">
Экономика Банковское дело
Информация о работе

Тема: Кредитная система. Сущность, виды и функции банков

Описание: Банковские объединения. Концентрация и централизация банковского капитала. Лицензирование: виды лицензий, порядок их предоставления и отзыва в РБ. Управление собственным капиталом банка. Управление процентными рисками. Классификация валютных операций в коммерческом банке.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Банковское дело.
Тип: Лекции и учебные материалы
Дата: 16.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 7
Поднять уникальность

Похожие работы:

1.Кредитная система.Сущность,виды и функции банков.

Структура кредитной системы:

1)ЦБ

2)система коммерческих банков

3)небанковские финансово - кредитные институты

Функции банков:

1)посредническая

2)стимулирующая критерий виды ком. банков  по хар-ру собст-ти гос.,акционерные,кооперативные,частные,

муниципальные,смешанные  по видам операций универсальные (осущ. почти все виды банк.операций)

специализированные (выполняют одну или несколько операций)  по террит. признаку международ.,республиканск.,регионал.,обслужив. несколько регионов страны  по отраслевой ориентации промышл.,с/х-ые,строительные,торговые  

Классификация банков по ф-ям:

эмиссионные, ипотечные, инвестиционные, депозитные, биржевые, трастовые, ссудосберегательные, внешнеторговые, учетные,клиринговые, специальные.

  2.Банковские объединения.

Концентрация банковского капитала-увеличение общей суммы ресурсов, приходящихся на один банк

Централизация банковского капитала-вытеснение мелких и средних банков крупными и слияние крупных в крупнейшие

Амельгация банков-одна из форм концентрации и централизации банковского капитала, слияние двух или нескольких ранее самостоятельных банков в процессе конкурентной борьбы

Слияние-приобретение одним банком акций другого и превращение его в свое подразделение(филиал)

Формы банковских монополий:

картель, трест, синдикат, концерн, холдинг-компания

Банковский картель-соглашение между банками о разделе сфер деятельности, согласование % политики, выплаты дивидендов, условий кредита и др.

Банковские тресты-возникают путем полного слияния двух или нескольких банков. Объединяются собственность, активы и капиталы этих банков, единое управление

Банковский синдикат(консорциум)-соглашение между несколькими нац.банками (или банками разных стран) о проведении совместных крупных фин. (или организацион.) операций и реализации иных возможностей

Банковский концерн-объединение независимых банков под контролем одного(обычно крупного) банка или др.учреждения

 3. Лицензирование: виды лицензий, порядок их предоставления и отзыва в РБ.

Лицензия - это специальное разрешение, выдаваемое государством субъектам хозяйствования на осуществление лицензируемых видов деятельности в Беларуси (РБ).

Виды:

1)Общая – на осуществление банковских операций в национальной валюте на территории страны

2)Внутренняя - на осуществление банковских операций в иностранной валюте на территории страны.

3)Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц ( не ранее 2-ух лет от регистрации банка и при наличии собственных средств не менее 10 млн евро).

4)Генеральная – осуществление банковских операций как на территории страны, так и за её пределами.

5)Лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами.

6)Разовая – на осуществление конкретных банковских операций в иностранной валюте.

Порядок предоставления лицензий (документы):

- заявление о гос. регистрации;

- устав банка

- выписка из протокола общего собрания учредителей(решение собственников имущества) об утверждении устава банка

- документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объёме

- копии учредительных документов и свидетельство о гос регистрации учредителей

- сведения об учредителях – физ. лицах (копии трудовых книжек)

- справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством РБ

- документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юр адресу)

- анкеты кандидатур на должности руководителей, исполнительных органов и главного бухгалтера банка

- бизнес план

- документы, подтверждающие внесение вкладов в уставной фонд банка, по определённому Нац. банком перечню

- документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по опред. НБ перечню

- и др.

Порядок отзыва лицензии:

*Сообщение об отзыве

*Возмещение убытков

*Решение будущей судьбы.

 4.Органы управления и их компетенции в коммерческом банке.

Органы управления банка:

1. Общее собрание акционеров (высший орган управления)

2. Совет банка

3. Правление банка

К компетенции общего собрания относится:

- Изменение устава и размеров уставного капитала

- Избрание совета банка

- Утверждение годовых резервов деятельности

- Создание и ликвидация территориальных подразделений банка

К компетенции Совета банка относится:

* Определение основных направлений деятельности банка

* Созыв собрания акционеров

* Создание, реорганизация и ликвидация филиалов и представительств

* Осуществление контроля за деятельностью правления банка

К компетенции Правления:

> Утверждение структуры банка

> Утверждение тарифов на банковские услуги

> Утверждение внутренних документов, регулирующих порядок проведения банковских операций

> Рассмотрение отчётов о работе структурных подразделений банка

> Привлечение аудиторов для проверки деятельности банка

 5. Порядок регистрации, реорганизации и ликвидации коммерческого банка в РБ.

Коммерческие банки Республики Беларусь имеют право осуществлять банковскую деятельность с момента своей регистрации в Национальном банке. Но к этому моменту их уставный фонд должен быть в полном объеме сформирован, причем из собственных средств учредителей. Для контроля за законностью происхождения средств, вносимых в уставный фонд, предусмотрено их декларирование.

Минимальный размер уставного фонда устанавливается обычно центральным банком.

Для регистрации банка, создаваемого учредителями-резидентами, и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители представляют в Национальный банк Республики Беларусь следующие документы: 
- заявление о государственной регистрации.

- устав банка; 
- выписку из протокола общего собрания

- копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей

- сведения об учредителях

- справку налогового органа на суммы, подлежащие декларированию; 
- документ, подтверждающий право на размещение банка по месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах; 
- анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка.

- документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка каждым инвестором; 
- копии платежных документов о перечислении денежных средств в уставный фонд, акт оценочной комиссии о стоимости неденежного вклада, а также заключение независимой экспертизы о достоверности оценки вносимого в уставный фонд имущества; 
- бизнес-план на трехлетний период;
- документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций

- платежные документы, подтверждающие внесение платы за государственную регистрацию банка и общую лицензию.

Прекращение деятельности банков может произойти в результате их реорганизации или ликвидации. Реорганизация банка может быть произведена по решению его учредителей (участников) или по инициативе Национального банка. В ряде случаев реорганизация банка осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.

При реорганизации банка в учредительные документы вносятся необходимые изменения и производится его перерегистрация.

Ликвидация банка влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Банк может быть ликвидирован по решению его учредителей (участников), хозяйственного суда и Национального банка. Ликвидация банка по инициативе его учредителей (участников) производится с письменного согласия Национального банка. Основными причинами самоликвидации могут быть: истечение срока, на который создавался банк; достижение цели, ради которой он был создан; решение учредителя о дальнейшей нецелесообразности функционирования банка.

 6. Характеристика банковской системы РБ.

Банковская система — совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период; составная часть кредитной системы. В кредитную систему помимо банков входят специализированные финансово-кредитные учреждения (финансовые компании, лизинговые фирмы, инвестиционные компании, финансовые биржи, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды и др.).

Практикой сформировано несколько типов банковских систем: 
-централизованная (распределительная); 
-рыночная; 
-переходного периода (от централизованной к рыночной).

Банковская система переходного типа (например, в Республике Беларусь) содержит как рыночные компоненты, так и отдельные проявления старой централизованной системы, которые постепенно, по мере развития экономики и укрепления рыночных отношений исчезают.

В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая кредитная система: I уровень — центральный банк страны (Национальный банк Республики Беларусь), II уровень — коммерческие банки и другие небанковские финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. Существование двух уровней позволяет центральному банку посредством экономических методов регулировать деятельность банков второго уровня и воздействовать на процесс общественного воспроизводства.

Двухуровневая система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали — это отношения между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками; по горизонтали — отношения партнерства и конкуренции между различными низовыми звеньями банковской системы (коммерческими банками).

 7 Организационная структура Национального банка Республики Беларусь

Национальный банк — это единая централизованная организация. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Работа структурных подразделений и организаций Национального банка осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка. Для выполнения приходно-расходных кассовых операций во всех учреждениях эмиссионного банка организуются оборотные кассы.

По согласованию с Президентом Национальный банк может создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности. Им управляют два органа: Правление и Совет директоров.

Правление является высшим органом управления эмиссионным банком. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка, руководящий и управляющий им. Свои решения Правление принимает в форме постановлений.

Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Уставом Национального банка определяется компетенция Правления и порядок созыва его заседаний, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Общая организация работы Правления строится в соответствии с регламентом. Банковским кодексом введен ряд ограничений для членов Правления. Так, они не могут состоять в политических партиях, занимать другие государственные должности (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами страны).

Президент вправе освобождать их от должности с уведомлением Совета .

Правление Национального банка принимает решения простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого определяются Уставом Национального банка.

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет, директоров. Он организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь; определяет структуру Национального банка; устанавливает условия найма и увольнения, другие права и обязанности служащих Национального банка. В функции Совета директоров входит утверждение порядка проведения отдельных операций Национального банка, принятие решений о выпуске в обращение банкнот и монет, об изменении процентных ставок по операциям Национального банка, об установлении нормативов обязательных резервов, депонированных в Национальном банке, и др.

Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководителя Совета. Порядок его созыва и компетенция определяются Уставом Национального банка. Работа Совета директоров организована согласно регламенту.

Члены Совета директоров (за исключением его руководителя) назначаются Правлением в соответствии с установленным Уставом порядком. Уставом определяется и компетенция Совета директоров. Свои решения Совет директоров принимает в форме постановлений простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее шести членов. Заседания Совета директоров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Подразделения центрального аппарата Национального банка (департаменты и управления) объединены в четыре блока (за исключением управления внутреннего аудита). Монетарный блок включает департаменты: монетарной политики и экономического анализа; платежного баланса и банковской статистики; внешнеэкономической деятельности; монетарных операций; международных операций. В блок банковских продуктов и услуг входят финансово-экономическое управление и департаменты бухгалтерского учета и отчетности, эмиссионно-кассовых операций, расчетов и кредитно-финансовых инструментов. Надзорно-правовой блок объединяет департаменты юридический, банковского надзора, валютного регулирования и валютного контроля. Административный блок состоит из департамента администрации и управления кадровой политики, безопасности и защиты информации.

В свою очередь в состав департаментов входят несколько отделов и управлений. Так, департамент монетарных операций объединяет депозитарий и управления операций с ценными бумагами и реализации монетарной политики; департамент банковского надзора состоит из отдела регистрации и лицензирования и управлений методологии пруденциального надзора, организации надзора, инспекции, информационно-аналитического. Организационная структура и штатное расписание департаментов Национального банка утверждаются Председателем Правления. Директора департаментов назначаются на должность Председателем Правления банка по согласованию с Советом директоров. Выполняемые подразделениями функции отражают функции Национального банка в целом. К примеру, Юридический департамент осуществляет разработку и проведение общей правовой политики Национального банка, прогнозирование правового обеспечения банковской деятельности; Департамент монетарных операций регулирует ликвидность банковской системы и кредитных отношений, проводит процентную политику.

Законодательством Республики Беларусь, касающимся основ службы в государственном аппарате (о государственной службе), установлен статус служащих Национального банка.

Права и обязанности служащих Национального банка, условия их найма и увольнения определяются Советом директоров. Служащие Национального банка не имеют права: иметь и (или) приобретать лично либо через посредников акции (доли) банков или небанковских кредитно-финансовых организаций; занимать должности в банках и иных организациях на условиях штатного совместительства.

Высшим законодательным органом страны определяется размер уставного фонда Национального банка. Он формируется из средств государственного бюджета, целевых поступлений, прибыли самого банка и служит обеспечением обязательств Национального банка. Размер уставного фонда Национального банка по состоянию на 1 января 2003 г. был равен 60 млрд. белорусских рублей.

За счет отчислений от прибыли банка формируются резервный и иные фонды Национального банка. При осуществлении долгосрочных финансовых вложений и затрат капитального характера резервный фонд служит одним из источников обеспечения затрат. Национальным банком также формируются специальные резервы общих банковских рисков.

 8 Ресурсы коммерческого банка: структура и виды. Управление

ресурсами.

Банковские ресурсы — совокупность средств, находящихся в распоряжении банков и используемых ими для кредитных и других активных операций.

Источники банковских ресурсов образуются в результате проведения банками пассивных операций. Выделяют следующие основные группы пассивных операций коммерческих банков:

- первичное размещение долевых и долговых ценных бумаг собственной эмиссии;

- формирование и увеличение фондов банка;

- депозитные операции;

- кредиты и займы, полученные от других юридических лиц;

- другие операции.

При осуществлении коммерческим банком тех или иных пассивных операций у него образуются различные виды ресурсов: собственные и привлеченные.

Собственные средства коммерческого банка состоят из сформированных им фондов и прибыли, полученной банком в результате его деятельности в текущем году и на протяжении прошлых лет. Фонды банка составляют основу собственных средств. Каждый из них имеет определенное целевое назначение. Различаются также порядок и источники их формирования.

Кроме уставного фонда коммерческие банки формируют ряд фондов специального назначения (например, резервный фонд, фонд развития банка и т.д.), источниками создания и пополнения которых является прибыль банка. В отдельную группу можно выделить фонды банка, образование которых связано с различными внешнеэкономическими факторами. Это так называемые фонды переоценки.

В состав собственных средств банка входит ряд других элементов:

- созданные за счет прибыли банка резервы на риски и платежи;

- эмиссионные разницы, образующиеся в результате реализации первично размещаемых акций по цене, превышающей их номинальную стоимость;

- перераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет.

Собственный капитал банка является основой его коммерческой деятельности, обеспечивает финансовую устойчивость банка и его платежеспособность, служит источником покрытия непредвиденных расходов, являющихся следствием различных рисков банка.

Значительную часть банковских ресурсов составляют привлеченные средства.

По устоявшейся в мировой банковской практике традиции, в зависимости от способа аккумуляции все привлеченные ресурсы подразделяются на депозитные и недепозитные.

По экономическому содержанию депозиты можно разделить на несколько групп:

- до востребования;

- срочные;

- сберегательные вклады.

Под структурой банковских ресурсов понимается соотношение долей различного рода ресурсов банка в их совокупном объеме. На структуру ресурсов оказывают влияние различные факторы:

- состояние рынка ссудных капиталов;

- наличие у банка соответствующих лицензий, дающих право осуществлять операции с иностранной валютой и средствами физических лиц;

- продолжительность деятельности банка, от которой зависят объемы собственных и привлеченных ресурсов;

- состав клиентуры, являющейся поставщиком привлеченных средств;

- тип банка (специализированный или универсальный) и др.

Особого внимания заслуживает управление ресурсам и коммерческих банков, которое представляет собой деятельность, связанную с аккумуляцией денежных средств, определением размера и соответствующей структуры источников этих средств в непосредственной увязке с размещением.

Значительная роль в управлении банковскими ресурсами принадлежит коммерческим банкам, но поскольку изменение размеров и структуры банковских ресурсов оказывает воздействие на динамику показателей денежной массы, должно осуществляться и централизованное регулирование ресурсной базы коммерческих банков.

Основными целями управления ресурсами, проводимого коммерческими банками, являются:

- поддержание банком собственной ликвидности;

- удовлетворение спроса клиентов на кредитные вложения;

- получение прибыли, достаточной для выплаты дивидендов в размерах, удовлетворяющих акционеров, и для развития банка.

Важным элементом управления ресурсами коммерческого банка является управление его пассивами. Оно, как правило, заключается в определении оптимальной структуры источников банковских ресурсов для конкретного банка.

Одной из задач, решаемых в процессе управления ресурсами коммерческого банка, является их эффективное размещение, которое возмещало бы затраты по их привлечению и обеспечивало банку прибыль при одновременном выполнении требований ликвидности со стороны Национального банка Республики Беларусь. Это достигается благодаря тесной взаимоувязке пассивных операций с активами. Банк должен обеспечить количественное и качественное соответствие размеров и характера, имеющихся в его распоряжении ресурсов направлениям и срокам кредитных вложений, а также вложений в иные активы.

Коммерческие банки осуществляют ресурсное регулирование в основном в оперативном порядке. Ежедневно происходит сопоставление ожидаемых поступлений и обязательств, подлежащих погашению на конкретную дату. Свободные ресурсы могут быть использованы для увеличения кредитных вложений и для реализации на межбанковском рынке. Наряду с оперативным регулированием коммерческие банки составляют перспективные планы и прогнозы на месяц, квартал, год и другие периоды.

Управление банковскими ресурсами является достаточно сложным процессом, и от его качества во многом зависят ликвидность, доходность, рентабельность и общее финансовое состояние коммерческого банка.

 9. Активы коммерческого банка: структура и виды. Анализ активов.

Активы коммерческого банка условно можно разделить на четыре группы: 1) кассовая наличность и приравненные к ней средства; 2) предоставленные ссуды; 3) финансовые инвестиции; (4) прочие активы.

В состав первой группы активов (кассовая наличность и приравненные к ней средства) входят наличные деньги, которые находятся в распоряжении банка (операционная касса), остатки на корреспондентском счете в ЦБ, остатки на корреспондентских счетах в других банках, средства, бронированные на специальном счете в ЦБ в качестве минимальных резервов.

Активы, относящиеся к первой группе, не приносят коммерческим банкам дохода. Но банки всегда размещают часть привлеченных ресурсов в наличные деньги (банкноты и монеты), так как должны постоянно иметь возможность отвечать перед своими клиентами по обязательствам «до востребования». Наличные деньги требуются клиентам — юридическим лицам для выплаты заработной платы, оплаты командировочных, представительских расходов и т. д.; значительную часть привлеченных банком средств физических лиц банки также возвращают наличными.

К активам второй группы относятся предоставленные банком ссуды. Ссудные операции приносят универсальным коммерческим банкам наибольший доход.

Банковские ссуды классифицируют по различным признакам. С точки зрения категории заемщика выделяют кредиты юридическим и кредиты физическим лицам (потребительский банковский кредит). С точки зрения срока, на который предоставлена банковская ссуда, выделяют: а) краткосрочные ссуды (до одного года); б) среднесрочные ссуды (от одного года до трех лет); в) долгосрочные ссуды (свыше трех лет).

С точки зрения формы предоставления ссуды можно выделить два основных вида: 1) денежная ссуда; 2) кредитная ссуда. В первом случае речь идет о банковской операции, при которой банк предоставляет заемщику некоторую сумму денег на определенное время. Во втором случае речь идет лишь об обязательстве банка оплатить денежные требования к клиенту, если он не сделает этого самостоятельно. Такое обязательство банка дает возможность клиенту получать займы у третьих лиц, так как возврат этих кредитов обеспечен банком, имеющим, как правило, репутацию надежного финансового партнера.

Денежные и кредитные ссуды принимают конкретные формы.

 10. Методы управления активами

Коммерческие банки должны распределять привлеченные средства в различные виды активных операций не снижая прибыльность и ликвидность. При этом коммерческие банки могут руководствоваться тремя методами размещения средств

1.Метод общего фонда средств.

Средства, за размещение которых отвечает управляющий коммерческого банка, поступают из различных источников, включая вклады до востребования, сберегательные, срочные вклады, а также собственный капитал банка. В основе рассматриваемого метода лежит идея объединения всех ресурсов. Затем совокупные средства распределяются между теми видами активов (ссуды, правительственные ценные бумаги, кассовая наличность и т.д.), которые считаются подходящими. В модели общего фонда средств для осуществления конкретной активной операции не имеет значения, из какого источника поступили средства, пока их размещение содействует достижению поставленных перед банком целей.

Данный метод требует от руководства банка равного соблюдения принципов ликвидности и прибыльности. Поэтому средства помещаются в такие виды активных операций, которые наиболее полно соответствуют этим принципам.

2.Метод распределения активов.

Модель распределения активов устанавливает, что размер необходимых банку ликвидных средств зависит от источников привлечения фондов. Этим методом делается попытка разграничить источники средств в соответствии с нормами обязательных резервов и скоростью их обращения или оборачиваемостью. Например, вклады до востребования требуют более высокой нормы обязательных резервов по сравнению со сберегательными и срочными вкладами и скорость их оборота, как правило, также выше, чем у других видов вкладов. Поэтому большая доля каждого рубля вклада до востребования должна помещаться в первичные и вторичные резервы и меньшая часть - в такие инвестиции, как ссуды под долгосрочные облигации муниципальных органов.

Главным преимуществом рассматриваемого метода является уменьшение доли ликвидных активов и вложение дополнительных средств в ссуды и инвестиции, что ведет к увеличению нормы прибыли.

3.Метод научного управления.

Управление активами с помощью научных методов и исследования операций предполагает использование более сложных моделей и современного математического аппарата для анализа сложных взаимосвязей между различными статьями банковского баланса и отчета о прибылях и убытках. Этот подход может оказать большую помощь руководству банка в принятии решений.

Одним из методов, используемых специалистами по управлению для решения производственных проблем, является линейное программирование. Этот метод увязывает проблему управления активами с проблемой управления пассивами, с учетом ограничений в отношении как прибыльности операций, так и ликвидности.

При управлении активами и в иных сферах деятельности руководство коммерческого банка может эффективно использовать также и другие методы научного управления.

Основной недостаток использования научных методов управления касается главным образом мелких банков. Оно предполагает наличие сотрудников или консультантов с соответствующей подготовкой, а также вычислительного оборудования мощности, достаточной для расчета крупных моделей. И то и другое обходится очень дорого.

 11. Управление пассивами в коммерческом банке.

Необходимость эффективного управления пассивами для коммерческих банков в современных условиях определяется:

возрастающей конкуренцией на местных и мировых рынках;

возникновением новых сложных продуктов;

значительными изменениями в структуре привлеченных ресурсов;

возрастающим дерегулированием деятельности банков со стороны центральных банков;

экономической нестабильностью народного хозяйства;

необходимостью координировать деятельность банка по всем ее направлениям;

высоким уровнем требований к банкам пользователями;

необходимостью координировать подход к предоставлению банковских услуг в общих рамках управления рисками.

Управление пассивами обеспечивает достижение оптимальной структуры пассивов, обеспечивающих минимизацию затрат по привлечению источников финансирования. Целевыми результатами управления активами и пассивами являются:

защита акционеров и вкладчиков;

поддержание ликвидности на уровне, достаточном для покрытия всех потребностей денежных потоков, при возможности выгодного размещения избытка ликвидности;

управление процентным ГЭПом (разрывом между активами и пассивами, чувствительными к изменению процентной ставки) и максимизация доходов в пределах установленных лимитов рисков;

получение прибыли от торговли валютой в пределах лимитов риска;

поддержание достаточной величины капитала для погашения любых деловых рисков;

оптимизация оценки продуктов и услуг в целях обеспечения рационального управления активами и пассивами и максимизации доходов банка.

Основными задачами управления пассивами являются:

управление кратко- и долгосрочной ликвидностью банка;

поддержание и повышение рентабельности банка;

управление достаточностью и структурой капитала, затратами банка, особенно не связанными с выплатой процентов;

оптимизация и снижение налогового бремени;

стабилизация или увеличение рыночной стоимости банка.

Целью управления пассивами является предотвращение или исправление дисбаланса и защита от рисков банковской деятельности путем анализа последствий генеральной стратегии банка по структуре баланса и его рентабельности.

 12. Собственный капитал коммерческого банка. Показатели достаточности капитала.

Собственный капитал (средства) банка представляет собой денежные средства, внесенные акционерами (основателями банка), а также средства, образованные в процессе дальнейшей работы банка.

В сравнении с предприятиями других сфер работы собственный капитал коммерческого банка занимает незначительный удельный вес в совокупном капитале, приблизительно 8-10%, тогда как в промышленных фирмах 40-60%, и вдобавок он имеет другое назначение в банках, чем в других сферах предпринимательства. Если в последних это - снабжение платежеспособности и выполнение большинства оперативных функций предприятий и организаций, то собственный капитал коммерческого банка предназначено прежде всего для страхования интересов вкладчиков и меньшей мерой - для финансового гарантированного Вашей оперативной работы. Размер собственного денежных средств становится важным фактором обеспечения надежности функционирования банка и должны пребывать под контролем органов, какие регулируют деятельность коммерческих банков.

Назначение банковского денежных средств выражается в его функциях, к которым относятся следующие задачи,

1. Защитная, собственный капитал служит прежде всего, как уже отмечалось, для страхования интересов вкладчиков и кредиторов банка, а также с целью покрытия текущего ущерба от банковской работы.

2. Обеспечение оперативной работы, есть второстепенной с целью собственного денег банка. Эта функция ощутима на первых шагах работы банка, когда за счет собственного доходов организовывается его инфраструктура и разворачивается деятельность (финансируется приобретение компьютерной и оргтехники, строительство (аренда) офисов и т.п.).

3. Регулирующая, через фиксацию размера личного капитала регулирующие органы влияют на работа банка в основном. Размер собственного денежных средств коммерческого банка зависит от таких факторов,

- уровня минимальных стандартов НБУ к уставному фонду (это минимальный размер уставного фонда, который банк должен иметь уплаченным),

- специфики клиентуры. При большом количестве небольших вкладчиков личного средств необходимо будет меньше чем при больших вкладчиках,

- характера активных действий. Наличие значительного емкости рискованных мероприятий требует относительно большего размера личного капитала.

Капитал банка состоит из суммы основного и дополнительного доходов за минусом отворачиваний с учетом главных денежных средств. Состав основного и дополнительного капитала, а также отворачиваний определяется НБУ. При расчетах размер дополнительного средств не должен превышать размер основного капитала, как это определено международными стандартами. Отчисление стоимости главных средств осуществляется просто тогда, когда они превышают сумму основного и дополнительного капиталов за минусом отворачиваний.

 13. Управление собственным капиталом банка

Этапы планирования капитала:

- разработка общего финансового плана

- определение величины капитала, необходимого банку

-определение внутренних либо внешних источников роста капитала

- оценка и выбор наиболее приемлемого источника капитала.

В банковской практике используются два метода пополнения капитала:

1. метод внутренних источников пополнения капитала;

2. метод внешних источников пополнения капитала.

Внутренние источники прироста собственного капитала:

*Накопление прибыли в виде различных фондов и в нераспределённом виде;

*Дивидендная политика (выполнение двойной функции: увеличение доходов акционеров и наращивание капитала путём дополнительного выпуска акций)

*Переоценка основных средств (для банков, имеющих крупные вложения в недвижимость)

Внешние источники увеличения собственного капитала:

1.Продажа обыкновенных и привилегированных акций

2.Эмиссия капитальных долговых обязательств

3.Продажа и сдача в аренду некот видов основных фондов.

Эффект рычага. Основной проблемой при планировании капитала банка является выбор соотношения собственных средств и обязательств банка. Возможность этой задачи обусловлена тем, что с одной стороны чем больше такое отношение , тем больше степень надёжности банка, с дугой стороны чем больше доля привлечённых средств в общей сумме средств банка, тем больше прибыльность собственных средств.

Прибыль, заработанная с использованием всех средств банка будет относиться на сумму всех средств. Таким образом, чем меньше доля собственных средств в общем объёме средств банка, тем больше прибыль на 1 пай или в расчёте на 1 акцию.

 14. Депозитная политика коммерческого банка

Депозитная политика представляет собой комплекс мер, направленных на мобилизацию банками денежных средств юридических и физических лиц, а также госбюджета в форме депозитов с целью их последующего взаимовыгодного использования. Депозитная политика предполагает разработку научно обоснованных подходов к организации отношений коммерческих банков с юридическими, физическими лицами и государством по поводу привлечения их временно свободных денежных средств, а также определение целей и задач в этой области и проведение практических мероприятий по их реализации. При проведении депозитной политики учитываются принципы организации депозитных операций и их взаимосвязь с совокупным денежным оборотом, соотношение экономических и организационных методов в управлении депозитными операциями, формы депозитных счетов и сфера их применения, порядок открытия и закрытия депозитных счетов, правила зачисления и изъятия денежных средств клиентов, порядок и условия перевода денежных средств с одних депозитных счетов на другие, предельные сроки хранения денежных средств на депозитных счетах.

Депозитная политика ( выбор генеральной линии):

- стратегия лидера

- стратегия конкурента

- стратегия специалиста

- стратегия догоняющего (направлена на возмещение затрат, преимущественно мелкие и средние банки)

Задачи депозитной политики:

1)Соблюдение ликвидности баланса

2)Привлечение ресурсов с минимальными расходами

3)Привлечение ресурсов более длительные сроки

4)Создание в перспективе условий для устойчивости привлекаемых ресурсов

 15.Управление активами и пассивами в банке

Управление активами и пассивами в банке - это формирование и регулирование такой структуры активов и пассивов в банке, кот обеспечивает поддержание прибыльности и минимизации неоправданных рисков.

Управление активами и пассивами в банке позволяет получить:

-Оптимальную структуру активов с максимальной доходностью и минимальных риском;

-Оптимальную структуру пассивов с минимальными затратами;

-Структуру активов и пассивов, дающих максимальную маржу(положительную разницу между доходами и затратами).

Целевые ориентиры управления активами и пассивами в банке:

>Защита интересов акционеров и клиентов банка

>Обеспечение достаточного уровня ликвидности

>Управление разрывом между активами и пассивами, чувствительными к изменению процентной ставки

>Получение прибыли от торговли валют

> Поддержание достаточной величины капитала

>Оптимизация оценки банковских продуктов для увеличения доходов.

Типы управления активами и пассивами в банке:

1.Базовое – требования регулирующих органов принимаются как внутренние ориентиры для поддержания достаточности капитала.

2.Усложнённое – позволяет наращивать баланс в соответствии с оптимальной структурой активов и пассивов.

Модель управления активами и пассивами в банке: Выработка политики - (сбор внешней и внутренней информации, анализ) – Управление ценообразованием – (управление ликвидностью, управление процентным разрывом, управление валютой) – Управление ценообразованием – выполнение.

Информация необходима для того, чтобы банки могли:

1)Установить текущие и будущие риски

2)Количественно определить величину рисков активов и пассивов (%, валюта, инфляция)

3)Проанализировать ситуацию, необходимую для поддержания совокупной позиции баланса к изменению процентных ставок (положит, отриц, нейтральная)

4)Разработать мероприятия и просчитать их для поддержания заданной позиции

 16. Расчётные операции банков.

Расчётные технологии – способы организации и отражения по счётам бухучёта безналичных расчётов в соответствии с законом и норматив. требованиями.

Типы:

По поручению клиентов( управление направлено на получение дохода в виде комиссионных)

От имени самого банка( при выполнении банка своих обязательств на финрынке)

Задачи:

Проведение платежей и поступлений в строгом соответствии с поручением клиентов

Строгая регламентация расчётов законодательством и инструкциям банка

Риски:

Нарушение срока платежа

Несоответствие выбранной формы расчётов

Несоблюдение законодат. требований

Валютные риски

Межбанковских расчётов

 17. Риски расчётных операций.

Организация банком расчетных технологий сопровождается целым рядом рисков, и практически все из них активно управляются менеджментом в рамках различных банковских целей и стратегий. К основным расчетным рискам относятся:
• риски неплатежа или нарушения сроков платежа;
• риски несоответствия выбранной формы расчетов, способа платежа и документооборота характеру сделки и экономическому содержанию расчетной операции; 
• риски несоблюдения и нарушения законодательных и нормативных требований к организации расчетов;
• операционные или технологические риски, связанные с качеством работы всех подразделений банка, участвующих в расчетных операциях;
• риски межбанковских расчетных технологий.
Проведение расчетов по экспорту и импорту сопровождается валютными и страновыми рисками. 

1 2 3 4 5