и формы»трактуется ими по Аристотелю,материя-неопре-делённый субъект,к-ый без формы не обладает реальным существованием,форма-животворящее начало,вносящее в мир качеств.различия и структурную определённость вещей.Задачи неотомистов-превратить ф-ю в служанку богословия.Персонализм как фил.направление сформи-ровался в к.19в.в России (Бердяев,Шестов) и США(Брай-тмен).Фр(Мунье, Лакруа).Мировозренческая установка персонализма-примирить религию,гл.образом христ.те-изм,с нек-ыми буржуазными гуманистическими ценно-стями.Осн.?ф-и решается ими в традиции субъективного идеализма.Исходный пункт-самосознающая чел.индиви-дуальность,к-ая во многом сходна с понятием«Я»в классическом субъективном идеализме,хотя и не тождественна с ним.Основу личности образует не разложимая на части цельность,ее«абсолютная и су-веренная самость»,к-ая проявляет себя в неограниченной свободе.Абсолютная свобода-всего лишь усл-е реали-зации личности,а не ее цель,сущность,рез-т.Высшая ценность личности-ее априорная продуктивная актив-ность,способность к совершенствованию.Осозн-е челом своего ед-ва с др.людьми,по персоналистам,имеет в качестве прообраза известную связь чела с Богом.Лакруа утверждал,что идея Бога априори заложена в челе,так чт овсе док-ва его реального существования сводятся у уяснению,раскрытию и коментированию этой самоочевидной истины.

27.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛ КАТЕГОРИИ “МАТЕРИЯ”.Материя-фундаментальная исходная кате-гория фил.,от того или иного ее понимания зависит реше-ние практ всех других проблем.От лат.-вещ-во.Это ве-ществ.знач-е удерживалось до 20в.,когда произошла револ в физике.1ой ступенью в осознании материальности мира был стих.материализм.Началом форм понятия материи явился переход от качеств разнообразия сущ.вещей к понятию единой,объемлющей это кач.разнообразие основы мира-первоматерии.Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все кач.разнообр.миравыводилось из какого-либо одного тоже качеств.определенного,эмпир. воспринимаемого эл-та.(огонь,вода.)Но уже Демокрит заметил,что с помощью одного кач.определ-я в-ва невозможно объяснить происхожд другого,т.к.он не содержит принципа своего превращения.Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.Атомы тоже истолковывались как вещ-во,как кирпичи всего сущест-вующего.Так зародилась дискретная картина мира.Она была очень плодотворной для ф-и и науки в целом.С этой теорией связаны многие открытия в физике(тяжесть,со-хранение в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл.и событий мира на основе взаимодей-я атомов.Казалось еще чуть-чуть и физ.картина мира полу-чит полную завершенность.Лиргоф:“Разве осталось еще что-нибудь открывать?”Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов.Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.Открытие электромагн.полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту.Поле-принципиально отличное от в-ва состояние материи.Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство,для каждой точки кот можно определить величину и направл силы взаимодей-я м/д данным объектом и другим.(поле - атрибут в-ва).Но затем было доказано,что поле не только атрибут объекта, но и самостоят.реальность,т.е. нов.вид материи,основным св-вом кот.является непрерывность.Все это привело к фил.кризису-“Материя исчезла”.Этот кризис связан с утратой представл-я о материи как о вещ-ве.Изменение массы электр.при измен усл-й поля или скорости,ядерные реакции-превращение в-ва в энергию.Ужас...Невозмож-ность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к матем.моделям.Нек-ые предали при этом материю забвению=идеализм.К этому привело и то,что материализм традиционно был связан с механи-чески-вещественным пониманием материи.Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет! И вот явился Ньютон. Но сатана недолго ждал реванша. Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше.Диалектико-материалист.понятие материи.Необходимо было осво-бодить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием в-ва.Ленин замечал,что исчезла не материя,а метафиз.представление о ней.Единственное св-во материи-“быть объективной реальностью, сущ-ть вне нашего созн-я.” Короче “материя есть фил.категория для обозначения объективной реальности,кот.дана челу в ощущениях,кот.копируется,фотографируется,отображает-ся нашими ощущениями,существуя независимо от них”- Гольбах.Строение материи-физич.?.А ? об отн-и нашего позн-я к миру-фил.проблема.Поэтому нельзя дать опреде-ления центр.категории теории позн-я как только через ее соотнесение с др, столь же шир.категорией-созн-ем и определением того,что из них берется за первичное. При-чем противопол.материи и созн-я имеет абсол.значение только в пределах очень огранич.области:искл-но в пре-делах основного гносеолог.? о том,что признать превич-ным.За этими пределами относительность данного противоположения несомненна”.

33.Причина и следствие,необходимость и случайность,воз-можность и дей-ть.Причина-дей-е,обусловливающее опреде-ленное изменение.Следствие-рез-т взаимодей-я явлений,в к-ом фиксируется то новое,что побуждалось причиной.Причи-на и следствие не являются застывшими сторонами дей-ти.Они переходят друг в друга,меняются местами.То,что в одинх усл-ях явл-ся причиной,в др.-следствием и наоборот. Чтобы изучить предмет всесторонне,нужно его рассм-ть и как причину и как следствие взаимодей-я опред.явлений.Од-но и то же следствие может возникнуть в рез-те дей-я разных причин.Если одно и то же явление может вызывать-ся к жизни разн.причинами,то сущ-ет мн-во путей достижения одного и того рез-та.Нужно выбрать наиб.эф-фект.путь.Различают причины:внутренние(пораждаются взаимодей-ем м/д элементами целостными)и внешние(выте-кают из взаимодей-я м/д предметами,процессами).Опреде-ляющую роль играют внутр.Сложилось 2 осн.подхода пони-мания-детерменизм(усчение о всеобщей,закономерной свя-зи,причинной обусловленности явлений)и индетерменизм (хар-но отрицание всеобщего хар-ра причинности,в край-ней форме отрицает все вообще).Последовательный детер-зм утверждает объект.хар-р причинности(нет явлений без причины).Необходимость первонач-но была замечана в пр-ссе позн-я причинно-следственных отн-й.Осмысливая связь следствия с причиной,обнаруживаем,что за известной при-чиной следует не любое,а строго опред.следствие.Необходи-мость есть то,что обязательно должно произойти в конкрет-ных усл-ях.Она вытекает из внутр.основы явления, его сущ-ности.Случайность-то,что м.б.,а может и не быть,может произойти,а может и нет.Она имеет основание не в сущно-сти данного явления,а в взаимодей-и на данное явление др.явлений.Необх.и слу-ть не сущ-ют раздельно.Каждое яв-ление в одно и то же время и необходимо и случайно.Случ-ть выступает как форма проявления необходимости.Нахо-дясь в орган.взаимосвязи и взаимозависимости,случайность и необходимость в ходе движения и развития объекта пере-ходят друг в друга,меняются местами:случайное становится необходимым,необходимое-случайным.Т.к.необходимое при опред.усл-ях может становиться случайным,а случай-ное-необходимым,то,познав эти усл-я,можно создать их ис-куственно и превратить случайные св-ва,соответствую-щие практ.интересам,в необходимое,а необходимые - в случай-ные.Одна из сторон взаимосвязи м/д объективно существу-ющими и возникающими на их основе нов.явлениями пред-ставлена в теории диалект.материализма категориями дей-ть и возможность.Возм-ть-то,чего еще нет,но оно м.б.,дей-ть-ставшая,реализовавшаяся возможность.Возм-ть и дей-ть выступают как тесно связанные противоположности,к-ые подвижны.В пр-ссе развития они могут меняться местами. Чтобы быть результат-ой,практ-ая дея-ть должна опираться на дей-ть.Возм-ть м.б.прогресивными(ускоряют развитие)и реакционными(тормозят его).Возможности,порождённые за-кономерным развитием системы и необходимыми связями и отн-ями,называются реальными.Формальные возм-ти опи-раются на случайность как дополнение необходимости(пр. каждый чел может стать милионером).Различают:абстракт-ные(общий признак-отсутствие в дей-ти достаточных для их реализации усл-й и факторов);конкретные(для их осущ-я имеются необход.усл-я)возможности.Всякая возм-ть начи-нает проявляться в виде абстр.,а реализовываться способна лишь конкретной.Наш выбор всегда связан с возм-ями. Возм-ть выбора-великое благо.Гл-ое-не упустить время. Время сокращает эту возм-ть.Выбрать всегда труднее,чем просто найти.Категории имеют мировоззренческое значение,т.к.отражают объект.мир,раскрывают его сущность

36.Генезис.Созн-е сущ-ло не всегда.Они возникло в ходе истор.развития материальных образований в рез-те усложнения их форм,как св-во высокоорганизованных материальных систем.Неистор.подход к созн-ю привел нек-ых ф-ов к утверждению,что созн-е присуще всей матери.Подобное возрение наз-ся гилозоизм.(вещ-во и жизнь).Созн-е-особый вид отражения.Отражением обладают все материальные образования.Оно является моментом,стороной любого взаимодей-я.Отражение-рез-т взаимодей-я,в к-ом фиксировано то,что принадлежит отражаемому телу.материя пораждает разл.формы отражения(напр.изоморфное отображение,отпечатки,возникающие в рез-те взаимодей-я 2-х и более объектов).Как св-во живого организма выступает раздражимость,к-ая проявляется в виде физиолог.реакций.Она-ср-во управления,регулирования приспособительного поведения.Дальнейший этап в развитии форм отражения-чуствительность-способность иметь ощущения,отражающие св-ва предметов,воздей-ющих на организм.Ощущения составляют нач.форму психики животных.Она-св-во высших форм органической материи.Психика-способность живых сущ-в создавать чувственные и обобщенные образы внеш.дей-сти и реагировать на них сообразно своим потребностям.присуща челу.Психика чела-сов-ть явлений и состояний его внутр.мира.Созн-е – часть психики.к-ая охватывает сознательные,подсознательные и бессознательные процессы.Созн-е могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованнго мозга,к-ый сформировался под влиянием труда и речи.«Сначала труд.а затем и вместе с ним членораздельная речь явились 2мя самыми гл.стимулами,под влиянием к-ых мозг обезьяны постепенно превратился в чел.мозг,к-ый при всем своем сходстве с обезьянами далеко превосходит его по величине и совершенству».(Маркс,Энгельс). Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании чела и его созн-я:мозг стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда.Активно действующая рука учила голову думать,прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы,заведомо планирующей практ.дей-я.Т.о.ключ к разгадке,к-ую представляет для каждого чела происхождение его созн-я,закл-ется в труде.Созн-е хар-ется активным отн-ем к внеш.миру,к самому себе.Мозг чела как управляющая система высокой степени сложности устроен так,чтобы не только получать,хранить инфу,но и формировать плин дей-й и осуществлять активное управление ими.В отражение мысль предвосхищает естественный ход событий.И в этом смысле созн-е может отрываться от непосредственного отражения дей-сти.Конечная цель чела-в преобразующем мир практ.дей-и,по отн-ю к к-ому оно выступает в качестве необходимого ср-ва.Все элементы мысленно творимого заимствуются из наличного бытия,из окруж.природы.Суверенитет разума состоит в способности прежде всего правильно отражать существующее,предвидеть будущее и на основе отражения,через практ.дея-сть творить мир.Когда говорят о тв-ве,то имеют в виду лишь гениальные произведения лит-ры,открытия в науке.Между тем тв-во-св-во созн-я вообще.Вся история развития чел-ва связана с такой дея-стью людей,к-ая дает новые рез-ты,имеющие общ.значение,а это и есть тв-во. Созн-е связано с языком-наиб.эфф-ый способ передачи соц.инфы.Участвует в осуществление практ-ки всех высших псих.фцнкций.Хар-ны функции:экспресивная(поср-вом языка чел выражает мысли);когнитивная(служи важн.ср-вом позн-я);коммуника-тивная(осуществление общения м/д людьми);кумулятивная (обеспеч.накопление и сохранение зн-й).Расширение потребностей чела в общении и позн-и приводит к созданию «искусственных языков»(язык формул и графиков).Т.О.труд и язык-мощные соц.факторы,стимулирующие процесс развития созн-я

41.Индивид, личноcть, индивидyaльноcть.Индивид (от лат.неделимое),первоначально-лат.Перевод греч.понятия атом(впервые у Цицерона),в дальнейшем- обозначение единичного в отличие от совокупности, массы;отд. живое существо, особь,отд.чел-в отличие от коллектива,социальной группы,общ-ва в целом.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. словиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Ч. - совокупность всех обществ. отношений.

1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч.

2) натуралистич. (биологич.) понимание ч.

3) сущностное понимание ч.

4) целостное понимание ч.

Развитая индивидуальность->многообразие соц. качеств.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и грамоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определнию смысла жизни.

1 2 3 4 5 6