">
Философия Современная философия
Информация о работе

Тема: Лекции по философии

Описание: Предмет философии это всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия задаётся двумя другими вопросами зачем и почему. Философия тесным образом связана с мировоззрением. Разделение на идеализм и материализм свойственно ей. Язык философии.
Предмет: Философия.
Дисциплина: Современная философия.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 26
Поднять уникальность

Похожие работы:

Лекция №0 2.09.2011

Во времена Платона под философией понималась наука. Предмет Наука  Наука Объективный мир   Философия Субъективный мир   Философия стремится создать картину мира более расширенной.

Определение:

Предмет философии – это всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия задаётся двумя другими вопросами – зачем и почему. Философия тесным образом связана с мировоззрением. Разделение на идеализм и материализм свойственно ей.

Материализм – философское мировоззрение, признающее субстанции с сущностной основой бытия материи.

Идеализм – философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материальному, а духовному началу (разум и воля).

В решение вопроса познаваемости мира существуют позиции антиподы. Это познавательный оптимизм и познавательный скептицизм. Идеалистическое философское направление, подвергающее сомнению возможность достоверного познания объективной действительности. (Это видимо скептицизм).

Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Функции:

Мировоззренческая. Способствует формированию целостной картины мира. Представления о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция. Философия вырабатывает основы познания.

Мыслительно-теоретическая функция. Философия учит концептуально мылить и теоретизировать. Предельно обобщать предельную действительность. Создавать мыслительно-логическую схему.

Гносеологическая функция. Гносеология – наука о познании. Одна из главных функций философии. Имеет целью правильное, достоверное познание окружающей действительности.

Критическая функция. Очень важная. Роль – подвергать сомнению окружающий мир. Искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, модернизация, увеличение полезного знания.

Аксиологическая функция. Заключается в оценке вещей явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей. Цель этой функции быть ситом, через которое пропускается всё нужное, ценностей и полезное.

Социальная. Цель – объяснить обществу причины его возникновения, его структуру, элементы и движущую силу, указать путь совершенству обществу.

Философия – это

Учение о мире и человеке

Теоретическая основа мировоззрения

Форма общественного сознания

Мера человеческих ценностей

Феномен духовной культуры

Лекция №01 16.10.2011

Язык философии

Фундаментальные философские категории

Язык философии рассматривается в контекстные проблематики философии языка и перерастает из частного вопроса о языке в вопросе соотносимый с философской системой знаний. Философская мысль – весит ровно столько, сколько весит философское слово.

Язык философии – это феномен объединяющий слово и мысль на антологической основе. Философия языка показывает степень подготовки в постановке вопроса о языке философии и степень разработанности проблем языка. Философия оперирует только категориями.

Философия как вид бытия

Понятие – одна из логических форм мышления, образ реальности её замещающий. Понятие имеет своё содержание и объём.

Содержание – совокупность признаков, принадлежащая отражаемой реальности.

Объём – совокупность явлений, которым принадлежат все эти признаки.

Категории – предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи бытия в мире. Форма и организующая принцип мышления.

Единичная – философская категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность объекта исследования от его аналогов на основании уникальной качественной и количественной его определённости.

Общая – философская категория, выражающая принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов, закономерная форма их взаимосвязи в составе целого.

Сущность и явления – философские категории, отражающие определённость бытия в мире и его познания.

Сущность – внутреннее содержание исследуемого объекта в единстве многообразия форм и проявлений бытия.

Явление – обнаружение исследуемого объекта через внешние формы его существования.

Элементы и структура – философские категории, отражающие обозначающие единство исследуемого объекта, где элементы есть слагаемые, обеспечивающие целое, вступают друг с другом в отношения, а структура – это определённый не случайный способ связи элементов в систему.

Система – философская категория, выражающая особое единство структурно организованных элементов, взаимодействующих друг с другом на основе корреляционных связей.

Причина и следствие – философские категории, обозначающие характер обусловленности исследуемого объекта. Под причиной понимается явление – действие, которое влечёт следствие.

Необходимость и случайность – философские категории, выражающие различные уровни и связи этого объекта. Если необходимость демонстрирует закономерный характер связи, определяемый содержанием объекта, то случайность определяется внешними, преходящими связями.

Возможность и действительность – это философские категории, характеризующие 2 основные ступени исследуемого объекта, где действительность – наличие реального единичного бытия, в отличие от тех возможностей, которые она таит в себе.

Часть и целое – философские категории, характеризующие целостность исследуемого объекта и методологическую направленность его познания от нерасчленённого представления о целом с переходом к анализу. Расчленение целого на части с последующим воспроизведением исследуемого объекта в мышлении в форме корректного целого.

Понятие категорий уходит в классическую немецкую философию. Гегель, например. А он на Аристотеля ссылался.

Лекция №1

Античная философия

Причины возникновения и закономерность развития философии.

Проблемы субстанции и бытия диалектики в античной философии.

Проблема человека и социального устройства в Древнегреческой философии.

Во-первых такой раздел даёт знание генезиса. Он позволяет понять откуда взялась философия и суть философских проблем. Они имеют вечный характер. Вечно изменяющийся характер. Суть бытия, откуда пошёл мир. Эти вопросы ставятся всегда пред людьми. Что есть свобода? Процесс познания ограничен или нет?

Через историко-философские проблемы можем понять развитие науки, суть научных проблем. Не случайно в Древней Греции был сформирован принцип Философия – Наука – Наука. И через историю философию мы можем понять суть эпохи. Философия – универсальная отмычка, ступень в нашем культурном развитии.

Каким закономерностям подчиняется философия?

Прежде всего любая философская школа имеет закономерность отражать специфику эпохи которую отражает.

Развитие философии в конечном счете обусловлено спецификой социального бытия, и в первую очередь спецификой социально-экономической жизни общества.

Развитие философии в значительной степени зависит о расстановки основных социальных сил. От степени совпадения или противоречия между элементами социально-классовых структур. Философия с самого первого дня возникновения носила оттенок классовых структур.

Развитие философии зависело от специфики мысли и бытия различных народов. Многонациональность общества, социально-культурных отношений влияла на культурные взгляды.

Различают евро-центристский и азиа-центристские подходы. Последнее – восточно-философская школа. Мы же уделим внимание большее первому в виду недостатка времени. Удивительный феномен. Современное общество продолжает исповедовать взгляды человека жившего тысячи лет назад(речь о Конфуции). Восточная традиция, соединенная с религией восточных народов. В Европе чётко можно разграничить философию и религию. В восточных настолько они сильно слиты. У индусов и китайцев особенно сильно.

Связь философии с научными знаниями тесная и постоянная. Связь эта то ослабевала, то усиливалась, но в широком смысле связь на лицо.

Относительная самостоятельность развития философии по отношению к другим областям жизни народов. Не всегда периоды всплесков философской жизни совпадали с например экономической жизнью. Иногда одни стоят, другие развиваются. Философия имеет внутреннюю логику своего развития.

Преемственность в развитии философии. Это вообще любой науке свойственно. Традиции и инновации. В философии есть традиция преемственности. Инновация заключается в рассмотрении старых проблем под новыми углами зрения.

Борьба на протяжении всей истории философии – материализма и идеализма. По вопросам первичности/вторичности.

Вторая закономерность – борьба двух методов диалектического и метафизического. Разъяснение позже.

Третья закономерность – плюрализм. Заключается в наличии множества школ, течений, направлений, учений в развитии философии.

Из этого факта некоторые делают вывод, что у философии нет единого начала, а значит она не даёт истины. Но это лишь с точки зрения формальной логики, которая является законом о правильном мышлении. Не может быть одновременно истинными два противоположенных суждения. И способна ли философия давать истину? И тогда возникает вопрос. Философия – это наука или религия? Есть позиции определяющие научность философии – она реалистична и практична. Но с другой стороны исходные философские положения нельзя доказать окончательно. В математике такие тоже есть. И никто их не доказал и никто их не опроверг. Мы принимаем эти знания как аксиоматические. Так же никто не доказал первичность материального начала. Эти краеугольные положения нужно или брать или не брать. Возникновение жизни пытаются доказать. А кто-то сформулировал концепции концевратного(?) происхождения – из неживой в живую материю. Так что не всё практическим путем можно доказать.

В этом плане философия очень близка математике. Можно ли представить математическую бесконечность. Это же виртуальное понятие. Математики хитрецы! Гильберт назвал математическую бесконечность дурной вещью.

Плюрализм выражает то, что поиск истины выражается в разных точках. И в химии, и в биологии, и в математике есть борьба. Плюрализм – неотъемлемая черта любой научной мысли.

Плюрализм философии вытекает из разнообразности мира и форм жизни. Раньше говорили: есть позиции материализма. Маркс был сторонником материализма. «Всесильность материализма доказана, потому что она верна» проверь точную цитату.

Почему же тогда крупнейшие математики и физики поднимались до уровня философских проблем? Здесь можно привести пример философского характера вопросов о конечности Вселенной, о её возникновении. Как возникла вселенная? Чёрная дыра? Куда там проваливается?

Ну может всё таки есть какое то духовное начало которое создало все это многообразие?

Эти вопросы возникают только у человека размышляющего. Человеку, который не размышляет над этими проблемами, живется легче, проще. Но в жизни образ мысли меняется. Это нормально. Человек меняется.

Итак. Перейдём собственно к античной философии.

Зародилась в Древней Греции в VI-V-IV веках до нашей эры. Почем она возникла? Есть несколько предпосылок возникновения философии.

Первая из них - разделение труда на умственный и физический. Оно позволило отдельным людям не заниматься только добыванием средств к существованию, а ещё и реализовывать себя в сфере духовной деятельности.

Вторая - неудовлетворённость мифологическим объяснениям процессов происходящих в природе и обществе. То есть кризис мифологического мировоззрения. Мифология отвечала на вопрос «почему» происходят те или иные события. Аполлон проехал на колеснице и Солнце покатилось вместе с ним по небосклону. Но на вопросы «как» она не отвечала. Каков механизм возникновения войны, грозы и т.д.? В самой жизни есть обстоятельства происходящего вокруг. Что лежит в основе происходящего вокруг? Мифы конечно красивы. И в каждом мифе отражена какая-то реальная сторона. Каждый миф имеет предпосылку. Он не высосан из пальца, но недостаточен для полного объяснения. В Африке может им и хорошо, но нам не достаточно.

Отсюда следующая важная проблема – поиск субстанции. Поиск первоосновы мира. В объяснении субстанции первенствовал натуралистический подход (натурофилософский). Представители Милетской школы начиная с её родоначальника Фалеса искали это начало в явлениях окружающей природы. Фалес полагает, что высшее вечное начало всего – есть вода. Анаксимандр – основа всего воздух. Гераклит признавал основой всего огонь. Мировоспламенюящим и миронеугасающим. Различные другие течения исходили из того, что мир – есть комбинация разных первоначал. Огонь, вода, воздух, земля. Эти четыре первоначала и являются источником бытия.

Следующий шаг в развитии представления о субстанции был сделан Демокритом. Он сделал вывод, что всё состоит из атомов. Атом – мельчайшая неделимая частица вещества(в переводе с др.греч). По Демокриту атомы различаются между собой по весу, по форме, по характеру сцепления друг с другом. Он различал атомы души и атомы тела. Чем замечателен подход? Он уже ищет первоначала не в каких-то чувственных природных явлениях, а в том, что нельзя почувствовать. Это конечно была всего лишь догадка, но она обогнала практическое открытие на 2к лет. Самое главное, что он логически показал это. Замечательный прорыв в философской мысли.

Следующая важная мысль – идея космизма в древнегреческой философии. Термин космос родился в Древней Греции как название всего огромного мироздания. И для нас это важно именно в том отношении, что греки утверждали: «Человек – это тоже часть космоса и он связан с космосом. И человек есть микрокосмос. Человек есть порождение космоса и реализация космоса. Он мыслит себя не отдельно от космоса». Конечно человек тогда сильно зависел от природы. И это сильно толкало на эти мысли. В последствие через много веков у русских философов XIX века эта идея будет воспроизведена. Об этом позже.

Возник дальше следующий вопрос. Есть субстанция. А есть ли то, чем мы можем определить то многообразие, какое лежит мире? Как его объединить? Как его схватить? Возникает проблема Бытия. Это Илиадская школа. Пифагор, Парменид, Зенон, Ксенофан. Выделили идею Бытия как объединяющего начала. «Общее то, что всё это существует», – Парменид. А как охватить это единство в многообразии? И Парменид а затем и Платон решили, что охватить всё это многообразие человек может в своей мысли. Почему родился образ кентавра в древнегреческой мифологии? А потому что человек мыслью соединил коня и мужчину. Вывод – единство мира в мышлении человека. В реальности предметы не связаны. Но силой мысли человек может их объединить.

Положения.

Объединяющее начало всего многообразия – Бытие. Это существование многообразия может быть охвачено только человеческой мыслью. Только человеческим разумом. Чувственный опыт даёт человеку понимание множественности, разобщённости событий. А силой мышления человек может соединять, объединять это многообразие. Стало быть Бытие - это то, что можно понять только разумом. Парменид выдвинул афоризм: «Одно и то же есть мысль и то, о чем эта мысль существует». Таким образом стирается грань между идеальным и материальным.

_____________________________________________________________________________________

Про семинары:

Семинар номер 3. Социокультурные предпосылки остаётся. Философские воззрения Древней Индии и Древнего Китая исключаются. Следующая тема остаётся. Третий вопрос – проблема субстанции, бытия, диалектики древнегреческой философии остаётся. Но дополняется.

Философия Платона. Проект идеального государства Платона.

Аристотель.

Проблема человека и социальные проблемы в древнегреческой философии. Сократ, Эпикур.

Основные направления и школы древнегреческой философии.

Разряд тем для докладов. Интересны про метод Сократа. Про Платона тоже отдельное выступление. Аристотель, проблема человека. Эти темы могут быть предметами отдельного выступления.

Лекция №2 7.10.2011

В течение недели мы должны осуществить индивидуальный выбор из 30ти тем курсовых работ. Если есть индивидуальный выбор, то предварительно нужно оговорить. Через неделю старосты групп дают списки студентов, которые выбрали определённые темы. Время предоставления реферата. До нового года отчитаться. Крайний срок – 15 декабря. Иначе просто не будет времени проверить все работы. Требования к реферату. Образец титульного листа будет предоставлен. Вторая страница: оглавление, введение, основная часть(2 вопроса, больше не надо) и заключение с выводами, литература, которая была использована и которая нашла отражение в реферате. Можно делать черту внизу страницы и там ссылки на книги, работы и страницы. С изданиями естественно.

Объём реферата. 20-24 страницы. 14ым шрифтом. 1.5-2 интервала.

На проблеме Бытия остановились в прошлый раз. Трактовка бытия возникает, как стремление охватить целиком и полностью всё, что человек в своём сознании присоединяет и осмысливает в этом и мире. Сначала ищем первооснову (вода, огонь и т.д.). Нашли, договорились о том какая же она. Как теперь всё это многообразие объединить? Что едино для всего того многообразия? Это и есть стремление объединить мир.

Бытие – мысль о том, что всё многообразие окружающих нас предметов – существует. Бытие выражает факт существования живого и неживого, материального и духовного. Реально ли оно в нашем сознании. Если реально, то это материальное бытие. А наши мысли, идеи и прочее существуют, но в форме идеального бытия. Они составляют основу и природу субъективного бытия. Категория бытия – предельно широкая категория.

Чем же можем мы охватить? Обратимся к Пармениду и Платону. Реальное бытие заключается в человеческом мышлении, поскольку только мыслью мы можем охватить всё бесконечное многообразие вещей и соединить в сознании своём то, что реально несоединимо. Подлинное бытие - это мыслительная деятельность человека. Но что же? Получается отказ от объективного бытия? В этом и есть ущербность трактовки бытия. Есть ведь объективная трактовка бытия. А наши мысли и чувства – субъективная часть бытия.

Следующая проблема – проблема атомизма, сформулированная Демокритом. В конце V века до н.э. анализируя бытие указывал на то, что основу бытия составляют атомы. Между атомами - пустота. А пустота – это небытие. Атомы движутся. Они образуют многообразие тел. Они недоступны нашим ощущениям. Их можно только осмыслить. Их невозможно ощущать физически, но из них всё создано. Получается, что они есть только в мышлении, но это ошибка. Мы же знаем что они существуют. Они материальны и все тела из низ состоят. Движение атомов вечно. И непреходящее.

Учение Демокрита - умозрительная догадка, но она обогнала время своего научного доказательства на 2000 лет. В философии принято считать Демокрита родоначальником философского направления материализма.

Идеалистическая трактовка бытия наиболее полно представлена учеником Сократа – Платоном. Сократ не вёл письменных записей, а потому не оставил никакого письменного наследия. Всё, что мы знаем о Сократе, мы знаем от Платона – его ученика. Но Платон превзошёл своего учителя. Он произошёл из знатной греческой семьи. V-IV веке до н.э. Он считается родоначальником объективного идеализма. Первое положение:

Учение Платона вечных идеях.

Об идеальном государстве.

Платон удваивает мир на мир идей, или, как он говорит, общих понятий, и мир вещей – мир чувственный и телесный. Мир идей первичен и вечен согласно Платону. Он бесконечен. Постигается разумом человека. Идеи являются всегда себе тождественными(т.е. не меняются).

Мир вещей временен в своем существовании. Он тоже движется. Он может быть постигаем чувствами, нашими ощущениями. А идеи чувствами не постигаются. Материальный мир делим. Он способен к превращениям, к развитию. Встает вопрос. На чем базируется такая идея Платона? Рассуждения довольно просто строятся. Огрубленный пример:

Есть дерево. Вечно ли оно будет существовать? Нет. Рано или поздно его срубят, оно умрёт и сгниёт. И оно перестанет существовать. Но понятие дерева останется. Оно(понятие) вечно. Исходя из этого он говорил: «Мир идей вечен, самостоятельно существует независимо от мира вещей». А где же они существуют? А это отдельный мир. И не в голове человека. А в отдельном мире. И этот мир – Бог. (И это при многобожии!!!) А кто такой Бог вообще? Платон чувствует что нужно искать какое-то начало. Дионисий не Бог Богов. Зевс не Бог Богов. Нужна абстрактная идея. Он не детализируется. Он выше всего. Не имеет канонического изображения. Платон ищет какое-то духовное начало и строит свои речи соответствующим образом. А как человек становится носителем этих идей? А эти идеи внутренне присущи человеку. И человек, сталкиваясь с ними, припоминает их. Постепенно впитывает их человек. Он получает эти понятия от людей. Но Платон деликатно уходит от этого вопроса.

Вклад:

Платон явился родоначальником объективного идеализма. Объективного, потому что эти идеи существуют независимо от человека.

Следующий видный философ, родоначальник диалектики – Гераклит. Первый представил мир в бесконечном движении и бесконечном течении. «Все течет все изменяется». Пантереги(?). Мир был есть и будет вечным огнем, мирами изменяющимися и мерами неугасающими.

Важное философское направление ответившее на вопрос об изменчивости мира. В условиях достаточно статичной внешней действительности (существуют города и жизнь в низ неизменчива и статична).

Слово диалектика родилось похоже – оно принадлежит Сократу. Диалектика – искусство спора. Люди выходили на площадь и устраивали устный спор. Потом понятие диалектики изменило своё понятие и теперь это учение о развитии. И Пифагору, и Фалесу, и Демокриту присущи диалектические идеи.

Следующая проблема – это проблема человека и социальные проблемы в Древне Греции. Характеризуя предмет, философии мы говорим, что основным содержанием философии – учение о человеке.

Это учение о человеке было представлено в разных вариантах.

Проблема познавательных возможностей человека и его место в мире.

Это проблема соотношения материального и духовного в человеке. Соотношение души и тела.

Вопросы социального устройства общества.

Зарождающиеся этические проблемы. Этика – учение о добродетели.

В чём суть этих положений? Протогор сформулировал одно важное положение. «Человек есть мера всех вещей. Существующих, поскольку они существуют и несуществующих, поскольку они не существуют.» В этом афоризме выражены две идеи. Обычно первую идею вспоминают. До точки. Человек – есть высшая ценность. Сам по себе. И ценность всех остальных вещей определяется их значимостью для человека. Очень хорошая гуманистическая трактовка. А вот дальше с продолжением фразы нужно поспорить. Да тут явный субъективный идеализм! Существование вещей он ставит в зависимость от человека. То есть, если вещь мне не важна, то она не существует. Человек поставлен в центр мироздания. Это и есть позиция субъективного идеализма.

Второй аспект. Проблема познавательных возможностей человека. Человека всегда интересовала граница его познания. И вообще, какого направление этого познания. Это очень важно. Есть философы: направленность познания человека должна идти на окружающий мир, на природу и общество. Это одно направление. Второе направление – познание Бога. В себе, вне себя. Это направленность познания характерна для религий. И третье – рефлексия. Т.е. самопознание. Сократ её четко и ёмко сформулировал: «Познай самого себя». Это действительно философская проблема. Познай свои возможности, научись управлять собой. Познай, добр ты или зол. Что есть добродетель, а что есть зло?

Третье направление. Это понимание человека с позиции добра и зла. Т.е. это первые этические проблемы. Представители древнегреческой этики были Сократ, Эпикур и римский Марк Аврелий и Лукреций Кар. О природе вещей. Взять эту тему. Было бы неплохо. Что есть добро. В чем есть смысл жизни. Эпикур стремление получать удовольствие и избегать неприятностей. Позицией гедонизма название получило такая штука. А что под удовольствиями он понимал? Эпикур высший смысл бытия видел в состоянии атараксии – высшая степень духовного блаженства. Уравновешенности страстей. Получения духовного наслаждения. Для Эпикура духовное выше материальных плотских наслаждений. Сократ и Платон – высшая добродетель – мудрость, знание. И дальше рассуждения. Человек мудрый, знающий никогда не совершит дурного поступка. Все дурные поступки по незнанию, недопонимаю они совершают. Мудрый человек ведет себя обществе нравственно. Но то, что мудрость – гарант от совершения плохих поступков ой не факт. Не всегда интеллект с высокой нравственной позицией связан. Аристотель искал добродетель в серединах. Есть жадность и расточительность. И то и то плохо. Должно быть что-то среднее. Бойтесь крайностей. Гегель: крайности сходятся. Если нужно дискредитировать какую-нибудь хорошую идею, то нужно её раздуть до абсурда и она начнет работать против себя.

К разряду социальных проблем относится учение о справедливом устройстве обществе. В трудах Платона в учении об идеальном государстве и во взглядах Аристотеля на общественное устройство. Подробно не будем рассматривать. Очень интересный материал. Стоит сравнить с сегодняшнем положением. Для чего нужно государство? Что бы организовать человеческую жизнь. Один себя сам всем не обеспечит, значит нужно государство. Вопрос. Чьи интересы первичные? Государства или человека? Платон говорит, что интересы государства первичные. Личность полностью себя должна подчинить государству. Социально классовая структура состоит из 3х слоёв.

Правители философы. Мудрость – их добродетель.

Воины. Мужество – их добродетель.

Рядовые граждане. Послушание – их добродетель.

А рабам у Платона места нет среди людей. Рабы по Платону это на уровне животных. Вот проявляется классовая позиция. Будь Платон из рабов, он бы такого не написал. Психология рабовладельца довлеет над ним.

Но есть ещё одно важное положение. Собственность неприкосновенна. Собственностью не должны быть обременены стоящие во главе государства люди. Если они будут иметь собственность, то будут думать о себе. Воины тоже не должны иметь собственность. Они должны думать о защите государства.

А в нашем обществе. В высшем обществе «бедняки» сидят. Вояки и в правда без собственности. Относительных других граждан справедливо.

Как должен жить человек? Государство берет на себя функции. Его священная функция - служить людям. Обучать людей, лечить людей, отбирать умных и глупых, хилых и сильных. Жестоко поступали, но во имя генофонда. Воспитание на себ берет госво. Детей изымаются из семей. Дети в интернатах воспитываются. А родители должны заниматься трудовой деятельностью.

Первая идея об организации общества.

Наконец последняя видная фигура древнегреческой философии. Как назвал его Энгельс: «Универсальная голова Греции». Аристотель. Очень много сделал для развития философии. Первая философия Аристотеля была позднее названа метафизикой. Откуда взялось это слово? Руководитель александрийской библиотеки - Андроникос сначала поставил книги по естествознанию – физика. А потом поставил философию - метафизику. Т.е. после физики. Философия и метафизика – синонимы.

В основе - учение о бытие:

Материя. Она инертна. Она существует объективно. Она вечна. Она сотворима и неуничтожима, не возникает из ничего, не увеличивается и не уменьш. Она пассивна, не способна к саморазвитию. Бесформенная материя представляет из себя небытие. Она из 5 первоэлементов состоит: воздух, вода, земля, огонь, эфир – небесная субстанция.

Форма. Учение формы. Это сущность, причина становления и многообразия всех вещей. Именно форма взаимодействия на инертную материю создает все разнообразие вещей. Т.е. форма - перводвигатель, организатор. Форма – многообразие. Высшая форма – Бог. Идет вслед за Платоном. Бог – есть форма форм. Всегда все ученые ищут проклятое первоначало.

Цель. Именно цель – то, ради чего создается и формируется что-то такое. Является еще одним движущим началом. Все существующее существует ради чего-то. Имеет целеназначение, целеполагание.

Человек и выступает творческим началом. Он придаёт предметам определённые формы. Человек не вынесен за пределы бытия, а введен в его состав в виде активной действующей силы.

Как объективный, подвижный мир он рассматривал, где есть не только место Богу, но и человеку.

Аристотель создал науку – формальная логика. В области форм логики он сформулировал первые три закона. Закон тождества, противоречия и исключения третьего. Позже четвертый – закон достаточного основания Лейбниц добавил. Закон о силлогизме, как о логической форме. Учение о дедукции Аристотель создал. Всё это он создал.

Помимо логики разработал об этических категориях. Был первым мыслителем, кто сформулировал закон золотой середине – выше упоминалось.

Обращаясь к человеку, он говорил, что есть 2 начала: биологическое и общественное. С самого рождения ребенок в обществе развивается. Он является продуктом общественного развития. Жизнь человека вне общества не возможна. Государство тоже продукт и высшая форма общения. Человек по своей природе – существо политическое. Т.е. Аристотель первым создал всестороннюю философию. У него есть учение о формах правления. И Платон и Аристотель не очень сильно ценили демократию. Демократия тогда публично воспринималась. Власть народа со власть толпы они отождествляли. Такая власть не нужна. Они не были очарованы демократией. Она дезорганизует общество. Они понимали её буквально.

Важным положением в учении Аристотеля была критика Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Против платоновской теории идей он так выразился. Против платоновского мира идей. Аристотель поставил вопрос. Человек живет в мире идей. Но откуда они взялись? Ссылка на Бога сугубо умозрительно. Несостоятельно! Мир идей – порождение человека. Человек создал эти понятия. Он облекал туманные мысли в мир понятий. А всякое понятие – отрыв. Иной раз эти понятия образуется интересно. Вот есть снег. У чукчи такого понятия нет. У них есть разные слова для выражения разнокачественного понятия снега. Снег лежит – одно, идёт – другое, и т.д. Потому что это значимо для них. В своём общении они употребляют их. Сама жизнь заставила их. Не Бог сказал им называть так или иначе снега. С помощью понятий человек стал обмениваться собственными мыслями. Мир понятий порожден человеческим сознанием. Это длительный процесс. А мир понятий Платона – надуманная теория.

Какая же значимость древнегреческой философии:

В античной философии были сформулированы Важнейшие философские проблемы. А именно. Субстанции, бытия, развитие, нравственные проблемы, проблема границ познавательных возможностей, место человека в мире. Социального устройства. Смысла жизни. И ряд других.

Именно Древней Греции возникли и сформировались два основных направления в развитии философии. Материализм в лице Демокрита и объективный идеализм в лице Платона.

Древнегреческая философия не едина и не однозначна. В ней сформировано и существует множество философских школ и направлений. Милесткая, Илиадская, такие направления, как стоицизм, скептицизм, учение киников, пифагорейцев, эпикурейцев, софистов, и другие важные философские школы. В Древней Греции закладывается много качественность философского мышления.

Но эти проблемы поставлены, но не решены. Оттого они и философские, что бесконечны в своём существовании.

Философия средних веков, Возрождения и Нового времени.

Характер и основные идеи философии средневековья.

Гуманизм эпохи Возрождения.

Философские пробемы эпохи Нового Времени и Просвещения.

Средние века.

Охватывают период с V по XVII век новой эры. Что характерно для эпохи средневековья?. Это же огромный пласт. Более тысячи лет. И тем не менее мы о ней очень мало знаем. И из истории и из событий которые происходили. И создаётся впечатление, что в Античности мысль бурлила, войны и т.д. А средневековье всё застыло и ничего не происходило. Но так не бывает. Конечно социальное время развивалось медленно. Но это эпоха становления первых социальных государств. Господство католической религии, монархий, становление российского государства, формирование его как единого государства. Переход от язычества к православию и т.д.

Что характерно для эпохи:

Господство феодализма как социально-экономической системы. Рабовладение показало свою неэффективность. Произошло освобождение рабов. Образование крестьян и феодалов. Крестьянин находился в собственности феодала. Феодал мог его продать, купить и т.д. Но не могу убить. Крестьянин мог иметь семью. И мог продать излишек. Появилась заинтересованность в увеличении производительности труда.

Становление государств, монархий и т.д.

Становление религии как ведущей формы общественного сознания. Утверждение власти католической церкви. Христианская религия существовала в двух основных формах. Католицизм и православие. Никейский собор.

Во-первых в силу господства церкви происходит отход от материалистической традиции Древней Греции. По существу запрет на материалистическое мировоззрение, и мощное усиление позиций объективного идеализма. Изменяется социальное назначение философии. Её задача - служение религии и философское обоснование религиозных догматов. В силу этого объектом философии становится священное писание – Библия, её толкование, её философское обоснование. Т.е. философия принимает форму патристики. Патристика представляет собой набор теологических учений, проповедуемых отцами церкви. Отсюда не случайно крупнейшие философы того времени являются одновременно и священнослужителями. И трудно сказать, кто они больше - священнослужители или философы. Это характерно для становления русского православия. Причём эта традиция затянулась вплоть до конца 19ого века.

Основные идеи патристики:

Идея теоцентризма. Бог – центр мироздания. Не небо, не природа, не космос, а Бог. Причём средневековье – период становления монотеистически религий. И Платон, и Аристотель выходили на идею монобожия. У них уже Бог выступал не как персонифицированное понятие к Зевсу, Нептуну и т.д. У них уже присутствует идея Бога вообще. Обличие этого Бога не нащупывалось. А вот христианство даже троичность Бога представило. Умом логически не понять. В это можно только верить. В этом отличие религии от рационального знания. Нужно в это верить.

Креационизм. От латинского creatio – творение. Суть идеи – всё есть творение Бога. Если философы искали субстанцию(то вода, то атом), то здесь нет никакой первоосновы. Всё есть творение Бога.

Бог постигается не познанием, а верой. Он открывает себя посредством божественной благодати. Т.е. он производит добро, он источник добра, всё лучшее в мире от Бога. Познание - есть два рода истины. Именно в философии Средних веков формируется учение о двойственной истине. Первый высказал эту идею Августин Блаженный. Он выдвинул концепцию двойственности истины. Есть истина веры, которая доступна далеко не всем и постигается лишь истинно верным людям. Она им открывается как божественная благодать. И истина разума – это то, что с помощью человеческого познания получается. Этой догмы сейчас придерживается церковь. Потому-то религиозные догматы не нужно доказывать - их нужно принимать. Церковь всё время стремится доказать что-то. Что был Иисус Христос например. Есть такая знаменитая Туринская Плащаница. В неё было завернуто тело Иисуса Христа. И созранилась эта ткань, которая воспроизводит на себе видимым оттиском тело Иисуса Христа. Но последние исследования показывают, что это где-то XIV век нашей эры. То есть ей не 2000 лет. Истины науки не могут противоречить истинам веры. Истины науки вторичны. Таким образом, Августин сформулировал «гармонию веры и разума». Есть понятие рационального, а есть понятие не рационального или иррационального. Это то, что за пределами человеческого разума находится. Но в то что же время церковь испытывала потребность в рациональном доказательстве, то есть в аргументах, идущих от человеческого мышления.

Фома Аквинский и богослов Ансельм Кентерберийский. Рациональное доказательство Бытия Божия. Оно строится таким образом: выдвигается тезис, и ему дается обоснование.

Например:

Всё имеет свою причину. Да, всё имеет свою причину – это бесспорный факт. Но что же имеет первопричину всего? Что же является «формой форм» (у Аристотеля так было)? Так вот Аквинский искал первопричину. И первопричина есть Бог. Это первый тезис.

Всё движется, все изменяется. А кто является перводвигателем? Так вот перводвигателем является Бог.

Мы видим, что в природе господствует необходимость. Необходимость смены времен года, суток. А кто породил и создал эту необходимость? Так вот сотворением этой первичной необходимости является Бог.

Мы, наблюдая мир, удивляемся царящей в прроде целесообразности. Природа устроена удивительно целесообразно. Так что является высшей целесообразностью? Бог.

Сранивая вещи мы сравниваем их по степени совершенства. Так что является высшей степенью совершенства? Бог.

5 доказательств, что Бог есть. Они на исключительно рациональных разумных тезисах построены. Можно ли опровергать целесообразность или тот факт что всё движется? Нет. Это такой способ доказательства Бытия Божьего.

Для Средневековья характерна схоластика. От греческого ??????????? — учёный школьный. Так вот в центре стоит проблема, доставшаяся от Платона, проблема универсалии – проблема общих понятий. Суть её в вопросе. Обладают ли универсалии собственным бытием или они просто напросто являются именами реально существующих вещей. Мир идей –мир вещей. Всё как у Платона.

Философы разделились на два лагеря. Реалисты. Подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии. Мир вещей нельзя назвать подлинным существованием. Мир вещей это слабые тени общих понятий. Всё прям как по Платону.

Вторые – номиналисты. Они противоположены в своей позиции реалистам и утверждают, что реально существуют только вещи. Не существует никакого мира общих понятий. А общие понятия - не что иное, как имена, которые мы присваиваем вещам. Эти имена присваиваются людьми предметам.

Конечно к реалистам ближе последние, но они перегибают палку. Мир идей ведь существует. Мир общих понятий – порождение людей. Он создан человеческой мыслью. Отсюда противопоставлять вещи и понятия не совсем рационально.

Такие две теории в рамках этой школы существовали. Например они иногда ставили дурацкие понятия. Сколько чертей может уместиться на кончике иглы. Эти вопросы в современной терминологии называются схоластическими.

Важнейшая проблема – проблема человека. Что говорят средневековые философы?

Человек – божественное творение.

В человеке есть две стороны. Душа и тело. Душа бессмертна и возвышена. Тело бренно. Тело - источник страстей, греховности, тело нужно содержать в строгости, смирении. Тело смертно, а душа бессмертна. Вот этот дуализм души и тела решается средневековыми философами так. Тело – вместилище бесов. Значит нужно наказать. Но душу не изобьёшь. Ну а лучше очистить тело. Душа не погибнет – бессмертна ведь, зато тело очистится.

Смысл бытия человека – служение Богу. Жить во имя Бога. Помнить о страшном суде, который ждет каждого из нас на небесах. И даже Лермонтов в своем послании на смерть поэта:

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

1 2 3 4