">
Философия История философии
Информация о работе

Тема: Вопросы с ответами к экзамену по философии

Описание: Философское мировоззрение. Возрождение. Западноевропейская философия XVII. Философия эпохи просвещения. Немецкая классическая философия. Философия И. Канта. Теория познания. Учение о морали. Гегель и Фейербах. Материя,пространство,время. Познаваемость мира.
Предмет: Философия.
Дисциплина: История философии.
Тип: Билеты к экзамену
Дата: 14.07.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 253
Поднять уникальность

Похожие работы:

№1Мировоззрение - общее понимание чел-м окр. мира и своего места в нем, его отношение к окр. действительности и самому себе. Как сложное дух-ое явление оно вкл. в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы М. в своей совокупности определяют духовныйый облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и соц-ых групп, классов, наций, об-ва в целом. М. - исх-ый пункт и активный дух-ый фактор освоения и изменения чел-ом окр. мира. М. сущ-ет на двух уровнях: 1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и 2) рациональном - на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Ист-ки первый тип - мифологическое М. - формируется на ранних стадиях развития об-ва и пред-ет собой первую попытку чел-а объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окр. мире. Мифология (греч. nrythos - повествование, сказание)-фант-ое отражение дейст-сти в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного чел-а мифические существа - боги, духи, герои - наделены чел-ими чертами, они совершают чел-ие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. Религиозное М. сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего об-ва. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением дейс-сти, рел-ное М. отличается от мифологии верой в сущ-ие сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — основа религиозного М.. Качественно новым типом является философское М.. От миф-гии и рел-ии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, об-ве, ч-ке становятся предметом теор-ого рассмотрения и логического анализа. В особый тип следует выделить обыденное, или эмпирическое М., являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное М. служит ориентиром в повседневной деят-сти.

№ 2Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логиически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.

Это не означает, однако, что философии вообще не свойственно художественно-образное мышление. Поэтическая фантазия ярко выражена в античной философии, тесно связанной с мифологическим воззрением на мир. Но и в более поздних философских учениях строгость мысли, логика доказательств нередко сочетались с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов.Типы фил.мир-я:идеализм-материализм,диалектика-метафизика,рационализм-эмпиризм.

№3Предмет ф.-наиболее общие законы развития и формы бытия природной, соц. и дух. реальности, особ-сти их воспроизведения в сознании ч-ка. Т.обр., главную особенность ф. в предметном плане сост-ет дух-ое воспр-ие мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках др. форм общест-ого сознания. Ф. ставит вопросы предельного характера: какова сущность мира? В чем его первоистоки? Почему сущ-ет чел-к? Каков смысл жизни чел-ка? Фил-ое знание имеет опред. стр-ру. Ф. вкл-ет онтологию -учение о бытии, гносеологию-учение о познании, аксиологию - учение о ценностях, социальную ф.(об обществе) и ф. истории(о возникновении и развитии фил-го знания), а также фил-кую антропологию - учение о ч-ке, этику(о морали), эстетику(о прекрасном). Фил-ая онтология, рассм-ет воп-сы о сущ-ем. Гл. вопр. онтологии: что сущ-ет подлинно, а сущ-ие чего является иллюзией. Онтология стремится создать опред. картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность. Гносеология рассм-ет особенности процесса познания ч-ом внешнего мира. Она отвечает на вопр.: Как ч-к познает окр. мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? и др. Фил-кая антропология - раздел философского знания, специально занятый осмыслением ч-ка. Фил-ая антропология отличается от всех других наук, изучающих ч-ка, прежде всего широтой подхода. Ф. интересует ч-к не как представитель отдельного племени, народа, к-ры, а ч-к вообще. Социальная ф. - раздел фил-ого знания, изучающий наиболее общие хар-ки общ-ой жизни. Ф. истории -изучает вопр-ы, связ-ые со смыслом и целью общ-ой истории, с ее движущими причинами. Этика - учение о нравственности. Гл. тема размышлений этической теории - добро и зло. Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Гл. предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. История ф. изучает фил-ое твор-во мыслителей прошлого, а также совр-ых авторов, выделяет эпохи в развитии ф., анализирует связь фил-их концепций с кул-рой и особенностями об-ва. Функции: 1.мировоззренческая (сумма наиболее общих знаний и взглядов на мир), 2.методологическая (ф. вырабатывает наиб. общие методы исслед. для частных, конкретных наук), 3.ценностная=аксиологическая (помогает ч-ку выбрать ценностные ориентации), 4.критическая

№4. Индия Древнеинд-ая цив-ция - одна из древнейших на планете. В к. 2-го тыс. до н.э. на территорию совр. Индии поникли арийские племена. В основе мировоззрения новой индийской цивилизации лежали Веды (знания). Существовали 4 Веды: Ригведа (собрание гимнов богам, самая древняя Веда, мифологическое мировоззрение. 1 Ригведа включает 1028 гимнов), Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа (собрание заклинаний для магической практики). Все эти Веды долгое время передавались из уст в уста из поколения в поколение. Вскоре сложились также и тексты: Брахманы (рег-ли жертвенную практику, включали методику совершения ритуалов), Араньяки (тексты для отшельников),Упанишады (фиксируется переход от мифологии к философии). Общество Индии того времени носило кастовый характер. Выделяют 4 касты: Брахман (каста жрецов, хранителей священного знания); Кшатрии (сословие воинов); Вайшьи (каста земледельцев); Шудры (каста неприкасаемых–простые люди). К 6 в. до н.э. в Индии происходит кризис брахманизма–недовольство брахманами. В рез-те кризиса появляются Упанишады, на основе которых сформировались радикальные философские системы: Ньяя, Вайшешика, Санхья, Йога, Веданта, Миманса. Все эти системы базировались на Ведах. Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы: Джайнизм, Буддизм, Локаята. С позиции Санхьи цель человека–отделить сознание от материи (путем медитации). Основные категории Веданты: Брахман (духовный абсолют, который вечен, неизменен, из него возникает все видимое многообразие вещей); Атман (жизненное дыхание, действие, внутреннее Я, единое и неразделимое сознание). Тождество Веданты: Брахман есть Атман, Атман есть Брахман; т.е. все в мире едино. Майя–иллюзорная реальность, обратная сторона Брахмана. Сансара–круговорот перерождений; человек, умирая, сбрасывает оболочку и душа его продолжает жить в другом облике. Карма–деяния, плоды деяний. Основоп-ком системы Джайнизма - был Махавира, который жил в 4 веке до н.э. Джайнизм - цель жизни достижение Нирваны. Важнейшая категория - Джива – индивидуальная психика. Буддизм. (Будда (пробужденный)). В основе буддизма лежат 4 благородные истины: Жизнь есть страданье, Есть причины страданий, Есть путь избавления от страданий,Есть путь уничтожения страданий.

№5.Китай Древнекит-ая цив-я – одна из древ-х на планете. В 6 в. до н. э. - возникла ф. Высокого уровня достигает материальное производство. Классификация общества, конфликты в обществе–именно эти факторы стали основой для развития философии в Китае. Китай в это время представлял собой раздробленный конгломерат– «период воюющих царств» стал «золотым веком» для философии, т.к. она развивалась в свободной обстановке. В этот период возникло 6 основных философских школ: Даосизм (Лао Цзы), Конфуцианство (школа служивых людей, основатель (учитель–Кун Цзы (Конфуций)), Моизм (Мо Цзы), Иньянцзя. Школа натурфилософов (школа светлого и темного начала), Минцзя (школа имен–номиналисты), Фацзя (легизм, законники).

На этом этапе мифологического мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши дзин» и книга перемен «И дзи», где мы находим первые в истории культуры символические изображения разных явлений в двухзначной форме. Рассмотрим основные школы: Даосизм и конфуцианство-две основные школы, которые выступают как вечные оппоненты друг друга. Даосизм был создан Лао Цзы, о котором почти ничего не известно. Важнейший текст данного учения–Дао Дэ Цзын. Важнейшая категория этой философии–Дао-это сложное фил-ое понятие, первоначало, из которого все возникает и в которое все возвращается. Дао бесконечно, едино, постоянно и изменчиво, пусто и содержательно, существует в большом и в малом, вечно. Познание Дао-это цель существования ч-ка. Ч-к в своем стремлении познать Дао должен сливаться воедино со своей внут-ей природой, чувствовать реальность природы и действовать в соответствии с ней. Нельзя ставить себя впереди явлений, но и нельзя ставить себя сзади них. Основные принципы даосизма–натуральность и естественность. Даосизм был в Китае протестом низов против социального угнетения. Конфуцианство (Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), который думал о том, как обеспечить социальный порядок, мир и стабильность в обществе. Гос-во-это одна большая семья, в которой правитель–это заботливый отец семейства, а подданные-его дети. Главная категория К.–принцип Жень (человеколюбие). Конфуций не мыслил человека вне общества. Особенности К.–культ учебы и науки.

№6.Досакратическая философия. Ф-фия начиналась с поиска ответов на вопрос :о происхождении мира. Она сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале. Идея первоначала была выдвинута греческими представителями Милетской школы: Фалесом (к. VII — пер. пол. VI вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до н. э.), Анаксимандром (и Гераклитом из Эфеса. Особенность этой школы -впервые сознательно был поставлен вопрос о первооснове всего сущего. Основателем милетской философской школы был Фалес Философское учение Фалеса заключалось в поиске первоначала многообразия мира. Основой всего сущего Фалес считал воду. Согласно его учению все начинается с воды и в нее возвращается. Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр За первооснову всего существующего Анаксимандр принимал апейрон — абстрактное и беспредельное вещество, которое невозможно определить ни как воду, ни как что-либо другое. . Анаксимандр был первым в греческой философии, поставившим вопрос о происхождении животных и человека. Анаксимен :первоосновой всего, по Анаксимену, является воздух. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, — превращается в ветер, затем — в облако, делается водой, потом землей, камнями и другими вещами. Пифагорейская школа. Пифагор, равно как и его последователи, разделял веру в метемпсихоз (переселение душ).Главное в учении Пифагора — субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой, включая сюда даже нравственность. Гераклит из Эфеса Первоначалом сущего он считал огонь, который управляется мировым логосом. Фундаментальный образ— образ огня как жизнеопределяющего начала. Но космосГераклита —это не просто единство, согласие, гармонияпротивоположностей, а и их борьба. Борьба — созидающее начало жизни и бытия Элейская школа. Элеаты сделали серьезный шаг вперед от некритически -нерасчлененного мышления первых философов к логическому прояснению сложившихся философских представлений и выработке новых философских понятий. Парменид впервые выработал философское понятие «бытие». В центре внимания Парменида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. Он впервые применил доказательства для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли; то, чего нет, выразить в мысли нельзя. Бытие — это то, что всегда есть; оно едино и вечно — вот главные его признаки. С именем Демокрита(ок. 460—370 до н. э.) связано создание атомистической теории. Согласно учению Демокрита бытие состоит из атомов, а небытие из пустоты. Атомы — это мельчайшие тела, не имеющие качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении в пустоте.Атомистическое воззрение Демокрит распространял не только на природу, но и на душу живых существ. Жизнь и смерть живых организмов зависела от соединения и разъединения атомов. Демокрит исходил из того, что, не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту.Античная философия возникла в 6 в. до н.э. и была до 6 в. н.э. Основные периоды:-Досократики (натурфилософия 6-5 вв. до н.э.)-Классический период (5-4 вв. до н.э.), Сократ, Платон, Аристотель,-Эллинистический – римский период (4-5 в. до н.э.)

№7 Платон (427 – 347 до н. э.) — величайший мыслитель Др.Гр., вечная загадка мировой культуры, создатель системы объективного идеализма, основатель первой в мире Академии Ядром философского учения Платона является учение об идеях, т.е. сущ-ет мир идей и вещей. Мир идей обладает структурой. На вершине пирамиды находится наивысшая идея — Блага. Ч-к по Платону – единство души и тела. Тело же тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет Первый кто акцентирует внимание на душе. Познание души- процесс воспоминания о своем пребывании в мире идей. Делит души людей на 3 категории: разумная(фил-фы, мудрецы, просветители), яростная (войны), вожделеющая. Создал учение об идеальном гос-ве. Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия Цель-реализация идеи блага и справедливости. «Законы»-основное произведение. К неправильным формам он относит олигархию, тиранию, демократию,тимократию. Управлять идеальным гос0ом должны фил-фы, обладающие выдающимся умом. Осн. раб. «Гос-во», «Полит.»

№8Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать фил-кое знание от конкретно-научного. Он выделяет первую ф. как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую ф., предметом которой является природа. Критически оценивая предшествовавшие фил-ие взгляды, он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает сущ-ие предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая ничем не определена. Душа ч-ка, как его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела... Ведь душа есть причина как источник движения, как цель, как сущность одушевленных тел». Тело есть материя органического существа. Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа над телом, разум над чувствами. полагая, что все живое обладает душой, Ар-ль выделял три вида души. Первая из них -растительная душа, которой обладают растения. Она обладает способностью размножаться и осущ-ть обмен в-тв. Вторая - чувственная, которой наделены животные, отличающиеся от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений, третья разновидность души — разумная, присущая человеку, она, в отличие от первых двух, уже «познает и думает». Теория познания Ар-ля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. Опыт есть только фундамент знания, но еще не само знание. Поэтому над опытом находится наука, которая и постигает общее. Над наукой надстраивается ф. Значит. место в ф. Ар-ля занимает ч-к и проблемы общ-ой жизни. Широкую известность получили его взгляды на ч-ка, как на полит-кое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Ар-ль выделял правмльные формы гос-ва монархию, аристократию и политию и неправильные: тиранию, олигархию,,демократию и тимократию. Значительное место в ф. Ар-я занимают этические проблемы. Аристотель выстраивал уже социальную систему моральных отношений и в общественных же отношениях искал основной принцип нравственности. «Метафизика»-главная работа.(занимается изучением предельных оснований бытия и познания мира). «М.» делится на 3 части: 1.теоритическая ф.(теории познания), 2.практич. ф. (этика, ф. морали и чел-го поведения и полит. ф.), 3.изобразительная ф. (эстетика, риторика). Ввел в ф. логику(наука о доказательствах и обоснованиях)Его работы «Политика», «Категории».

№9Эллинизм. Своеобразие ф. эллинизма определяют те фил-ие школы, которые сделали второстепенными все вопросы объективного миропорядка и стали обращаться прежде всего к проблемам личной жизни ч-ка: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Эпикуреизм. Основатель Эпикур.Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее ч-ку счастливую безмятежную жизнь, свободную от чел-их страданий Одна из самых существенных задач ф. - практическая помощь ч-ку в преодолении страха перед смертью. Цель Эпикура - помочь разобраться ч-ку в том, как следует жить. Он задумывается над вопросом о счастье ч-ка и находит его в наслаждении. Основным принципом индивидуалистической этики Эпикура являлся принцип «живи незаметно», мотивирующий уход от общественной деятельности. Скептицизм. Основатель Пиррон. (IV в. до н.э.) Невозмутимость, покой, безмятежность, предельный случай которых— смерть (абсолютный покой) являются идеалом для скептиков. Главный противник ч-ка, ищущего покоя, не столько его собственные вожделения, не в меру развитые потребности, как считали эпикурейцы, но его тяга к знанию. Познание - разрушительная сила. Стоицизм. возник в конце IV века до н.э. и просуществовал до III века н.э. В течении стоицизма принято выделять три периода: Древняя Стоя (Зевов, Клеанф, Хрисипп), Средняя -Стоя (Посидоний);Поздняя Стоя (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий). Ч-к, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всем следовать природе - отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца- апатия (от греч. - отсутствие страданий, бесстрастие). Не только чувство любви, но и дружба не должна нарушать его спокойствие. Сочувствие не должно нарушать стоическую апатию.

№10 –Средневековая философия отличается рядом присущих ей в целом особенностей.1)текстологический хар-р фил. Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. Философия средневековья имела два основных источника своего формирования. Первый из них – древнегреческая философия, прежде всего в ее неоплатоновской традиции. Второй источник – Священное Писание. . Единство Священного Писания и Священного Предания, которые взаимно дополняют и поясняют друг друга. . В основе философии и культуры Средних веков лежит текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации. Благодаря полисемантизму текстов Священного Писания открывается возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции. .2) Все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. теоцентризм— (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую я неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. ровиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).Этапы ф.среднев: Патристика – это первоначальный, наиболее авторитетный этап развития христианской философии со II по VI век н. э В рамках патристики можно выделить ряд промежуточных этапов:а) апостольский период (до середины II века н. э.); б) эпоха апологетов (с середины II века н. э. до начала IV в. н. э.). Христианские апологеты — это первые христианские философы, взявшие на себя функцию защиты христианского учения перед лицом враждебного римского государства и языческой философии. в) зрелая патристика (IV—VI в. н.э.). Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем, глубоким синтезом теологических догм и античной философской мысли. Важнейшие темы патриотической теологии: монотеизм, трансцендентность Бога, учение о Христе как посреднике между Богом и человеком, тринитарная проблема, т.е. учение о соотношении ипостасей Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизм, т.е. учение о творении мира, теодицея и эсхатология.Представители на западе Аврелий Августин(«О граде Божием»),на востоке Василий Великий. Схоластика (VII—XIV вв.) В своем первоначальном значении термин обозначает «ученый», «школьный». Если отцы церкви в постижении Бога опирались на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологи-схоласты искали рациональные пути познания Бога. Важнейшие проблемы схоластической философии: рациональное доказательство бытия Бога, креационизм, соотношение веры и разума, свобода воли и теодицея, провиденциализм, борьба с пантеизмом и аверроизмом. Одна из основных проблем схоластической философии — это проблема универсалий, т.е. природы общих имен или понятий.Представитель Ф.Аквинский.

№11Возрождение(ХIV—ХVI вв.)К важнейшим чертам философии и культуры эпохи Возрождения относятся:1) В противоположность средневековой культуре, где на первом месте стоит Бог, Ренессанс рассматривает человека как высшую ценность. Первое место в иерархии живых существ принадлежит человеку, потому что он обладает несравненным божественным даром — разумом.2)В основе мировоззрения Ренессанса — идея безграничного жизнеутверждения.3) Человек Ренессанса преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении внешнего мира и активно утверждает себя в науке, искусстве, практической деятельности.4) Философской основой культуры Возрождения является гуманистический неоплатонизм. Гуманистический неоплатонизм помогал человеку Возрождения одухотворить мир, представить его насквозь пронизанным Божественным смыслом, порядком и энергией. Неоплатонизм вел к замене христианского монотеизма пантеизмом, в результате чего Бог оказывается не за пределами природы, и растворенным в природе, присутствующим в каждой клеточке бытия.5) История утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей. 6) Утверждается новое отношение к проблеме времени. Мифологическое время Священной истории уходит в тень, и на первый план выступает эмпирическое время, время земной жизни, насыщенное продуктивной деятельностью и творчеством.7) Возникает понятие индивидуальности, неповторимого авторского своеобразия, творческой новизны, жажды личной славы в памяти потомков.8) Происходит смена языка культуры. Гуманисты возрождают латынь классической древности, изучают греческий язык и заново переводят античных авторов, снимая налет средневековой тенденциозности.9) В культуре Ренессанса признается существование Бога, бессмертие души. Деятели Возрождения не были атеистами.10)Хотя эпоха Возрождения еще не была буржуазной, но в ней формировались условия, подготовившие ее наступление.11) Социально-экономической основой культуры Возрождения было простое товарное производство, ремесленное и мануфактурное производство, развивавшееся в городах.Представитель Никколо Макиавелли.

№12 Западноевропейская философия XVII Философия XVII вв Это век развития экспериментального математического естествознания, которое постепенно завоевывает приоритетное место в интеллектуальной жизни. Обращение философии к науке как определяющему социальному феномену, вызывает определенную переориентацию интенций теоретического мировоззрения. На первый план выдвигается гносеология и методология исследования природы. оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.Основатель Ф.Бэкон, который, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные. Он выделял след.виды заблуждений: «призраки рода»(следствие несовершенства органов чувств), «призраки пещеры»(каждый человек смотрит на мир из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира),«призраки рынка»(проистекает из особенностей социальной жизни человека от ложной мудрости), «призраки театра» (связаны со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения)Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. по Ф. Бэкону Путь истинного познания —индукция (термин «индукция» означает наведение), т.е.движение познания от единичного к общему.Основатель_Р.Декарт,последователи_Спиноза,Лейб.

13.Философия эпохи просвещения. Философия эпохи Просвещения Просвещение не было только философским течением, оно соединило в себе идейное и политическое самосознание формировавшейся буржуазии. Деятели Просвещения в Англии и во Франции культивировали культ разума, критиковали феодальные пережитки, отстаивали свободу научного и философ-ского мышления, мнений граждан, художественного творчества, разоблачали различного рода суеверия и предрассудки. Представители Вольтер, Руссо, Важшнейшая тема-тема природы чел-ка. Некоторые отличительные черты философии французского Просвещения:1)четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Гольбаха) до антитеологической, богоборческой и атеистической;2)неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания;3)гуманистическая ориентация философии с доминированием в ней антропосоциальной проблематики; 4)направленность взглядов просветителей на изменение действительности в интересах прогресса и «улучшения ГО»

14. Немецкая классическая философия(к.18-сер19)Основоположник – Иммануил Кант (1724-17хх гг.) Представители – Фихте, Шеминг, Гегель, Фейербах. Определяющей чертой немецкой классической философии (точнее немецкого идеализма) является выдвижение проблемы диалектического тождества мышления и бытия, с позиции которого исследуются отношения субъекта и объекта, теоретические формы мышления, философские категории.

Суммарно наиболее оригинальные и существенные новации, разработанные немецкой классической философией, можно свести к следующим:

—создание системы диалектики, достигшей своей завершенности в работах Гегеля;

—обоснование активности мышления (активность субъективного и объективного разума);

—значительно расширено исследование психики человека и признание существенной роли бессознательных неуправляемых интеллектуальных процессов;

—введение принципа историзма (Гегель) в исследование социально-культурной сферы;

—разработка и использование понятия идеала при интерпретации общественной жизни и искусства;

—появление новой формы материализма, а именно антропологического материализма и выявление психологических и гносеологических корней религии.

Философия И. Канта. В его деятельности различают 2 периода: 1)до критический (до 1770) основан на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии(«Всеобщая естественная история и теория неба»),2) критический (после 1770): Пространство и время теперь трактуются Кантом как априорные, т. е. доопытные, присущие сознанию формы созерцания.(«Критика чистого разума»). Теория познания. Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум. Предмет эмпирического наглядного представления — это явление; в нем две стороны: 1) его материя, или содержание, которая дается в опыте, и 2) форма, приводящая эти ощущения в определенный порядок. Форма — априорна, от опыта не зависит, т. е. находится в нашей душе до и независимо от всякого опыта.Пространство и время — лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Рассудок — это вторая ступень познания. (Первая — чувственность). Посредством чувственности, считает Кант, предмет нам дается. Разум — это третья, высшая ступень познавательного процесса. Разум уже не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно — через рассудок. Разум — высшая ступень познания.Учение о морали.Нравственность или мораль-это единств.оправдание разумности мира, по Канту.Мораль-это сфера должного,моральный чел-к следует установкам разумности.

№15Гегель и Фейербах.Учение о бытии. Учение о бытии начинается с самой общей и абстрактной категории — категории бытия, противоположностью которой является категория «ничто», а их синтезом — категория «становление». Вся гегелевская логика развертывается между этими двумя полюсами — «бытиё» и «ничто». Все остальные категории — это посредствующие звенья развертывания данных полюсов. Важнейшие категории этого учения — качество, количество, мера (единство качества и количества) и скачок. С помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один из важнейших законов диалектики — закон взаимоперехода количественных (постепенных, непрерывных) и качественных (перерывы непрерывности, скачки) изменений. Учение о сущности. Главной проблемой этого учения является проблема противоречия и связанных с ней, как правило, парных категорий, — сущность и явление, тождество и различие, основание, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и действие, взаимодействие и др. Кредо Гегеля в рассматриваемом вопросе таково: «Противоречие — корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Иначе говоря, великая заслуга немецкого мыслителя заключается в том, что он рассматривал противоречие как источник саморазвития всего сущего — в том числе мышления, познания. Учение о понятии. Понятие, согласно Гегелю — не просто одна из форм мышления и результат абстрагирующей деятельности рассудка. Это абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. В этом разделе рассматривается диалектика основных форм мышления — понятия (в узком смысле), суждения и умозаключения, соотношение единичного, особенного и всеобщего (с выделением двух его видов — абстрактного и конкретного как «единства многообразного»). 1. Логика (наука логики), открывается предварительным понятием, где, во-первых, рассматриваются три отношения мысли к объективности: метафизика, эмпиризм и критическая философия (как две разновидности второго отношения); непосредственное знание. 2. Философия природы — это, по Гегелю, учение об идее в форме инобытия, т. е. в форме природы. 3. Философия духа является завершающей частью гегелевской системы. «Философию духа» Гегель расчленил на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Характерная черта философии Фейербаха — антропологизм, т. е. понимание человека как чисто природного, биологического существа. как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии». В центре проблематики «новой философии», предложенной Фейербахом, человек чувствующий и, прежде всего, — наделенный даром любви. Мыслитель акцентировал внимание на природно-биологическом характере человека, от которого абстрагировалась идеалистическая немецкая философия: для неё наиболее важна трактовка человека как духовного существа. Если для Гегеля любой отдельный индивид — исторически духовное образование, то для Фейербаха — это один из связующих компонентов в развитии человеческого рода. Хотя Фейербах формально не рассматривал свое учение как материалистическое, оно вошло в историю философии как разновидность антропологического материализма. Ей исходный пункт — человек как высшее проявление, как венец природы, рассматриваемый в неразрывном единстве с ней. Хотя Фейербах формально не рассматривал свое учение как материалистическое, оно вошло в историю философии как разновидность антропологического материализма. Ей исходный пункт — человек как высшее проявление, как венец природы, рассматриваемый в неразрывном единстве с ней.

16. Общая характеристика и основные направления(школы) неклассической философии.Классическая немецкая философия явилась теоретическим источником философии марксизма.Наряду с философией марксизма формируются немарксистские течения неклассической философии. Возникают разнообразные сциентистские и антисциентистские течения. Если для сциентистских течений разрыв с классическими традициями связан с отрицанием философско-мировоззренческих проблем, с попыткой заменить философию специальными науками, то течения аитисциентизма характеризуются иррационализмом и критикой интеллекта. С середины XX века заметно возрос интерес философов к проблемам взаимодействия общества и природы, к осмыслению результатов и путей развития современной цивилизации.В целом западная философия второй половины XIX—XX вв. представляет собой большое многообразие различных течений, школ, концепций, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу.Например,такие течения как:Неопозитивизм и аналитическая философия,Психоанализ,Экзистенциализм,Герменевтика,Феноменология, Структурализм,Философия постмодернизма.Представители А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и Ф. Ницше предложили феномен иррационального — бессознательные процессы и эмоционально-волевые акты. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии. Основоположником европейского иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788—1860), системно изложивший свои воззрения в труде "Мир как воля и представление" (1818). Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. С появлением последнего возникает мир как представление, как человеческая картина. Человек является рабом воли. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве. Согласно Шопенгауэру, гениальность — это способность пребывать в чистом созерцании. Шопенгауэр, каждый человек располагает тремя высшими благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает же лишь в случае их утраты, поскольку эти блага, по Шопенгауэру, только отрицательные величины.Шопенгауэр первым в XIX в. дал философское обоснование пессимизма. Однако его рассуждения о бессмысленности человеческого существования казались недостаточно убедительными. Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше. В своем первом крупном труде "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) философ анализирует культуру досократовской Греции. Ницше утверждает, что она определялась равноправием двух начал — диониссийского и аполлоновского.. По мнению Ницше, начиная со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути подавления диониссийского начала гипертрофированным аполлинизмом. Это привело ее к глубокому кризису. Что касается обыденной жизни, то она оказалась строго регламентированной, в ней не осталось больше места для геройства и поступка. Везде торжество посредственности. Посредственные люди придумали себе массовые религии — христианство и социализм. Эти религии — религии обиженных и угнетенных, религии сострадания. Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший.Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры. Назначение отрезвленного нигилизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий.

1 2 3 4