">
Философия История философии
Информация о работе

Тема: Происхождение философии, круг ее проблем и функции

Описание: Единичное,общее,особенное,целое и часть,система, структура,элемент,содержание и форма. Проблема жизни и смерти. Диалектика чувств и рацион.познания. Сенсуализм. Рационализм. Формы чувственного познания. Этнографические параметры цивилизации. Пространство и время.
Предмет: Философия.
Дисциплина: История философии.
Тип: Шпаргалки
Дата: 13.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 7
Поднять уникальность

Похожие работы:

24. РУССК.Ф-Я 19-20 в.Фил.мысль в Р.формировалась под влиянием общемировой ф-и.Однако специфика Р.ф-и во многом складывалась под влиянием социально-културных процессов,происходивших на Руси.Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус.фил. мысли.1ым р мыслителем мир.уровня был конечно же Ломоносов- гениальный ученый-энциклопедист.Ращев-отстаивал ма-териалист.фил.позиции,считая,что“бытие вещей независимо от силы позн-я о них и сущ-ет по себе”.Впервые в рус. Мыс-ли сиситематически разрабатывал проблему чела.Выдающи-мся рус.ф-ом и соц.мыслителем был Чаодаев.Его общефил. концепция-дуалистическая.Физ.мир построен из атомов и молекул,т.е.эл-тов материальных,из к-ых образуются все тела.Тела сущ-ет в простр,к-ое есть объективная форма вн. мира,и во времени,к-ое субъективно.Движ-е и взаимодей-е рассм-лось им в духе механисцизма,кот.ограничивался ми-ром физ.явлений.Созн-е чела не подчин.мех.закономерно-стям природы,а явл.рез-том бож.творения.Позн-е по Ч.тоже дуалистично:в обл.естествозн-я дей-ют рационалистич.и эмпир.методы,а в дух.мире,объекты кот.обладают свободой, дей-ет откровение.Чел есть объективное ед-во 2 миров-физ.и духовного,как сущ-во свободное,кот.в своем истор.бытии подчинено диалектике необходимости и свободы.На пони-мании соотн-я необходимости и своб.во многом строится и концепция фил.истории Ч,связанная прежде всего с заботой о судьбе России.Здесь его взгляды эволюционировали.В нач период он считал необходимым тотальное ед-во рода чел-ого(применительно к Р.-единение Р.с др.народами).Затем взгляды Ч.в отн-нии судеб Р изменились.Он стал рассм. оторванность Р.от мир.истор.процесса как преимущество, кот.позволит быстро овладеть достиж зап.цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.Своеобр. направлением в Р.ф-и явились воззрения славянофилов. Хомякова и Киреевского.В центре их внимаия нах.судьбы Р. и ее роль в мир.истор.процессе.В самобытности истор. прошлого они видели залог всечел-го призвания Р.,тем более,что по их мн-ю,зап.культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку,что выраж-ся в поро-жденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты.Славяноф.развивали основанное на религ.пред-ставлениях учение о челе и общ-ве.Хомяков-учение об иеар-хической структуре души и ее“центр.силах”.Киреевский- “внутр.средоточие духа”.Достиж.целостности чела и связан-ное с этим обновление общ.жизни они видели в идее общи-ны,дух.основа к-ой-церковь.Первоначало всего сущего-бог. Истор.прогресс связан с отысканием“дух смысла”.Сущно-сть мира м.б.познана лишь синтезом всех дух.функций чела, так называемой“Разумной Зрячестью”или“живознанием”, исходное начало кот.-религия.Материалисты Белинский. Герцен,Чернышевский,Добролюбов,Писарев.Они являлись не только фил.теоретиками,но и идеологами р.рев. демокра-тии.Р.ф.прошли поучительную школу нем.клас.ф-и и Фр. просвещения.После глуб.увлечения гегельянством р.ф-я по-вернулась в стор.мат-ма(не без помощи Феерб),стремясь однако сохранить диалектичность.Они обосновали принцип ед-ва созн-я и бытия,первичность матер.по отнош к созн-ю, идею о том,что созн-е есть св-во не всей,а только высокоорганиз.материи-мозга.В природе,по Черныш., нечего искать идей:в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами,в рез-те столкновения кот.и начи-нается жизнь природы.Обосновали принцип постояной эволюции общ.истории.Герцен:природа и чел.история вечно и непрерывно изменяются,они течение,прелив,движение, причем движ.происходит поср-вом борьбы 2 противопол. тенденций:возникновения и разрушения.Развитие идет через противоречия,борьбу нового со старым,отрицанием отжив-шего нарождающимся.Самобытным р.мыслителем был Лев Толстой.Подвергая критике общ-полит уст-во Р,Т.уповал на нравств.-религ.прогресс в созн-и чела.Идею истор.прогресса он связывал с решением ? о назначении чела и смысле жизни,ответ на кот.должна дать созданная им истинная религия.В ней он признавал лишь этическую сторону, отри-цая богословские аспекты.Отказ от любой борьбы, непро-тивление злу,проповедь всеобщей любви.“Царство божие внутри нас”-он неприемлил обычное понимание бога. Всякая власть-насилие-отрицание гос-ва.Т.к.он отвергал борьбу,то упразднение гос-ва должно произойти путем отка-за каждого от выполнения общ.и гос.обязанностей. Достоевский.В своих общ.-пол.исканиях он пережил неск-ко периодов.Увлекался идеями утопического социализма. Затем в его взглядах произошел перелом,связ.с усвоением религ.-нравств идей Исповедывал идеи почвеничества,для кот.хар-но религ.ориентированность фил.осмысления судеб рус.истории.Всё истор.чел-во,с этой точки зрения,представ-лялось как борьба за торжество христ-ва.Р.народ-миссия, носитель высшей дух.истины.Одним из выдающихся р.фил. был Соловьев.На его взгляды боль.влияние оказала идеи неоплатонизма,средневек.мистицизма,нем.клас.ф-и и славя-нофилов.Общ.-истор.задача ф-и-спасение чела и чел-ва. Необходимо подготовить чела к восприятию христ. Ценно-стей.Центр.идея учения-идея положительного всеед-ва или “всеединого сущего”.Это всеед-во являет собой соверш. синтез истины,добра и красоты.Всеединое сущее-сфера абсол,божественного-обладает признаками безусловности и всецелости.Реальный мир-самоопределение или воплощение абсолютного,сущего.,посредник м/д ними-София(мудрость божия).Материальный мир находится в хаотическом состо-янии.Чел-во является центром всеобщего созн-я природы. Его роль-роль освободителя и спасителя природы. Чел-во - посредник м/д прир.и божетвом.Чел должен изменять при-роду до ее одухотворения.Отсюда цель мир.истории-ед-во бога и внебожественного мира,возглавляемого чел-ом. Нравств.смысл личности,являющейся связ.звеном м/д бож.и природными мирами,реализуется в акте любви к др. челу,к природе,к богу.Истинный предмет любви-Вечная Женствен-ность.В общ-ве идея“всеед-ва”раскрывается как богочел. союз людей,как некая вселенская церковь, объеди-няющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего.Залогом такого всеед-ва явл.объед-ние катол.и правосл.церквей.В истории р.ф-и идеализма С. ока-зал б.влияние на целую плеяду религиозно фил.мыслителей (Бердяев,Трубецкие,Флоренский,Франк),к-ые составили те-чение богоискательства со свойственным ему иррациона-лизмом,персонализмом и мистическим пониманием свободы и тв-ва.

30.Диaлеkтиka и ее альтернативы.Д.-учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Понятие диалектики родилось в античной культуре и означало<вести беседу>.Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения и согласования различных противопо-ложных точек зрения.Элементы диалектики содержатся уже в фил. учениях в Др.Китае,Индии, Греции.Гераклит представлял мир как огонь мерами возгорающий мерами затухающий или как поток реки,в к-ый нельзя войти дважды. Всё в мире развивается, все явления взаимосвязаны между собой. У греч. философов преобладала идея круговорота: всё в мире подвержено циклическим возвратным изменениям, главенствует идея о <золотом веке>. В христианской фил. истории возникает представление о временной направлен-ности(у Августина).Это положило начало пониманию развития как качественных изменений. Важный шаг к идее развития мира внёс Декарт. Бог создал мир и дал ему импульс развития. Декарт не распространял развитие на общество.Эпоха буржуазных революций пробудила интерес к истории. Французские просве-тители Вольтер, Руссо выдвинули идеи исторического развития. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе. В немецкой классической Ф. диалектика предстала в виде стройной теоретической модели. Её развивали Кант, Гегель. Кант применил понятие развития к Солнечной системе. Поставил вопрос о развитии нравственности. Гегель разработал с позиции объективного идеализма целостную концепцию развития и прежде всего исторического развития человечества.

Осн.принципы Д.-всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.П.целостности:проблема несводимости це-лостности к простой сумме частей заключается в связи,объединяющей предметы в сложные комп-лексы,во взамовлиянии частей.П.детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны,т.е.возникают,развива-ются и уничтожаются закономерно,в рез-те действия опред.причин, обусловлены ими.В марксизме Д.вы-ступает как учение о всеобщих связях,о наиболее общих законах развития бытия и мышления.Мате-риалистич.Д. выражается в системе филос. категорий и законов.Главные законы:1)превраще-ние количества в качество,2)взаимное проникнове-ние полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности(единство и борьба противоположно-стей),3)развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений,процессов.Категории. Единичное хар-ет отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки.Явление внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета.Содержание-сов-сть различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.Форма-принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.Причина-следствие. Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в)в системе его связей и отношений с другими предметами.Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера-диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок-переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).Категории системного исследо-вания:система- упорядоченное мн-во взаимо-связанных эл-тов, обладающее структурой и организацией;эл-т- неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;структура-относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

37.Созн-е-целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать ,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играют ощущения челом своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование.Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них.

44.43.

48.Нayчное nознaние.Науч.позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стремится выявить з-ны для мира и его компонент.

Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоритическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужную информацию или самостоятельно иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоритического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы иследования в научном познании. Часто говорят, что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд осбых логических приемов:

1)прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распрстраняются на все возможные случаи.

2)перием идеализации, состоящий в том, что указываюся условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут.

3)прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный смысл и значение.

Важнейшие методы научного познания:

1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих действительным называют методом 1)

2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непосредсвенному иследованнию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя.

3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

53.Наука как соц.институт-общ-во занятых науч.дея-стью людей,организованная в системе науч.учреждений. Как соц.институт наука формировалась в Нов.время.Вне-шне это выглядило как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии,а позднее-в исследоват.лаборатории и НИИ,подобно тому,как ранее в рамках спец.учреждений объединялись служители культа,юристы,финансисты и др.,все,кто занят проф-есион. дея-стью.Ныне численность мирового науч.общ-ва составляет около 5 млн.чел.Считается ,что наукой способна заниматься не более 6-8%населения.

Важной проблемой развития совр.науки является соблюдение учеными этических норм науч.дея-сти.К числу исторически сложившихся осн.норм такого рода относятся: установка на поиск объективной истины как высшей ценности и на приращение нового зн-я;запрет на плагиат;бескорыстность(вознаграждение за рез-ат для ученого не гл.цель,а одно из усл-й работы);организованный скептицизм(отказ от прежних ошибочных рез-тов); равноправие всех членов науч.сообщ-ва в обязанности исполнять данные и ряд др.этических норм и требований науч.дея-сти.Особое знач-е имеет требование соц.ответственности ученых за хар-р рез-тов своих исследований и их возможное применение в антигуманных целях.Впервые наиболее масштабно проблема соц.ответственности ученых встала в связи с использованием достижений физики микромира в военном деле(создание ядерной,водородной,нейтронной бомб и др.). Чернобыльская катастрофа показала ее остроту в ином измерении.Аналогичная ситуация складывается сегодня в области генной инженерии,биотехнологий,биомедицины,в нек-ых областях психологической науки.Однако и ученые и подавляющее боль-во людей верят в то,что гуманистический потенциал науки использован еще не в полной мере и что именно ее ср-вами будут решены гл.проблемы общ.развития.

56.Чел.общ-во-опред.система.В основе развития: способ пр-ва материальных благ.Соу.структура общ-ва исторически изменяется.Элементы ее находятся в движении и развитии.Основа этого движения –способ пр-ва.Возьмем первобытный способ пр-ва.Такому способу лучше всего отвечала родовая организация людей.Род-обособленную общественно-производст-венную группу людей,связанных кровно-родственными связями,основанную на общ.собст-вености и коллективном труде.С развитием общ.пр-ва происходит объединение неск-ких родов в племя,а затем в союзы племен.Возникает особая ячейка соц.структуры общ-ва-семья.Рабовладельческий способ пр-ва вызвал коренные изменнеия.Изменилась форма семьи,произошло слияние,смещение и исчезновение родов и племен,возникла новая языковая,эк.и культ.общность людей-народность. Положил начало антагонистической соц.структуре общ-ва благодаря возникновению частной собственности на ср-ва пр-ва.На основе капиталистических производ.отн-й народности превращаются в нации.(лат.племя,народ)-историч. общность людей,складывающаяся в ходе образования единой терр.,эк.связей,особенностей культуры и хар-ра.Т.о.развитие соц.структуры общ-ва-естественноистор.процесс,в основе к-ого лежит смена способов пр-ва материальных благюЭто обуславливает специфику соц.структуры общ-ва в каждой формации.

59.Проблема цивилизационного развития сегодня выдвинулась на передний план. Повышение интереса к этой проблеме обусловлено неск-кими причинами.Во-1ых,НТП в совр.мире способствует быстрому формированию информационно-технолог.способа пр-ва во всех странах Запада и Востока.Во-2ых,в связи с переосмыслением практики социалистического строительства в СССР и выводов о его"казарменном", "феод-ом" хар-ре и переориентацией на капиталистическое развитие возродились споры о 2х осн.цивилизациях-Западной и Восточной.Возникла дилемма:сущ-ет одна чел.цивилизация или неск-ко?В истории ф-и сущ-ли разл.толкования понятия"цивилизация":от стадии,достигшей более высокого культ.уровня по сравнению с варварством,до такой степени деградации культуры,к-ое хар-ет состояние упадка общ-ва,его гибель как локальной культуры.Бесспорно,следует различать цивилизацию и культуру.Это различие уже наметил Кант,к-ый в полемике с Руссо ставит ?:"Что такое чел.цивилизация и вправе ли чел отказаться от нее,да и возможно ли такое?"Согласно Канту,цивилизация начинается с установления правил чел.жизни. Цивилизованный чел-тот,кто др-му не причинит неприятностей.Он обходителен, тактичен,уважает чела в др-ом.Культуру Кант связывает с нравств.категорическим императивом,к-ый обладает практ.силой и опред-ет чел.дей-я не общепринятыми нормами,а нравств.основаниями самого чела,его совестью.Такой подход к рассм-нию проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален.В совр.общ-ве,где наблюдается потеря цивилизованности в поведении,в общении людей,остро встала проблема культуры чела и общ-ва.Цивилизация-с одн.стороны,уровень развития культуры и общ-ва в целом,а с др.стороны-способ освоения культ.ценностей,к-ый опред-ет специфику общ.жизни.1ый признак наиболее изучен в этнографической, истор.,социолог.и фил.лит-ре.Именно при исследовании этого признака цивилизации чаще всего и происходило отождествление культуры и цивилизации.Напр.,Тайлор так и писал:"культура или цивилизация".Однако он сам же глубоко и всесторонне показал, что первобытная культура,связанная с появлением режущих,колющих орудий, свидетельствовала о том,что племена не только похожи друг на друга,но и различаются м/д собой.Развитие орудий труда,их усовершенствование определяло специф.стороны жизни племен,напр.быт.Тайлор приходит к выводу,что цивилизация вкл.в себя уровень развития материальной и дух.культуры,саму общ.структуру,к-ая отражает весь механизм сущ-ния и развития чел.дея-сти.Др.признак цивилизации-способ освоения культуры-исследован недостаточно.Вместе с тем зн-е содержания этого признака важно,т.к.общ.-истор.практика чел-ва свид-ет,что каков способ освоения культуры, такова и цивилизация.Мы различаем Зап.и Вост.цивилизации,хотя ценности одни и те же,а вот способы их освоения различны.На Западе преобладает рационалистический подход к ценностям,а на Востоке освоение ценностей осущ-ется на основе религ.-фил.традиций:в Китае-буддизм и конфуцианство,в Индии-буддизм,брахманизм,ф-я йоги,к-ые оказали воздей-е на регламентацию всей чел.жизнедея-сти.Для Востока хар-но усвоение материальных и дух.ценностей и их пр-во в усл-ях авторитарного патернализма,всеобщего послушания,особого личностного восприятия гос-ва,старшего в семье и в общине.Зап.цивилизация развивалась под меньшим воздей-ем монолитных культовых структур,здесь шло быстрое изменение предметного мира и соц.связей людей,ускоренное развитие техники и технологии,т.к.в ее культуре доминирует рациональность.Адекватное осмысление проблемы цивилизационного развития поможет лучше понять пути синтеза общечел-ого и национ-ого в культуре,т.к.этот реальный процесс приобрел огромное практ.знач-е для всего мира.

61.1.Формационный подход к развитию общ-ва.Формац.метод был разработан марксистами,он составляет основу материалистического понимания общ-ва.Формация-опред.тип общ-ва,цельная соц.система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа пр-ва по своим з-нам.З-ны:общие и специфические.Общие-з-ны,распространяющиеся на все формации(з-н об определяющей роли общ.бытия по отн-ю к общ.созн-ю,з-н об определяющей роли способа пр-ва в общ.развитии).Специф.з-ны–з-ны,дей-ющие в одной или нескольких формациях(з-н пропорционального развития народного хоз-ва).Осн.критерием опред.развитие и смену формаций является способ пр-ва,к-ый представлен ед-вом развития производ.сил и производ.отн-й.Вслед за способом пр-ва меняется и соц.-классовая структура развития общ-ва.Развитие общ-ва осущ-ется по восходящей линии от первобытнообщинного строя к рабовладельческому,феод-ному, капиталистическому,коммунистическому общ-ву.Смена формации осущ-ется с помощью соц.революций.Каждая формация имеет базис и надстройку.Базис-сов-сть производственно- экон.отн-ий.Надстройка-сов-сть идей организации утверждений и идеологических отн-й.Осн.категориями формационного подхода является способ пр-ва,класс,общество.Но эти категории являются категориями высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общ-ва и формационный подход дополняется 2мя другими:цивилизационным и культурологическим.(из практики)Формационный подход.Общ-во развивается от низших формаций к высшим.Формации отличаются друг от друга способом пр-ва, к-ый в свою очередь изменяется благодаря производ.силам,те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда.Однако теория Маркса в нек-ых положениях была ошибочной.Он полагал,что производ.силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производств.отн-ий.Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас.Напр.:Уолтер Ростоу в своей теории стадийного роста рассм-ет прогресс,как этапы развития техники и только техники.Интересную градацию предложил Дениел Бел–3 этапа развития:1.доиндустиальное общ-во 2.индустриальное общ-во.3.технотронное информационное общ-во.

В 1ом большая часть населения занята с/х.Во 2ом большая часть населения занята в промышленности.В обеих этих стадиях люди не могут обеспечить себя всем необходимым.В 3ем большая часть населения занимается получением,обработкой и произведением инфы.Это общ-во на основе эффективных технологий не только обеспечивает само себя,но и снабжает осн.мир.

2.Цивилизационный подход к анализу общ-ва.Цивилизация–крупные социокульт.системы со своими закономерностями,к-ые не сводятся к закономерностям функционирования гос-в, наций,соц.групп.Цивилизации могут определять материальную и дух.жизнь общ-ва или на нее воздей-ть.Каждая цивилизация самобытна,живет своей жизнью,имеет свою истор.судьбу,свои институты и ценности.Цивилизации взаимодей-ют м/д собой,при этом не теряют своей уникальности,заимствование может ускорить или замедлить их развитие,обогатить или обеднить их.Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью термина культурный ареал.

Функции цивилизаций:1.реализация ед-ва дух.жизни крупной общности в исторической преемственности и на опред.территории.2.дифференциация ед-ва культ.жизни в тех же рамках места и времени.Специфичность цивилизации придает дух.фактор.Отличие формации и цивилизации: 1.для цивилизации хар-на преемственность и передача культуры через механизм традиций. 2.формация не совпадает с цивилизацией,т.к. цивилизация реализует собственную приемственность во времени и с др.цивилизациями в пространстве. Сущ-ют разл.критерии определения цивилизаций:по технико–эк.параметрам,исходя из критериев духа и стиля,ментальности,этноса, мировоззрения и т.д.Цивилизация-собственно-соц.организация общ.жизни и культуры,хар-щаяся всеобщей связью индивидов или первичных,т.е.базисных общностей в целях воспр-ва общ.богатств. Британский философ Тойнби в 12-томном труде«Исследование истории»рассм-ет цивилизацию в форме культурно-истор.монадологии,т.е.на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах,на к-ые распадается чел-во и к-ые он называет цивилизациями.Это представление Тойнби сложилось

я,отражающая дей-сть с точки зрения совершенства(или несовершенства)явлений природы и общ-ва. Воплощается в искусстве,в к-ом эстетическое превращается в осн.цель дея-сти.Искусство отражает дей-сть с помощью своих специфич.ср-в:худ.образов и худ.приемов(метафора, символ).Эстетическое отн-е присутствует как побочный элемент почти во всех формах дея-сти.Науч.созн-е-важнейшая форма общ.созн-я-сов-сть объективных зн-й о той или иной области природы или общ.жизни.Важнейшие моменты развития науч.позн-я:1)выделение науч.позн-я в качестве самостоятельного вида чел.дея-сти;2)дальнейший процесс дифференциации и интеграции науки;3)появление разл.форм рефлексии о науке (методология науки,науковедение).Особое место в системе науч.зн-я принадлежит общ.и гуманитарным наукам,предметом к-ых являются разл.стороны жизни общ-ва и законы их развития.В этом дополнит.ценность гуманитарных и общ.наук,т.к.они формируют общ.взгляды о самом общ-ве, и одновременно трудность их развития,поск-ку классовые интересы могут исказить картину соц.реальности и затормозить прогресс в целом.В качестве особой формы общ.созн-я предстает и фил.созн-е.Ф-я является основой мировоззрения,"несущим каркасом"дух.культуры,и этим определяются ее значение и место в ряду др.форм общ.созн-я.Важность ф-и заключается в том,что она раскрывает общие закономерности природного и общ.бытия и позн-я.Исследуя структуру и динамику общ.созн-я,специфику и взаимосвязь отдельных форм общ.созн-я,ф-я выполняет важную функцию по интеграции общ.созн-я,стимулированию развития дух.культуры в целом.Т.о. общ.созн-е в ед-ве и многообразии своих структурных элементов обеспечивает позн-е усл-й общ.жизни и ориентацию отдельных людей и соц.групп в конкретных ситуациях.

4.Антич.ф-я-мн-во фил.учений и школ-начинает склады-ваться в VIIв.дон.э.Формируется под влиянием вост.ми-фологии и фил.учений.Своим хар-ом,содержани-ем и направленностью отличается от них,т.к.явл-ся истор-ки 1ой попыткой сформировать рацион.картину мирозда-ния.В развитии 4осн.этапа:1.Досократовский(VII—VIвв. до н.э.);2.Классический(V—IVвв.до н.э.);3.Эллинисти-ческий(III-IIвв.до н.э.);4.Римский(Iв.дон.э.-529н.э.).1ые попытки фил.осмысления мира обнаруживаются уже у Гомера.В поисках мирового начала он выделяет 3 его первопричины:Нике-универсальная потенция всех состо-яний мира,Океаное-некое праморе и Тетис-жизн. сила. Причины возникновения мира пытается объяснить и Гесиод.Основой всего является Хаос,содержащий в себе всевозможные потенции.Из него возникли все сущие формы бытия:с од.ст.-земля и жизн.сила,с др.-тьма и ночь.Эти правящие силы создали все остальные божества.Стремление ответи-ть на ?,что же является основой мира, постепенно привело к возникновению фил.школ.Существовали 4 разыне школы:1)Фалес,Анак-семандр,Анаксемен,Гераклит-Милетская2)Ксенофан, Парменид,Зенон,Мелисс-Элеаты.3)Пифагор,Алкмеон-пифагорейцы.4)Демокрит,Левкипп-анатомисты.Все они были натуралисты.Материальное начало,кот.они брали за основу имело бож.сущ-ть.Фалес считал первоначалом воду(напр., питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр-апейрон(безграничное,вечно движущееся,кот.опред-ся поср-вом воздей-я на него некой высшей субстанции (происхожд-е кот.не требует док-ств)).Анаксемен-воздух (вечный,подвижный.Сначала сгущаясь образует облака, затем воду,землю,камни и разрежаясь превращается в огонь).В его учении видна идея перехода кол-ва в кач-во. Гераклит-огонь(1ый подме-тил то,что мир находится в бесконечном изменении,движении,и отсюда вывод,что огонь наиболее подвижный,способный к изменению элемент бытия).Ксенофан-в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущ-ти бога(приписывание ему чел.качеств и св-в.Прогресс этого был в том,что он 1ый понял,что бож-во-безразличная миру сущность,кот. не м.б.наделена св-ами,присущими тем,кто его пытается рассм-ть).Парменид-основа-тель онтологии(учение о бы-тие).Все его учения были в поэмах.Его учение было направлено против учения Гераклита о том,что бытие подвижно, изменчиво.Считал,что бытие конечно, непод-вижно.Все движение,кот.сущ-т-лишь иллюзорная види-мость.1ый встал на путь чистого рационализма,т.е. он говорил,что познать мир возможно только рацион.путем (путем умозаключений)и все чувственное относил к лож-ному.Отрицал сущ-ие небытия. Зенон-последователь Парменида.На доводы оппонентов,утверждавших,что мир подвижен и изменчив приводил“парадоксы”, ставив-шие в отриц.форме диалект.??движения.Для него бытие непротиворечи-во.Пример“парадокса”:стрела,выпущен-ная в др.точ-ку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва.В итоге сумма мн-ва состо-яний покоя может дать только покой,хотя визуально она изменила свое положение относительно началь-ной точки.Пифаго-рейцы-пришли к выводу о том,что колич.отнош-я являются сущностью вещей.Считали первоосновой число.Пытались отобразить сущность мира с помощью геометр.фигур.Анатомисты счита-ли,что все тела состоят из атомов(конечная недели-мая единица).Атомы+пус-тота-основа всего сущего. Так,по своей природе атом неизменен,то и сущность всего неизменна.Поср-вом столкновения атомов возник весь мир.2столетия позже-Эпикур.Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из при-зн-я вечности материи.Внес изменения в анатомизм: для объяснения возможности столкновения атомов вводит понятие внутр-е обусловленного откло-нения движение атома от прямой линии,что явилось основой более глуб.взгляда на соотнош-е необходимости и случайности.

9.Учение о субстанциях в ф-и Нов.времени.Вслед за Бэконом и Декартом осн.цель ф-и исследовал Спиноза-нидерланд.ф-ф-материалист,пантеист и атеист."Богословско-полит.трактат"и "Этика".Цель ф-и-в господстве над внеш.природой и совершенствовании чел.природы..Разрабатывал учение о свободе.В основу своего материализма и атеизма положил идею:сущ-ет лишь одна субстанция-природа,к-ая -причина самой себя и не нуждается для своего существ-я ни в чем другом.От субстанции следует отличать мир отд.конечных вещей,или сов-ть модусов(то,что сущ-ет не само по себе,а в др-ом).Субстанция едина.Модусы и субстанция соотносятся как точки на прямой линии и сама прямая.Природа сущ-ет сама по себе.Она бесконечна.Атрибуты субстанции-протяжение и мышление. Чел-часть природы (не соц.существо,а"вещь"природы).Его этика изложена геометрическим методом(аксиомы,теоремы).Разрабатывает учение о свободе.Отвергает идеалистическое учение о свободе воли.Свобода,-познанная необходимость, т.е.ясное и отчетливое представление о том,что необходимо.свобода-только господство разума над чувствами.Он не понимал роль материальной практики в осуществлении свободы.Теория позн-я Спинозы имеет материалистический и рационал.хар-р.1ая,низшая ступень позн-я-чувственные восприятия,2ая-зн-е,основывающееся на уме,3ья непосредственное созерцание.Он принижает роль чувственного позн-я и опыта,не видит в практике,опыте критерия истинности зн-я..Сыграл большую роль в развитии атеизма и религиозного свободомыслия..Его общ.-полит.воззрениях:принимает теорию Гоббса о гос-ве,общ-ве, однако высшей формой считает демократическое правление.В отличие от Гоббса ограничил всесилие госуд.власти требованиями свободы и разума.Он полагал,что власть,способная управлять людьми поср-вом страха,не м.б. признана добродетельной.Людей надо вести так,чтобы им казалось,будто их не ведут,а они живут по своему собственному разуму и по своему свободному изволению.Если Гоббс,Спиноза,Локк в основном продолжали линию материализма и развивали его в 16-17вв.,тоЛейбниц-представитель идеализма 17в. Стремился к выработке широких объединяющих воззрений.Пытался соединить несоединимое:науку с религией,априоризм с эмпиризмом.Хар-ая черта науч. дея-ти-стремление соединить теорию с практикой.Его внимание привлекали и соц.??Учение о субстанции, исходил из мн-ва субстанций.Любая вещь-суб-станция.Каждая вещь-"монада"(отгр.топазединица, простая сущность).Монада-дух.единица бытия,дух.атом, к-ый замкнут в себе и не имеет возможности влиять на др.монады.Весь мир-собрание монад.Бытие монад- внутр.дея-ть представления.Монады выстраиваются согласно своей иерархии.Низшие из них образуют уровень обычного матер.бытия и отличаются не-значительн.способностями к ясному представлению.Эти способности возрастают по мере восхождения к высшей монаде-Богу.Бог приводит все монады в состояние соответствия друг другу,при к-ом изменения в одной монаде связаны с изменениями всех остальных. Такая«предустановленная гармония»делает наш мир луч-шим из возможных миров.Применительно к декартовой проблеме отн-я души и тела монадология Л.представляет как способ сохранить независимость души и тела и в то же время объяснить их сгласованность.Л.согласен с эмпириками,утверждавшими,что чувства служат исходной ступенькой позн-я.Считает он,поск-ку всякая душа есть монада,направленная лишь на самое себя,то позн-е-процесс постепенного осозн-я того,что имеется в бессознательном.Т.о.,Л.внес существенные коррективы в теорию врожденных идей Декарта.Врожденные идеи рассм-ся как возможность,к к-ой чел может идти,как к бессознательному в себе.Вариант подхода, предложен-ный Л.,должен был ослабить силу критики теории врож-денных идей со стороны эмпирической ф-и,оставляя в неприкосновенности притязания разума.

№14.Фейербарх. Л.Фейербах–нем.ф-ф,создатель одн.из вариантов антрополог.мат-ма.Ф.импонировала идея «реа-льн.чувств.чела».Осн.–его мат-зм.Хар-ая черта:антропо-логизм,закл-ийся в понимании чела как высшего продукта природы.Природа–основа духа.Она же должна стать основой нов.ф-и,призванной раскрыть земную сущ-ть чела.Однако«природная»сторона в челе гипертрофи-ровалась,а соц.–недооценивалась.Из всех чел.чувств выделял чув-во любви(нравст).Сосредот-ся на пр-ме нрав.сути религии,что нашло свое выражение в его осн.труде«Сущ-ть хр-ва».Исходным пунктом воззрений Ф.явл.идея,выраж-ая в концептуальном афоризме:«Не Бог создал человека,а человек создал Бога». Осн. заслуга:связал идеологию Гегеля с религией.ДляФ.ф-я и религия–2 исключ.понятия-плод чел.фантазий.Критикуя религию,Ф.от религии не отказался,чел жить без бога не может.По Ф.,религия–не просто продукт чел.невежества, она обладает мн-ом достоинств:в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отн-ю чела к челу,в 1-ую очередь к любви.Сосредоточившись на челе,на его чувствах дружбы и любви,ярко хар-я любовь,Ф.стремился именно на этих началах создать т-ю созидания общ-ва,в к-ом царствовали бы любовь и справедливость.Видимо,этим объясняется то,что он вступил в ряды социал-демократ.партии и проповедовал идеалы соц.справедливости. Осуждая идеал.толкование мышления,Ф.приходит к вы-воду,что?об отн-и бытия к мышлению есть?о сущ-ти чела,ибо мыслит лишь чел.значит ф-я д.б.антрополо-гией,т.е. уч-ем о челе,в существовании,в дея-ти к-го этот ? находит свое факт., реальное решение. Науки вскрывают связь мышления с матер.пр-ссами в чел.организме.Чел неотделим от природы;мышление есть необход.выраж-е прису-щей ему биолог.,физиолог.дея-ти.Антропология указывает на его стремление разраб-ть матер.систему взглядов.возражал против хар-ра св.уч-я как мат-ма из за вульгарных материалистов(мысль-вещ-во,выделяемое мозгом).Сущ-ым содержанием и назнач-ем антрополог.принципа:науч.истолкование общ.созн-я,в к-ом он видит отражение сущ-ти чела.Эта сущ-ть-чувст.жизнь ума и сердца,многообразие переживаний индивида.Речь идет след-но о том,чтобы рассм-ть разл. формы общ созн-я(и религию) с точки зрения заключенном в ней жизн.содержании.Здесь он идет дальше предшествующих мат-ов,к-ые утверждали,что религия лишена реального содержания.Ф.сводит сверхестественное к естественному,нереальное к реальному-в этом осн.черта его антрополог. метода.Осн. антропологии:матер.учение о природе.Природа явл.един. реальностью,а чел ее высшим продуктом..Многообразие явлений природы не м.б. сведено к общей первоматерии.Природа вечна.Возникновение и уничто-жение относятся только к отд.явлениям.Природа бесконечна в прост-ве.У природы нет ни начала не конца,все в ней наход.во взаимодействии;все относительно.Все одновременно явл.дей-ем и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...”Однако эта глубоко диалект.догадка не находит дальн.развития у Ф.отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.Однако не указывает на кач.многообразие форм движения материи, на их взаимопереход.Ф.говорит и о развитии,но понимает ее метафизично.Пытается преодолеть механицизм.Он говорит о не сводимости высших форм сущ.материи к низшим. Психические акты сущ-о отличаются от их физиолог.основы. Ед-во субъект.с объект.,псих.с физ.не устраняет внутр. различия м/д ними.Многообразие чел.ощущений соответст-вует многообразию кач-в природы,оно обусловлено им и принципиально невозможно без него.Поэтому нельзя противопоставлять содержание чел.ощущений кач. определенности чувственно-воспринимаемых явлений. Тем не менее,Ф.понимание субъекта и объекта носит антрополог. хар-р.Несмотря на огран-ть его взглядов,Ф. явился непосредственным предшеств-ом марксизма.

1 2 3 4 5 6