">
Философия Современная философия
Информация о работе

Тема: Лекции по философии

Описание: Предмет философии это всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия задаётся двумя другими вопросами зачем и почему. Философия тесным образом связана с мировоззрением. Разделение на идеализм и материализм свойственно ей. Язык философии.
Предмет: Философия.
Дисциплина: Современная философия.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 26
Поднять уникальность

Похожие работы:

Относит основных философских проблем они говорили так: эти проблемы нельзя назвать ни ложными, ни истинными. Они бессмысленны. Хорошо.Ну раз они бессмысленными, значит вообще философия не нужна. Но нет. Она нужна по их точке зрения. Зачем? Она нужна для прояснения смысла научного языка. Для отыскания критериев научного знания, дляобъяснения процессов развит науки и решения трудностей вопросов научного познания. Что же тогда входит в эту задачу? В позитивизме образуются два направления: логический и семантический позитивизмы.

Суть логического – нужно исследовать логику научного познания, научную терминология, формулировку научного знания, степень объективности, истинности тех или иных научных теорий. Отсюда нужно искать критерий научного знания, чтобы определить научное знание или нет. Задача хорошая, но как она решалась?

Решение было такое. Критерий первый – принцип верификации. Смысл в том, что научная теория является истинной, если её можно проверить и подтвердить чувственным или эмпирическим путем. Это абсолютный и единственный критерий научного знания. Да, допустим какие-то физические или механические процессы можно проверить. В таком смысле можно ли говорить о научности астрономии, математики, которая эмпирическим путем не подтверждается. Оказываются целые области научного знания, которые лишены этой проверки. Кроме того. И на это Рассел обращает внимание. Можно ли эмпирически проверить предположение о том, что все люди смертны? Или то, что природа бесконечна. Тогда логики говорят.

Второй принцип. По поводу научных теорий нужно исходить из принципа конвенциализма. Научные теории являются результатом соглашения, конвенции, договора между учеными. Возникает вопрос. А существуют ли конвенциональные моменты в науки. Они конечно существуют. Например, что такое один грамм. Еще базируются они на частой смене научных парадигм. Получается, что предыдущие теории истину не выражали, раз их сменили. Вывод – наука не даёт истины. Они договорились, что они считают истиной.

Третий принцип. Почувствовали, что зашли слишком далеко. Отрицать науку? Как же тогда лучше? Карл Поппер выдвигает новый принцип. Принцип фальсификации. В чем суть принципа фальсификации. Это принцип критической проверки научных теорий на и опровергаемость эмпирическим или теоретическим путем. Вывод: если теорию удается опровергнуть, то теорию признаем ненаучной. Если удается подтвердить, значит она научна. Первый может и прав, а вот второй нет. Так что это принцип условие необходимое, но не достаточное.

Второе на что они обратили внимание – семантический идеализм. Они обратились к анализу языка науки. Пришли к выводу, что многие проблемы кажущиеся научными таковыми не являются. Дело в том, что нет договорённости в использовании слов, понятий, символов. Нужно произвести революцию языка науки и выбросить противоречивые, неоднозначно трактуемые понятия. Зачем говорить капитализм/социализм? Не лучше ли сказать индустриально развитое общество. Мы перестаём сталкивать их таким образом.

Таким образом, позитивистская философия стремилась установить связь науки с философии. Недостатки – субъективно идеалист сущность и трактовка. И формулировка принципов, которые носят ограниченно или относительно научный характер. Претензия на создание научных принципов, но абсолютными критериями научности они быть не могу.

Прагматизм

В основе этого термина лежит греческое понятие прагматизма – практика, действие. Эта философия исходит из искаженного,извращенного понимая практики, из абсолютизации активного болевого характера человеческой деятельности.

Зародился в США в начале в 20-х годах XX века. Родоначальник. Чарльз Пиррс. Американский философ. Его продолжатели Джемс, Дьюи, Сидней Кук.

Прагматизм, как единая цельная философии система не существует. Скорее это мировоззрение. Он продолжает третью линию философии. Не материализм и не идеализм. Прагматизм лежит посреди теории, и он вообще общеупотребителен. Приводит сравнение. Гостиница. В одном номере позитивист, марксист, и т.д. И все пользуются одним местом – коридором. Так вот прагматизм подобен этому коридору. Он идеологически нейтрален. И сторонник религиозности, ницшеанства, марксистов. Мы все даем право на жизнь, на существование. Каковы же основные положения?

Проблема истины. Истина – это знание или действие или теория мировоззрения, что приносит практическую пользу. Причем этот критерий пользы истолковывается субъективно Пользу кому? Мне. Если какая-нибудь идеология, теория приносит мне фактическую пользу, значит, эта теория является истинной. Для кого? Для меня. Отсюда следует, что истина есть одна или истин столько людей на свете. Согласно прагматизму истин столько сколько людей. Отсюда и следующий порок. Практика критерия истины – это верное положение. Но речь идет об общественно исторической практике. Если теории динамики удалось реализовать устройства – вот критерий правильности теории. Это практика. А тут практика идеалистически трактуется. Отсюда если исповедование нацизма мне выгодно, значит это направление правильное и истинно. Субъективный идеализм.

Мог бы он родиться у нас? Нет. В американском менталитете – лежит как основа бизнес, успех. Любым путем достижение цели. Успех – гарантия твоего благополучия и прочего. А успех ты должен достичь любым путем. Поэтому то это не столько философия сколько мировоззрение. Если нужно идти к успеху, то другой человек – средство, а не цель. Ты средство. Это американская психология вообще.

В хорошем смысле прагматизм это хорошая штука. Муссолини, Уильям Джеймс тоже придерживались и часто цитировали.

Экзистенциализм

От латинского экзситенциа – существование. Разновидность субъективного идеализма. Как философское направление возник в 20х годах 20ого века, во Франции и Германии и в социальном отношении представлял собой реакцию на тяжелую жизнь в Европе после первой мировой войны.

Экзистенциализм – это философия отчаяния и страха людей. Это философия индивидуума потрясённого бесчеловечностью человеческого общества. Среди экзистенциалистов мы видим разных людей. Среди них Жан Поль Састонс, Ясперс, Хайдеггер.

Центральной категорией является категория экзистенции. То есть существования. Близка к понятию бытия. Что понимается под существованием? Под истинным существованием понимается внутренние эмоциональные переживания человека, его внутренний духовный мир, его внутренние не вполне осознаваемые влечения, его духовные переживания. Вот это истинное бытие человека. А что же тогда сущность. Основной вопрос – вопрос соотношения существования и сущности.

Сущность – практическая деятельность человека, его жизнь в обществе, это природа, весь материальный мир, рациональное мышления.

Что же тогда является объектом познания? Интроспекция – то есть самопознание. Самоанализ. Грубо говоря, ковыряние в себе. В своих чувствах.Это они и называют познанием действительности. Как происходит самопознание?С точки зрения экзистенциализма оно происходит с помощью интуиции. То есть иррационально, а не рационально происходит познание.

Следующая важная проблема – проблема свободы. Она вообще очень важна для любой философии. Как они понимают её? Это способность человека действовать и жить в соответствии с внутренними побуждениями. Жить так, как тебе подсказывает чувство внутреннее влечение. Человек рожден быть свободным. Трагедия человека заключается в том, что рожден быть свободным человек реально в окружающем мире несвободен. В своих поступках он ограничен реальными условиями бытия, нравственными и правовыми нормами. И его внутреннее влечение далеко не всегда совпадет. И в этом действительная трагедия человека. Общество давит его своими нормами, своими обстоятельствами жизни. И в критических ситуациях человек попадает в пограничные ситуации – это ситуации критического столкновения человека, его желаний с условия объективной жизни. В эти пограничные ситуации. Это по существу ситуации жизни и смерти. Материалист или прагматик что скажет: «Наплюёт на внешние обстоятельства, добейся практического результата и наплюй на обстоятельства». Так экзистенциалист сказать не может. Он упёрся в стену. Выход для экзистенционалиста в смерти, в уходе их жизни. Экзистенциализм есть двух видов. Атеистический и религиозный. Так вот религиозный немножко помягче. Выход – это уход к богу, уход в религию. Атеистический – уход из жизни.

Заслуга – первые в философии серьезно поставили проблему человека в плане его внутренней духовной жизни. Первые к этому обратились. Для пропаганды использовали часто литературу. Бердяев у нас был экз. Юрий Бондарев у нас был. Рекомендует почитать Сергей Михайлович. У него есть два интересных романа – «Берег» и «Выбор».

Философия

Лекция 92.12.2011

Следующее направление – неотомизм. Фому Аквинского помним. Фома и Томас – это синонимы по латыни. То есть это модернизированное учение Аквинского. Официальная философия католической религии. Ареал распространения: Франция, Италия, Латинская Америка. В общем, где есть католицизм, там и есть эта философия. Имеет крепкую материальную базу. Порядка 1000 журналов. Имеется Григорианский Университет в Риме, папская академия в Брюсселе. Жильсон, Маритен – наиболее видные представители.

В основе лежит тезис об удвоении мира. Есть мир сверхъестественный, божественный, духовный, и мир материальный, естественный – природа и общество. Первичен мир сверхъестественный. Мир материальный вторичен и производен. Но существует реально, объективно. В отношении познания они придерживаются традиционной точки зрения о трёх ступенях познания. Чувственный уровень дает людям знание об отдельных сторонах окружающего мира, рациональное познание это человеческий разум, интеллект. Он способен проникать в сущность природных процессов и отсюда они достаточно высоко оценивают роль науки и третья ступень – ступень божественного откровения. Где господствует не разум, а вера. Именно там происходит наивысшее приобщение к истине. Третья ступень доступная не всем, а избранным. Не всем дано прочитать таинственные письмена, начертанные на страницах библии.

Современный неотомизм в значительной степени изменил свое отношение к науке. Если прежде преследовали учёных, то современная религия выступает за союз религии и науки. Эта традиция присуща и русской церкви. Поэтому в стенах грегорианского университета имеется достаточно большое количество ученых задача которых сводится к тому чтобы доказать что религия и наука не противоречат друг другу и что могут сотрудничать и сосуществовать.

Это говорит о том, что религия обладает гигантской приспособительной силой. И религия и её институты очень быстро приспосабливаются к меняющейся ситуации. Это один из залогов их успешности в меняющейся ситуации. Тем не менее, смена догматов терпят крах. В нашей стране он не распространен. Дело в том, что это католическая философия. А вот в тех странах, о которых говорилось там достаточно широко распространено.

Социальные взгляды. Общество, построенное на христианских нравственных основах. У Фомы взяли три социальных учения.

Учение о фундаментах общества. Пять штук их: Бог, человек, общность, порядок, вера.

Учение о статике общества. То есть об общественных институтах, которые доминируют, то есть составляют основу общества. Это семья, государство, хозяйство, церковь.

Учение о движущих силах развития общества. Любовь (прежде всего к Богу). Справедливость(социальная справедливость). Власть. Принуждение (если оно необходимо).

Развитие общественной жизни заставляет менять их свою ориентацию. Во время фашизма какую позицию они занимали? Гитлер не особо преследовал католическую религию. Фашисты более на эзотерику всякую. Поэтому не было ни гонений, ни почитания. Зато в послевоенные годы, когда мир на два лагеря раскололся, признавали даже богоугодным атомное оружие и возможное уничтожение Советского Союза поддерживали. Потом, видя, что обстановка меняется, что общество не поддерживало такого отношения, решили сменить политику. Сейчас они конечно против войн. Против любых войн. Произошла такая церковная модернизация. Горбачёв приглашал и учёных из Грегорианского университета.

Структурализм

Направление это возникло в середине 20ого века. Направление в гуманитарном знании. Метод структурного анализа использует в качестве познания. А так же метод моделирования, математизации. Ставит свои задачи описать структуру исследуемых объектов. Часто употребляем термин структуру. Так вот что же это? Если любая система состоит из элементов или подсистем. То структура это характер связи между элементами. У нас часто понятие структура путается с понятие содержания. Это, конечно, неправильно.

В структурализме не только анализ самих элементов, но и структуры элементов. И они считают, что изменяя характер структурных отношений можно изменять ситуацию в обществе.

Они говорят, а что же является основным, на что же отдать приоритет?

Герменевтика

Вторая половина 20ого века. Оно имеет длительную предысторию. От имени греческого бога Гермеса. Выполнял разные функции этот Бог, в том числе роль наместника Бога и толкователя их воли. Вопросами интерпретации, толкования Герменевтика занималась. Со временем как основа гуманитарного знания стала рассматриваться. И перед ней задача исследования социокультурного знания. Чтобы понять смысл культурных феноменов событий явлений. Их нельзя понять не погрузившись в атмосферу того времени. Анализ из нашего времени будет неправилен. На прошлое с высоты настоящего будем смотреть, но не с уровня развития культуры того времени.

Попытка взглянуть на прошлое с позиции того времени и есть позиция герменевтики. Также в направлении толкования определённых текстов они работают. Стремление понять внутренний смысл того или иного текста, того или иного положения. Мы знаем, от интерпретации много чего зависит. Один и тот же факт, одно и то же события может быть по-разному интерпретировано. Есть такое выражение – герменевтический смысл чего-либо. Так вот это и есть интерпретационный смысл.

И наконец, антропологическое направление в современной философии. Ницше зародил его. Центральная идея у него – идея жизни. В человеке главное телесное начало. С внешним миром связывает интеллект, который создает мифы, конструирует мир для каждого человека в отдельности и поэтому у каждого в голове своя мифология. Главная движущая сила – воля к власти. Ницше создает образ сверхчеловека, одержимого к воле власти. А раз так, то Ницше производит иерархию людей. Возглавляют род людской люди, стремящиеся к власти. И именно они имеют право господствовать, повелевать. Отсюда он отвергает идею равенства людей. Он признает необходимость эксплуатации и социального неравенства. Ницше отвергает мораль, которая, по его мнению, разлагает общество, утверждая гуманизм. Она маскирует действительное стремление человека к власти, господство над людьми. Поэтому нужно наплевать на совесть и бороться за власть. Гитлеру понравилась очень эта идея. Ницше был высоко почитаем фашистами. Гебельсу приписывают афоризм:«Совесть – это химера, от которой я вас освобождаю». Отсюда – идеал белокурой бестии, которая всё правит, всех презирает и устанавливает свое господство над людьми.

Не любовь как у неотомистов, а любовь к власти. Она, по существу, генетически заложена. Отсюда и классовое деление. К женщине он призывал подходить с плёткой. Но на самом деле был тщедушный. Первая бы женщина у него на самом деле её бы и отобрала. Женат не был.

Фрейдизм

Зигмунд Фрейд жил в конце 19, начала 20ого века. Довольно долго прожил – порядка 70 лет. Австрийский врач, еврей, психиатр. Создал учение психоанализа. В основе психоанализа лежит метод лечения душевнобольных людей. Он был практикующим психиатром, который лечил людей. Поэтому система его психоанализа – это по существу научная система. Не бесспорная, но положительных результатов он добивался. Другая сторона этого учения имеет философский смысл. Сейчас, когда пишут работы по нему, то говорят, что он создал свою систему психоанализа. Но есть ведь и медицинская сторона в его философском учении, и есть медицинские выводы, носящие философский характер.

Основные положения

Живой человек и его поведение не только рациональны. Человеческие поступки действия включают элементы и бессознательного. Это положение не новое. О бессознательном в психике писали Лейбниц, Кант, Достоевский, Шопенгауэр.

Психика человека включает сознание(это рациональное), предсознание (это предчувствие) и бессознательное(в основе его лежат инстинкты, доставшиеся ему от природы, они составляют его естество).

Согласно Фрейду, именно бессознательная часть составляет основную побудительную силу поведения человека. Определяющую роль в поведении и поступках человека играют. Не столько разумом, сколько инстинктами. Они играют главенствующую роль.

В психике личности три момента выделяет: оно, эго, суперэго. Id, Ego, Super-Ego.

ОНО – бессознательное. Я синонимично с эго. Я – это я со всем своим разумом и всеми своими чувствами. Супер Я это мир культуры, в котором живет человек. Мир культуры – это мир моральных норм, правовых норм, моральных обстоятельств. Та культура, в которой человек живет. Выделив оно в качестве основания культуры, он интерпретировал характер поведения человека.

В бессознательном три инстинкта выделяем. Инстинкт пропитания, самосохранения, продолжения рода. И последнее главное. Его он называет либидо. И это всё естественно. И отсюда стремление удовлетворить его инстинкты

Главное в поведении человека Ид – это определяет всю человеческую жизнь. Мы имеем основание не согласиться. Разве мы живем только с ними согласовываясь? Ошибка Фрейда – он абсолютизирует роль и значение инстинктов.



Был последователь у Фрейда – Конрад Юнг. Если Фрейд говорил об индивидуальном бессознательном, то Юнг распространил учение Фрейдизма на общество и стал объяснять различные социальные явления проявлением на массовом уровне бессознательного в поведении человека. Отсюда с его точки зрения

Бунты, массовые выступления, бессмысленные акты насилия массовые являются нормой и представляют собой инстинкт агрессивности, заложенного в человеке на массовом уровне. Если с этим согласиться, то, стало быть, ни войну, ни какие либо акты широко насилия исключить из жизни общества нельзя. Человек никогда не перестанет воевать, проявлять агрессивность, стремится подавлять один другого. Получается биологизаторский подход в социологии. И тогда винить за войны некого.

Этим мы завершаем курс историко-философского введения. Будет зачёт по этому вопросу.

Философское учение материи и форма её существования.

Понятие материи и её основные свойства

Движение как способ существования материи.

Пространство и время, формы существования материи

Основной вопрос философии – вопрос о соотношении материи и сознания природы и духа телесного и духовного. Этот основной вопрос философии имеет две стороны. Первая сторона – что первично. Что составляет первичную субстанцию? Материальное или духовное? И вторая сторона. Способен ли человек познавать и насколько глубоко окружающий мир. Так вот наши последующие рассуждения с первой стороной будут связаны.

Понятие материи впервые было введено в оборот Платоном. Именно он разделяя весь мир на мир идей, который по его мнению первичен и мир вещей, кот не обладает вечностью существования. Ввел понятие материи для последнего. Материя конечно понятие широкое и общее. В логике есть такой закон. Определение понятий. Способ определения через ближайший род и видовое отличие. Если определить понятие матери под какое более широкое понятие можно его подвести. Под понятие бытие подвести? Да. Это форма бытия. Способ проявления бытия. А отличительные признаки опять-таки затруднительно. Материю определить чрез материю очень трудно.

Три ступени определения материи:

На первом этапе отождествлялось с понятие субстанции. В определении субстанции первенствовал натуралистический подход. И поэтому в качестве первоначально субстанции выделялись вода, огонь воздух и комбинации их у например Аристотеля Понятие материи отождествлялось с видом окружающей среды. Первым, кто попытался сделать шаг в сторону, был Демокрит. Он выделил понятие атома – не то, что можно пощупать. Атом – мельчайшая частица. Облают разной формы тяжестью и т.д. Но конечно это была просто догадка. Тем не менее, не имело научного обоснования. Аристотель говорил, что она инертна, не способна к саморазвитию, что к ней нужно приложить силу – а эту силу он называл формой. Откуда оно взялось не важно. Оно было всегда. Существует вечно. В этом отношении он материалист. А вот понимание, откуда движение взялось, ничего не мог сделать

17-18 века. Попытка связать понятие материи с понятием вещества. Какова была точка зрения Галилея, Ломоносова, Лавуазье. Свойства вещества. Делимость до атомов, атомы это мельчайшие частички, кирпичики, непроницаемые и далее неделимые. Вещество обязательно обладает массой покоя или движения. Но обязательно обладает массой. Оно находится в движении, но механическом движении. Независима от свойств пространства и времени. И вещество инертно. Не способно к самодвижению. Вот такая трактовка вплоть чуть не до 20ого века. «Вещество или материя есть то, что, наполняя пространство имеет вес, то есть представляет массу. То из чего состоят тела природы, в чем совершается движение и явление природы» – Менделеев. Что положительного на этом этапе? Во-первых, признание матери как первоосновы. Это уже шаг от религиозной основы. Признание материального единства мира. Второе положительное – стремление найти общее. А общим для всех вещей является то что они состоят из вещества. Каковы недостатки такого подхода? Первый недостаток – признание неизменной сущности вещества. Второе – сведение движение только к одной из форм – механическому движению. Господствует механический материализм. Третье – сведение вопроса о философском понятии материи к естественнонаучному представлению о материи. Последнее самое важное. Потому что естественнонаучные и философские разные. Не распространялось на социальную сферу – на жизнь общества. Связано оно было толь с природой. Только с естеством. Надо сказать, что уже тогда не очень удовлетворяла философов. И французские материалисты: Дидро, Гольба. Гольба: «Материя это всё то, что действуя на нас, производит на нас ощущения». Это понятие должно отражать то общее, что есть в вещах и не должно быть связано ни с каким конкретным видом и никаким конкретным состоянием. Понятие материи должно быть абстракции отвлечённое от конкретных вещей. В их время не было данных естествознания, которые могли бы поменять.

На рубеже 19-20 веков произошла революция в естествознании. Был открыт более мелкий элемент – электрон. Открыта новая элементарная частица. Масса его в 1800 раз меньше атома водорода – самого простого элемента. Были открыты неизвестные виды излучения. Рентгеновское излучение Рентгеном, радиоактивное Пьером и Марией Кюри. Явление радиоактивного распада было открыто. И, наконец, Эйнштейн создаёт теорию относительности. Значительное продвижение вперёд математика получила – особенно Пуанкаре толкнул. Пришли к выводу, что атом не является неделимым, не проницаемым. Оказывается, атом распадается и не распадается на непонятно что. Тогда решили, что атом распадается на энергию. Но мы-то сейчас знаем, что на протоны, электроны и т.д.

Лекция 10 9.12.2011

Революция в естествознании была связана с рядом фундаментальных событий. Которые по существу создали ситуацию, когда новые открытия не могли с позиции ньютоновской механики е моли быть объяснены. И вот эту ситуацию учёные назвали кризисом в естествознании. Интересно. Кризис и революция одновременно. Классическая наука в противоположность с открытиями. Методологический кризис. Значит нужно новую научную методологию. Таким образом, родилась на свет механика объясняющая микропроцессы – Квантовая механика. Это событие. Физики постепенно стали осмыслять. Создана была квантовомеханическая картина мира.

Какие же последствия для философии они имели. На втором этапе философское представление о материи с понятием вещества отождествлялось. А у вещества атом. То есть материя это атом. И вдруг оказалось, что атом распадается, уничтожается на непонятно что. Выделяется громадное количество энергии и остается в результате электрон. Идеалистические философы, задачей которых было все время борьба с понятием материи. Ещё в свое время Беркли субъективный идеалист писал так. В борьбе с материализмом не следует направлять усилия по поводу частностей концепции необходимо сосредоточить усилие на дискредитацию понятия материи. Как только будет разрушено это понятие, всё здание материи будет разрушено. Беркли это понимал.

Факт распада атома был истолкован как факт уничтожения материи. Материя исчезла. Осталась одна энергия. Стоить заметить, что это тогда об элементарных частицах никто не знал. И поэтому так полагали. Таким образом, было сказано, что исчезла материя. В этой новой ситуации нужно было защитить материализм и дать новую интерпретацию философскому понятию материи. Маркс и Энгельс говорили, что понятие материи не связано с конкретным веществом. Этим словом мы объединяем различные виды материальных тел. Платон был недалёк от такого положения. Но Платон отдавал ему вторичность. А в смысле рассмотрения материи как абстракции в этом отношении он был прав. И вот возникла новая ситуация.

Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»:

Обобщил и интерпретировал с позиции материализма новые открытия в науке

Отделил естественнонаучные представления о строении и свойствах материи от философского понятия материи. Указал что это не дно и то же

Указал направление, по которому следует идти, вырабатывая философское понятие материи.

Сформулировал определение материи, которое звучит так:

Материя это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человека(реальность) в ощущениях на чувственном уровне, которая копируется, отображается этими ощущениями, но существует независимо от них. Исходя из этого определения:

А) вводится понятие философской материи как абстракции, обобщения от реальных свойств

Б) Указывается на возможность постижения, познания окружающего материального мира.

В) Признается объективность, независимость существования материального мира от познающего человека.

Естественнонаучный подход и философский подход это не одно и то же. Естественнонаучная картина мира и философская картина мира это не одно и тоже. До сих пор определить понятие материи – отыскание первокирпичиков. Если бы материалисты продолжили эту традицию, то тогда, наверное, нужно было сказать, что материя – это электрон. Откроется более мелкая частица – будет названа она в качестве материи. Получается, что философское определение материи будет изменятся. Но это неправильно. Философские понятия не могут редуцироваться до научных понятий.

Проблема уже назрела. Всё шло к этому, и Лениным наиболее ярко и убедительно было сделано.

С каким же общим свойством связывает понятие материи Ленин? Связывает с наиболее общим свойством всех материальных тел. Со свойством быть объективной реальностью. То есть существовать независимо от нашего сознания. Это предельно общее свойство.

Что дало это открытие? Была подтверждена мысль о неисчерпаемости свойств и состояний материи. Нет абсолютно мельчайшей частицы. Электрон также неисчерпаем, как и атом. Природа бесконечна. Она существует бесконечно – Ленин.

Ленинское определение и подход связывающий понятие материи с понятием объективной реальности имел то важное значение, что он указал на природу появления кризисов научного знания. Это не совпадение новых открытий, не вписывание новых открытий в прежние научные теории. Означает ли это крах ньютоновской теории? Нет. Она не отброшена. Просто указаны границы её верности.

Какие наиболее общие свойства присущи материи:

Свойство абсолютности. Материя везде и всюду.

Неисчерпаемость. То есть в изучении материи нельзя дойти до какой-то точки, где мы скажем всё познано. Дальше идти некуда.

Структурность. Материя сложно устроена.

Быть в движении, в изменении.

Существовать в пространстве и времени.

Свойства отражения. Это способность тел живой и неживой природы реагировать на внешние воздействия в соответствии с характером этого воздействия и качественной спецификой тела, на которое это воздействие оказывается. Воздействие очень однообразно. Наступаем на пол, и с ним ничего не происходит. А если на песок, то останется реакция. Или цветки. Тюльпаны закрываются с заходом солнца.

С точки зрения современных естественно научных представлений принято делить материю на мега мир, макромир, микромир.

Энгельс указал, что путь, по которому наука должна идти, рассматривая и углубляя свои понимания о материи, – это путь неразрывности движения материи: Нет материи без движения, как и нет движения без материи.

Откуда же взялось движение? На этот вопрос ответы разные.

Гегель: источник движения – абсолютный дух. Абсолютна идея. Религия – перводвигатель Бог. Материалистическая точка зрения: источник движения внутри самой материи нужно искать. Как философски определить движение?

Движение – есть всякое изменение вообще. В связи с этим требуется уточнение. Понятие движения и развития одно и тоже? Нет. Развитие есть изменение характеризующееся определённой направленностью. Вот маятник мотается. Движение есть. А развитие есть.

Движение противоречиво. В каком смысле? Поскольку оно представляет единство изменчивости и покоя. Изменения и устойчивости. Движение абсолютно. Оно есть везде и всегда. Так же как и материя. Движение представляет собой единство прерывностей и непрерывностей. И наконец движение существует в целом ряде форм. Выделяют 5 основных форм движения материи:

Механическое – перемещение тел в пространстве

Физическое – внутриатомные процессы

Химическое – взаимодействие молекул

Биологическое. В основе лежит клеточный обмен. Клетка едина

Социальное. Общественная жизнь со всеми ее изменения.

Между формами движения существует взаимосвязь. Она выражается. В способности при определённых условиях переходить одной формой движения материи в другую. Например, как древние добывали огонь? Механическое трение переходило в химическую – огонь. Лучевая болезнь. После облучения изменяется структура клеток. Нет непереходимых граней между этими формами движения. Способность в ходе движения превращения одного в другое нужно иметь в виду, что материя переходит из одного состояния в другое, но не исчезает. И необходимо восполнять этот материальный процесс.

Наряду с движением, как всеобщим изменением необходимо признание покоя, как временное состояние устойчивости равновесия. Вот был Гераклит. В одну и ту реку войти дважды. А вот Кротил единожды.

Признание покоя необходимо для:

Определения качественного состояния того или иного тела.

Для выражения скорости.

Понимания относительности.

Пространство и время

В мире нет ничего кроме движущейся материи, и двигаться она не может иначе как в пространстве и времени. Как пространство в философии трактовалось?

В Древней Греции рассматривается как вместилище, наполненное отдельными материальными предметами. То есть пространство и время отдельно от материальных предметов мыслилось. А время, как свободная длительность в космосе.

Беркли оценивал пространство и время, как формы субъективных переживаний. То есть они полностью зависят от человека.

Кант продолжает линию Беркли: пространство и время априорные, т.е. прирожденные до опыта данные человеку формы чувственного созерцания. Это формы чувственного восприятия. В каком-то смысле кант прав. Но он не прав, приписывая свойства человеку и отрывая их от материального мира.

Пространство и время это объективная форма бытия материи. Пространство обладает следующими свойствами:

Трёхмерность.

Обладает геометрическими свойствами

В пространстве можно вернутся назад

В целом пространство выражает порядок, равноудаление предметов в мире.

Время выражает последовательность продолжительность проистекания событий. Время одномерно. Течёт от прошлого через настоящее в будущее. И время необратимо. Естественнонаучные Эйнштейном отражены хорошо.

Лекция №1116.12.2011

Рассматривая тему материи, дошли до момента характеристики социального пространства и социального времени. Сложилась система взглядов на социальное пространство исоциальное время

Социальное пространство – это особый тип пространственных отношений связанных с человеком и человеческой деятельностью.

Что относительно него можно сказать? Прежде всего, сюда относят пространство непосредственного обитания:

В первую очередь – это его жилище. Во вторую, это зоны хозяйственной деятельности. Зона собирательства, охоты рыболовства и земледелия. Земледелие – первая форма очеловечивания природы.

Различают термин естественной и вторичной природы. Посаженный сад, засеянное поле – это вторичные природы. Т.е. природные комплексы созданные руками человека.

Пространство, охватываемое человеческим разумом в зависимости от характера его мировоззрения. Мы, например, знаем, что ещё с древних времен существовало пространство табу. Человек вырастал с осознанием того, что в это место вход воспрещен по различным соображениям. Это способ ограничения пространства.

Религиозный человек делит пространство на божественное и естественное. Земной и божественный мир. Особенно у китайцев это интересно. В виде божества определяют небо.

имеет место тенденция к расширению социального пространства. К расширению его границ. Каким это путём идёт? Во-первых, всё больше осваивается и чуть ли невполне освоено пространство планеты Земля. В последнее десятилетие космос интенсивно осваиваем. Неслучайно Вернадский ввел понятие ноосферы. Как сферы освоенной человеческим разумом, которая представляет синтез естественной природы и созданной им вторичной природы. Тенденция к расширению границ природы растёт.

Расширяется не просто зона освоения. Но и пространства осмысленного человека. Если взять планеты Солнечной Системы, то ни естественная, ни искусственная рука дотянулась, но мысль уже туда дотянулась. А вот совсем недавно был найден вид материи. И какая-то единица, которая может рассматриваться как точка возникновения вселенной. Бозон Хиггса. То есть смыкаются и начинают взаимодействовать философская и естественнонаучная интерпретация того же пространства. Бесконечно оно или имеет своё начало в естественном отношении. Вот это уже вопрос выходящий за пределы социального пространства.

Социальное пространство не одинаково, не абсолютно синкретично, оно качественно различно в социальном отношении.

Не претендуем на исчерпывающую характеристику.

Теперь о социальном времени. Как его можно определить. Это мера изменчивости социальных процессов, исторически возникающих преобразований людей, т.е. время, связанное с человеческой деятельностью. Отсюда. Первое, что надо сказать – социальное время исторически необратимо. Нельзя переиграть историю. Нельзя в социальном отношении вернуться к прошлому. Это можно сделать только в сознании. С другой стороны в социальном отношении мы можем опережать время в своём сознании. С этим связано прогнозирование предвидение тенденций. Мы мысленно можем время обгонять, и, тем самым, ставить перед собой определённые социальные задачи. Идея воплощается в действительность. Второй момент. Социальное время в отличие от природного времени кот бесконечно имеет точку отсчёта, свою систему временных координат, и устанавливается эта система самим человеком. Ну, например, христиане ведут летоисчисление от рождества христова. У мусульман другое, и иудеев другое.

Третье. Социальное время обладает определённой цикличностью. Это связано с одной стороны с природными циклами, а с другой стороны с цикличностью определённых социальных событий. Неслучайно в социальной философии существуют концепции, сформулированные Тойнби Шпенглером. Мысль о цивилизации и каждая цивилизация рассматривается как определённый временной промежуток существования тойили иной нации. Зарождение развитие расцвет гибель. Идёт процесс смены. Но цикл, который проходит цивилизация, отмечен. Мы даже говорим о цикличности экономических кризисов. О временах научной революции. О моментах стагнации общества. Не нужно всё под троичную схему Гегеля подгонять. Но такая цикличность существует

Следующий момент. Социальное время социально индивидуально. Оно индивидуально в восприятии прошлого, настоящего, в его оценке. Это не значит, что в разные исторические периоды оно течёт по-разному. Оно течет одинаково. Но в человеческой оценке время субъективно. Есть анекдот про чукчу. Чукча тебе при Сталине или при Абрамовиче живёт? Чукча подумал и сказал что при Сталине. Ему спрашивают. Тебя ж мучали водкой поили. А тут цивилизация пришла. А почему? При Сталине чукча был молодой. Его девушки любили, он девушек любил.

Возникает порой разрыв в оценке. Почему это так? Не потому что молодые недоумки, а старые очень умные. А потому что молодые живут в реальном времени. О прошлом они знают только по рассказа и оценкам, которые порой бывают очень противоречивы поэтому оценка времени весьма зависит от субъективного положения. Время индивидуально.

Последнее. Историческое время характеризуется неравномерностью с точки зрения наполненности событиями, плотностью событиями. Есть небольшое в хронологическом отношении промежутке времени, в которое история спрессована. Революции, крутые повороты. А есть годы, десятилетия плавного течения жизни, когда значительных событий не происходит. Когда господствуют события, а не инновации. В нашей стране мы всегда жили будущим. Вот в Китае всегда люди жили традицией. Или американцы, которые живут сегодня. А есть русские. Чернышевский: «Будущее светло и прекрасно. Стремитесь к нему возноситесь к нему». У нас всегда футурологический подход. Нам жилось плохо. А моим детям пусть будет лучше. Подход этот у нас сейчас уходит и ориентация на сегодняшний день сейчас преобладает.

Нужно ещё отмечать, что есть философские представления о пространстве, а есть естественнонаучные взгляды вот одно с другим путать не следует. ЕН взгляды постоянно меняются. Картина мира постоянно меняется. Фил – прва и время есть формы существования движущейся материи. Материальное и временное бытие нерасторжимы.

Сознание, как философская проблема

Проблема происхождения сознания

Идеальное и материальное. Их соотношение

Структура и функции сознания

Сознательное и бессознательное

Сознание и язык

Активность сознания

Проблема сознания.

Это важнейшая и наиболее трудная проблема. Почему?

Во-первых проблема сознания исключительно многоаспектна. Её изучают в физиологи, психологи, медики, философы, историки. Кто только ее не изучает. Поэтому аспекты следует отличать. Не валить все в кучу. Философия имеет свой аспект.

Трудность изучения сознания заключается в том, что человеческая мысль должна изучать саму себя. Объектом нашего сознания становится наше собственное сознание. Господствует рефлексия, а это очень трудно. Иногда человек другого понять может, а себя нет.

Трудность заключается в том, что как нигде и как ни по отношении к какому-либо другому вопросу, точки зрения на природу сознания очень сильно разняться. И отсюда интерпретации того, чтомы называем сознанием очень различны. Чисто в мировоззренческом отношении. Отсюда как никакая другая проблема эта являетсяпредметом спекуляций. В этом вопросе четких ответов гораздо меньше чем самих вопросов. Но, тем не менее, это не значит что к ней не стоит подступать. Этобыло бы слишком разоруженческим подходом.

Проблема происхождения сознания. Выделим три основные точки зрения.

Религиозная. Человека создал Бог и вложил в него способность к сознанию. Всё очень просто – принимай собственное сознание, как дар божий. Чем хороша? Психологически успокаивается человек.Она-то хороша, но снимается вообще вопрос о происхождении сознания, о его природе. Двери для исследования сознания закрываются. Нужно принимать как данность. Или принимаем или нет.

Точка зрения панспермии. Сознание – продуктвнесенный на нашу землю какими-то пришельцами. А какие основания этой точки зрения? Обнаруживаются какие-то вещи, которые с точки зрения современной науки необъяснимы. Откуда взялись аэродромы в Мексике и Чили, НЛО. В различных структурах академий наук есть отделы по поискувнеземных цивилизаций.

Человеческое сознание есть продолжение и более высокая ступень психической деятельности животных. Сугубо натуралистический подход. Поэтому мы часто ищем что-то человеческое в животных, удивляемся их хитрости, способности приспосабливаться. Ищем то, что насроднит.

Диалектико-материалистическая точка зрения. Сознание есть продукт длительной эволюции природы. И имеет вполне естественное происхождение. В связи с этим различают два вида предпосылок возникновения сознания. Естественные предпосылки и социальные предпосылки. Что относится к естественным?

Начинают отталкивать со свойства отражения. Было названо свойство отражение как свойство материи.

Биологическая форма отражения прошла длительный этап эволюции, в результате которой совершенствовались механизмы реакции, аппараты оценивающие воздействие и качественная способность реагировать на эти воздействия. Если говорить о механизмах реакции на окружающую среду, то это, прежде всего, образование нервных клеток. Их мы уже у простейших живых организмов замечаем. Потом образование нервных узлов, которые пока не локализованы, а разлиты по всему организму. Затем происходит локализация нервных клеток в нервных узлах. Затем локализация в головном мозге. В результате возникает система условных и безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы– это рефлексы самосохранения, пищевой рефлекс, рефлекс продолжения рода. Сообразно этим рефлексам животное ведет себя в окружающей среде, но высокоразвитые животные способны условные рефлексы вырабатывать. Наиболее далеко в их изучении Павлов продвинулся. Больше всего опыты на собаках ставили. Мы продолжали эту традицию. И собак запустили в космос.

Но нет инструмента передачи условных рефлексов у животных. Так вот согласно диалектико-материалистической концепции возможность возникновения сознания основывается на развитии дифференциации усложнения свойства отражения. На физиологическом совершенствовании организмов вплоть до появления человекообразным пращуров.

Это гипотеза, но опирающаяся не на домыслы, а на изучение, рассмотрение в исторической перспективе.

Какаяже роль социальных предпосылок? Энгельс в работе «Роль труда в преобразовании обезьяны в человека» указывает на три важнейшие предпосылки социального характера, приведших к возникновению человека и образованию его сознания.

Труд, в основе которого лежит создание простейших, не имеющихся в природе орудий труда и в преобразовании природы в интересах человека. Различают два вида человеческой деятельности: Приспособительная (она характерна и является общей и для человека, и животных) И вторая функция – преобразовательная. Так вот в основе человеческого сознания лежит приспособительная функция.

Совместный характер деятельности. Человек мог выжить только взаимодействуя друг с другом. В одиночку он противостоять природе не мог. В ходе этой совместной деятельности складывалось разделение функций. Уже даже в процессе элементарной охоты. Кто всё-таки был прав? Гоббс – в основе человеческой природы эгоизм? Или Руссо – который про коллективизм говорил.

В силу дифференциации труда возникала потребность общения. И эта потребность привела к образованию языка. Кот служило инструментом общения. Но и инструментом передачи информации. Вот именно этого инструмента не было у животных.

Под влиянием этих факторов мозг человека изменялся. И конституция изменяться стала. Становление на задние конечности освободило передние конечности. И мозг стал изменяться. Вот с точки зрения ДМ-гипотезы связано возникновение человеческого сознания.

Она конечно не всё объясняет, но по крайней мере без чертей, без бобов, без гуманоидов – нормальный научный подход. Сколько потребовалось времени трудно сказать.

Интернет-ресурсы:

http://эссе.рф - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.

1 2 3 4