">
Философия Современная философия
Информация о работе

Тема: Лекции по философии

Описание: Предмет философии это всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия задаётся двумя другими вопросами зачем и почему. Философия тесным образом связана с мировоззрением. Разделение на идеализм и материализм свойственно ей. Язык философии.
Предмет: Философия.
Дисциплина: Современная философия.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 26
Поднять уникальность

Похожие работы:

Проблема свободы воли. Насколько волен человек? Человек - творение Бога, а человек совершает не свосем божественные поступки. Грешит и т.д. Почему же тогда, создавая его по своему образу и подобию, Он создал такое несовершенное творение? Значит, Бог где-то промахнулся, и за это Он должен нести ответственность. Помимо Бога и ангельского воинства существует Дьявол и падшие Ангелы. Которые являются совратителями. И вот человек есть арена борьбы между божественными призывами и дьявольскими силами. Человеку сообщены заповеди. Они вполне нравственны. Тебе они сообщены. Тебе игрехи сообщены. Ты предуеждён. Теперь тебе сообщено что хорошо, а что такое плохо. И теперь человек сам волен выбирать как себя вести. А выбор – действие души. Решает в конечном счёте человек. И он несёт ответственность за свои поступки. Тебе дали выбор, волю. В чью сторону ты делаешь выбор – за это ты и отвечаешь. Вот отсюда свобода воли. Они не решили до конца поставленные вопросы. Но этот вопрос был поставлен и это положитльно.

Возрождение.

Это XVI-XVII века. Даже и XV тоже. Называют его осенью Средневековья. Осенью по времени. Но осень ведь может быть прекрасной. Возрождение если и осень средневековья, то эта осень осень пышная. Чем же характеризуется мировоззрение?

В Возрождении нужно выделить его 3 составляющие части:

Научно-техническая часть представляла имена великих ученых: Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно.

Направление искусства. Эстетическое направление. Микеланджело, Рафаэль, да Винчи, Караваджо. Различают итальянское и французское возрождение.

Философские взгляды эпохи возрождения.

Чем же оно характеризуется?

Антропологизм вместо теоцентризма. Не Бог, а человек.

Гуманистическая направленность антропологизма. В чём смысл гуманистической направленности антропоцентризма? Признание человека высшей ценностью. Прямо не говорят, что он выше Бога. Не решаются. Великолепна не только душа, но и человеческое тело. Возьмите Мадонну, Давида. И прочее. Воспевается не просто внешнее красивые образы. Это одухотворенные образы. Если греческое искуство не оставило картин, но оставило статуи, в которых выражена красота человеч тело. То в Возрождении ещё и душой преумножается портретистами человеческий образ.

Смягчение идеи греховности человека. Не отрицание греховности. Но уж нужно относится к определнным снисхождением. И церковь подсуетилась и можно купить отпущение грехов. Вот в чем великая сила религии – это исповедь и отпущение грехов. Она не загоняет человека в угол. Всегда можно исповедоваться даже перед смертью. И священник отпускает его грехи, облегчая его уход на тот свет. Как ни разрушай храмы и церкви. Религия из-за этого никогда не уйдёт. Великая сила её в этом.

Создание пантеистической картины мира. Теоцентризм и креацеонизм заменяются идеями пантеонизма. Это философская традиция отождествляющая Бога и Природу. Бог и Природа одно и то же. Это шаг от теоцентризма, от сотворения природы Богом. Это уже шаг в сторону материализма. Это поворот к античному культурому наследию. Ну и ослабление роли церкви.

Представители социально-философского направления:

Никколо Макиавелли. И его работа «Государь». Тоже объект для доклада/выступления. Макиавелли средневековую концепцию божественного провидения заменяет понятием фортуна. Необходимая сила обстоятельств, с которой нужно считаться, но не покоряться ей совсем. Наряду с фортуной движущей силой является вирту - воплощение энергии, таланта, настойчивости человека. Человек в своей жизни не только должен слепо следовать обстоятельствам, но должен изменять эти обстоятельства. Проявлять настойчивость, волю, энергию. Нужно стремитсья перебороть обстоятельства. Таким образом из силы объективных обствоятельств и силы настойчивости складывается реальная судьба человека.

Второе. Макиавелли остро ставит вопрос о морали и политике. Может ли быть политика высокоморальной. И он выдвигает известный тезис. Часто авторство приписывают Макиавелли, но, согласно другим источникам, эта цитата могла принадлежать и Томасу Гоббсу и Игнатию де Лойоле (но официально принято считать, что эта цитата была принята иезуитами уже после высказывания Макиавелли). «Цель оправдывает средства». Смысл – высокая цель. По Макиавелли служение может быть оправдано любыми способами и средствами. Он кстати тоже был политиком. Он живет и служит во Флоренции. Служил флорентийским королям. Был близок ко двору Медичи. Но, в конце концов, его выгнали с родины. И он ставит эти проблемы. Есть версия, что Эскабар, иезуитский монах, этот термин выдвинул. Макиавелли не защищает аморализм в политике. Он считает, что государь должен быть лисицей чтобы избегать капканов и должен быть львом, обладать твердой волей, быть способным на применение насилий, но в интересах государства. Для него интересы государства превыше всего.

Заслуги: Проблема судьбы человека и проблема соотношения морали и политики.

Видным представителем Возрождения является Томас Мор. Жил в XVI век. Англичанин. Автор «Утопии». В переводе на русский «Нигдея». Это остров на котором отсутствует частная собственность, отсутствует порабощение. Во многом он идеи Платона о воспитании общественных людей позаимствовал. Путь в решении – устранение частной собственности. «Город Холмса» - Томмазо Кампанелла. Первые илеи коммунизма уже там зародились. Тоже утопическое произведение. Идею справедливого устройства человеческого общества убить невозможно. Эти люди первыми выразили эту идею. У них конечно и общие жены были, и в общежитии жили. Гиперболизированной идея общественности у них была. Конечно, если взять Коперника. Его открытие гелиоцентрической модели вселенной. Оно гигантское значение. Но он за 11 лет до её опубликования пришёл к этой идеи. И не решался её опубликовать. И только будучи на смертном одре решился. И в день его смерти был принесен ему первый экземпляр его работы. Он кстати был священнослужителем. Он побоялся религиозного воздействия. Атеизм. В эти времена зарождается тоже. Это не большевистское изобретение. Лео Тассиль - «Забавное Евангелие». Многие религиозные догматы в саркастической форме подаёт. Первые атеисты из среды богослужителей вышли.

Эпоха Возрождения - это эпоха первых атеистических произведений. Тиль Уленшпигель – герой легенд. Хорошо описывает картину.

Новое время

XVII, XVIII и даже XIX. Это эпоха крушения феодализма и зарождения капитализма. Эпоха научной революции в области механики и математики. Это Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон, Эванджелиста Торричелли и ряд других видных ученых. В философии на первый план выходит проблема познания. То есть гносеологическая проблематика занимает первое место. Важнейший объект познания не Бог и не очень-то даже и человек, а Природа. В науке постановка этой проблемы принадлежит английскому философу Френсису Бэкону.

Общее материалистическая направленность философии. Так вот Бэкон. Что ему принадлежит.

Науку и знание он рассматривает как высшую ценность.

Бэкон едва ли не первым ставит вопрос о взаимосвязи науки и практики, и утверждает, что наука служит практике. «Знание - сила», - его афоризм между прочим.

Он первым пытается осуществить классификацию наук.

Но в целом главное его усилие - на методе познания. «Что мешает нам в познании?» – главный его вопрос, который он ставит.

Он говорит о четырёх идолах, искажающих факторах, затрудняющих познание.

Идолы(призраки) рода. Это несовершенство наших органов чувств. Они недостаточно развиты и могут нас подводить.

Призрак пещеры. Каждый смотрит на внешний мир из своего внутреннего мирка. Это субъективное в восприятии объективного часто мешает. Хорош строй или плох. Если мне в нем хорошо, то хорошо. Если плохо, то плох.

Призрак рынка. Восприятие мира на основе расхожих представлений, существующих в обществе. Хотим мы или не хотим, но представленные идеи, которые активно внедряются в наш мир, довлеют на наше сознание, и в этом мире мы живем, и он влияет на наше сознание.

Призрак театра. Он называет слепую веру в авторитет. Весь мир театр, а люди в нем актеры. Научные авторитеты тоже ведь есть. Это всюду. Влияют на наше сознание. И мы делаем на них ссылки. Хотя Аквинский говорил: «Аргумент от авторитета – наислабейший».

Бэкон говорит: «Роль метода в познании огромна». Исследователь, владеющий методом подобен спутнику с фонарем: он видит куда идёт, знает куда идти. Вот таким определяющим методом познания бекон определяет опыт. Опыт, основанный на данных с органов чувств. Он считает, что опыт, особенно чувственно подтвержденный, способен привести человека к конечному успешному пути. А, так как опыт идёт от частного опыта, Бэкон разрабатывает индуктивный метод познания. Он идет от частных данных опыта к обощению.

Философия.

Лекция №4.

В прошлый раз мы не завершили рассмотрение предыдущей лекционной темы – про Средневековье. Мы закончили на характеристиках философии Бэкона. Были названы опасности, подстерегающие человеческое познание. При этом он считал, что главным способом научного познания является опыт. Бэкон явился родоначальником направления ненсуализма. Суть этого направления состоит в абсолютизации роли чувственного опытного познания в системе познавательной деятельности человека. В связи с этим он обратил особое внимание на формирование такого логического метода познания как индуктивный метод, в основе которого лежит движение мысли от частного (единичного) к общему. Именно так считал Бэкон, и считал совершенно справедливо, между прочим. Именно таким путем новые законы и научные положения открываются. Это правильно. Ведь путь познания идет от фиксации факта к анализу его причины, того, что его вызвало. Одна фиксация произошла. Сталкиваются со вторым и третьим проявлением. Ставится опыт, и в результате набора фактов делается вывод о наличии закономерной связи между одними событиями и другими. Все научные открытия относительно законов природы происходят. Они как раз делаются индуктивным путем познания.

И заслуга Бэкона состоит не только в том, что он обратил внимание на этот метод, но и постарался подтвердить его научными фактами. А ведь это время Ньютона, Кеплера, Лейбница. Ньютон тоже шел от наблюдения событий. Яблоко. Частное события, многократно повторяются. И нужно ей придать численное выражение или выражение в виде физических формул. Бэкон абсолютизировал и превозносил силу научного познания, видел в науке не просто интеллектуальный интерес человека, но и первый указал о связи науки с практикой. Впервые увидел в науке практическую силу. «Знание – сила» - его лозунг. Наука должна и может служить практической деятельности человека. Раньше наука и практическая деятельность человека шли порознь. Наука - это не просто способ удовлетворения любознательности, но и способ улучшения условий жизни, производства.

Следующим видным философом этого времени, философским противником Бэкона, был французский философ Рене Декарт. Он утверждал, что чувства могут нас обмануть, подвести. Ведь научный опыт того времени это не научный опыт. Современный опыт объективными фиксаторами снабжен (точные приборы для измерений и т.д.). Мощнейшим инструментарием обладаем мы. А тогда единственным способом фиксации были человеческие органы чувств. Был конечно телескоп, но все равно не то. Спиноза - нидерландский учёный и философ – о нём позднее – телескопы и микроскопы мастерил – шлифовальщиком он был. Следует доверять человеческому разуму, а не чувству. И в противовес Бэкону он разработал дедуктивный метод познания.

Он считал, что достижение истины возможно только посредством человеческого разума. Лишь с помощью разума мы можем постигать сущность вещей и делать обобщения. Действительно, то, что предлагал Бэкон - накопление фактов нуждалось в обобщении. А это можно осуществить только с помощью разума только с помощью разума. И Декарт дедуктивный метод предложил. И ход мыслей от общего к частному – то есть наоборот Бэкону. Вот этим методом мы пользуемся повсеместно. Во время всего нашего процесса обучения мы пользуемся дедуктивным методом. В математике редко открытия происходят. Мы знаем общее положение – теорему. И зная это общее положение, мы решаем частные задачи. В действительности, конечно, в научном познании, и индуктивный и дедуктивный метод применяется. Дело в том, что каждый из них преувеличивал роль и значимость того, что он отстаивал и пренебрегал роль метода своего оппонента.

Декарт разноплановый ученый – математик и его система координат. Он физиолог – разработал схему анализатора – передачи чувств из руки в мозг. И философ. Он занимал дуалистическую позицию. В чем смысл его дуализма? Есть две первосубстанции – духовная и материальная. И они существуют независимо друг от друга и они воплощаются в реальные предметы в реальные явления и прежде всего в самого человека. Человека, который есть единство двух начала- материального тела и духовной души. Деизм – философская позиция утверждающая духовность любого предмета. «И камень чувствует». Декарт – основоположник деизма.

И наконец. Отнести Декарта к материалистам? Нет. К идеалистам мы его отнесём, причем объективным. Именно в Боге Декарт видел первооснову, первопричину всего. За выражение «Я мыслю, следовательно, я существую» его порой интерпретируют не совсем верно. Не в том смысле, что мышление создало человека и определяет его существование. А в том смысле, что человек, обладающий мышлением способен понимать окружающий мир, понимать себя, собственные поступки, давать им оценку. Это не значит, что человек, у которого нарушилась психика перестал существовать. Декарт определяет то, что ставит человека выше животных – именно способность к абстрактно-мыслительной деятельности. Декарт придерживался концепции врожденных идей Платона.

В Англии утверждается линия материализма. И следующим видным философом явился Джон Локк. У него есть работа «Опыт о человеческом разуме». В этом сочинении Локк критикует Декарта за теорию врожденных идей. Он утверждает, и с этим нельзя не согласиться, что единственный источник идей – это его опыт. Человек постигает мир ощущениями, которые адекватны, т.е. соответствуют реальным свойствам вещей, их качествам, и на основе этого возникают человеческие идеи. Человек в опыте улавливает причину и связь. И причинно-следственные связи строятся в его голове. Причины и вещи имеют два вида ощущений: первичные качества – это пространственные свойства вещей: плотность, масса, движение. Эти свойства человек фиксирует объективно. Это первичные качества. А вот вторичные – цвет, вкус, звук, тепло или холод, боль – вот эти качества, он считает, связаны с особенностями чувств познающего субъекта. Тела производят ощущения – это Локк признает. Без тел ощущений не будет. Но характер ощущений зависит от человека. Один оценивает некое звучание как чересчур громкое, другой – как тихое. Дальтонизм тоже хороший пример. Локк тоже обращается к теории рефлексии и говорит, что это реакция сравнимая с данными нашего ощущения. Локк считает, что существует 3 вида знаний:

интуитивное (т.е. на основе опыта – наиболее точное),

демонстративное (т.е. доказательное – пример математическое).

сенситивное (т.е. чувственное – знание об отдельных сторонах предмета).

Локк одним из первых, наряду с Монтескье, разработал принцип разделения властей. Впервые обосновал необходимость деления власти на законодательную и исполнительную. И рассматривал их как уравновешивающие силы, не дающие превосходства одной и другой. Замечательная идея. Все ее принимают. Но далеко не везде она реализуется на практике. Он так же разработал теорию естественного права. Согласно этой теории неотчуждаемыми, естественными правами являются права на жизнь, на свободу и на собственность. Именно это делает человека независимость. Правда там была добавка. Собственность, обретенная законным путем. Там были и оговорки про неотторжимость собственности.

Томас Гоббс – другой видный философ. Современник Локка. Гоббс – материалист. Он разделяет все взгляды Локка почти полностью. Но имя Гоббса вошло в философии за его работу об общественном договоре. В этой теории Гоббс постарался ответить на вопросы «Почему и как возникло государство?» Точка зрения его следующая.

В первоначальном, природном состоянии, человеку свойственна природная черта – эгоизм ( даже скорее природный эгоизм). В состоянии природного эгоизма каждый человек стремится что-то себе присвоить, и это порождает ситуацию «Каждый против каждого, войны всех против всех». Человек стремится себе взять больше или вообще отобрать у другого. Но на каком-то этапе человек понял, что такое существование грозит самоуничтожением. Как же укоротить этот природный эгоизм? И тогда, по Гоббсу, человек приходит к выводу, что нужно создать определенный орган, провести отчуждение части своих прав в пользу этого органа, чтобы он регулировал отношения людей, устанавливал определенные порядки, которым люди должны подчинятся. Таким образом, государство возникает, как орган по управлению и регулированием отношений между людьми на основе принятого им договора. Теория не нова. И Платон, и Аристотель высказывали подобные идеи. Работа Гоббса по этой теории называет «Левиафан».

Спиноза. Нидерланды. Материалист. Особое внимание уделил проблеме человеческой свободы. У него есть труд «Этика». Приходит к выводу «Свобода – есть познанная необходимость». Рассматривает проблему соотношения свободы и необходимости. Необходимость существует в разных формах. Необходимость соблюдать моральные нормы, законы, правила человеческого общежития. А ведь все эти правила ограничивают свободу. Как примирить? Этот проклятый вопрос всегда стоит над человечеством. Соотношение свободы и необходимости подчиняться. Свободы и ответственности. Никогда не будет поколения, для которого пропадет этот вопрос. Вот Спиноза обратил внимание на эти проблемы. Для него свобода не состоит в отрицании необходимости, а в познании границ необходимости. Чем глубже и больше человек эти границы познал, тем он свободнее! Юристы смекнули и выдвинули тезис «что не запрещено, то разрешено». Отсюда вытекает – право не всеобъемлюще. Право не может быть абсолютным. Поскольку всё в законе не пропишешь. Есть ещё нормы, регулирующие поведение человека, мораль. Общество, построенное на пренебрежении к морали, никогда не может быть успешным обществом. У нас они(моральные устои) сильно пошатнулись. Мы близки уже к первичному эгоизму. Вот таков Спиноза.

Теперь мы, наконец, закончили средневековую философию и можем переходить к следующей теме.

Немецкая классическая философия.

Вопросы для рассмотрения:

Иммануил Кант родоначальник нем класс философии

Иоганн Вольфганг Гегель – система и метод Гегеля

Людвиг Фейербах, как представитель философского материализма

Философское учение Маркса и Энгельса

Помимо этого мы должны самостоятельно изучить :

Философия Фихте. Субъективный идеализм Фихте.

Натурфилософия Шеллинга (это примерно в одно время с Гегелем).

Философия эпохи просвещения - Вальтер, Руссо.

Немецкая классическая философия

Охватывает период XVIII и частично XIX веков До середины XIX. Развитие философской мысли в Германии опоздало по времени относительно развития философской мысли в Англии и Франции. Это объясняется определёнными социальными обстоятельствами. Германия находилась в состоянии феодальной раздробленности. Не было единого центра – было множество княжеств. Отстала она и в промышленном развитии. В связи с этим философская мыль тоже несколько отстала. Второй момент. Философы нового времени, особенно французские, были социально активны, философы просвещение подготовили французскую буржуазную революцию. Они можно сказать были на пороге Бастилии – в любом момент могли быть арестованы. А вот немецкие законопослушными были и состояли на службе государства. Их вполне устраивали существующие социальные порядки. Социальная составляющая в их философских трудах очень обеднено присутствует. Французы рвались на баррикады, были противниками католицизма.

У немцев конечно тоже есть примеры борцов с засилием церкви. Мартин Лютер будучи католическим священнослужителем был недоволен торговлей индульгенциями. Отцы церкви вели роскошный образ жизни, засилие было церкви повсеместно. Мартин Лютер считал, что нужно лишить пышности служение. Что священник, как посредник между паствой и Богом, не нужен. Ни к чему исповедь. Упростить богослужение. Больше о душе, чем о пышности заботится. Неслучайно это течение получило название протестантизма. Прокламацию на своем храме Мартин Лютер вывесил. Его отлучили от церкви в конечном счёте. Тем не менее, сейчас протестантизм и в Англии, и в Америке, и в Германии, и в других странах. Эти идеи широко в мире распространились. У нас их почти нет. В Скандинавии тоже протестантизм.

Говорил об этом и Жан Жак Руссо. Если правительство нарушает законы, то человек вправе такое правительство прогнать. Интересно интерпретировал общественный договор. Он поддерживал его, но в основе необходимости создания договорного государства лежит природный коллективизм, а не природный эгоизм. Только в сотрудничестве друг с другом человек мог выжить в тяжелых условиях природы. В это же время выходит важнейшее атеистическое просвещение. Они полагали, что все беды от того, что люди не просвещены. Людей нужно вырывать из объятий церкви. Не случайно Ленин писал в одной из своих работ: «В атеистической пропаганде французских материалистов использовать нужно». Эти работы не потеряли своего значения. И писали их именно священнослужители.

Итак, родоначальником немецкой философии явился Иммануил Кант (1724 - 1804). Всю жизнь прожил в Кёнигсберге, не выезжая за его пределы. Похоронен в стене кафедрального собора города. И, между прочим, несколько лет тому назад впервые в нашей стране местному университету было присвоено имя зарубежного ученого. Математику, философию, естествознание преподавал. Профессором, а затем и ректором этого университета был. В молодости не женился. Когда разбогател, то уже нужда прошла. Но экономка у него была(. Он был очень пунктуальным. И потому, когда он шел на лекцию – местные сверяли часы. Площадь его разума огромна. В творчестве Канта различают докритический и критический периоды.

В докритический занимался вопросами происхождения Земли, Вселенной. Создал теорию, получившую название Канта-Лапласса. Лапласс потом хорошо обсчитал эту теорию – создал математический аппарат этой теории. Согласно Канту солнечную систему создал никакой не Бог. Она возникла естественным путем из туманностей в процессе вращения, в результате действия центростремительных сил. Как снежных коми. Таким образом образовались планеты солнечной системы.

Критический период – это уже поздний Кант, зрелый Кант. Тут у него уже сугубо философские интересы. Он публикует свои важнейшие работы, и в центре его внимания встают проблемы гносеологии, т.е. познавательной деятельности. Этические и эстетические проблемы. Но всё-таки важнейшие из них – гносеологические. Три работы:

«Критика чистого разума» (1781)( Kritik der reinen Vernunft) — собственно философия, гносеология.

«Критика практического разума» (1788) — этика.

«Критика способности суждения» (1790) — эстетика.

В гносеологии кант идет от английского философа Давида Юма. Согласно Юму человек знает только то, что дают ему его ощущения. Т.е. познание мира ограничено человеческими ощущениями, о которых нельзя сказать, истинны они или ложны. Когда Юма спрашивали: «А что за пределами ощущений?» «Не знаю», — отвечал Юм. Юма стали называть агностиком, т.е. ограничивающего познавательные способности человека. Это позиция субъективного идеализма. Я ощущаю мир – он есть. Не ощущаю – значит его нет для меня. И существование, и бытие узким миром ощущений существует. А значит мир существует постольку, поскольку я его ощущаю. А раз я его не ощущаю, значит мира нет. Это не беспочвенная позиция. Беркли говорил о ней.

Но Кант говорит нет. Человеческое познание включает три ступени: чувства, рассудок и разум. Выражаясь современным языком, на уровне чувственном мы получаем первичную информацию о вещах. На уровне рассудка мы, руководствуясь знаниями, приводим ощущения в порядок: компонуем, устанавливаем причинно-следственную связь, отделяем главное от второстепенного. Т.е. мы организовываем чувственный опыт. А на уровне разума возникает вопрос о глубине постижения истины, глубине проникновения в сущность вещей, о глубинных источниках бытия.

Кант, анализируя и рассматривая возможности этих познаний, приходит к учению о «вещи в себе». Кант ставит вопрос: «Постигаема ли вещь в себе?» Постигаема ли глубинная сущность вещей? И кант говорит нужно различать любая вещь, любое явление события в двух ипостасях существует. То, что нам доступно с помощью чувства и разума – это вещь для нас. А есть что-то за переделами. Вещь такая, какая она нам кажется и какая она есть на самом деле, – это не одно и тоже. Кант в том отношении прав – нам свойственно ошибаться и заблуждаться. В этом отношении с ним не поспоришь. Наши знания о вещи для нас могут улучшаться, но вот постичь сущность вещей, вещь в себе мы никогда не сможем.

Т.е. Кант своим учением о вещи в себе ставит принципиальную границу на пути человеческого познания, выйти за которую, он не может. Такая позиция называется агностицизм – философская позиция, ограничивающая или искажающая возможности человеческого познания.

Это так называемый кантовский агностицизм.

Кант сформулировал и определил противоречия в познании, которые человек не может преодолеть и окончательно доказать. Одно противостоит другому. Аналогия с зеноновскими апориями имеет место. Вопросы в стиле: «Мир конечен или бесконечен? Как можно познать одно или познать другое? Антиномиями Кант называет такие ситуации. Антиномия означает противоречие.

Бог есть или Бога нет? Попробуй, докажи одно или попробуй докажи другое. Мир постижим в познании? Мир никогда не может быть разрешен в познании. Вот эти неразрешимые противоречия затрудняют процесс познания. Через них человеку никогда не переступить. Видный английский философ 20века Бертран Рассел расширяет круг антиномий. У него есть работа «История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней». Редкий случай в 1953 году книжка у нас была издана. Буржуазная книга и была издана в союзе! Ну Сталин умер вот и некие послабления возникли.

Следующий важный элемент учений – этическое. Учение о категорическом императиве. Это его терминология. Канту принадлежит замечательное выражение. «Две вещи, которые вызывают у меня все большее восхищение и удивление –звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Давно еще Аристотелем золотое правило нравственности было сформировано: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Кант идет от древних философов, которые ставят вопрос – человек это цель или средство? Как относится к нему? И вот он формирует свой императив: «Относись к себе и ко всему человечеству в своем лице только как к цели и никогда как к средству». Это требование Кант считает важнейшим.

Для него – человек высшая ценность и высшая цель. Из этого положения вытекает, что нужно вести себя нравственно. Долг и чувства долга – он считает важнейшим. И выражал его в очень категоричной форме. «Ты должен, потому что ты можешь», – вполне естественная штука. Кант переворачивает: «Ты можешь, потому что ты должен». Преступи через себя. Нет ничего святее долга. В долге любом есть объективное и субъективное. Объективное – это внешнее требование – требование закона/морали, которое заставляет нас вести себя. Но есть и субъективное – а хочу ли я себя так вести? Хочу ли я так поступать? Это внутренние требования. И человек всегда в состоянии нравственного выбора находится. По законам морали или по законам хочу/не хочу. Каждый из нас принимает решение.

Он ставит эту проблему, и у него превалирует объективное – наплюй на свои желания, но выполни обязательства. Выполни то, что ты внешне должен выполнить. Поздний Кант завершает свою гносеологическую проблематику. Есть ли конечный положительный итог? Сможет ли человек все познать? «Я ограничиваю разум, чтобы дать место вере», - Кант. К средневековой двойственности истины приходит. Он не прокламирует Бога, но он близок к понятию мирового разума, мирового духа.

Лекция №5 28.10.2011

Философия Канта

Начали характеристику немецкой классической философии и почти рассмотрели философию Канта. Кант относится к разряду философов, которых трудно однозначно к материалистам или идеалистам отнести. В его философии и те и другие позиции перекликались. Материализм состоял в том, что он признавал объективное независимое от человека существование вещей. Мир существует объективно и вне независимости от нас нашей силы. Это безусловно четкая материалистическая позиция. Кроме того, он на этом не останавливается, и в раннем докритическом периоде делает вывод о возникновении планет. В чем же его идеализм?

Он гносеологический. В форме агностицизма. Это позиция отрицающая или ограничивающая познавательные способности человека. Конкретно его агностицизм проявлялся в том, что он утверждал принципиальную непознаваемость вещей в себе. Хотя позже когда перейдем к вопросам познания, его агностицизм не совсем уж плох. В его трактовке агностицизма содержится очень глубокая и положит идея. Его агностицизм не так прост. Это не лобовое отрицание непостижимости идеи в себе. Исходя их этого, отталкиваясь от его философии, одни шли в сторону материализма, другие в сторону идеализма. Во всяком случае, значение этого философа велико. Он оказал огромное влияние на умы. Пушкин, характеризуя Ленского: «Поклонник Канта и поэта». Еще его одна замечательная черта. В социальном отношении он был сторонник прекращения военных действий. Запрета на войну. Трактат о природном мире. Мечтал о становлении на Земле вечного мира. В ответ на его трактат Гейне, кажется, написал «завет исполнен мудреца народы мирные ликуют, повсюду кончилась война, и лишь философы воюют».

Философия Фихте

Линию субъективного идеализма продолжил Фихте. Я не буду подробно характеризовать его философские взгляды. Фихте - типичный представитель субъективного идеализма. Его позиция. Он утверждает, что весь мир можно поделить на две взаимобусловенных стороны Я это познающий субъект и «НЕ – Я» Нея это весь окружающий человека мир в его природном соц. воплощении. Как они взаимодействуют. Фихте, продолжая линию канта, развивает вопросы познания мира. И решает вопрос о существовании мира, решая этот вопрос. То есть вопрос о бытие решается через гносеологию. Если в религиозном познании мы говорим что господствует теоцентризм, то по Фихте – центр мироздания – Я – познающий субъект. Но Фихте прекрасно понимает, что существует не только Я, но и познаваемый мир они соотносятся в соотношении координации. Поскольку существует мир, но мое время ограничено. И мир Нея вечно существует. Нея по Фихте существует лишь постольку поскольку я его воспринимаю, ощущаю, познаю, раскрываю его различные стороны. Т.е. его позиция близка в позиции солипсизма.

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма – существую только я а весь мир – проекция моих ощущений. Инертная штука – каждый из нас живет в мире, и воспринимаем мир пока мы в нем живем. И наши представления о мире весьма разнолики и разнообразны. Картина мира в каждой голове одна. Но одно дело индивидуальные представления, которые разные. Другое дело проблема объективных свойств. Так вот Фихте как раз абсолютизирует первую сторону. Своеобразие постижения мира. Неадекватность постижения мира. И отсюда он не напрямую приходит к выводу, что Я первично, а Нея вторично, производно от моего индивидуального восприятия мира. Тут тоже двойная логика. Да картина мира зависит от меня. Но это не значит, что мир существует, зависимо от меня одно дело картина мира в моем сознании. Другое дело он сам. Мир же существует до человека независимо от того познал ли он мир или нет. По существу это тоже агностицизм. Дальше утверждение о возможности достижения объективного знания. Но где, же оно не зависящее от знания? Такого нет. Фихте абсолютизирует индивидуальность восприятия человеческого мира. Мы приходим на позицию субъект идеализма. В своих политических взглядах он много сделал для подготовки буржуазной революции в Германии. Получал пинки от властей, но со временем упокоился

Откуда рождается субъективный идеализм? Он рождается, как говорил Ленин, когда одна из сторон процесса познания абсолютизирует, т.е. преувеличивается.

Не будем о Шеллинге. Будем о Гегеле. Хотя они однокурсники. В филологическом университете каком-то учились. Родился в 1770 году. Прожил 61 год и оставил после себя гигантское философское наследие. По силе интеллекта по силе мысли по силе философствования она намного превосходит многие. Хотя, по сути, это столетие. Такие крутые повороты произошли в этот период. Трудно найти что-то подобное в такой исторически упакованный срок.

Гегель все время был на службе у государства. Ректором даже был. Творчество Гегеля - вершина классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, выдвинутые кантом, Фихте. Но он пошел дальше своих учителей и предшественников. Заслуги

Первым представил весь естественный исторический и духовный мир в бесконечном движении, развитии, изменении.

Он открыл, сформулировал и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Это самое ценное в философии Гегеля. Причем он сознательно противопоставил диалектику другому метафизическому методу познания. Черты этого метода будут раскрыты позже.

Последовательный противник и критик кантовского агностицизма. Он не согласен с метафизическим разрывом «вещи для нас и вещи в себе» – по Канту. Т.е. с разрывом сущности и явления. Гегель утверждал, что сущность не менее объективна, чем явление. Любое явление – форма реализации сущности. Она может быть разной. Но, тем не менее, явление существенно, сущность проявляется. Нельзя отрывать одно от другого. Он считал ошибочным мнение канта о принципиальной непознаваемости вещи в себе. Вещь в себе, по мнению Гегеля, развивается, изменяется, а не является чем-то застывшим. Отсюда Гегель не согласен с позицией Фихте, который пытался выводить существование внешнего мира. Под термином не я из существования познающего субъекта он не только против канта был, но и против идеи удвоения мира на я и Нея Фихте.

Вот это основные идеи Гегеля. С точки зрения антологии Гегель типичный представитель объективного идеализма. Его система – объективный идеализм. Этот объективный идеализм проявлялся в том что, согласно Гегелю в основе всего сущего лежат законы мышления, т.е. законы логики. А на вопрос, а откуда взялись вопросы мышления, законы логики. Гегель отвечает «это мыли Бога еще до сотворения мира». Вот тут очень интересно. Гегель никогда не употреблял категорию Бог. Он стремится избежать обвинений в теологизме. Он не придерживается идей теоцентризма и креационизма. Но объективный идеализм, что у Платона, что у Аквинского неудержимо ведет к мысли о духовном начале. Его можно называть по-разному. И вот его философская система делится на три части.

Логика и основной его труд называется «логика»

Философия природы. Здесь Гегель не преуспел.

Философия духа.

Логика с его точки зрения есть система чистого разума. Совпадающего, в конечном счете, с божественным разумом. Но откуда Гегель смогу бы узнать мысли Бога еще до сотворения мира. А он на этот вопрос не отвечает. Полагая что он для него каверзный он на него не отвечает. Вот как объективный идеализм не хочет убежать от религиозного мировоззрения ему это не удается. Как и субъективный провести, не впадая в логику и объективный идеализм тоже не удается.

Исходным пунктом философии Гегеля явился тезис о тождестве мышления и бытия. Согласно Гегелю вещи и мысли о ней совпадают поэтому в мышлении отражаются реальные свойства, реальная природа вещей. Вот тут с ним можно согласится. С тезисом о тождестве бытия и мышления нельзя согласиться. Но, то, что мы в своем сознании отражаем этот природный мир и достаточно адекватно отражаем. С этим нужно согласиться. Антологическое не приемлемо. И гносеологически приемлемо. У канта наоборот.

Гегель очень интересно начинает свою работу логика. Нужно с чего-то начинать. Сначала было ничто. Потом появилось нечто. Нечто это уже не ничто. Философию Гегеля часто называют спекулятивной. Спекулятивная философия в смысле умозрительности понимаются. Философские основания не от действительности, а от умозрительного конструирования мира идут. В основе мира лежит абсолютный дух, абсолютная идея. Для него эти понятия равнозначны. Он придерживается позиции пантеизма. У него дух и природа. Это не разные вещи. В чем это выражается? Абсолютный дух – высшее начало проходит в своем развитии несколько этапов. Первый этап – это существование абсолютного духа в собственном лоне. Это процесс его саморазвития. Второй этап – первая стадия воплощения духа в природе. Вот откуда его пантеизм.

Природа не просто порождение духа, а воплощение. Дух и природа неразрывны. Он не разрывает духовное и материальное. Как она воплощается в природу – Гегель этим не очень озадачивается. Научные открытия его не очень интересует. Гегель в естественно научном отношении слаб. Как натурфилософ он ничего не представляет. Стремясь восполнить этот недостаток, Энгельса диалектику природы пишет работу. Третий этап – абсолютный дух в процессе своего развития в человека. Человек – идеальная форма абсолютного духа. Последний этап – воплощение в себе. Абсолютный дух в человеческой истории в человеческом развитии воплощается.

Таким образом, дух совершает несколько этапов своего развития. И возвращается в идеальной форме – форме человеческого сознания. Ценность – это чистый объективный идеализм. Его философская система – объективный идеализм. Но что ценно? Ценна идея развития. Достойно гибели все то, что существует. Ничто не может существовать вечно – вот смысл этого афоризма. Время не беспредельно. Все процессы рано или поздно завершаются. Гегель впервые не в замкнутом закостенелом развитии мир представил, а в беспрерывно развивающемся мире. Все действительное разумно. Все разумное действительно. То, что воплощается в действительности, у него имеются разумные основания. Рано или поздно всем приходит конец. Идея вот та наиболее важна.

Диалектика Гегеля

Некоторые говорят, Гегель был первым диалектиком. Первым был Гераклит на самом деле. Все течет, все изменяется. Гегель разрозненные диалектические идеи систематизировал. Три закона диалектики сформулировал

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон перехода кол-ва в качество и обратно

Закон отрицания отрицания.

Последний закон в форме тезис-антитезис-синтез. В учении о триаде. С позиции триады все вокруг изменения объяснял.

Какова же природа исторического процесса? Дело в том, что соц. проблематике он тоже значительное внимание уделял. Есть работы философия истории, история философии, феноменология духа, философия права и ряд других работ относятся к развитию человеческого сообщества. Гегель утверждает прогрессивное развитие общества. Важнейшим критерием соц. прогресса он считает движение общества к царству свободы. Гегель утверждает необходимость и поступательность исторического процесса. В самой логике исторических событий он также видит проявление воли и значение абсолютного духа. Вот тут тоже нужно было бы признать, что историю творят люди одержимые своими целями. Но нет. Довлеет абсолютный дух над людьми. И общество движется в направлении общей свободы.

Мы порицали его за идеи Гегеля о войне. Если Кант мечтал о всеобщем мире, то Гегель признает, что войны играют положительную роль. Война – очистительная гроза. Очищает атмосферу, окружающую среду. Вырывает с корнем гнилые деревья. Она очищает соц. общество. Довольно мизантропичная идея.

Гегель утверждал неравноценность народов и роль немцев, арийцев в целом как целеустремленных, прагматичных, настойчивых. Невысоко ценил роль славянских народов. Расистки националистический характер объяснения история.

1 2 3 4