">
Философия История философии
Информация о работе

Тема: Происхождение философии, круг ее проблем и функции

Описание: Единичное,общее,особенное,целое и часть,система, структура,элемент,содержание и форма. Проблема жизни и смерти. Диалектика чувств и рацион.познания. Сенсуализм. Рационализм. Формы чувственного познания. Этнографические параметры цивилизации. Пространство и время.
Предмет: Философия.
Дисциплина: История философии.
Тип: Шпаргалки
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 7
Поднять уникальность

Похожие работы:

47.Фил.учение об истине.Цель,итог позн-я-получение истинных зн-й,достижение истины.? об истинности зн-я наряду с ? о его источнике относится к самым важным в теории позн-я. Что же такое истина?Ни предметы,ни ощущения сами по себе не могут быть ни истинными,ни ложными.Восприятия, представ-ления ощущения м.б.истинны или ложны только в случае их сопоставления с объектом.Истина-соответствующее объективной реальности содержание наших зн-й.Она являет собой итог процесса позн-я.Истина-центр. категория теории позн-я,любой фил.системы."Истина-дочь времени,а не Авторите-та",-говорил Ф.Бэкон.Гегель утверждал,что истина "есть великое слово и еще более великий предмет",так что у дух-о здор-го чела"при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь".Самая серьезная потребность чела-потребность позн-я истины.Она не подобна цветам,к-ые легко срывают по пути.Это далекая цель трудного пути позн-я."Недостаточно просто открыть глаза и уши,чтобы стать мудрым и знающим.Многие только потому и спорят против истины,что,пропадут,приняв ее за таковую" (Гете). Диалектич.материализм рассм-ет истину как процесс.Она не является неизменным отражением объекта.Истина-результат последовательного,проти-воречивого процесса углубл.позн-я.Истина имеет неск.сторон:объективность,абсолютность,относительность и конкретность.Проблема истинности наших зн-й вкл. 2 ?.Сущ-ет ли объективная истина,т.е. может ли в чел.представлениях быть такое содержание,к-ое не зависит ни от субъекта,ни от чела,ни от чел-ва?Если да,то могут ли чел.представления,выра-жающие объективную истину,выражать ее сразу,безусловно,абсолютно или только приблизительно и относительно?Под объективной истиной пони-мается такое содержание наших знаний,к-ые не зависят ни от чела,ни от чел-ва.Утверждения"Земля вращается вокруг Солнца","труд создал чела" и др.являются объективно истинными.Быть материали-стом-значит признавать объективную истину,откры-ваемую нам органами чувств и разумом.Как же познается объективная истина?Это есть ? о соотношении абсолютной и относительной истины.Диалек-тико-материалист.принцип развития относится и к истине,к-ая не возникает сразу,а развивается постепенно.Абсолютная истина в ф-и понимается в 3х смыслах:1)абсолютно полное зн-е обо всем,что было,есть и будет в мире;2)моменты абсолютного,не-преходящего знания в составе зн-я относительного; 3)так называемые"вечные"истины.В 1ом случае абсо-лютная истина недостижима,но нет пределов все более полного"овладения"ею.Во 2ом и 3ем смыслах-"включается" в чел.позн-е на каждом из его этапов,и т.о.истиной является не только абсолютная истина,но и приблизительное,т.е.относительная истина.Относит. истина-истина неполная,приблизительная.Она уточ-няется с ходом развития позн-я. Относит-ыми являются,напр.,все гипотезы.Относительна точность наших измерений.В процессе позн-я мы переходим от относит.истин к абсолютным.Т.о.зависимость м/д абсолютной и относит.истинами имеет достаточно сложный диалект.хар-р.Др.крайность-полное отрица-ние абсолютной и признание только относит. истины. На этой позиции стоят релятивисты.Они абсолютизи-руют отдельные моменты процесса позн-я:его зависимость от псих.состояния личности,от биолог. потребностей и эмоций субъекта или же от лог.форм и теорет.ср-в,как-то:символики и сов-сти терминоло-гии координат и методов отсчета и т.п.Диалект.мате-риализм решительно отвергает сведение рлятивного к чисто субъективному.Он вкл.в себя момент релятивизма, отрицания,скептицизма, но не абсолютизирует их.С точки зрения диалект.материализма разница м/д абсолютным и относит.тоже относительна.Если поня-тие "объективность истины" подчеркивает осн.ее чер-ту как верное отражение дей-сти,а понятие "относит.и абсолют.истина"-сам процесс ее позн-я,то понятие "конкретность истины"говорит о возможном практ. применении полученных зн-й.Диалект. материализм исходит из того,что абстрактной истины нет,истина всегда конкретна.Это означает необходимость учета границы,пределов применимости рез-ов позн-я,а соответственно и их уточнения.Принцип конкретно-сти истины есть одно из гносеологических выражений внутр.противоречивости в природе и общ-ве,из чего вытекает необходимость всестороннего учета проти-воречий и разл.тенденций развития.Эти принципы не-разрывно связаны с анализом и осмыслением новых явлений,возникающих в науч.практике и общ.жизни.

52наука.Теория позн-я без соприкосновения с нау-кой вырождается в пустую схему.Наука без теории позн-я(наск-ко это вообще мыслимо)становится при-митивной и пустой. А.Эйнштейн.Что такое наука?Яв-ление это сложное.Наука выступает в разных кач-ах: как всеобщий дух.продукт общ.развития,как форма общ.созн-я,как дух.потенциал материального пр-ва, как орудие господства чела над природой,как обоб-щенный опыт всего чел-ва,как основа мировоззре-ния,как результат дея-ти ученых,как развивающаяся система знаний и т.д.Но даже такое перечисление ипостасей науки мало что дает для ее понимания. Науч.зн-е не есть наука,точно так же,как чел знающий,образованный не есть еще ученый.Только созда-вая новое зн-ие,чел приобщается к миру науки.Там, где наука удовлетворяется однажды познанным,там она перестает быть самой собой.Зн-е-продукт науки и ее сырой материал,вновь вовлекаемый в науч.дея-ть подобно продукту и сырому материалу пр-ва веществ. ценностей.Поэтому зн-е можно рассм-ть как элемент науки,ее часть,но ставить знак равенства м/д ними равносильно отождествлению товарного пр-ва с то-варом.Представление о науке как о зн-и унаследовано по традиции от того истор.периода,когда она не была еще опытной,эксперементальной,а являлась чисто умозрительной и когда ее задача состояла в идеаль-ном конструировании мира,а не в его преобразовании. Возникает ?:мыслима ли совр. наука без эксперимен-та,являющегося одной из важнейших форм практ.дея-ти людей? Наука без эксперимента-все равно,что ис-кусство без тв-ва,симфония без исполнения.Мало того,симфония оказывается и без композитора,т.к,ог-раничивая науку только зн-ями,мы исключаем из нее ее творцов-ученых.За борт науки выбрасывается ее исток,ее суть-сам творч.процесс исследовательской дея-ти,т.е.процесс пр-ва зн-й.Значит,наука-не только и не столько наличные зн-я сами по себе,но и дея-ть общ-ва по их пр-ву.Ее взаимоотн-е с материальным пр-ом и общ.практикой выступают как отн-е одной формы общ.пр-ва с др-й.Т.о.,наука-система исследо-вательской дея-сти общ-ва,направленная на пр-во но-вых зн-й о природе,общ-ве и мышлении.Со времени возникновения науки и вплоть до нач.17в.осн.целью науч.дея-ти в соц.плане была выработка общего пред-ставления о мире и месте в нем чела.Объяснит. мировозренческая функция науч.дея-ти являлась са-модовлеющей.В антич.ф-и позн-е было ориентирова-но на то,чтобы рационально-умозрительным путем объяснить устр-во мироздания и место в нем чела.Зн-я,по убеждею греков,могут сами по себе сделать чела добродетельнее, могущественее,им свойственно управлять челом.Благодаря зн-ям чел становится вы-ше другого не положением,не властью,а именно как чел,как личность.Это дарует обладателю зн-й уваже-ние и почет сограждан,а следствием этого могут быть и богатство,и высокое общ.положение.Т.к.объясни-тельная,мировозренческая функция науч.дея-ти явл. главенствующей,ф-я занимает место«царицы наук». мировозренч.ориентацию науки и мн.черты антич. склада,стиля мышления унаследова и эпоха Средне-век.,и Возрожд.Появилась тяга к опытному изучению природы.Стало постепенно заваевывать всеобщее призн-е идея о грандиозных инструмент.возможно-стях науки,ее техн.приложениях.Мысль о том,что наука может существенно влиять на развитие техники и пр-ва,оказалась удивительно созвучной духу нов. времени.Изменение осн.целевой ориентации науки стимулировалось промыш.революцией,возникнове-нием машин.пр-ва.Сращение науки с пр-вом путем превращения,с од.ст.,пр-ва в науч.пр-во,а с др.,-науки в производ.силу.Каждое открытие становится основой для нового изобретения или для новых усовершенст-вованных методов пр-ва.Только капитал.способ пр-ва впервые ставит естествознание как науку на службу процессу пр-ва,в то время как,развитие пр-ва предоставляет ср-ва для теорет.покорения природы. Итак,наука стала фактором произв.процесса,к-ый был и сферой приложения науки.Техника становилась опредмеченной силой зн-я и все больше зависела от успехов науч.исследований.В сер.20в.в науке все более явно начали обнаруживаться процессы,свиде-тельствующие о«кризисе роста»науки, о ее переходе в новое кач-во.В хоже НТР появляется все больше признаков начинающегося фронтального поворота науки в сторону чела.Признаки:1. автоматизация-вы-рывает чела из технолог. подчинения машине.2.совр. техника и технологии требуют от работника кроме опыта,умения,и опред.системы науч.зн-й,высокой общеобраз. подготовки,3.экономисты в разв.странах пришли к выводу,что ср-ва расходуемые на образо-вание не только окупаются,но и приносят прибыль.4. науч.зн-я воплощаются не только в самом пр-ве и в челе-работнике,но и в управлении соц.-эк.процесса-ми,организации труда и пр-ва.Вывод:самая сложная, совр.техника не сможет дать нужного эфекта,если уровень применяемых в живом труде зн-й будет ниже уровня зн-й,опредмеченных в этой технике.Наука всё больше ориентируется не только на совершенствова-ние техники,но и развитие интелл.,творч.потенциала личности.Т.о.в ходе НТР ителл.,дух.развитие личнос-ти становится ведущим фактором роста материально-го пр-ва.

40.Антропосоциогенез.Проблема происхождения чела стала акт.в естествознании 19в. объяснить происхождение чела чисто биолог.причинами не удавалось.Согласно Дарвину, происхождение чела является необход.звеном естественной эволюции жизни на Земле.Но вывести происхождение чела из биологической эволюции прапредков чела не удалось.Не удавалось объяснить,как возникают соц.организации,индивид.различия,сама культура.Решающий шаг был сделан Марксом и Энгельсом,подчеркнули знач-е материального пр-ва.Все известные ранее трактовки чела-как сущ-ва разумного,морального,как полит.животного и т.д.-м.б.выведены из материально-практ.дей-я.Чел и общ-во возникли одновременно.Биолог.организация сменялась социальной. Становление чела(антропогенез)и становление общ-ва(социогенез)составляют 2 стороны единого процесса-антропосоциогенеза,продолжавшегося 3-4 млн.лет.Важную роль в прояснении общего смысла антропосоциогенеза сыграла"трудовая"гипотеза Энгельса-"труд создал чела".Труд.дея-сть во многом обусловливала направленность жизн.процессов и способствовала естественному отбору.Под влиянием труда сформировались специфические качества чела:созн-е,язык,творч.способности.Идеи Энгельса были поддержаны ф-фами,археологами.Вместе с тем гипотеза Ф.Энгельса не лишена недостатков,поск-ку и сам труд должен был сформироваться,он не был одним и тем же.Не вполне понятно и то, как, при каких усл-ях прапредки людей были вынуждены трудиться.Необходимо более полно учитывать противоречивое влияние орудий труда,ведь они могли использоваться и в агрессивных целях и,значит,тормозить развитие чела.Наряду с орудийной дея-стью боль.роль играли одомашнение животных,игра и др.проявления жизнедея-сти.Одним из осн.факторов очеловечивания были нравств.отн-я.Запрет агрессивных дей-й по отн-ю к членам рода,забота каждого о пропитании своих близких-все это способствовало укреплению рода.Следует также принимать во внимание взаимообусловленность возникновения рода(филогенез)и истории индивид.развития(онтогенез).Онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез,наиболее наглядно это проявляется в овладении ребенком речью и навыками трудовой дея-сти.И здесь заложены,с одн.ст.,возможность косвенной проверки процесса антропогенеза на основе наблюдений за единичными актами индивид.формирования созн-я,а с др.ст.,возможность сознат.направления процессов воспитания и самовоспитания на основе позн-я процессов истор.развитияВ этом смысле практика ежедневно и ежечасно подтверждает гл.положения концепции антропосоциогенеза,в чем-то существенно корректируя ее.Особенно большие трудности возникают при воспитании слепоглухонемых детей.Предоставленные самим себе или традиционным методам воспитания,они вряд ли поднялись бы над уровнем животного состояния.Последовательная работа отечественных психологов и педагогов позволила ряду воспитанников не только приобрести навыки устной и письменной речи,но и создать себе имя в ученом мире.Чел увился для самого себя не только наиболее интересным,но и самым сложным объектом исследования.Этим объясняются настойчивые попытки ф-ов найти адекватные категории,способные воспроизвести эту сложность.По-видимому,адекватное раскрытие сущности чела возможно,если за основу сознательно принять сложность природы чела.Важным шагом в этом направлении является признание противоречивой сущности чела,выражаемой поср-вом сопоставления категорий"природное-соц-ое".Соотн-е природного (биолог-го)и соц-ого(общ-ого)очень сложно.В науке сложились 2 крайние точки зрения: биологизаторство(натурализм),абсолютизирующее роль естеств.начал в челе,и социологизаторство,преувеличивающее роль соц.начала.Эти позиции в чистом виде редко встречаются,чаще можно столкнуться с преобладанием той или иной точки зрения.Биологизаторские концепции довольно разнообразны.Это социал-дарвинизм,к-ый распространяет дей-е з-ов естеств.отбора на общ-во,и фрейдизм,к-ый подчеркивает ведущую роль в псих.дея-сти чела бессознательного начала и оправдывающий врожденные кач-ва(напр.,агрессивность).Одной из наиболее распространенных концепций-позиция сторонников социобиологии,к-ая накопила обширный материал,свидетельствующий о том,что в живой природе сущ-ют разн.формы организации(иерархическая структура стада, передача опыта и др.).Один из ее основоположников Уилсон склонен объявить все соц.и гуманитарные науки лишь специализированными разделами биологии,а поведение соц.сущ-ва предлагает объяснять,исходя только из генетической предопределенности. Представители социологизаторства,напротив,недооценивают или игнорируют разл.проявления жизнедея-сти чела.Они абсолютизируют знач-е соц.отн-ий и мира вещей, созданных челом("второй природы"),важность социолог.методов изучения чела.Возникнув как реакция на биологизаторство(натурализм),социологизаторство обращало внимание на качеств.специфику чела как соц.сущ-ва,представляя историю его формирования слишком краткой или высказывая прогнозы дальнейшего развития на ином,"внеприродном", субстрате.В числе приверженцев социологизаторства ряд ф-фов и социологов,стоящих на позициях структурализма,трактующих личность как"актера",исполняющего обычно неск-ко соц.ролей.Итак,обе концепции чела-биологизаторская и социологизаторская-односторонне подходят к предмету своего изучения.1ая концепция в своих крайних выражениях,в сущности,низводит чела до уровня животных,вторая-превращает его в абстрактную социолог.схему.Прежде всего следует уточнить суть оппозиции"природное-соц-ое". Дей-но,чел-животное,принадлежащее к семейству позвоночных,классу млекопитающих,отряду приматов,но это особое сущ-во,входящее в разл.общ.системы,вне к-ых он лишен возможности самостоятельно сущ-ть.Особенности чела как соц.существа связаны прежде всего с созн-ем.Он способен взглянуть на себя"со стороны",сознательно перестроить усл-я своего существования в соответствии с потребностями. Здесь коренится и принципиальная незавершенность чела как вида,и эта незавершенность преодолевается как соц.организацией людей,так и продолжающимся самоформированием чела.Эта цельность –ед-во биолог.и соц.начал в челе-выражается особой категорией-"биосоциальное сущ-во",в к-ой синтезированы поиски разл.мыслителей прошлого:"чел есть полит.животное" (Аристотель),"чел есть животное,изготовляющее орудия" (Б.Франклин) и т.д.

62.? о соотн-ии свободы и необходимости тщательно разработан в Нов.время.К наст.времени сложилось неск-ко подходов,предлагающих как положительное,так и отрицательное решение.Согласно 1ому,необходимость как таковая не сущ-ет. «Необход-сть не факт,а интерпретация»,-Ницше.Примерно то же говорит и Шестов, сравнивая необход-сть с мифической головой Медузы.Близок к этому подходу Достоевский.Идея необход-сти,читаем мы в«Записках из подполья»,-«идея каменной стены»,предписывающей-«восставать нельзя».Среди совр.ф-ов можно назвать Сартра,определявшего свободу как«разжатие бытия»,и Камю,утверждавшего,что любая стена-дверь и призывавшего не отыскивать дверь,избегая стены.Согласно 2му подходу,необход-сть сущ-ет как нек-ая отдельность.Необход-сть-не-обходимость,то,что нельзя обойти.Сфера свободы сущ-ет за пределами сферы необход-сти.Они плохо смешиваются,как плохо смешиваются вода и масло.Достаточно ясные следы этого подхода можно найти в марксизме,к-ый различал 2 эпохи в истории чел-ва:«царство необход-сти» (предысторию)и«царство свободы»(подлинную историю,начинающуюся с победой коммунизма,в основе к-го лежит«свободное развитие индивидуальностей»).3ий подход,в рамках к-го нащупывается связь м/д свободой и необход-стью,даже их взаимопереход и тождество.«Свобода,-говорит Шеллинг,-д.б.необход-стью, необход-сть-свободой».Гл.путь трансформации необход-сти в свободу-позн-е считал Спиноза.На этом настаивал Гегель.Об этом писал Энгельс:свобода-способность принимать решение со знанием дела.Наиболее популярный аргумент против такого понимания свободы состоит в том,что оно оправдывает психологию раба,смирившегося со своей участью.Если,говорят нам,свобода-познанная необход-сть,то,напр.,заключенному достаточно осознать неизбежность отбывания наказания в тюрьме или проживания в тоталитарном гос-ве,чтобы почувствовать себя свободным.Но это поверхностный аргумент.Слепая необход-сть сама по себе не есть свобода.Чтобы стать свободой,она,на основе позн-я,д.б.использована челом в своих целях.Познанная необход-сть дает освобождение челку от дей-я,стихийных сил природы,соц.гнета,непосильного труда и т.д.Однако она не дает ответа на ? о том,для чего челу эта свобода.Есть такая легенда о змее.Однажды в чела заполз змей и его жизнь превратилась в ад.Он все время думал об освобождении.Но змей все жил и жил в челе.И вот однажды,когда он спал,змей уполз.Чел стал свободным. «Свободным от».Но после 1ых радостей встает др.?: что делать с полученной свободой?для чего она?Проблема свободы расслаивается на 2 проблемы:«свободы от»и«свободы для».Идея свободы как познанной необход-сти-идея«свободы от». Она возникает и решается в русле рациональной просветительской позиции.С течением времени она стала обнаруживать свою ограниченность.Как только это было осознано,стали предприниматься попытки найти альтернативную платформу для решения проблемы свободы.Такой платформой стала гуманистически-натуралистическая позиция.На ее основе оказывается возможным эксплицировать содержание«свободы для».С этих позиций свобода д.б.понята прежде всего как возможность раскрытия природных или приобретенных в культуре задатков и способностей,«сущностных сил»,так же как тв-ва культуры и самого себя.Отсюда как классический идеал целостной,всесторонне и гармонически развитой личности, саморазвития и самосовершенствования чела,так и неклассические экзистенциальные идеи изначальной свободы,предшествования существования сущности,непрерывного процесса изобретения челом самого себя.? об ответственности индивида за свои дей-я Решение этого ? лежит в том же русле,в каком лежит решение ? о свободе.Чтобы стать свободной,воля д.б.введена в русло культуры,вкл-на в систему знаний,смыслов,ценностей и идеалов,впрессована в правовое поле.Это же следует сказать и об ответств-сти.Ответ-сть,будучи неразрывно связана со свободой,в такой же мере связана с культурой,включая и правовую культуру.Именно культура и делает возможной постановку ? об ответ-сти.История нам это ясно демонстрирует.Работы по истории культуры подтверждают,что,только«овладев культурой воли,пройдя школу собственного достоинства,школу самоуважения,научившись отвечать за свои поступки»,чел становится по-настоящему свободным. В антич.языческом мире были люди,к-ые пользовались во внеслужебное время и в своем кругу полной«свободой» беспорядочного,не связанного никакими обязательствами удовлетворения своих физ.импульсов.«Но люди эти были-рабы.Свободнорожденные жили иначе». Свободный-выбирает,несвободный-подчиняется позыву.Свободный чел находится внутри«объективной смысловой связи ценностей»,несвободный-за ее пределами. Именно вина,формируемая в этой«смысловой связи»,а не дей-е(или бездей-е)само по себе,является«причиной,началом,источником»ответ-сти.И только способность взять на себя ответ-сть делает чела свободным.

55.В философской и естественнонаучной литературе того времени можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую.

Натуралисты преувеличивали роль естественного отбора в процессе происхождения человека и становления общества. Идеалисты же, наоборот, абсолютизировали противоположность природы и общества и не видели их взаимодействия и взаимовлияния.Проблема получила свое научное разрешение только с позиций диалектико-материалистического подхода как к обществу, так и к окружающей его среде. Сторонники и основатели такого подхода исходили из того, что хотя общество и является специфическим материальным образованием, однако представляет часть природы, высший уровень ее развития. История человеческого общества — это продолжение развития природы. Формы и пути прогресса тех или иных стран во многом определялись, а иногда и ограничивались природными условиями, географической и геологической средой.В связи с вышеизложенным можно так определить природу и общество: природа — это материя, не осознающая своего бытия; общество — это материальное образование, развивающееся до осознания своего бытия, своего становления и прогресса. Оно есть обособившаяся от природы часть материального мира, результат взаимодействия людей.Неразрывная и естественная связь общества и природы обусловливает единство и различие законов их развития.

Единство законов природы и законов общества заключается в следующем:они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью, т.е. и законы природы, и законы общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законы развития общества, ни законы природы;изменение материальных условий влияет на проявление и действие как общественных, так и природных законов.Существует и известное различие между законами общества и законами природы. Так, природа бесконечна в пространстве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (например, закон всемирного тяготения), и очень долговременные (законы развития растительного мира). Законы же общества не вечны. Они возникают с образованием общества и прекращают свое действие с уходом с исторической арены конкретного общественного образования, формации.Законы природы проявляются в действии стихийных бессознательных сил: природа "не знает", что она творит. Исторические же законы осуществляются через сознательную деятельность масс людей. Они не могут функционировать "сами по себе", без участия человека. Законы развития общества и законы природы различаются и по своей сложности. Это законы разных уровней движения материи. Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы общественного развития, но не они определяют сущность общественных явлений и процессов.Человек в своем развитии подчиняется и законам механики, и законам физики, и законам химии, и биологии. Но сущность его определяется общественными отношениями и только ими, а не особенностями биологического вида. Изменение его общественной природы может отставать, а может и опережать ход истории в целом.Рассмотренная научная гипотеза соотношения природы и общества, их единства не единственная, она лишь более обоснованная. Есть и другие подходы: космическое расселение разума — существование множества миров, подобных и не похожих на наш; многообразие форм живой материи, каким-то образом "распределившихся" в бесконечном космосе, и т.д. Все это гипотезы и предположения, которые со временем могут стать объектом пристального внимания новых научных направлений, школ, а затем превратиться в доказанные теории, более точно и объемно объясняющие окружающий нас мир и нас самих.

39.Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования личного,индивид.созн-я.Общ.созн-е обладает относительной самостоятельностью:ему присуща преемственность,а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответствующими периодами развития общ.бытия.Общ.созн-е имеет сложную структуру.В условно "вертик." ракурсе его принято делить на уровни,а в "горизонт."-на "формы".В вертик.ракурсе применяют гносеологический и социолог.подходы.Гносеолог.аспект анализа предполагает выяснение того,что и как отражает общ.созн-е в общ.бытии.При таком подходе выделяют обыденный и теорет.уровни общ.созн-я.Обыденное созн-е охватывает и обобщает в основном внеш.связи и отношения,не проникая в сущность вещей.Вкл.:сумму зн-й и заблуждений,предрассудков и суеверий,связанных с повседневной дея-стью людей в сфере пр-ва,быта.Обыденное созн-е возникает как осозн-е повседневных потребностей людей (здравый смысл).Более глубокое отражение общ.бытия дает теорет.созн-ие-система идей, понятий,з-ов.Эти два уровня общ.созн-я тесно взаимодей-ют,ведущая роль принадлежит теорет.созн-ю.Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения дей-сти представляет опред.ценность,и он способен корректировать теорет. идеализации.При социолог.подходе осн.критерием различения уровней общ.созн-я является степень учета, способ выражения интересов отд.классов или соц.групп.По этому критерию выделяются также 2 уровня-общ.психология и идеология.Общ.психология вкл.3 осн.элемента:1)мысли и представления,порожденные практ.дея-стью опред.класса (соц.группы)и всего общ-ва,а также унаследованные от прошлых поколений;2)чувства, стремления,настроения,выражающие эмоц.отн-я класса(соц.группы)к др.классам (соц.группам)и побуждающие людей к опред.дей-ям;3)традиции,обычаи,нравы, представляющие собой"материальное"закрепление мыслей и чувств соответствующих соц.групп.Общ.психология-исходная ступень общ.созн-я,вырастающего из общ.бытия.На формирование взглядов и чувств людей решающее влияние оказывают производ.,бытовые, семейные,национальные и культурные отн-я.К особенностям общ.психологии относятся стихийность формирования,возможность прямого перерастания взглядов,чувств и настроений в дей-е.Идеология дальше отстоит от усл-й повседневной жизни людей,но отражает их полнее и глубже.Она выступает как самосозн-е соответствующего класса (соц.группы).В учебной и науч.лит-ре идеология часто хар-ется как теорет.отражение интересов опред.класса.В такой трактовке она смешивается с теорет.уровнем общ.созн-я.В отличие от общ.психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеолог.работы.Идеология сущ-ет и возникает в классовом, социально неоднородном общ-ве.Общ.психология и идеология взаимодей-ют друг с другом, при этом определяющая роль принадлежит идеологии.В"горизонт."плане выделяют:полит.,нравств.,эстетическое,науч.,фил.и др.формы общ.созн-я.Они разграничиваются:1)по объекту отражения;2)по способу отражения,3)по соц.роли.Они взаимодей-ют друг с другом,исторически изменяются.Кратко охар-ем важнейшие из них.Полит.созн-е-особая форма общ.созн-я,поср-вом к-ой отражаются и регулируются полит.отн-я(т.е.отношения по поводу власти)м/д классами,нациями,гос-вами.Полит.отн-я обусловлены экон-ими.Пол.созн-е не однородно.На идеолог.уровне оно выступает в виде системы полит.взглядов,идей,теорий,лозунгов,выражающих интересы разл.классов,наций, гос-в.На уровне общ.психологии-в виде полит.взглядов,чувств,настроений,представлений людей о гос-ве и власти,об отн-ях м/д гос-вами,нациями,партиями.Нравств.(моральное) созн-е возникло еще в первобытном общ-ве.Челу для его выживания нужны не только ср-ва труда,но и опред.правила совместной жизни.Эти правила воплощены в морали,к-ая выполняет регулятивную функцию,и в этом отн-ии она близка к праву.Но в отличие от него мор.нормы поддерживаются силой привычки обще.мнения.Отн-я м/д людьми, регулируемые поср-вом морали,-нравств.отн-я.Нравств.созн-е и есть осозн-е существующей морали и нравств.отн-й.Соц.-псих.уровень мор.созн-я вкл.:мор.чув-ва(честь,долг),эмоции и представления о моральном и аморальном.На идеолог.уровне мор.созн-е-сов-сть принципов,норм,идеалов людей.Идеолог.уровень мор.созн-я закреплен в этических учениях.Соц.неоднородность обусловливает разнообразие мор.норм в разные эпохи,у различных народов и соц.групп(классов).В них заключено и непреходящее общечел.содержание(напр.,"золотое правило нравственности":не делай другим того,чего не хочешь,чтобы причиняли тебе).Эстетическое созн-е-форма общ.созн- 3.ф-я др.Востока.ФДВ на протяжении неск.тысяче-летий м.б.приурочена к 3м центрам:древнеинд-ая, древнекит.цивилизации и древ.цивилизация Ср. Вост.ФДВ развилась из мифолог.сюжетов этих цивилизаций.Причины возникновения:1.соц.-экон. (переход от меди к железу)2.товарно-ден.отн-я. 3.ослабление родоплеменных связей.4.1ое гос-во.5. дух.жизнь.В Инд.пр-сс зарождения ф-и наз-ся"эпохой брожения умов".Ф.возникает в Инд.как критика брах-манизма.Инд.ф-я мысль–древн.в мире.Осн.школы: джайнизм(позн-е мира),буддизм(попытка осознать дух.и телесное),адживика(фатально-натуралистичес-кое уче).Её история начин.с Вед(“ведение, зн-е”),воз-никших,где-то м/д 1-2 тысячилетиями до н.э.Веды-1ые свящ.книги др.Инд.,рез-том дальнейшей разраб-и канонов уч-я стали Брахманы(ритуальные тексты), араньяки("лесные книги для отшельников"),упани-шады("зн-я полученные у ног учителя".Собствен-но полное воззрение Др.Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах,но 1ые проблески фил.подхода прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов.По форме Упанишады обычно пред-ют диалог мудреца-учителя с учеником,либо с челом ищущим истину.Среди мн.?? о природе,челе и позн-и в Упанишадах доминирует пр-ма первопричи-ны,первоначала бытия,с пом-ю к-ого объясняется происхожд-е всех явлений природы и чела.Центр.?в т-и позн-я Упанишад-разделение зн-я на 2вида:низшее и высшее.1-ое зн-е-это зн-е эмпирической дей-сти,к-ое счит.з-ем отрывочным, фрагментар-ным=>неис-тинным.2ое зн-е–зн-е дух.абсолюта,кот.рассм-ся как вос-приятие бытия в его целостности и гл.ср-вом при-обретением к-ого служит мистич.интуиция;Именно это зн-е дает власть над миром.Осн-м источником фил.мысли более позднего–эпического периода явл.обширная эпическая поэма“Махабхарат”,кот.сос-тоит из 18 книг,повествующих о борьбе за власть м/д 2я родами.Особо важн.роль в становлении ф.сыграла матема(в неск-о меньшей степени астрономия).Мате-ма в др.Инд.,особенно такие ее разделы,как арифметика,алгебра,достигла очень боль.рез-ов(дос-таточно указать на появл-е здесь позиционной системы счиления и введения нуля).Для древнеинд. школы хар-ны:1.внимание к ??поиска сущ-ти чел.и окруж.мира.2.призн-е тождества м/д микро- и макро-космосом.3.призн-е сущ-ния 4-х уровней бытия: телесный,уровень сост. из жизн.я,уровень состоящий из созн-я.обобщающее в себе все 3и уровня-"атман".Буддизм–зародился в Инд.в 6-5вв.до н.э., ви-дит освобождение от страданий на пути нравств.со-вершенствования,удаления от мира и достижения путем особых дух.медитаций и физ.упражнений состояния нирваны.В 1ых веках нашей эры буддийская религия терпит поражение.В Китае пр-сс зарождения ф-и наз”эпохой борющихся царств”.Зна-менитые древнекит.ф-фы:Конфуций и Лао-дзы.В этот период сложилисось след.школы:конфуцианство, моизм, легизм,даосизм,инь янь.Для др.Кит.хар-на опо-ра на свящ.книги-“пятикнижие”.Уже в наиболее ранней из книг упоминается 2 принципа ЯНЬ и ИНЬ олицетворяют 2 взаимодополняющие начала(муж. и жен.).Лао-дзы учил,что каждая вещь,достигнув опред.степени развития, превращается в свою противоположность:неполное-полным,кривое–пря-мым).Эта смена протиположностей рассма-сь как всеобщая закономерность движения вещей,как единый поток,как вечное возникновение и исчезновение.Осн.школы:конфуцианство и даосизм.

Конфуции.Основа - соц.этич. проблемы.Он создает идеал высоко морального ч-ка.К-ый должен обладать чувством долга и человечностью,став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения.В 1 в.д.н.э. конф-во превратилось в религию,где верховной силой считается небо.Большое место отводится ритуалам.В к.отсутствуют жрецы,обряды выполняют чиновники.Даосизм:5-6 в.д.н.э.Центр.понятие дао- первопричина мира естественный путь по к-ому должны следовать все и все в мире. Даосизм пропо-

ведует пассивное отн-е к миру,идеал гармонии ч-ка и космоса,слияние чка с природой и космосом. Стремление ч-ка ворваться из гос-ва,где он просто винтик.В этом плане Даосизм противоположен конфуцианству.

8.эмпиризм и рационализм.Хар-на ориентация на по-зн-е реаль-ти,основ-ое на чувств-ом.Формирова-ние естествозн-я связано с тенденцией позн-я на ед-ых фактах.Встает?о сущ-ти и хар-ре самого позн-я. Стремление к систематизации,колич.рост и усилив-шаяся дифференциация позн-я вызывают развитие теорет.мышления,стремящегося к созданию целостного образа мира.Стремл-е к выяснению взаимосвязей ведет к повыш.роли рац.рассм-я,поэтому с развитием чувственного эмпирич.позн-я мира развивается и точное математ.мышление. Осн.пред-ли:Бекон,Декарт.Д.–фр.ф-в.Его ф-я связана с матемой,физикой,космогонией.Уч-е о материи. (суб-станции).Общая причина движения по Д–бог,он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее кол-во движения и покоя.В челе связаны бездуш.и безжизн.телесный механизм с мыслящей душой.Тело и душа взаимосвязаны шишковидной железой.Материалис-тич.физиология выступала в противоречивом сочетании с уч-ем о нематериальности души:тело сущ-ет в протяжение,душа-в мышлении.Кон.задачу зн-я видел в господстве чела над силами природы,в открытии и изобретении технич.ср-в,в усовершенствовании природы чела.Он родоначальник рационализма.Отвел в пр-ссе позн-я гл.роль дедук-ции.Бэкон.Лейтмотив его ф-и–«зн-е–сила».Осн.зас-луг:1ым изменил отн-е к теории позн-я.Осн.метод науч.исслед-й-аристотелевским(дедукция–от общего к единичному путем лог.выводов).На этом пути не найти нов.зн-е,можно лишь выявить уже известное скрытое.Осн.познав.дея-ти д.б.индукция,к-ая опира-ется на опыт.Чтобы получить общее пред-е о ч-л,нужно иметь опред.опыт.Возражения:опыт имели крестьяне,невеж.люди,аобраз.люди опыта не имели). Б.:«Получить зн-е можно,если избавиться от заблуж-дений»-идолов:1.Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир из чел природы,перенося на него свои кач-ва–антропоморфность мифа).2.Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры,к-ая сделана из образования,воспитания,соц.положения) 3.Идола рынка(на рынке люди общаются,усваивают мнения др.лю-дей,что приводит к ошибочным выво-дам,слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения).4.Идола театра(в театре люди черпали образцы должного поведения,нужно критично относится к мнениям авторитетных людей). Б.принадлежал к эмпирикам(в основе позн-я лежит опыт).Считал:ф-я должна носить практ.хар-р,высшая цель науки-господство чела над природой,а«господ-ть над природой можно,только подчиняясь ее з-нам».Б.провозгласил ставший знаменитым девиз:«Знание–сила».Могуществен тот,кто может,а может тот,кто знает.Путь,ведущим к зн-ю,-наблюдение,анализ,сравнение и эксперимент.Ученый дол-жен идти в своих исс-ях от наблюдения ед.фактов к широким обобщениям.В трактате«Новый органон»Б развил нов.понимание задач науки.Именно он возжег факел нов.науки–методологии экспериментального естествозн-я.Б-верующим челом.Наука,подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы,или землю.Она состоит из 2х видов зн-я–один из них внушается Богом, а др ведет свое начало от органов чувств.Наука,т о,делится на теологию и ф-ю.Б стоял на позиции двойств.исти-ны:есть истина религиозная и «светская».Вера в Бога достигается путем открове-ния,«светская»истина постиг.опытом и разумом.Он не сознавал важности и индукции,и дедукции.Подобно тому как чел не м-ет ходить на одн.ноге,так и ученый не м-ет полноц заним.наукой,пользуясь лишь одним из этих методов.

13.Окруж.нас мир многообразен,прекрасен.Он состоит из отд.явлений.Что с ним происходит?На эти и др.??призвана ответить диалектика.Д.греч.«вести беседу».В совр.понимании,д.-т-я и метод позн-я дей-ти,учение о наиболее общ.з-ах развития природы, общ-ва,мышления.Элементы ф-и соде-ржались уже в учениях др.ф-ах.3формы:1.стихийная д.древних. 2.идеалистическая д.нем.класс.ф-и.3.материалисти-ческая д.марксизма.(2)Существенное знач-е для развития д.имеют фил.работы-Гегель,-Кант,-Шеленг.Высшей ступени развития достигла в ф-и Гегеля.Г.-выдающийся пред-ль нем.класс.идеализма.Его осн. труды:"Феноменология духа","Наука логики","Лекции по истории ф-и","Лекции по ф-и истории".Ф-ей Гегеля завершается нем.класс.идеализм.Заслуга:он впервые представил весь при-родный,истор.и дух.мир в виде процесса,т.е.в беспрерывном движении,изменении,развитии,и сделал попытку раскрыть внутр.связь этого движения и развития.Его истор.заслуга состояла в том,что он ее поставил.Д.Г.-опред.взгляд на мир.-метод подхода к дей-сти,метод её позн-я.Д. составляет то раци-ональное зерно в ф-и Гегеля,к-ое послужило исходным пунктом раз-работки ф-и марксизма.Осн.черты:признание взаимосвязи, движения, развития явлений;противоречия как источника движения,развития; превращения колич-ых изменений в качеств-ые;признание зависимости метода от самого исследуемого предмета;рассм-е истины как процесса;признание преемственности в развитии.Он разработал и сформировал осн.з-ны диалектики.Но д.Гегеля не была диалектикой объективной дей-сти.Её з-ны и категории ф-ф выводил не из природы и чел.истории,а умозрительно,навязывая их природе и общ-ву в качестве з-нов чистого мышления.Именно поэтому Гегеглем нередко высказывались абсурдные мысли,напр.,о развитии природы в пространстве,а не во времени или о завершении исторического движения позн-я его фил.системой.Т.к.д.Гегеля разрабатывалась на идеалистической основе,то она не м.б.до конца последовательной.это была д.идей,а не вещей.В диалектике идей,он лишь угадал диалектику вещей и не более.Он игнорировал революц.роль отрицания,его неразрывную связь с борьбой противоположностей,природа у него не развивается во времени,а лишь разнообразится в пространстве,сама его система ставит предел развитию мышления,хотя метод требует отказа от границ в развитии и т.д.Резко критиковали Гегеля за его мистику русск.революционеры-демократы 19в.-Герцен,Бе-линский,Чернышевский.Несмотря на это,в целом ф-я Гегеля послужила важнейшей предпосылкой возникновения марксизма."Гегель,— говорил Ленин, — гениально угадал диалектику вещей(явлений,мира,природы)в диалектике понятий".И далее:"Именно угадал, не больше".

18.Ницше,Шопенгауер.С сер.19в.в Европе совершается целая серия "фил.революций", направ-ленных против рациона-листич.концепций.Одним из 1ых подобную"ре-волюцию"осуществил Шопенга-уэр,в труде"Мир как воля и представление".Мир может обнаруживаться челом и как воля,и как представление.Воля-абсолютное начало всякого бытия,некая космическая и биолог.по своей природе сила,созидающая мир и чела.С появлением последнего возникает мир как представление,как чел.картина.Чел является рабом воли, поск-ку во всем служит не себе,а Абсолюту.Воля заставляет чела жить,каким бы бессмысленным ни было его существование.Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами,как,напр.,сексуальное наслаждение.На самом же деле чел имеет для воли лишь косвенное значение,так как служит средством для ее сохранения.У чела есть только один выход-погасить в себе волю к жизни.Ш.выделял 2 разновидности людей,к-ые перестали быть рабами воли:святые в земной жизни и гении в искусстве.Согласно Ш.,гениальность- способность пребывать в чистом созерцании. Погруженный в такое состояние чел уже не индивид,а чистый, безвольный,вневременной субъект позн-я.Обыкно-венный чел не способен к созерцанию подобного рода.Он обращает внимание на предметы в связи с тем,что они имеют отношение к его воле.Поэтому он должен довольствоваться или неудовлетворенными желаниями,или,в случае их удовлетворения, скукой.Каждый чел располагает 3мя высшими благами жизни-здоровьем,молодостью и свободой.Пока они есть,индивид их не осознает и не ценит,осознает же лишь в случае их утраты,поск-ку эти блага,по Ш.,только отрицательные величины.Ш.1ым в 19в.дал фил. обоснование пессимизма.Однако его рассуж-дения о бессмысленности чел.существования казались недоста-точно убедительными.Европейское общ-во продолжало оптимистично смотреть вперед,идеал прогресса еще не был омрачен будущими потрясениями.Слава подлинного мыслителя-пророка к Шопенгауэру придет значительно позднее.Одним из ярчайших представителей европ.фил. иррационализма был нем.мыслитель Фридрих Ницше. Жизнь рассм-л как"волю к власти".Все живое стремится к власти,неравенство же сил создает естественную дифференциацию.Жизнь-борьба всех против всех,в ней побеждает сильнейший.Насилие-кристально чистое проявление прирожденной воли чела к власти. Гл.причину краха совр.ему цивилизации ф-ф видел в засилии интеллекта,в превалировании его над волей.Там, где интеллект возвышается над волей,она обречена на неминуемое разложение.Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.В данной связи Ницше выделяет 3 задачи познавательного процесса:1. Приспосабливать организм к среде,сохраняя тем самым его существ-е.2.Не познавать предметы и вещи окруж.мира,а практически овладевать ими.3.Накапливать в кач-ве истин полезные для жизни заблуждения. Т.о. Ницше пытался разорвать границы чисто теоретического познания и ввести в него в качестве регулятора практ.жизнь.Однако этот регулятор оказался инстинктивной дея-тью,направляемой слепой иррациональной волей к власти.Ницше одним из 1ых сказал о наступлении нигилизма,т.е.времени,когда христ.Бог утратил свою значимость для европ.куль-туры.Назначение отрезвленного нигилизмом европ. чела мыслитель видел в том,чтобы мужественно востор-жествовать над остатками иллюзий.Нем.ф-ф-пророк был прав,хар-уя совр.ему европейскую культуру как "тоненькую яблочную кожуру над раскаленным хаосом".Идеи Шопенгауэра, Ницше существенным образом повлияли на сам хар-р фил.рефлексии. Предложенный ими путь вскоре стал господствующим.Он объединил таких несхожих мыслителей,как Зиммель,Бергсон,Джемс и др.

1 2 3 4 5 6