">
Философия История философии
Информация о работе

Тема: Воспитание учащихся на уроках русского языка

Описание: Реализация в учебнике задач формирования научного мировоззрения и воспитания учащихся.Состав школьного учебно-методического комплекса. Дополнителььная информация об особенностях некоторых учебников. Приемы семантизации слов. Принципы организации внеклассной работы.
Предмет: Философия.
Дисциплина: История философии.
Тип: Курсовая работа
Дата: 30.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 40
Поднять уникальность

Похожие работы:

23 Реализация в учебнике задач формирования научного мировоззрения и воспитания учащихся.

Из учебника по методике автор Баранов. ( нам в библиотеке давали) есть отдельный параграф, называется Реализация в учебнике задач формирования научного мировоззрения и воспитания учащихся. Ст. 82

Учебники по русскому языку решают воспитательные задачи, предусмотренные программой. Осмысливая теорию языка, осознавая взаимосвязь всех его уровней, всех разделов, познавая его законы, школьники воспринимают язык как общественное явление, обладающее определенными функциями. Языковые сведения, описанные в учебниках, законы, изученные на уроках, формируют материалистическое мировоззрение школьников, научное представление о языке, его функциях. Наличие в учебниках вводных тем, содержащих сведения о богатстве русского языка, о его значении в жизни человека, о родственных русскому языку славянских языках, о развитии русского языка в связи с жизнью общества, создает условия для формирования у школьников материалистического взгляда на мир, воспитывает у них любовь к родному языку, способствует осознанию его роли в решении задач, связанных с общением и деятельностью людей. Параграфы, содержащие сведения о русском языке,— составная часть всех учебников, что позволяет постоянно пополнять и углублять эти сведения от класса к классу. 
Огромную воспитательную нагрузку в учебниках русского языка несут связные тексты. Многие из них объединены общим воспитательным замыслом, что дает возможность использовать их целенаправленно на различных этапах работы со школьниками. Так, например, в учебнике для VI класса есть серия упражнений под рубрикой «Отечество мое», которая создает на его страницах образ Родины. Тексты этих упражнений интересны в познавательном отношении. Кроме того, они позволяют учителю использовать их при подготовке школьников к написанию сочинений различного характера. 
Большое воспитательное значение имеют иллюстративные материалы учебника. Анализ репродукций картин известных художников на уроках развития речи способствует обогащению опыта учащихся, приобщает их к культуре в широком смысле этого слова, развивает чувство прекрасного, способствует эстетическому воспитанию школьников. 
Таким образом, в учебниках содержится материал для воспитания у учащихся любви и уважения к родному языку, к Родине, своему Отечеству (патриотическое и интернациональное воспитание), к произведениям литературы и искусства, познание и описание которых во многом зависит от уровня владения языком (эстетическое воспитание). Тексты, поднимающие проблемы нравственного характера, воспитывают у школьников речевую культуру, культуру поведения в целом, формируют нормы отношения к миру, к действительности (нравственное воспитание). 
Планируя и реализуя решение воспитательных задач на уроках русского языка, учитель должен учитывать возможности учебника, целенаправленно использовать имеющиеся в нем материалы. 

Доп.инф. из того же учебника.

Мировоззрение - это система взглядов на окружающий мир, в том числе на язык как объективную часть этого мира. Взгляд на язык как на объективно существующую коммуникативную систему людей есть лингвистическое мировоззрение. Его формирование - одна из важнейших задач преподавания русского языка в современной школе. Учащиеся должны быть вооружены кругом знаний о роли языка в жизни общества и причинах его появления, о постоянном развитии языка и факторах, вызывающих изменения в нем, о системном характере языка, о многообразии языков и месте русского языка среди них, о функциях русского языка в современном мире.

Основными компонентами научно-лингвистического мировоззрения являются следующие его структурные элементы: роль языка в жизни общества и причины его появления; формы существования языка; развитие языка; системность языка; многообразие и равноправие языков мира; место русского языка среди других языков; современные функции русского языка; членение национального русского языка на части.

Идея развития лингвистического мировоззрения учащихся заложена в современной программе, в которую в самом начале учебного года включены темы о языке, а в IX классе - обобщающий раздел "Общие сведения о языке". В действующих учебниках помимо специального материала, отражающего программные требования, помещены тексты, содержащие сведения о языке. Кроме того, при изучении сведений о языке и речи сообщаются такие знания, которые имеют выход в формирование мировоззрения школьников (системность языка, его развитие и др.). Мировоззренческий аспект школьного курса русского языка обусловлен необходимостью постоянного (из года в год, из темы в тему) обращения к вопросам формирования материалистического взгляда на язык, так как развить его у учащихся за короткое время практически невозможно.

Моя курсовая была на тему воспитания. Вот оттуда материал:

Воспитание учащихся на уроках русского языка

В воспитание учащихся включаются следующие структурные элементы: эстетическое, морально-этическое, трудовое воспитание и др. Оно реализуется как в классной, так и во внеклассной и внешкольной работе, на всех учебных предметах в процессе соединения обучения и воспитания детей.

В нашем предмете имеются два типа учебного материала, который можно использовать для воспитания учащихся: во-первых, общие сведения о языке, во-вторых, дидактический материал, служащий для целей обучения.

Общие сведения о языке, сообщаемые в начале учебного года в каждом классе, а также в конце учебного года в IX классе, включают темы о месте и роли русского языка в современном мире. В связи с работой над этими сведениями учитель говорит о равноправии языков, об уважении к национальным языкам, об интернационализме, о любви к родному языку. Правильно раскрывая эти темы, преподаватель тем самым воспитывает учащихся идейно-политически и морально-этически. В данном направлении необходимо систематически работать, подсказывать детям правильный взгляд на языковую политику в нашей стране.

Дидактический материал, используемый для целей обучения,- это тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений, материалы, подбираемые учителем из жизни школы, страны, внеклассной и внешкольной работы. Дидактический материал разного типа (в зависимости от его содержания) позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность Родине, уважение к другим народам, любовь к родной природе и т.д.

Воспитывает учащихся и их деятельность по сбору материала на патриотические, морально-этические и другие темы (составление тематических словариков, подбор учащимися художественных и публицистических текстов на указанные темы, запись рассказов героев войны и использование их на уроках русского языка и т. п.).

Разумеется, работа над отдельными словами, предложениями и даже текстами не решает всех воспитательных задач. Она должна сочетаться с внеклассными мероприятиями, проводимыми в школе. Объединяя в учебном процессе обучение и воспитание, учитель должен постоянно помнить о том, что центральной задачей урока является сообщение знаний и формирование умений и что воспитательная работа должна органически вплетаться в его ткань.

В процессе воспитания учащихся на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методы:

- попутные разъяснения учителя, раскрывающие воспитательный смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;

- фронтальная беседа, направленная на разъяснение воспитательного смысла темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;

- словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными занятиями известных успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный материал для уроков русского языка и т.д.;

- эмоциональное чтение текстов, используемых на уроке;

- внеурочные встречи учащихся с интересными людьми, служащие в дальнейшем материалом для составления предложений и для написания сочинений;

- написание сочинений на патриотические, морально-этические, трудовые и другие воспитательные темы.

24 Состав школьного учебно-методического комплекса.

В действующих учебниках русского языка заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Основными компонентами этой системы являются следующие:

Использование разнообразных способов и форм предъявления информации, подачи нового материала. Избранный авторами способ предъявления информации (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный) ориентирует учителя на выбор соответствующего метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается индуктивный путь познания нового, то учитель, как правило, использует эвристические методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то в процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов. Учебник, таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей методической задачи.

Разграничение материала по степени его важности для овладения изучаемой темой в целом. Выделение материалов для заучивания, для самостоятельных наблюдений, для осознания и т.п. помогает учителю грамотно, методически целесообразно спланировать урок, уделить больше внимания той части нового материала, которая должна быть осознана школьниками более глубоко, а правила, определения (характеристики) заучены.

Наличие материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и т.п.). Избранный авторами учебников подход к изложению темы дает возможность реализовать завершающий этап ее изучения - обучение школьников применять теоретические знания на практике в процессе осознания всех необходимых для решения соответствующей задачи действий. Планируя изучение нового, учитель обязан включить данный этап в структуру урока.

Наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и совершенствование всех предусмотренных программойспециальных умений и навыков: языковых, правописных, речевых. Задача учителя - осознать цель каждого задания и добиться достижения этой цели в ходе его выполнения.

Обеспечение регулярного повторения пройденного материала. Задания и упражнения, связанные с повторением, не должны ускользать из поля зрения учителя. Они позволяют постоянно следить за уровнем сформированных умений и своевременно предотвратить процесс их угасания. Только при таком условии обеспечивается прочность усвоения материала.

Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала. Рисунки, схемы, таблицы, условные обозначения способствуют интенсификации учебного процесса, позволяют сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизируют их внимание, развивают познавательные интересы детей. Методически целесообразное использование подобных материалов обеспечивает эффективность процесса обучения в целом.

Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения. Это справочные материалы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы. Кроме того, учебник позволяет решить задачи, связанные с воспитанием у школьников материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств, бережного отношения к языку.

Понимание основ методической системы учебников поможет учителю реализовать стоящие перед ним задачи в соответствии с современными требованиями к урокам русского языка.

Наряду с учебником в качестве средств обучения используются и другие пособия, дополняющие его и позволяющие учителю привлечь тот материал, который по тем или иным причинам не может быть включен в содержание учебника. Это сборники упражнений под названием "Дидактический материал", школьные словари, справочные пособия.

Сборники "Дидактический материал" в основном представляют собой систему учебных карточек, предназначенных для индивидуальной и индивидуально-групповой работы с учащимися. Они могут быть использованы и на классных занятиях, и в качестве дополнительных домашних заданий отдельным учащимся с учетом их особенностей и возможностей. Все карточки служат для формирования и закрепления умений и навыков учащихся. Поэтому материал в них расчленен на разделы в зависимости от характера формируемого навыка: "Пунктуация", "Орфография", "Части речи", "Словосочетание и предложение", "Главные члены предложения", "Культура речи", "Развитие связной речи" и т.п. Задания к упражнениям, как и в учебнике, носят комплексный характер, включая материал для повторения, различные дополнительные задания. Сборники дидактического материала выпускаются не только в виде карточек. Они могут содержать комплекс упражнений, дополняющих упражнения учебника в соответствии с основными разделами школьного курса русского языка.

В связи с тем, что существует несколько учебников (учебных комплексов), происходит создание так называемых универсальных дидактических материалов, которые могут быть использованы вне зависимости от характера учебника, по которому идет обучение. (См., например: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы - 5-6 классы, 6-7 классы, 8-9 классы.)

К пособиям, дополняющим учебник, относятся "Рабочие тетради", представляющие собой сборники упражнений и заданий, часть из которых выполняется непосредственно в тетради. (См. например: Невская С., Тростенцова Л., Чаев П. Русский язык. Морфология. Часть 2. Глагол. Причастие. Деепричастие. Рабочая тетрадь для 5-7 классов; Ивченко в П.Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класса.)

В виде рабочих тетрадей в ряде случаев создаются и сборники дидактического материала. (См.: Тростенцова Л.А., Страке-вич М.М. Дидактический материал к учебнику 5 класса.)

Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.

Средства обучения делятся на основные и неосновные.

К основным средствам обучения относятся:

школьный учебник;

учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари);

наглядные пособия различных типов.

Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только зля отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы и т. д.

К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности, например, классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т. д. Средства обучения могут сыграть положительную роль, если применяются в системе, а также если учитывается их взаимосвязанность и взаимообусловленность в процессе решения определенных учебных задач.

Доп.инф об особенностях некоторых учебников. Вдруг пригодится

Учебный комплекс под ред. В.В.Бабайцевой имеет ряд специфических черт, которые отличают его от других учебных комплексов. Он состоит из трех частей, каждая из которых содержит определенный материал, подлежащий усвоению.

Первая часть - "Теория", в которой последовательно (линейно) излагаются основы науки о языке, орфографические и пунктуационные правила. Другими словами, задача первой части учебного комплекса заключается в описании системы языка, его строения, в раскрытии основных языковых закономерностей. В связи с этим в учебнике реализуется индуктивный способ подачи материала. Каждая тема раскрывается с помощью учебного текста, в котором с помощью шрифтовых и графических выделений отмечено главное, существенное, значимое. Описание фактов языка иллюстрируется примерами, сведения о языке конкретизируются, систематизируются, обобщаются с помощью таблиц, схем. Представленный в теоретической части учебника материал дифференцируется по степени важности и трудности: условными знаками отмечено то, что необходимо усвоить, заучить, и то, на что необходимо обратить особое внимание. Кроме основной в текстах учебника содержится дополнительная информация об изучаемых фактах и явлениях языка: отрывки из научно-популярных произведений о русском языке, сведения о деятельности ученых-лингвистов, описание (характеристика) некоторых норм русского литературного языка и др.

Вторая часть учебного комплекса - "Практика" - предназначена для школьников определенного класса. Специальные учебные пособия созданы для учащихся V, VI-VII, VIII-IX классов. В них содержится материал (задачи и упражнения), с помощью которого знания, освоенные по теоретической части учебника, трансформируются в умения. Задания практической части позволяют научить школьников применять знания о языке в практической деятельности, сформировать у них необходимые умения.

Основное, на наш взгляд, методическое положение, лежащее в основе создания этой части учебного комплекса, - дифференциация авторами понятий задача и упражнение. Упражнения способствуют формированию у учащихся определенных умений на основе репродуктивной деятельности, т.е. на основе выполнения заданий по образцу, данному в правиле, в определении, в тексте задания к упражнению и т.п. Задачи позволяют открыть ученику самостоятельно новое и интересное в языке: явление, закономерность, факт. Решая задачу, ученик ищет способы ее решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себя выводам и обобщениям, анализируя факты языка и речи. Все это активизирует его познавательную деятельность, которая носит продуктивный характер. Примеры задач из практической части учебного комплекса (V кл.): "Прочитайте текст. Ученику надо найти орфограмму - согласную в слове. Проследите, как он рассуждает"; "Рассмотрите запись на полях. Что в ней отражено?"

Задачи и упражнения в практической части дифференцируются с помощью графических и изобразительных средств: задачи обозначены особым значком, в составе которого есть вопросительный знак. Для восстановления в памяти учащихся изученного авторы в содержание "Практики" вводят так называемые опорные материалы. Кроме того, практическая часть комплекса содержит перечень орфограмм и пунктограмм, изученных в соответствующем классе, справочные материалы (Толковый словарь; словари "Пиши правильно", "Произноси правильно").

"Русская речь" - третья часть учебного комплекса под ред. В.В.Бабайцевой - обеспечивает работу по развитию связной речи учащихся. Эту часть составляют два пособия, предназначенных для учащихся V-VII и VIII-IX классов. Они содержат теоретические сведений об изучаемых речеведческих понятиях (речь устная и письменная; средства связи предложений в тексте) и речевых жанрах (рецензия на книгу, психологический портрет, портретный очерк, памятки, помогающие школьникам правильно выполнить то или иное задание), ответы на наиболее трудные вопросы. Особыми обозначениями выделены сведения о фигурах речи, задания дифференцированы по степени трудности. Материал пособий связан с программой по русскому языку и литературе, что позволяет реализовать межпредметные связи. Наличие специальных пособий по развитию речи обеспечивает углубленную и разностороннюю работу со школьниками, направленную на формирование у них речевых умений.

Учебный комплекс под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта - поклассные учебники, каждый из которых традиционно содержит как теоретический материал, так и задания (упражнения) для формирования всех необходимых умений (учебно-языковых, правописных, речевых). В учебниках последовательно (линейно) излагаются сведения о языке. Исключением является вводный курс "Синтаксис и пунктуация" в V классе, назначение которого заключается в обеспечении синтаксической основы изучения всех разделов школьного курса русского языка и создании базы для работы по развитию речи школьников.

В учебниках данного комплекса в определенной степени реализуется функциональный подход к описанию фактов языка. Это проявляется, в частности, в стремлении авторов раскрыть назначение, функцию изучаемого явления в языке и речи. Для этого большое внимание уделяется разъяснению такого понятия, как значение изучаемой единицы. Так, изучение частей речи, как правило, начинается с параграфов, которые называются "Что обозначает имя числительное", "Что обозначает глагол" и т.п. Более глубоко изучаются структурные особенности единиц языка; в частности, образование частей речи дается сразу после изучения их значения. И наконец, в специальных параграфах и разделах описаны особенности употребления изучаемых единиц языка. Так, например, в учебнике для VI класса имеется большой раздел "Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов", в котором рассказывается о роли названных единиц языка в достижении точности, богатства выразительности речи, описываются нормы произношения названных частей речи и т.п.

Специальный раздел каждого учебника посвящен изучению речи. В этих разделах ("Речь") раскрывается сущность важнейших речеведческих понятий (что такое текст; смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте); описываются стили и типы речи (разграничение деловой и научной речи; научное рассуждение; повествование делового и научного стилей).

Подача (предъявление) теоретического материала в учебниках осуществляется как дедуктивным, так индуктивным путем в зависимости от характера изучаемых явлений и этапа их изучения. В учебниках для VI и VII классов более часто и последовательно реализуется индуктивно-дедуктивный способ подачи теоретического материала.

Специальными условными обозначениями выделены: материал повышенной трудности; материал для заучивания и запоминания; лингвистические тексты, предназначенные для чтения и пересказа; материал для наблюдений; упражнения, раскрывающие значение, структуру, правописание (ЗСП).

Справочный аппарат учебника содержит памятки (план морфологического разбора частей речи) и различные словари (орфографический словарик, толковый словарик, орфоэпический словарик, словарик синонимов, словарик антонимов, словообразовательный словарик).

Наличие в распоряжении учителя не одного, а нескольких учебников обеспечивает ему возможность выбора не только самих учебников, но и определенной методической системы, заложенной и реализованной в соответствующем учебном комплексе. Однако при этом необходимо учитывать и трудности, которые связаны с этим выбором. Прежде всего они обусловлены отсутствием единой трактовки некоторых явлений и фактов современного русского языка, что приводит к таким негативным явлениям, как, например, затруднения в переходе с одного учебника на другой, отсутствие у учителя (и ученика) четких представлений о том, что и как следует объяснить (или запомнить), отсутствие каких-либо разъяснений, почему возникает возможность различных трактовок одних и тех же фактов, и т.п. Пример для подтверждения сказанного: читающий, бегающий - эти формы квалифицируются то как особая форма глагола - причастие, то как самостоятельная часть речи - причастие. Подобные формы предлагается определять то по вопросукакой?., то по вопросу что делающий!. Еще пример. В одном учебнике слова, связанные сочинительной связью (лес и река), квалифицируются как словосочетание, по другой трактовке подобные сочетания слов словосочетаниями не являются.

25Способы семантизации и актуализации слов. Безпонтовый вопрос какой- то как он вообще к методике относиться??

Всё доперло… это для обогащения словарного запаса учащихся…

Превращение незнакомого звукокомплекса в слово-знак, которое производит учитель с помощью специальных методических средств, есть его семантизация. Семантизация незнакомых слов является одной из задач обогащения словарного запаса учащихся. С нее начинается этот процесс на уроках по всем школьным дисциплинам, в том числе на уроках русского языка.

Семантизация слова методически выражается в разъяснении (толковании) учителем лексического значения, закрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом. Разъяснением смысла непонятных учащимся слов рекомендовалось заниматься еще в XIX в.; этот вид работы назывался словотолкованием. В методике преподавания русского языка в XX в. этот вид работы над словом не прерывался. Интерес к этой работе в отечественной школе возрос в 30-е гг. в связи с усилением в методике семантического подхода к изучению русского языка.

Приемы семантизации слов. Для толкования семантики отдельного слова методы объяснения, используемые при изучении лингвистических понятий, неприменимы. В методике преподавания русского языка были выработаны специальные методы разъяснения лексического значения отдельного слова.

Прием семантизации слова - это метод превращения незнакомого звукокомплекса в слово-знак, т.е. закрепление в сознании учащихся звучания и значения в единое целое - слово. Приемы семантизации предназначены, во-первых, для соединения в сознании ученика слова и реалии, в результате чего слово в языке ученика выполняет назывную функцию, во-вторых, раскрытия семантических множителей, составляющих смысловую структуру слова. С учетом этих двух функций приемами семантизации являются семантическое определение, структурно-семантическая мотивация, сопоставление с известным учащимся словом, наглядность, контекст.

По целям и глубине семантизации приемы толкования лексического значения делятся на основные и дополнительные. Они дают разный уровень осознания школьниками лексического значения слова. Основные приемы семантизации обеспечивают, во-первых, появление в сознании учащихся у слова номинативной функции, во-вторых, отнесение реалии к определенному роду, в-третьих, выявление видовых признаков реалии. К ним

относятся семантические определения и структурно-семантическая мотивация (в методике преподавания русского языка в национальной школе к ним еще прибавляется перевод).

Семантическое определение как прием семантизации - это совместная работа учителя и учащихся, направленная на подбор и составление минимально развернутого толкования лексического значения слова, включающего как родовые, так и видовые смысловые (семантические) компоненты (множители), которые отражают основные родовидовые признаки реалии. Рассмотрим последовательность составления определения лексического значения, например, слова ель. Прежде всего выясняем: к растениям какого рода она относится? (Это дерево, а не кустарник, не трава.) К каким деревьям по особенностям листвы она относится? (Это хвойное дерево.) Сбрасывает ли ель свою листву - иголки - на зиму? (Нет, это хвойное вечнозеленое дерево.) Далее выясняются особые приметы ели, присущие только ей: какая крона у нее? (Конусообразная.) Какая хвоя? (Мелкая, густая.) Какие шишки? (Светло-коричневые, удлиненной формы, висят снизу ветки.) Затем все эти признаки данной реалии объединяются в одно целое - в лексическое определение слова ель, в котором они становятся семантическими компонентами (множителями) толкования слова ель. С этой целью учитель предлагает учащимся все признаки объединить в одно предложение, чтобы получить толкование лексического значения слова ель, или его семантическое определение: "Ель - это хвойное вечнозеленое дерево с конусообразной кроной, с мелкой густо растущей хвоей и чешуйчатыми светло-коричневыми шишками удлиненной формы, висящими на ветках снизу".

Семантическое определение как прием семантизации применяется преимущественно для разъяснения лексического значения слов, не имеющих внутренней формы, а также слов, внутренняя форма которых затемнена или переосмыслена.

Структурно-семантическая мотивация как прием семантизации тоже предназначена для составления семантического определения незнакомого слова в процессе совместной работы учителя и учащихся. Она применяется при толковании лексического значения слов с четкой внутренней формой.

Развернутое толкование лексического значения слова строится на основе семантики, во-первых, исходного слова, во-вторых, словообразовательного значения морфемы, с помощью которой образовано производное слово. В семантическом определении, составленном с помощью данного приема семантизации, также указываются родовая принадлежность и видовые признаки. Рассмотрим последовательность составления определения лексического

значения, например, слова ельник. Прежде всего выясняем родовую принадлежность: это лес (не луг, не поле, не степь и т.п.). Далее выясняем: какие деревья растут в нем? (В нем растут ели.) Объединив эти признаки в одно определение, получим следующее толкование лексического значения слова ельник: "Ельник - это лес, где растут одни ели".

Дополнительные приемы семантизации позволят дать ученикам лишь неполную информацию о лексическом значении слова: либо отнесение слова к определенному роду, либо к определенной реалии. К ним относятся сопоставление с известным учащимся словом - синонимом или антонимом, наглядность и контекст.

Сопоставление с известным учащимся словом как прием семантизации заключается в переносе лексического значения знакомого синонима или антонима на семантизируемое слово. В результате данной процедуры у ученика создается общее представление о лексическом значении нового для него слова, так как между синонимами и антонимами нет полного тождества. Например, учащимся встретилось слово тайфун. Его можно объяснить, используя слово буря: "Тайфун - это сильная буря". Такое толкование обеспечивает понимание текста, но не создает у школьников полного понимания семантики слова тайфун.

Наглядность как прием семантизации состоит в показе реалии самого предмета (его муляжа, макета, рисунка), называемой толкуемым словом. В этом случае учащиеся узнают, как называется та или иная реалия. Наглядность применяется при толковании слов с конкретным значением.

Контекст - словесное окружение (словосочетание, предложение, текст) - как прием семантизации тоже обеспечивает лишь самое общее представление о слове. Чаще всего он выявляет родовую принадлежность реалии. Контекст способен выполнить свое назначение приема семантизации при условии, если в нем есть опорное слово (оно должно быть знакомо детям), через семантику которого происходит разъяснение смысла незнакомого слова. Так, в предложениях Моряки вышли в Атлантику на ловлю тунцов иРыбаки вышли в Атлантику на ловлю тунцов незнакомым является слово тунцов, а опорными - моряки и рыбаки. Первое из них -моряки - дает возможность определить тунцов как некое морское животное (такого знания бывает достаточно для понимания читаемого), а второе - рыбаки - позволяет точнее определить, что тунцы - какая-то рыба.

Про актуализацию кроме определения ничего не нашла..

26 принципы организации внеклассной работы по русскому языку

Внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополняя знания по русскому языку.

В школьной практике сложились определенные формы внеклассной работы, которые делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются постоянно действующими, другие - эпизодическими.

Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т. д. Многие из этих форм к настоящему времени перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки и т. д., апробированные сначала во внеклассной работе по предмету [54, 38].

Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Это и эпизодические мероприятия, проводимые в отдельных классах, и общешкольные мероприятия, и систематические занятия, например, кружка, клуба. Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, интерес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какому-то одному разделу языка, более или менее обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом.

Вопрос об организации внеклассной работы в школе решается на методическом объединении учителей-словесников, где и выбирается тема, по которой будет вестись работа в учебном году, составляется план, в котором перечисляются планируемые мероприятия по классам, сроки их проведения и ответственные за выполнение.

 Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку

Организуя внеклассные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работе должен опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и многие другие.

В зависимости от особенностей предмета и специфики внеурочной деятельности применение принципов дидактики, безусловно, имеет определенные различия, потому что в силу своей предельной обобщенности дидактические принципы допускают построение весьма различных конкретных методик не только для разных школьных предметов (русского языка, математики, истории и т.д.), но даже для одного того же предмета [31, 126].

Во внеклассной работе приобретает большую актуальность принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеклассная работа, призванная учитывать различные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.

Интерес к внеклассной работе не возникает стихийно, он развивается при определенных условиях, которые создаются учителем, т. е. её руководителем.

Принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой воспитывающего обучения.

Наблюдения показывают, что пренебрежение принципом систематичности и последовательности (нередко внеклассные занятия представляют собой разовые мероприятия, проводимые вне связи друг с другом и лишенные перспективности) приводит к тому, что эффективность таких занятий оказывается весьма невысокой, учащиеся, не удовлетворяющие своих интересов, перестают их посещать, а цепочка внеклассных занятий постоянно находится как бы на первом, начальном этапе, не имея закономерного продолжения.

Как и на уроках, материал на внеклассных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между классными и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. При подобном подходе к делу учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования, предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному.

Осуществление принципа наглядности на внеклассных занятиях имеет огромное значение. Наглядность, используемая учителем в организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах, облегчает восприятие преподаваемого материала, является, одним из важных средств создания занимательности - необходимого компонента внеклассной работы.

Принцип связи теории с практикой предполагает формирование умения школьников применять полученные знания в учебной и общественно полезной деятельности; нацеливает на более тесную связь внеклассных занятий с классными, когда, например, теоретический материал урока получает во внеклассной работе дополнительное практическое подтверждение или, напротив, внеклассная работа обобщает ряд практических правил, подводит под них теоретическую базу.

Принцип сознательности и активности предполагает активную заинтересованность школьников внеклассной работой и творческую удовлетворённость её результатами. Участники внеклассных занятий могут оказаться и в роли "поглотителей" информации, и в роли активно добывающих её. Заинтересованность школьников незнакомыми сведениями, новыми фактами при пассивном их восприятии обычно скоро проходит. Активность (в посещении занятий, в реакции на сообщаемый материал) не подкрепляется в этом случае самостоятельной работой учеников, снижает сознательность усвоения знаний. Заинтересованность школьников должна, поэтому проявляться в увлеченности содержанием предмета через активную деятельность. Процесс такой работы приносит творческое удовлетворение, ощущение необходимости новых знаний, желание знать больше о предмете, углубиться в его сущность.

Принцип научности требует не превращать внеклассную работу по предмету в род забавы, развлечения. Любой материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен соответствовать научным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом возрастных особенностей учеников (здесь можно говорить о действии принципа доступности) преподносятся на внеклассных занятиях без вульгаризации и упрощенчества.

Методические принципы внеклассной работы по русскому языку вытекают из специфики этой формы учебной деятельности, из целей и задач внеурочной работы по данной дисциплине, из существующих особенностей русского языка, как учебного предмета.

Принцип избирательности. Конкретные условия, в которых организуется внеклассная работа: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д., равно как и задачи, стоящие перед нею, требую ограничения содержания работы, будь то обязательная программа по русскому языку или тем более наука о языке во всей своей сложности.

Принцип практической направленности. Однако теоретический аспект изучения русского языка на внеклассных занятиях не становится самодовлеющим и не может заслонить практическую сторону. Важным и равноценным с другими принципами внеурочной работы является принцип практической направленности. Этот принцип воплощается, прежде всего, в связи классных и внеклассных занятий, которая не сводится к узкопрактическому аспекту, превращая внеклассные занятия в дополнительные, в придаток к уроку. Постоянные контакты с обязательными учебными занятиями, опора во внеклассной работе на имеющиеся у детей знания помогают лучше осуществлять общие задачи обучения школьников русскому языку, расширяют сферу приложения приобретенных ими на уроках знаний, способствуют укреплению умений и навыков (практического владения языком, правописания).

К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку.

В отличие от классных занятий, которые носят обязательный характер, внеклассная работа строится и проводится на добровольных началах. Учащиеся принимают участие в различных внеклассных мероприятиях не ради отметок, а добровольно, из желания познать непознанное.

Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности.

1 2