">
Философия Современная философия
Информация о работе

Тема: Лекции по философии

Описание: Предмет философии это всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия задаётся двумя другими вопросами зачем и почему. Философия тесным образом связана с мировоззрением. Разделение на идеализм и материализм свойственно ей. Язык философии.
Предмет: Философия.
Дисциплина: Современная философия.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 26
Поднять уникальность

Похожие работы:

Кое-где он противоречил собственным идеям. Высшая форма государственности – прусская феодально-сословная монархия. Простите, а как же с тезисом, что достойно гибели все то, что существует? Но объяснение находится в том, что Гегель находился на службе у прусского государства. И попробовал бы он выступать против существующего строя. Конечно он во имя соц. благополучия на горло собственной песни наступал. Как видно внутреннее она не противоречива. Диалектика – самое замечательное в его трудах. Диалектика идей определяет диалектику вещей. О диалектику как о законах познавательной деятельностиеловека говорит. Как они реализуются в природу ему совершенно не интересно. Кое в чем он раздражал современников. Он считал что философия – роль науки наук. Ему говорили, что философские утверждения противоречат фактам. Тем хуже для фактов – отвечал он. В Древней Греции это было обосновано. Но в 19 веке это безосновательное утверждение.

Философия Людвига Фейербаха

Фейербах родился в год смерти Канта и прожил 68 лет. Явился виднейшим представителем философского материализма и атеизма. Он был знаком с трудами Гегеля. Его философские взгляды под лекции Гегеля сформированы были. В кружок младогегельянцев входил вместе с Энгельсом. Но потом разуверился и выступил его противником. Антропологический материализм называние его философию в центре его философии стоит проблема человека. Его происхождения, его природы. Фейербах создал серию трудов. Крупнейший труд – сущность христианства. Под конец жизни вступил в германскую социально-демократическую партию. Но марксистом не стал, называл свою философию философией будущего. Но претензия была не обоснована. Какова суть?

Во-первых, по Фейербаху человек не создан никаким Богом – он результат и венец естественного развития. Фейербах отстаивает природное происхождение и природную сущность развития. Это его центральное положение в трактовке человека.

Во-вторых, Фейербах ставит себе вопрос о том, откуда взялся Бог. И утверждает, что идея Бога является продуктом человеческого разума. Бог – творение человеческого разума. Не Бог создал человека, а человек создал Бога по своему образу и подобию, наделив его положительными человеческими чертами. Сама религия в связи с этим выполняет определенную роль. Она является регулятором взаимоотношения людей. Он тут проводит определенную идею. Религия по Фейербаху произошла от слова регулировать (отношения) и вот она призвана регулировать отношения между людьми. Фейербах ставит вопрос о роли морали в жизни человека. Вообще проблемам морали он уделяет большое внимание. Он придерживается позиции гедонизма. В основе человеческой морали лежит стремление к счастью и благополучию. Наивысшим проявлением морали по Фейербаху является любовь. Не абстрактная вообще, а любовь людей друг к другу. Особенно между мужчиной и женщиной. Он воспевает ее и придает наиб значение.

В то же время философии Фейербаху присущ ряд серьёзнейших недостатков. Фейербах не заметил, не понял, не принял самого лучшего, что было у Гегеля – диалектики. Поэтому Фейербах остается на позиции метафизического мира. Энгельс употребил образное выражение. Борясь с идеализмом Гегеля, он не заметил его диалектики. И вместе с мутной водой гегельянщины, он выпустил из ванной ребёнка – диалектику. Про ребёнка выкинутого – это иносказание есть такое. Еще один его недостаток. В человеке он видел только продукт природы, но не понимал соц. сущности человека. Что человек не только продукт природы, но и продукт общества. Эту соц. сторону он недопонимал и не учитывал.

Стремясь повысить мораль общества, он пытался создать мораль, по словам Энгельс годную для всех времен и для всех народов. Какую-то общую человеческую мораль вне времени и пространства. Именно в силу этого созданная им мораль не годна ни для одного общества, ни для одного времени - Энгельс. Создать универсальную мораль невозможно. Вместе с тем роль Фейербаха огромна в роли критики Гегеля. Нужно было пережить очищающее влияние работы Фейербаха. Маркс и Энгельс пишут, что сразу стали Фейербахианцами после прочтения.

В 21томе собрания соч. МЭ Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.

Философия Марксизма

Возникает в середине 18 века. Маркс и Энгельс вначале являлись учениками и сторонниками Гегеля. Они входят в кружок младогегельянцев, являлись поклонниками идей Гегеля, идеологии Гегеля, испытывают на себе огромное влияние. Они не сразу стали материалистами. Со временем и в том числе под влиянием Фейербаха происходит несогласие с Гегелем. И постепенно на позиции материализма переходят. Но этому предшествовали различные предпосылки, присущие этому времени. Принято выделять три предпосылки естественнонаучные, социально-политические, философские.

К разряду первых относятся 3 великих открытия.

Открытия закона сохранения и превращения энергии материи. Впервые было показано, что материя не исчезает, не переходит в ни что. А переходит из одного состояния в другое. То есть мир материален.

Немецкими зоологами Шейденом и Шваном клеточное строение животных и организмов было открыто. Стало ясно, всё имеет свою единую природную основу. Живая клетка является важнейшим структурным элементом всего живого.

И третье – дарвиновская гипотеза о происхождении человека от обезьяноподобных существ. Опять была поколеблена идея о божественном происхождении человека. Естествознание превратилось из науки о явлениях, в науку о процессах.

Социальные предпосылки и развитие капиталистического общества. Первые выступления против капитализма в виде восстания леонских ткачей, восстания селесских ткачей в Германии и чартистское движение в Англии. Первые пролетарские движения. Буржуазия в своих изменениях без рабочих не добилась бы ничего. Пролетариат таскал кафтаны из огня. Буржуазные революции под лозунгом свобода, равенство и братство. Под этими лозунгами они вместе с буржуазией шли. А потом возник вопрос о том, что пролетариат нуждается в собственной теории, мировоззрении, политики, философии. Потребность в отделении интересов буржуазии от пролетариата.

Теоретическими предпосылками помимо философии Гегеля и Фейербах явились учения французских утопистов. Сенсемон в их числе.

Самые значительные результаты.

Маркс и Энгельс создали принципиально новую философию. Диалектически и исторический материализм. Самая распространённая ошибка мол идеализм от Гегеля и материализм от Фейербаха взяли, соединили и получили, что получили. Это была диалектика идей. Поэтому Энгельс и затевает работу диалектика природы. Материализм, что был у Фейербаха, лишенный диалектического содержания тоже не годился. Прежде чем взять положительное оттуда и от другого. Идеология в значении идеализма употребляют. Переработали всю немецкую философию.

Философия №6 11.11.2011

Марксизм представлял собой оригинальное самостоятельное философское течение, возникшее на базе и на основе неудовлетворённости философским подходом и объяснением событий с позиции гегелевской философии. На почве неудовлетворённости гегельянщины возникли два направления: марксизм и позитивизм.

Рассмотрим суть того, чтобы было ими сделано. Критически переработана и переосмыслена философия Гегеля, Фейербаха и других немецких философов. Это нашло выражение, прежде всего в совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология». Под идеологией они понимали идеализм. По существу это критическая разборка немецкого идеализма. В первую очередь гегелевского идеализма. Прежде всего, в собственных целях они выполняли эту работу. Второй важной работой Маркса этого периода были философско-экономические рукописи 40-х годов. 1842 и 1844. Вот тут уже было сформировано собственное мировоззрение.

В третьей работе уже идеология марксизма формируется. В 1846 году работа «Манифест коммунистической партии». Это программный документ, в котором отражена идея неизбежности смены капиталистического строя на более передовой, в силу присущему ему внутренних противоречий. Обусловлена передовая роль рабочего класса в решении этих и других проблем.

Конечно фундаментальная работа Маркса – «Капитал» – большую роль играет. Конечно Капитал это не философская, а скорее экономическая работа. Подобно гегелевой Логике, он настаивал на логике капитала. В методологическом отношении она замечательна.

Анти-дюринг. Многие работы философские и политические пишутся так. Берется концепция, с которой автор не согласен, и в критическом, полемическом стиле пишется работа. Это вообще характерно для многих научных работ. Был такой философ Дюринг.

Следующая видная работа – Диалектика природы. Она является реакцией на то, что недоделал Гегель. Для него, мы помним, природа в стороне. Она реализовала себя и все. Видя ущербность и недостаточность, Энгельс хочет восполнить этот пробел. Сама природа дает нам образец диалектического существования и развития. К сожалению, работа не закончена и не обобщена. Состоит из отдельных глав. Гносеологическая, онтологическая представлены. Некоторые, лучше некоторые полно.

Интересная ещё одна работа. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Дана оценка философии Гегеля, и указаны положительные стороны и недостатки философии Фейербаха. Маркс и Энгельс шли от младогегельянства, через Фейербаха к собственному мировоззрению. Не сразу они стали сторонниками своей позиции.

Еще работа – Критика готской программы. Ещё – письма Энгельса об историческом материализме. Это письма Энгельса некоторым видным авторам и мыслителям. В том числе русскому философу Анненкову. Он излагал взгляды на общества и т.д.

Что же характерно для их философии?

Последовательный материализм. Т.е. поиск материальных причин, материальных основ, лежащих в основе любых природных и социальных явлений.

Решение проблемы единства мира, основы бытия. В чем состоит единство мира? Платон утверждал, что в способности человека мысленно охватить разные события и объединить их силой своего мышления. Маркс и Энгельс утверждали, что единство мира в его материальности. Материя бесконечна и разнообразна в своих формах и проявлениях. Неуничтожима и несотворима. Везде куда бы мы ни проникали, обнаружим новые формы материи.

Диалектика. Но какая диалектика? Идею развития Маркс и Энгельс подхватили у Гегеля и других диалектиков. Но та диалектика, которая была у Гегеля, для Маркса и Энгельса была неприемлема. Она была на идеалистической основе. Диалектика у Гегеля отсутствовала в самом объективном – в мире, в природе. Потому-то Маркс и Энгельс пишут работу Диалектика Природы. Гегелевскую диалектику коренным образом переработали. Особенно принципы взаимосвязи, развития в ведущие диалектические принципы обратили.

Они не только переработали трактовку диалектики. Методологическая функция – применение метода познания в анализе события. Маркс и Энгельс применили диалектику, как метод познания, как метод анализа и в природе и в обществе. То есть показали гносеологическую познавательную роль диалектики. Это является наиболее сложной задачей.

Создание исторического материализма. Распространение материалистического и диалектического подхода на область общественной истории, общественной жизни и самого человека. Что наиболее важно в рамках общественной истории?

Это доказательство того, что в системе общественных отношений определяющая роль принадлежит материальным отношений. Т.е. производственные, материалистические отношения составляют базу основу всех отношений. А в рамках производственных отношений наличие отношения собственности является основой развития общества. Прежде чем заниматься философией, религией искусством, он должен есть, пить, а для этого он производит материальные благи. Вот схема. Сторонники просвещения полагали, что движущая сила развития общества – просвещение людей. Но не только оно одно не движет людей.

Общество развивается. Не стихийно не по воле отдельных личностей. Не по воле Бога по своим законам. Законы общественного развития отличаются от законов природы. Но, тем не менее, они существуют, действуют. Стало быть, развитие истории – закономерный процесс.

Коль общество развивается, значит должны быть ступени развития общества. И Маркс предложил ступени общественного развития – общественные формации

Введение понятия общественно-экономической формации позволило анализировать анатомию общества, выделять его важнейшие структурные, содержательные элементы.

Маркс и Энгельс напирали на то, что классовая борьба играет роль движущей силы в развитии общества. Каждый класс имеет свои интересы. Каждый класс отстаивает свои интересы. Отсюда возникает противоречие интересов. Борьба классов за свои интересы, и это движет классы вперед.

Взяли эту проблему у Гегеля. Проблема отчуждения человека в экономической, политической, духовной сферах общественной жизни. Получается так, что продукты произведенные человеком не принадлежат ему, а противостоят ему.

Проблема человеческой личности. Рассмотрение личности как продукта общественных отношений. Общество в определяющей мере формирует человеческую личность. Личность – это не борода, не кровь человека. А это совокупность всех общественных отношений.

Маркс и Энгельс отстаивали изменение роли философии в обществе. Сформулировал Маркс её (роль) так. Философы до последнего времени лишь объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменить его. Объяснительная функция остается. Марксизм не догма, а руководство к действию. Это учение должно применяться. Должно действовать на людей во имя изменения общественных отношений.

Таким образом, новая философская система была создана - диалектический материализм. Основная идея – идея построения справедливого общества. И идея эта неуничтожима. Вывод – ничто не нужно догматизировать. Не нужно ничто возводить в абсолют.

Философская мысль в России

Основные черты, предпосылки возникновения фил и периоды её развития

Материалистическая традиция русской философии

Русская религиозная идеалистическая философия конца 19, начала 20х веков

Ленинский этап в развитии философии в России

Есть такая байка. Если бы потребовалось описать верблюда, как бы поступил англичанин. Англичанин бы поехал в Аравию, нашел бы там верблюды, измерил, подробно понаблюдал и выполнил бы, таким образом задание. Француз бы пошел в зоопарк. И если бы его там не было, сказал бы, что вообще их не существуют. Немец бы никуда не поехал в зоопарк тоже. Заперся бы. Применив силу индукции дедукции познания, составил бы скелет, образ этого верблюда. Русский бы сразу сказал, что не таких зверей.

Павлов потом об этом писал. «Мы очень не любопытны. Мы не пытливы».

Специфика нации, социальных условий, исторической судьбы отражается и на философской мысли. Гегель – это философия, схваченная в мысли. То, что мысль будоражит и находит отражение в той или иной стране.

Характеристика русской философской мысли:

Характерна временная особенность, заключающаяся в том, что период её становления, как самостоятельной философии, и возникновения возникло поздно. Только вначале первой половины 18 века. Мы в философском развитии, безусловно, отстали

По сравнению с западной философией, которая позиционировала себя, как наследницу античной философии, связанной с ней лингвистически через латынь, Россия не имела такого богатого философского наследия.

Пробуждение фил мысли в России совпало по времени с напряжением философской мысли на западе. Отсюда

А) изучить освоить фил мысль на западе, т.е. выполнить задачу ученичества и совместить эту задачу с собственным фил творчеством. И эта задача ученичества всегда присутствовала в нашей мысли

Связь русской фил мысли с православие как формой религии в ее историческом становлении и в определенной степени до 20 века. Это очень интересно. Если западная сначала отдельно, потом подчинена, потом освобождалась. Противоборство было между ними. То у нас такой борьбы философии с религией не было. Религия в форме православия была первой формой духовной деятельности, первой формой грамотности. Отечественные мыслители не могли читать западных трудов. Единственная форма развития философской мысли – православная мысль. Если у них она ловила на западе, а потом освобождалась, то православная не устраивала гонений и довольно мирно существовали философские взгляды и церковь.

Антропоцентризм. Будучи тесно связанной с религией в то же время центр философия ставила не столько религиозные догматы сколько судьбу человека. Проблема человека для русской философской мысли была традиционной. Отсюда следующая черта

Связь философской мысли с революционной мыслью. Во имя условий улучшения бытия человека. Это проблема бытия человека, свободы человека.

В силу этого гносеологическая проблематика, к сожалению, в истории русской философской мысли никогда не была сильно представлена. На первый план проблемы бытия выходили часто

Поиск особого пути развития России. Борьба двух концепций – западничество и славянофильство

Тесная связь русская философская мысль с литературой. Наиболее видные русские литераторы зачастую были видными философами.

Представлена как материалистическая, так и идеалистическая традиция.

Периоды:

предфилософия. 9-нач 10 века. Не имеем чистых философских учений. Хотя в летописях, завета и других формах литературной деятельности проявлялись философские мысли

возникновение русская философская мысль сер18- кон 19.

кон 19-нач 20. Для этого периода характерен русский идеализм и становление марксисткой мысли.

установление советской власти. До 90х годов 20столетия.

с 90-х годов по наст время. Охарактеризуем его как период оценки разброда и шатаний и поиск самоопределения. По-видимому, это связано и чисто с личностным фактором. Все-таки основные современные силы были сформированы в советском времени и прошлое сильно влияет. И освободиться от него нельзя.

Предпосылки возникновения русской философской мысли:

Связано со становлением отечественной науки. В первой половине 18 века происходит интенсивное развитие механики, математики, химии, геологии. Т.е. создается комплекс естественно научных предпосылок. Начинает утверждаться русская математичекая школа. Эйлер, Бернулли, которые заложили основу русской математической школы.

Сильно расширились экономические и культурные контакты с западом. Это дало преодолеть философский изоляционизм. Дало ознакомиться с взглядами античных философов, а так же английской философской школы.

Общий процесс секуляризации науки – освобождении ее от влияния церкви и освобождение её от давления религии. У нас это не в борьбе выразилось, а просто другим путём пошли

Образование московского университета как центра развития научной и философской мысли. Кстати он таким центром философской мысли остается и по сей день.

Предпосылки формирования научного взгляда на мир были заложены Ломоносовым. Назвать их можно так: естественно научный материализм те достижения в области естествознания кот работали на диалектико-материалистическую концепцию. Первым в этом ряду, несомненно, стоял ломоносов.

Для него характерен не только ряд открытий, но и, то, что он достаточно осознано, использовал позицию материализма, как исходное основание для создания физической картины природы.

К числу этих открытий относятся идеи об объективной закономерности, необходимости царящей в самой природе.

Идея органической взаимосвязи движения и материи и обусловленность всех явлений природы движением материальных тел.

Был приверженцем идеи атомизма. В своеобразной концепции выражалась. Корпускулярное строение вещества. Эту теорию он рассматривал как центр естественно научного мировоззрения. Рассматривал природу как единое целое. Как господство всеобщего естественного закона.

Не во всем он был таким материализмом. Естественно научные взгляды с верой в Бога соединял. Будучи последователем Ньютона, всё происходящее в силу естественных причин. Откуда взялось движение? Кто крутанул мир? И он пришел к идее, что его крутанул Бог. Позиция деизма.

Он был убежден в познаваемости природы. Позиция гносеологического оптимизма. Необходимо выпытывать тайны из природы. Придавал огромное значение опыту. Им было сформулировано достаточно много смелых научных гипотез. Многому пытался найти объяснение матриалистическим методом. Есть работа о природе религиозного поста. До нового года корма чтобы содержать скотину хватает. А после возникает искушение заколоть скотину. А тут наступает пост. Что есть мясное нельзя. Хочешь, не хочешь, а приходится сдерживаться. А наступает весна и на луга скот и можно не уничтожать.

Следующим продолжателем этой линии был Лобачевский. Не только создал неэвклидову геометрию, но и подверг кантовскую теорию пространства времени. Категорически возражал, что пространство-время это априорные данные. Лобачевский утверждал объективность этих понятий объективность существования материи. И гипотезу взаимодействия пространства-времени через движущуюся материю.

Большая роль принадлежит Столетову в развитии взглядов на природу. Исследовал связь лучистой и электрической энергии. О разных формах существования и движения материи. Был близок к признанию идеи многокачественности идеи мира.

Впоследствии Лебедев – явление давления света.

Физиологи русские тоже очень известны. Мечников, Сечников, Вернадский. Братья Полетские(?), Иван Петрович Павлов. Лауреаты нобелевских премий, учёные. Усилиями этих учёных создавалась мощная база под философский материализм

Философский революционизм связан в первую очередь с именем Радищева. Знаменит не только своими произведениями. Был сослан в Екатеринбург. Где пишет работу о бессмертии души и тела. Это первая серьёзная философская работа о бессмертии души. Приводит аргументы в ту и другую сторону, но в конечно счете отдает приоритет бессмертию души.

Следующее направление связано с декабристами. Здесь не столько философия, сколько активно складывается проблема будущего устройства России. Русская Правда Пестеля. В ней сказаны идеи свержения крепостного права, наделения крестьян землей, установления равноправия, ликвидация самодержавия, установление республиканских форм правления. Это явный всплеск революционной мысли.

Лекция №7 18.11.2011

Характеризуем материалистическое направление и материалистическую тенденцию. Мы пришли к проблеме характеристики так называемого дворянского периода в русской мысли. И той идее, что была декабристами сформулирована. Если мы посмотрим «Русскую правду» Пестеля о будущем устройстве России, то можем заметить, что она во многом связана с социальными и культурными преобразованиями, довольно кардинальными. Ликвидация крепостничества, висевшей обузой на нашем обществе, монархической власти. Хотя надо сказать, что все они из дворянских семей выходили.

Ленин, обозревая этапы развития такой мысли, пишет: «Декабристы. Страшно далеки они от народа в силу своего дворянского происхождения. Декабристы разбудили Герцена».

Герцен

Эстафета вольнодумства была подхвачена Герценом и его другом Огарёвым. Герцен был из достаточно зажиточной семьи. Московское образование получил. Но его происхождение и взгляды не позволили ему реализовать себя. Эмигрировал в Англию. Первый эмигрант фактически. В Англии стал издавать труды. Газету колокол издавал. И целый ряд других работ. Там же на западе познакомился с передовыми философскими взглядами и, прежде всего, с взглядами Маркса, с философией немецких философов, английских. Стал на уровень западноевропейской философской мысли. Есть замечательное произведение «Письма об изучении природы». Позиция Гегеля материалистична в рассмотрении явлений природы. Человек, по его мнению, представляет единство материального и духовного. Он против дуализма. Деления на душу и тела. Для него они едины. В романе былое и думы он сторонник естественного подхода к человеку. Одна из героинь романа прямо пишет:«Это богатое тело хоть сейчас в анатомический театр». Такой естественный подход характерен для него.

Герцен противник метафизического метода мышления, метафизического подхода к человеку. Изучая Гегеля, он овладел его методом, но и не только овладел, но и использовал его как метод анализа окружающей действительности. Материя не инертна. Она не косна. Способна к саморазвитию, самомышлению. Толчок в виде Бога не нужен. Несотворимость и неуничтожимость материи признавал. Противником русского царизма был. Демократическое построение общества по принципу западноевропейской демократии. Родоначальник западничества. Утверждал что путь России – это путь как можно большего единства с развитием западноевропейских стран.

Герцен тоже был богат и тоже был из дворян. Он был усыновлен одним видным богатым западноевропейским человеком. Отсюда это имя Герцен – сердце. Не своё имя от рождения.

Чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский. Олицетворяет развитие новой плеяды – плеяды разночинцев. По происхождению своему эти представители интеллигенции далеко не всегда дворянского происхождения. Мещане, учителя. Чернышевский из них был. Быстро прошел процесс ученичества. Глубоко знал Канта, Гегеля, Фейербаха. Признавал, что деление на материалистическое и идеалистическое происходит из ответа на основной вопрос философии, что первично, что вторично и в этом отношении он был сторонником материализма. Признавал первичность материи. Он утверждал принцип материального единства мира. Он распространял не только на природу, но и на общество и на человека. И отсюда его философия носит название антропологического материализма. Человек для него сочетание органического единства, материального и духовного. Человек, по его мнению, продукт развития природы. Отсюда он выступал против раздвоения природы на его материальное и духовное начала. Он отстаивал принцип гармонии. Сторонник диалектического подхода к развитию. Наиболее революционную силу развития в обществе он видел в крестьянстве. Капитализм слабо был развит, не видел силы в пролетариате. Он был сторонник крестьянской революции. Ленин: он звал русский народ к топору. Считал, что можно построить крестьянский социализм. Была у него доминирующей. В некотором образе он был футурологом. Рисовал будущее России. В романе что делать. Будущее, каково оно будет. Есть героиня вера Павловна и ей снятся сны. Сны, обращённые в будущее. Он рисует картину социального устройства будущего общества. Это идеализированное представление как у Кампанеллы или Томаса мора. Но уже на более глубокой основе. Это не иллюзия, а попытка построить общество.

Что делать? Звать Русь к топору. Над ним была осуществлена гражданская – его поставили на колени и над его головой была сломана шпага. Сначала в одну ссылку, потом в Астрахань. Умер в Саратове – он был оттуда. Работы по военным проблемам. Есть диссертация по эстетике. Природа не содержит уродства. Природа не терпит безобразного. Действительно, безобразного в природе нет. Это наше восприятие. Вот ящерицы. Они же не безобразны. Но наше восприятие таково. Таков уровень развития нашего эстетического сознания.

Добролюбов

Добролюбов. 25 лет прожил. Материального единство человека отстаивал. С теорией психофизиологического параллелизма рассматривал. Конечно, эта точка зрения преодолена. Наше физическое состояние влияет на наше психическое состояние и наоборот. В частности Добролюбов боролся против этой проблемы. Был диалектиком. Но 25 лет прожил и всё.

Белинский

Будучи сторонником материалистического сенсуализма. Познание окружающего мира путем чувственного познания. В след за Бэконом преувеличивал чувственность познания.

Белинский более других коснулся гносеологической проблематики. В противоречие Канту, он полагал, что пределов познания не существует. В этом отношении с Чернышевским взгляды совпадали. И о Писареве и Новикове стоило бы сказать. Для них для всех проблема социального устройства, бытия была первичной проблемой, определяющей.

Отсюда можем несколько черт указать присущих русской философской мысли

Достаточная устойчивость материалистической традиции в русской философской мысли с середины 18 по середину 19 века.

Прогрессивный, и в то же время противоречивый характер развития русского материализма, выражающийся в том, что он все больше отходил от метафизического взгляда на мир и в нем все больше утверждался диалектический взгляд на природу и на общественный мир.

Гносеологическая и социальная оптимистичность русской философской мысли. Убежденность в безграничности познавательной и преобразовательной способности человека. Вера в то, что будущее России впереди.

Постоянная ориентация философского материализма на практику, на опыт. На опыт в изучении природы, в изучении общества. На совершенствование общественной жизни.

В целом атеистическая направленность русского материализма. Он всегда служил определенным оплотом борьбы с религией.

Связь с революционно демократическими движениями в России. За это огребли. Писарев сидел в тюрьме. Новикова и Чаадаева объявили сумасшедшим.

Органическая связь русской философской мысли с материалистическими течениям на западе. В связи с этим русские материалисты и были теми, кто занял позицию под названием западники в русской философии. Центральной проблемой стояла проблема выбора пути развития. По пути Петра. Западные ценности, западное устройство. Или по пути своеобразному. Вытекающему из географического положения, менталитета, опоры на веру и т.д. Вот тогда и возникло едва направления западники и славянофилы. Кто к последним относился?

Славянофильство

Хомяков, Киреевский, Аксаков, Самарин и др. В основе их учения лежало отстаивание своеобразного, самобытного пути развития России.

Идея религиозной и культурной самобытности русского народа.

Идея мессианской роли русского народа, которая связано с определяющей роли русского православия. Причем, по мнению этих людей. Православие являлось определяющей духовной основой не только для русских, но и должно стать для всего человечества. Поскольку западная культура и особенно западная католическая церковь погрязли в стяжательствах, колониальных захватах, господстве финансового интереса в их мировоззрениях. Патриотизм, раздутый до невозможности у нас. У католиков есть догмат о непогрешимости Папы. Высший авторитет на земле – папа. Критике и сомнениям не подлежит. У нас не так относятся к патриаршему слову.

Идея соборности русского народа, основанная на единстве и множественности. В чем соборность проявляется? Не только в физическом соединении людей в храме, где нет высших и низших. Где сословное и материальное различие не учитывается. Богачам и правителям никогда особого места в храме не отводилось. Царь совершал пеший ход в Сергиев Посад. Вместе с семьёй, с обычными людьми. Вот церковь славно в этом плане отрабатывала. Эта идея очень сильно объединяла русский народ. Ещё соборность проявлялась в крестьянской общине. Ведь даже после ликвидации крепостного права крестьянская община осталась. Коллективно на селе возводили храм, строили школу. Погорельцу коллективно восстанавливала дом. В условиях русской зимы и вообще суровых условиях. Совместно легче было выжить, отвечая на вызовы природных катаклизмов. На западе этого не было. Не в этом ли факте лежит основа формирования колхозов? И по сей день, такие предприятия оказываются куда более эффективными. А вот Столыпин полагал, что она тормозит наш народ. Что человеку нужна свобода. Уравниловка тормозит сильно. Он родоначальник частной собственности на селе. Столыпинские галстуки. И даже царь отнёсся спокойно.

Идея власти, её источника, организации роли. Народ носитель православия и общинности. Он накопитель и выразитель духовных качеств. Царь в прежние времена получал власть не от бога, а от народа путем избрания его на царствие. Кстати основоположник рода Романовых был избран на царствие. И утверждение о том, что лучшая форма правления – монархия. Царь должен уметь аккумулировать волю и настроение народа, волю и интересы, действовать в интересах всей земли русской. Отсюда неизменен образ доброго царя и плохих бояр, которые извращают власть царя. Отсюда и родилась замечательная триада: «За веру, царя и отечество».

Философская мысль конца XIX начала XX века

Представители: Соловьев, Бердяев, Розанов Штеп, представители русского космизма.

Прежде всего, на фигуре Соловьева. Заложил традицию русской религиозной философской мысли. На западе считают именно эту традицию настоящей русской философской мыслью.

Идея создать мировоззрение на основе объединения всех христианских религиозных концепций. Сторонник христианского экуменизма - сближения церквей.

Сблизить христианское мировоззрение с наукой, с естествознанием, наукой, историей.

Это две его наиболее знаменитые идеи. Есть еще идея всеединства. Основой её служит божественная троица. Бог отец, сын и дух. Всё едино в боге. Христос человек. Значит, его превращению из человека в бога и создает основание для сближения всего человечества с богом. Вот у Соловьёва есть такая штука. В западном католицизме существует разобщённость человека с богом. У них они дети бога и т.д. но мы и бог разные. У Соловьева. Бог живет в человеке. Он живет в человеке. Он реализует себя в человеке. Бог воплощается в человеке. Совесть – это глас бога в человека. Когда мы судим по совести, мы говорим, а вот как бы бог отнёсся к этому. В этом и заключается особенность Соловьёва. Бог не подсматривает за нами через замочную скважину. А в нас живет это очень интересная идея.

Связующим звеном между богом творцом и миром служит мировая душа. Софией он называл ее. Она наделяет энергией и объединяет всё вокруг. Отсюда учение его софиология. Он автор концепции цельного знания, как разновидности трех видов познания: эмпирического рационалистического, мистического.

Русскую идею провозгласил. Идея нации есть то, что она о себе думает. Отказ от светского гос-ва в пользу религиозного. Соборность мессианская роль России стремление к добру. Взятие на вооружения принципа ненасилия.

Наоборот другой видный философ, как Шестов говорил, что несовместимы вера и разум. Если Соловьев говорит о вполне совместимости веры и разума. Среди русских идеалистов богословов был Павел Флоренский. Был он и церковник и мыслитель и инженер и естествоиспытатель и врачом был. Погиб на соловках

Николай Александрович Бердяев родоначальник русского экзистенциализма. Начал как марксист. Потом сел в тюрьму и сослали в Вологду. Бердяев провозглашал идею свободы как главный пункт своей философии.

Свобода дана человеку от Бога. Никто не властен над ней на земле. Как свобода выбора она дана между добром и злом. То есть это не анархия. В то же время свобода ограничена моральным законом, который живет в человеке, который ограничивает свободу человека. Через жертвоприношение он реализует свою свободу. Он вынужден приносить себя в жертву. По существу родоначальником русского экзистенциализма явился. Размышление Бердяева о государстве и нации. Проблема равенства и неравенства. Государство не является определяющим признаком бытия нации. Это нация стремится осуществить свой идеал посредством государства. Интересная диалектическая взаимосвязь. Бисмарк: Каждая нация имеет то правительство, которое она заслуживает.

Диалектический материализм

Заключающий этап состоит в том, что в конце 19 века возникло течением под названием русский марксизм. Родоначальник – Георгий Валентинович Плеханов.

Диалектически материализм – высшее достижение философии. И изучать и обществ мир и жизнь нужно изучать в позиции материалистического монизма. Принадлежит видная роль в роли народных масс и личности в истории. Работа обусловлена как раз тем, что в этот период революционные народники с идеями террора против царизма выступали. Второе крыло русского марксизма было представлено легальными марксистами. Это в том числе молодой Бердяев, молодой Стробе, франк Булгаков, Богданов. Они стояли за то, что нужно проповедовать марксизм в легальной форме без идеи свержения власти. Были сторонниками мирного переустройства общества. И наконец, большевики во главе с Лениным. Нужно подчеркнуть, что Ленин не был философом и таковым себя не считал. Тем не менее, ряд философских работ есть.

Материализм и эмпириокритицизм. Написана во второй половине 1908 года, напечатана в 1909 году. Это его основная работа. Философские тетради – незавершенная работа. Государство и революция. До конца не завершает. «Чем писать о революции лучше ее непосредственно совершать». Ставит точку и идет совершать.

Карл Маркс. Это статья, посвящённая в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Именно его, а не Плеханова они попросили написать.

Есть статьи в журнале большевик. Есть работа» что такое друзья народов и как они воюют против социальных демократов. В 1893 году. Работа страниц на 200. А ему тогда 23 года.

Что можно отнести к его философским заслугам. Он последовательный и неуклонный сторонник диалектического и идеализма Маркса и Энгельса.

В философской области ему принадлежат:

Философски анализ революции в естествознании на рубеже 19-20ххвеков.

Разработка важнейших философских категорий. Прежде всего, категорий «материя». Именно так.

Разработка учения об истине и ее критерия.

Разработка принципов и категорий диалектики. Критика гегелевской идеалистической диалектики. И применение диалектики как метода анализа и преобразования действительности.

Разработка концепции классового общества, определение классов, и социальной революции.

Тираж ленинских изданий уступал только библии.

Лекция 825.11.2011

Современная западная философия

Философия позитивизма

Философия прагматизма

Философия экзистенциализма

Неотовистская философия

Герменевтическая философия

Антропологическое направление философии, фрейдизм

Это есть план семинарского занятия. Эти вопросы будут на зачёте и экзамене.

Понятие охватывает период с конца 19 века и весь 20ый век. О чем-либо существенном в 21ом веке говорить не приходится. На рубеже 19 и 20ых возникли. И продолжали модифицироваться на протяжении 20ого века.

Что характерно для современной западной философии:

Плюрализм. Определённый идеологический плюрализм обусловлен рассмотрением различных сторон общественной жизни, человеческой культуры, науки, оценки кардинальных социальных событий, произошедших в это время.

Определённая толерантность философских течений друг к другу. Если раньше велась острая полемика, борьба их, то теперь она сходит на нет. И довольно спокойное отношение философских течений друг к другу. Каждый занимает свою нишу в философии. Это отнюдь не означает, что отсутствует их противостояние друг другу. И поэтому на всемирных философских конгрессах каждый отстаивает свою позицию, не столько обличая позицию другого.

Антропоцентризм. Сосредоточенность фил мысли на человек, его месте в обществе.

Огрубляем философскую картину и сводим к основным философским направлениям.

Позитивизм

Родилась усилиями Огюста Конта. Французский социолог. Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль. Примерно в то же время что и марксизм зародилось то фил течение. Почему?

Позитивизм возник, как реакция на неудовлетворённость гегелевской философии. Неудовлетворенность её спекулятивным характером. Оторванность её от реальных социальных проблем, оторванность от науки.

Связано развитие позитивизма с бурным ростом научного знания. Утверждение науки, как мощной силы, влияющей на все стороны общественной жизни.

Конт вывел задачу позитивизма в том, чтобы дать положительное знание, лишенное всех философских мудрствований. Освободить науку от влияния фил концепция и т.д. Отсюда для позитивизма характерны:

Связь с наукой. Черта положительная. Другое дело ка кона решалась

Попытка преодолеть противоположность материализм и идеализма. Создать третью, нейтральную линию философии.

Они считали, что традиционная философия лишена научного смысла и, следовательно, должны была быть отринуть.

Цель философии – логическое прояснение мысли.

Прошла несколько этапов

Положительный позитивизм конца первой половины XIXвек.

Эмпириокритицизм. Конец XIX начало XX.

Неопозитивизм. 20-е, 30-е, 40-е XX.

Постпозитивизм. 60-е годыXX до настоящего времени.

Каждый период своих представителей выдвигал. Среди них было достаточно много крупных ученых. Среди них были и математики, и физики, и логики. Бертран Рассел, Карнап, Видгенштейн, Нейрат. Эйнштейн долго среди них держался, но потом покинул его.

Какие же основные проблемы и что он вцелом характеризует?

1 2 3 4