">
Философия История философии
Информация о работе

Тема: Вопросы по истории философии

Описание: Научная, религиозная и философская антропология. Экзистенциализм о сущности человека и его происхождения. Основные архистины человека. Влияние способностей и воли на успех деятельности. Воля. Виды деятельности. Целеполагание. Основы потребительской культуры.
Предмет: Философия.
Дисциплина: История философии.
Тип: Экзаменационные вопросы
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 36
Поднять уникальность

Похожие работы:

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.>Аксиология является частью так называемой практической философии. В ней ценности рассматриваются как предмет духовно-практического отношения (освоения) по контрасту с истиной как предметом теоретического отношения. Более конкретно, аксиология занимается исследованием природы (сущности) ценностей и оценки, плюрализма и типологии ценностей, путей и средств познания ценностных формирований, специфики оценочного языка.

28. «Ценность», «оценка», «ценностная ориентация» и «ценностная установка», как основные категории аксиологии.

Ключевыми понятиями современной аксиологии являются "ценность", "ценностная ориентация", "ценностная установка", "оценка", "оценочное отношение", "оценочное суждение". Ценность - это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях.

У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного человека - свои ценности. Так, для некоторых народов золото не являлось ценностью. У людей также менялись представления о красоте, счастье и т.д. Отсюда, казалось бы, напрашивается вывод о том, что ценность - это нечто преходящее, временное, относительное. Однако это не совсем так.

Во-первых, действительно, ценности относительны, они меняются в зависимости от изменения потребностей и интересов людей, от формы господствующих в обществе отношений, уровня цивилизованности и других факторов. Но вместе с тем ценности и устойчивы, ибо существуют определенное (иногда весьма продолжительное) время. Более того, есть ценности, которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества (например, жизнь, благо), имеющие, следовательно, абсолютное значение.

Во-вторых, ценность - это единство объективного и субъективного. Ценность объективна в том смысле, что объективны свойства предмета или процесса, которые имеют значение для человека, но при этом от него не зависят. Эти свойства зависят от самого предмета или процесса. Субъективность же ценности заключается в том, что она существует лишь как процесс или результат оценки, т.е. субъективного человеческого действия. Ибо, еще раз подчеркнем, ценность - это не сам предмет, а значение предмета для человека. Вне человека ценность лишена смысла и в этом плане она субъективна. Наглядно эту взаимосвязь объективного и субъективного показал С.Ф. Анисимов: температура воздуха 40 градусов - это объективная характеристика; "жарко" - это субъективная оценка этой температуры; а "тепло" как условие жизни - это ценность.

Под оценкой обычно понимают суждение о значении предмета или явления для людей, вступающих с ними в оценочные отношения.

Оценочное отношение возникает не к любому предмету или явлению, а лишь к такому, который имеет индивидуальную или социальную значимость. В процессе (и в результате) отношения формируется оценка как суждение о значимости данного феномена для человека и человечества.

Оценочное суждение, как и познавательное, основывается на наличии объективного предмета и его свойств, которые оцениваются; на относительно общем понимании того, что оценивается; оценочное суждение, как и познавательное, может быть верным и неверным.

29. ценности современного общества

Сегодня становится все более очевидным, что наше общество в значительной степени нездорово, и прежде всего, духовно. Корень многих социальных проблем, на наш взгляд, кроется в тех ценностных ориентациях, которые определяют поступки и деятельность людей.

Пожалуй, самый мощный из них – пресловутый культ денег. Личный успех напрямую увязывается с этим фактором. Деньги воспринимаются как универсальный ключ для разрешения любых проблем и достижения всех целей. Чтобы их заполучить люди вступают в брак не по любви, трудятся на нелюбимой работе, идут на различные правонарушения.

Другой фактор, доминирующий в общественном сознании – культ силы. Она, наряду с деньгами, воспринимается как способ решения всех проблем при отсутствии интеллекта и финансов. Эта ценностная ориентация культивируется в бандитско-милицейских сериалах, смакуется в детективах и боевиках. Концентрируясь только на себе, своих физических возможностях и ресурсах, человек забывает Бога, подателя всех благ.

Третья ценность современного мира – наслаждение, гедонизм в самых разных проявлениях. К сожалению, именно  эта страсть подминает высшую ценность, завещанную Богом – любовь. Вместо чистой любви насаждается и пропагандируется невоздержание, блуд, распутство. Свидетельством неправильного понимания истинной цели брачного союза является статистика распада половины заключаемых браков. Не менее серьезными по пагубности формами наслаждений стали курение, наркомания, пьянство и игромания. 
К еще одной разновидности наслаждений стоит отнести гипертрофированный юмор. В последнее время он утратил спасительную искрометность, утонченность, вплотную приблизившись к пошлости. 

Следующая ценностная ориентация – поиск славы, «звездности», крутизны и т.п. И здесь неокрепшая душа современного человека смотрит не на подвиги святых, обретших вечную славу своим исповеданием веры, а пытается подражать псевдо-«звездам», духовно опьяневшим от собственного гламура.

30. Основные ценности по Э. Фромму и А. Адлеру.

31. Потребление как вид деятельности и образ жизни.

Согласно словарю потребление – это непрерывно следующие один за другим процессы получения продукта (услуги, работы) и будущее его использование в своих целях.

Потребление – специфический вид деятельности, включающий многоуров­

невые взаимодействия потребителя с предметной и социальной действитель­

ностью, в результате чего осуществляется приобретение, использование (из­

влечение благ и удовлетворение потребностей), а также утилизация потреби­

тельских объектов.

Характеристиками потребительской деятельности являются:

осмысленность, детерминированность внешними (социальными, культур­

ными) и внутренними (биологическими и психологическими) факторами, ак­

тивность, интенциональность, функционирование в пространстве и во време­

ни (феноменальных и ноуменальных). Потребительская деятельность стано­

вится самым частотным видом социальной активности в обществе потребле­

ния, а также принципом общественной организации. Понимание потребления

как деятельности позволяет вычленять в потреблении уровни отношения, а

также социальные детерминанты и социальные механизмы процесса,

анализировать социальные модели потребления.

32. Потребительские ценности и потребительское поведение

Для того чтобы выявить внутреннее содержание потребительского поведения, необходимо дать определение понятию потребления в общем. Согласно словарю потребление – это непрерывно следующие один за другим процессы получения продукта (услуги, работы) и будущее его использование в своих целях.

Поведение потребителей – понятие широкое и включает в себя не только процесс покупки продукта (услуги, работы), но и также поведение потребителей до покупки и после ее осуществления. Рассматривая поведение потребителей до покупки, работники организации, изучающие товар и рынок его сбыта (маркетологи), рассматривают причины, которые могут повлиять на решение купить данный товар или отказаться от его приобретения. На результат выбора могут повлиять семья, группа, которая для индивида является неким стандартом, т. е. референтная группа.

Потребители, исходя из своей системы ценностей, выбирают альтернативы продуктов, оценивая их по набору атрибутов, и определяя, таким образом, продукт, который они купят.

У каждого из нас есть свой набор оценок, по которым мы принимаем решение. И в основе этих оценок лежит Потребительская Ценность – то, что нам важно по отношению к продукту или услуге.

Понятно, что Потребительские Ценности для множества людей, различны. Курящий человек может не оценить наличие зала для некурящих. Напротив, многие некурящие люди не захотят  принимать пищу под запах табака. И для них наличие в кафе или ресторане отдельного зала является преимуществом, удовлетворяющим их Потребительские Ценности.

33. Основы потребительской культуры

Культура потребления – это функционирующая господствующая программа использования членами общества всех потребительских благ. Она включает в себя все выше описанные компоненты культуры: представления о потребительских ценностях и нормах, регулирующих потребление, санкции общества на нарушение или соблюдение потребительских норм, язык как свод правил интерпретации потребительских актов, устойчивые автоматические потребительские практики (свободные привычки). Культура потребления включает также в себя объективный и субъективный компоненты, т.е. надындивидуальную реальность (пространство культурных возможностей) и освоение этих возможностей на уровне индивидов и их групп.

На поверхности потребление выступает как процесс свободного индивидуального выбора. Каждый думает своей головой. Однако надындивидуальный характер культуры потребления легко обнаруживается при переезде из страны в страну, когда культура прорывается в форме широко распространенных или доминирующих вкусов в области питания (национальная кухня), архитектуры, одежды, косметики, организации свободного времени, потребления алкоголя и т.д. Каждый выбирает сам, но почему-то оказывается очень похожим на соседа. Он похож и с точки зрения желаний, и с точки зрения форм и методов их удовлетворения.

Идеи и представления, составляющие культуру потребления, лишь условно можно назвать устойчивыми. В действительности они находятся в постоянном процессе изменения и воспроизводства. Культура – это безостановочный процесс. Наличие в этом процессе относительно устойчивого ядра, сохраняющегося на протяжении более или менее длительного исторического периода, создает иллюзию устойчивости. На самом деле это всего лишь ядро стремительно несущейся кометы. Культура в своей основе разделяется большинством общества (демографическим или социальным) или его элитой, имеющей достаточно ресурсов, чтобы навязывать свои вкусы как проявление «истинной» культуры. Динамика культуры потребления проявляется в быстрой смене вкусов, моды, набора потребляемых предметов и услуг, в форме их подачи и интерпретации («красивое» превращается в «уродливое» и наоборот, «престижное» - в «старомодное» и т.д.).

Одним из проявлений культуры является структура товаров, потребляемых на одном и том же рынке. Есть культура потребления жилищ, одежды, пищи, автомобилей и т.д. Алкоголь или схожие с ним по воздействию вещества и жидкости потребляют повсеместно. Однако в разных культурах структура сильно различается. Так, выделяют страны с водочной, винной, пивной культурами.

34. Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей

Когда говорят о человеческих потребностях, о потребностях общества, подразумевают надобность, нужду в чем-либо, которая осознается людьми, требуя своего удовлетворения и организуя тем самым их поведение.
Понятие «потребность» породило в хозяйственной практике и науке целый ряд терминов, среди которых ключевой — «потребитель», обозначающий конечного пользователя приобретенного товара, услуги, сервисного продукта, т.е. того человека, который носит ту или иную одежду, пользуется конкретной вещью, употребляет в пищу определенные продукты.
Прямая связь с конечным этапом потребления делает сервисную деятельность отличной от материального производства, которому эта связь присуща в незначительной степени, так как многие промышленные отрасли задействованы на первоначальных стадиях технологических операций или в процессе создания средств производства. В противоположность этому субъекты сервисной деятельности встречаются с клиентом, заказчиком лицом к лицу, работая тем самым на процессы конечного потребления.
Поэтому сам процесс обслуживания потребителей содержит в себе значительный потенциал неэкономического — социального, психологического, духовного начала, что позволяет охарактеризовать сервисную деятельность как «отход от вещей». Производство и потребление услуг в большинстве случаев происходит путем непосредственных контактов между обслуживающим персоналом и клиентами (заказчиками, покупателями). Но даже если контакты между ними опосредованы временем и пространством, услуги являются таковыми лишь в том случае, если их результат принимается, а не отвергается потребителями.

Сервисные услуги, связанные с удовлетворением биологических потребностей, должны меняться в соответствии с изменениями социокультурной среды.

Социальные потребности, по определению Маркса и Энгельса, связаны с образованием, культурой, процессом труда, использованием технических средств и всеми видами творческой деятельности человека. Как биологические потребности терпят на себе влияние социума, так и социальные потребности содержать в себе биологический компонент. При организации сервиса в различных сферах необходимо учитывать этот компонент. Так, например, при организации какого-либо культурнодосугового мероприятия нужно следить за тем, чтобы не было психических и физических перегрузок человеческого организма. А это в основном зависит от биологического фактора и изменяется с возрастом. Ребенок, например, не может воспринимать такой же объем информации, как взрослый, - это чисто биологическая особенность человека, не зависящая от общества.

35. демонстративное потребление

Демонстративное потребление (престижное, показное, статусное потребление) — расточительные траты на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. С точки зрения демонстративного потребителя, такое поведение служит средством достижения или поддержки определённого социального статуса.

Демонстративное потребление – это текст, состоящий из символов, то есть сознательно сконструированных знаков. Это потребление, которое осуществляется в значительной мере для его чтения, раскодирования окружающими. В той или иной мере тенденция к показному потреблению характерна для всех эпох. Содержание этого текста просто: «Я Богат(а). Я респектабельный человек. Я преуспевающий». Однако в разных культурах, эпохах одна и та же фраза пишется с помощью разных символов. Как в разных языках одно и то же слово или буква могут нести разный смысл, так и в показном потреблении один и тот же предмет может иметь разную смысловую нагрузку.

В основе тяги к демонстративному потреблению лежит, вероятно, потребность в принадлежности к группе богатых и могущественных. Будучи неудовлетворенной, эта потребность у части людей может вызывать чувство дискомфорта. 

36. потребность в межличностных отношениях

Человек по своей природе построен таким образом, что он склонен искать межличностных контактов с другими людьми.

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. 

Межличностные отношения - система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Значение межличностных отношений, их "качества" и содержания сохраняется на всех этапах жизненного пути личности, поскольку они являются необходимым условием, атрибутом существования человека с первого до последнего дня его жизни. В зрелом возрасте, когда человек становится полноправным и сознательным хозяином своего жизненного пути, когда он сам в большей или меньшей степени способен выбирать людей составляющих его непосредственное окружение, субъективная значимость взаимоотношений с окружающими ничуть не снижается. Благополучие и возможность личностного роста взрослого человека в не меньшей степени, чем у только формирующейся личности, зависят от качества межличностных отношений, в которые он включен и которые способен "выстраивать". Не случайно, что удовлетворенность межличностными отношениями и удовлетворенность своей позицией в этих отношениях - важнейший критерий социальной адаптации.

37. Потребность в общении и обособлении

Все люди заводят себе друзей, вступают в группы и сообщества и избегают одиночества. Они поступают так, потому что испытывают потребность в общении – одну из главных социальных потребностей человека. Ее значимость подчеркивают психологи, оценивая психическое здоровье личности по ее способности поддерживать дружеские отношения с другими людьми. Осознают важность общения и сами люди, когда ощущают себя нужным кому-то или страдают от одиночества.

Потребность в общении является одной из основных социогенных потребностей человека. Она возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаимодействии. В ее основе лежит потребность в эмоциональном контакте, социализированный поиск контактов и соответствующая техника удовлетворения. ПО проявляется в потребности индивида принадлежать к группе, быть ее членом, взаимодействовать с нею, участвовать в совместной деятельности, находиться вместе, оказывать и принимать помощь. Она приводит к отказу от эгоистических установок ради установления (или восстановления) согласия и дружеских связей между членами группы. ПО проявляется также в стремлении участвовать в совместных действиях. Человек как бы стремится уменьшить дистанцию между собой и другими членами группы. Т.о., потребность в общении стимулирует, поддерживает и направляет деятельность человека по общению с другими людьми.

Говоря о потребности в обособлении, надо иметь в виду, что развитие личности можно рассматривать как процесс двуединый. С одной стороны, это уподобление себя в чем-то другим людям в процессе общения, а с другой – отлучение себя от других в результате процесса обособления. Причем общение и обособление протекают в тесном единстве между собой.

Потребность в обособлении, которая отчетливо проявляется в раннем юношеском возрасте, находит свое конкретное выражение как в общении (в обособлении в составе более или менее широких общностей), так и в уединении. Обособление в общении имеет основное значение. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их. среде, своего Я. Но осмысление этой потребности и путей ее реализации, очевидно, возможно при наличии потребности в уединении.

38. потребность в принадлежности

После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека, он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду и был постоянно голоден, само понятие "любовь" не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга.

Важной эмоциональной потребностью является принадлежность - ощущение того, что ты являешься "частью чего-то": группы, сообщества, семьи. Сознание своей принадлежности придает нам силы и вызывает ощущение, что все в порядке. 

Потребность в принадлежности (Belongingness need). Основная потребность, которая мотивирует человека к близким взаимоотношениям с другими. Удовлетворение этой потребности находят в друзьях, семейной жизни и членстве в группах и организациях.

39. Потребность в рефлексии, познании и самопознании

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. обращение назад, отражение) — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. К рефлексии относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и к нему относятся. Без рефлексии невозможно устанавливать правильные взаимоотношения с другими людьми. Смысл рефлексии — переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Способы рефлексии — выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин того или иного впечатления, переживания. Потребность в рефлексии возникает вследствие сомнений относительно исходных позиций своей жизнедеятельности. Рефлексия — это не только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований.

Познавательные потребности имеют своими истоками животный ориентировочный инстинкт. По И.П.Павлову, всякая деятельность начинается с ориентировки. У человека природные ориентировочно-познавательные потенции вырастают в сложный социокультурный комплекс ценностей, способов действий, потребности обучения, духовных исканий, самообразования. В возрастном развитии личности (онтогенезе) они проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска.

40. извращенные потребности

Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омассовления приводят к деградации человеческого общества и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от курения до наркотиков.
Извращенными (вредоносными) мы называем те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода «человек».
Это чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться. Это - чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции.

Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться.    

41. рекреационные потребности

РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА — потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании.


Потребности рекреационные – это необходимость в психофизиологическом и духовно-интеллектуальном развитии сил индивида. Потребности психофизиологические реализуются через питание, сон и движение; духовно-интеллектуальные – через познание, общение и оздоровление. Питание и сон являются естественной основой рекреации, обеспечивают простое воспроизводство затраченных физических и нервных сил человека. Движение воздействует через мышцы на уровень обмена веществ и на деятельность важнейших функциональных систем организма. Познание – потребность человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний. Общение – удовлетворение коммуникативной потребности человека, т.е. потребности в физической, психологической, материальной и духовной связи с другими людьми. Оздоровление – сознательная деятельность, направленная на восстановление сил индивида. Есть общее правило: только занятия, сопровождающиеся положительными эмоциями, выполняют восстановительную функцию, в то время как отрицательные эмоции, даже если они связаны с занятиями, нарушающими монотонность обыденной жизни, не выполняют рекреационной функции.


42. Потребность в активном отдыхе. Туризм.


Все мы любим отдыхать, одна из распространенных форм туризма - активный отдых. Активный отдых завоевывает все большую популярность среди простых туристов.

Помочь снять усталость может не только пляж, но и адреналин экстремального тура. Все больше и больше людей стремятся увидеть красоты гор и ущелий, спуститься по горной реке, покататься на горных лыжах, и тем самым приобщится к активному отдыху.

Активный отдых даст вам прекрасную возможность снять стресс, стимулировать дух авантюр, азарта и приключений, в чем испытывает потребность каждый современный человек.


Помимо потребности в пищи, отдыха и других потребностей человека, существует потребность в регулярных занятиях спортом и активном отдыхе. Спорт и динамичный отдых благоприятно воздействуют на общее состояние здоровья человека. Доктора советуют такие виды деятельности, как физкультура и фитнес, постоянные занятия спортом и динамичный отдых всем, без исключения. Ведущими специалистами установлено: при занятиях спортом вырабатывается гормон, улучшающий настроение и тонус мышц.

43. Потребности в новых информационных технологиях

Под влияние внешних социальных факторов у человека формируется потребность в знаниях. Эту потребность на определенном этапе удовлетворяет улица, семья, школа. Но потом этого оказывается недостаточно. Возникает нужда в дополнительных знаниях, т.е. нужда в информации, на основе использования которой возможно формирование новых знаний.

Информационные потребности можно определить как осознанную потребность в информации, необходимой для получения недостающих знаний. Возникновение этих потребностей связано с определенной деятельностью человека.

44. Потребности в религии. Роль религии в духовной жизни человека

Под ролью религии понимается ее влияние на людей и их окружение, те "следы", которые она оставляет в жизни отдельных людей и общества.

Религия — это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент — различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой религии является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы. Религия — весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

45. Самореализация как высшая потребность человека

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации “вообще”. Самореализации “вообще” не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.
Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

46. Смысл жизни как стержневая потребность личности

Проблема смысла жизни издавна интересовала философов всех времён. Однако устойчивый интерес к психологическим аспектам проблемы смысла жизни появился не так давно, что обусловлено не только логикой развития психологической науки, но и причинами социального характера. Теоретический анализ работ показывает, что смысл жизни — не просто определенная идея, цель, убеждение, но особое психическое образование, имеющее свое содержание и структуру. В связи с этим, в психологическом ракурсе исследования проблемы смысла жизни важное место занимают вопросы его структурной организации. Понятие «смысл» имеет два значения: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Феномен смысла жизни включает в себя оба аспекта этого понятия. Таким образом, уже сама этимология указывает на наличие иерархии: суть, главное доминирует над второстепенным. Личностный смысл является верхней ступенью в установочной регуляции деятельности, отражающей единство аффективных и интеллектуальных процессов.

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

1 2